Как правильно рассчитать емкость конденсатора для запуска трехфазного электродвигателя от сети 220В. Какие факторы влияют на выбор емкости конденсатора. Какие формулы применяются для расчета. Как подобрать оптимальную емкость для конкретного двигателя.
Особенности запуска трехфазных двигателей от однофазной сети
Запуск трехфазного асинхронного электродвигателя от однофазной сети 220В имеет ряд особенностей:
- Необходимо создать вращающееся магнитное поле с помощью фазосдвигающего элемента — конденсатора
- Мощность двигателя снижается примерно на 30% по сравнению с трехфазным питанием
- Увеличивается пусковой ток и снижается пусковой момент
- Требуется правильный расчет емкости рабочего и пускового конденсаторов
При неправильном подборе емкости конденсаторов двигатель может не запуститься или будет работать с перегревом и повышенной вибрацией. Поэтому важно понимать принципы расчета и подбора конденсаторов.

Принцип работы трехфазного двигателя от однофазной сети
Для создания вращающегося магнитного поля при питании от однофазной сети используется схема с конденсатором. Она позволяет получить искусственную вторую фазу, сдвинутую по фазе на 90° относительно напряжения сети.
Принцип работы заключается в следующем:
- Одна из обмоток статора подключается напрямую к сети
- Вторая обмотка подключается через фазосдвигающий конденсатор
- Третья обмотка остается свободной или соединяется последовательно с первой
- Конденсатор создает сдвиг фаз между токами в обмотках
- Формируется эллиптическое вращающееся магнитное поле
Таким образом, конденсатор выполняет ключевую роль в запуске и работе трехфазного двигателя от однофазной сети. От правильного выбора его емкости зависят пусковые и рабочие характеристики электродвигателя.
Формулы для расчета емкости конденсатора
Для приближенного расчета емкости рабочего конденсатора можно использовать следующие формулы:
- С = 2800 * I / U — для схемы соединения обмоток звездой
- С = 4800 * I / U — для схемы соединения обмоток треугольником
Где:
C — емкость конденсатора, мкФ
I — номинальный ток двигателя, А
U — напряжение сети, В

Номинальный ток двигателя можно рассчитать по формуле:
I = P / (√3 * U * η * cosφ)
Где:
P — мощность двигателя, Вт
η — КПД двигателя
cosφ — коэффициент мощности
Для пускового конденсатора обычно берут емкость в 2-3 раза больше рабочей.
Пример расчета емкости конденсатора
Рассмотрим пример расчета для двигателя мощностью 2.2 кВт:
- Исходные данные:
- Мощность P = 2200 Вт
- Напряжение U = 220 В
- КПД η = 0.8
- cosφ = 0.8
- Рассчитаем номинальный ток:
I = 2200 / (√3 * 220 * 0.8 * 0.8) = 7.2 А - Для схемы звезда:
C = 2800 * 7.2 / 220 = 91.6 мкФ - Для схемы треугольник:
C = 4800 * 7.2 / 220 = 157 мкФ - Пусковой конденсатор:
Cп = 91.6 * 2.5 = 229 мкФ (для звезды)
Cп = 157 * 2.5 = 392.5 мкФ (для треугольника)
Таким образом, для данного двигателя подойдут конденсаторы емкостью 90-100 мкФ (рабочий) и 220-250 мкФ (пусковой) при соединении обмоток звездой.
Факторы, влияющие на выбор емкости конденсатора
При расчете и подборе конденсаторов необходимо учитывать следующие факторы:
- Мощность и номинальный ток двигателя
- Схема соединения обмоток (звезда или треугольник)
- КПД и коэффициент мощности двигателя
- Напряжение сети
- Характер и величина нагрузки на валу
- Условия пуска (легкий или тяжелый)
- Частота включений
- Температура окружающей среды
Точный подбор емкости возможен только экспериментальным путем с измерением рабочих параметров двигателя. Расчетные значения являются ориентировочными и могут требовать корректировки.

