Аккумулятор это. Аккумулятор: принцип работы, типы и применение

Что такое аккумулятор и как он работает. Какие бывают типы аккумуляторов. Где применяются аккумуляторы в современной технике. Какие преимущества и недостатки у разных видов аккумуляторов.

Содержание

Что такое аккумулятор и как он работает

Аккумулятор — это устройство для накопления электрической энергии с целью ее последующего использования. Принцип работы аккумулятора основан на обратимых химических реакциях.

Основные компоненты аккумулятора:

  • Положительный электрод (катод)
  • Отрицательный электрод (анод)
  • Электролит
  • Сепаратор
  • Корпус

При разряде аккумулятора на электродах происходят химические реакции, в результате которых высвобождаются электроны, создающие электрический ток во внешней цепи. При заряде происходит обратный процесс — электрическая энергия преобразуется в химическую.

Основные типы аккумуляторов

Существует несколько основных типов аккумуляторов, отличающихся по химическому составу и конструкции:

  • Свинцово-кислотные
  • Никель-кадмиевые (NiCd)
  • Никель-металлгидридные (NiMH)
  • Литий-ионные (Li-ion)
  • Литий-полимерные (Li-pol)

Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки, определяющие области применения.


Свинцово-кислотные аккумуляторы

Свинцово-кислотные аккумуляторы — один из старейших и наиболее распространенных типов. Их основные характеристики:

  • Низкая стоимость
  • Высокая емкость
  • Способность выдавать большие токи
  • Широкий диапазон рабочих температур
  • Простота в обслуживании

Недостатки: большой вес, выделение газов при заряде, необходимость обслуживания.

Никель-кадмиевые аккумуляторы

Никель-кадмиевые (NiCd) аккумуляторы характеризуются следующими свойствами:

  • Высокая удельная мощность
  • Устойчивость к глубоким разрядам
  • Большое количество циклов заряда-разряда
  • Работоспособность при низких температурах

Основной недостаток — наличие эффекта памяти и токсичность кадмия.

Никель-металлгидридные аккумуляторы

Никель-металлгидридные (NiMH) аккумуляторы пришли на смену NiCd и имеют ряд преимуществ:

  • Более высокая удельная емкость
  • Отсутствие токсичных компонентов
  • Меньший эффект памяти

Недостатки: меньшая устойчивость к глубоким разрядам, меньший срок службы по сравнению с NiCd.

Литий-ионные аккумуляторы

Литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы сегодня наиболее распространены в портативной электронике. Их особенности:


  • Высокая удельная емкость
  • Отсутствие эффекта памяти
  • Низкий саморазряд
  • Широкий диапазон рабочих температур

Недостатки: высокая стоимость, необходимость защиты от перезаряда и переразряда.

Литий-полимерные аккумуляторы

Литий-полимерные (Li-pol) аккумуляторы — разновидность литий-ионных с твердым полимерным электролитом. Их преимущества:

  • Еще более высокая удельная емкость
  • Возможность изготовления тонких аккумуляторов различной формы
  • Повышенная безопасность

Недостатки: высокая стоимость, чувствительность к температуре.

Применение аккумуляторов

Аккумуляторы находят широкое применение в различных областях:

  • Автомобильные стартерные батареи
  • Источники бесперебойного питания
  • Портативная электроника (смартфоны, ноутбуки)
  • Электромобили и гибридные автомобили
  • Альтернативная энергетика (солнечные и ветряные электростанции)
  • Аварийное освещение

Выбор типа аккумулятора зависит от конкретного применения и требуемых характеристик.

Тенденции развития аккумуляторных технологий

Основные направления развития аккумуляторных технологий:


  • Увеличение удельной емкости
  • Повышение безопасности
  • Увеличение срока службы
  • Сокращение времени заряда
  • Снижение стоимости

Ведутся разработки новых типов аккумуляторов, таких как литий-серные, натрий-ионные, твердотельные и др.

