Как работает датчик включения вентилятора охлаждения на автомобилях ВАЗ. Где находится датчик вентилятора на разных моделях ВАЗ. Как проверить исправность датчика вентилятора в домашних условиях. Какие симптомы указывают на неисправность датчика.
Назначение и принцип работы датчика вентилятора охлаждения ВАЗ
Датчик включения вентилятора охлаждения является важным элементом системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ. Его основная функция — контролировать температуру охлаждающей жидкости и включать электровентилятор при достижении определенного порогового значения.
Как работает датчик вентилятора на ВАЗ?
- Датчик представляет собой биметаллический термовыключатель
- При нагреве до 99-103°C биметаллическая пластина замыкает контакты
- Замкнутые контакты подают питание на реле включения вентилятора
- Реле включает электродвигатель вентилятора охлаждения
- При снижении температуры до 93-97°C контакты размыкаются
Таким образом, датчик обеспечивает автоматическое включение и выключение вентилятора в зависимости от температуры двигателя.
Расположение датчика вентилятора на различных моделях ВАЗ
Место установки датчика вентилятора зависит от модели автомобиля ВАЗ:
- ВАЗ 2108, 2109, 21099 — в правом бачке радиатора охлаждения
- ВАЗ 2110, 2111, 2112 — на головке блока цилиндров справа возле термостата
- ВАЗ 2113, 2114, 2115 — в корпусе термостата
- Lada Kalina, Granta — в корпусе термостата или на головке блока цилиндров
Где именно находится датчик на конкретном автомобиле ВАЗ? Его можно обнаружить по характерному круглому корпусу с двумя контактами и резьбовой частью для установки.
Признаки неисправности датчика вентилятора охлаждения
Какие симптомы указывают на выход из строя датчика включения вентилятора ВАЗ?
- Вентилятор не включается при перегреве двигателя
- Вентилятор работает постоянно, даже на холодном двигателе
- Нестабильная работа вентилятора — включается и выключается хаотично
- Двигатель начинает перегреваться, закипает охлаждающая жидкость
- Повышенный расход топлива из-за постоянной работы вентилятора
При появлении таких признаков необходимо проверить исправность датчика и электрической цепи вентилятора охлаждения.
Проверка работоспособности датчика вентилятора
Как проверить датчик включения вентилятора ВАЗ в домашних условиях?
- Выкрутить датчик из посадочного места
- Подключить к выводам датчика мультиметр в режиме прозвонки
- Нагреть датчик до 100-105°C (например, опустив в горячую воду)
- При исправном датчике контакты должны замкнуться
- При остывании до 90-95°C контакты должны разомкнуться
Если замыкания/размыкания контактов не происходит — датчик неисправен и требует замены.
Замена датчика вентилятора охлаждения ВАЗ
- Дождаться остывания двигателя
- Слить часть охлаждающей жидкости
- Отсоединить электрический разъем от датчика
- Выкрутить датчик из посадочного места
- Установить новый датчик с уплотнительным кольцом
- Подключить разъем и залить охлаждающую жидкость
- Запустить двигатель и проверить работу вентилятора
При замене важно использовать датчик с аналогичными характеристиками срабатывания.
Альтернативные схемы включения вентилятора охлаждения
Существуют альтернативные способы управления вентилятором охлаждения ВАЗ без использования штатного датчика:
- Установка дополнительного термостата с регулируемым порогом включения
- Подключение вентилятора через реле с управлением от кнопки в салоне
- Использование электронного блока управления вентилятором
- Установка датчика от автомобилей иностранного производства
Такие схемы позволяют более гибко настраивать температуру включения вентилятора.
Рекомендации по обслуживанию системы охлаждения ВАЗ
Чтобы избежать проблем с перегревом двигателя, рекомендуется:
- Регулярно проверять уровень и качество охлаждающей жидкости
- Контролировать натяжение приводного ремня вентилятора
- Следить за чистотой радиатора и отсутствием подтеканий
- Периодически проверять работоспособность термостата
- Своевременно заменять датчик включения вентилятора
Правильное обслуживание системы охлаждения поможет продлить срок службы двигателя ВАЗ.
Датчик включения вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099
Датчик включения вентилятора является элементом системы охлаждения карбюраторного двигателя (2108, 21081, 21083) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.
Датчик включения (выключения) вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Назначение датчика включения вентилятора.
Датчик включения вентилятора в системе охлаждения карбюраторного двигателя предназначен для включения или выключении в зависимости от температуры ОЖ вентилятора на радиаторе.
