Как работает датчик положения коленвала. Какие бывают виды датчиков коленвала. Как проверить исправность датчика коленвала. Какие признаки указывают на неисправность датчика коленвала. Как правильно заменить датчик коленвала.
Принцип работы датчика положения коленвала
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) — это важный элемент системы управления двигателем, который измеряет скорость вращения и точное положение коленвала. Без исправного датчика коленвала двигатель не сможет запуститься и нормально работать.
Как работает датчик коленвала:
- На коленвале или шкиве коленвала установлен зубчатый диск-триггер
- При вращении коленвала зубья диска проходят мимо чувствительного элемента датчика
- Датчик генерирует электрический сигнал при прохождении каждого зуба
- На диске есть пропущенный зуб, который служит меткой начала отсчета
- Блок управления двигателем анализирует сигналы датчика и определяет положение и скорость вращения коленвала
Эта информация необходима для правильного управления моментом зажигания и впрыска топлива. Без точных данных о положении коленвала невозможно синхронизировать работу систем двигателя.

Виды датчиков положения коленвала
Существует три основных типа датчиков положения коленчатого вала:
1. Индуктивный датчик
Принцип работы: при прохождении зубьев мимо сердечника с обмоткой в ней наводится ЭДС. Особенности:
- Простая и надежная конструкция
- Не требует питания
- Амплитуда сигнала зависит от скорости вращения
- Чувствителен к помехам на низких оборотах
2. Датчик Холла
Принцип работы: при прохождении зубьев изменяется магнитное поле, что фиксируется элементом Холла. Особенности:
- Выдает четкий цифровой сигнал
- Требует питания
- Не зависит от скорости вращения
- Более точный, чем индуктивный
3. Оптический датчик
Принцип работы: световой луч прерывается зубьями диска. Особенности:
- Высокая точность
- Не боится электромагнитных помех
- Чувствителен к загрязнению
- Используется редко из-за сложности
Признаки неисправности датчика коленвала
Неисправный датчик положения коленвала может вызвать следующие проблемы:
- Двигатель не запускается или запускается с трудом
- Плавающие обороты холостого хода
- Провалы при разгоне, потеря мощности
- Повышенный расход топлива
- Двигатель глохнет на ходу
- Загорается лампа «Check Engine»
- Пропуски в работе цилиндров
Если вы заметили подобные симптомы, следует проверить исправность датчика коленвала и при необходимости заменить его.

Как проверить датчик положения коленвала
Существует несколько способов проверки датчика коленвала:
1. Проверка мультиметром
Измеряется сопротивление обмотки датчика:
- Отсоедините разъем датчика
- Измерьте сопротивление между контактами
- Сравните результат с данными в мануале
Типичные значения: 200-1000 Ом для индуктивных датчиков, менее 200 Ом для датчиков Холла.
2. Проверка осциллографом
Позволяет оценить форму и параметры сигнала датчика:
- Подключите щупы осциллографа к выводам датчика
- Запустите двигатель
- Оцените форму сигнала и его изменение при увеличении оборотов
Правильный сигнал должен иметь четкую синусоидальную форму без искажений и выбросов.
3. Проверка сканером
Диагностический сканер позволяет считать обороты двигателя по датчику коленвала:
- Подключите сканер к диагностическому разъему
- Запустите двигатель
- Сравните показания сканера с тахометром
Если показания отличаются или нестабильны, возможна неисправность датчика.
Как заменить датчик положения коленвала
Процедура замены датчика коленвала может различаться в зависимости от модели автомобиля, но обычно включает следующие шаги:

- Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора
- Найдите расположение датчика (обычно на блоке цилиндров или картере сцепления)
- Отсоедините электрический разъем датчика
- Открутите крепежный болт датчика
- Аккуратно извлеките старый датчик
- Установите новый датчик, соблюдая правильное положение
- Закрутите крепежный болт с нужным моментом затяжки
- Подключите электрический разъем
- Подключите аккумулятор и запустите двигатель для проверки
При замене важно соблюдать правильный зазор между датчиком и зубчатым диском. Обычно он составляет 0,5-1,5 мм.
Какой зазор должен быть у датчика коленвала
Правильный зазор между датчиком положения коленвала и зубчатым диском-триггером критически важен для корректной работы. Рассмотрим основные моменты:
- Стандартный зазор для большинства автомобилей составляет 0,5-1,5 мм
- Точное значение указано в руководстве по ремонту конкретной модели
- Слишком маленький зазор может привести к повреждению датчика
- Большой зазор вызовет ослабление сигнала и сбои в работе
- На некоторых двигателях зазор регулируется шайбами
- В современных моделях зазор часто нерегулируемый
Правильная установка зазора обеспечивает стабильный сигнал датчика во всем диапазоне оборотов двигателя.

Можно ли ездить с неисправным датчиком коленвала
Эксплуатация автомобиля с неисправным датчиком положения коленвала крайне нежелательна по нескольким причинам:
- Повышается риск внезапной остановки двигателя
- Возрастает расход топлива из-за нарушения регулировок
- Падает мощность и ухудшаются динамические характеристики
- Возможно повреждение катализатора из-за пропусков зажигания
- Повышается нагрузка на другие элементы системы управления
Рекомендуется при первых признаках неисправности проверить и при необходимости заменить датчик коленвала. Это обеспечит надежную и экономичную работу двигателя.