Правила эксплуатации аккумуляторов

Для обеспечения длительного срока службы аккумуляторов следует соблюдать ряд правил:

  • Не допускать глубокого разряда
  • Избегать перезаряда
  • Соблюдать температурный режим
  • Использовать соответствующие зарядные устройства
  • Правильно хранить аккумуляторы

Соблюдение этих правил позволит максимально продлить срок службы аккумуляторов и сохранить их характеристики.

Утилизация аккумуляторов

Отработавшие аккумуляторы требуют правильной утилизации, так как содержат вредные вещества. Основные способы утилизации:

  • Переработка с извлечением ценных компонентов
  • Нейтрализация и захоронение
  • Термическая обработка

Важно сдавать отслужившие аккумуляторы в специализированные пункты приема для их безопасной утилизации.


Что такое аккумулятор?

Аккумулятор — химический источник тока, в котором энергия химической реакции многократно преобразуется в электрическую и наоборот. Таким образом, аккумулятор, имея возможность преобразовывать химическую энергию в электрическую, способен запасать ее и хранить в течение длительного времени. Заряжаясь, аккумулятор накапливает электрическую энергию, разряжаясь, отдает ее потребителю.

Первый аккумулятор (прототип современного свинцово-кислотного) был создан в 1860 г. Гастоном Планте и представлял собой две свинцовые полосы, разделенные пористым изолятором и помещенные в раствор серной кислоты. Выполненный по такой схеме единичный аккумуляторный элемент способен обеспечивать напряжение на выходе около 2 вольт. Емкость такого аккумулятора была невелика, и рабочие характеристики достигались только после многократных зарядно-разрядных циклов. Аккумулятор, аналогичный по своей конструкции современному, был создан в 1881 г.

Пластины в нем представляли собой пакеты свинцовых решеток с запрессованной в них активной массой — пастой двуокиси свинца. Точно также и в современном свинцово-кислотном аккумуляторе активными веществами являются свинец и двуокись свинца, а электролитом — водный раствор серной кислоты.

Положительно заряженная пластина (электрод) представляет собой свинцовую решетку с активной массой из двуокиси свинца (PbO2), а электрод со знаком минус — решетку с активной массой из губчатого свинца (Pb). Во избежание возникновения короткого замыкания между пластинами, их разделяют пористыми сепараторами из изоляционного материала. Собранные блоки помещаются в корпус и заливаются электролитом (раствором серной кислоты плотностью 1.27-1.29 г/см

3).

Если к аккумулятору подключить нагрузку, то свинцовые пластины с активной массой, электролит и нагрузка образуют замкнутую цепь. Внутри аккумулятора начинается химическая реакция, в результате которой активная масса обоих электродов начнет менять первоначальный состав, преобразуясь из губчатого свинца и его двуокиси в сернокислый свинец (сульфат свинца PbSO4), а плотность электролита начинает падать. В итоге, в цепи образуется направленное движение ионов, и течет электрический ток. Такой процесс представляет собой разряд аккумулятора. При подключении к аккумулятору внешнего источника тока начинается обратный процесс — заряд. При заряде активная масса пластин восстанавливает свой первоначальный состав, плотность электролита растет. Эти химические процессы можно описать следующими уравнениями:

1 – отpицательная пластина;
2 – сепаpатоp;
3 – положительная пластина;
4 – пpедохpанительная сетка;
5 – баpетка;
6 – штыpь;
7 – моноблок;
8 – уплотнительная мастика;
9 – положительный вывод;
10 – пpобка наливного отвеpстия;
11 – межэлементная пеpемычка;
12 – кpышка;
13 – отpицательный вывод
— на положительной пластине:

PbO2 + H2SO4 = PbSO4+ H2O + 2e

— на отрицательной пластине:

Pb + H2SO4 = PbSO4+ H2 — 2e

Батареи первого поколения — батареи с жидким электролитом

Активной массой положительного электрода обычной батареи служит двуокись свинца, отрицательного — чистый свинец, а электролитом — водный раствор серной кислоты.

При разряде батареи активные массы пластин вступают в химическую реакцию с электролитом, вырабатывая электрический ток. При этом они преобразуются в сульфат свинца, а в электролит выделяется вода. При заряде происходит обратный процесс.

Для повышения твердости и коррозионной стойкости электродов свинцовые решетки, удерживающие активную массу, сначала легировали добавками сурьмы и мышьяка. Но сурьма способствует повышенному расходу воды и снижению ЭДС аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации. Такое неудобство, как необходимость обслуживания классических батарей, заставила производителей искать способы упрощения эксплуатации. Сначала было снижено содержание сурьмы в пластинах, затем из отрицательных пластин сурьму вытеснил кальций. Гибридные АКБ продолжали требовать долива воды, но уже гораздо реже. Применение кальция в положительных пластинах привело к появлению батарей, теоретически не требующих долива на протяжении всего срока эксплуатации.

Однако, кальциевые батареи имеют другой недостаток: они плохо переносят глубокие разряды. Чтобы повысить устойчивость АКБ к глубоким разрядам, в свинцово-кальциевый сплав положительных пластин стали добавлять серебро (Ag). Так возникли самые распространенные на сегодняшний день необслуживаемые АКБ.

Батареи второго поколения — герметизированные гелевые батареи (Gelled Electrolite)

В таких батареях кислотный электролит находится в гелеобразном состоянии благодаря добавлению в него соединений кремния. Гелевый электролит позволяет добиться полной герметичности батареи, так как все газовыделение происходит внутри сильно развитой системы пор в массе геля. Это решает проблему необслуживаемости АКБ.

Однако аккумуляторы с загущенным электролитом имеют несколько худшие нагрузочные характеристики по сравнению с классическими АКБ: большие токи с них снять сложнее из-за более высокого внутреннего сопротивления. Батареи с жидким электролитом лучше работают при высоких токах нагрузки при коротких режимах. Кроме того, гелевые батареи критичны к температуре окружающей среды и стабильности зарядного напряжения. Для их подзаряда нужно использовать зарядные устройства, обеспечивающие нестабильность напряжения заряда не хуже +/- 1% для предотвращения обильного газовыделения.

Батареи типа GEL наиболее устойчивы к глубоким разрядам и не нуждаются в обслуживании в течение всего срока службы при нормальных условиях эксплуатации. Но при их нарушении происходит быстрое старение батареи.

Батареи третьего поколения — герметизированные батареи с абсорбированным сепараторами электролитом AGM (Absorptive Glass Mat)

AGM-технология вновь вернулась к жидкой кислоте, но теперь электролит удерживается в порах сепаратора из ультратонких стеклянных волокон, размещенных между электродами. Такой сепаратор представляет собой пористую систему, в которой каппилярные силы удерживают электролит. При этом количество электролита дозируется так, чтобы мелкие поры были заполнены, а крупные оставались свободными для свободной циркуляции газов. Принцип рециркуляции такой же, как у гелевых АКБ: блуждая по порам сепаратора, газы успевают «вернуться» в электролит, не покидая корпус аккумулятора. Таким образом, AGM батареи также не требуют обслуживания в течение всего срока эксплуатации.

Конструкция AGM батарей позволяет не только герметизировать корпус, но и сохранить работоспособность батареи даже в случае повреждений наружной оболочки. Они нечувствительны к колебаниям температуры, долговечны и виброустойчивы.

Но главное преимущество таких батарей — в стойкости к глубоким разрядам. Происходит это за счет повышенной плотности сборки блока пластин и удержания активной массы. Электролит «связан», и разряд аккумулятора не сопровождается его выпариванием с последующим окислением пластин, как это случается с традиционными АКБ.

Но, как и гелевые, AGM батареи чувствительны к превышению зарядного напряжения, только причиной здесь является существенно меньшее количество электролита в них. Поэтому единственным условием для длительной эксплуатации такого рода аккумуляторов является правильный выбор зарядного устройства.

Версия для печати

Что такое аккумулятор — гелевые батареи, AGM и EFB?

В настоящее время помимо аккумуляторов «классической» конструкции (с жидким электролитом), так называемые SLI батареи, существуют также гелевые аккумуляторы и батареи, созданные по технологии AGM, а также по технологии EFB.

Гелевые батареи — это модификация стандартных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, в которых вместо жидкого электролита используется так называемый «загущенный»: в электролит добавляется загуститель, в результате чего он переходит из жидкого состояния в гелеобразное. «Гелеобразность» электролита предотвращает возможность его выливания и исключает газовыделение в процессе эксплуатации батареи. Основной же недостаток, присущий гелевым батареям, — повышенное внутреннее сопротивление (следствие того, что электролит менее текучий). Это препятствует получению высоких токов, и именно поэтому гелевые батареи мало применяются в качестве стартерных автомобильных батарей и используются, в основном, в качестве резервных источников питания.

Батареи, созданные по EFB-технологии, являются промежуточным звеном между батареями «классической» конструкции (SLI) и AGM-батареями и характеризуются следующими свойствами:

  • В 2 раза выше устойчивость к циклированию по сравнению с SLI батареями благодаря пленкам из полиэстера, нанесенным на положительные пластины.
  • Улучшенный прием заряда.
  • Повышенная плотность активной массы по сравнению с SLI батареями.
  • Повышенный пусковой ток.

Пример применения технологии EFB — VARTA Blue Dynamic EFB (прежнее название — Start-Stop EFB).

Батареи конструкции AGM, к которым относятся, в частности, аккумуляторы OPTIMA, VARTA Silver Dynamic AGM (прежние названия — Start-Stop Plus и ULTRA Dynamic), BOSCH S5 AGM (прежнее название S6 HighTech), ENERGIZER Premium AGM, ATLAS ABX AGM, а также мотоциклетные аккумуляторные батареи VARTA Powersports AGM (FUNSTART AGM) и BOSCH M6 AGM, — это другой тип батарей, которые, с одной стороны, имеют положительные свойства гелевых батарей — способность работать в любом положении и отсутствие газовыделения при нормальном режиме эксплуатации — и одновременно с этим лишены присущих гелевым батареям недостатков.

Технология AGM (Absorbed Glass Mat) предполагает, что электролит в корпусе батареи находится не в свободном жидком или гелеобразном виде, а абсорбирован в высокопористой волокнистой стеклоткани-сепараторе, плотно прижатой к пластинам (при этом сам электролит – жидкий). В результате достигается высокая степень контакта электролита с активной массой пластин и, как следствие, снижается собственное сопротивление батареи.

AGM-батареи имеют совершенно уникальные эксплуатационные свойства:

  • Существенно более высокие пусковые характеристики по сравнению с батареями SLI и более высокие по сравнению с EFB-аккумуляторами.
  • AGM-батареи выдерживают в 3-4 раза больше циклов разряда-заряда, чем обычные свинцово-кислотные стартерные батареи.
  • AGM-батареи способны выдерживать более глубокие разряды: если обычные свинцово-кислотные стартерные батареи можно разряжать на 10-15 % без возникновения необратимых повреждений, то AGM-батареи – на 25-30 %. Это означает, что AGM-батареи без участия генератора способны снабжать электропитанием более энергоемкие системы автомобиля.
  • AGM-батареи принимают заряд в два-три раза быстрее, т.е. после разряда быстрее заряжаются до 100 %. Вследствие этого удается избежать длительно нахождения батареи в недозаряженном состоянии, что крайне губительно для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Аккумуляторные батареи OPTIMA, обладая всеми преимуществами технологии AGM, отличаются еще и тем, что пластины в них не прямоугольные и плоские (как в батареях «классической» конструкции), а представляют собой длинные ленты, плотно скрученные в рулон (инновационная система SPIRALCEL®-TECHNOLOGY).


Вследствие использования такой конструкции батареи OPTIMA могут не только безопасно работать в любом положении и выдерживать вибрации, которые не может выдержать ни одна батарея «классической» конструкции, но и способны работать с поврежденным корпусом, например, с пробоинами. Конструкция SPIRALCEL®-TECHNOLOGY дает возможность использовать такие батареи не только в качестве стартерных и не только в автомобилях, но и для питания электроприборов, а также в качестве бортовых источников тока на катерах и яхтах. Кроме перечисленных преимуществ батареи OPTIMA имеют еще более высокие пусковые характеристики (ток холодной прокрутки) и более продолжительный срок службы.

Чтобы купить авто аккумулятор, воспользуйтесь формой подбора.

Аккумулятор — Энергетическое образование

Энергетическое образование

Меню навигации

ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

ИНДЕКС

Поиск

Рис. 1. 9-вольтовая батарея. [1]

Аккумулятор — это устройство, которое накапливает энергию и затем разряжает ее путем преобразования химической энергии в электричество. Типичные батареи чаще всего производят электричество химическим путем за счет использования одного или нескольких гальванических элементов. [2] В батареях может использоваться и использовалось множество различных материалов, но наиболее распространенными типами батарей являются щелочные, литий-ионные, литий-полимерные и никель-металлогидридные. Батареи могут быть соединены друг с другом последовательно или параллельно.

Существует большое разнообразие аккумуляторов, доступных для покупки, и эти разные типы аккумуляторов используются в разных устройствах. Большие батареи используются для запуска автомобилей, в то время как гораздо меньшие батареи могут питать слуховые аппараты. В целом, аккумуляторы чрезвычайно важны в повседневной жизни.

Ячейки

Ячейка — это отдельная единица, которая каким-то образом производит электричество. Вообще говоря, клетки генерируют энергию посредством термического, химического или оптического процесса.

Типичный элемент имеет две клеммы (называемые электродами ), погруженные в химическое вещество (называемое электролитом ). Два электрода разделены пористой стенкой или перемычкой , которая позволяет электрическому заряду проходить с одной стороны на другую через электролит. Анод — отрицательная клемма — получает электроны, а катод — положительная клемма — теряет электроны. Этот обмен электронами позволяет создать разницу в потенциале или разнице напряжений между двумя терминалами, позволяя электричеству течь. [2]

В аккумуляторе может быть огромное количество элементов, от одного элемента в батарее типа АА до более 7100 элементов в аккумуляторе Tesla Model S мощностью 85 кВтч. [3]

Рис. 2. Схема в разрезе, показывающая строение щелочной батареи. [4]

Первичные элементы («сухие»)

В этих элементах химическое взаимодействие между электродами и электролитом вызывает необратимое изменение, то есть они не подлежат перезарядке . [2] Эти батареи предназначены для одноразового использования, что приводит к большему количеству отходов при использовании этих батарей, поскольку они утилизируются через относительно короткий период времени.

Вторичные элементы («влажные»)

Элементы этого типа (обозначаемые как влажные из-за использования жидкого электролита) генерируют ток через вторичный элемент в направлении, противоположном направлению первого/нормального элемента. Это заставляет химическое действие идти в обратном направлении, эффективно восстанавливаясь, а это означает, что они перезаряжаемый . [2] Эти батареи могут быть более дорогими при покупке, но они производят меньше отходов, поскольку их можно использовать несколько раз.

Емкость батареи

Батареи часто оцениваются по выходному напряжению и емкости. Емкость — это продолжительность работы конкретной батареи в Ач (ампер-часах) [2] :

Аккумулятора емкостью 1 Ач хватает на один час работы при токе 1 А.

Аккумуляторы также можно классифицировать по их энергоемкости. Это делается либо в ватт-часах, либо в киловатт-часах.

Аккумулятор емкостью 1 кВтч будет работать в течение одного часа, производя 1 кВт электроэнергии.

Моделирование Phet

Университет Колорадо любезно разрешил нам использовать следующее моделирование Phet. Эта симуляция исследует, как батареи работают в электрической цепи:

Для дополнительной информации

Для получения дополнительной информации см. соответствующие страницы ниже:

  • Серийная цепь
  • Параллельная цепь
  • Постоянный ток
  • Диспетчерский источник электроэнергии
  • Электрическая сеть
  • Электрогенератор
  • Или исследуйте случайную страницу!

Справочные материалы

  1. 2.0 2.1 2.2 2.3 2.4 Р.Т. Пейнтер, «Основные электрические компоненты и счетчики», в Введение в электричество , 1-е изд. Нью-Джерси: Прентис-Холл, 2011, гл. 3, с. 3.4, стр. 89-94.
  2. ↑ Технологические исследования металлов. (По состоянию на 28 июля 2015 г.). Going Natural: решение графитовой проблемы Теслы [онлайн], доступно:
  3. ↑ Гиперфизика. (По состоянию на 28 июля 2015 г.). Углеродно-цинковые батареи [онлайн], доступно: http://hyperphysics.phy-astr.gsu.edu/hbase/electric/battery.html
Аккумулятор

| Векс | Закон США

Закон о правонарушениях

Нанесение побоев является умышленным правонарушением. Когда человек умышленно вызывает вредный или оскорбительный контакт с другим человеком, это действие является побоищем. Однако, если истец прямо согласился на такое действие или дал подразумеваемое согласие, участвуя в конкретном событии или ситуации (например, занимаясь спортом с ответчиком), он не несет ответственности.

  • Умышленное действие означает, что лицо действовало с желанием установить контакт или знает, что последствия этого контакта в значительной степени вероятны.
    • Такое действие должно привести к контакту вредного или оскорбительного характера.

Вредный контакт батареи — это контакт, вызывающий физическое ухудшение или травму, в то время как оскорбительный контакт батареи — это контакт, который заставляет разумного человека с обычными чувствами чувствовать угрозу. Оскорбительный контакт обычно проходит объективную проверку, но если ответчик знает, что истец — сверхчувствительный человек, а разумный человек не почувствует, что контакт оскорбительный, то не может быть защитой. Контакт может распространяться на все, что связано с личностью истца (например, на одежду человека).

Даже если истец не понесет фактический ущерб, он может потребовать возмещения номинального ущерба. Таким образом, их доказательство фактического вреда в батарее не требуется. Если ответчик действует со злым умыслом (например, преднамеренное игнорирование высокой вероятности причинения вреда), истец может потребовать возмещения штрафных убытков. За непредвиденные последствия ответчик по-прежнему может нести ответственность в соответствии с «правилом яичной скорлупы». Например, если ответчик ударил истца, который оказался больным гемофилией и истек кровью, он или она несет ответственность за весь ущерб, связанный с неправомерной смертью.

Уголовное право 

Уголовно-правовые акты обычно объединяют два термина «нападение» и «нанесение побоев» в одно преступление «нападение».

  • См. также: нападение и избиение

Побои – незаконное применение силы прямо или косвенно к другому лицу или его личным вещам, причиняющее телесные повреждения или оскорбительный контакт. Попытка нападения является штурмом.

Как преступление с общим умыслом, нанесение побоев не требует конкретной мужской причины. Для защиты от побоев ответчик может доказать, что он получил согласие истца или что он действовал в защиту других лиц или в целях самообороны, даже если защита является лишь разумным убеждением, а не фактом.

Побои при отягчающих обстоятельствах — это побои, связанные с отягчающими обстоятельствами. Ответственность и наказание за нанесение побоев при отягчающих обстоятельствах обычно более суровые, чем за нанесение побоев.

На первый взгляд:

На первый взгляд дело о батарее содержит 4 компонента:

  1. Действия ответчика
  2. Подсудимый намерен вызвать контакт с жертвой
  3. Контакт подсудимого с жертвой вреден или оскорбителен
  4. Контакт ответчика заставляет жертву страдать от контакта, который является вредным или оскорбительным

[Последнее обновление в июле 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *