Что такое электромагнитный пускатель. Для чего он нужен. Как устроен пускатель. Какие бывают виды пускателей. Как работает магнитный пускатель. Как правильно подключить пускатель.
Что такое электромагнитный пускатель и для чего он нужен
Электромагнитный пускатель (также известный как магнитный пускатель или контактор) — это коммутационный аппарат, предназначенный для дистанционного управления электродвигателями и другими мощными электрическими устройствами. Его основные функции:
- Включение и отключение питания электродвигателей
- Реверс (изменение направления вращения) электродвигателей
- Защита электродвигателей от перегрузок
- Дистанционное управление электрооборудованием
Электромагнитные пускатели широко применяются в промышленности для управления станками, конвейерами, насосами, вентиляторами и другим оборудованием с электроприводом. Они позволяют безопасно коммутировать большие токи нагрузки с помощью слаботочных цепей управления.

Устройство и принцип действия магнитного пускателя
Основные элементы конструкции электромагнитного пускателя:
- Электромагнитная катушка
- Подвижный сердечник (якорь)
- Неподвижный сердечник
- Силовые контакты
- Дугогасительная камера
- Возвратная пружина
Принцип действия пускателя основан на электромагнитном эффекте. При подаче напряжения на катушку возникает магнитное поле, которое притягивает подвижный якорь к неподвижному сердечнику. При этом силовые контакты замыкаются, подключая нагрузку к сети. После снятия напряжения с катушки якорь возвращается в исходное положение под действием возвратной пружины, размыкая силовые контакты.
Основные виды и классификация магнитных пускателей
Электромагнитные пускатели классифицируются по следующим признакам:
По назначению:
- Нереверсивные — для пуска и остановки двигателя
- Реверсивные — для пуска, остановки и реверса двигателя
По числу полюсов:
- Двухполюсные — для однофазных цепей
- Трехполюсные — для трехфазных цепей
- Четырехполюсные — для цепей с нулевым проводом
По наличию теплового реле:
- Без теплового реле
- С тепловым реле для защиты от перегрузок
По степени защиты:
- Открытого исполнения
- Защищенного исполнения
- Пылевлагозащищенного исполнения
Выбор конкретного типа пускателя зависит от условий эксплуатации и характеристик управляемого оборудования.

Схемы подключения магнитного пускателя
Существует несколько основных схем подключения электромагнитных пускателей:
Схема прямого пуска
Самая простая схема для нереверсивного пускателя. Включает:
- Кнопки «Пуск» и «Стоп»
- Катушку пускателя
- Силовые контакты
- Тепловое реле (опционально)
Реверсивная схема
Используется для изменения направления вращения двигателя. Содержит:
- Два пускателя (вперед и назад)
- Кнопки управления
- Механическую и электрическую блокировку пускателей
Схема с самоподхватом
Обеспечивает фиксацию включенного состояния пускателя после отпускания кнопки «Пуск». Дополнительно включает:
- Вспомогательный контакт пускателя
- Цепь самоподхвата параллельно кнопке «Пуск»
При монтаже важно правильно подобрать сечение проводов, установить необходимые защитные устройства и соблюсти требования ПУЭ.
Преимущества и недостатки магнитных пускателей
Электромагнитные пускатели имеют ряд достоинств и недостатков по сравнению с другими коммутационными аппаратами:
Преимущества:
- Возможность дистанционного управления
- Высокая коммутационная способность
- Быстродействие
- Возможность частых включений/отключений
- Компактные размеры
- Простота конструкции и обслуживания
Недостатки:
- Чувствительность к колебаниям напряжения
- Необходимость постоянного питания катушки
- Шум при срабатывании
- Ограниченный ресурс механических частей
Несмотря на некоторые недостатки, магнитные пускатели остаются одним из самых распространенных устройств управления электродвигателями благодаря своей надежности и функциональности.

