Как работает тиристорное зарядное устройство на КУ202. Какие компоненты нужны для его сборки. Как правильно собрать и настроить зарядное устройство своими руками. Каковы преимущества и недостатки данной схемы.
Принцип работы тиристорного зарядного устройства
Тиристорное зарядное устройство на КУ202 представляет собой регулятор мощности с фазоимпульсным управлением. Основные компоненты схемы:
- Тиристор КУ202 — выполняет роль ключа, управляющего током заряда
- Транзисторы КТ361А и КТ315А — формируют управляющие импульсы для тиристора
- Конденсатор и переменный резистор — задают время открытия тиристора
- Диодный мост — выпрямляет переменное напряжение
Принцип работы заключается в следующем:
- Переменное напряжение с трансформатора выпрямляется диодным мостом
- Конденсатор заряжается через переменный резистор
- При достижении порогового напряжения транзисторы открываются и подают импульс на тиристор
- Изменяя сопротивление переменного резистора, регулируют время открытия тиристора и, соответственно, ток заряда
Такой принцип позволяет плавно регулировать ток заряда аккумулятора от 0 до максимального значения.
Основные компоненты для сборки зарядного устройства
Для сборки тиристорного зарядного устройства потребуются следующие компоненты:
- Тиристор КУ202Н или аналог
- Транзисторы КТ361А и КТ315А
- Диодный мост на 10А
- Конденсатор 1 мкФ
- Переменный резистор 300 Ом
- Резисторы постоянные
- Трансформатор на 12-14В
- Радиатор для тиристора
- Амперметр на 10А
Важно использовать компоненты с подходящими номиналами и характеристиками. Это обеспечит корректную и безопасную работу устройства.
Пошаговая инструкция по сборке зарядного устройства
Процесс сборки тиристорного зарядного устройства включает следующие этапы:
- Подготовка печатной платы или макетной доски
- Монтаж основных компонентов согласно схеме
- Установка тиристора на радиатор
- Подключение трансформатора и амперметра
- Проверка монтажа и отсутствия замыканий
- Настройка зарядного тока с помощью переменного резистора
- Тестирование устройства на аккумуляторе
При сборке важно соблюдать полярность компонентов и использовать провода достаточного сечения для силовых цепей. Тщательная пайка обеспечит надежность устройства.
Настройка и тестирование собранного зарядного устройства
После сборки зарядное устройство необходимо правильно настроить и протестировать:
- Подключить устройство к сети через ЛАТР
- Плавно повышая напряжение, проверить работу схемы
- Настроить максимальный ток с помощью переменного резистора
- Проверить диапазон регулировки тока
- Подключить аккумулятор и измерить реальный ток заряда
- Проконтролировать нагрев компонентов
Правильно настроенное устройство должно обеспечивать плавную регулировку тока без сбоев и перегрева. При обнаружении проблем необходимо перепроверить монтаж и номиналы компонентов.
Преимущества тиристорного зарядного устройства
Тиристорное зарядное устройство на КУ202 имеет ряд преимуществ:
- Простота конструкции и доступность компонентов
- Плавная регулировка тока заряда
- Возможность заряда аккумуляторов разной емкости
- Импульсный характер тока, продлевающий срок службы АКБ
- Высокий КПД и низкий нагрев
- Возможность использования как источника питания
Благодаря этим достоинствам, данная схема популярна среди радиолюбителей для самостоятельной сборки зарядных устройств.
Недостатки и ограничения данной схемы
Несмотря на преимущества, тиристорное зарядное устройство имеет некоторые недостатки:
- Отсутствие стабилизации тока при колебаниях напряжения сети
- Создание помех в электросети
- Отсутствие защиты от короткого замыкания
- Необходимость ручного контроля процесса заряда
- Сложность добавления автоматики и индикации
Эти недостатки следует учитывать при выборе данной схемы. Для более ответственных применений может потребоваться дополнительная доработка устройства.
