Кто такой Эа и какую роль он играл в шумерской мифологии. Каковы основные мифы, связанные с Эа. Как изображался Эа в древней Месопотамии. Какие эпитеты использовались для описания Эа. Почему Эа считался покровителем людей.
Происхождение и имена бога Эа
Эа, также известный как Энки в шумерской традиции, является одним из важнейших божеств шумеро-аккадского пантеона. Его имя имеет несколько вариантов произношения и написания:
- Эа — аккадский вариант имени
- Энки — шумерский вариант, означающий «Господин Земли»
- Хайя — еще один аккадский вариант
- Эйя — неправильное, но принятое в науке чтение имени
Откуда произошло имя Эа и что оно означает? Шумерский вариант «Энки» буквально переводится как «Господин Земли» или «Владыка Низа», что указывает на связь божества с земным и подземным мирами. Аккадский вариант «Эа» имеет менее ясную этимологию, но также ассоциируется с водной стихией и мудростью.
Роль и функции Эа в шумеро-аккадской мифологии
Эа занимал одно из центральных мест в религиозных представлениях древней Месопотамии. Какими сферами управлял этот бог?

- Бог мудрости и знаний
- Повелитель подземных пресных вод
- Создатель реки Тигр
- Покровитель ремесел и культурных изобретений
- Демиург — творец мира, богов и людей
- Защитник и благодетель человечества
Почему Эа считался покровителем людей? В отличие от многих других богов, Эа часто выступал на стороне людей, помогая им и защищая от гнева других божеств. Это ярко проявилось в мифе о Всемирном потопе, где Эа предупредил Зиусудру (шумерского Ноя) о грядущей катастрофе.
Культ Эа и его главное святилище
Где находился главный центр почитания Эа? Основным местом поклонения этому богу был древний город Эриду в южной Месопотамии. Здесь располагался его главный храм, называвшийся Э-Абзу, что переводится как «Дом Бездны». Название храма отражает связь Эа с водной стихией и подземным миром.
Какие археологические находки связаны с культом Эа? При раскопках жертвенника, посвященного этому богу, археологи обнаружили большое количество рыбьих костей. Это подтверждает тесную связь Эа с водной стихией и, возможно, указывает на особенности ритуалов, проводившихся в его честь.

Образ Эа в искусстве и мифологии
Как изображался Эа в древнемесопотамском искусстве? Иконография этого божества включала следующие элементы:
- Окружение источниками воды
- Рыбий хвост (подобно другим водным божествам, таким как Олокун и Дагон)
- Светильник как символ мудрости и знаний
Какие эпитеты использовались для описания Эа? Его часто называли:
- «Хитроумный»
- «Многомудрый»
- «Совершенный разумом»
- «Разум Обширный»
Эти эпитеты подчеркивают роль Эа как бога мудрости и знаний. Однако в мифах он также часто изображается как хитрый, капризный и даже пьяный бог, что добавляет его образу противоречивости и глубины.
Мифы о сотворении мира и человека
Какую роль играл Эа в космогонических мифах? Согласно эпосу «Энума элиш», Эа убил Апсу — первородный океан и супруга Тиамат. Это действие привело к войне богов, в результате которой сын Эа, Мардук, победил Тиамат и создал мир из ее тела.
Как Эа участвовал в создании людей? Шумерские мифы приписывают Эа создание людей из глины. Зачем он это сделал? Целью было освободить богов от тяжелой работы по прокладке русел рек и формированию гор. Интересно, что несовершенство людей объясняется тем, что Эа и его супруга Нинмах были пьяны во время акта творения.

Эа и миф о Всемирном потопе
Какую роль сыграл Эа в истории о Великом потопе? В шумерской версии мифа Эа предупредил Зиусудру (аналог библейского Ноя) о готовящемся потопе, который должен был уничтожить человечество. Он посоветовал Зиусудре построить большой корабль, чтобы спастись от наводнения.
Как Эа объяснил свои действия другим богам? Когда его обвинили в нарушении божественного решения, Эа хитро ответил, что не раскрывал планы богов напрямую, а лишь позволил человеку догадаться о них. Этот эпизод ярко иллюстрирует образ Эа как хитроумного бога, покровительствующего людям.
