Зазор между датчиком коленвала и шкивом. Датчик положения коленвала: принцип работы, виды, признаки неисправности

Как работает датчик положения коленвала. Какие бывают виды датчиков коленвала. Как проверить исправность датчика коленвала. Какие признаки указывают на неисправность датчика коленвала. Как правильно заменить датчик коленвала.

Содержание

Принцип работы датчика положения коленвала

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) — это важный элемент системы управления двигателем, который измеряет скорость вращения и точное положение коленвала. Без исправного датчика коленвала двигатель не сможет запуститься и нормально работать.

Как работает датчик коленвала:

  • На коленвале или шкиве коленвала установлен зубчатый диск-триггер
  • При вращении коленвала зубья диска проходят мимо чувствительного элемента датчика
  • Датчик генерирует электрический сигнал при прохождении каждого зуба
  • На диске есть пропущенный зуб, который служит меткой начала отсчета
  • Блок управления двигателем анализирует сигналы датчика и определяет положение и скорость вращения коленвала

Эта информация необходима для правильного управления моментом зажигания и впрыска топлива. Без точных данных о положении коленвала невозможно синхронизировать работу систем двигателя.


Виды датчиков положения коленвала

Существует три основных типа датчиков положения коленчатого вала:

1. Индуктивный датчик

Принцип работы: при прохождении зубьев мимо сердечника с обмоткой в ней наводится ЭДС. Особенности:

  • Простая и надежная конструкция
  • Не требует питания
  • Амплитуда сигнала зависит от скорости вращения
  • Чувствителен к помехам на низких оборотах

2. Датчик Холла

Принцип работы: при прохождении зубьев изменяется магнитное поле, что фиксируется элементом Холла. Особенности:

  • Выдает четкий цифровой сигнал
  • Требует питания
  • Не зависит от скорости вращения
  • Более точный, чем индуктивный

3. Оптический датчик

Принцип работы: световой луч прерывается зубьями диска. Особенности:

  • Высокая точность
  • Не боится электромагнитных помех
  • Чувствителен к загрязнению
  • Используется редко из-за сложности

Признаки неисправности датчика коленвала

Неисправный датчик положения коленвала может вызвать следующие проблемы:

  • Двигатель не запускается или запускается с трудом
  • Плавающие обороты холостого хода
  • Провалы при разгоне, потеря мощности
  • Повышенный расход топлива
  • Двигатель глохнет на ходу
  • Загорается лампа «Check Engine»
  • Пропуски в работе цилиндров

Если вы заметили подобные симптомы, следует проверить исправность датчика коленвала и при необходимости заменить его.


Как проверить датчик положения коленвала

Существует несколько способов проверки датчика коленвала:

1. Проверка мультиметром

Измеряется сопротивление обмотки датчика:

  • Отсоедините разъем датчика
  • Измерьте сопротивление между контактами
  • Сравните результат с данными в мануале

Типичные значения: 200-1000 Ом для индуктивных датчиков, менее 200 Ом для датчиков Холла.

2. Проверка осциллографом

Позволяет оценить форму и параметры сигнала датчика:

  • Подключите щупы осциллографа к выводам датчика
  • Запустите двигатель
  • Оцените форму сигнала и его изменение при увеличении оборотов

Правильный сигнал должен иметь четкую синусоидальную форму без искажений и выбросов.

3. Проверка сканером

Диагностический сканер позволяет считать обороты двигателя по датчику коленвала:

  • Подключите сканер к диагностическому разъему
  • Запустите двигатель
  • Сравните показания сканера с тахометром

Если показания отличаются или нестабильны, возможна неисправность датчика.

Как заменить датчик положения коленвала

Процедура замены датчика коленвала может различаться в зависимости от модели автомобиля, но обычно включает следующие шаги:


  1. Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора
  2. Найдите расположение датчика (обычно на блоке цилиндров или картере сцепления)
  3. Отсоедините электрический разъем датчика
  4. Открутите крепежный болт датчика
  5. Аккуратно извлеките старый датчик
  6. Установите новый датчик, соблюдая правильное положение
  7. Закрутите крепежный болт с нужным моментом затяжки
  8. Подключите электрический разъем
  9. Подключите аккумулятор и запустите двигатель для проверки

При замене важно соблюдать правильный зазор между датчиком и зубчатым диском. Обычно он составляет 0,5-1,5 мм.