Советы по эксплуатации и обслуживанию зарядного устройства
Для безопасной и долговечной работы тиристорного зарядного устройства рекомендуется:
- Использовать качественные компоненты с запасом по мощности
- Обеспечить хорошую вентиляцию корпуса
- Периодически проверять и подтягивать контактные соединения
- Не превышать максимальный ток заряда аккумулятора
- Контролировать температуру устройства при работе
- Защитить от попадания влаги и пыли
При соблюдении этих рекомендаций самодельное зарядное устройство прослужит долго и надежно. Регулярное обслуживание позволит вовремя выявить и устранить возможные неисправности.
Простое тиристорное зарядное устройство на КУ202 | РадиоДом
Простое тиристорное зарядное устройство на КУ202 | |
Устройство с электронным управлением зарядным током, выполнено на базе тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности. Оно не содержит редкие радиокомпоненты, при заведомо рабочих деталях не требует налаживания. Зарядное устройство позволяет заряжать АКБ током от 0 до 10 ампер, а также может служить регулируемым источником питания для мощного низковольтного паяльника, вулканизатора, переносной лампы и просто блока питания на все случаи жизни. Устройство работоспособно при температуре окружающей среды от — 35 С до + 35 С. Зарядное устройство представляет собой тиристорный регулятор мощности с фазоимпульсным управлением, питаемый от обмотки II понижающего трансформатора Т1 через диодный мост VDI. ..VD4. Все радиокомпоненты устройства отечественные, но возможна их замена на аналогичные зарубежные. Амперметр РА1 — любой постоянного тока со шкалой на 10 ампер. Его можно сделать самостоятельно из любого миллиамперметра, подобрав шунт по образцовому амперметру. Предохраннтель F1 — плавкий, но удобно применять и сетевой автомат на 10 ампер либо автомобильный биметаллический на такой же ток. Диоды VD1…VP4 могут быть любыми на прямой ток 10 ампер и обратное напряжение не менее 50 вольт (серии Д242, Д243, Д245, КД203, КД210, КД213). Диоды выпрямителя и тиристор ставят на алюминиевые радиаторы, площадью охлаждения от 120 кв.см. Для улучшения теплового контакта устройств с радиаторами обязательно смазать теплопроводные пасты. Тиристор КУ202В заменим на КУ202Г — КУ202Е; проверено на практике, что устройство нормально действует и с более мощными тиристорами Т-160, Т-250. В устройстве применен готовый сетевой понижающий трансформатор соответствующей мощности с напряжением вторичной обмотки от 18 до 22 вольт. | |
Автоматическое зарядное устройство | «Радио» | 1975 | 12 | Ломанович В. (UA3DH) | ||
Автоматическое зарядное устройство | Позволяет в широких пределах регулировать зарядный ток. Отключение при достижении 14,5 В | «Радио» | 1976 | 6 | Дробница Н. | |
Зарядное устройство-автомат | Простое устройство на КУ202Е | «Радио» | 1976 | 3 | Васильев В. (UA4HAN) | |
Зарядно-разрядное устройство для аккумуляторных батарей | «В помощь радиолюбителю» | 1978 | 62 | Кошев В. | ||
Автоматическое зарядное усройство | Отключение при 90% емкости, защита от перегрузок. | «В помощь радиолюбителю» | 1980 | 71 | Сосновский Е. | |
Автоматическое зарядное устройство | (Дополнения в №6 1983г стр.62). Имеет защиту от КЗ, переполюсовки, автоматическая или ручная регулировка зарядного тока (до 10 А). КУ202Вх2, КП302Бх2, К117А, КТ312Ах4, КЦ405Е, сетевой трансформатор — переделанный ТС200, управление тиристорами — самодельны | «Радио» | 1982 | 1 | Кудинов Г. | |
Автоматическое зарядное устройство | Отключение при полной зарядке. На КТ315Б, КТ203Б, П214Б, МП42Б, КУ202Н, реле. | «В помощь радиолюбителю» | 1982 | 77 | Дробница Н. | |
