Что такое декодер Dolby Digital и как он работает. Какие форматы звука поддерживает Dolby Digital. Где используются декодеры Dolby Digital. Какие преимущества дает использование декодера Dolby Digital.
Что такое декодер Dolby Digital и как он работает
Декодер Dolby Digital — это устройство или программное обеспечение, которое декодирует сжатые цифровые аудиосигналы в формате Dolby Digital (также известном как AC-3). Dolby Digital является одним из самых распространенных форматов многоканального цифрового звука.
Основные принципы работы декодера Dolby Digital:
- Получение сжатого цифрового аудиопотока в формате Dolby Digital
- Синхронизация с битовым потоком и проверка на ошибки
- Распаковка информации о битовом потоке и дополнительных данных
- Декодирование спектральных огибающих (экспонент) и квантованных мантисс
- Обратное преобразование декодированных данных во временную область
- Формирование многоканального цифрового аудиосигнала
В результате на выходе декодера формируется несжатый многоканальный цифровой звук, готовый для воспроизведения через аудиосистему.

Поддерживаемые форматы Dolby Digital
Декодеры Dolby Digital поддерживают работу со следующими основными форматами:
- Dolby Digital 5.1 — стандартный формат с 6 дискретными каналами (5 основных + 1 низкочастотный)
- Dolby Digital EX — расширенный формат 6.1 с дополнительным тыловым каналом
- Dolby Digital Plus — улучшенный формат с повышенным качеством звука
- Dolby TrueHD — формат без потерь для домашних кинотеатров высокой четкости
Кроме того, современные декодеры часто поддерживают и другие форматы объемного звука, такие как DTS.
Где используются декодеры Dolby Digital
Основные области применения декодеров Dolby Digital:
- Домашние кинотеатры и развлекательные системы
- AV-ресиверы для многоканальных аудиосистем
- Телевизоры со встроенными декодерами объемного звука
- Звуковые карты компьютеров и ноутбуков
- Игровые приставки
- Автомобильные аудиосистемы премиум-класса
Декодеры Dolby Digital стали стандартом де-факто для домашних развлекательных систем, обеспечивая качественный многоканальный звук при просмотре фильмов и телепередач.

Преимущества использования декодера Dolby Digital
Применение декодеров Dolby Digital дает следующие основные преимущества:
- Высокое качество объемного звука с разделением на 5-7 дискретных каналов
- Эффект погружения за счет точного позиционирования звуков в пространстве
- Улучшенная передача диалогов через выделенный центральный канал
- Мощное воспроизведение низких частот через отдельный канал сабвуфера
- Совместимость с большинством современных фильмов и телепередач
- Эффективное сжатие аудиоданных без заметной потери качества
Все это позволяет создать эффект присутствия и получить максимальное удовольствие при просмотре фильмов и другого контента.
Технические особенности декодеров Dolby Digital
При разработке и реализации декодеров Dolby Digital учитываются следующие важные технические аспекты:
- Поддержка различных частот дискретизации (48, 44.1, 32 кГц)
- Работа с битрейтом от 32 до 640 кбит/с
- Обнаружение и коррекция ошибок в битовом потоке
- Декодирование спектральных огибающих и мантисс
- Обратное преобразование из частотной во временную область
- Динамическое распределение битов для мантисс
Правильная реализация этих алгоритмов обеспечивает высокое качество декодирования Dolby Digital с минимальными искажениями.

Сравнение Dolby Digital с другими форматами объемного звука
Dolby Digital имеет ряд отличий от других популярных форматов многоканального звука:
- DTS — использует более высокий битрейт, обеспечивая потенциально лучшее качество
- Dolby Pro Logic — матричный формат с меньшим разделением каналов
- MPEG Surround — открытый стандарт, менее распространенный в потребительской технике
- Auro-3D — формат с вертикальными каналами для создания трехмерного звука
При этом Dolby Digital остается наиболее распространенным форматом для домашних развлекательных систем благодаря оптимальному сочетанию качества и совместимости.
