Цветомузыка это. Цветомузыка: история, наука и применение светозвукового искусства

Что такое цветомузыка и как она появилась. Как связаны цвет и звук с точки зрения науки. Какое влияние оказывает цветомузыка на психику и здоровье человека. Как развивалось искусство цветомузыки от древних греков до наших дней.

Содержание

История возникновения и развития цветомузыки

Цветомузыка — это синтетическое искусство, объединяющее музыку и динамический цветовой ряд. Идея о связи между цветом и звуком зародилась еще в древности:

  • Древнегреческие философы Аристотель и Платон размышляли о возможных аналогиях между цветовой и музыкальной гаммами
  • Пифагор проводил параллели между музыкальными интервалами и спектральными цветами
  • В Средние века теоретик Рудольф Сен-Трондский соотносил музыкальные лады с определенными цветами
  • В эпоху Возрождения художники пытались создать цветовые гармонии по аналогии с музыкальными

Современное понимание цветомузыки сформировалось в начале 20 века. Одним из пионеров этого направления стал британский художник Александр Римингтон, создавший в 1893 году «цветовой орган» для исполнения визуальных «цветовых симфоний».


Научное объяснение связи цвета и звука

С точки зрения физики, и цвет, и звук представляют собой колебания, воспринимаемые органами чувств:

  • Цвет — это электромагнитные волны определенной длины в видимом диапазоне
  • Звук — это механические колебания воздуха определенной частоты

Некоторые люди обладают особой формой восприятия — синестезией, при которой стимуляция одного органа чувств вызывает отклик в другом. Например, человек может «видеть» цвета при прослушивании музыки. Исследования показывают, что синестезия может быть связана с повышенной нейронной связностью между различными сенсорными зонами мозга.

Влияние цветомузыки на психику и здоровье

Цветомузыка оказывает комплексное воздействие на эмоциональное состояние и физиологические процессы человека:

  • Снижает уровень стресса и тревожности
  • Улучшает настроение, повышает работоспособность
  • Нормализует сердечный ритм и артериальное давление
  • Стимулирует выработку эндорфинов

Цветомузыкальная терапия применяется для лечения депрессий, неврозов, психосоматических расстройств. Известны случаи использования цветомузыки для облегчения боли у рожениц и в послеоперационный период.


Цветомузыка в современном искусстве и индустрии развлечений

Сегодня цветомузыка широко используется в различных сферах:

  • Световые шоу на концертах и фестивалях
  • Оформление ночных клубов и дискотек
  • Интерактивные инсталляции в музеях современного искусства
  • Визуализация музыки в медиаплеерах
  • Светодиодная подсветка в «умном доме», синхронизированная с аудиосистемой

Развитие цифровых технологий открыло новые возможности для создания сложных аудиовизуальных композиций, объединяющих музыку, цвет, форму и движение в едином художественном пространстве.

Цветомузыкальные эксперименты композиторов

Многие известные композиторы проявляли интерес к идее синтеза музыки и цвета:

  • Александр Скрябин создал симфоническую поэму «Прометей», где партия света исполнялась на специальном световом клавире
  • Игорь Стравинский работал над балетом с использованием цветных проекций
  • Оливье Мессиан в своих партитурах указывал цветовые соответствия музыкальных тем

Эти эксперименты способствовали развитию новых форм музыкального искусства и расширению выразительных средств композиторов.


Технологии создания цветомузыкальных систем

Современные цветомузыкальные установки включают следующие компоненты:

  • Звуковой анализатор, выделяющий различные частотные полосы из аудиосигнала
  • Процессор эффектов, преобразующий звуковые параметры в световые
  • Контроллер управления световыми приборами
  • Светодиодные или лазерные источники света
  • Проекционное оборудование

Программное обеспечение позволяет создавать сложные алгоритмы визуализации музыки, учитывающие ритм, тембр, громкость и другие характеристики звука.

Перспективы развития цветомузыкального искусства

Цветомузыка продолжает эволюционировать, осваивая новые технологии:

  • Использование виртуальной и дополненной реальности для создания иммерсивных аудиовизуальных пространств
  • Применение искусственного интеллекта для генерации уникальных визуальных образов на основе музыки
  • Интеграция тактильных и ольфакторных эффектов для усиления воздействия на органы чувств
  • Разработка персонализированных цветомузыкальных систем с учетом индивидуальных особенностей восприятия

Синтез различных видов искусства и новейших технологий открывает широкие возможности для творческого самовыражения и создания принципиально новых форм аудиовизуального искусства.



Светомузыка или цветомузыка — статьи, каталог товаров

Светомузыка (или иначе — цветомузыка) — вид искусства, основанный на способности человека ассоциировать звуковые ощущения со световыми восприятиями; такое явление получило название синестезии.

Еще одно определения этого явления — цветной слух, хотя светомузыка не акцентируется только на цветосочетании.

Но обычно под «светомузыкой» подразумевают приборы, которые работают в такт музыке. А «цветомузыкой» называют модели, способные отражать в проекции частотный диапазон звучащей музыки. Однако, на сегодняшний день такое разделение можно считать если не устаревшим, то потерявшим актуальность. Современные технологии позволяют программировать работу световых приборов так, как это ограничится лишь фантазией автора светового шоу. И такой подход дает более эффектную проекцию, чем варианты через индикаторы уровня звукового сигнала или анализаторы спектра звукового сигнала.

Рассмотрим явление подробнее. Цветомузыка как искусство, представляет собой производную от музыки и является её неотъемлемой частью. Её назначение — раскрытие сущности музыки посредством зрительных восприятий. Основной целью светомузыки как искусства — это изучение способности человека испытывать ощущения, навязываемые световыми образами при сопровождении музыки. Также, на жаргоне «светомузыкой»/«цветомузыкой» называют электронное устройство для построения световых картин, формирования цветовых зрительных образов, сопоставленных с музыкальным сопровождением. Купить светомузыку.

Любители музыки уже давно подметили, что музыкальные инструменты звучат намного громче и отчетливее в хорошо освещённом помещении, чем в затемнённом. Поэтому при исполнении серьёзной музыки свет в зале обычно не гасят. Исследования цветомузыки направлены на поиск форм, принципов, алгоритмов, подходов, предназначенных для понимания принципа создания устройств, назначением которых являются: Светомузыкальные инструменты — предназначенные для светокомпозиторов и светомузыкантов для создания световых шоу, назначением которых будет сопровождение музыкального произведения.

Самые ранние теории светомузыки исходят из признания внечеловеческой заданности законов трансформации музыки в свет, понимаемой как некий физический процесс. В последующих концепциях начинает учитываться и человеческий фактор с обращением к физиологическим, психологическим, а затем уже и к эстетическим аспектам.


Цветомузыка как автоматические светомузыкальные устройства (АСМУ) — относится к декоративно-оформительскому искусству и предназначено для светового сопровождения музыкального произведения, она позволяет по-новому воспринимать музыку, и предназначена дополнить звуковое восприятие световыми эффектами. В АСМУ используются автоматические алгоритмы для преобразования музыки в световые эффекты.

Светомузыка как программируемые синхронные автоматы (ПСА) — на настоящий момент, стала неотъемлемой составляющей во многих музыкальных проектах и шоу. В этих устройствах используется искусство и фантазию светорежисёра (светоинженера) запрограммировать последовательность управления световыми приборами для придания зрелищности музыкальному произведению. ПСА – допускается возможность непосредственной работы как светоинструмента.

Светомузыка как светомузыкальный инструмент (СМИ) — предназначен для непосредственного создания светового шоу светомузыкантом. Это направление на настоящий момент не получило широкого направления из-за отсутствия серьезных теоритических разработок в этом направлении.

Цветомузыка – это устройства (или светоинструменты), работающие по заданной программе и/или использующие определённые алгоритмы (возможен гибридный вариант) для синхронного сопровождения музыки. Все остальные световые устройства относятся к устройствам световых эффектов (светодинамические устройства (СДУ) — бегущие огни и пр.) — электронные устройства для реализации световых эффектов, не связанных (синхронных) напрямую с музыкальным сопровождением. Также, имеются, как минимум, ещё два вида визуализации музыки (звука) это: Индикаторы уровня звукового сигнала и Анализаторы спектра звукового сигнала.

Самые простые цветомузыкальные установки состоят из трёх каналов, имеют пассивные RC-фильтры (которые имеют крутизну спада порядка 6 дБ/Окт).

Как правило, они не могут достаточно эффективно создавать цветовое сопровождение музыкальной фонограммы, поэтому такие устройства относятся к самым простым, не дают приятного цветового сопровождения и популярны лишь среди начинающих радиолюбителей. Единственное преимущество таких устройств — их дешевизна и простота в изготовлении и наладке. Более сложные устройства используют активные фильтры (в основном на операционных усилителях, крутизна спада АЧХ которых достигает 16-28 дБ/Окт) и становится возможным использовать логарифмический усилитель для сжатия динамического диапазона (компрессор аудиосигнала) входного сигнала. Такие ЦМУ также могут кроме амплитуды сигнала отслеживать при помощи триггеров и иных средств ритм и/или разницу между сигналами в разных каналах, и на основе этой информации управлять дополнительными лампами и механизмами, например, передвигать светофильтры в фонаре, переключать направление или скорость бегущих огней, менять резкость изменения яркости ламп и т.
д. Самые сложные СДУ используют цифровые сигнальные процессоры (DSP), в которых вся обработка сигнала происходит в математическом виде, где применяются самые современные алгоритмы обработки сигналов, такие как Быстрое преобразование Фурье (БПФ) и даже вейвлет-анализ.

Больше о технологиях управления и программирования световых приборов можно узнать из этой статьи.

Как говорить правильно — светомузыка или цветомузыка — принципиально не имеет значения.  Предпочтителен вариант цветомузыка, но в том и другом случае становится понятно, что вы говорите о световых приборах и установках, которые сделают эффектной любую вечеринку или мероприятие уже завтра после покупки цветомузыки в нашем интернет-магазине.