Техническое обслуживание и возможные неисправности
Для обеспечения длительной и безотказной работы электромагнитных пускателей необходимо проводить их регулярное техническое обслуживание:
- Очистка от пыли и грязи
- Проверка затяжки винтовых соединений
- Осмотр состояния контактов
- Проверка работы подвижных частей
- Измерение сопротивления изоляции
Основные неисправности магнитных пускателей и их причины:
- Пускатель не включается:
- Обрыв в цепи управления
- Неисправность катушки
- Заклинивание подвижных частей
- Сильный нагрев или гудение:
- Повышенное напряжение питания
- Загрязнение магнитной системы
- Неплотное прилегание якоря
- Подгорание контактов:
- Превышение коммутируемого тока
- Несвоевременная замена изношенных контактов
Своевременное выявление и устранение неисправностей позволяет продлить срок службы пускателей и повысить надежность работы электрооборудования.
Современные тенденции в развитии пускорегулирующей аппаратуры
В последние годы наблюдается ряд тенденций в развитии электромагнитных пускателей и устройств плавного пуска:

- Миниатюризация конструкций
- Повышение энергоэффективности
- Интеграция электронных компонентов
- Расширение функциональных возможностей
- Улучшение коммуникационных возможностей
Одним из перспективных направлений является разработка гибридных пускателей, сочетающих электромеханические контакты и полупроводниковые элементы. Это позволяет объединить преимущества обоих типов устройств — высокую коммутационную способность и возможность плавного пуска.
Также активно развиваются интеллектуальные пускатели с микропроцессорным управлением, обеспечивающие комплексную защиту, диагностику и мониторинг состояния электродвигателей. Такие устройства могут интегрироваться в системы автоматизации предприятий, повышая эффективность управления производственными процессами.
Таким образом, несмотря на свою долгую историю, электромагнитные пускатели продолжают совершенствоваться, оставаясь важным элементом современных систем управления электроприводом.
Магнитный пускатель
Магнитный пускатель — электромеханическое устройство представляющее собой нормально разомкнутый блок контактов, который под воздействием электрической катушки, при подаче на нее напряжения, замыкается. Магнитный пускатель может быть укомплектован тепловым реле, которое размыкает контакты при нагреве проводов более установленной величины. Возможна установка дополнительного блока контактов (нормально замкнутый + нормально разомкнутый.
Магнитные пускатели выпускаются согласно ГОСТ Р 50030.4.1-2002 (МЭК 60947-4-1-2000) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 4-1. Контакторы и пускатели. Электромеханические контакторы и пускатели ГОСТ 2491—82 «Пускатели электромагнитные низковольтные. Общие технические условия»
Магнитные пускатели изготавливаются нескольких габаритов- 1,2,3 и т.д. Чем больше габарит магнитного пускателя,тем более мощные электрические устройства можно с помощью него коммутировать. Выпускаются магнитные пускатели серий ПМЛ, ПМЕ, ПА и ПМА.Магнитные пускатели крепятся в электрических щитках или на дин-рейку или с помощью болтов.
Если вам необходимо установить или заменить магнитный пускатель, то вы можете воспользоваться услугой вызов электрика
Назначение магнитного пускателя
Магнитный пускатель предназначены для подключения электродвигателей, управления направлением вращения электродвигателей, коммутации электрических устройств, защиты электрических цепей и устройств от повреждений при перегрузке.
Устройство магнитного пускателя
Магнитный пускатель состоит из корпуса, электромагнитной катушки, блока контактов, пружины а также опционно тепловым реле и дополнительном блоком контактов.
Катушка магнитного пускателя
Электромагнитная катушка предназначена для замыкания блока контактов магнитного пускателя. Катушки отличаются размерами и напряжением,на которое они рассчитаны. При подаче напряжения на контакты катушки сердечник, который закреплен на подвижной части блока контактов, и проходящий внутри катушки под действием электро движущей силы сдвигается, что замыкает контакты. После снятия напряжения с контактов катушки подвижный блок контактов под действием пружины возвращается в исходное положение и блок контактов размыкается.