Взаимоотношения Эа с другими богами
Как складывались отношения Эа с другими божествами пантеона? Интересно отметить сложные взаимоотношения Эа с его братом Энлилем. Самюэль Крамер, известный шумеролог, отмечает свидетельства сильной ревности Эа к Энлилю. Почему возникла эта ревность?
Согласно космогоническим представлениям шумеров и аккадцев, мир делился на три части:
- Небесный мир — владения бога Ану
- Надземный мир — под управлением Энлиля
- Подземный мир — царство Эа
Учитывая, что имя Энки (Эа) означает «Господин Земли», можно предположить, что изначально он претендовал на власть над земным миром, но вынужден был уступить ее Энлилю. Это могло стать причиной напряженных отношений между братьями.

Эа в литературных произведениях Древней Месопотамии
Какие древние тексты наиболее полно раскрывают образ Эа? Одним из важнейших источников является сказание «Энки и Мировой порядок» (или «Энки и мироздание»). В этом произведении подробно описываются деяния Эа, его роль в установлении мирового порядка и распределении божественных функций.
Когда появились первые письменные упоминания об Эа? Самые ранние клинописные тексты, упоминающие Энки (Эа), датируются XXVII-XXVI веками до н.э. Это совпадает с периодом изобретения письменности в Месопотамии, что подчеркивает древность и фундаментальность культа этого божества.
Влияние образа Эа на другие культуры
Распространилось ли почитание Эа за пределы Месопотамии? Да, культ этого божества был воспринят некоторыми соседними народами. В частности, Эа почитался хеттами и хурритами, что свидетельствует о значительном культурном влиянии шумеро-аккадской цивилизации на регион.
Можно ли найти параллели между мифами об Эа и библейскими сюжетами? Действительно, некоторые мотивы, связанные с Эа, имеют явные параллели в Библии. Наиболее очевидным является сходство между шумерским мифом о потопе и библейской историей о Ное. Однако есть и существенные различия: в шумерской версии решение об уничтожении человечества и его спасении принимают разные божества, что создает более сложную и многогранную картину взаимоотношений богов и людей.

Гильгамеш | Anime Characters Fight вики
Устаревшая статья По тем или иным причинам, информация в данной статье устарела и больше не является актуальной. Предполагается, что это будет исправлено со временем. |
Имя: Гильгамеш, «Король Героев»
Происхождение: Fate Series
Уровень сил: 6
Пол: Мужской
Классификация: Героическая душа, слуга, арчер (класс слуги), Король Героев, полубог
Возраст: Неизвестен
Умения, силы и способности: Сверхчеловеческие физические характеристики, владение оружием, мерные атаки, наводящиеся атаки, манипуляции холодом (заморозка пространства), барьеры, манипуляции оружием, концептуальные атаки, анти-регенерация, анти-бессмертие, манипуляции энергией, отражение (атак, урона), сопротивляемость (магическая, физическая, ментальная), бессмертие (тип 1, 2, 4), регенерация (тип 2), манипуляции вероятностью (удача), неосязаемость (тип 3), полёт и космическое путешествие (с помощью
anime-characters-fight.fandom.com
Эа (бог) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Эа.Э́а (шум. Э́нки, Э́йа; аккад. Ха́йа) — в шумеро-аккадской мифологии один из трёх великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных вод (пресных) и подземного мира, культурных изобретений, создатель реки Тигр; благосклонен к людям[1].
Почитался как бог-покровитель города Эриду. Там был его главный храм, называвшийся «Абзу́». Так же назывался мифический мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю. По мифам, Абзу, смешавшись с Тиамат, создал богов «старшего поколения». Энки усыпляет и убивает его, а затем возводит над ним жилище «Абзу», где зачинает Мардука. По повелению Энки его супруга Нинмах (Ки) создаёт из глины Абзу первого человека (шумерский аналог библейского Адама)[2]
Генеалогия
Отец Мардука. Супруг Дамкины (Дамгальнуны).
