Топ 10 радиосхем для начинающих часть 1: ТОП 10 СХЕМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ. Часть 2 / Interesting electrical circuits

Содержание

10 лучших упражнений на трицепс

Трицепс — это мышца плеча с тремя головками: длинной, медиальной и латеральной. Она работает каждый раз, когда вы разгибаете конечность в плечевом или локтевом суставе. Но чтобы накачать трицепс, разгибать руку надо под нагрузкой.

Выберите 1–2 подходящих вам по сложности упражнения. Включите их в свои тренировки и чередуйте каждую неделю. Разный тип нагрузки предотвратит привыкание и обеспечит постоянный рост.

Выполняйте 3–5 подходов по 8–12 раз. Вес подбирайте так, чтобы последние повторения в подходе давались с трудом, но техника не страдала.

1. Алмазные отжимания

В обычных отжиманиях большая часть нагрузки приходится на грудные мышцы. В алмазных за счёт узкой постановки рук акцент смещается на трицепсы.

Упритесь ладонями в пол так, чтобы большие пальцы соединялись, образуя «алмаз». Напрягите пресс и ягодицы, чтобы сохранять правильную форму тела, опустите плечи.

Выполняйте отжимания в полном диапазоне, до касания грудью пола.

2. Обратные отжимания на скамье

Ещё одно упражнение без специального оборудования. Найдите невысокую опору, повернитесь к ней спиной и поставьте ладони так, чтобы пальцы смотрели в стороны. Благодаря этой необычной постановке рук плечевой сустав будет меньше выходить вперёд, а значит, сократятся шансы повредить его.

Выпрямите ноги, не поднимайте плечи. Опуститесь до параллели плеч с полом, а затем выжмите себя наверх. Старайтесь делать упражнение плавно, без рывков: так вы максимально нагрузите трицепс и не травмируете сустав.

3. Отжимания на брусьях

Это упражнение можно выполнять с дополнительным весом или без него, если ваши мышцы ещё не готовы к утяжелению.

Возьмитесь за брусья, не поднимайте плечи, сведите лопатки. Опуститесь до параллели плеч с полом. Корпус держите прямо, не наклоняйтесь вперёд: это позволит максимально загрузить трицепсы. Выжмите себя наверх и повторите упражнение.

Если у вас пока не получается выполнять отжимание на брусьях с весом своего тела, попробуйте сделать его с помощью эспандера. Накиньте резиновую ленту на брусья, вставьте ноги в петлю и отжимайтесь с поддержкой.

4. Французский жим лёжа со штангой

Для этого упражнения можно использовать разные грифы: прямой, EZ или W. Изогнутый гриф позволяет взяться за штангу немного под углом — так удобнее.

Лягте на лавку, стопы прижмите к полу. Поднимите штангу перед собой и отведите прямые руки за голову. Если они будут перпендикулярны телу, в крайней точке трицепс будет отдыхать.

Теперь согните руки в локтях и опустите штангу за голову. Плечи не меняют своего положения, работают только предплечья. Верните штангу обратно и повторите.

5. Жим гантели из-за головы

В этом упражнении трицепс сначала растягивается под нагрузкой, а затем сокращается, чтобы вернуть руки в исходное положение.

Обхватите блин гантели двумя руками, поднимите её и отведите за голову. Теперь согните руки в локтях, опустите гантель и снова поднимите. Следите, чтобы плечи не двигались: работают только предплечья.

6. Разгибание рук с гантелями в наклоне

Это упражнение задействует не только трицепсы, но и задний пучок дельтовидных мышц. Это маленькие и слабые мышцы, поэтому не берите большой вес.

Наклонитесь вперёд с прямой спиной, руки с гантелями согните в локтях под прямым углом и держите близко к телу.

Разогните руки, а потом вернитесь в исходное положение. Не меняйте угол наклона спины, не двигайте плечами — работают только предплечья.

7. Разгибание одной руки с опорой на лавку

В отличие от предыдущего упражнения, тут вы опираетесь на лавку и работаете одной рукой. А потому можете взять больший вес и лучше прокачать трицепс.

Поставьте на лавку левую руку и колено, спину держите прямой, плечи опустите. Возьмите гантель в правую руку, согните локоть под прямым углом. Выпрямите его, удерживая близко к телу, а затем верните обратно.

8. Разгибание рук на блоке с канатной рукоятью

Разворот рук наружу позволяет больше нагрузить латеральную головку трицепса, то есть его внешнюю сторону.

Повесьте на блок канатную рукоять, возьмитесь за оба её конца. Примите устойчивое положение, выпрямите спину, опустите плечи, локти держите близко к туловищу.

Тяните рукоять вниз, пока руки не распрямятся. Одновременно разводите концы рукояти, разворачивая руки локтями в стороны.

9. Разгибание рук на блоке обратным хватом

Такое исполнение позволяет лучше нагрузить медиальную головку трицепса, расположенную ближе к внутренней части руки.

Повесьте на блок обычную рукоять, возьмитесь за неё обратным хватом. Разгибайте локти до полного распрямления руки и сгибайте обратно.

10. Разгибания на блоке из-за головы

В исходном положении трицепсы растянуты. Это увеличивает нагрузку на мышцы и позволяет лучше проработать их.

Встаньте спиной к блоку, возьмитесь за канатную рукоять и поднимите её над головой. Согните руки в локтях под прямым углом, выставьте согнутую ногу вперёд, чтобы принять устойчивое положение.

Теперь выпрямляйте и сгибайте руки.

Читайте также 💪🧐

Часть 1 — Манжеты гейм-дизайнера

Оксана Фомина, аналитик мобильных игр и приложений, рассказывает о том, как удерживать пользователей в играх жанра Casino.

 

 

 

 


Меня зовут Оксана Фомина, я анализирую поведение игроков и увеличиваю доходы игры, в том числе за счет повышения ретеншн игроков.

Игры жанра Casino обладают наивысшими показателями Retention Rate и Stickness factor (по данным отчёта Mobile Gaiming Benchmarks от GameAnalytics). Это неудивительно, ведь стоимость привлечения одного пользователя в игру колеблется от $6-8. В данной статье рассмотрены основные методы повышения ретеншн, которые применяют в слот-играх. Для анализа были выбраны 10 слот-игр, которые входят в ТOP-50 игр по доходу в AppStore.

Условно все методы удержания игроков можно разделить на три типа: основные, социальные и монетизационные. К социальным относятся такие методы как турниры, чаты, взаимодействия с друзьями и так далее. Монетизационные методы в большей степени направлены на улучшение монетизации игры, но также способствуют повышению удержания игроков. Ярким примером являются акции и аннуитетные платежи. Вместить все методы в одну статью невозможно. Поэтому выйдет серия из трех статей. В данной статье будут рассмотрены основные методы удержания.

Ежедневные бонусы являются одним из самых популярных способов простимулировать игроков чаще возвращаться в игру. В среднем, каждая вторая игра в ТОП-300 США по доходам использует данный метод. Позитивные эмоции от получения бонуса создают положительную ассоциацию с игрой в целом. В результате пользователи чаще запускают игру и играют чаще, что, в свою очередь, увеличивает их привязанность к игре.

Кроме того, они позволяют неплатящим игрокам продолжить играть.

В играх есть несколько типов бонусов. Одни вознаграждают за ежедневные возвращения, другие стимулируют игрока возвращаться несколько раз в течение дня. Подробно о типах ежедневных бонусов и о том, какие бонусы выбрать для вашей игры вы можете узнать в отчете компании Playliner.

Разберем несколько примеров ежедневных бонусов в слот-играх:

Рулетка в игре Heart of Vegas. Это шедевр! На одном экране игрок видит три бонуса одновременно: daily bonus, return bonus, friends bonus. Послания, которые мгновенно расшифровываются как «Заходи каждый день, приводи друзей, и у тебя будут гарантированные деньги каждый день!». Сделано красиво, лаконично, понятно с первого взгляда.


В игре Big Fish Casino встречаются несколько типов бонусов. Бонусы в виде сейфов рассчитаны на возвращение игроков в течение дня и заряжаются каждые 30 минут и 4 часа, а также рулетка на ежедневные возвращения. Какие-то бонусы доступны только с определенного уровня, на скриншоте ниже это Gold Vault. Это дает игрокам цель и стимул возвращаться в игру и проводить в ней больше времени.

Интересная реализация бонуса у игры Caesars Slots. Игрок не только получает бонусы, но и узнает интересные факты. Это подогревает интерес игроков заходить каждый день не только для получения самого бонуса, но и ради новой информации.

В игре HuuugeCasino классно реализован ежедневный бонус. Он рассчитан на то, что игрок будет заходить в игру каждые три часа. Причем бонус прогрессивный, с каждым последующим входом в игру вознаграждение увеличивается.

Ежедневные задания (Daily Missions/Quests или «дейлики» на игровом сленге) — ежедневное предложение игроку выполнить нескольких заданий за награду (как правило, от пяти и более). Задания могут быть совершенно разными: набрать ресурсов, возвести здания, сразиться с определенным монстром или запустить ту или иную игровую механику. Цель ежедневных заданий — выработать у пользователя привычку возвращаться в игру каждый день.

Наиболее часто ежедневные задания встречаются в стратегиях и баттлерах. Это связано с дополнительной ролью ежедневных заданий в играх этих жанров. И стратегии, и баттлеры отличаются очень широким игровым функционалом. Объяснить его в рамках туториала, как правило, не представляется возможным (точнее, это возможно, но от этого страдает качество обучения). По этой причине ежедневные задачи в данных жанрах зачастую выступают в качестве образовательных механик, демонстрирующих функционал игры и обучающих пользователя (через постановку ряда задач) игровому циклу.

Детальную информацию о ежедневных заданиях вы можете найти в бесплатном отчете компании Playliner.

Пример ежедневного задания в игре HuuugeCasino:

Первая сессия игрока очень важна. В этот момент игроки решают вернуться ли в вашу игру или удалить ее. Ранее я не встречала туториал в слот-играх. Скорей всего это связано с тем, что производители игр ориентировались исключительно на аудиторию игроков, которые много раз играли в реальных казино и им не надо объяснять правила игры. Сейчас из десяти проанализированных игр в четырёх был туториал. Это объясняется тем, что компании заинтересованы в привлечении новичков, которые могут стать лояльной целевой аудиторией. Кроме того, в играх появились игровые механики и дополнительный контент, с которыми необходимо познакомить пользователей.

Пошаговый туториал в HuuugeCasino:

Минус данного туториала в том, что на каждом шагу нет кнопки Skip. Кнопка пропуска туториала должна быть всегда — не стоит заставлять опытных игроков терять время на прохождение того, что они и так знают.

Лаконичный туториал в DoubleDown:

Отличительной чертой слот-игр являются различные системы программ лояльности и мини-игр.

VIP — программы стимулируют игроков быть преданными игре, а за это получать более значительные бонусы и преимущества. В каждой игре есть своя программа лояльности, со своими нюансами и преимуществами. Это показатель того, что разработчик подходит к игре как к сервису. Основная задача этих программ — удержать пользователя в игре.