Как почистить датчик положения коленвала
Загрязнение датчика коленвала может вызвать сбои в его работе. Очистка поможет восстановить нормальное функционирование:
- Отсоедините разъем датчика и выкрутите крепежный болт
- Аккуратно извлеките датчик из посадочного места
- Осмотрите датчик на наличие загрязнений или металлической стружки
- Очистите поверхность датчика мягкой кистью или тканью
- При сильном загрязнении используйте специальный очиститель электронных контактов
- Продуйте датчик и посадочное место сжатым воздухом
- Установите датчик на место, соблюдая правильный зазор
Важно: не используйте агрессивные растворители, которые могут повредить датчик. Будьте осторожны, чтобы не повредить чувствительный элемент датчика при очистке.

Датчик положения коленвала: как работает, проблемы, проверка
Главная » ВИКИ » Датчик положения коленвала: как он работает, проблемы, симптомы, проверка
На чтение 5 мин Просмотров 15.3к. Опубликовано Обновлено
Датчик положения коленчатого вала измеряет скорость вращения (об / мин) и точное положение коленвала двигателя. Без датчика коленвала двигатель не запустится.
В технической литературе датчик положения коленвала сокращенно обозначается как ДПКВ (по-английски — CKP).
Содержание
Где находится датчик коленвала
В некоторых автомобилях датчик установлен рядом с зубчатым шкивом коленвала (балансир колебаний), как на на фотографии ниже.
В других автомобилях ДПКВ может быть установлен на корпусе трансмиссии или в блоке цилиндров двигателя. Датчик коленвала расположен таким образом, чтобы зубчатый венец, прикрепленный к коленвалу, проходил рядом с наконечником датчика.
На венце отсутствует один или несколько зубьев, чтобы обеспечить блок управления двигателя (ЭБУ) точкой отсчёта для определения положения коленчатого вала.
При установке ДПКВ выставляется зазор между самим датчиком и зубчатым шкивом. Правильным считается положение датчика, когда зазор между его сердечником и диском синхронизации составляет 0,5–1,5 мм. Зазор регулируется при помощи шайб (прокладок) между посадочным гнездом датчика и самим датчиком.
Как работает датчик коленвала
Когда коленвал вращается, датчик выдает импульсный сигнал напряжения, где каждый импульс соответствует зубцу на венце. На фото ниже показан сигнал от датчика коленвала.
ЭБУ использует сигнал от ДПКВ, чтобы определить, когда и в какой цилиндр подавать искру. Сигнал положения коленвала также используется для контроля пропусков зажигания в любом из цилиндров.
Виды датчиков коленвала
Три наиболее распространенных вида ДПКВ:
- магнитные датчики с измерительной катушкой, которые вырабатывают переменное напряжение;
- датчики Холла, которые выдают цифровой сигнал прямоугольной формы;
- оптические датчики.
Современные автомобили используют датчики Холла. Датчик с измерительной катушкой имеет двухконтактный разъем. Датчик на эффекте Холла имеет трёхконтактный разъём (опорное напряжение, заземление и сигнал).
Признаки неисправности датчика коленвала
Неисправный датчик может вызвать следующие проблемы:
- Автомобиль может случайно заглохнуть, но затем перезапуститься без проблем.
- Двигатель может плохо заводиться в сырую погоду, но после после прогрева запускается нормально.
- Иногда вы можете увидеть, что тахометр ведет себя хаотично.
- В некоторых случаях неисправный датчик может привести к длительному проворачиванию двигателя до его запуска.
- Если датчик неисправен — двигатель проворачивается, но не запускается.
Ошибки OBD-2 датчика коленвала
- Наиболее распространенным кодом OBDII, связанным с датчиком положения коленчатого вала, является P0335 — неисправность цепи датчика коленвала.
- В некоторых автомобилях (например, Mercedes-Benz, Nissan, Chevy, Hyundai, Kia) этот код часто вызывается неисправным датчиком, хотя могут быть и другие причины, такие как проблемы с проводкой или разъёмом, поврежденный зубчатый венец и т.
д.
- В некоторых автомобилях периодическая остановка двигателя также может быть вызвана проблемой с проводкой ДПКВ. Например, если провода датчика не закреплены надлежащим образом, они могут протереться о какую-либо металлическую деталь и замкнуть, что может привести к остановке двигателя.
- В бюллетене Chrysler 09-004-07 описана проблема с некоторыми моделями Jeep и Chrysler 2005-2007 гг., когда неисправный датчик коленчатого вала может вызвать проблемы при запуске. Датчик должен быть заменен обновленной деталью для устранения проблемы.
- В другом бюллетене Chrysler 18-024-10 для некоторых автомобилей Chrysler, Dodge и Jeep 2008-2010 гг. упоминается проблема, при которой код P0339 — прерывистый сигнал с ДПКВ может быть вызван неправильным зазором.
- Отказы датчика положения коленчатого вала были распространены в некоторых автомобилях GM 90-х годов. Один из симптомов была остановка двигателя, когда он был горячий. Замена датчика обычно решала проблему.
Как проверить датчик коленвала?
Когда есть подозрение, что проблема может быть вызвана датчиком положения коленчатого вала или если имеется связанный код неисправности, датчик должен быть визуально осмотрен на наличие трещин, ослабленных или корродированных штырьков разъёма или других очевидных повреждений. Правильный зазор между наконечником датчика и зубчатым кольцом также очень важен.
Для магнитных датчиков процедура тестирования заключается в проверке сопротивления мультиметром.
Например, для Ford сопротивление датчика положения коленвала должно составлять 250–1000 Ом. Если сопротивление ниже или выше указанного в спецификации, датчик необходимо заменить.
Для датчиков с эффектом Холла, должны быть проверены сигнал опорного напряжения (обычно +5 В) и заземление. Наиболее точным способом проверки датчика является проверка сигнала с помощью осциллографа.
Иногда датчик может иметь прерывистую неисправность, которая не обнаруживается во время тестирования. В этом случае может помочь проверка бюллетеней технического обслуживания (TSB) и изучение распространенных проблем.
Смотрите видео, как проверить датчик коленвала:
Датчик положения коленчатого вала можно проверить с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque. Сканер будет показывать сигнал датчика как «Обороты двигателя» или «Частота вращения двигателя».
Когда это может быть полезно? Если автомобиль периодически глохнет, мониторинг сигнала датчика может дать ответ.
Если сигнал датчика внезапно падает до нуля, а затем возвращается, это означает, что либо есть проблема внутри датчика, либо с проводкой или разъёмом.
Если датчик работает нормально, сигнал оборотов должен постепенно уменьшаться или увеличиваться как на этом фото.
Как правильно выставить зазор на датчик коленвала при замене?
ArchiBimmer
Пользователь
- #1
М51 е39 97г. в. Буду менять датчик коленвала….посмотрел в тисе…там нужно специальное приспособление для зазора….как без приспособления выставить зазор до маховика??
unlimit
Разборка
- #2
если кто то знает какой должен быть зазор на м30в35,и можно его выставить щупом для регулировки клапанов,много слышал по этой теме,даже слышал что очень сильно меняется динамика авто,розгон -росход буду очень благодарен за ответ,если можно в личку ответ!!!за ранее спасибо
horse740
Пользователь
- #3
Зазор принципиален.
Обычный щуп для усатновки зазоров клапанов подходит.Поворачиваете зубчатое колесо до момента совпадения зубца с осевой линией катушки датчика коленвала и под щуп 0.5 мм упираетесь самим датчиком,зажимает крепежный винт.
Last edited:
unlimit
Разборка
- #4
это м30в35 0,5-это стандарт и еще один как влияет зазор при увеличении и при уменьшении,приношу извенения за любопытство
horse740
Пользователь
- #5
как влияет зазор при увеличении и при уменьшении
Click to expand.
..
Меняется временная составляющая при определении ЭБУ положения коленвала с соответствующими последствиями-неувереный старт,падение КПД…
unlimit
Разборка
- #6
есть на форуме тема про этот зазор или какой нибуть график зависимости ну что то подробнее про этот зазор
ArchiBimmer
Пользователь
- #7
так это нужно стартер снимать чтоб зазор этот установить??
ЗЫ. Это на мой мотор зазор 0.5мм?
Banderaz
Пользователь
- #8
это на всех бмв зазор датчика выставляется?я на своем м60в40 просто вставил и закрутил
unlimit
Разборка
- #9
а нет такого наглядного пособия где кокой датчик стоит,ну что бы упростить поиски,ну очень сильно буду благодарен:yes:
horse740
Пользователь
- #10
это на всех бмв зазор датчика выставляется?я на своем м60в40 просто вставил и закрутил
Click to expand.
..
не на всех.
на м60 не юстируется.
Banderaz
Пользователь
- #11
спасибо,теперь я спокоен)))
BimBim
Пользователь
- #12
а на м52 обычном зазор выставляется? ато там просто посадочное место и всё , никаких регулировок нету
drbumer
Разборка
- #13
Banderaz said:
это на всех бмв зазор датчика выставляется?я на своем м60в40 просто вставил и закрутил
Click to expand.
..
+1 !! Ни когда не знал ни какой регулировки )))
boroda
Пользователь
- #14
Зазор выставляется на старых моторах М20 , М30 . На всех остальных -вставил , закрепил , поехал .
MrCrazy
Banned
- #15
А на м50в25 без паноса. ..? зазор должен быть????
MrCrazy
Banned
- #16
Стыдно признатся —у меня вообше етот датчик с волги стоит….:blush:
ArchiBimmer
Пользователь
- #17
заменил все ок. …правда зазор ставил на глаз 0,5мм….незнаю удался ли он точно…но машина едет и заводится отлично!
Mihos
Пользователь
- #18
с Волги какой именно? у тебя М20 движок?
devy91
Пользователь
- #19
интересно надо у себя проверить в м20 зазор.
jeka735li
Пользователь
- #20
читал несколько тем про датчик там зазор 0.3 себе ставил 0.3 при помощи щупа для клапанов все работает хорошо
Cheshirskiy
Пользователь
- #21
Меняется временная составляющая при определении ЭБУ положения коленвала с соответствующими последствиями-неувереный старт,падение КПД.
..