2. Расположение на автомобиле.
Датчик включения вентилятора ввернут в резьбовое отверстие правого (по ходу автомобиля) бачка радиатора охлаждения.
Расположение датчика включения вентилятора на радиаторе3. Устройство датчика включения вентилятора.
Корпус датчика выполнен из латуни или бронзы. Это продолговатый цилиндрический баллон, имеющий в верхней части гайку, в средней резьбу, а в нижней плоскую поверхность. Соединение датчика с радиатором уплотнено алюминиевым или медным уплотнительным кольцом. Датчик имеет два вывода: на один ток подается (минус), с другого уходит на реле включения вентилятора (113.3747) в монтажном блоке (также минус). Внутри корпуса выводы имеют два контакта. Так же внутри корпуса расположена биметаллическая пластина (прикреплена к днищу), по мере нагрева она изменяет свою кривизну и замыкает контакты.
4. Принцип действия датчика включения вентилятора.
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в. с монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители).
Датчик включения вентилятора установлен в разрыв минусового провода ведущего к реле включения вентилятора в монтажном блоке. При повышении температуры в радиаторе системы охлаждения до 99±3º С, контакты внутри датчика включения вентилятора замыкаются биметаллической пластиной, и электрический ток (минус) через него поступает на реле в монтажном блоке. С реле ток (уже плюс) идет на электромотор вентилятора на радиаторе и включает его.
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 г. в. с монтажными блоками 2114, реле включения вентилятора удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыв минусового провода, но уже идущего напрямую к вентилятору. Температура замыкания контактов аналогична.
Если температура в радиаторе падает ниже 93±3º С, биметаллическая пластина размыкает контакты, электромотор вентилятора обесточивается.
5. Неисправности датчика включения вентилятора.
В случае неисправности датчика охлаждающая жидкость (антифриз, тосол) начинает кипеть, что заметно в расширительном бачке. Датчик включения вентилятора редко выходит из строя, так как ломаться там практически нечему. Причинами его отказа может быть низкое качество изготовления, механическая деформация. При появлении проблем с включением вентилятора на радиаторе следует проверить в первую очередь его электрические соединения. Сняв с датчика оба провода, соединяем их между собой. Включаем зажигание. Если вентилятор заработал – неисправен датчик включения (выключения). Если нет, неисправность следует искать в других элементах цепи.
См. «Как определить почему не включается вентилятор радиатора?».
Помимо этого возможна ситуация, когда вентилятор на радиаторе не выключается после включения. Практически всегда в этом виноват датчик. Подробнее: «Постоянно работает вентилятор радиатора на карбюраторной ВАЗ 21093».
6. Применяемость датчика включения вентилятора.
В системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется датчик ТМ 108 с маркировкой на корпусе «99-94». Он работает как через реле в монтажном блоке в автомобилях до 1998 г. в., так и без реле в автомобилях более поздних годов выпуска. В продаже также имеются аналоги данного датчика разных производителей.
Примечания и дополнения
— На инжекторном двигателе автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 включение вентилятора системы охлаждения происходит по команде блока управления (ЭБУ), анализирующего показания датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
— В системе охлаждения карбюраторных и инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик. Это датчик указателя температуры в щитке приборов (ТМ 106). Он работает только на указатель температуры.
Еще статьи по системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Термостат системы охлаждения двигателя ВАЗ 21083 (21093, 21099)
— Перегревается двигатель на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины
— Потек радиатор системы охлаждения двигателя
— Электрическая схема включения вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка исправности вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109
Подписывайтесь на нас!
Где находится датчик включения вентилятора ВАЗ-2112 16 клапанов
Многие автомобилисты помнят, что из-за неисправного датчика включения вентилятора летом автомобиль закипал. На новых поколениях машин данный индикатор был перенесён с левой части радиатора на головку блока для эффективного распознавания температуры двигателя и охлаждающей жидкости. Но, все равно, многие автомобилисты не знают, где этот датчик расположен на 16-клапанном моторе ВАЗ-2112.
Содержание
- 1 Датчик вентилятора: где и зачем?
- 1.1 Симптомы выхода из строя
- 1.2 Проверка вентилятора
- 1.3 Как проверить датчик в домашних условиях
- 1.4 Видео о замене датчика включения вентилятора
- 2 Выводы
Датчик вентилятора: где и зачем?