Видео по теме
Образ

Имел эпитеты «хитроумный, многомудрый, совершенный разумом, Разум Обширный». Само имя Энки значит «Господин Земли», «Владыка Низа».
Самюэль Крамер, один из ведущих шумерологов мира, отмечает свидетельства жгучей ревности Энки к своему брату Энлилю. Исследователь назвал ряд древних текстов «Энки и его комплекс неполноценности». Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Энлиля (Бела) и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых. (Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трёх миров, изложены у Диодора Сицилийского.) Учитывая то, что имя Энки означает «Господин Земли», можно предположить, что Эа вынужден был уступить власть над надземным миром своему брату.
Шумерский миф о сотворении первых людей рассказывает, что Энки с помощью своей жены Нинмах сотворил людей из глины[3], чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор при сотворении мира[4]. Несовершенство людей объясняется тем, что Энки и Нинмах опъянели от выпитого на пиру пива[5]. Первого мужчину в шумеро-аккадском мифе звали Адапа.
Энки предупредил Зиусудру (шумерского аналога библейского Ноя) о насланном Энлилем Всемирном потопе и убедил построить Ковчег. Чтобы оправдать свои необычные действия, Зиусудра должен был сказать следующее: страшась гнева Энлиля, он больше не может оставаться в Месопотамии и строит корабль, чтобы перебраться во владения Эа. Поскольку в этот период население страдало от засухи и голода, горожане были убеждены, что как только Зиусудра уедет, Энлиль обрадуется и пошлёт им богатую жатву. Люди не только не возражали против строительства, но и помогали, что позволило закончить ковчег за семь дней. Когда Энки обвинили в разглашении тайны, он сказал, что ничего не выдавал, а только позволил человеку догадаться о планах богов.
Параллель с «Книгой Бытия» Библии[6] очевидна. В шумеро-аккадской версии решение уничтожить человечество и попытка его спасти представляют действия разных божеств, что выглядит более логичным. Трудно сказать, почему Энки пошёл на риск и выступил против воли богов — либо его так заботила судьба собственного творения, либо основой его поступка послужила вражда со старшим братом Энлилем.
«Энума элиш» описывает, как Эа убил Апсу, супруга Тиамат. Из-за этого случилась война богов с Тиамат (аналог мифа о титаномахии в греческой мифологии). Сын Эа Мардук разделил Тиамат на 3 части, породив мир, и стал верховным богом Вавилона.
В мифах Эа действует как главное божество-демиург (творец мира, богов и людей), носитель культуры, божество плодородия, создатель человечества. Обычно в сказаниях подчёркивается его доброта, но также и хитрость, капризность. Он часто изображается пьяным. Несмотря на то, что он является олицетворением мудрости, богине Инанне удаётся его обхитрить (миф об Инанне и похищении так называемых «мэ» — кодекса социальных, этических, культурных, правовых и ритуальных законов, созданных богами).
Именем Эа (Энки) названа цепочка кратеров на спутнике Юпитера Ганимеде.
Палеоэпиграфы
Первые клинописные упоминания об Энки восходят к XXVII—XXVI векам до н. э., к самому началу изобретения письменности.
Подробно описан в сказаниях «Энки и Мировой порядок» (или «Энки и мироздание»).
Связанные персонажи
Примечания
Ссылки
wiki2.red
Эа (бог) Вики
У этого термина существуют и другие значения, см. Эа.Э́а (шум. Э́нки, Э́йа; аккад. Ха́йа) — в шумеро-аккадской мифологии один из трёх великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных вод (пресных) и подземного мира, культурных изобретений, создатель реки Тигр; благосклонен к людям[1].
Почитался как бог-покровитель города Эриду. Там был его главный храм, называвшийся «Абзу́». Так же назывался мифический мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю. По мифам, Абзу, смешавшись с Тиамат, создал богов «старшего поколения». Энки усыпляет и убивает его, а затем возводит над ним жилище «Абзу», где зачинает Мардука. По повелению Энки его супруга Нинмах (Ки) создаёт из глины Абзу первого человека (шумерский аналог библейского Адама)[2]
Генеалогия[ | код]
Отец Мардука. Супруг Дамкины (Дамгальнуны).