Click to expand…
можно спросить, какая такая временная составляющая???? к этому термину из свойств сигнала можно отнести частоту (период) и фазу…. объясните мне, тупому, что КРОМЕ АМПЛИТУДЫ может поменяться при удалении ИНДУКТИВНОГО (а датчика холла и это не касается) датчика от шкива? да и амплитуда никак не является временной составляющей.
shaleniy
Пользователь
- #22
я читал, что зазор должен быть не больше 1 мм, это относится ко всем автомобилям. если больше будет, то уже не будет срабатывать — индукция не безгранична. а то что по мануалу 0.5 или 0.3 это все, мне кажется, усредненное. у меня он вроде как вообще тарохтит по шкиву, похоже что надо поправить )
horse740
Пользователь
- #23
что КРОМЕ АМПЛИТУДЫ может поменяться при удалении ИНДУКТИВНОГО
Click to expand…
Изменение амплитуды достаточно для ложного срабатывания компаратора в входных цепях ЭБУ,а т. к. точка отсчета ориентирована на определенный порог напряжения имеем временную задержку.
В этом можно убедится нанеся два синусоидальных графика на одну координатную ось с разными коэффициентами.
Если будет интересно могу продемонстрировать.
unlimit
Разборка
- #24
может немного повторюся но интересен этот вопрос!!!
а нет такого наглядного пособия где кокой датчик стоит,ну что бы упростить поиски,ну очень сильно буду благодарен
horse740
Пользователь
- #25
что бы упростить поиски
Click to expand.
..
Поиск чего интересует?Компонентов или неисправностей?
По компонентам ETK,TIS и ETM. По поиску неисправностей универсального документа НЕТ,сбор информации и личный опыт!
Cheshirskiy
Пользователь
- #26
Изменение амплитуды достаточно для ложного срабатывания компаратора в входных цепях ЭБУ,а т.к. точка отсчета ориентирована на определенный порог напряжения имеем временную задержку.
![]()
В этом можно убедится нанеся два синусоидальных графика на одну координатную ось с разными коэффициентами.Если будет интересно могу продемонстрировать.Click to expand…
очень хочется посмотреть. изменение амплитуды в МЕНЬШУЮ сторону может привести к НЕ СРАБАТЫВАНИЮ. к ложному срабатыванию НИКОГДА. если вы видели вживую сигнал индуктивного дпкв, то несложно вспомнить, что при увеличении оборотов — АМПЛИТУДА увеличивается в РАЗЫ. и что же? где на 5 тысячах оборотов ложные срабатывания??? когда амплитуда уже десятки вольт. а на холостых единицы????
если руки чешутся — можете проверить, что больше влияет на амплитуду сигнала- смешание датчика на миллиметр или поднятие оборотов на 50-100 об/мин.
с коэффициентами чего будем наносить синусоиду? на порог какого напряжения компараторы реагируют?
откуда вы взяли всю эту инфу????? да еще и вкладываете остальным в уши
вот сигнал дпкв. отсутствие зуба на шкиве обеспечивает значительный выброс амплитуды. далее идет отсчет равных по величине всплесков амплитуды от остальных зубъев. этот сплеск и «ловит» эбу для начала отсчета. и если он четко распознается, все равно какой он амплитуды.
допуски на сопротивление датчика (на количество витков внутри его) нивелируют те миллиметры, на которые датчик можно сдвинуть.
если машина стабильно заводится и работает — пофиг какой там зазор. ошибочно считать, что если был зазор 2 мм, а теперь стал 1 или 0.5 — то поднимется мощность или КПД (это вообще щедевр, ибо КПД чисто расчетная величина)
с нетерпением жду картинки с синусоидами с коэфициентами, объяснения где в сигнале смещенного дпкв появляются временная составляющая и что это вообще такое в контексте данного обсуждения.
все рекомендации ТИСа по выставлению зазора сводятся к обеспечению стопроцентного распознания сигнала датчика. не более того.
horse740
Пользователь
- #27
если машина стабильно заводится и работает — пофиг какой там зазор.
ошибочно считать, что если был зазор 2 мм, а теперь стал 1 или 0.5 — то поднимется мощность или КПД (это вообще щедевр, ибо КПД чисто расчетная величина)
Click to expand…
Естественно говорилось в сравнеии с некорректно установленым ДПКВ т.к. момент зажигания и впрыска придут в норму! Я рад что Вы узрели в моих постах аналогию с «волшебными» магнитами…:biggrin:
вот сигнал дпкв. отсутствие зуба на шкиве обеспечивает значительный выброс амплитуды. далее идет отсчет равных по величине всплесков амплитуды от остальных зубъев. этот сплеск и «ловит» эбу для начала отсчета. и если он четко распознается, все равно какой он амплитуд
Click to expand…
В каком виде процессор обрабатывает информацию?Как обрабатывается сигнал до него?
откуда вы взяли всю эту инфу????? да еще и вкладываете остальным в уши
Click to expand.
..
Знаю схемотехнику данных ЭБУ и алгоритм обработки сигналов не по подобным картинкам выложеным Вами а по конкретным наработкам принципиальных схем!
если вы видели вживую сигнал индуктивного дпкв, то несложно вспомнить, что при увеличении оборотов — АМПЛИТУДА увеличивается в РАЗЫ. и что же? где на 5 тысячах оборотов ложные срабатывания??? когда амплитуда уже десятки вольт. а на холостых единицы????
Click to expand…
Нет не видел!!!:biggrin: Спасибо что нарисовали!
Правильно подметили о возрастании амплитуды т.к. суть некорректной работы,при увеличении зазора и не только,в непозволительно малой амплитуде для работы схемы определения.