В Heart of Vegas есть программа лояльности, которая четко показывает, что и в каком количестве ждет лояльных игроков. Плюс таинственная ширма, за которую можно попасть только по приглашению (INVITE ONLY). Это имитация закрытых игральных домов, доступ в которые открыт только избранным.

VIP-программа в Big Fish Casino:

Также отличным решением является накопление билетиков, которые позволяют выиграть дополнительные призы. Внедряя данный метод, вы создаете дополнительный игровой цикл в игре. Игрок играет на слот-машинах и зарабатывает билетики. Когда он соберет нужное количество, или когда ему наскучит основной геймплей, он не уйдет из игры, а сыграет в дополнительные мини-игры по билетикам. Они стимулируют не только зарабатывать их в процессе игры, но и делать покупки. Так как с каждой покупкой начисляются различные варианты поощрений (билеты, карточки, опыт и так далее). Таким образом, этот метод повышает не только ретеншн, но и улучшает монетизацию игры.

Пример из Big Fish Casino:


В игре DoubleUCasino есть мини-игра в лото. Игрок собирает билеты в виде карточек лото и участвует в розыгрыше. Чем больше таких билетов собрал игрок, тем больше шансов выиграть крупный приз.

На мой взгляд мини-игра с билетиками отлично подходит для матч-3 игр. Я обожаю матч-3 и могу играть достаточно долго, но определенная однообразность игроков утомляет. Если в игре нет дополнительного контента, как в Gardenscape или Homescape, то игроки быстро устают от уровней и покидают игру. Создав новый игровой цикл, вы удержите игроков и увеличите время игровой сессии.

Есть множество методов, способствующих повышению удержания игроков. Большинство способов применимы к играм любого жанра. Таким образом, детальный анализ поведения игроков и правильный подбор методов — путь к увеличению ключевых показателей игры, и как следствие — увеличению доходов.

Продолжение следует…

5 лучших схем для уверенных побед в FIFA 21

Поклонники виртуального футбола, возрадуйтесь! Вышла новая часть популярного канадского симулятора — FIFA 21. Мы уже оценили новую версию футбола и подготовили для тебя подробный список лучших схем, с которыми ты точно выведешь свой скилл на новый уровень. Читай внимательно и обязательно опробуй каждую тактику на деле — Weekend League на подходе!

1. Вечная классика: 4-2-3-1

Самый любимый и проверенный вариант каждого киберспортсмена. 4 защитника в глубине, 2 опорника, один из которых исполняет функцию бокс-ту-бокса, а второй разрушает все, что только можно разрушить. За атаку отвечают 3 полузащитника, где двое носятся по бровкам, а третий играет диспетчера, и один форвард, на которого будет играть вся команда.

Важно: данная схема лучше всего подойдет для новичков в онлайн-режиме FIFA, либо для тех, кто обожает долго выстраивать свои атаки. Если ты фанат тики-таки, Гвардиолы, 70% владения и долгих раскатов перед забитым мячом, то 4-2-3-1 — твой выбор. 

Подходящие игроки: пристальное внимание необходимо уделить двум опорникам. Не поскупись на полузащитников и копи на Н’Голо Канте в роли разрушителя и Поля Погба на месте бокс-ту-бокса — твой центр с этими парнями не пройдет никто. Форвард-тяжеловес вроде Харри Кейна — неплохой вариант, но пейс в этой части FIFA очень сильно решает. Получается, нападающему необходимо хорошо играть в пас и иметь взрывную скорость, чтобы играть в стеночку с атакующими полузащитниками и уверенно завершать атаки. Тимо Вернер как никто другой подойдет для этой роли!

Чего избегать: игры на контратаках и быстрых выпадов. В этой схеме все нужно делать размеренно и потихоньку вытягивать игроков соперника на мяч, чтобы потом создать своей атакой верный момент. И да, никаких слабаков в опорной зоне! Проверяй выносливость игроков перед приобретением и не забывай про задачу “закрывать центр” — тогда твои опорники забетонируют всю середину поля.

2. Голы в одно касание: 4-1-2-1-2 (2)

Абсолютно противоположный, но ничем не уступающий вариант схеме 4-2-3-1. Никаких долгих атак и оборонительного стиля игры — узость тактики позволяет дойти от середины поля до чужой штрафной в несколько касаний. Лучшая защита — это нападение!

Важно: выбирай 4-1-2-1-2 (2), если ты хочешь забивать сумасшедшее количество голов и терпеть не можешь игру через фланги. Твои правый и левый защитники должны иметь хороший пейс, дриблинг и выносливость, дабы штурмовать свои бровки на протяжении 90 минут. Небольшой лайфхак: оставь на замене других фланговых защей и выпускай их на 60-70 минуте, чтобы неустанно атаковать всем фронтом до самого конца встречи.

Подходящие игроки: в первую очередь смотри на характеристики скорости, паса и выносливости. Пейс в новой части решает на уровне FIFA 15, пас же необходим всем атакующим игрокам, которых в этой схеме будет аж семь! Если у трех твоих атакующих полузащитников стата пасов будет ниже 70-75 — пиши пропало. 

Чего избегать: деревянных и быстро устающих крайних защитников. С латералями вроде Сесара Аспиликуэты и Маркоса Алонсо далеко не уедешь — потеряешь и в обороне, и в атаке. Даже не смотри на крайков с показателем скорости ниже 85. Альфонсо Дэвис, Кайл Уокер, Ферланд Менди и Кевин Мбабу в этой схеме — твои лучшие друзья.