Датчик вентилятора
На ВАЗ-2112 устанавливается биметаллический датчик с маркировкой ТМ-108.
Расположение датчика вентилятора
Он расположен на головке блока цилиндров справа возле термостата. Подключается он непосредственно к электронному блоку управления двигателя, куда и отправляет все данные о рабочей температуре.
Симптомы выхода из строя
Но, как и любая другая запасная часть автомобиля – датчик температуры может выходить из строя. Итак, какие же неисправности могут возникнуть, если датчик перестанет работать:
- Вентилятор охлаждения будет работать постоянно.
- Вентилятор охлаждения не будет срабатывать.
В первом случае, автомобиль будет работать в аварийном режиме и постоянно включенный вентилятор может привести к тому, что сгорит обмотка. При этом изделие придется поменять полностью. Во втором случае, двигатель начнет перегреваться и в определенный момент закипит.
Проверка вентилятора
Проверка моторчика вентилятора
Требуется снять вентилятор. Добраться до моторчика, замкнуть его напрямую и посмотреть, работает ли вентилятор.
Как проверить датчик в домашних условиях
Для того чтобы проверить датчик включения вентилятора, его необходимо выкрутить с посадочного места крепления и при помощи тестера замкнуть контакты. Если сопротивление отсутствует, значит, деталь «мертвая». Такую же процедуру необходимо сделать и с проводами. Их необходимо замкнуть и завести двигатель. Если при температуре 103 градуса Цельсия вентилятор не включился, то стоит поискать проблему в другом месте.
Видео о замене датчика включения вентилятора
Видеоматериал расскажет о системе охлаждения двигателя, нюансах и методах ремонта
Выводы
Датчик включения вентилятора на 16-клапанном двигателе ВАЗ-2112 расположен на головке блока цилиндров возле термостата. Так, его поломка может привести к тому, что вентилятор перестанет срабатывать, а двигатель не будет нормально охлаждаться, что в свою очередь приведет к тому, что он закипит, и могут возникнуть еще более сложные неисправности.
Как включить вентилятор охлаждения на ВАЗ 🚩 датчик на вентилятор охлаждения 🚩 Ремонт и обслуживание
Как включить вентилятор охлаждения на ВАЗ 🚩 датчик на вентилятор охлаждения 🚩 Ремонт и обслуживаниеПожалуйста, включите JavaScript для получения наилучших результатов
By EasyHow
Электрический вентилятор можно включить двумя способами. Первый с использованием электромагнитного реле, а второй без него. Но в любой из этих схем будет полезно использовать кнопку включения вентилятора.
Инструкция
На автомобилях использовать электровентиляторы для охлаждения радиатора системы охлаждения. Вентилятор представляет собой крыльчатку на двигателе постоянного тока, установленную в круглой или квадратной раме. Включение полностью автоматического электровентилятора зависит от температуры охлаждающей жидкости в радиаторе. Данные о температуре жидкости снимаются с датчика, установленного в боковом отсеке радиатора. Датчик представляет собой простой микропереключатель, контакты которого нормально разомкнуты. Они закрывались при достижении определенной температуры.
Для подключения электровентилятора можно использовать две схемы: релейную и базилиосную. Разница между этими схемами очевидна из названия. Цепь базилика состоит из датчика температуры, вентилятора, предохранителя, соединительных проводов. Положительная клемма электродвигателя вентилятора соединена через предохранитель с положительной клеммой аккумуляторной батареи. Минусовую клемму вентилятора можно подключить к любому выводу датчика температуры, полярность включения значения не имеет. Второй вывод датчика необходимо подключить к кузову автомобиля. Это самая простая схема, не требующая много времени для реализации.
Цепь реле содержит электромеханическое реле. Хорошо тем, что большой ток снимается с датчика на реле. Положительная клемма вентилятора подключается через предохранитель к аккумулятору, отрицательная к кузову. Минусовой провод нужно отрезать и образовавшиеся два провода соединить нормально разомкнутыми контактами реле. По умолчанию мы отключили вентилятор. Один вывод реле должен быть запитан от плюса аккумуляторной батареи через предохранитель или замок зажигания. Второй вывод катушки нужно получить на первый контакт датчика температуры и от второго контакта смонтировать провод, соединяемый с корпусом. Заранее посмотрите на реле это диод на катушке. В этом случае важно соблюдать полярность питания катушки.