Образ[ | код]

Изображался окружённым источниками вод, с рыбьим хвостом (подобно Олокуну и Дагону) и светильником. При раскопках возле его жертвенника найдено особенно много рыбьих костей.
Имел эпитеты «хитроумный, многомудрый, совершенный разумом, Разум Обширный». Само имя Энки значит «Господин Земли», «Владыка Низа».
Самюэль Крамер, один из ведущих шумерологов мира, отмечает свидетельства жгучей ревности Энки к своему брату Энлилю. Исследователь назвал ряд древних текстов «Энки и его комплекс неполноценности». Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Энлиля (Бела) и подземный, принадлежащий Эйя. Под землёй находится царство мертвых. (Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трёх миров, изложены у Диодора Сицилийского.) Учитывая то, что имя Энки означает «Господин Земли», можно предположить, что Эа вынужден был уступить власть над надземным миром своему брату.
Шумерский миф о сотворении первых людей рассказывает, что Энки с помощью своей жены Нинмах сотворил людей из глины[3], чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор при сотворении мира[4]. Несовершенство людей объясняется тем, что Энки и Нинмах опьянели от выпитого на пиру пива[5]. Первого мужчину в шумеро-аккадском мифе звали Адапа.
Энки предупредил Зиусудру (шумерского аналога библейского Ноя) о насланном Энлилем Всемирном потопе и убедил построить Ковчег. Чтобы оправдать свои необычные действия, Зиусудра должен был сказать следующее: страшась гнева Энлиля, он больше не может оставаться в Месопотамии и строит корабль, чтобы перебраться во владения Эа. Поскольку в этот период население страдало от засухи и голода, горожане были убеждены, что как только Зиусудра уедет, Энлиль обрадуется и пошлёт им богатую жатву. Люди не только не возражали против строительства, но и помогали, что позволило закончить ковчег за семь дней. Когда Энки обвинили в разглашении тайны, он сказал, что ничего не выдавал, а только позволил человеку догадаться о планах богов.
Параллель с «Книгой Бытия» Библии[6] очевидна. В шумеро-аккадской версии решение уничтожить человечество и попытка его спасти представляют действия разных божеств, что выглядит более логичным. Трудно сказать, почему Энки пошёл на риск и выступил против воли богов — либо его так заботила судьба собственного творения, либо основой его поступка послужила вражда со старшим братом Энлилем.
«Энума элиш» описывает, как Эа убил Апсу, супруга Тиамат. Из-за этого случилась война богов с Тиамат (аналог мифа о титаномахии в греческой мифологии). Сын Эа Мардук разделил Тиамат на 2 части, породив мир, и стал верховным богом Вавилона.
В мифах Эа действует как главное божество-демиург (творец мира, богов и людей), носитель культуры, божество плодородия, создатель человечества. Обычно в сказаниях подчёркивается его доброта, но также и хитрость, капризность. Он часто изображается пьяным. Несмотря на то, что он является олицетворением мудрости, богине Инанне удаётся его обхитрить (миф об Инанне и похищении так называемых «мэ» — кодекса социальных, этических, культурных, правовых и ритуальных законов, созданных богами).
Именем Эа (Энки) названа цепочка кратеров на спутнике Юпитера Ганимеде.
Палеоэпиграфы[ | код]
Первые клинописные упоминания об Энки восходят к XXVII—XXVI векам до н. э., к самому началу изобретения письменности.
Подробно описан в сказаниях «Энки и Мировой порядок» (или «Энки и мироздание»).
Связанные персонажи[ | код]
Примечания[ | код]
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Эа (бог) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Эа.
Эа (аккад. Хайя, или по принятому в науке, но неправильному чтению — Эйа; шум. Энки) — в шумеро-аккадской мифологии, один из трёх великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных (пресных) вод (создатель реки Тигр) и подземного мира, культурных изобретений; благосклонный к людям[1].
Почитался как бог-покровитель города Эриду, где его главный храм назывался Э-Абзу («Дом Бездна»). Почитался также хеттами и хурритами[источник не указан 1894 дня].
Отец Мардука. Супруг Дамкины (Дамгальнуны).

Изображался окружённым источниками вод, с рыбьим хвостом (подобно Олокуну и Дагону) и светильником. При раскопках возле его жертвенника найдено особенно много рыбьих костей.
Имел эпитеты «хитроумный, многомудрый, совершенный разумом, Разум Обширный». Само имя Энки значит «Господин Земли», «Владыка Низа».
Самюэль Крамер, один из ведущих шумерологов мира, отмечает свидетельства жгучей ревности Энки к своему брату Энлилю. Исследователь назвал одних из древних текстов «Энки и его комплекс неполноценности». Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Эллиля (Бела) и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых. (Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трёх миров, изложены у Диодора Сицилийского). Учитывая то, что имя Энки означает «Господин Земли», можно предположить, что Эа вынужден был уступить власть над надземным миром своему брату.
Энки сотворил людей из глины[2], чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор при сотворении мира[3]. Первого мужчину в шумеро-аккадском мифе звали Адапа.
Энки предупредил Зиусудру (шумерского аналога библейского Ноя) о насланном Энлилем Всемирном потопе и убедил построить Ковчег. Чтобы оправдать свои необычные действия, Зиусудра должен был сказать следующее: страшась гнева Энлиля, он больше не может оставаться в Месопотамии и строит корабль, чтобы перебраться во владения Эа. Поскольку в этот период население страдало от засухи и голода, горожане были убеждены, что как только Зиусудра уедет, Энлиль обрадуется и пошлёт им богатую жатву. Люди не только не возражали против строительства, но и помогали, что позволило закончить ковчег за семь дней. Когда Энки обвинили в разглашении тайны, он сказал, что ничего не выдавал, а только позволил человеку догадаться о планах богов.
Параллель с «Книгой Бытия» Библии[4] очевидна. В шумеро-аккадской версии решение уничтожить человечество и попытка его спасти представляют действия разных божеств, что выглядит более логичным. Трудно сказать, почему Энки пошёл на риск и выступил против воли богов — либо его так заботила судьба собственного творения, либо основой его поступка послужила вражда со старшим братом Энлилем.
«Энума элиш» описывает, как Эа убил Апсу, супруга Тиамат. Из-за этого случилась война богов с Тиамат (аналог мифа о титаномахии в греческой мифологии). Сын Эа Мардук разделил Тиамат на 3 части, породив мир, и стал верховным богом Вавилона.
В мифах Эа действует как главное божество-демиург (творец мира, богов и людей), носитель культуры, божество плодородия, создатель человечества. Обычно в сказаниях подчёркивается его доброта, но также и хитрость, капризность. Он часто изображается пьяным. Несмотря на то, что он является олицетворением мудрости, богине Инанне удаётся его обхитрить (миф об Инанне и похищении так называемых «мэ» — кодекса социальных, этических, культурных, правовых и ритуальных законов, созданных богами).
Именем Эа (Энки) названа цепочка кратеров на спутнике Юпитера Ганимеде.
Первые клинописные упоминания об Энки восходят к XXVII—XXVI вв. до н. э., к самому началу изобретения письменности.
Подробно описан в сказаниях «Энки и Мировой порядок» (или «Энки и мироздание»).
Связанные персонажи[править]
- ↑ Электронная библиотека Библиотекарь.Ру — книги и альбомы по истории, искусству, культуре, религии. Справочники, словари, энциклопедии, художественные галереи, музеи и коллекци …. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
- ↑ Возможно, из крови одного из мятежных богов, в текстах это описывается неясно.
- ↑ «Мифы народов мира». / Н. А. Кун, Ю. Б. Циркин, В. Я. Петру — Астрель, 2006.
- ↑ Вавилонская поэма «Энума Элиш» и рассказ Библии о творении мира Богом
www.wiki-wiki.ru
Эа (бог) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Эа.
Эа (аккад. Хайя, или по принятому в науке, но неправильному чтению — Эйа; шум. Энки) — в шумеро-аккадской мифологии, один из трёх великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных (пресных) вод (создатель реки Тигр) и подземного мира, культурных изобретений; благосклонный к людям[1].