Рекомендации по выбору конденсаторов
При выборе конденсаторов для запуска трехфазного двигателя от сети 220В следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Рабочее напряжение конденсаторов должно быть не менее 400-450В
- Использовать специальные пусковые и рабочие конденсаторы
- Емкость рабочего конденсатора — 50-100 мкФ на 1 кВт мощности
- Емкость пускового — в 2-3 раза больше рабочего
- При тяжелом пуске увеличить емкость пускового конденсатора
- Для двигателей более 2 кВт применять схему с двумя конденсаторами
- Использовать реле для отключения пускового конденсатора
Правильно подобранные конденсаторы обеспечат надежный запуск и эффективную работу трехфазного двигателя от однофазной сети 220В.
Схемы подключения конденсаторов к трехфазному двигателю
Существует несколько основных схем подключения конденсаторов к трехфазному двигателю для работы от сети 220В:
- Схема с одним рабочим конденсатором
- Схема с рабочим и пусковым конденсаторами
- Схема с двумя рабочими конденсаторами
Выбор конкретной схемы зависит от мощности двигателя и условий его эксплуатации.

Схема с одним рабочим конденсатором
Применяется для двигателей малой мощности до 0.5-0.75 кВт:
- Одна обмотка подключается напрямую к сети
- Вторая обмотка — через рабочий конденсатор
- Третья обмотка остается свободной
Схема с рабочим и пусковым конденсаторами
Используется для двигателей мощностью 0.75-2 кВт:
- Рабочий конденсатор включен постоянно
- Пусковой подключается только на время запуска
- Для отключения пускового применяется реле
Схема с двумя рабочими конденсаторами
Применяется для мощных двигателей более 2 кВт:
- Два рабочих конденсатора включены постоянно
- Обеспечивает более симметричный режим работы
- Улучшает пусковые характеристики
Правильный выбор схемы подключения позволяет оптимизировать работу трехфазного двигателя от однофазной сети.
Сколько нужно емкости конденсаторов для запуска двигателя 2.2 кВт 380в в сеть 220в используются вот такие конденсаторы — Спрашивалка
Сколько нужно емкости конденсаторов для запуска двигателя 2.2 кВт 380в в сеть 220в используются вот такие конденсаторы — СпрашивалкаАБ
Алексей Бухаркин
- запуск
- двигатель
- сеть
- емкость
- конденсатор
- квт
An
Anton
400 вольт- мало. минимум 630. http://gardenweb.ru/vklyuchenie-v-odnofaznuyu-set-trekhfaznogo-elektrodvigatelya тут как раз двигло 2,2 кВт не забудь — все упирается в отбираемую от двигателя мощность на валу. групп конденсаторов должно быть 2- рабочая + пусковая (разгонная) — иначе двигло будет реветь.
СК
Стас Кор
Ориентировочно от 80 до 100 мкф на киловатт мощности в зависимости от нагрузки на валу электродвигателя. Рабочую ёмкость можно определить: соединение обмоток эл. двигателя»звездой» Ср=2800*I / U, при соединении» треугольник» Cр= 4800*I / U. Cр-мкф, I- A, U-вольт. I= P / (1,73*U*n*Cosф) . n-КПД и Cosф- на шильдике дв-ля. Обычно 0,8-0,9. Пусковая ёмкость в 2-3 раза больше рабочей.
ЮВ
Юрий Виноградов
8 мкф на 100 ватт, желательно не меньше 600вольт пробивное напряжение.
ЕЭ
Елена Энгельман
Любовь
Можно и из таких набрать батарею емкостью около 200Мкф=20 шт. (описание выше) , но нет гарантии, что они не постреляют по одному или хором. Ставить нужно на рабочее напряжение 600В.
ЕП
Елена Пастухова
я правильно понимаю что если рабочий у нас 150 мкф то пусковой должен быть 300 что в сумме даст 450 ?