Катушки работают при напряжениях 380, 220, 12, 36 и 42 V. При подключении обязательно надо проверить соответствие маркировки напряжения на катушке и фактического напряжения.
Дополнительный блок контактов магнитного пускателя
Дополнительный блок контактов нужен для расширения возможностей по коммутации электромагнитного пускателя. Дополнительный блог контактов выполняется в варианте нормально замкнутый контакт + нормально разомкнутый контакт или 2 нормально замкнутых контакта + 2 нормально разомкнутых.
Тепловое реле магнитного пускателя
Тепловое реле защищает электрические устройства от перегрузки путем контроля температуры электрических жил. В случае перегрузки жилы нагреваются, тепловое реле это контролирует и размыкает цепь.
Сблокированный магнитный пускатель. Реверсивный магнитный пускатель.

Одним из основных применений магнитных пускателей является управление направлением вращения ротора электродвигателя, для чего два магнитных пускателя блокируется между собой. Иногда применяется также механическая блокировка, которая предохраняет в случае аварии или неправильного подключения магнитного пускателя от одновременного включения магнитного пускателя, что приводит к короткому замыканию.
Схема подключения сблокированного (реверсивного) пускателя
100 фото современных моделей и схемы их подключения
Коммутационный аппарат, предназначенный для дистанционного управления электропитанием трехфазных электродвигателей, именуют магнитным пускателем. Посредством этого устройства выполняется пуск, отключение или реверс электромоторов, в паре с тепловым реле защищает их от перегрузок. Модели магнитных пускателей представлены на фото в нашей статье и в галерее.
Разновидности
В зависимости от схемы подключения различают нереверсивные и реверсивные МП. Первый — осуществляет подключение и отключение потребителей от сети, второй же может менять подключение фаз и в этом случае ротор изменяет направление вращения.
А по месту установки виды магнитных пускателей бывают:
- Открытого типа. Их размещают в щитках или других местах, защищенных от действия неблагоприятных факторов окружающей среды;
- Защищенного исполнения. Монтируют в непыльных помещениях;
- Влагонепроницаемые. Могут располагаться как с внутренней, так и с наружной стороны здания, если имеются навесы либо козырьки, защищающие от негативного воздействия солнца и воды.
Некоторые модели пускателей имеют на корпусе контрольную лампочку «включено».
Конструктивные особенности
Вверху пускателя находятся подвижные контакты, а также перемещающая часть магнита, которая воздействует на силовые контакты. Крышка керамическая, она же и камера для гашения дуги.
Катушка, как и возвратная пружина, располагаются в его нижней части.
В центре пускателя находятся Ш-образные пластины, изготовленные из специальной стали. Катушка магнитного пускателя состоит из пластикового каркаса, на который наматывается медная проволока.
Как работает
Принцип действия магнитного пускателя рассмотрим на примере по фото:
- сердечник;
- пускатель;
- контакты;
- якорь.
Как только на катушку приходит напряжение, электромагнит притягивается, подвижная часть опускается и контакты замыкаются. Теперь, если мы обесточим катушку, произойдет размыкание контактов и они вернутся в первоначальное состояние.
Реверсивные МП работают таки же образом, как и нереверсивные. Разница лишь в чередовании фаз. Во избежание короткого замыкания в этом случае предусмотрена блокировка от возможности включения нескольких устройств одновременно.
Монтаж и схемы подключения
Магнитные пускатели устанавливают на закрепленной поверхности в вертикальном положении. Тепловое реле крепится таким образом, чтобы не было разницы с температурой окружающего воздуха. Нарушение правил монтажа вызывает ложные срабатывания оборудования. Поэтому не допускается размещать устройство в местах, где наблюдается сильная вибрация.
Также не следует устанавливать МП по соседству с горячим оборудованием, это неизменно приведет к нагреву корпуса теплового реле и пускатель может работать с нарушениями.
Самая простая классическая схема подключения выглядит так, как показано на фото.
Она состоит из кнопок «стоп», «пуск» и самого МП. Фаза приходит на кнопку«стоп», через нормально замкнутый контакт поступает на кнопку«пуск» и с неё на вывод катушки пускателя. Самоподхват подключается параллельно кнопки «пуск».
Для облегчения монтажа, с одного контакта провод идет на кнопку «пуск», а другой — перемычкой пускается на один вывод катушки.
На второй вывод катушки подключается ноль, который от него он уходит к источнику питания.
Осталось подключить к силовым контактам пускателя нагрузку.
Техническое обслуживание
Для грамотного обслуживания таких устройств необходимо знать вероятные признаки их поломки. Чаще всего это сильный гул и большая температура корпуса, причиной которой является замыкание обмотки.
В этом случае потребуется заменить катушку. Увеличение температуры может произойти из-за поднятия напряжения выше номинального, неудовлетворительного качества контактов или их износ.
Неплотное прилегание якоря, возникающее из-за сильного загрязнения поверхности, низкое напряжение сети, заклинивание подвижных элементов может послужить причиной гула.
Чтобы этого не происходило, нужно периодически осматривать оборудование. Для этого составляют перечень и назначают сроки обслуживания для электромонтеров-ремонтников.
Фото магнитных пускателей
Также рекомендуем посетить:
- Детектор скрытой проводки
- Пайка проводов
- Кабель в землю
- Заземление в частном доме
- Открытая электропроводка
- Однофазный двигатель
- Крепление кабеля
- Распределительная коробка
- Маркировка проводов
- Распределительный щит
- Установка выключателя
- Фотореле для освещения
- Показания электросчетчика
- Дифференциальный автомат
- Провод СИП
- Электропроводка в деревянном доме
- Точечные светильники
- Подключение люминесцентных ламп
- Освещение участка
- Подключение светильника
- Соединение проводов
- Подключение диммера
- Скрытая электропроводка
- Электрозвонок
- Сечение провода
- Ремонт утюга своими руками
- ВВГ кабель
- Монтаж электропроводки
- Замена электропроводки
- Датчик движения для включения света
- Схема электропроводки в доме
- Стабилизаторы напряжения для дома
- Смеситель на кухню
- Свет в аквариуме
- Штробление стен
Что такое магнитный пускатель?
`;
Промышленность
Факт проверен
Пол Скотт
Магнитный пускатель представляет собой электрическое коммутационное устройство, обычно используемое в качестве пускового механизма для электродвигателей и другого сильноточного оборудования. Также известный как контактор, магнитный пускатель использует электромагнитное поле для замыкания набора контактов, которые затем передают мощность на двигатель. Это электромагнитное поле создается состоящим из двух частей многослойным стальным сердечником и проволочной катушкой, соединенной с цепью управления пускателя. Когда кнопка запуска нажата и катушка возбуждается, она создает магнитное поле, которое замыкает контактный механизм и запускает двигатель. Магнитные пускатели могут иметь от двух до четырех наборов основных точек контакта и часто имеют встроенные наборы вспомогательных контактов и устройства защиты от тепловой перегрузки.
Большинство электродвигателей и тяжелого оборудования используют магнитный пускатель для включения. Часто называемые контакторами или реле, магнитные пускатели обеспечивают дистанционный запуск оборудования и, в зависимости от конкретной конструкции, также обеспечивают защиту от перегрузки и вспомогательное переключение. Главные точки контакта в магнитном пускателе действуют как выключатели, замыкающие или размыкающие основную цепь питания двигателя. В случае небольших однофазных двигателей потребуются только две точки контакта — по одной для линии под напряжением и нейтрали. Для трехфазных двигателей, естественно, потребуются три контакта, по одному на каждую фазу.