Почитался как бог-покровитель города Эриду, где его главный храм назывался Э-Абзу («Дом Бездна»). Почитался также хеттами и хурритами[источник не указан 1463 дня].
Отец Мардука. Супруг Дамкины (Дамгальнуны).

Изображался окружённым источниками вод, с рыбьим хвостом (подобно Олокуну и Дагону) и светильником. При раскопках возле его жертвенника найдено особенно много рыбьих костей.
Имел эпитеты «хитроумный, многомудрый, совершенный разумом, Разум Обширный». Само имя Энки значит «Господин Земли», «Владыка Низа».
Самюэль Крамер, один из ведущих шумерологов мира, отмечает свидетельства жгучей ревности Энки к своему брату Энлилю. Исследователь назвал одних из древних текстов «Энки и его комплекс неполноценности». Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Эллиля (Бела) и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых. (Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трёх миров, изложены у Диодора Сицилийского). Учитывая то, что имя Энки означает «Господин Земли», можно предположить, что Эа вынужден был уступить власть над надземным миром своему брату.
Энки сотворил людей из глины[2], чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор при сотворении мира[3]. Первого мужчину в шумеро-аккадском мифе звали Адапа.
Энки предупредил Зиусудру (шумерского аналога библейского Ноя) о насланном Энлилем Всемирном потопе и убедил построить Ковчег. Чтобы оправдать свои необычные действия, Зиусудра должен был сказать следующее: страшась гнева Энлиля, он больше не может оставаться в Месопотамии и строит корабль, чтобы перебраться во владения Эа. Поскольку в этот период население страдало от засухи и голода, горожане были убеждены, что как только Зиусудра уедет, Энлиль обрадуется и пошлёт им богатую жатву. Люди не только не возражали против строительства, но и помогали, что позволило закончить ковчег за семь дней. Когда Энки обвинили в разглашении тайны, он сказал, что ничего не выдавал, а только позволил человеку догадаться о планах богов.
Параллель с «Книгой Бытия» Библии[4] очевидна. В шумеро-аккадской версии решение уничтожить человечество и попытка его спасти представляют действия разных божеств, что выглядит более логичным. Трудно сказать, почему Энки пошёл на риск и выступил против воли богов — либо его так заботила судьба собственного творения, либо основой его поступка послужила вражда со старшим братом Энлилем.
«Энума элиш» описывает, как Эа убил Апсу, супруга Тиамат. Из-за этого случилась война богов с Тиамат (аналог мифа о титаномахии в греческой мифологии). Сын Эа Мардук разделил Тиамат на 3 части, породив мир, и стал верховным богом Вавилона.
В мифах Эа действует как главное божество-демиург (творец мира, богов и людей), носитель культуры, божество плодородия, создатель человечества. Обычно в сказаниях подчёркивается его доброта, но также и хитрость, капризность. Он часто изображается пьяным. Несмотря на то, что он является олицетворением мудрости, богине Инанне удаётся его обхитрить (миф об Инанне и похищении так называемых «мэ» — кодекса социальных, этических, культурных, правовых и ритуальных законов, созданных богами).
Именем Эа (Энки) названа цепочка кратеров на спутнике Юпитера Ганимеде.
Первые клинописные упоминания об Энки восходят к XXVII—XXVI вв. до н. э., к самому началу изобретения письменности.
Подробно описан в сказаниях «Энки и Мировой порядок» (или «Энки и мироздание»).
Связанные персонажи[править]
- ↑ Электронная библиотека Библиотекарь.Ру — книги и альбомы по истории, искусству, культуре, религии. Справочники, словари, энциклопедии, художественные галереи, музеи и коллекци …. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
- ↑ Возможно, из крови одного из мятежных богов, в текстах это описывается неясно.
- ↑ «Мифы народов мира». / Н. А. Кун, Ю. Б. Циркин, В. Я. Петру — Астрель, 2006.
- ↑ Вавилонская поэма «Энума Элиш» и рассказ Библии о творении мира Богом
www.wiki-wiki.ru