Цветомузыка для дома — это «такое КРУТОЕ ТУССЕ»…

     Цветомузыка для дома — это не только  игра света и цвета в ритм музыки  с помощью специальных приборов и устройств, это целая «философия» для знающих толк в вечеринках людей.  

     Во времена Советского Союза, применение цветомузыки на танцах и дискотеках считалось «высшим пилотажем» в сфере развлечений. За пределами Москвы, Ленинграда и других продвинутых городов, цветомузыка  представляла из себя гирлянду  разноцветных ламп, соединенных последовательно и окрашенных в разные цвета;  а обладание и применение желтого проблескового  маячка,  практически поднимало дискотеку до уровня невероятных «небес» и  считалась «высшим достижением космических технологий».

    А теперь внимание – главные атрибуты тогдашних вечеринок — зеркальный шар! дым! Обязательно зеркальный шар, обязательно много дыма — это даже не оспаривается! Медленное вращение мерцающих зайчиков в дыму на танцполе, пожалуй, самый главный дискотечный эффект того времени. 

    А теперь, представьте себе, не большой сельский клуб или танцплощадку, которая в вечернее время  светится и мерцает, в такт раздающейся музыки, с заветным ритмом в 120 ударов в минуту, она зазывает к себе,  манит. Ребята,  это «ОГОНЬ»!!! Это даже не просто ОГОНЬ, это то, что посылает  некий message: «Иди ко мне, здесь тебя ждут незабываемые приключения»… Романтичная аура того времени… За отсутствием финансовых возможностей,   большинство населения не могло и представить себе, что  такое цветомузыка. И только единицы, побывавшие в загранкомандировках, смогли увидеть и оценить  это  «тлетворное влияние разлагающегося капитализма» на себе :). 

    Как общеизвестно,  « Не бывает не красивых женщин – бывает мало водки», если перефразировать это пословицу применимо к дискотеки, то  это, приблизительно, будет звучать так: « Не бывает не красивого человека – бывает слишком много света» :).  

    Правильно созданное световое решение,  может  подчеркнуть в выгодном цвете все достоинства и заретушировать некоторые недостатки: скрыть возрастные изменения, смягчить черты лица, прибавить блеск глазам и скрыть следы усталости. Игра света и тени сделает  это на Вашей вечеринки, без всяких скальпелей пластических хирургов.   

    Несомненно,  «нам песня строить и жить помогает», а цветомузыка – наполняет нашу жизнь красками. В силу исторического   развития России, у нас с Вами появилась возможность не только узнать,  что такое цветомузыка, но и увидеть, как это работает.   Современные разработки  компаний светомузыкального и акустического оборудования,  позволяют создавать невероятные цветомузыкальные решения. Более того, целый ряд уже внедренных новейших технологий,  позволяют применять подобное оборудование  на малых площадях и получать желаемый  эффект, без  ущерба  качеству звука, света и спецэффектам. 

   Почувствовав в себе задатки Диджея,  обладая чувством ритма и тягой к «здоровому авантюризму», с ТАКИМ оборудованием, Вы — словно дирижер оркестра, под названием «Настроение», создаете нужную Вам атмосферу, манипулируете обстановкой вокруг  себя, влияете на Ваших гостей.  Цветомузыка для дома  — это  возможность выделится на фоне других,  это то, что отличает  Ваш дом от остальных. Обладая  звуком, светом,  спецэффектами, вы уже не просто соседский парень — Вы тот, к кому хотят попасть на вечеринку, Вы тот, кого уже зовут: «Король вечеринки». 

    Соседи — вот те, кто могут обломать кайф.  Нет, мы не призываем Вас наплевать на мораль и устои социальной ответственности. Но…  Будьте вежливы – пригласите их к себе :).   И тогда все эти «науськиваемые» женами, мужьями или родителями,  все эти вставляющие «палки в колеса» в священное действо под названием «PARTY», возможно,  станут самыми рьяными тусовщиками, стремящимися попасть в «Ваш Клуб»…  и только размеры квартиры, дома, дачи определят количество избранных.    

Подобранная нами, с учетом Ваших пожеланий,  цветомузыка для дома, заставит Ваших гостей говорить, как популярная звезда ютуба :  это «такое КРУТОЕ  ТУССЕ»…, ну или так подумать 🙂

 

 

Психология, история и искусство

Глубокая связь между цветом и музыкой

Укрепляйте свое здоровье и эмоции с помощью искусства

Способность искусства вдохновлять, утешать и мотивировать широко известна. Более таинственные силы искусства показывают, что в искусстве может быть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Современные исследования подтверждают эту идею. В нашем мире вездесущей мультимедийной стимуляции сила искусства и мультимедиа как исцелять, так и наносить вред является благодатной почвой для продолжающихся исследований и все более практических применений.

Предоставлено Pexels. Пожертвование сделано фотографу.

Со времен древних греков, в Средние века и в эпоху Возрождения считалось, что и цвет, и музыка обладают неотъемлемыми моральными способностями влиять на своих зрителей и слушателей в лучшую или худшую сторону. Даже в наше время многие мистики и последователи оккультных традиций настаивали на том, что определенные цвета и типы музыки, особенно синхронизированные комбинации двух форм искусства, обладают способностью вызывать транс, гипнотические состояния и исцеление.

Оглавление

Наука чувственного опыта

Существует множество теорий, творческих работ и научных исследований, связанных с феноменом цветомузыкальной связи. Попытка определить, существует ли прямая аналогия между искусством цвета и музыки, началась в древности и продолжается сегодня. Желание объединить искусства было движущей силой и конечной целью многих творческих художников на протяжении веков. В этой статье делается попытка обратиться к этой теме как в конкретной, так и в научной и эстетической сферах.

Александр Скрябин, русский композитор и музыкант
Историческое фото предоставлено Wikimedia Commons, Public Domain

Синестезия и связь цвета с музыкой и «аистезис», что означает «восприятие». Синестезия относится к людям, которые испытывают непроизвольные кросс-сенсорные ассоциации. Наиболее распространенной формой синестезии является «окрашенный слух» или видение цветов при слышимом звуке. Интересно, что Пифагор считал синестезию величайшим философским даром и духовным достижением.

Синестезия неоднократно изучалась в течение последних ста лет. Этот термин использовался для описания сбивающего с толку набора сенсорных и символических ассоциативных «расстройств». Чтобы прояснить точные изучаемые явления, доктор Ричард Цитовик предложил критерии для окончательного диагноза состояния. Истинная синестезия непроизвольна, стабильна в течение жизни человека, запоминается, содержит эмоциональный компонент и характеризуется дискретными восприятиями.

Хотя синестеты могут быть не более божественными, чем остальные из нас, 19 декабряВ статье 99 журнала Discover сообщалось, что «ученые-когнитивисты утверждают, что эти необычные люди — драгоценные окна в высшую тайну человеческого сознания». Мистические синестеты в области искусства, в том числе Александр Скрябин (композитор, 1872-1915) и Василий Кандинский (художник, 1866-1944), наверное, согласились бы!

Синестезия: связи между звуком и цветом 
Графика Кэтлин Карлсен

Научные объяснения синестезии

Текущие научные объяснения синестезии основаны на гипотезе о том, что «в раннем младенчестве, вероятно, до 4-месячного возраста, все человеческие младенцы воспринимать сенсорную информацию недифференцированным образом» (Эндрю Дэвид Лайонс, 9 лет). 0037 Оценка новых инструментов и методов для промежуточной композиции и производства , Сиднейская консерватория музыки, июль 2000 г.).

Синестезия у взрослых может быть вызвана отсутствием модульности между органами чувств, которая обычно развивается. Интересным аспектом синестезии является тот факт, что это явление очень индивидуально. Хотя, по-видимому, существует генетическая связь в возникновении синестезии, даже синестеты из одной семьи ассоциируют разные цвета с разными звуками.

Например, один исследуемый синестет видел белый цвет в связи со слухом гласного звука «А», в то время как одна из его дочерей видела синий цвет, связанный с «А», а другая дочь видела черный цвет (Фабер Биррен, Цвет). Психология и цветотерапия) .

Световое шоу на дискотеке
Фото от Pexels
Пожертвование, сделанное фотографу

Цветная музыка в здоровье и психологии

Движущиеся узоры цвета и формы также использовались в британской больнице, чтобы уменьшить количество обезболивающих, необходимых женщине во время родов. Кроме того, комбинации фильмов о природе и музыки получают широкое признание в больницах как успокаивающая альтернатива традиционным телевизионным программам для пациентов.

Цветная музыка также использовалась психологами как своего рода движущийся тест Роршаха. Еще одно значительное использование цветной музыки имело место у ветеранов после Второй мировой войны, страдающих депрессией и посттравматическим шоком. Пациентам показывали цветные музыкальные фильмы, известные как фильмы Aurotone.

Фильмы Auroratone состояли из смены абстрактных форм в пастельных тонах под органную музыку, иногда в сопровождении пения Бинга Кросби. Многие пациенты, просмотревшие цветомузыкальные фильмы, были настолько эмоционально взволнованы, что стали более доступными для традиционных групповых и индивидуальных терапевтических методов.

Более яркими примерами феномена силы цвета и звука являются мигающие огни на современных дискотеках и в барах. Известно, что в разгар эры диско танцоры теряли сознание из-за сенсорной перегрузки. Психологи также считают, что сенсорная перегрузка, вызванная сочетанием громкой, ритмичной музыки и стробоскопов, уменьшает межличностные запреты.

Недавние исследования эпилепсии фактически подтверждают, что некоторые типы припадков могут быть вызваны цветовыми и звуковыми паттернами видеоигр и мультипликационных фильмов. В мире, наполненном мультимедиа, изучение возможной связи между цветом и музыкой становится все более важным.

Биогеометрия и форма пирамиды
Фото предоставлено Pexels
Пожертвование, сделанное фотографу

Биогеометрия и сила искусства

Часть таинственной силы искусства связана с наукой о геометрических фигурах. Например, некоторые авторы собрали данные, свидетельствующие о том, что размещение предметов в пирамидах может иметь почти сверхъестественные результаты. Пищу можно хранить без холодильника, а тупые ножи чудесным образом становятся острыми.

Новая область биогеометрии также предполагает, что форма объектов напрямую связана с их способностью помогать или вредить живым существам. Теория постулирует, что сотовый телефон может быть спроектирован так, чтобы его физическая форма противодействовала любому потенциально опасному излучению. Точно так же дома могут быть спроектированы так, чтобы компенсировать последствия геопатогенного стресса.

На духовной арене геометрические формы имеют долгую историю использования для медитации и для наведения трансовых состояний. Мандалы и янтры — это традиционные формы искусства, которые используются в духовных целях. Некоторые искусствоведы считают, что витражи в церквях чрезвычайно эффективны для создания ауры таинственности и величия для религиозных церемоний из-за воздействия на человеческий мозг движения солнечного света через цветное стекло.

Цветная музыка в западном мире

История показывает, что сочетания цвета, звука и движения всегда очаровывали людей. Практически в каждой культуре есть та или иная форма традиционного танца, сочетающая в себе красочные костюмы, ритмичную музыку и кружащиеся, энергичные танцевальные па. В Средние века фокусники и артисты гипнотизировали публику разнообразными приспособлениями, которые использовали свет огня для отбрасывания теней на стены. История цветной музыки начинается в культурах коренных народов и распространяется по всему миру в древние восточные культуры. Однако в записанной истории западного мира мы можем использовать древних греков как произвольную, но разумную отправную точку.

Аристотель и Платон
Фото предоставлено Викискладом
Картина Рафаэля (1483-1520), общественное достояние

Цвет Музыка и древние греки

Сходство между цветом и звуком было ясно отмечено древними греками. Некоторые греческие теоретики считали «цвет» синонимом «тембра» как качества самого звука. В четвертом веке до нашей эры друг Платона Архит из Тарента назвал новый вид музыкальной гаммы «хроматическим». Со времен греков цвет и музыка имели заметно общую номенклатуру: тон, высота звука, интенсивность, громкость, форма и т. д.

Аналоговый аспект цвета и музыки, который кажется наиболее убедительным для греков, — это почти математическое сходство их правильно ступенчатой ​​гаммы. Другими словами, и цвет, и звук можно расположить в виде ряда стадий с одинаковыми различиями между каждым измеряемым шагом. Соотношения между градациями цветов в цветовой шкале были бы подобны музыкальным соотношениям и пропорциям.

В своей книге De Sensu Аристотель в общих чертах обсуждал возможную аналогию между цветовыми и звуковыми гармониями. Хотя сам Платон воздерживался от любых попыток сопоставить цвета и звуки, Аристотель кратко написал о потенциальном успехе этой попытки в своем трактате, озаглавленном 9.0037 О чувственных и чувственных объектах .

Аристотель соглашался с ранними греческими теоретиками в том, что фиолетовый можно отождествить с музыкальной квинтой, красный с четвертой, а белый с октавой, но он, кажется, не решается построить полную цветовую шкалу в прямом соответствии с музыкальной шкалой. Пифагор также проводил параллель между музыкальной гаммой и спектральными цветами.

Подробнее о музыкальных режимах.

Музыка цвета в Средние века и Возрождение

На протяжении Средних веков и эпохи Возрождения самые разные музыканты и художники представляли собой форму искусства, сочетающую цвет и музыку. Рудольф Сен-Трондский, теоретик конца одиннадцатого века, утверждал, что лады простой песни можно отождествить с древнегреческими ладами и что оба они могут быть связаны с определенными цветами.

В его системе обозначений дорийский лад должен был быть написан красным, фригийский лад — зеленым, лидийский лад — желтым, а миксолидийский — пурпурным. Миланский теоретик Франкино Гаффурио повторно представил эту идею в пятнадцатом веке. Гаффурио далее связывал цвета и режимы с греческими юморами.

Винсент де Бове, средневековый автор произведения под названием «Великое зеркало», попытался разъяснить исходные пропорциональные цвето-музыкальные пропорции Аристотеля. Однако Бове считал, что только семь цветов могут воплощать приятные глазу пропорции. В результате получилось другое цветово-аккордовое созвучие. Бове связал розовый с музыкальной квинтой, а светло-зеленый с музыкальной четвертой.

Цветовой круг Клода Буте 1708
На основе теории цветов Исаака Ньютона
Предоставлено Wikimedia Commons, Public Domain

В эпоху Возрождения венецианский теоретик Джозеффо Зарлино утверждал, что современный музыкальный контрапункт добавил мажорную и минорную терции и мажорную сексту к древним основным соотношениям четвертой, пятой и октавы. Таким образом, музыкальное созвучие было приведено непосредственно в потенциальную связь со шкалой первичных и вторичных цветов.

Арчимбольдо, миланский художник шестнадцатого века, был одним из первых художников в длинной череде светил, которые попытались объединить искусство живописи и музыки. Арчимбольдо разработал метод цветовой гармонии по цветовой шкале, подобной музыкальной шкале. Эти ранние корни мультимедиа привели к постоянным попыткам художников и музыкантов создать комбинации цвета и музыки, которые мы сегодня знаем как мультимедийное искусство.