Автоматическое зарядное устройство | «В помощь радиолюбителю» | 1983 | 83 | Евсеев А. | ||
Автоматическое зарядное устройство | (Усовершенствование в ВРЛ №98 стр.43). Отключение при зарядке и включение при понижении напряжения. На 6 транзисторах и 2 реле. | «В помощь радиолюбителю» | 1984 | 87 | Казьмин К. | |
Автоматическое устройство для зарядки и восстановления аккумуляторных батарей | На 4 транзисторах и 2 тиристорах. | «В помощь радиолюбителю» | 1986 | 94 | Газизов М. | |
Прибор для автоматической тренировки аккумуляторов | Разрядка до 10,5 В, затем циклическая зарядка. Выполнен на транзисторах | «В помощь радиолюбителю» | 1987 | 96 | Коробков А. | |
Приставка-автомат к зарядному устройству | Отключение зарядки при 14,5 В и включение при 12,8 В. КТ814А, КТ603Ах2, КУ202Е | «В помощь радиолюбителю» | 1988 | 100 | Коробков А. | |
Зарядное устройство | Включение и отключение зарядки. На 2 транзисторах и реле. | «В помощь радиолюбителю» | 1990 | 108 | Фомин В. | |
Зарядное устройство-автомат | На 2 реле. | «В помощь радиолюбителю» | 1991 | 112 | Шандриков А. | |
Автомат для зарядки аккумуляторных батарей | КТ513Гх2, АОУ103Б, КУ208Г | «Радиолюбитель» | 1992 | 8 | Гуща К. | |
Зарядное устройство | Iз=0…10 А, Iразр=0…1 А, Iкз=0,1 А, | «Радиолюбитель» | 1992 | 4 | Петров А. | |
Зарядное устройство-автомат | К140УД6 и транзисторы | «Радио» | 1992 | 12 | Гуреев С. | |
Сервисное зарядно-пусковое устройство | Бестрансформаторный, на транзисторах, Iпуск=80 А (5 сек) | «Радиолюбитель» | 1993 | 4 | Петров А. | |
Зарядное устройство для стартерных батарей аккумуляторов | Симисторный регулятор по 220 В с понижающим трансформатором. 0…10 А. КУ208Г | «Радио» | 1994 | 7 | Таланов Н. | |
Приставка-автомат к зарядному устройству | К140УД7, КТ603Ах2, реле | «Радио» | 1997 | 7 | Герцен Н. | |
Автоматическая приставка к зарядному устройству | Приставка позволяет производить разрядку батареи до 10,5 В с последующей зарядкой (с разрядной составляющей) до 14,5 В | «Радио» | 1998 | 5 | Евсеев А. | |
Двурежимное зарядно-разрядное устройство | (Дополнение в №2 1999г, №3 2000г., №12 2001г.). Iз=4 А, Uз=16 В. Выполнен на КР1006ВИ1, КР140УД708, КУ202, КТ117А и транзисторах. | «Радио» | 1998 | 6 | Лясковский Л. | |
Автоматическое зарядное устройство | «Радио» | 2000 | 12 | Куприянов К. | ||
Измеритель заряда | Описано устройство, позволяющее определить количество заряда, переданного по цепи. Используется КР1008ПП1 и счетчик. | «Радио» | 2000 | 6 | Евсеев А. | |
Маломощные зарядные устройства | Описаны два зарядных устройства на 1,5 А и 0,5 А. | «Радио» | 2000 | 7 | Корсаков А. | |
Зарядное устройство с автоматическим отключением | Заряд ассимметричным током. | «Радиомир» | 2001 | 11 | Кашкаров А. | |
Простое тринисторное зарядное устройство | КТ361А, КТ315А, КУ202В. | «Радио» | 2001 | 11 | Воевода В. | |
VIPer-100A и «карманное» зарядное устройство на его основе | (Доработка в №12 2002г. стр.30). Описана структурная схема микросхемы VIPer-100A и приведена принципиальная схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. | «Радио» | 2002 | 11 | Косенко С. | |
Автоматическое зарядное устройство | (Дополнение в №6 2003г. ). Выключение по окончании зарядки и включении при разрядке. | «Радио» | 2002 | 10 | Сорокоумов В. | |
Измеритель заряженности аккумуляторной батареи | КР572ПВ5, К561ИЕ15, К561ИЕ14х3, КМОП-логика | «Радиомир» | 2002 | 1 | Борисов Ю. | |
Импульсное зарядное устройство | «Радиомир» | 2002 | 8 | Абрамов С. | ||