Еще одна полезная доработка схемы и включения вентилятора — кнопка, установленная в автомобиле. Датчик температуры может отказать в самый неподходящий момент, поэтому аварийная кнопка будет кстати. Как по первой схеме, так и по второй, нужно подключить нормально разомкнутые контакты кнопочного датчика температуры. Это проще, но в случае использования первой схемы будет то, что на кнопку будет большой ток и это может привести к подгоранию контактов кнопки и расплавлению корпуса. Поэтому лучше всего кнопку использовать в дуэте с соленоидом.
Совет полезен?
The sensors injection car VAZ
Transducers, gauges, sensors
/ english
• Force transducers and pressure
• Electromechanics transducers
• Accelerometers
• Виброметры
• Silicon pressure transducer
• Semiconductor Beam Accelerometer
• Manometers
• Sensor pressure Sapfir
• Absolute pressure MIDA
• Манометр давления MP2, DM2005
• Датчики давления Motorola
• Potentiometric displacement transducers
• Capacitive displacement transducers
• Inductive displacement transducer
• Flow measurement. Расходомеры
• Измерение расхода на основе тепловых эффектов
• Термоанемометрический метод определения расхода
• Piezoelectric transducers
• Sensors to determine approximations
• Sensors, force transducers
• Weight sensors
• Магнито-индуктивный метод измерения расхода
• Датчики уровня заполнения. Измерение заполнения
• Измерение уровня жидкости поплавком •
• Измерение скорости. Тахометры
• Пьезоэлектрический преобразователь. Устройство
• Датчик уровня топлива ВАЗ. Принцип работы датчика
• Датчики впрыска автомобиля ВАЗ
Дом
Температура, термоэлектричество
Магнитные поля
МЕХАНИЧЕСКОЕ напряжение, деформация
Сила, давление, смещение, поток
Влажность, газы
Фотоэффекты, свет
Ионизирующее излучение
Электроэнергетика, Piezoelectrication
Физические свойства
Lite на преобразователи
Новости, выставки, конференции
О проекте.
КонтактыРис.10. Регулятор давления топлива
Регулятор давления топлива (РДТ) ВАЗ
РДТ представляет собой клапан, регулирующий давление в топливной рампе. По принципу это не датчик, а контроллер. Поскольку он не связан с ЭБУ, его неисправность не отображается на панели приборов. При неисправности РДТ могут быть проблемы с запуском двигателя, увеличивается содержание сота в отработавших газах, увеличивается расход бензина, появляются рывки, потеря мощности.
РДТ на ваз устанавливается на топливную рампу. РДТ соединяет одну трубу с баком, а другую с впускным коллектором.
Test RTD можно измерить давление топлива в рампе. Давление должно быть на холостом ходу при снятии вакуумной трубки с РДТ 2,84-3,25 бар, а в сборе 2,2-2,4 бар.
Регулятор давления топлива также может располагаться в баке вместе с топливным насосом и поддерживать давление 3,8 бар.
Регулятор холостого хода (РХХ) для ВАЗ
Датчик представляет собой шаговый двигатель, который по команде ЭБУ изменяет сечение воздушного канала в обход дроссельной заслонки. Регулятор холостого хода (IAC) размещен на дроссельной заслонке (и TPS). Датчик обеспечивает стабильность холостого хода.
При выходе из строя датчика нестабильные обороты двигателя на холостом ходу, глохнет при старте, при небольшом нажатии на педаль газа работает нормально.
Датчик довольно часто выходит из строя. Часто страдает от загрязнения.
Если неисправность РХХ, то нужно снять датчик, промыть шток датчика и воздушный канал от грязи. Промывка часто помогает.
Рис.8. Лямбда-зонд
Лямбда-зонд или датчик концентрации кислорода
Контролирует количество кислорода в выхлопных газах. Активно участвует в регуляции смесеобразования в двигателе. У Евро-2 1 лямбда, у Евро-3 две (вторая только управляет микшированием). При пробеге более 80 тысяч километров возможно повреждение или засорение. Начинает давать неверные показания. Появляется расход топлива, ухудшение динамики двигателя.
Рис.7. Датчик массового расхода воздуха
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) ВАЗ
Датчик — термоанемометр. Датчик расположен сразу после воздушного фильтра и контролирует количество забора воздуха снаружи. Предназначен для управления потоком воздуха. Иногда опускается. При незначительных неисправностях блок управления ЭБУ, как правило, ошибку не показывает, а указывает, когда датчик полностью вышел из строя.
Признаками неисправного ДМРВ являются:
плавающие холостые обороты, повышенный расход топлива, проблемы с запуском двигателя, ухудшение тяги двигателя, шероховатость.
Датчик можно проверить следующим образом:
1. Проверить расход воздуха на холостом ходу и при 3000 об/мин. Расход должен быть 8-10 и 28-32 кг/час.
2. Поставить рабочий датчик и кататься.
3. Измерьте напряжение на датчике. При выключенном двигателе напряжение должно быть 0,996 В.
Рис.6. Датчик скорости
Датчик скорости (левый) ВАЗ
Датчик устанавливается на коробку передач (трансмиссию). ДС формирует импульсы в зависимости от скорости автомобиля. На Вазах используется только шесть импульсных датчиков скорости. Датчик тоже влияет на смесеобразование, его исправность довольно важна.
Рис.5. Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости (CTS) ВАЗ
Датчик следит за температурой охлаждающей жидкости (ОЖ), передает информацию на блок управления (ЭБУ). ЭБУ включает-выключает вентилятор радиатора, влияет на работу клапана адсорбера, регулирует обороты на холодном двигателе.
Датчик устанавливается между термостатом и головкой блока цилиндров. Это обычный термистор.
Типовые значения электрического сопротивления датчика охлаждающей жидкости при 100 градусах составляют 177 Ом и 25 грамм. 2796 Ом, 0 гр. 9420 Ом 20 гр. 28680 Ом.
Датчик редко выходит из строя. Общая неисправность: обрыв линии связи между датчиком и ЭБУ. При отказе датчика ЭБУ работает в аварийном режиме и принимает температуру двигателя равной 0С, что затрудняет запуск двигателя в мороз. Если завожу двигатель, то через несколько минут ЭБУ считает, что двигатель прогрет до 80С.
Рис.4. Датчик детонации
Датчик детонации (КС) ВАЗ
ДД устанавливается на блок цилиндров между третьим и вторым цилиндром. Принцип работы резонансно-широкополосный. Эти датчики не взаимозаменяемы.
Датчик детонации следит за работой двигателя и в зависимости от величины детонации помогает блоку управления (ЭБУ) регулировать угол опережения зажигания (угол опережения зажигания).
При неисправности датчика двигатель будет работать неровно, увеличивается расход бензина.
Рис.3. Датчик положения распредвала
Датчик положения распределительного вала (ДПРВ). Датчик фаз
DPLL определяет угловое положение распределительного вала. Способствовал работе в нужный момент форсунки нужного конкретного цилиндра (фазированный впрыск).
Неисправность датчика приводит к перерасходу бензина, так как подача топлива идет в попарно-параллельном режиме.
Датчик расположен в торцевой части головки цилиндров возле воздушного фильтра на 8-клапанных двигателях и на головке цилиндров в районе 1-го цилиндра 16-клапанных двигателей.
Рис.2. Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) ВАЗ
Датчик расположен на корпусе дроссельной заслонки. Почти переменное сопротивление. По показаниям датчика электронный блок управления двигателем (ЭБУ) рассчитывает продолжительность впрыска топлива и угол опережения зажигания.
Датчик связан с РХХ, определяет степень открытия дроссельной заслонки. При выходе из строя датчика работа двигателя на малых оборотах становится хаотичной или даже двигатель глохнет. Лампа может зажечь Check Engine.
При обрыве цепи датчика двигатель начинает работать в аварийном режиме с частотой вращения холостого хода около 1500.
Рис.1. Датчик положения коленчатого вала
Датчик положения коленчатого вала Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) ВАЗ
Изображение датчика показано на рис. 1. Датчик (датчик CKP) следит за вращением коленчатого вала, формирует сигналы на электронный блок управления (ЭБУ), которые обрабатываются и ЭБУ посылает импульс на форсунки. Для этого на коленчатом валу установлен зубчатый диск. Датчик находится на крышке масляного насоса. Без датчика CKP запустить двигатель практически невозможно. Датчик редко чистят, но все же полезно носить с собой запасной.
Датчики впрыска автомобиля ВАЗ
Современные автомобили оснащены системами впрыска топлива, что увеличивает мощность двигателя, экономичность. Применение таких систем обуславливает необходимость применения различных датчиков для автоматизации вождения.
Ниже приведен краткий обзор концепций и назначения основных датчиков в современных автомобилях с системой впрыска топлива.
• Представлена информация о различных преобразователях и датчиках физических величин, параметров различных физических процессов.
• Электрофизические свойства и эффекты в различных электротехнических материалах.