ПЕ
Письменная Елена
http://www.skrutka.ru/sk/tekst.php?id=13
Похожие вопросы
помогите подключить двигатель в сеть 220в.
нужна помощь в подключении трехфазного двигателя от 220в. двигатель после перемотки, из двигателя торчит три пары провод
Что такое разделяющие конденсаторы и для чего они используются?
В клемной коробке трехфазного двигателя — 5 выводов. Как подсоединять такой двигатель к сети 220В?
подбор пускового конденсатора для запуска эл. двигателя от 220в. 3х фазного двигателя от 220в и рабочего.
сколько нужно конденсаторов и какой мощности на трехфазный двигатель 2.2 чтоб работал без рабочих конденсаторов?
Емкость конденсатора, На что влияет, зачем нужна?
Как подключить двигатель selni U2.50.45.01 от стиральной машины в сеть 220В
как запустить електродвигатель 4кв и какая емкость нужна для запуска под нагрузкой от сети 220в
Скажите пожалуйста, что это за конденсатор? Какая емкость? Он не рабочий, нужно заменить
C I E L a b . X Y Z • Емкость конденсаторов для трехфазного асинхронного двигателя в бытовой однофазной сети
Сражаясь неустанно,
доживём мы, Санчо,
до Золотого века!
Расчет емкости фазосдвигающего конденсатора
для трехфазного асинхронного двигателя в бытовой однофазной сети
Треугольник Звезда Соединение обмоток двигателя, Δ/Y
Мощность двигателя, Вт
Напряжение в сети, В
Коэффициент мощности, cosφ
КПД двигателя, %
Нагрузка: Низкая Средняя Высокая
Емкость рабочего конденсатора, мкФ
Емкость пускового конденсатора (Ср×2.
Рабочий и пусковой конденсаторы включаются в цепь параллельно, во время пуска работают одновременно, затем пусковой отключают. В момент пуска асинхронных двигателей (особенно, с нагрузкой на валу) в сети 220 В требуется повышенная емкость фазосдвигающего конденсатора (в 2-3 раза выше емкости рабочего).
Двигатель, имеющий маркировку 220/380 и Δ/Y включается в однофазную сеть 220В по схеме треугольник, по схеме звезда в сети 220В такой двигатель будет терять в мощности троекратно и сильно греться.
При соединении конденсаторов параллельно их емкость суммируется. При соединении конденсаторов последовательно, рабочее напряжение в цепи будет равняться сумме напряжений всех конденсаторов, а емкость вычисляется по формуле: 1/C = 1/C1 + 1/C2 + … + 1/Cn. Рабочее напряжение в цепи конденсаторов должно быть минимум в полтора раза выше напряжения сети (то есть не менее 330В в сети 220В). Таким образом, два конденсатора на 200 мкф с рабочим напряжением 200В дадут при последовательном соединении емкость 100 мкф и допустимое рабочее напряжение 400В.
Видеопримеры работы двигателя 2.2 кВт и 1.1 кВт с одной и той же нагрузкой и правильно подобранными рабочими и пусковыми конденсаторами, разница в скорости пуска 3 и 20 секунд. И сборка на 3.3 кВт весело крутится (пильный диск 350 мм в диаметре). Еще распиловка дров на 2.2 кВт: ракурс 1 и ракурс 2.
Схема включения в однофазную сеть трёхфазного асинхронного двигателя с обмотками статора, соединёнными по схеме «звезда» (а) или «треугольник» (б): B1 — Переключатель направления вращения (реверс), В2 — Выключатель пусковой ёмкости; Ср — рабочий конденсатор; Cп — пусковой конденсатор; АД — асинхронный электродвигатель.
На схеме представлено последовательное (сверху) и параллельное (снизу) соединение конденсаторов.
На рисунке представлена схема соединения обмоток двигателя «Звезда».