3. Баланс — наше все: 4-4-2

На эту схему долго не обращали внимание на киберспортивном уровне. Но 2 года назад все изменилось. После того, как Tekkz показал, что можно делать с 4-4-2 против популярной 4-2-3-1, все постепенно стали использовать ее в противовес классике. Данная схема даст тебе возможность атаковать сразу шестью игроками, когда в обороне стерегут четверо защитников — более безопасный вариант, нежели 4-1-2-1-2 (2), но в атаке все так же мощно и дерзко.

Важно: данная тактика — золотая середина между обороной и атакой. Если ты ищешь баланс во всем, то это, очевидно, вариант для тебя. Никаких провалов в обороне и быстрые атаки по всем зонам на поле — такое точно стоит опробовать в деле!

Подходящие игроки: сумасшедшие центральные полузащитники, умеющие и в отбор, и в атаку. Если тебе когда-нибудь удастся купить или выловить в паке Рууда Гуллита, то лучшей схемы, чем 4-4-2, для него просто не существует. Но и без легенды Нидерландов все еще может получиться — Раджа Наингголан чувствует себя в 4-4-2 как рыба в воде.

Чего избегать: опорников. Забудь про такую позицию на поле с этой схемой — им просто не хватит атакующей мощности для правильной реализации 4-4-2. Каземиро, Уилфред Ндиди и Фабиньо, несомненно, крутые игроки в FIFA 21, но здесь они погоды не сделают. 

4. Бегом в атаку: 4-3-3 (4)

А вот и атакующая схема для тех, кто любит играть через фланги. Несколько лет назад 4-3-3 (4) была самой популярной тактикой и у киберспортсменов, и у рядовых игроков, но из-за перехода на более осторожный и защитный футбол сошла на нет. Все изменилось в FIFA 21 — мы опробовали ее на деле, и она хороша, как раньше!

Важно: 4-3-3 (4) идеальна для момента, когда ты проигрываешь в 1-2 мяча, а отыграться жизненно необходимо. Отсутствие опорников и шесть человек в атакующей зоне позволят проводить любые атаки: фанат ты навесов либо раскатов в короткий пас. Не стоит играть ей все 90 минут, используй ее, как козырь в рукаве и удиви своего оппонента!

Подходящие игроки: игроки с хорошим ударом, дриблингом и скоростью на флангах. Ты не представляешь, как хороши на позициях ПФА и ЛФА футболисты с противоположной сильной ногой! Как пример, Лионель Месси, играющий на правом фланге атаки с основной левой ногой. Смещения с фланга в центр и закрученные удары станут твоими самыми частыми голами, поэтому ищи как можно более сильных игроков именно на эти позиции. Все тот же Лео Месси, Рияд Марез, Гарет Бэйл и Мохамед Салах покажут, как нужно забивать голы.

Чего избегать: бегунков без удара на флангах атаки. Лукас Моура — неплохой футболист в FIFA 21, но его цель на фланге — пробежать по бровке и прострелить в штрафную. Хороший игрок по ту сторону экрана быстро поймет тенденцию такой игры в атаке и быстро сведет такие выпады на нет. Не забывай про задачу “забегать за защитников” для атакующей тройки — этот элемент тактики принесет тебе очень много нужных голов.

5. Выбор редакции: 3-5-2

Схема, которая в одночасье стала любимой у десятка тысяч игроков по всему миру и у автора в частности. Если на бумаге 3 защитника могут смущать, то в игре и с правильными тактиками тебя будет ждать 7 игроков в обороне и сразу же 7 в атаке. Мы научим тебя доминировать с 3-5-2!

Важно: твоим главным игроком в данной схеме станет центральный атакующий полузащитник. Это — первая звезда твоей команды. Больше всего голов и ассистов наберет именно этот парень, даже несмотря на звездные лица в нападении. 3-5-2 — самая зависимая от тактик схема, но если все сделать правильно, то результат тебя поразит. Главными задачами для ЦАПа станут “оставаться впереди” и “свободное перемещение”. Это позволит твоей десятке штурмовать штрафную соперника отовсюду. Голы не заставят себя долго ждать! Лучше всего сейчас для 3-5-2 подходит Серия А, и мы объясним, почему.

Подходящие игроки: быстрые игроки на центральных защитниках и “рабочие лошадки” на флангах. ЦЗ со скоростью ниже 75 и ПП с ЛП с выносливостью ниже 85 в 3-5-2 — смертельный приговор. Серия А полностью удовлетворяет требованиям ЛП и ПП для данной схемы — вряд ли найдешь нужных игроков в какой-то другой лиге на данный момент. Ашраф Хакими и Робин Госенс станут твоими любимыми игроками в FIFA, обещаем! Ставь им задачи “забегать за защитников” и “оставаться сзади” — парни будут уверенно выжигать фланги на протяжении 90 минут.

Чего избегать: никаких “телег” на центральных защитниках и запрет на атакующих хавбеков без выносливости. В 3-5-2 таких ребят, как Джорджо Кьеллини и Леонардо Бонуччи, уничтожат буквально за несколько минут. Нужны быстрые и ловкие ЦЗ, которые смогут прикрыть огрехи остальной команды. Поставив на позиции фланговых полузащитников игроков вроде Усмана Дембеле и Джейдона Санчо, можно попрощаться с данной схемой навсегда. Повтори путь Антонио Конте в “Юве” и удиви соперников правильным владением 3-5-2!

Мы разобрали все основные схемы для комфортной игры в FIFA 21 — остальное за тобой. Играй и выигрывай вместе с нашими лайфхаками — ты не пожалеешь, даем слово!

Как ставить на чемпионаты по FIFA? Рассказываем о стратегии ставок на киберфутбол.

Фото: СТАВКА TV.