Настройка и использование декодера Dolby Digital
Для корректной работы декодера Dolby Digital важно учитывать следующие моменты:
- Правильное подключение всех каналов акустической системы
- Настройка расстояний и уровней каналов
- Выбор подходящего режима декодирования для разных типов контента
- Калибровка системы с помощью измерительного микрофона
- Использование качественных соединительных кабелей
При грамотной настройке декодер Dolby Digital позволяет раскрыть весь потенциал многоканальной аудиосистемы и получить максимальное удовольствие от просмотра фильмов и прослушивания музыки.

Перспективы развития технологии Dolby Digital
Технология Dolby Digital продолжает развиваться в следующих направлениях:
- Увеличение количества дискретных каналов (форматы 7.1, 9.1 и более)
- Внедрение вертикальных каналов для создания трехмерного звука
- Повышение качества звука за счет увеличения битрейта
- Улучшение алгоритмов сжатия для более эффективной передачи данных
- Интеграция с системами виртуальной и дополненной реальности
Все это позволит и дальше улучшать качество и реалистичность объемного звука в домашних условиях.
Технологии управления звуком в телевизорах
- Информация о материале
- Super User
Общие характеристики телевизоров Время отклика пикселя Динамическая контрастность Контрастность Прогрессивная развертка Разрешение Телевизионная развертка Телевизионный тюнер Угол обзора Частота обновления изображения Чересстрочная развертка Яркость | Интерфейсы (входы и выходы) в телевизорах CI/PCMCIA DV DVI DisplayPort HDMI RGB S-Video USB VGA Интерфейс RS-232 Коаксиальный аудио вход и выход Компонентный видеовход и выход (YPbPr) Оптический аудио вход и выход AV-вход и выход SCART | Функции и технологии, используемые в телевизорах Технология PIP («Картинка в картинке») Технология POP («Картинка вне картинки») Технология PAP («Картинка и картинка») Телетекст 24p True Cinema HDCP в DVI-интерфейсе Smart TV Time Shift |
Стандарты и системы цифрового и аналогового телевидения HDTV NTSC PAL SECAM | Технологии формирования изображения в телевизорах LCD Плазма Oled Технология 3D Типы LCD-матриц LED-подсветка | Технологии управления звуком в телевизорах Технология NICAM Dolby Digital Сабвуфер Стереозвук FM-радио |
Технологии обмена контентом в телевизорах Bluetooth DLNA Ethernet MHL Miracast Skype WiDi Wi-Fi | Поддержка телевизорами внешних карт памяти Compact Flash Memory Stick MMC | Поддержка телевизорами видео- и аудиоформатов DivX SVCD Xvid |
Словарь терминов. Технологии, функции и характеристики телевизоров Samsung
Словарь терминов. Технологии, функции и характеристики телевизоров LG
Словарь терминов. Технологии, функции и характеристики телевизоров Philips
Технологии управления звуком в телевизорах
Поддержка стереозвука NICAM (Near Instantaneously Companded Audio Multiplex) – система кодирования стереозвука в цифровом телевидении, разработанная английской компанией ВВС и принятая в качестве стандарта в Великобритании и многих других странах Европы.
Технология NICAM отличается высоким качеством звука, а также поразительной устойчивостью даже к предельно низкому уровню передаваемого телевизионного сигнала. Декодеры NICAM позволяют выделить качественный стереозвук класса Hi-Fi даже из настолько слабого телевизионного сигнала, что он не может обеспечить ясно различимое изображение на экране.
На сегодняшний день многие страны, входящие в состав СНГ, начали эфирное телевизионное вещание с использованием звукового стандарта NICAM. Кроме того, телевизионные приемники, оснащенные модулями NICAM, позволяют эффективно корректировать качество звука, используя предустановленные и ручные настройки эквалайзера.
Процессор Dolby Digital – специальное встроенное декодирующее устройство, позволяющее обеспечивать многоканальное звуковое сопровождение спутниковых цифровых телевизионных программ или мультимедийного контента, записанного на цифровых воспроизводящих устройствах (DVD или Blu-ray плеерах).
Формат Dolby Digital предполагает шестиканальную раздельную запись и передачу оцифрованного аудиосопровождения, позволяя добиться в домашних условиях большей глубины и выразительность звука, создавая иллюзию полного погружения зрителя в сюжет просматриваемого им фильма или программы.
Dolby Digital является логическим продолжением и развитием более ранней системы кодирования аналогового многоканального звука Dolby Surround.
Сабвуфер – специальная акустическая система, предназначенная для качественного воспроизведения звуковых сигналов низкого тона. Для воспроизведения низкочастотных звуков (басов) требуются динамики достаточно крупного диаметра, которые трудно встроить в современные модели плоских телевизоров. Поэтому разработчики стараются улучшить звуковые характеристики телевизоров, используя различные аппаратные и программные методы.
Телевизоры со встроенным сабвуфером (даже не совсем крупным) обеспечивают более глубокое и насыщенное звуковое сопровождение телевизионных и видеопрограмм, чем это могут сделать приемники, которые им не оснащены. Впрочем, для обеспечения более качественных звуковых характеристик возможно подключение телевизора к внешнему сабвуферу через цифровой ресивер или же к устройству, входящему в состав внешней акустической системы или домашнего кинотеатра.
Стереозвук – способность телевизионного приемника воспроизводить аудиоряд в стереофоническом формате. В техническом плане стереозвук означает излучение двумя динамиками звуковых волн, записанных с помощью разнесенных в пространстве микрофонов по отдельным каналам.
Следует сказать, что наличие в телевизоре двух встроенных колонок еще не означает, что он может воспроизводить эфирные телепрограммы со стереозвучанием. Существуют телевизоры с одноканальным звуком, который просто излучается двумя динамиками, а также телевизоры с эффектом «псевдостерео», который достигается специальными программными методами.
Чаще всего у нас телевизоры со стереозвуком используют только в связке с внешними устройствами (Blu-ray и DVD-плеерами, видеомагнитофонами), служащими источниками мультимедийных записей с двухканальным аудиосопровождением. А вот эфирное стереотелевидение пока еще находится на стадии раннего развития. На сегодняшний день на территории СНГ всего лишь несколько эфирных телевизионных каналов ведут вещание с трансляцией стереозвука.
Впрочем, владельцы телевизионных приемников, оборудованных специальными звуковыми декодерами, могут наслаждаться многоканальным звуком, просматривая программы спутникового телевидения.
FM-радио
Наличие в телевизоре FM-радиомодуля позволяет прослушивать на встроенных в панель и внешних аудиосредствах контент, транслируемый местными радиостанциями, вещающими в ультракоротковолновом диапазоне.
Декодер звука Dolby — Win32 apps
- Статья
- Чтение занимает 6 мин
Декодирования звука Dolby — это преобразование Media Foundation (MFT), которое декодирует следующие типы потоков:
- Dolby Digital, также называемый Dolby AC-3
- Dolby Digital Plus, также называемый расширенным AC-3 (E-AC-3)
Важно!
Для версий Windows до Windows 8 реализация технологии Dolby Digital ограничена условиями программы лицензирования Dolby Digital, используемой приложениями Майкрософт.
Дополнительные сведения об этих форматах см. в документе Advanced Tv Systems Committee (ATSC) document Digital Audio Compression Standard (AC-3, E-AC-3) Revision B.
Декодер также может преобразовывать поток Dolby Digital Plus в формат Dolby Digital для вывода AC-3 S/PIDF или форматировать поток Dolby Digital Plus для цифровых выходных данных HDMI.
Идентификатор класса
Идентификатор класса (CLSID) декодера звука Dolby CLSID_CMSDDPlusDecMFT, определенный в файле заголовка wmcodecdsp.h.
Типы входных данных
Декодер звука Dolby поддерживает следующие входные подтипы.
Subtype | Описание | Header |
---|---|---|
MEDIASUBTYPE_DOLBY_AC3 | Dolby Digital audio. | mfapi.h |
MEDIASUBTYPE_DVM | Dolby Digital audio; см. подтипы звука. Этот подтип можно использовать взаимозаменяемо с MEDIASUBTYPE_DOLBY_AC3. | wmcodecdsp.h |
MFAudioFormat_Dolby_Digital_Plus | Звук Dolby Digital Plus. | mfapi.h |
В следующей таблице перечислены обязательные и необязательные атрибуты для входного типа носителя.
attribute | Описание | Remarks |
---|---|---|
MF_MT_MAJOR_TYPE | Основной тип. | Обязательный. Должен быть MFMediaType_Audio. |
MF_MT_SUBTYPE | Подтип звука. | Обязательный. Дополнительные сведения см. в предыдущей таблице. |
MF_MT_AUDIO_SAMPLES_PER_SECOND | Частота выборки в секунду. | Необязательный элемент. Допустимые значения: 48000, 44100, 32000, 24000, 22050 и 16000. Если этот атрибут не задан, значение по умолчанию — 48000. [! Примечание] |
MF_MT_AUDIO_NUM_CHANNELS | Количество каналов, включая канал с низкой частотой (LFE), если они присутствуют. | Необязательный элемент. Допустимые значения находятся в диапазоне от 1 (моно) до 8 (конфигурация канала 7.1). Если этот атрибут не задан, значение по умолчанию — 2 (стерео).![]() |
MF_MT_AUDIO_CHANNEL_MASK | Указывает назначение звуковых каналов позициям говорящего. | Необязательный элемент. Если этот параметр указан, значение должно соответствовать количеству звуковых каналов. Если атрибут не задан, декодер использует маску канала по умолчанию в зависимости от количества каналов. |
В следующей таблице перечислены поддерживаемые конфигурации каналов Dolby.
Конфигурация канала | Количество каналов | Маски каналов |
---|---|---|
1/0 (моно) | 1 | 0x4 (SPEAKER_FRONT_CENTER) |
2/0 (стерео) или 1+1 (двойной моно) | 2 | 0x3 (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHT) |
3/0 | 3 | 0x7 (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHTSPEAKER_FRONT_CENTER) |
2/1 | 3 | 0x103 (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHTSPEAKER_BACK_CENTER) |
3/1 | 4 | 0x107 (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHTSPEAKER_FRONT_CENTERSPEAKER_BACK_CENTER) |
2/2 | 4 | 0x33 (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHTSPEAKER_BACK_LEFTSPEAKER_BACK_RIGHT) или 0x603 (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHTSPEAKER_SIDE_LEFTSPEAKER_SIDE_RIGHT) |
3/2 | 5 | 0x37 (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHTSPEAKER_FRONT_CENTERSPEAKER_BACK_LEFTSPEAKER_BACK_RIGHT) или 0x607 (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHTSPEAKER_FRONT_CENTERSPEAKER_SIDE_LEFTSPEAKER_SIDE_RIGHT) |
3/2 + LFE | 6 | 0x3F (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHTSPEAKER_FRONT_CENTERSPEAKER_LOW_FREQUENCYSPEAKER_BACK_LEFTSPEAKER_BACK_RIGHT) или 0x60F (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHTSPEAKER_FRONT_CENTERSPEAKER_LOW_FREQUENCYSPEAKER_SIDE_LEFT SPEAKER_SIDE_RIGHT) |
3/2/2 + LFE[! Примечание] | 8 | 0x63F (SPEAKER_FRONT_LEFTSPEAKER_FRONT_RIGHTSPEAKER_FRONT_CENTERSPEAKER_LOW_FREQUENCYSPEAKER_BACK_LEFTSPEAKER_BACK_RIGHT SPEAKER_SIDE_LEFTSPEAKER_SIDE_RIGHT) |
Кроме того, конфигурации каналов 1/0, 2/0, 3/0, 2/1, 3/1 и 2/2 также могут отображаться с каналом LFE.
Типы вывода
Декодирования звука Dolby поддерживает следующие подтипы выходных данных.
Subtype | Описание | Header |
---|---|---|
MFAudioFormat_Dolby_AC3_SPDIF | Звук Dolby AC-3, отформатированный для цифровых выходных данных S/PDIF. | mfapi.h |
KSDATAFORMAT_SUBTYPE_IEC61937_DOLBY_DIGITAL_PLUS | Звук Dolby Digital Plus, отформатированный для цифровых выходных данных HDMI. | ksmedia.h |
MFAudioFormat_Float | Звук PCM с плавающей запятой IEEE 32-разрядной оси Windows 10: стерео, 5. ![]() Предыдущие версии: стерео, 5.1 | mfapi.h |
MFAudioFormat_PCM | 16-разрядный звук PCM Windows 10: стерео, 5.1, 7.1 Предыдущие версии: стерео, 5.1 | mfapi.h |
В следующей таблице перечислены обязательные и необязательные атрибуты для выходного типа носителя.
attribute | Описание | Remarks |
---|---|---|
MF_MT_MAJOR_TYPE | Основной тип. | Обязательный. Должен быть MFMediaType_Audio. |
MF_MT_SUBTYPE | Подтип звука. | Обязательный. Дополнительные сведения см. в предыдущей таблице. |
MF_MT_AUDIO_SAMPLES_PER_SECOND | Частота выборки в секунду. | Обязательный. Допустимые значения: 48000, 44100, 32000, 24000, 22050 и 16000. Частота выходных выборок должна быть идентична частоте входных выборок.![]() |
MF_MT_AUDIO_NUM_CHANNELS | Количество каналов, включая канал с низкой частотой (LFE), если они присутствуют. | Требуется для вывода PCM. Не требуется для цифровых выходных данных. Если входной тип является моно, стерео или двойной моно (все без канала LFE), единственное допустимое значение равно 2 для стереовых выходных данных. В противном случае значение может быть следующим:
|
MF_MT_AUDIO_CHANNEL_MASK | Указывает назначение звуковых каналов позициям говорящего. | Требуется для вывода PCM, если число каналов больше 2. Значение должно быть следующим:
|
MF_MT_AUDIO_BITS_PER_SAMPLE | Количество битов на образец звука.![]() | Требуется для вывода PCM. Значение должно быть равно 32 для MFAudioFormat_Float и 16 для MFAudioFormat_PCM. Не требуется для цифровых выходных данных. |
MF_MT_AUDIO_VALID_BITS_PER_SAMPLE | Количество допустимых битов звуковых данных в каждом образце звука. | Необязательный параметр для выходных данных PCM. Если задано, значение должно быть идентично MF_MT_AUDIO_BITS_PER_SAMPLE. Не требуется для подтипов цифровых выходных данных. |
MF_MT_AUDIO_BLOCK_ALIGNMENT | Выравнивание блока в байтах. | Необязательный параметр для выходных данных PCM. Не требуется для цифровых выходных данных. |
MF_MT_AUDIO_AVG_BYTES_PER_SECOND | Среднее число байтов в секунду. | Необязательный параметр для выходных данных PCM. Не требуется для цифровых выходных данных. |
Атрибуты преобразования
Декодирования звука Dolby реализует метод IMFTransform::GetAttributes . Приложение может использовать этот метод для получения или задания следующих атрибутов.
attribute | Описание |
---|---|
CODECAPI_AVDecAudioDualMono | Указывает, кодируется ли аудиопоток 2-каналов Dolby как стерео или двойной моно. Перед расшифровкой первого кадра Dolby значение eAVDecAudioDualMono_UnSpecified. После начала декодирования значение отражает последний кадр Dolby. Только для чтения. |
CODECAPI_AVDecAudioDualMonoReproMode | Указывает, как декодер воспроизводит двойной монофонический звук. Значение по умолчанию — eAVDecAudioDualMonoReproMode_LEFT_MONO. Приложение может задать это свойство в любое время. Read/write. |
CODECAPI_AVDecCommonMeanBitRate | Для потоков Dolby Digital (AC-3) определяет скорость входного потока в битах в секунду. Для Dolby Digital Plus (E-AC3) значение всегда равно нулю. Только для чтения. |
CODECAPI_AVDecDDDynamicRangeScaleHigh | Высокоуровневый вырез, когда декодер выполняет управление динамическим диапазоном.![]() Read/write. |
CODECAPI_AVDecDDDynamicRangeScaleLow | Низкоуровневый импульс, когда декодер выполняет управление динамическим диапазоном. Read/write. |
CODECAPI_AVDecDDOperationalMode | Режим управления сжатием. Read/write. |
CODECAPI_AVDecDDStereoDownMixMode | Тип стереонисхода. Это свойство применяется, если входные данные являются многоканальным потоком, а выходные данные — стереопотоком. Read/write. |
MFT_SUPPORT_DYNAMIC_FORMAT_CHANGE | Этот атрибут возвращает значение FALSE, указывающее, что декодер должен быть осушен до установки нового типа ввода. Read/write. |
Декодер принимает только необработанные потоки Dolby, как определено A/52B. Полезные данные, такие как пакетизованные простые Потоки (PES), не поддерживаются. Для Dolby Digital Plus декодировщик декодирует до 5.1 каналов. На Windows 10 потоки каналов 7. 1 декодируются без даумикса. В предыдущих версиях ОС, если поток равен каналам 7.1, декодируется только даунмикс канала 5.1. Если поток — Dolby Digital Plus с несколькими независимыми подпотоками, декодируется только независимый подпоток 0. Декодер пропускает другие независимые подпотоки. Кроме того, декодер пропускает все зависимые подпотоки. Декодер поддерживает расшифровку и декодирование потоков, защищенных технологией Digital Rights Management (DRM).
Если тип входного носителя имеет конфигурацию канала, отличной от mono, стерео или двойного моно (все без канала LFE), декодер предоставляет два варианта для конфигураций каналов вывода:
- Выход из 8 каналов (конфигурация канала 7.1)
- Выход из 6 каналов (конфигурация канала 5.1)
- Стерео даунмикс
Если выбран стереонисход вниз, тип downmix можно задать на MFT с помощью свойства CODECAPI_AVDecDDStereoDownMixMode .
Если тип вывода MFAudioFormat_Dolby_AC3_SPDIF, каждый выходной буфер содержит 6144 байта. Буфер начинается с 8-байтового заголовка S/PDIF, за которым следует сжатый кадр AC-3, за которым следует нулевое заполнение до 6144 байт.
Если тип вывода KSDATAFORMAT_SUBTYPE_IEC61937_DOLBY_DIGITAL_PLUS, каждый выходной буфер содержит 24 576 байт. Буфер начинается с 8-байтового заголовка S/PDIF, а затем 1–6 сжатых кадров Dolby Digital Plus, соответствующих 1536 образцам PCM, за которым следует нулевое заполнение до 24 576 байт. Для выходных данных HDMI упаковывается только независимый подпоток 0.
MFT декодера регистрируется с флагом MFT_ENUM_FLAG_FIELDOFUSE, который указывает, что MFT, который должен быть разблокирован приложением перед использованием. Дополнительные сведения см. в разделе «Поле ограничений использования».
Требования
Требование | Значение |
---|---|
Минимальная версия клиента | Windows 8 [классические приложения | Приложения UWP] |
Минимальная версия сервера | Ни одна версия не поддерживается |
DLL |
|
См. также раздел
Объекты Codec
Что такое декодер Dolby Digital®? (с картинками)
`;
Джон Листер
Декодер Dolby Digital® — это устройство, которое декодирует сигналы, передаваемые в наиболее популярном формате цифрового объемного звука. Наиболее распространенная версия этого формата включает пять отдельных каналов окружающего звучания плюс отдельный канал для низкочастотных звуков, передаваемых сабвуфером. Однако существует также несколько других версий Dolby Digital®.
Чаще всего декодер Dolby Digital® используется как часть домашней развлекательной системы. В большинстве случаев декодер является частью устройства, известного как приемник, который подключается к одному или нескольким источникам звука, а затем распределяет звук по различным динамикам. Большинство приемников также имеют встроенное радио, а некоторые также могут обрабатывать видеосигналы. Альтернативой ресиверу является устройство «все в одном», в котором декодер и аудиовходы встроены в сабвуфер, который затем подключается к динамикам. Декодер Dolby Digital® также может быть встроен в звуковую карту компьютера.
Декодер Dolby Digital можно использовать как часть домашней развлекательной системы.
Стандартная форма Dolby Digital предусматривает передачу отдельных сигналов для левого, центрального, правого, левого и правого каналов объемного звучания, а также сабвуфера. Каналы окружающего звучания часто называют задними каналами, хотя многие аудиоэксперты предлагают размещать соответствующие динамики сбоку от слушателя, а не позади него. Dolby Digital® иногда называют AC-3 или, при использовании в телевизионных передачах, ATSC A/52.
Варианты Dolby Digital® включают Dolby Digital EX® и Dolby Digital Surround EX®. Оба они производят сигнал для дополнительного динамика, который находится позади слушателя. Разница в том, что первый искусственно создает звук для канала, «выводя» его из существующего сигнала, а второй предполагает, что дополнительный звуковой канал специально встроен в сигнал в исходной записи.
Существует несколько других форматов, которые могут поддерживаться декодером Dolby Digital®. Dolby Digital Live® создает объемный звук «на лету» из видеоигры. Dolby Digital Plus®, для воспроизведения которого требуется специальное оборудование, сохраняет больше информации для создания более качественного звука.
Большинство декодеров Dolby Digital® также могут обрабатывать Dolby Pro Logic®, более старый формат, который передает объемный звук в стандартном стереофоническом сигнале, но имеет только один объемный или тыловой канал. Более поздним вариантом является Dolby Pro Logic II®. Это имитирует полный Dolby Digital® от любого источника стереозвука, а не использует информацию, которая была специально закодирована для обеспечения источника объемного звучания. В отличие от некоторых подобных методов моделирования, Dolby Pro Logic II® просто разделяет исходный звук между различными динамиками, а не искусственно создает звук.
Вам также может понравиться
Рекомендуется
Понимание технологии декодера Dolby Digital (AC3)
Введение в AC3 AC3 — это технология сжатия аудиоданных, разработанная Dolby Laboratories. Он также известен как аудиокодек 3. Алгоритм AC3 может кодировать несколько форматов аудиоканалов в один битовый поток с низкой скоростью. Конфигурации, поддерживаемые Dolby AC3:
- Обычный моноканал.
- Обычный стереоканал (моно+моно или стерео) и
- Объемный звук состоит из стереоканалов и двух каналов объемного звучания (левого и правого) и сабвуфера, все из которых объединены в 5.1-канальной конфигурации.
Шестиканальная конфигурация включает левый канал, центральный канал, правый канал, левый объемный канал, правый объемный канал и сабвуфер. Спецификация битового потока AC3 допускает частоту дискретизации 48 кГц, 44,1 кГц и 32 кГц. Он поддерживает скорость передачи данных в диапазоне от 32 кбит/с до 640 кбит/с.
Декодер AC3 Декодер должен синхронизироваться с закодированным битовым потоком, проверять на наличие ошибок и деформатировать различные типы данных, такие как закодированная спектральная огибающая и квантованная мантисса. Модуль распределения битов предназначен для вычисления количества битов, необходимых для кодирования каждого значения мантиссы коэффициента преобразования на стороне кодера. В декодере выполнение модуля распределения битов приводит к распаковке и обратному квантованию значений мантиссы. В результате декодирования спектральной огибающей получаются значения экспоненты. После этого показатели степени и мантиссы преобразуются обратно во временную область для извлечения декодированных временных отсчетов ИКМ.
При синхронизации обнаружен шаблон, можно предположить, что декодер синхронизирован с одним из двух слов проверки циклическим избыточным кодом (crc1 или crc2). Используется 16-битное синхрослово, что снижает вероятность ложного обнаружения кадра. Первый CRC (crc1) покрывает 5/8 -го кадра, поэтому результаты CRC1 будут доступны только после получения 5/8 -й рамы. Следовательно, предпочтительнее проверять размер всего кадра с помощью crc2 после получения всего кадра. Если какой-либо из CRC (crc1 и/или crc2) окажется хорошим, предполагается, что декодер синхронизирован, и, следовательно, можно приступить к декодированию и воспроизведению аудиоданных.
BSI (информация о битовом потоке) — это процесс распаковки различных типов информации в битовом потоке, полученном декодером. BSI состоит из 5-битной идентификационной информации битового потока, 3 битов режима битового потока, указывающего тип услуги, которую передает кадр, 3-битного режима кодирования звука, указывающего конфигурацию массива каналов. Помимо этого, есть биты, представляющие уровни объемного микширования, режимы объемного звучания, режимы LFE (низкочастотные эффекты), режим нормализации диалогов, языковые коды, информацию о производстве звука и другие метаданные.
Экспоненты декодирования На уровне кодера AC3 экспоненты представлены в формате с плавающей запятой. В закодированном потоке данных коэффициенты с плавающей запятой передаются в формате экспонента-мантисса. В декодере показатели степени и мантиссы распаковываются и декодируются с использованием дополнительной информации.
Модуль распределения битов использует модель порога человеческого слуха для вычисления количества битов, необходимых для каждой мантиссы коэффициента преобразования. Модуль распределения битов принимает в качестве входных данных декодированные показатели степени и дополнительную информацию о распределении битов. Выходом модуля распределения битов должен быть набор указателей распределения битов (baps) (один bap для каждой закодированной мантиссы). Распределение битов указывает квантователь, используемый для мантиссы, и количество битов, используемых для каждой мантиссы в битовом потоке.
Мантиссы процесса Большинство битов потока данных AC3 представляют собой квантованные мантиссы. Указатели распределения битов представляют уровни квантователя и длины кодовых слов, используемые для извлечения мантиссы. Для указателя распределения битов в диапазоне от 6 до 15 тип квантования является асимметричным, тогда как для значений от 1 до 5 тип квантования является симметричным. Каждая мантисса квантуется до уровня точности, указанного соответствующим указателем распределения битов.
Поскольку человеческий слух не чувствителен к высокочастотным компонентам, это свойство человеческого уха используется для дальнейшего сжатия данных с помощью сжатия данных AC3. Когда связь включена, высокочастотные компоненты каждого канала в битовом потоке добавляются к каналу связи. В декодере выполняется восстановление высокочастотных составляющих (экспоненты и мантиссы) каждого связанного канала. В пределах каждой полосы связи коэффициенты канала связи (показатель степени и мантисса) умножаются на координаты связи отдельного канала.
Рематрицирование AC3 использует высококорреляционные компоненты каналов для сжатия данных, чтобы уменьшить выходной битрейт. Вместо кодирования каждого из исходных каналов кодируются суммы и разности коррелированных каналов. Следовательно, для стереоканала, если оба канала содержат одни и те же данные, левый канал должен содержать данные, а правый канал должен содержать нули, что фактически приводит к тому, что для кодирования правого канала требуется минимальное количество битов, что помогает уменьшить выходной битрейт.
Значение управления динамическим диапазоном может быть включено в битовый поток для каждого блока данных в звуковом битовом потоке. Декодер будет использовать это значение для изменения величины коэффициента (экспонента и мантисса). Трансформация) техника.
Окно, перекрытие/добавление Окно применяется к отдельным блокам временных отсчетов для сглаживания выходного временного сигнала. Два соседних блока перекрываются и складываются вместе для восстановления окончательного выходного аудиосигнала ИКМ непрерывного времени.
Смешивание с уменьшением числа каналов используется, когда количество каналов, необходимых на выходе декодера, меньше количества каналов, доступных в закодированном в битовом потоке. Например, если закодированный битовый поток содержит левый канал, правый канал, центральный канал, левый канал объемного звучания, правый канал объемного звучания и канал LFE, и если инструмент способен воспроизводить только стерео (декодированный выходной сигнал может воспроизводиться только на двух динамиках), требуется понижающее микширование. Левый канал, левый канал объемного звучания и некоторые компоненты центрального канала суммируются для восстановления левого канала стереофонического режима, а правый канал, правый канал объемного звучания и некоторые компоненты центрального канала суммируются для восстановления правого канала. канал Стерео режима.
Выходной сигнал ИКМ Выходной буфер канала декодера AC3 должен содержать выходные образцы ИКМ с определенной частотой дискретизации.