Какой зазор должен быть у датчика коленвала

Правильный зазор между датчиком положения коленвала и зубчатым диском-триггером критически важен для корректной работы. Рассмотрим основные моменты:

  • Стандартный зазор для большинства автомобилей составляет 0,5-1,5 мм
  • Точное значение указано в руководстве по ремонту конкретной модели
  • Слишком маленький зазор может привести к повреждению датчика
  • Большой зазор вызовет ослабление сигнала и сбои в работе
  • На некоторых двигателях зазор регулируется шайбами
  • В современных моделях зазор часто нерегулируемый

Правильная установка зазора обеспечивает стабильный сигнал датчика во всем диапазоне оборотов двигателя.


Можно ли ездить с неисправным датчиком коленвала

Эксплуатация автомобиля с неисправным датчиком положения коленвала крайне нежелательна по нескольким причинам:

  • Повышается риск внезапной остановки двигателя
  • Возрастает расход топлива из-за нарушения регулировок
  • Падает мощность и ухудшаются динамические характеристики
  • Возможно повреждение катализатора из-за пропусков зажигания
  • Повышается нагрузка на другие элементы системы управления

Рекомендуется при первых признаках неисправности проверить и при необходимости заменить датчик коленвала. Это обеспечит надежную и экономичную работу двигателя.

Как почистить датчик положения коленвала

Загрязнение датчика коленвала может вызвать сбои в его работе. Очистка поможет восстановить нормальное функционирование:

  1. Отсоедините разъем датчика и выкрутите крепежный болт
  2. Аккуратно извлеките датчик из посадочного места
  3. Осмотрите датчик на наличие загрязнений или металлической стружки
  4. Очистите поверхность датчика мягкой кистью или тканью
  5. При сильном загрязнении используйте специальный очиститель электронных контактов
  6. Продуйте датчик и посадочное место сжатым воздухом
  7. Установите датчик на место, соблюдая правильный зазор

Важно: не используйте агрессивные растворители, которые могут повредить датчик. Будьте осторожны, чтобы не повредить чувствительный элемент датчика при очистке.



Датчик положения коленвала: как работает, проблемы, проверка

Главная » ВИКИ » Датчик положения коленвала: как он работает, проблемы, симптомы, проверка

На чтение 5 мин Просмотров 15.3к. Опубликовано Обновлено

Датчик положения коленчатого вала измеряет скорость вращения (об / мин) и точное положение коленвала двигателя. Без датчика коленвала двигатель не запустится.

В технической литературе датчик положения коленвала сокращенно обозначается как ДПКВ (по-английски — CKP).

Содержание

Где находится датчик коленвала

В некоторых автомобилях датчик установлен рядом с зубчатым шкивом коленвала (балансир колебаний), как на на фотографии ниже.

В других автомобилях ДПКВ может быть установлен на корпусе трансмиссии или в блоке цилиндров двигателя. Датчик коленвала расположен таким образом, чтобы зубчатый венец, прикрепленный к коленвалу, проходил рядом с наконечником датчика.

На венце отсутствует один или несколько зубьев, чтобы обеспечить блок управления двигателя (ЭБУ) точкой отсчёта для определения положения коленчатого вала.

При установке ДПКВ выставляется зазор между самим датчиком и зубчатым шкивом. Правильным считается положение датчика, когда зазор между его сердечником и диском синхронизации составляет 0,5–1,5 мм. Зазор регулируется при помощи шайб (прокладок) между посадочным гнездом датчика и самим датчиком.

Как работает датчик коленвала

Когда коленвал вращается, датчик выдает импульсный сигнал напряжения, где каждый импульс соответствует зубцу на венце. На фото ниже показан сигнал от датчика коленвала.

ЭБУ использует сигнал от ДПКВ, чтобы определить, когда и в какой цилиндр подавать искру. Сигнал положения коленвала также используется для контроля пропусков зажигания в любом из цилиндров.

Виды датчиков коленвала

Три наиболее распространенных вида ДПКВ:

  • магнитные датчики с измерительной катушкой, которые вырабатывают переменное напряжение;
  • датчики Холла, которые выдают цифровой сигнал прямоугольной формы;
  • оптические датчики.

Современные автомобили используют датчики Холла. Датчик с измерительной катушкой имеет двухконтактный разъем. Датчик на эффекте Холла имеет трёхконтактный разъём (опорное напряжение, заземление и сигнал).

Признаки неисправности датчика коленвала

Неисправный датчик может вызвать следующие проблемы:

  • Автомобиль может случайно заглохнуть, но затем перезапуститься без проблем.
  • Двигатель может плохо заводиться в сырую погоду, но после после прогрева запускается нормально.
  • Иногда вы можете увидеть, что тахометр ведет себя хаотично.
  • В некоторых случаях неисправный датчик может привести к длительному проворачиванию двигателя до его запуска.
  • Если датчик неисправен — двигатель проворачивается, но не запускается.

Ошибки OBD-2 датчика коленвала

  • Наиболее распространенным кодом OBDII, связанным с датчиком положения коленчатого вала, является P0335 — неисправность цепи датчика коленвала.
  • В некоторых автомобилях (например, Mercedes-Benz, Nissan, Chevy, Hyundai, Kia) этот код часто вызывается неисправным датчиком, хотя могут быть и другие причины, такие как проблемы с проводкой или разъёмом, поврежденный зубчатый венец и т. д.
  • В некоторых автомобилях периодическая остановка двигателя также может быть вызвана проблемой с проводкой ДПКВ. Например, если провода датчика не закреплены надлежащим образом, они могут протереться о какую-либо металлическую деталь и замкнуть, что может привести к остановке двигателя.
  • В бюллетене Chrysler 09-004-07 описана проблема с некоторыми моделями Jeep и Chrysler 2005-2007 гг., когда неисправный датчик коленчатого вала может вызвать проблемы при запуске. Датчик должен быть заменен обновленной деталью для устранения проблемы.
  • В другом бюллетене Chrysler 18-024-10 для некоторых автомобилей Chrysler, Dodge и Jeep 2008-2010 гг. упоминается проблема, при которой код P0339 — прерывистый сигнал с ДПКВ может быть вызван неправильным зазором.
  • Отказы датчика положения коленчатого вала были распространены в некоторых автомобилях GM 90-х годов. Один из симптомов была остановка двигателя, когда он был горячий. Замена датчика обычно решала проблему.

Как проверить датчик коленвала?

Когда есть подозрение, что проблема может быть вызвана датчиком положения коленчатого вала или если имеется связанный код неисправности, датчик должен быть визуально осмотрен на наличие трещин, ослабленных или корродированных штырьков разъёма или других очевидных повреждений. Правильный зазор между наконечником датчика и зубчатым кольцом также очень важен.

Для магнитных датчиков процедура тестирования заключается в проверке сопротивления мультиметром.

Например, для Ford сопротивление датчика положения коленвала должно составлять 250–1000 Ом. Если сопротивление ниже или выше указанного в спецификации, датчик необходимо заменить.

Для датчиков с эффектом Холла, должны быть проверены сигнал опорного напряжения (обычно +5 В) и заземление. Наиболее точным способом проверки датчика является проверка сигнала с помощью осциллографа.

Иногда датчик может иметь прерывистую неисправность, которая не обнаруживается во время тестирования. В этом случае может помочь проверка бюллетеней технического обслуживания (TSB) и изучение распространенных проблем.

Смотрите видео, как проверить датчик коленвала:

Датчик положения коленчатого вала можно проверить с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque. Сканер будет показывать сигнал датчика как «Обороты двигателя» или «Частота вращения двигателя».

Когда это может быть полезно? Если автомобиль периодически глохнет, мониторинг сигнала датчика может дать ответ.

Если сигнал датчика внезапно падает до нуля, а затем возвращается, это означает, что либо есть проблема внутри датчика, либо с проводкой или разъёмом.

Если датчик работает нормально, сигнал оборотов должен постепенно уменьшаться или увеличиваться как на этом фото.

Как правильно выставить зазор на датчик коленвала при замене?

ArchiBimmer
Пользователь