Ваши УШИ не смею занимать но и ТОН советую подбирать пока не вникли в функционирование конкретных электрических цепей!
Maks_525
Пользователь
- #28
Очень интересная тема! У меня м20 в20 — и все-таки — какой зазор и необходимо ли? А то у меня на холодную с пол оборота заводиться, а на горячую через раз бывает, что со второго раза, или чуть по-дольше покрутить надо. У меня много еще по-мелочи мест где подправить пора (свечи, провода фильтр бенз. и прочее), а теперь стало интересно — может проверить стоит?
horse740
Пользователь
- #29
и все-таки — какой зазор и необходимо ли?
Click to expand…
Зачем озадачиваться такими мелочами? Главное показать ЭБУ как выглядит датчик коленвала а дальше все само собой пойдет…:biggrin:
Maks_525
Пользователь
- #30
само собой пойдет
Click to expand.
..
:biggrin: а если серьезно? Проверить зазор там не проблема — просто раньше нигде не встречал что там зазор ставиться. Не подскажите с ходу — какой зазор на м20 в20? А то если честно немного лень рыться в поисках((
Датчики положения коленчатого вала
В старые аналоговые дни техник (который тогда назывался механиком) устанавливал распределитель на цилиндр №1 и следил за тем, чтобы кривошип находился в ВМТ (верхней мертвой точке). ) отметка. Затем он заводил двигатель, направляя пистолет на шкив коленчатого вала и блок цилиндров. «Механик» крутил трамблер до тех пор, пока метки на шкиве и блоке не оказались в нужном месте, и вуаля, двигатель завелся!
В современных двигателях без распределителя с электронным управлением описанный выше сценарий больше не нужен. Двигатели синхронизируются с серией датчиков и электронных сигналов, проходящих через жгут проводов к PCM или модулю зажигания, который затем сообщает катушкам зажигания, когда запускать. Без правильной работы этих датчиков маловероятно, что двигатель заработает, не говоря уже о том, что он вообще заведется.
Что раздражает техников, когда эти датчики работают, так это попытка добраться до корня проблемы.
Датчики положения коленчатого вала (CKP) представляют собой электронное устройство, используемое для контроля положения и скорости коленчатого вала. Информация, полученная датчиком коленчатого вала, помогает PCM управлять впрыском топлива и опережением зажигания, например, с изменяемыми фазами газораспределения и другими параметрами двигателя, установленными производителем.
Иногда проще (и дешевле) заменить CKP, чем часами пытаться воссоздать проблему на сканирующем приборе. Не всегда очевидно, в чем заключается проблема, так как она может быть в жгуте проводов из-за ослабленного, перетертого или корродированного провода, или в модуле управления зажиганием или PCM. И если вы не хотите делать дикие предположения, то некоторое базовое понимание того, как работает датчик коленчатого вала, может иметь большое значение для решения проблемы.
Датчик положения коленчатого вала показывает, когда поршень достигает ВМТ. PCM рассчитывает положение коленчатого вала относительно ВМТ, чтобы сигнализировать о времени подачи искры. CKP также обнаруживает пропуски зажигания в цилиндрах двигателей OBD II (после 1996 г.), измеряя незначительные колебания частоты вращения коленчатого вала.
Если параметры не соблюдены, PCM запускает код двигателя, такой как P0016, который является кодом корреляции датчика кривошипа и кулачка. Это означает, что метки на верхней части двигателя на распределительном валу не совпадают с кривошипом. Это может быть не плохой CKP или CMP, хотя может быть и так. Это также может быть растянутая цепь привода ГРМ, или двигатель пропустил зуб, или статически синхронизировался неправильно. Это может быть из-за снятия ГБЦ или замены 9Цепь ГРМ 0017 и либо кулачок(и), либо кривошип не были выровнены.
Техники могут определить, растянута или смещена цепь синхронизации, с помощью осциллографа для захвата формы сигнала. Эта процедура также может помочь техническим специалистам быстро диагностировать проблемы с цепью и датчиками без необходимости снимать крышку клапана или крышку привода ГРМ, чтобы осмотреть цепь или ремень. Анализ формы сигнала может выявить поврежденное тональное кольцо и показать синхронизацию двигателя при измерении несколькими датчиками.
CKP на эффекте Холла должны быть совмещены с тональным кольцом, чтобы генерировать чистый сигнал. Любое вмешательство может вызвать проблемы с холостым ходом или повредить датчик. Магнитные CKP должны быть установлены с достаточным воздушным зазором. Обычно это находится в пределах 0,05 дюйма от тормозного колеса. Независимо от того, является ли датчик положения коленчатого вала магнитным или датчиком Холла, прерывистое или низкое напряжение на датчике может привести к потере сигнала синхронизации и шаткому двигателю, который не запустится.
Основы датчиков положения коленчатого и распределительного валов
Дом, Библиотека по ремонту автомобилей, Автозапчасти, Аксессуары, Инструменты, Руководства и книги, Автомобильный БЛОГ, Ссылки, Индекс Ларри Карли, авторское право AA1Car.

Для систем зажигания без распределителя требуется датчик положения коленчатого вала (CKP), а иногда также датчик положения распределительного вала (CMP). Эти датчики служат по существу той же цели, что датчик зажигания и пусковое колесо в электронном распределителе, с той лишь разницей, что основной сигнал синхронизации считывается с коленчатого вала или гармонического балансира, а не с вала распределителя. Это устраняет колебания угла опережения зажигания, которые могут возникнуть из-за износа и люфта в цепи привода ГРМ и шестерне распределителя. Это также устраняет временные корректировки (или неправильные настройки, в зависимости от обстоятельств).
На автомобилях 1996 года с бортовой диагностикой II (OBD II) датчик положения коленчатого вала также используется для обнаружения изменений частоты вращения коленчатого вала, вызванных пропусками зажигания. Если компьютер обнаружит их достаточно, он загорится или начнет мигать индикаторами Check Engine или Service Engine Soon, чтобы сигнализировать водителю о наличии проблемы.
ТИПЫ ДАТЧИКОВ ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Существует множество различных типов датчиков положения коленчатого вала. Одним из них является датчик положения кривошипа на эффекте Холла, который считывает металлическое «прерывающее» кольцо с насечками на задней части гармонического балансира. Впервые это было использовано на ранних двигателях GM 3,8 л V6 Buick с последовательным впрыском топлива (SFI) (и турбонаддувом) с катушкой зажигания без распределителя с компьютерным управлением (C3I). Датчик положения кривошипа подает сигнал включения-выключения на модуль управления трансмиссией (PCM), который компьютер использует для контроля оборотов двигателя и положения кривошипа. Система также использует отдельный датчик положения кулачка вместо исходного распределителя, чтобы информировать PCM о фазах газораспределения. Это позволяет PCM определить правильную последовательность зажигания, которую он затем использует для управления как форсункой, так и опережением зажигания. Ford использует аналогичную установку на своем 5,0-литровом V8 с зажиганием без распределителя.
Другой тип датчика положения коленчатого вала, который использует GM, — это «комбинированный датчик», который устанавливается на передней части двигателей 3.0L и 3300 V6. GM называет его комбинированным датчиком, потому что датчик положения кривошипа содержит пару переключателей на эффекте Холла, которые генерируют два отдельных сигнала. На задней стороне гармонического балансира есть два прерывающих кольца с насечками. Одно кольцо имеет три выемки, что заставляет один из переключателей на эффекте Холла генерировать три сигнала положения кривошипа за каждый оборот. Другое кольцо имеет только одну выемку, из-за чего другой переключатель на эффекте Холла генерирует один сигнал «синхронного импульса», который ECM использует для расчета оборотов и угла опережения зажигания.
Другим вариантом комбинированного датчика является система «быстрого запуска», используемая в двигателе GM 3800. Пара переключателей на эффекте Холла установлена на шкиве кривошипа, а датчик кулачка установлен над зубчатым колесом. Один сигнал запуска генерирует 3 импульса на оборот, а другой генерирует 18 импульсов. Это позволяет модулю катушки «синхронизироваться» с двигателем быстрее, поэтому двигатель запускается почти мгновенно.
Третий тип датчика положения коленчатого вала представляет собой магнитный датчик, который считывает пазы, выточенные в «неохотном» кольце в центре коленчатого вала, на гармоническом балансире или маховике. Эта установка используется на двигателях GM с системами прямого зажигания (DIS) на двигателях 2,0 л, 2,5 л и 2,8 л и интегрированным зажиганием без распределителя (IDI) на 2,3 л Quad 4, а также на многих автомобилях Ford, Chrysler и импортных двигателях. двигатели.
В двигателях GM кольцо, препятствующее проворачиванию коленчатого вала, имеет шесть равноотстоящих друг от друга прорезей, расположенных под углом 60 градусов. Седьмой слот расположен на расстоянии 10 градусов от одного из других, поэтому датчик кривошипа будет генерировать дополнительный «синхронный импульс» при каждом обороте. Затем PCM использует эту информацию для расчета правильной синхронизации зажигания и форсунки. Этот тип датчика должен быть тщательно расположен таким образом, чтобы воздушный зазор находился в пределах 0,050 дюйма от упорного кольца коленчатого вала.
ДАТЧИК CKP И CMP ДИАГНОСТИКА
Самый быстрый способ проверить датчики коленчатого вала и/или распределительного вала на автомобиле 1995 года выпуска или новее с OBD II — подключить сканер и проверить наличие кодов неисправностей.
P0335…. Цепь датчика А положения коленчатого вала
P0336….Датчик положения коленчатого вала Цепь диапазона/рабочих характеристик
P0337… Датчик положения коленчатого вала, низкий входной сигнал цепи
P0338…. Датчик положения коленчатого вала Цепь, высокий входной сигнал
P0339….Датчик положения коленчатого вала Цепь Прерывистый
P0340…. Цепь датчика положения распредвала «А» (ряд 1 или одиночный датчик)
P0341. …Датчик положения распредвала «А» Диапазон/функционирование цепи (ряд 1)
P0342… Датчик положения распределительного вала, низкий входной сигнал цепи (ряд 1)
P0343…. Датчик положения распределительного вала, высокий входной сигнал цепи (ряд 1)
P0344…. Датчик положения распредвала «А» Прерывистый Цепь (Ряд 1)
P0345…. Цепь датчика положения распредвала «А» (ряд 2)
P0346….Датчик положения распредвала «A» Диапазон/функционирование цепи (ряд 2)
P0347… Датчик положения распределительного вала, низкий входной сигнал цепи (ряд 2)
P0348…. Датчик положения распределительного вала, высокий входной сигнал цепи (ряд 2)
P0349….Датчик положения распредвала «А» Прерывистый Цепь (Ряд 2)
Вы также можете использовать диагностический прибор для проверки наличия сигнала оборотов коленчатого вала, если двигатель прокручивается, но не запускается из-за отсутствия искры (что часто является признаком того, что датчик положения коленчатого вала не работает).
На автомобилях до OBD II вы можете использовать сканирующий прибор для проверки кодов или использовать процедуру ручного флэш-кода для считывания кодов. В приложении до OBD II GM код неисправности 12 при прокручивании коленчатого вала будет указывать на то, что опорный сигнал не генерируется. В приложениях Ford, предшествующих OBD II, код 14 указывал бы на проблему с сигналом датчика положения коленчатого вала, который Ford называет сигналом «PIP» (Profile Ignition Pick-up).
ПРОВЕРКА ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОЙ РУЛЕВОЙ
Независимо от того, является ли датчик положения коленчатого вала магнитным или датчиком Холла, большинство проблем можно отнести к неисправностям в жгуте проводов. Нарушение напряжения питания датчика, заземления или обратных цепей может привести к потере крайне важного синхронизирующего сигнала, что приведет к тому, что двигатель провернется, но не запустится.
Кроме того, на некоторых автомобилях повреждение зубчатого кольца датчика на коленчатом валу, гармонического балансира или маховика может вызвать неустойчивый сигнал датчика коленчатого вала.
При поиске и устранении предполагаемой проблемы с датчиком положения коленчатого вала вы должны следовать диагностическим блок-схемам в сервисной литературе производителя автомобиля, чтобы изолировать неисправный компонент при наличии кода неисправности, в противном случае невозможно узнать, является ли проблема запуска без искры неисправен модуль зажигания, катушка, компьютер, неисправность проводки или замка зажигания.
Магнитные датчики можно проверить, отсоединив электрический разъем и проверив сопротивление между соответствующими клеммами. Например, на GM 2.3L Quad 4 показания датчика должны составлять от 500 до 900 Ом. При тестировании этих датчиков всегда обращайтесь к спецификациям испытаний производителей транспортных средств. Очевидно, что если вы видите показания нулевого сопротивления (закороченного) или бесконечного (разомкнутого) показания, датчик вышел из строя и его необходимо заменить. Если посмотреть на осциллограф, магнитный датчик кривошипа выдаст форму волны, подобную приведенной ниже:
Цифровые и аналоговые сигналы датчика коленчатого вала, как они выглядят на осциллографе DSO.

Хороший магнитный датчик положения коленчатого вала должен вырабатывать переменный ток при вращении коленчатого вала двигателя, поэтому проверка выходного напряжения при вращении коленчатого вала является еще одним тестом, который можно выполнить. При подключенном датчике считайте выходное напряжение на соответствующих клеммах, прокручивая двигатель. Если вы видите не менее 20 мВ на шкале переменного тока, датчик исправен, а это означает, что неисправность, вероятно, связана с модулем, катушкой, проводкой или компьютером.
Датчики положения коленчатого вала на эффекте Холла обычно имеют три контакта; один для подачи тока, один для земли и один для выходного сигнала. Датчик должен иметь напряжение и заземление для подачи сигнала, поэтому сначала проверьте эти клеммы с помощью аналогового вольтметра. Выходной сигнал датчика можно проверить, отсоединив катушку и запустив двигатель, чтобы увидеть, выдает ли датчик сигнал напряжения. Стрелка вольтметра должна подпрыгивать каждый раз, когда створка затвора проходит через переключатель на эффекте Холла. При наблюдении на осциллографе вы должны увидеть прямоугольную форму волны (см. выше), которая меняет частоту.
Если ваша диагностика выявила неисправность датчика коленвала, единственный вариант — заменить его. Датчики на эффекте Холла должны быть правильно совмещены с кольцом прерывателя, чтобы генерировать чистый сигнал. Любое трение или помехи могут вызвать проблемы с холостым ходом, а также повредить датчик. Магнитные датчики положения коленчатого вала должны быть установлены с надлежащим воздушным зазором, который обычно находится в пределах 0,050 дюйма от тормозного колеса на коленчатом валу.
ДАТЧИКИ ПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДВАЛА
На многих двигателях с безраспределительной системой зажигания и последовательным впрыском топлива датчик положения распределительного вала используется для информирования модуля управления двигателем о положении распределительного вала относительно коленчатого вала. Отслеживая положение кулачка (что позволяет модулю управления определять, когда впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются), модуль управления может использовать входной сигнал датчика положения кулачка вместе с датчиком положения коленчатого вала, чтобы определить, какой цилиндр в двигателе работает. последовательность приближается к верхней мертвой точке. Затем эта информация используется модулем управления двигателем для синхронизации работы последовательных топливных форсунок, чтобы они соответствовали порядку работы двигателя. В некоторых приложениях для определения угла опережения зажигания также требуется входной сигнал от датчика положения распределительного вала.
Датчик положения распределительного вала может быть магнитным или на эффекте Холла и устанавливаться на крышке газораспределительного механизма над шестерней распределительного вала, на конце головки блока цилиндров в случае применения верхнего распредвала или в специальном корпусе, который заменяет распределитель (в случае некоторые из приложений GM). Эксплуатация и диагностика в основном такие же, как и для датчика положения коленчатого вала.
Вопросы о датчиках положения коленчатого вала:
Датчик коленвала контролирует угол опережения зажигания?
Да. Датчик кривошипа обеспечивает базовый синхронизирующий сигнал, который сообщает компьютеру двигателя относительное положение поршней при вращении коленчатого вала. Затем сигнал запуска используется компьютером двигателя для расчета угла опережения зажигания. Тот же сигнал датчика коленчатого вала также используется для определения фаз газораспределения топливных форсунок, а также на двигателях с регулируемой фазой газораспределения для изменения фаз газораспределения по мере необходимости для оптимизации производительности, выбросов и экономии топлива.
Может ли неисправный датчик коленвала помешать запуску моего двигателя?
Да. Сигнал датчика коленвала сообщает компьютеру двигателя, что двигатель вращается. Если сигнала нет, ЭБУ не может установить правильную синхронизацию зажигания и синхронизацию топливной форсунки. Отсутствие сигнала датчика проворачивания также может препятствовать работе топливного насоса при запуске двигателя.
Может ли неисправный датчик коленвала привести к остановке двигателя?
Да. Если сигнал от датчика коленчатого вала слабый или неустойчивый, компьютер двигателя может потерять опорную синхронизацию, что приведет к пропуску зажигания или остановке двигателя.
Почему датчики коленвала выходят из строя?
Датчик коленвала может выйти из строя по одной из нескольких причин. Коррозия или повреждение проводки датчика могут повлиять на его сигнал. Коррозия, повреждение или смещение пускового колеса, которое считывает датчик кривошипа, также могут нарушить сигнал. Внутренний электрический сбой внутри самого датчика, такой как обрыв проводки или короткое замыкание, или трещина в изоляции, может быть результатом производственного брака или воздействия чрезмерного тепла.
Где находится датчик коленвала?
Расположение датчика коленвала зависит от двигателя. Он может быть расположен в передней части двигателя рядом с гармоническим балансировщиком коленчатого вала, или он может быть расположен в задней части двигателя рядом с маховиком, или он может быть расположен где-то в нижней средней части блока цилиндров двигателя, чтобы он мог читать зубчатое спусковое колесо на коленчатом валу.
Насколько сложно заменить неисправный датчик коленвала?
Зависит от расположения датчика. Если до него относительно легко добраться, его замена представляет собой простую замену. Ослабьте болт, удерживающий датчик на месте, вытащите его и вставьте новый датчик. Однако на некоторых автомобилях датчик действительно спрятан и до него трудно добраться. Перед заменой датчика может потребоваться демонтировать другие компоненты.
Сколько стоит новый датчик коленвала?
Зависит от года/марки/модели вашего автомобиля и от того, где вы покупаете новый датчик. Сменные датчики для некоторых автомобилей (в первую очередь европейских производителей класса люкс) обычно дороже, чем датчики для более распространенных отечественных, корейских и японских автомобилей. Цены могут варьироваться от менее 20 долларов за новый датчик коленчатого вала до более 200 долларов! Будьте готовы заплатить самую высокую цену, если купите датчик коленвала у нового автодилера. Розничные магазины автозапчастей и интернет-магазины обычно предлагают самые выгодные цены. Мы советуем покупать датчик ИМЯ БРЕНДА (например, ACDelco, Bosch, Denso, NAPA, Wells и т. д.) или оригинальную запасную часть OEM. Избегайте датчиков без названия по выгодной цене, которые часто представляют собой дешевые подделки, которым не хватает долговечности OEM или фирменных деталей.
Сколько будет стоить замена датчика коленвала?
Это зависит от того, где вы ремонтируете свой автомобиль (если вы не делаете это сами). В дополнение к стоимости самого датчика вам придется оплатить работу по установке датчика. Стоимость работ будет варьироваться в зависимости от времени, необходимого для замены детали. Замена датчика, который легко заменить, может занять всего 20 минут или меньше, в то время как датчик, который действительно трудно достать, может занять до часа. Ставки на рабочую силу в магазине обычно колеблются от 75 до 125 долларов в час. Продавцы новых автомобилей и специалисты по импорту обычно берут самые высокие ставки за рабочую силу, в то время как независимые ремонтные мастерские обычно берут меньше. Таким образом, ваш общий счет за ремонт может варьироваться от менее 100 до более 300 долларов.
Статьи по теме:
Двигатель не запускается, нет искрыСистемы зажигания с катушкой над свечой (COP)
Системы зажигания без распределителя (DIS)
Системы зажигания без распределителя (с несколькими катушками)
Анализ датчиков двигателя
Понимание систем управления двигателем
Блоки управления силовым агрегатом (PCM)
Все о бортовой диагностике II (OBD II)
Обнуление диагностики OBD II
Нажмите здесь, чтобы увидеть больше технических статей Carley Automotive
Нужна информация о заводском руководстве по техническому обслуживанию для вашего автомобиля?
Mitchell 1 Руководство по ремонту автомобилей своими рукамиРуководство по датчикам охватывает основные сведения о датчиках двигателя.
Хороший учебный и справочный ресурс!
Обязательно посетите другие наши веб-сайты:
Авторемонт самостоятельно
CarleySoftware
OBD2HELP.