Цветовая музыка в эпоху Просвещения

Выдающийся ученый Исаак Ньютон изложил ряд соответствий цветовой музыки в своей знаменитой основополагающей книге Optiks , первоначально опубликованной в 1730 году. В этой работе Ньютон связал спектральные цвета с диатоническими масштаб в простом, прямолинейном подходе: красный был эквивалентен ноте C, оранжевый был соединен с нотой D, желтый был сопоставлен с нотой E, зеленый был связан с нотой F и так далее.

С другой стороны, немецкий поэт и философ И.В. Знаменитая публикация фон Гёте « Теория цветов » (1810 г.), состоящая из трех частей, подвергла критике большую часть теорий цвета Ньютона. Гёте не считал, что цвет и музыку можно как-то сравнивать.

Однако Гёте подчеркивал психологию зрения и аллегорическое и символическое значение цвета. Эти противоречивые идеи подготовили почву для того, чтобы современные художники и музыканты интерпретировали связь цветовой музыки в соответствии со своим темпераментом, научными взглядами и эстетическими чувствами.

Цветная музыка Искусство мобильного цвета (1911)
Александр Уоллес Римингтон
Фото предоставлено Викискладом, общественное достояние

Римингтон: один из первых сторонников цветной музыки изобретатель, писатель и художник в девятнадцатом и начале двадцатого веков. Римингтон много писал об аналогии между цветом и звуком в своей книге

«Цветная музыка: искусство мобильного цвета », опубликованной в 1919 г. 11.

Римингтон, как и ряд других теоретиков, построил шкалу прямых цветомузыкальных аналогий. Что наиболее важно, Римингтон изложил и подробно обсудил то, что он считал основными точками сходства между цветом и музыкой. Многие из идей Римингтона не были новыми, поскольку, вероятно, это были одни из тех вопросов, над которыми размышляли греки в древние времена, а также алхимики, мистики и философы на протяжении всей истории.

  • И цвет, и музыка создаются вибрациями, воздействующими на глаз и ухо соответственно.
  • И цвет, и музыка ограничены определенным диапазоном видимых или слышимых вибраций.
  • Оба создают свои эффекты через изменчивые уровни гармонии и диссонанса.
  • Оба доставляют удовольствие или страдание посредством различных комбинаций и последовательностей.
  • И цвет, и музыку можно комбинировать с другими формами искусства для получения более ярких впечатлений.
  • Ритм можно использовать для придания интереса как художественным, так и музыкальным композициям.
  • Изменения в динамике могут быть созданы в цвете через оттенок и в музыке через громкость.

Aurororatone Therapeutic Films

В 1940-х годах британский режиссер Сесил Стоукс создал серию терапевтических фильмов, которые использовались в психиатрических больницах. В то время сюда прибывали солдаты Второй мировой войны, страдающие различными психическими расстройствами. У некоторых было посттравматическое стрессовое расстройство, другие были склонны к суициду, а третьи не смогли приспособиться к жизни из-за инвалидности, от которой они пострадали в результате войны. Сам по себе анимационный фильм был относительно новым и оказал большое влияние на зрителя.

Судя по всему, изначально существовал набор как минимум из четырех пленок Auroratone. Эти конкретные фильмы состояли из движущихся абстрактных форм, созданных с использованием кристаллизованных химикатов и поляризованного света. Единственная уцелевшая пленка была недавно восстановлена ​​Робертом Мартенсом, чей дед работал в психиатрической больнице, где использовалась пленка.

Запись включает органную музыку и исполнение Бинга Кросби «When the Organ Played Oh Promise Me». Это напоминающая, страстная песня о днях, когда певец встретил свою любовь, и о прошедших годах, и о том, как мила она ему до сих пор. Довольно тяжёлая сентиментальность.

Во всяком случае, говорят, что их использовали в психиатрических больницах Нью-Йорка и Нью-Джерси. По некоторым данным, группы заключенных, посмотревших фильмы, были настолько тронуты, что впоследствии они стали более доступными и поддающимися традиционным формам разговорной терапии. Они чем-то напоминают тест Роршаха, хотя никто, кажется, не знает, ссылались ли последующие консультации пациентов непосредственно на фильмы или нет. См. Сохранившийся фильм ниже.

Другие ранние попытки создания терапевтических фильмов включают британца Джона Хили, который создал движущиеся геометрические световые абстракции с линзами и зеркалами, которые были записаны как фильмы и показаны роженицам в лондонском родильном отделении. Женщины испытывали меньше боли и нуждались в меньшем количестве лекарств во время родов. Работа Хили была освещена в газете от 28 апреля 1967 номер журнала Time .

Феномен шока от покемонов

16 декабря 1997 года в Японии транслировался эпизод сериала «Покемон», который посмотрели около четырех миллионов детей. Под воздействием мультфильма почти 700 детей попали в отделение неотложной помощи. Это продемонстрировало, хотя и непреднамеренно, мощное воздействие на мозг определенных последовательностей цвета и звука. Эпизод назывался Electric Soldier Porygon . То, что получилось, получило название Pokemon Shock.

В этом конкретном эпизоде ​​Эш и его друзья путешествуют внутри сломанного передатчика покемонов и пытаются его починить. Примерно через двадцать минут после начала программы Пикачу использует свою молниеносную атаку, чтобы взорвать несколько виртуальных ракет. Взрыв сопровождают быстро мигающие красные и синие огни.

Дети по всей Японии потеряли сознание, почувствовали головокружение, помутнение зрения, тошноту или даже судороги. Машины скорой помощи доставили в больницу 375 девочек и 310 мальчиков. Большинство выздоровели быстро, но у небольшого числа была диагностирована эпилепсия, вызванная стробоскопами в программе.

Это стало катастрофой не только для пострадавших детей, но и для Nintendo. Акции упали, поскольку шоу было снято с эфира почти на четыре месяца, пока эксперты в области здравоохранения пытались понять, что произошло. Эпизод Electric Soldier Porygon был запрещен во всем мире.

Когда шоу вернулось, первому эпизоду предшествовало объяснение произошедшего и заверения, что этот инцидент не может и не повторится. От техники стробоскопического освещения отказались, чтобы защитить всех, кто подвержен фотосенситивным припадкам. Nintendo и другие компании добавили в видеоигры предупреждения об этой опасности.

Аналогичное явление отмечалось во времена расцвета диско. Иногда танцор впадал в припадок под мигающими огнями и грохотом музыки той эпохи. Приступы также могут быть вызваны другими менее структурированными источниками.

Например, проезжая мимо забора, сквозь решетку которого светит солнце, может создаться стробоскопический эффект, который, как известно, вызывает судороги. Таким образом, вы не можете реально защитить от всех потенциальных триггеров светочувствительной эпилепсии, но Pokemon Shock значительно повысил осведомленность о силе мультимедиа и влиянии на мозг.

Загрузить полную копию диссертации Кэтлин о цветной музыке

Нажмите на баннер выше, чтобы загрузить диссертацию Кэтлин «Связь цвета и музыки».

Автор Кэтлин Карлсен

Кэтлин Карлсен — музыкант, художник, писатель и оратор. Она является автором двух книг («Цветочные символы» и «Вокальная медицина») и более 200 статей. Кэтлин, ее муж Эндрю и их пятеро детей живут в Бозмане, штат Монтана. Подробнее о Кэтлин Карлсен.

Связанные ресурсы

Дополнительную информацию о цветной музыке можно найти на этом веб-сайте Visual Music: History of Composers and Их уникальные инструменты. Для получения дополнительной информации в Интернете посетите Центр визуальной музыки. Этот веб-сайт включает онлайн-библиотеку материалов и ссылок на художников.

ЦВЕТ МУЗЫКА ОБЗОР СТАТЬИ

Со времен Аристотеля и Пифагора философы, художники, музыканты и ученые спорили о том, существует ли аналогия между цветом и музыкой. Эстетические теории и творческие работы выдающихся современных художников и музыкантов раскрывают непрекращающийся характер этого спора. Хотя научные доказательства прямой связи между цветом и музыкой остаются субъективными и неуловимыми, вес философских и исторических свидетельств поддерживает утверждение о том, что связь существует на интуитивном и эстетическом уровне.

Поделитесь этой статьей с другом сегодня!

Все о хроместезии: видение музыки в цвете

Вы когда-нибудь думали про себя: «Эта песня напоминает мне фиолетовый бархат», «Хотел бы я, чтобы она звучала более розовой!» или «Итак, как звучит желтый?» Вы говорите своим друзьям, только чтобы встретить пустые взгляды. Никто не понимает, о чем вы говорите. Если вы испытали это, вы не одиноки. Возможно, у вас есть что-то, что называется хроместезия

 

ЧТО ТАКОЕ СИНЕСТЕЗИЯ? СМЕШИВАНИЕ ЧУВСТВ

Только от двух до четырех процентов людей испытывают синестезию, явление восприятия, при котором два (или более) их чувства связаны, в результате чего они видят и чувствуют вещи по-разному. Синестезия более выражена у женщин, чем у мужчин, и на сегодняшний день выявлено более 60 типов синестезии. Наиболее распространенной формой синестезии является хроместезия.

 

ХРОМЕСТЕЗИЯ: ВИДЕНИЕ МУЗЫКИ В ЦВЕТЕ

Итак, что такое хроместезия? Это разновидность синестезии, при которой звук может вызвать ощущение цвета. Вы можете видеть музыку в цвете или видеть звук в цвете. Это могут быть, например, повседневные вещи: шипение бекона на горячей сковороде (красный), струйка воды из кувшина в стакан (синий) или даже звон монет в кармане (золотой).

Хроместезия также может быть чем-то более техническим, когда мажорная или минорная тональность вызывает образ разных цветов, как и определенные ноты, такие как C (красный), G (оранжевый), D (желтый) и так далее. Однако не существует фиксированной ассоциации звука и цвета, и эти комбинации варьируются от человека к человеку.

А как выглядит хроместезия? Ретт и Линк с YouTube-канала Good Mythical Morning исследуют эту тему на примерах того, что могут видеть люди с хроместезией или синестезией. Попробуйте выяснить, видите ли вы или думаете в цвете.

 

ИСТОРИЯ ХРОМЕСТЕЗИИ

Русский композитор и пианист Александр Скрябин был известен как один из первых практиков хроместезии. В начале 1900-х Скрябин стал одним из самых новаторских (но и самых противоречивых) композиторов своего времени. В конце своей карьеры он попал под влияние синестезии звука и цвета, что привело его к разработке собственной цветовой системы, основанной на квинтовом круге.

Скрябин также изобрел clavier à lumières (клавиатура с подсветкой) для своей работы Прометей: Поэма огня . Эта клавиатура была оформлена в цветах его цветового круга, где каждая нота соответствовала определенному оттенку. Хотя была изготовлена ​​только одна клавиатура, и многие сомневались, что Скрябин действительно видел музыку в цвете, она вдохновила на создание современного музыкального программного обеспечения, такого как Virtuoso 3.0 , которое позволяет пользователям воспроизводить песни на основе клавиш с цветовой кодировкой для оптимизации гармонизации. .

Вплоть до своей смерти в 1915 году Скрябин также работал над Mysterium , недельным мероприятием, которое, по его словам, должно было объединить обоняние, осязание и слух. Он написал: «Не будет ни одного зрителя. Все будут участниками. Для работы нужны особые люди, особые художники и совершенно новая культура. Состав исполнителей включает в себя оркестр, большой смешанный хор, инструмент со визуальными эффектами, танцоров, процессию, благовония и ритмическую фактурную артикуляцию. Собор, в котором это будет происходить, не будет состоять из одного вида камня, а будет постоянно меняться в зависимости от атмосферы и движения Мистериума. Это будет сделано с помощью тумана и света, которые изменят архитектурные контуры».

Хотя это могло быть неслыханным (и, возможно, даже кощунственным) более века назад, это действительно звучит так, как будто Скрябин опередил свое время, поскольку его описание Mysterium  невероятно похоже на описание полностью иммерсивного события, которые мы переживаем сегодня. Визуальное представление того, что на самом деле видят люди с синестезией звука в цвет.

 

CHROMESTHESIA ARTISTS: ЦВЕТА В МУЗЫКЕ

Для художников и творцов способность преодолевать разрыв между звуком и цветом — это дар, который возвышает их мастерство. Состояние хроместезии и видения музыки в цвете или цветов в музыке восходит к эпохе виртуоза фортепиано Франка Листа, когда было сказано, что он видел цвета там, где были только тона, тем самым сбивая с толку своих оркестрантов. Часто великий музыкант просил оркестр играть «немного голубее», «темно-фиолетовый» или «не такой розовый».

По мере того, как осведомленность о хроместезии становится все более широко известной, многие музыканты  от таких, как Фрэнк Оушен, Тори Амос и Билли Эйлиш, признались, что испытывают некоторую форму синестезии, которая помогает им воспринимать вещи более ярко, тем самым способствуя их творчеству. процесс. Билли Джоэл — один из этих уникально одаренных людей, часто связывающий свои баллады и рок-песни с разными оттенками и создающий музыку на основе того, как он видит музыку в цвете. «Когда я думаю о различных типах мелодий, более медленных или более мягких, таких как «Колыбельная (Спокойной ночи, мой ангел)», «И так идет» и «Вена», я думаю о блюзе или зелени», — объяснил он в интервью. с Психология сегодня . И когда он думает о сильных мелодических или ритмических рисунках, это обычно ярко-красные, оранжевые или золотые цвета, как в «Мы не разжигали огонь».

Фаррелл Уильямс также говорит о синестезии между звуком и цветом: «Для каждого цвета есть звук, вибрация, часть человеческого тела, число, музыкальная нота. .. Я думаю, что есть связь с синестезией. : есть семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый. И те соответствуют музыкальным нотам. Белый, хотите верьте, хотите нет, дает вам октаву, представляющую собой смешение всех цветов».

Марина Диамандис из «Марины и бриллиантов» не менее громко говорит о своей хроместезии. Она объясняет: «Люди думают, что это похоже на удивительную вещь, когда радуга выскакивает из ваших глазных яблок, но нет. Для меня это скорее дополнительная чувствительность к цвету, поэтому я связываю много разных цветов с музыкальными нотами или днями недели. Вот как я это ощущаю, но, может быть, у других людей все по-другому».

Для профессиональной скрипачки и нейробиолога Кейтлин Хова узнать о своем состоянии стало неожиданностью. Еще в колледже, во время прохождения курса теории музыки, профессор Ховы поделился интересной информацией: некоторые люди могут физически видеть звуки. Естественно, Хова это не впечатлило, поскольку она выросла, видя вспышки форм или цветов каждый раз, когда она слышала музыкальную ноту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *