Датчик положения коленчатого вала: принцип работы, признаки неисправности и способы диагностики

Что представляет собой датчик положения коленвала. Как он влияет на работу двигателя. Какие симптомы указывают на его неисправность. Как проверить и заменить датчик коленвала.

Содержание

Что такое датчик положения коленчатого вала и за что он отвечает

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) — это важный элемент системы управления двигателем современного автомобиля. Его основная задача — определять точное положение и скорость вращения коленчатого вала двигателя и передавать эту информацию в электронный блок управления (ЭБУ).

ДПКВ выполняет следующие ключевые функции:

  • Синхронизирует работу топливных форсунок и системы зажигания
  • Позволяет ЭБУ точно рассчитывать момент подачи топлива и зажигания искры
  • Обеспечивает корректную работу двигателя на всех режимах
  • Контролирует частоту вращения коленвала

Без исправного датчика положения коленвала нормальная работа современного двигателя невозможна. Поэтому важно знать признаки его неисправности и уметь вовремя диагностировать проблему.


Принцип работы и устройство датчика коленвала

По принципу действия датчики положения коленвала делятся на три основных типа:

1. Индуктивные (магнитные) датчики

Это наиболее распространенный тип. Принцип работы основан на изменении магнитного поля при прохождении зубьев специального диска мимо датчика. Не требует отдельного питания.

2. Датчики Холла

Работают на эффекте Холла — возникновении разности потенциалов при воздействии магнитного поля на проводник с током. Требуют питания от бортовой сети.

3. Оптические датчики

Используют прерывание светового потока от светодиода к фотоприемнику при вращении диска с прорезями. Применяются реже из-за чувствительности к загрязнениям.

Независимо от типа, конструкция ДПКВ обычно включает:

  • Корпус с разъемом для подключения
  • Магнитный сердечник с обмоткой (для индуктивных)
  • Постоянный магнит
  • Зубчатый диск на коленвале (задающий диск)

Расположение датчика положения коленвала

Где находится датчик коленвала? Его точное расположение зависит от модели двигателя, но обычно ДПКВ устанавливается:


  • Рядом со шкивом коленчатого вала
  • На специальном кронштейне возле маховика
  • В передней части двигателя у шкива привода ГРМ

Зазор между датчиком и зубчатым диском должен составлять около 1 мм. Он регулируется с помощью специальных шайб при установке.

Основные признаки неисправности датчика положения коленвала

Как понять, что датчик коленвала неисправен? На это указывают следующие симптомы:

  • Затрудненный пуск двигателя или полная невозможность запуска
  • Периодическая самопроизвольная остановка мотора
  • Плавающие обороты на холостом ходу
  • Рывки и подергивания при движении
  • Повышенный расход топлива
  • Загорание лампы «Check Engine» на приборной панели

При появлении таких признаков необходимо провести диагностику и проверить исправность ДПКВ.

Как проверить датчик положения коленчатого вала

Существует несколько способов диагностики ДПКВ:

1. Проверка мультиметром

Измеряется сопротивление обмотки датчика. Для большинства моделей оно должно составлять 550-750 Ом. Значительное отклонение говорит о неисправности.


2. Проверка осциллографом

Позволяет оценить форму и амплитуду сигнала датчика. На холостых оборотах амплитуда должна быть не менее 6В.

3. Диагностика сканером

Считываются коды ошибок из памяти ЭБУ. Коды P0335-P0338 указывают на проблемы с ДПКВ.

4. Визуальный осмотр

Проверяется целостность разъема, отсутствие повреждений проводки, загрязнений датчика.

При обнаружении неисправности датчик необходимо заменить.

Процедура замены датчика положения коленвала

Замена ДПКВ выполняется в следующем порядке:

  1. Отключить минусовую клемму аккумулятора
  2. Найти расположение датчика в моторном отсеке
  3. Отсоединить электрический разъем
  4. Открутить болт крепления датчика
  5. Извлечь старый датчик
  6. Установить новый ДПКВ, соблюдая правильный зазор
  7. Закрепить датчик и подключить разъем
  8. Подключить аккумулятор и проверить работу двигателя

После замены рекомендуется провести адаптацию ЭБУ с помощью диагностического сканера.