Эти пускатели состоят из двух многослойных стальных сердечников и двух наборов контактных точек, которые служат переключателем для управления электропитанием двигателя. Один стальной сердечник и один набор контактов прикреплены к корпусу магнитного пускателя и не двигаются. Второй сердечник и контакты могут двигаться и соединены вместе под действием пружины, чтобы отделить их от статических блоков. Вокруг статического сердечника размещается проволочная катушка, которая при подаче питания создает электромагнитное поле, притягивающее подвижный сердечник к статическому. Подвижные контакты перемещаются вместе с подвижным сердечником и плотно прижимаются к точкам неподвижных контактов, замыкая цепь питания двигателя.
Цепь, которая подает ток на катушку, известна как цепь управления и проходит через кнопки остановки и запуска, что позволяет дистанционно управлять двигателем. Обычно в магнитных пускателях есть по крайней мере один или два набора вспомогательных контактных точек, отдельных от основных контактных наборов. Они используются в качестве блокировок, фиксаторов и для включения выносных ламп, которые показывают рабочее состояние двигателя. Пускатели могут также включать устройства тепловой перегрузки, которые отключают подачу питания на катушку и останавливают двигатель в случае его перегрузки.
Вам также может понравиться
Рекомендуется
КАК ПОКАЗАНО НА:
Различные типы электрических стартеров
Многие типы электрических стартеров
Магазинные стартеры
Стартер — это устройство, которое управляет использованием электроэнергии для оборудования, обычно двигателя. Как следует из названия, стартеры «запускают» двигатели. Они также могут остановить их, обратить вспять и защитить. Пускатели состоят из двух строительных блоков: контакторов и защиты от перегрузки.
- Контакторы контролируют подачу электрического тока на двигатель. Их функция состоит в многократном установлении и прерывании электрическая силовая цепь.
- Защита от перегрузки защищает двигатели от чрезмерного потребления тока, перегрева и буквального «выгорания».
Стартер включает или выключает электродвигатель или электрическое оборудование, управляемое двигателем, обеспечивая при этом защиту от перегрузки. Стартеры представляют собой еще одну эволюцию в приложениях управления двигателем. Двумя основными типами пускателей являются ручные пускатели и магнитные пускатели переменного тока, широко известные как пускатели двигателей.
Ручной пускатель
Ручной пускатель, подобный изображенному выше, имеет ключевое переключение
переключающие элементы, требующие ручного управления. Обратите внимание на зеленый переключатель
на ручном пускателе выше.
Ручной стартер управляется вручную. Управление ручным пускателем довольно простое и понятное: кнопка или тумблер (установленный непосредственно на пускателе) нажимаются для запуска или остановки подключенного электрооборудования. Механические связи от кнопок или тумблера заставляют контакты размыкаться и замыкаться, запуская и останавливая двигатель. Часто ручной пускатель является лучшим выбором для приложения, поскольку он предлагает:
- Компактный физический размер
- Корпуса на выбор
- Низкая начальная стоимость
- Защита двигателя от перегрузки
- Безопасная и экономичная эксплуатация
Защита от низкого напряжения (LVP), которая предотвращает автоматический перезапуск оборудования после сбоя питания, обычно невозможна при ручном пускателе. Это означает, что при отключении питания контакты питания остаются замкнутыми (тумблер или кнопка в положении ON). Когда питание восстанавливается, двигатель автоматически перезапускается. В зависимости от приложения это может создать опасную ситуацию. Из-за этой особенности ручные пускатели обычно используются при небольших нагрузках, где не требуется защита от низкого напряжения.
Магнитный пускатель двигателя
Другим основным типом пускателя является магнитный пускатель двигателя переменного тока. Эти пускатели широко используются, и часто термин «стартер двигателя» используется в отношении магнитного пускателя двигателя переменного тока. Пускатели двигателей предлагают некоторые дополнительные возможности, недоступные в ручном пускателе, в первую очередь дистанционное и автоматическое управление. Другими словами, магнитный пускатель двигателя переменного тока удаляет оператора из непосредственной зоны. Как и магнитные контакторы, работа пускателя электродвигателя зависит от магнитов и магнетизма. Эти дополнительные возможности частично обусловлены электромагнитным управлением пускателей двигателей и схемой управления.
Магнитная схема запуска двигателя
Пускатель двигателя имеет две цепи: цепь питания и цепь управления . Цепь питания проходит от линии к двигателю. Электричество проходит через контакты пускателя, реле перегрузки и выходит на двигатель. Силовые (основные) контакты проводят ток двигателя.
Цепь управления управляет контактором (вкл./выкл.). Контакты, которые прерывают или пропускают основной ток к двигателю, управляются путем размыкания или замыкания контактов в цепи управления. Цепь управления подает питание на катушку, создавая электромагнитное поле, которое замыкает силовые контакты, тем самым подключая двигатель к сети. Схема управления делает возможным дистанционное управление.
Схема управления может получать питание одним из двух способов. Если цепь управления получает питание от того же источника, что и двигатель, это называется Common Control .
Другой тип — Отдельное управление . Это самая распространенная форма контроля. В этом случае схема управления получает питание от отдельного источника, напряжение которого обычно ниже, чем у источника питания двигателя.
Кроме того, есть два способа подключения цепи управления. Один распространенный метод подключения цепи управления известен как двухпроводная схема. В нем используется пилотное устройство с постоянным контактом, такое как термостат, поплавковый выключатель или датчик присутствия. Эта схема обеспечивает автоматическую работу (старт-стоп) нагрузки.
Другим распространенным методом подключения цепи управления является трехпроводное управление. Он использует пилотные устройства с мгновенным контактом и контакт цепи удержания. Контакт удерживающей цепи обычно является вспомогательным контактом на пускателе или контакторе. Если питание прерывается, цепь должна быть перезапущена оператором или другой логикой.
Магнитные пускатели двигателей, подобные изображенному выше,
способны работать без ручного
вмешательство. Таким образом, оператор по-прежнему способен
запуск двигателя, однако, из удаленного места.
Характеристики пускателя двигателя
Все пускатели двигателей имеют следующие общие функции управления мощностью:
- Номинальный ток (ампер) или мощность (л.с.)
- Дистанционное управление ВКЛ/ВЫКЛ
- Защита двигателя от перегрузки
- Пуск и остановка (электрический ресурс)
- Включение и отключение (быстрый ток включения и отключения)
Разновидности пускателей двигателей
Четыре конкретных разновидности пускателей электродвигателей: кросс-линейный, реверсивный пускатель, многоскоростной пускатель и пускатель с пониженным напряжением.
- Межлинейный пускатель или Полновольтный нереверсивный (FVNR) — наиболее часто используемый пускатель общего назначения. Этот стартер подключает поступающую мощность непосредственно к двигателю.
Его можно использовать в любом приложении, где двигатель работает только в одном направлении, только с одной скоростью, а пуск двигателя непосредственно через линию не создает «провалов» в электроснабжении.
- Реверсивный пускатель или Полный реверс (FVR) реверсирует двигатель, меняя местами любые два провода к двигателю. Это достигается с помощью двух контакторов и одного реле перегрузки. Один контактор для прямого направления, а другой для обратного. Он имеет как механически, так и электрически сблокированные наборы контакторов.
- Многоскоростной пускатель предназначен для работы при постоянной частоте и напряжении. Есть два способа изменить скорость двигателя переменного тока: изменить частоту тока, подаваемого на двигатель, или использовать двигатель с обмотками, которые могут быть пересоединены для формирования различного числа полюсов. Многоскоростной стартер использует последний вариант для изменения скорости.