Сколковская школа синтеза цифровых схем

Сколковская Школа Синтеза Цифровых Схем — это инициатива, созданная для быстрой модернизации российского образования в области проектирования цифровых микросхем на уровне регистровых передач (Register Transfer Level — RTL).

Эта фундаментальная технология,которой пользуются инженеры Apple, Intel, NVidia и других электронных
компаний для проектирования микросхем в смартфонах, компьютерах,ускорителях машинного обучения.

Для успешного развития таких проектов в России необходимо вырастить суперзвезд-микроархитекторов, которые составляют костяк групп разработчиков внутри электронных компаний.

Этот процесс имеет смысл начинать еще со школы, примерно так же, как происходит формирование профессиональных математиков, победителей спортивных олимпиад и концертных музыкантов.

 

Партнер и спонсор проекта Фонд Сколково 

Спонсор проекта компания ООО Ядро Микропроцессоры

Спонсоры трансляции компания:

Уважаемые участники Сколковской школы синтеза цифровых схем !

Изменилась программа занятий школы, мы добавили несколько новых тематических занятий и продлили курс до апреля 2022 года. 

Подробности см. ниже.

Следующее занятие пройдет 19 марта 2022 года в Московском институте электронной техники(МИЭТ) в Зеленограде  с 12:00 до 15:00.

ОЧЕНЬ ВАЖНО!  Для прохода на территорию МИЭТ необходимо иметь при себе паспорт !!!

Все желающие посетить занятие должны ДО ЧЕТВЕРГА(17 марта) включительно прислать свои данные (ФИО) на почту [email protected]

Будет вестись прямая трансляция занятия и запись на канал ChipEXPO в Youtube.

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Начала продвинутой микроархитектуры: восстановление порядка транзакций и внеочередное выполнение инструкций


12:00-13:00. Восстановление порядка транзакций после обработки их блоком

                     с переменной латентностью и внеочередными ответами.
                      Никита Поляков, старший инженер Syntacore.
13:00-15:00. Внеочередное выполнение инструкций, алгоритм Томасуло

                      и переименование регистров.
                     Александр Силантьев с коллегами по МИЭТ.

 

Спонсоры мероприятия

          

Дорогие друзья, участники «Школы синтеза цифровых схем», которая проходила в 2020 го и в 2021 году в Сколково

в рамках деловой программы выставки ChipEXPO.

 

Школа оказалась очень популярна, и мы решили расширить ее до полноценного семестрового курса по субботам, с объемом материала на уровне университетских лабораторных по FPGA, к которым мы добавили элементы компьютерной архитектуры, базовый туториал для ASIC и некоторые практические навыки.

Новый цикл занятий начнется с 30 октября 2021, закончится в апреле 2022 и будет проходить по субботам в Технопарке Сколково в Москве, с трансляцией на Youtube канал ChipEXPO.

В 2021 году будет 7 занятий. Фактически 3-х дневный курс школы на ChipEXPO с упражнениями на FPGA будет расширен до 7 дней (суббот).
А после Нового Года, начиная с 15 января — три более продвинутые занятия с комбинацией schoolRISCV и элементов микроархитектуры.
Наконец, в апреле мы организуем имитацию собеседования (в формате олимпиады / письменного экзамена) и его разбор, чтобы учащиеся поняли, что их ждет при поступлении на работу в серьезную электронную компанию и готовы ли они к этому.
Последние занятия не будут требовать наличия FPGA плат — собеседование / олимпиада будет состоять из решения микроархитектурных задач c помощью онлайн-платформы EDA Playground, написания коротких программ на ассемблере в симуляторе процессора RARS и ответов на письменные вопросы.
Одновременно с апреля мы начнем формировать второй поток желающих пройти обучение в школе.

После окончания школы планируется организовывать хакатоны в ведущих ВУЗах — МИЭТ, ВШЭ МИЭМ, МИРЭА, МГУ и т.д.

О том, как подготовиться к занятиям и как подготовить свое компьютер — статья Юрия Панчула на Хабре.


 

Сколковская Школа Синтеза Цифровых Схем, основной курс

Программа позволяет начать с нуля и заглянуть внутрь разработки современных микросхем. Представляет собой расширенную до семестра программу трехдневной школы на выставке ChipEXPO, с объемом материала на уровне университетского лабораторного практикума по реконфигурируемым микросхемам FPGA, к которому добавлены элементы курсов компьютерной архитектуры и микроархитектуры процессорных ядер, демонстрация систолических массивов для аппаратного ускорения вычислений искуственного интеллекта, а также базовый туториал по использованию профессиональных средств проектирования массовых микросхем ASIC. 

Проводится в технопарке Сколково по три часа каждую субботу по указанным ниже датам. Предназначена для трех категорий слушателей:

1. Школьники-старшеклассники олимпиадного типа смогут понять, что представляют из себя работы в микроэлектронной промышленности: проектирование чипов для смартфонов, игровых приставок и самоуправляющихся автомобилей, или использование микросхем реконфигурируемой логики для управления космическим кораблем.

2. Студенты младших курсов смогут заложить твердую основу для дальнейшего изучения схемотехники и архитектуры компьютеров в их вузах.

3. Преподаватели вузов, физматшкол или кружков технологии смогут найти материал для постановки или улучшения своих курсов.

Два заключительных занятия отводятся под имитицию собеседования на позицию проектировщика цифровых микросхем на уровне регистровых передач. Для этого используютcя микроархитектурные задачки по мотивам реальных вопросов, которые задают на собеседованиях в топ-20 электронных и аэрокосмических компаниях мира. Победители получат поощрительные призы и рекомендации.

План занятий:

2021 год

30 октября 2021:  1. Введение в маршрут проектирования и упражнения с комбинационной логикой.
13 ноября  2021:  2. Архитектура: вид процессора с точки зрения программиста.
20 ноября  2021:  3. Последовательностая логика и конечные автоматы.
27 ноября  2021:  4. Разбор учебного проекта: распознавание и генерация звуков и мелодий.
  4 декабря 2021:  5. Конвейеры и систолические массивы, с приложением для искуственного интеллекта.
11 декабря 2021:  6. Разбор учебного проекта: модульная графичеcкая игра со спрайтами.
18 декабря 2021:  7. Микроархитектура однотактового процессора.
25 декабря 2021:  8. Микроархитектура конвейерного процессора.

2022 год

*** Секция «Введение в центральные процессоры»

15 января 2022: 9. Проектирование процессорного кэша и измерение его
производительности.
Ведут инженеры компании Syntacore Николай Терновой и Павел Куроедов.

*** Секция «Стандартные блоки и приемы проектирования»

22 января 2022: 10. Стандартные блоки и приемы проектирования: очереди
FIFO и кредитные счетчики.
29 января 2022: 11. Стандартные блоки и приемы проектирования:
арбитры, банки и разделение памяти.

Ведет Дмитрий Смехов, инженер-разработчик ПЛИС, компании IRQ, ИнСис и
Inline Group.

*** Секция «Маршрут проектирования массовых микросхем ASIC»

 5 февраля 2022: 12. Пробуем маршрут RTL2GDSII: как разрабатываются
массовые микросхемы. Часть I. Cadence.
12 февраля 2022: 13. Пробуем маршрут RTL2GDSII: как разрабатываются
массовые микросхемы. Часть II. Synopsys.

Синтез, размещение и трассировка двух примеров — schoolRISCV и модуля
игры со спрайтами. Демонстрация измерения динамического
энергопотребления и формальной верификации логической эквивалентности,
Logic Equivalence Checker — LEC.

Проводится в МИЭТ. Ведет Александр Михайлович Силантьев, преподаватель
Национального исследовательского университета «Московский институт
электронной техники» (МИЭТ).

19 февраля 2022: 14. Маршрут физического проектирования от Siemens EDA
/ Mentor Graphics.

Занятие состоит из двух частей. В первой части демонстрируется
смешанный маршрут проектирования, когда для логического синтеза
используются программы для Cadence или Synopsys, а для физического
размещения и трассировки используеются программы от Siemens EDA /
Mentor Graphics.

Вторая часть — обзор алгоритмов, которые используются на маршруте RTL2GDSII.

Ведет Александр Силантьев, МИЭТ с помощью лекторов из МИЭТ и Mentor Graphics.

26 февраля 2022: 15. Продвинутая отладка с помощью временных диаграмм
и утверждений темпоральной логики.

С участием лекторов из Mentor Graphics / Siemens EDA.

*** Секция «Продолжение работы с периферийными устройствами, графикой и звуком»

5 марта 2022: 16. Подсоединение FPGA платы к компьютеру через
текстовую консоль PuTTY, с использованием переходника USB-to-UART.
Разбор учебного проекта: стековый калькулятор c обратной польской
записью и диалогом с пользователем через компьютер.

Организатор — Рафаэль Ильясов, руководитель Дизайн-центра электроники
и микроэлектроники Университета Иннополис.

12 марта 2022: 17. Графика с кадровым буфером (frame buffer). Создаем
видеопроцессор, который может рисовать прямые, квадраты и окружности
по командам, которые генерирует центральный процессор.

Ведет Дмитрий Смехов.

19 марта 2022: 18. Первые шаги в цифровой обработке сигналов (ЦОС) /
Digital Signal Processing (DSP). Эксперименты с цифровым фильтром,
микрофоном и усилителем. Изменение тембра голоса или мелодии, создание
эха. Презентация о практическом использовании преобразования Фурье и
демонcтрация его на FPGA.

Сергей Анатольевич Иванец, декан факультета электронных и
информационных технологий, Черниговский национальный технологический
университет, Украина.
В кооперации с Александром Силантьевым, МИЭТ.

*** Секция «Стандартные блоки и приемы проектирования: продолжение»

26 марта 2022: 19. Пересечение тактового домена, Clock Domain Crossing
— CDC. Обмен данными между блоками, которые работают на разных
частотах. Популярная тема во время интервью. Разбор нескольких
способов, как избежать потери данных или получения лишних данных, в
том числе с помощью применекния асинхронной очереди FIFO.

Организует Александр Силантьев.

Секция «Продвинутая микроархитектура центральных процессоров»

2 апреля  2022: 20. Внеочередное выполнение инструкций, алгоритм
Томасуло и переименование регистров.

Организует Александр Силантьев с коллегами по МИЭТ.

9 апреля  2022: 21. Три образовательных пакета с учебными процессорами:

1. Упражнения с учебным процессором YRV с архитектурой RISC-V от Монте Далримпл.

Подготовкой материалов занимается Дмитрий Смехов и Иннополис.

2. Упражнения с пакетом RVfpga от компании Imagination Technologies на
основе RISC-V ядра от Western Digital, с использованием плат с Xilinx
Artix-7 FPGA.

В подготовке принимает участие декан Илья Кудрявцев из Самарского
Университета, МИЭТ и Imagination Technologies.

3. Использование языка TIE для расширения процессоров Tensilica XTensa
от Cadence Design Systems.

При необходимости, это занятие может быть расширено.

Секция «Проверка и соревнование»

16 апреля  2022: 22. Имитиция собеседования на позицию проектировщика
цифровых микросхем на уровне регистровых передач.
23 апреля  2022: 23. Разбор имитации интервью и презентации проектов
участников Школы.
 