Возможные причины выхода из строя датчика коленвала

Почему может сломаться датчик положения коленчатого вала? Основные причины:


  • Механические повреждения при ремонтных работах
  • Попадание посторонних предметов между датчиком и диском
  • Окисление контактов разъема
  • Перегрев двигателя, приводящий к повреждению изоляции
  • Естественный износ за длительный срок эксплуатации

Для продления срока службы ДПКВ важно своевременно обслуживать двигатель и не допускать его перегрева.

Можно ли ездить с неисправным датчиком коленвала

Эксплуатация автомобиля с неисправным датчиком положения коленвала крайне нежелательна по нескольким причинам:

  • Повышается риск внезапной остановки двигателя
  • Возрастает расход топлива
  • Падает мощность и ухудшаются динамические характеристики
  • Возможно повреждение катализатора из-за пропусков зажигания

При обнаружении признаков неисправности ДПКВ рекомендуется как можно скорее обратиться в автосервис для диагностики и ремонта. Это позволит избежать более серьезных и дорогостоящих поломок.


За что отвечает датчик коленвала – устройство, принцип работы + видео » АвтоНоватор

Вы уже имеете за спиной пару-тройку тысяч километров, но еще не знаете, за что отвечает датчик коленвала, тогда мы постараемся расширить ваш кругозор за следующие 5 минут. Прежде всего, стоит правильно понимать, что собой представляет эта деталь и какие именно функции она выполняет. Поэтому начнем разбираться.

Устройство датчика положения коленвала – немногочисленность деталей

Этот датчик является электромагнитным по принципу работы. Благодаря ему, производится синхронная работа топливных форсунок в системе впрыскивания топлива и всей системы зажигания. Расположена эта деталь на кронштейне, рядом со шкивом привода генератора. Устанавливая ее, соблюдают зазор между зубчатым шкивом и самим датчиком.

Величина этого зазора должна быть в пределах 1 миллиметра, добиваются этого посредством подбора соответствующих шайб.

За что отвечает датчик коленвала – признаки поломки

Устройство не самое сложное, согласитесь, но и простым его не назовешь. Следующим объяснением постараемся внести ясность, для чего нужен датчик коленвала. А

существует он для синхронизации управления форсунок и системы зажигания, поэтому можно смело заявить, что он является одной из наиболее важных деталей всего автомобиля.

Мы определились, на что влияет датчик коленвала автомобиля, и становится вполне понятно, что его поломка приведет, скорей всего, к выходу из строя абсолютно всего механизма. Поэтому в целях безопасности перед длительными поездками сделайте диагностику данной детали, дабы не попасть в неприятную ситуацию.

На неисправность могут указывать следующие признаки:

  • значительно снижается мощность работы двигателя;
  • в некоторых случаях и вовсе происходит остановка работы движка;
  • во время холостого хода обороты мотора не устойчивы;
  • происходит непроизвольное снижение или повышение оборотов.

Таким образом, если неисправность в демпфере, тогда не будет производиться должная синхронизация фаз зажигания и впрыска из-за их смещения относительно друг друга. При малейших признаках неполадок сразу же следует обратиться к специалистам, которые не только знают, как работает датчик положения коленвала, но и могут правильно выявить поломку и устранить ее.

В чем заключаются функции датчика коленвала?

Принцип работы датчика положения коленвала можно выразить в генерации синхроимпульсов напряжения таким образом, чтобы они были синхронны прохождению зубьев мимо торцов датчика. Получаемая форма осциллограммы напряжения близка к синусоиде. Получаемая же амплитуда напряжения, а также частота следования импульсов прямо пропорциональна частоте вращения сердца автомобиля – его двигателя. Поэтому, если двигатель работает на холостом ходу, то амплитуда напряжения должна быть не меньше 6 Вольт.

А во время прокрутки движка с помощью стартера это значение должно быть более 5 Вольт.

Можно это осуществить не самым быстрым способом, но все же: демонтируем деталь с двигателя и проверяем его сопротивление, которое должно колебаться в пределах 550-750 Ом. Если же это не так, следовательно, деталь неисправна и нуждается в срочном ремонте либо же вовсе замене. Помните, что датчик коленвала играет одну из ведущих ролей, поэтому крайне важно следить за его состоянием.

  • Автор: Егор