«Доктор» для аккумулятора | (Продолжение в РМ №2,3 2003 г.). Описание аппарата, позволяющего производить контрольно-тренировочные циклы в автоматическом режиме. На транзисторах и реле. | «Радиомир» | 2003 | 1 | Христофоров С. | |
Приставка для автоматического отключения зарядного устройства | «Радио» | 2003 | 7 | Куприянов К. | ||
Простое автоматическое зарядное устройство | Приставка зарядному устройству на КУ202. | «Радиоконструктор» | 2003 | 2 | Нет автора | |
Импульсное зарядное устройство | На К1114ЕУ4 и транзисторах | «Радио» | 2004 | 8 | Сорокоумов В. | |
Простое автоматическое зарядное устройство | «Радио» | 2004 | 6 | Мацко П. | ||
Зарядное устройство из блока питания компьютера | Добавление переменного резистора для регулировки. | «Радио» | 2005 | 2 | Эсик В. | |
Трехпороговый компаратор на КР1006ВИ1 в зарядном устройстве | Описание автомата для зарядки аккумуляторов | «Радио» | 2006 | 10 | Моисеев А. | |
Автоматическое зарядное устройство на базе блока питания ПК | Описана минимальная доработка. | «Радио» | 2007 | 2 | Казаков Н. |
своими руками: особенности конструкции
В связи с использованием в быту большого количества электроприборов (микроволновки, электрочайники, компьютеры и т.д.) часто возникает необходимость регулировки их мощности. Для этого используется тиристорный регулятор напряжения. Он имеет простую конструкцию, поэтому его несложно собрать самостоятельно.
Содержание
- Особенности конструкции
- Область применения и назначение
- Принцип действия
- Способы замыкания тиристора
- Простой регулятор напряжения
- Способы регулирования фазного напряжения в сети
- Тиристорные схемы
Нюансы конструкции
Тиристорный регулятор напряженияТиристор – управляемый полупроводник. При необходимости он может очень быстро проводить ток в нужном направлении. Устройство отличается от обычных диодов тем, что имеет возможность регулирования момента подачи напряжения.
Регулятор состоит из трех компонентов:
- катод — проводник, присоединяемый к отрицательному полюсу источника питания; анод
- — элемент, соединенный с положительным полюсом;
- управляемый электрод (модулятор), полностью закрывающий катод.
Регулятор работает при нескольких условиях:
- тиристор должен попасть в цепь под общим напряжением;
- модулятор должен получать кратковременный импульс, позволяющий устройству управлять мощностью электроприбора. В отличие от транзистора, регулятору не нужно удерживать этот сигнал.
Тиристор не используется в цепях постоянного тока, так как закрывается при отсутствии напряжения в цепи. В то же время в устройствах переменного тока необходим регистр. Это связано с тем, что в таких схемах можно полностью закрыть полупроводниковый элемент. С этим справится любая полуволна, если возникнет такая необходимость.
Тиристор имеет два устойчивых положения («открыто» или «закрыто»), которые переключаются напряжением. При появлении нагрузки включается, при пропадании электрического тока выключается. Начинающих радиолюбителей учат собирать такие регуляторы. Паяльники заводского изготовления с контролем температуры жала стоят дорого. Гораздо дешевле купить простой паяльник и самому собрать для него регистр напряжения.
Существует несколько схем крепления устройства. Самым несложным является навесной тип. Для его сборки не используется печатная плата. Также при монтаже не требуются специальные навыки. Сам процесс занимает мало времени. Поняв принцип работы регистратора, будет легко разобраться в схемах и рассчитать оптимальную мощность для идеальной работы оборудования, где установлен тиристор.
Область применения и цель использования
Применение тиристорного регулятора мощностиТиристор применяют во многих электроинструментах: строительных, столярных, бытовых и других. Играет роль ключа в цепях при коммутации токов, при работе от малых импульсов. Выключается только при нулевом уровне напряжения в цепи. Например, тиристор управляет скоростью вращения ножей в блендере, регулирует скорость нагнетания воздуха в фене, согласовывает мощность нагревательных элементов в приборах, а также выполняет другие не менее важные функции.
В цепях с высокой индуктивной нагрузкой, где ток отстает от напряжения, тиристоры могут закрываться не полностью, что приводит к повреждению оборудования. В строительных приборах (дрелях, шлифовальных машинах, болгарках и т.п.) тиристор переключается при нажатии кнопки, находящейся с ним в общем блоке. При этом происходят изменения в работе двигателя.
Тиристорный регулятор отлично работает в щеточном двигателе, где есть щеточный узел. В асинхронных двигателях устройство не сможет изменять скорость.
Принцип действия
Специфика работы устройства заключается в том, что напряжение в нем регулируется мощностью, а также электрическими перебоями в сети. При этом регулятор тока на тиристоре пропускает его только в одном определенном направлении. Если устройство не выключать, оно будет продолжать работать до тех пор, пока не будет выключено после определенных действий.
При изготовлении тиристорного регулятора напряжения своими руками в конструкции должно быть предусмотрено достаточно свободного места для установки управляющей кнопки или рычага. При сборке по классической схеме есть смысл использовать в конструкции специальный переключатель, который светится разными цветами при изменении уровня напряжения. Это обезопасит человека от неприятных ситуаций, поражения электрическим током.
Способы закрытия тиристора
Отключение тиристора изменением полярности напряжения между катодом и анодомПодача импульса на управляющий электрод не способна остановить его работу или закрыть. В модуляторе только тиристор. Прекращение действия последних происходит только после прекращения подачи тока на стадии катод-анод.
Регулятор напряжения на тиристоре ку202н замыкается следующими способами:
- Отключить цепь от источника питания (аккумулятора). В этом случае устройство не будет работать, пока не будет нажата специальная кнопка.
- Откройте соединение анод-катод с помощью проволоки или пинцета. Все напряжение проходит через эти элементы, попадая на тиристор. Если перемычка разомкнута, текущий уровень будет равен нулю и устройство выключится.
- Уменьшите напряжение до минимума.
Простой регулятор напряжения
Схема регулятора мощности паяльникаДаже самая простая радиодеталь состоит из генератора, выпрямителя, аккумулятора и переключателя напряжения. Такие устройства обычно не содержат стабилизаторов. Сам тиристорный регулятор тока состоит из следующих элементов:
- диод — 4 шт.; Транзистор
- — 1 шт.; конденсатор
- — 2 шт.;
- Резистор — 2 шт.
Во избежание перегрева транзистора к нему установлена система охлаждения. Желательно, чтобы последний имел большой запас хода, что позволит в будущем заряжать аккумуляторы малой емкости.
Способы регулирования фазного напряжения в сети
Переменное электрическое напряжение изменяют с помощью электротехнических устройств типа тиратрона, тиристора и других. При изменении угла наклона этих конструкций нагрузка питается неполными полуволнами, в результате чего действующее напряжение регулируется. Искажение вызывает рост тока и падение напряжения. Последняя меняет свою форму с синусоидальной на несинусоидальную.
Тиристорные цепи
Система включится после того, как на конденсаторе накопится достаточное напряжение. В этом случае момент открытия регулируется резистором. На схеме он обозначен как R2. Чем медленнее заряжается конденсатор, тем большее сопротивление имеет этот элемент. Электрический ток регулируется управляющим электродом.
Данная схема позволяет контролировать полную мощность в устройстве, так как регулируются два полупериода. Это возможно благодаря установке в диодном мосту тиристора, воздействующего на одну из полуволн.
Регулятор напряжения, схема которого представлена выше, имеет упрощенную конструкцию. Здесь контролируется одна полуволна, а другая проходит через VD1 без изменений. Работает по аналогичному сценарию.
При работе с тиристором следует в определенный момент подать импульс на электрод затвора, чтобы срез фазы достиг необходимой величины. Необходимо определить переход полуволны на нулевой уровень, иначе регулировка не будет эффективной.
Автоматическое зарядное устройство для тиристоров. Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Настройка блока автоматической регулировки и защиты
Подарили блок непонятного еще с советских времен. Схема напоминала какой-то регулятор мощности или что-то в этом роде. Сам по себе он никакой ценности не представлял, а вот КУ202 в нем очень даже хотелось куда-то приспособить.
Хочу представить вашему вниманию небольшой эксперимент с фазоимпульсной зарядкой. За основу была взята известная схема.
Цель эксперимента — сделать схему более надежной и практичной.
Схема тоже хорошо подходит к этому зарядному устройству
Сколько будет стоить такое зарядное устройство?
КУ202 80*2=160
БД140/139 15*2=26
Диоды Д4/5/8 3*5=15 27
Потенциометр 60
Конденсатор 20
Текстолит 50
А тот 558Р плюс трансформатор 1500Р и по желанию амперметр + 500Р.
Хорошо, когда есть что-то свое. За эту схему в целом я заплатил 300р, купив сдачу.
Зарядка на КУ202 это просто эксперимент. Для безопасной, качественной и надежной зарядки любого типа аккумуляторов рекомендую этот
От ув. Admin check
Много вопросов задают по этому зарядному устройству. Привожу сюда самые интересные. Пишите свои комментарии внизу страницы
— Я правильно вас понял, что в этой схеме есть нюансы?
— Да, есть. каждый раз перед подключением к аккумулятору необходимо выставлять напряжение в районе 14,4В или 16,5 «на кальций». Напряжение не стабильно и зависит от напряжения в первичной обмотке трансформатора. вообще нет защиты по стабилизации тока и напряжения
-Как давно пользуетесь?
— Эта использовалась 2 зарядками аккумулятора 65А
-Как она себя показала?
— Заряжено, но надо постоянно контролировать натяжение
-Я бы дополнил регулировкой напряжения, для автоматического отключения
— Проще собрать схему которую я вам предложил. Дополнив ту схему просто геморроем
Чтобы не пропустить последние обновления в мастерской, подпишитесь на обновления в ВКонтакте или Одноклассниках, так же можно подписаться на обновления по электронной почте в колонке справа
Не хочу вникать в рутины радиоэлектроники? Рекомендую обратить внимание на предложения наших китайских друзей. За вполне приемлемую цену можно купить довольно качественные зарядные устройства
Простое зарядное устройство со светодиодным индикатором зарядки, зеленый аккумулятор заряжается, красный аккумулятор заряжается.
Есть защита от короткого замыкания, есть защита от переполюсовки. Отлично подойдет для зарядки аккумулятора Moto емкостью до 20А\ч, аккумулятор 9А\ч зарядится за 7 часов, 20А\ч за 16 часов. Цена данного зарядного устройства всего 403 рубля, доставка бесплатная
Данный тип зарядного устройства может автоматически заряжать практически любые типы 12В автомобильных и мотоциклетных аккумуляторов до 80А\Ч. Имеет уникальный метод зарядки в три этапа: 1. Зарядка постоянным током, 2. Зарядка постоянным напряжением, 3. Капельная зарядка до 100%.
На передней панели два индикатора, первый показывает напряжение и процент заряда, второй показывает зарядный ток.
Довольно качественный аппарат для бытовых нужд, цена всего 781,96 руб, доставка бесплатная. На момент написания статьи количество заказов 1392, оценка 4,8 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилка
Зарядное устройство для самых разных типов аккумуляторов 12-24В с ток до 10А и пиковый ток 12А. Умеет заряжать гелиевые аккумуляторы и СА\СА. Технология зарядки такая же, как и предыдущая в три этапа. Зарядное устройство способно заряжать как в автоматическом, так и в ручном режиме. На панели есть ЖК-индикатор, показывающий напряжение, ток заряда и процент заряда.
Теперь наличие зарядного устройства является неотъемлемой частью любого автолюбителя.
Можно конечно купить себе хорошее зарядное устройство, но я не стал искать для себя легких путей, и решил собрать что-то свое. Вспомните статью. Это продолжение работы над зарядным устройством
Эта часть зарядного устройства является основным регулятором всего заряда, так как именно она отвечает за подачу зарядного тока, который можно установить от 1 до 10А. Этого достаточно для домашнего использования.
Elements:
C1 \u003d 1mF (160V)
F1 \u003d 10A
R1 \u003d 300
R2 \u003d 6.8k
R3 \u003d 3k
R4 \u003d 110
R5 \u003d 51
R6 = 150 (если напряжение на вторичке трансформатора выше, то должен быть установлен резистор большего номинала)
R7 = 15к
Т1 = КУ202В (Г, Д и т. д. Лиж подойдет для напряжения.Я ставлю в общем И )
VD1 = KD105B
ВТ1 = КТ361А
ВТ2 = КТ315А
Как видите, устройство не сложное и не содержит дефицитных деталей. Все, что мне было нужно, я нашел в своей мастерской.
Процесс зарядки аналогичен, импульсному, что положительно сказывается на работоспособности аккумулятора, по мнению многих радиолюбителей.
Устройство представляет собой простой тиристорный регулятор мощности с фазоимпульсным управлением. Тринистор управляется блоком, собранным на двух транзисторах. Время заряда конденсатора до переключения транзистора задается через переменный резистор, который, собственно, и задает ток заряда
Диод служит для защиты цепи управления SCR от обратного напряжения.
Тринистору нужен красивый радиатор. Радиатор больше не ставлю, а вентилятор на охлаждение поставлю
Не забудьте использовать провода необходимого диаметра
Схема просто отличная, но есть недостатки:
1. Колебания напряжения на питании питания приводят к колебаниям зарядного тока, что плохо для зарядного устройства. Но это решаемо, нужно просто собрать стабилизатор на 10А. Что я буду делать
2. Защиты от КЗ нет, кроме предохранителя
3. Устройство создает помехи в сети, что также решается с помощью LC-фильтра
Вот мой собранный прибор
Печатка для регулируемого зарядного устройства на SCR КУ202
Достал из телевизоров динамики 3ГДШ-1, чтобы они не лежали без дела, решил сделать динамики, но так как у меня внешний усилитель с сабвуфером, значит буду собирать сателлиты.
Всем привет, уважаемые радиолюбители и аудиоманьяки! Сегодня я расскажу как доработать ВЧ динамик 3ГД-31 (-1300) он же 5ГДВ-1. Они применялись в таких акустических системах, как 10МАС-1 и 1М, 15МАС, 25АС-109……. Доработка и установка динамика 4ГД-35-65 в аудиосистему 10МАС-1М
И снова мой друг Вячеслав (SAXON_1996) Хочет поделиться своим опытом по колонкам. Слово Вячеславу Приобрел один динамик 10МАС с фильтром и ВЧ динамик. Я не …… уже давно.
Устройство с электронным управлением зарядным током выполнено на основе тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности. Не содержит дефицитных деталей; не требует регулировки, с заведомо исправными элементами.
Зарядное устройство позволяет заряжать автомобильные аккумуляторы силой тока от 0 до 10 А, а также может служить регулируемым источником питания для мощного низковольтного паяльника, вулканизатора, переносной лампы. Зарядный ток похож по форме на импульсный ток, который, как считается, помогает продлить срок службы батареи. Прибор работоспособен при температуре окружающей среды от — 35°С до +35°С.
Схема устройства представлена на рис. 2.60.
Зарядное устройство — тиристорный регулятор мощности с фазоимпульсным управлением, запитанный от обмотки II понижающего трансформатора Т1 через диод moctVDI+VD4.
Блок управления тиристором выполнен на аналоге однопереходного транзистора VT1, VT2 Время, в течение которого конденсатор С2 заряжается до переключения однопереходного транзистора, можно регулировать переменным резистором R1. При крайнем правом положении его двигателя по схеме зарядный ток будет максимальным, и наоборот.