До участия в школе мы рекомендуем пройти три части теоретического курса от РОСНАНО, под общим названием «Как работают создатели умных наночипов»:

«От транзистора до микросхемы»,

«Логическая сторона цифровой схемотехники»,

«Физическая сторона цифровой схемотехники».

Ждем вас на Сколковской Школе Синтеза Цифровых Схем.

——————————————————————————

Детали программы:

1. Введение в маршрут проектирования и упражнения с комбинационной логикой.

Для тех, кто не участвовал в Школе на ChipEXPO:

* Начало работы со средой проектирования Intel Quartus Prime Lite Edition и платами с микросхемами реконфигурируемой логики Intel FPGA.

* Установка необходимого программного обеспечения на принесенных участниками школы ноутбуках и решение проблем с драйверами под Windows и Linux.

* Опробование маршрута проектирования на основе синтеза кода на языке описания аппаратуры Verilog.

* Простые упражнения с кнопками, лампочками, логическими элементами и мультиплексорами.

* Объяснение связи упражнений на FPGA c разработкой микросхем ASIC в массовых гаджетах.

Для тех, кто уже участвовал в Школе на ChipEXPO — более сложная комбинационная схема, сумматор чисел с плавающей точкой. Участники получат:

* Шпаргалку со всеми арифметическими операциями и контрольными стуктурами Verilog.

* Описание стандарта IEEE 754 для чисел с плавающей точкой.

* Заголовок модуля с портами вводы-вывода для слагаемых и результата, а также для признаков NaN («not a number» — «не номер»), положительной и отрицательной бесконечности.

* Тестовое окружение на SystemVerilog для верификации работы сумматора.

* Обвязку для запуска модуля на FPGA плате, с наблюдением результата на семисегментном индикаторе.

Сначала участники, после обсуждения, пробуют реализовать модуль сами, а затем сравнивают свои решения с решением от преподавателя.

Вступительные речи:
Александр Биленко, организатор ChipEXPO.
Юрий Панчул, инженер-проектировщик и автор образовательных программ в области микроэлектроники.

Ведущий:
Александр Михайлович Силантьев,

преподаватель Национального исследовательского университета

«Московский институт электронной техники» (МИЭТ).

——————————————————————————

2. Последовательностая логика и конечные автоматы.

Разработка схем с использованием элементов состояния, D-триггеров.

Для тех, кто не участвовал в Школе на ChipEXPO:

* Упражнения со счетчиком, сдвиговым регистром и выводом на динамический семисегментный индикатор.

Для тех, кто уже участвовал в Школе на ChipEXPO или закончил первые упражнения раньше — дополнительные упражнения:

* Двигающиеся изображения на семисегментном индикаторе и конечный автомат кодового замка.

Ведущий:
Александр Силантьев.

——————————————————————————

3. Разбор учебного проекта: модульная графичеcкая игра со спрайтами.

Рассказ про генерацию графики на VGA.

Упражнение с рисованием на экране разноцветных квадратов и других статических изображений.

Презентация примера графической игры с параллельно вычисляемыми спрайтами и конечными автоматами для сценария игры.Демонстрация запуска игры на плате.

Обсуждение модификации игры с помощью добавления новых спрайтов и изменения сценария. 

Модификация игры студентами.

Ведущие:

Удаленно: Сергей Анатольевич Иванец, декан факультета электронных и информационных технологий, Черниговский национальный технологический университет, Украина.

Михаил Коробков, fpga-systems.ru.

——————————————————————————

4. Разбор учебного проекта: распознавание и генерация звуков и мелодий.

Предисловие к примерам работы со звуком: рассказ про протоколы SPI и I2S, которые используются в периферийных устройствах: микрофоне Digilent Pmod MIC3 и усилителе Digilent Pmod AMP3.

Для тех, кто не участвовал в Школе на ChipEXPO:

* Демонстрация распознавания ноты с помощью измерения периода синусоиды главной гармоники.

* Упражнение с распознаванием простой мелодии с помощью конечного автомата и выводом результата распознавания на семисегментный индикатор.

* Демонстрация использования модуля усилителя для генерации.

* Упражнение с генерацией простой мелодии с помощью конечного автомата.

Для тех, кто уже участвовал в Школе на ChipEXPO или закончил первые упражнения раньше — дополнительные упражнения:

* Совместить конечный автомат для распознавания мелодии с конечным автоматом для генерации мелодии — после распознавания последовательности нот схема должна продолжить мелодию.

* Обсуждение модификации примеров, введение в них других компонент: датчика освещения Digilent Pmod ALS и поворотного энкодера Digilent Pmod ENC. Данные с этих устройств могут использоваться для регуляции громкости или высоты генерируемого звука, или, альтернативно, для изменения скорости генерируемой мелодии.

* Краткое упоминание о более продвинутой обработке звуков методами цифровой обработки сигналов, с помощью цифровых фильтров и Фурье-преобразования, без углубления в математику.

Ведущие:

Виктор Прутьянов, SberDevices.
Мария Беличенко, преподаватель игры на флейте, будет играть ноты и мелодии для распознавания FPGA платой.

——————————————————————————

5. Конвейеры и систолические массивы, с приложением для искуственного интеллекта.

Зачем нужен конвейер? Подведение к идее конвейера по шагам, в процессе разбора реализаций арифметического блока для вычисления квадратного корня: с вычислениями за один такт, с итеративными вычислениями и с организацией конвейера с различными числом стадий.

При разборе первого шага (вычисления квадратного корня за один такт): объяснение концепций задержек, статического временного анализа, критического пути, запаса (slack) и максимальной тактовой частой для схемы.