На рисунке представлена схема соединения обмоток двигателя «Треугольник».
© CIELab.XYZ
Скриптинг и поддержка – Михаил Сартаков
Всего посещений — 100855
Всего за день — 5
Уникальных сегодня — 5, вчера — 12, позавчера — 13
Определение размеров рабочих и пусковых конденсаторов
Ознакомьтесь с некоторыми практическими правилами в качестве руководства при определении размеров рабочих и пусковых конденсаторов.
ПРИМЕЧАНИЕ! См. все значения ниже в качестве указания. Для полной уверенности следуйте рекомендациям производителя двигателя.
Петер КьельстрандМатериал обмотки для менеджера по продукции
Тел: +46 499-271 63
Отправить письмо по электронной почте
Емкость рабочего конденсатора, однофазный двигатель (мкФ)
Размер двигателя | 0,075 кВт (0,1 HP) | |
SPEED / POLES: | ||
.![]() | 6,3 µF | |
1500 rpm — 50 Hz / 4 pole | 6,3 µF |
Motor size | 0,18 kW (0,25 hp) |
Speed/poles: | |
3000 rpm — 50 Hz / 2 pole | 10 µF |
1500 rpm — 50 Hz / 4 pole | 12,5 µF |
1000 rpm — 50 Hz / 6 pole | 10 µF |
Motor size | 0,37 кВт (0,5 л.с.) |
Скорость/Полюсы: | |
3000 об/мин. | 16 µF |
1000 rpm — 50 Hz / 6 pole | 20 µF |
Motor size | 0,55 kW (0, 75 л. ![]() |
Speed/poles: | |
3000 rpm — 50 Hz / 2 pole | 20 µF |
1500 rpm — 50 Hz / 4 pole | 20 µF |
1000 об/мин — 50 Гц/ 6 Полюс | 25 мкл |
Размер двигателя | | .0024 | Speed/poles: | |||
3000 rpm — 50 Hz / 2 pole | 25 µF | |||||
1500 rpm — 50 Hz / 4 pole | 25 µF | |||||
1000 rpm — 50 Hz / 6 pole | 25 µF |
Motor size | 0,92 kW (1,25 hp) |
Speed/poles: | |
3000 rpm — 50 Hz / 2 pole | 30 µF |
1500 rpm — 50 Hz / 4 pole | 28 µF |
1000 rpm — 50 Hz / 6 pole | 30 µF |
Motor size | 1,1 kW (1,5 hp) |
Speed/poles: | |
3000 rpm — 50 Гц / 2 полюса | 32 µF |
1500 rpm — 50 Hz / 4 pole | 32 µF |
1000 rpm — 50 Hz / 6 pole | 36 µF |
Motor size | 1,5 kW (2 hp) |
Speed/poles: | |
3000 rpm — 50 Hz / 2 pole | 40 µF |
1500 об/ мин — 50 Гц/ 4 Полюс | 40 мкл |
1000 об/ мин — 50 Гц/ * 6 Полюс | 50 мкф |

Motor size | 0,18 kW ( 0,25 hp) |
Full load | 12,5 µF |
Motor size | 0,37 kW (0,5 hp) |
Full load | 25 µF |
Motor size | 0,55 kW (0,75 hp) |
Full load | 38 µF |
Motor size | 0,75 kW (1 hp) |
Full load | 50 µF |
Motor size | 0,92 kW (1,25 hp) |
Full load | 60 µF |
Motor size | 1,1 kW (1,5 hp) |
Full load | 75 µF |
Motor size | 1,5 kW (2 hp) |
Full load | 100 µF |
Capacity start capacitor (µF )
Motor size | 0,075 kW (0,1 hp) |
Operating voltage capacitor 220 V | 20 µF |
Операционное напряжение Конденсатор 280 В | 10 мкл |
Размер мотоцикла | | .![]() capacitor 220 V | 50 µF | ||||
Operating voltage capacitor 280 V | 25 µF |
Motor size | 0,37 kW (0,5 hp) |
Operating voltage capacitor 220 V | 100 µF |
Operating voltage capacitor 280 V | 50 µF |
Размер двигателя | 0,55 кВт (0,75 л.с.) |
Рабочее напряжение Конденсатор 220 В | 150 мкФ |
Рабочее напряжение конденсатор 280 В | 80 мкФ |
Motor size | 0,75 kW (1 hp) |
Operating voltage capacitor 220 V | 200 µF |
Operating voltage capacitor 280 В | 100 мкФ |
Размер двигателя | 1,1 kW (1,5 hp) |
Operating voltage capacitor 220 V | 300 µF |
Operating voltage capacitor 280 V | 150 µF |
Motor size | 1,5 kW (2 hp) |
Operating voltage capacitor 280 V | 200 µF |
ПРОБЛЕМЫ РАЗМЕРА КОНДЕНСАТОРОВ
ПРОБЛЕМЫ РАЗМЕРА КОНДЕНСАТОРОВ- ЦЕЛЬ:
- Чтобы понять важность выбора правильного размера конденсатора.
- ЦЕЛИ:
- Учащийся сможет:
- 1) Понять, что такое конденсаторы и как они работают
- 2) Продемонстрировать влияние неправильного размера конденсатора на энергопотребление
- 3) Продемонстрировать умение тестировать конденсаторы
- УРОК / ИНФОРМАЦИЯ:
- Самый простой способ объяснить механику конденсатора — сравнить его с батареей. Оба хранят и выделяют электричество. Конденсаторы заряжаются электричеством, а затем высвобождают накопленную энергию со скоростью шестьдесят раз в секунду в системе переменного тока с частотой 60 циклов. Размер имеет решающее значение для эффективности двигателя, так же как размер батарей имеет решающее значение для радио. Радио, для которого требуется батарея на 9 В, не будет работать с батареей на 1,5 В. Таким образом, по мере разрядки батареи радио не будет воспроизводиться должным образом. Двигатель, для которого требуется конденсатор 7,5 мФд, не будет работать с конденсатором 4,0 мФд.
Точно так же двигатель не будет работать должным образом со слабым конденсатором. Это не означает, что чем больше, тем лучше, потому что слишком большой конденсатор может привести к увеличению потребления энергии. В обоих случаях, будь он слишком большим или слишком маленьким, срок службы двигателя будет сокращен из-за перегрева обмоток двигателя. Производители двигателей тратят много часов на испытания комбинаций двигателей и конденсаторов, чтобы получить наиболее эффективную комбинацию. При замене пусковых конденсаторов допускается максимальное отклонение +10% в микрофарадах, но точные рабочие конденсаторы должны быть заменены. Номинальное напряжение всегда должно быть таким же или выше, чем у исходного конденсатора, независимо от того, является ли он пусковым или рабочим конденсатором. Всегда консультируйтесь с производителями, чтобы проверить правильный размер конденсатора для конкретного применения.
Конденсаторы - содержат две металлические пластины, изолированные друг от друга (см.
рис. 1). В открытом состоянии внутренняя часть выглядит как два листа фольги с вощеной бумагой между ними, плотно свернутые, как рулон бумажного полотенца. Несколько лет назад в маслонаполненных двигателях в качестве охлаждающей жидкости использовались печатные платы. Сегодня большинство конденсаторов сухого типа.
- Рисунок 1
- В электродвигателе используются два основных типа:
- 1) Рабочие конденсаторы рассчитаны на диапазон от 3 до 70 мкФ. Рабочие конденсаторы также классифицируются по классу напряжения. Классы напряжения: 370 В и 440 В. Конденсаторы номиналом выше 70 микрофарад (мкФ) являются пусковыми конденсаторами. Рабочие конденсаторы предназначены для непрерывной работы и находятся под напряжением все время, пока работает двигатель. Однофазным электродвигателям требуется конденсатор для питания второй фазной обмотки. Вот почему размер так важен. Если установлен неправильный рабочий конденсатор, магнитное поле двигателя будет неравномерным.
Это заставит ротор колебаться в тех местах, которые неровны. Это колебание приведет к тому, что двигатель станет шумным, увеличит потребление энергии, приведет к падению производительности и вызовет перегрев двигателя.
- 2) Пусковые конденсаторы размещены в черном пластиковом корпусе и имеют диапазон mfd, в отличие от определенного номинала mfd на рабочих конденсаторах. Пусковые конденсаторы (номинальной емкостью 70 мкФ и выше) имеют три класса напряжения: 125 В, 250 В и 330 В. Примерами могут служить рабочий конденсатор 35 мФд при 370 В и 88-108 мФд при 250 В пусковой конденсатор. Пусковые конденсаторы увеличивают пусковой момент двигателя и позволяют быстро включать и выключать двигатель. Пусковые конденсаторы предназначены для мгновенного использования. Пусковые конденсаторы остаются под напряжением достаточно долго, чтобы быстро разогнать двигатель до 3/4 полной скорости, а затем отключаются от цепи.
- Потенциальные реле также важны. Реле напряжения используются для электронного подключения и отключения пусковых конденсаторов от цепи двигателя (см.
рис. 2). Каждое реле имеет определенное номинальное напряжение для включения пускового конденсатора последовательно с пусковой обмоткой и определенное напряжение для его вывода из цепи. Каждый рейтинг основан на электромагнитном поле, создаваемом вращением двигателя. Изготовитель двигателя изучает влияние установки и удаления конденсатора на увеличение пускового момента при как можно меньшем изгибе обмотки. Возможные реле имеют четыре номинала; (1) постоянное напряжение катушки, (2) минимальное напряжение срабатывания, (3) максимальное напряжение срабатывания и (4) падение напряжения. Реле напряжения трудно проверить, и его всегда следует заменять при замене пускового конденсатора. Точный размер, предназначенный для этого конкретного двигателя, должен быть переустановлен. Реле напряжения также необходимо заменить, если обнаружены разомкнутые контакты.
- Рисунок 2
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- Продемонстрируйте использование стандартного вентилятора мощностью 1/2 л.
с. от бытового обогревателя в следующих упражнениях. Во время каждого упражнения учащийся должен записывать уровень шума, скорость, температуру и силу тока двигателя.
- ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДАННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДУЕТ БЫТЬ КРАЙНЕ ОСТОРОЖНЫ. СМОТРИТЕ ЗАМЕТКИ УЧИТЕЛЯ!
- (1) Снимите конденсатор и попробуйте запустить двигатель. Обязательно изолируйте концы проводов. Это будет имитировать открытый конденсатор.
- (2) Запустите двигатель с правильным конденсатором. Заблокируйте переднюю часть воздуходувки, чтобы получить правильную скорость двигателя и потребляемый ток.
- (3) Закоротите два провода, которые обычно идут к конденсатору, и изолируйте соединение. Это будет имитировать закороченный конденсатор.
- (4) Замените стандартный конденсатор конденсатором с половиной номинала mfd.
- (5) Замените стандартный конденсатор на конденсатор с удвоенным номиналом.
- ПРИМЕЧАНИЕ:
- Перед началом упражнения обязательно создайте надлежащее статическое давление, чтобы получить номинальную силу тока пластины двигателя с правильным рабочим конденсатором.
Упражнение №1 Уровень шума Скорость Температура Сила тока Упражнение №2 Уровень шума Скорость Температура Сила тока Упражнение №3 Уровень шума Скорость Температура Сила тока Упражнение №4 Уровень шума Скорость Температура Сила тока Упражнение №5 Уровень шума Скорость Температура Сила тока