Диод VD5 защищает цепь управления тиристором VS1 от обратного напряжения, возникающего при включении тиристора.
В дальнейшем зарядное устройство может быть дополнено различными блоками автоматики (отключение по окончании заряда, поддержание нормального напряжения аккумулятора при длительном хранении, сигнализация правильной полярности подключения аккумулятора, защита от короткого замыкания на выходе цепи и др.).
К недостаткам устройства относятся колебания зарядного тока при нестабильном напряжении сети электроосвещения.
Как и все тиристорные фазоимпульсные регуляторы, устройство создает помехи радиоприему. Для борьбы с ними следует предусмотреть сетевой LC-фильтр, аналогичный тому, что используется в импульсных блоках питания.
Конденсатор С2 — К73-11, емкостью от 0,47 до 1 мкФ, или. К73-16, К73-17, К42У-2, МБГП.
Транзистор КТ361А заменяется на КТ361Б — КТ361ё, КТ3107Л, КТ502В, КТ502Г, КТ501Ж — КТ50ИК, а КТ315Л — на КТ315Б + КТ315Д КТ312Б, КТ3102Л, КТ503В, П307105Гут Д226 с любым буквенным индексом.
Резистор переменный R1 — СП-1, СПЗ-30а или СПО-1.
Амперметр РА1 — любой постоянного тока со шкалой 10 А. Его можно изготовить самостоятельно из любого миллиамперметра, подобрав шунт по образцовому амперметру.
Предохранитель F1 плавкий, но удобно использовать автоматический выключатель на 10 А или биметаллический автомобиль на тот же ток.
Диоды VD1+VP4 могут быть любые на прямой ток 10 А и обратное напряжение не менее 50 В (серии Д242, Д243, Д245, КД203, КД210, КД213).
Выпрямительные диоды и тиристор установлены на теплоотводах, каждый полезной площадью около 100 см2. Для улучшения теплового контакта устройств с радиаторами целесообразно использовать теплопроводные пасты.
Вместо тиристора. КУ202В подходят КУ202Г — КУ202Е; на практике проверено, что устройство хорошо работает с более мощными тиристорами Т-160, Т-250.
Следует отметить, что в качестве теплоотвода тиристора допускается использовать непосредственно металлическую стенку корпуса. Тогда, правда, на корпусе будет минусовая клемма устройства, что вообще нежелательно из-за опасности случайных замыканий выходного плюсового провода на корпус. Если закрепить тиристор через слюдяную прокладку, опасности короткого замыкания не будет, но ухудшится теплоотдача от него.
В устройстве можно использовать готовый сетевой понижающий трансформатор необходимой мощности с вторичным напряжением от 18 до 22 В.
Если трансформатор имеет напряжение на вторичной обмотке более 18 В, резистор R5 следует заменить на другой, большего сопротивления (например, при 24. ..26 В сопротивление резистора увеличить до 200 Ом).
В случае, когда вторичная обмотка трансформатора отводится от середины, или имеются две одинаковые обмотки и напряжение каждой находится в указанных пределах, то выпрямитель лучше выполнять по типовой двухполупериодной схеме на два диода.
При напряжении вторичной обмотки 28…36 В можно полностью отказаться от выпрямителя — его роль одновременно будет выполнять тиристор VS1 (выпрямление — однополупериодное). Для этого варианта блока питания необходимо включить разделительный диод КД105Б или Д226 с любым буквенным индексом (катод к резистору R5) между резистором R5 и плюсовым проводом. Выбор тиристора в такой схеме будет ограничен — подходят только те, которые допускают работу под обратным напряжением (например, КУ202Э).
К описываемому устройству подходит унифицированный трансформатор ТН-61. Три его вторичные обмотки должны быть соединены последовательно, при этом они способны отдавать ток до 8 А.
Все части устройства, кроме трансформатора Т1, диодов VD1 — VD4 выпрямителя, переменного резистора R1, предохранителя FU1 и тиристор VS1, смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.