От конвейера к систолическому массиву. Эффективный способ умножения матриц. Применение к вычислениям нейросети для обработки группы векторов. Использование блочного умножения для обработки больших матриц с помощью компактного систолического массива.

Ведущие:

Михаил Сергеевич Шуплецов, доцент кафедры математической кибернетики, к.ф.-м.н. ВМК МГУ.
Владимир Зунин, Александр Юрьевич Романов, к.т.н., доцент Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

——————————————————————————

6. Архитектура: вид процессора с точки зрения программиста.

Лекция об ассемблере RISC-V с одновременными упражнениями на симуляторе процессора на уровне инструкций.

Как работает компилятор: от языка высокого уровня к инструкциям ассемблера.

Ведущий:

Никита Поляков, проектировщик микропроцессоров с архитектурой RISC-V в российской компании Syntacore.

——————————————————————————

7. Микроархитектура: вид процессора с точки зрения схемотехника.

Лекция по аппаратной организации процессора schoolRISCV, с вариантами одноцикловой и конвейерной микроархитектуры.

Демонстрация симуляции процессора в среде Siemens EDA / Mentor: ModelSim Starter Edition и Questa Advanced Simulator. Использование средств просмотра сигналов (waveform viewer) для отладки.

Демонстрация синтеза процессора и запуск его на платах.

Упражнение по добавлению в процессор инструкции и верификации с помощью программного теста. Измерение максимальной тактовой частоты получившегося варианта процессора.

Обсуждение упражнения по добавлению в систему в FPGA датчика освещения и других периферийных устройств.

Ведущий:

Станислав Жельнио

——————————————————————————

8. Пробуем маршрут RTL2GDSII: как разрабатываются массовые микросхемы.

Демонстрация использования профессиональных программ Cadence Genus и Innovus для синтеза, статического временного анализа, размещения и трассировки учебного процессора schoolRISCV с простейшим планом начального размещения (floorplan).

1. Логический синтез.
2. Определение плана начального размещения.
3. Определение ячеек ввода-вывода.
4. Определение сети подачи питания.
5. Синтез дерева тактовых сигналов.
6. Окончательное размещение.
7. Трассировка сигналов.
8. Статический временной анализ с учетом размещения и трассировки.
9. Окончательная проверка DRC и LVS.
10. Генерация GDSII файла.

Затем студенты выполняют те же шаги с Cadence Genus и Innovus.

В конце — обзорная презентация о микроэлектронном производстве.

Ведущие:

Александр Силантьев.
Виктор Прутьянов.

——————————————————————————

9. Элементы микроархитектуры 1: очереди FIFO и кредитные счетчики.

Что такое очередь FIFO. Как очередь FIFO устроена внутри — перемещение указателей, а не данных. Демонстрация в симуляторе и на FPGA плате.

Использование FIFO для временного хранения данных, перемещающихся между блоками. Понятие backpressure (задержки потока данных).

Использование комбинации из конвейера, очереди FIFO и кредитного счетчика для максимизации пропускной способности и минимизации ресурсов.

Разбор примера: процессорное ядро schoolRISCV посылает сообщения другому ядру schoolRISCV через блок шифрования сообщений. Очередь FIFO ставится после конвеера блока шифрования. Запись данных в блок шифрования происходит через запись в определенные адреса в адресном пространстве первого процессорного ядра, чтение данных из FIFO происходит через чтение из определенных адресов в адресном пространстве второго процессорного ядра.

Ведущие:

Дмитрий Смехов, инженер-разработчик ПЛИС, компании IRQ, ИнСис и Inline Group.
Виктор Прутьянов.

——————————————————————————

10. Элементы микроархитектуры 2: арбитры, банки и разделение памяти.

Что такое арбитр. Как использовать арбитр для разделения памяти между двумя или несколькими блоками. Повышение эффективности с помощью использования банков памяти. 

Разбор примера: три процессорных ядра schoolRISCV читают свои потоки инструкций из общей памяти, используя арбитр для доступа к ней. Демонстрация существенного снижения скорости работы всех трех ядер. Введение сначала двух, потом четырех банков памяти. Демонстрация повышения скорости работы в зависимости от того, читают ли процессорные ядра одни и те же адреса или разные.

Ведущие:

Дмитрий Смехов.
Виктор Прутьянов.

——————————————————————————

11. Элементы микроархитектуры 3: строим процессорный кэш.

Откуда появилась нужда в кэшах — разрыв между скоростью логики и скоростью памяти. Временная и пространственная локальность. Типы кэшей — ассоциативный, прямой, многонаборный. Политика записи и выделения строки кэша. Стратегии выталкивания. Уровни кэширования и связь с многоядерными кластерами.

Разбор примера: подключаем процессорное ядро schoolRISCV к контроллеру внешней SDRAM памяти на FPGA плате. Наблюдаем потерю производительности по сравнению с использованием внутренней памяти. Подключаем простейший ассоциативный кэш и наблюдаем компенсацию потери производительности.

Домашний проект для особо продвинутых: подключить к schoolRISCV пример контроллера кэша на верилоге из приложения к учебнику Хеннесси-Паттерсона.

Ведущие:

Николай Терновой, Богдана Тищук, Павел Куроедов, Syntacore

——————————————————————————

12. Имитиция собеседования на позицию проектировщика цифровых микросхем на уровне регистровых передач.

Для этого используютcя микроархитектурные задачки по мотивам реальных вопросов, которые задают на собеседованиях в электронные компании.

——————————————————————————

13. Разбор имитации интервью с вручением поощрительных призов.
 

Топ‑10 научной фантастики десятилетия | Издательство АСТ

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected]

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу