Что означают цвета индикатора заряда на аккумуляторе. Как работает встроенный ареометр в АКБ. Насколько точны показания индикатора. Что делать, если индикатор не работает.
Принцип работы индикатора заряда аккумулятора
Индикатор заряда аккумулятора, также называемый «глазком», представляет собой встроенный ареометр, показывающий примерное состояние заряда батареи. Его работа основана на изменении плотности электролита при разряде и заряде аккумулятора.
В простейшей конструкции используется один поплавок-шарик определенного веса. При нормальной плотности электролита (около 1.27 г/см³) шарик всплывает, и мы видим зеленый цвет. При разряде батареи плотность падает, шарик тонет, и цвет меняется на черный.
Существуют также двухпоплавковые конструкции с зеленым и красным шариками. Они позволяют более точно определить степень заряда и уровень электролита.
Значение цветов индикатора на аккумуляторе
Основные цвета индикатора и их значение:

- Зеленый — аккумулятор заряжен минимум на 80%, состояние в норме
- Красный — низкий уровень электролита, требуется доливка (только в двухпоплавковых системах)
- Белый — низкий заряд или уровень электролита (зависит от типа ареометра)
- Черный — низкий заряд батареи, около 70% у отечественных и 40-50% у импортных АКБ
Особенности использования индикатора заряда
При использовании индикатора заряда важно учитывать следующие моменты:
- Он показывает состояние только одной банки аккумулятора из шести
- Точность определения степени заряда довольно низкая
- Возможны сбои в работе из-за простой конструкции (залипание шарика)
- Нельзя полностью полагаться на его показания
Индикатор дает лишь приблизительное представление о состоянии батареи. Для точной диагностики рекомендуется использовать специальные приборы.
Что делать, если индикатор не работает?
Если индикатор перестал реагировать на заряд/разряд батареи, возможны две основные причины:
- Слишком низкий уровень электролита в банке с ареометром
- Шарик-поплавок застрял или «залип» в трубке
В первом случае требуется долить дистиллированную воду. Во втором — можно попробовать аккуратно встряхнуть аккумулятор, чтобы привести поплавок в движение. Если это не помогло, лучше обратиться в сервис для диагностики.

Как определить тип установленного ареометра?
Чтобы понять, какой тип ареометра установлен в вашем аккумуляторе, достаточно посмотреть на надписи рядом с индикатором. Обычно там указаны значения цветов. Например:
- Зеленый — OK
- Белый — Check (проверить)
- Черный — Low (низкий заряд)
Если есть красный цвет — это двухпоплавковая система. Если его нет — однопоплавковая.
Точность показаний встроенного индикатора
Точность встроенного ареометра довольно низкая по нескольким причинам:
- Показывает состояние только одной банки из шести
- Имеет всего 1-2 поплавка для определения плотности
- Не учитывает температурные изменения плотности электролита
- Подвержен механическим сбоям из-за простой конструкции
Поэтому не стоит полностью полагаться на его показания. Он дает лишь приблизительное представление о состоянии батареи.
Альтернативные способы проверки заряда АКБ
Для более точной проверки состояния аккумулятора рекомендуется использовать следующие методы:
- Измерение напряжения на клеммах батареи мультиметром
- Проверка плотности электролита ареометром
- Тестирование под нагрузкой с помощью нагрузочной вилки
- Диагностика на специальном оборудовании в автосервисе
Эти методы позволят получить более достоверную информацию о степени заряда и общем состоянии аккумуляторной батареи.

Правила эксплуатации аккумулятора с индикатором заряда
При использовании аккумулятора со встроенным индикатором следует соблюдать несколько правил:
- Регулярно проверяйте показания индикатора, но не полагайтесь на них полностью
- При постоянном черном или белом цвете проведите дополнительную диагностику
- Поддерживайте нормальный уровень электролита для корректной работы ареометра
- Не допускайте глубокого разряда батареи, даже если индикатор еще зеленый
- Периодически проверяйте заряд альтернативными методами
Соблюдение этих правил поможет продлить срок службы аккумулятора и избежать неожиданных отказов.
Возможные проблемы с индикатором заряда
При эксплуатации аккумулятора с индикатором заряда могут возникнуть следующие проблемы:
- Залипание поплавка в трубке ареометра
- Помутнение или растрескивание линзы индикатора
- Загрязнение электролита, влияющее на плавучесть шарика
- Неправильная установка ареометра при сборке батареи
В большинстве случаев эти проблемы решаются заменой индикатора или всего аккумулятора.

Индикатор заряда на современных аккумуляторах
На современных необслуживаемых и малообслуживаемых аккумуляторах часто устанавливаются более сложные индикаторы заряда. Они могут включать:
- Цифровой дисплей с точным процентом заряда
- Светодиодную шкалу с несколькими уровнями
- Встроенный вольтметр с кнопкой проверки
Такие индикаторы обеспечивают более точные показания, но все равно требуют периодической проверки альтернативными методами.
Заключение о пользе индикатора заряда аккумулятора
Встроенный индикатор заряда аккумулятора — полезное, но не идеальное устройство. Он позволяет быстро оценить состояние батареи, но имеет ряд недостатков:
- Низкая точность показаний
- Отображение состояния только одной банки
- Подверженность механическим сбоям
Поэтому рекомендуется использовать индикатор как дополнительное средство контроля, регулярно проводя полноценную диагностику аккумулятора. Это поможет вовремя выявить проблемы и продлить срок службы батареи.
Обозначения цветов и Как работает
Практически каждому владельцу автомобиля знакома ситуация, когда ни с того ни с сего машина не заводится, а в последствии выясняется, что причина в разряженном аккумуляторе. Чтобы избежать такого, нужно следить за уровнем заряда, а для проверки достаточно только заглянуть под капот.
Содрежание
- Для чего нужен глазок у автомобильного аккумулятора
- Как работает индикатор и насколько он точен
- Устройство прибора
- Погрешности в работе индикатора
- Обозначения цветов
- Почему после зарядки может не загореться зеленый цвет
Для чего нужен глазок у автомобильного аккумулятора
Многие автомобильные аккумуляторы оснащены специальным прибором, который измеряет и показывает степень заряженности батареи. Встроенный индикатор заряда находится на лицевой (верхней) стороне устройства и похож на глазок – посмотрев на него, автовладелец быстро понимает, что всё в порядке либо необходима подзарядка.
Интересно! Многие думают, что это лампочка, которая загорается разными цветами. Однако никакой лампочкой устройство не оснащено. Всё, что видит человек, заглядывая в глазок – это цветной шарик или пустота.
Как работает индикатор и насколько он точен
Под маленьким глазком скрывается встроенный аэрометр (прибор, измеряющий плотность жидкости). Внутри аккумулятора электролит и, измеряя его плотность, прибор сообщает, есть ли необходимость в зарядке.
Устройство прибора
Аэрометр представляет собой небольшую трубку, в конце которой находится поплавок в виде цветного шарика. Если аккумулятор заряжен хорошо, плотность электролита высокая, и шарик поднимается наверх. Именно его и видит автовладелец через лупу глазка.
При недостаточном заряде плотность электролита падает, и зеленый шарик тонет. Вместо него видна только трубка устройства черного цвета и глазок кажется черным. В некоторых аккумуляторах помимо зеленого есть еще и красный шарик. Именно он всплывает наверх при понижении плотности, сменяя зелёный.
Помимо недостаточного заряда в аккумуляторе может быть недостаток электролита. В таком случае в глазке видна поверхность жидкости, и индикатор приобретает белый цвет.
Погрешности в работе индикатора
Не стоит безоговорочно верить показателю индикатора и полностью на него полагаться. Судя по многочисленным отзывам автолюбителей, в его работе есть погрешности, и он не всегда показывает реальное состояние аккумулятора. Причина может быть в следующем:
- плотность электролита меняется в зависимости от температуры – холод повышает его плотность, и индикатор будет показывать норму при том, что аккумулятор на самом деле почти разряжен;
- стеклянные и пластиковые части прибора могут повредиться из-за высокой температуры и повлиять на его точность;
- аккумулятор состоит из 6 банок, а прибор установлен только в одной и отображает данные только по ней, ситуация же в остальных банках может существенно отличаться и влиять на общую работу всего АКБ.
Автолюбители отмечают еще один недостаток такого индикатора – чтобы проверить заряд нужно открыть капот и заглянуть под него. Конечно же, гораздо удобнее, когда данные отображаются прямо в салоне автомобиля.
Обозначения цветов
Глазок у аккумулятора предполагает три цвета – зелёный, белый и черный, в зависимости от заряда батареи и состояния электролита. В некоторых устройствах используется еще один цвет – красный. У каждого цвета есть своё значение, благодаря которому автолюбитель понимает, заряжен или разряжен аккумулятор.
- Зеленый индикатор на аккумуляторе. Если глазок зелёный – можете быть спокойны. Это означает, что батарея заряжена, и подзарядка не требуется. Можно пользоваться автомобилем в обычном режиме.
- Красный индикатор на аккумуляторе. Красный глазок — то тревожный сигнал, сообщающий автомобилисту, что АКБ разряжен и требует срочной подзарядки. В этом случае нужно незамедлительно достать его из авто и полностью зарядить.
Внимание! Не оставляйте АКБ полностью разряженным надолго, это может вывести его из строя.
- Черный индикатор на аккумуляторе. Черный глазок имеет то же значение, что и красный. Плотность электролита понизилась, зелёный шарик утонул, и вы видите в глазке черноту трубки. Требуется зарядка.
- Белый индикатор на аккумуляторе. Если глазок белый, значит в аккумуляторе недостаточно электролита. Это можно поправить самостоятельно, разобрав устройство и долив в него дистиллированную воду.
Почему после зарядки может не загореться зеленый цвет
Некоторые сталкиваются с тем, что даже после длительной зарядки цвет глазка не становится зелёным. У этого есть несколько причин:
- зелёный шарик просто застрял в узком проходе и не встал на нужное место – слегка потрясти АКБ, чтобы сдвинуть его;
- грязь от пластин, которые со временем осыпаются, мешает индикатору показывать правильное значение;
- аккумулятор вышел из строя.
Глазок на аккумуляторе – удобный способ проверить степень его заряженности, однако многие автолюбители утверждают, что это бесполезный наворот и полностью полагаться на его значения не стоит. Для точной проверки заряда лучше измерьте напряжение с помощью нагрузочной вилки
.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.
что значит красный, белый, черный или зеленый глазок, почему он может не гореть?
Автор Акум Эксперт На чтение 6 мин Просмотров 55.5к. Опубликовано Обновлено
Очень часто на необслуживаемых, а порой и на обслуживаемых автомобильных аккумуляторах можно встретить так называемый глазок – индикатор, который светится разными цветами. Для чего он нужен и что обозначает тот или иной цвет? Сегодня мы выясним этот вопрос.
Содержание
- Как работает индикатор заряда?
- Обозначения цветов
- Зеленый
- Красный
- Белый
- Черный
- Почему на аккумуляторе не горит индикатор заряда?
- Как узнать, какой ареометр установлен?
- Насколько точен индикатор?
Как работает индикатор заряда?
Индикатор на аккумуляторе, о котором шла речь выше, является простейшим ареометром. Он предназначен для отображения состояния АКБ и примерной оценки ее готовности к работе. Чтобы лучше понять, как им пользоваться, кратко рассмотрим принцип работы этого индикатора.
Глазок состояния аккумулятора
Такие индикаторы имеют разную конструкцию, но все имеют один принцип работы, основанный на всплытии поплавков при определенной плотности электролита. Рассмотрим однопоплавковую конструкцию.
Конструкция однопоплавкового ареометраИз рисунка мы видим, что зеленый шарик, имеющий заданный вес относительно своего размера, всплывает при определенной плотности среды и тонет, если плотность этой среды уменьшается. Предположим, плотность электролита (а это и есть среда), равняется нормальной, для заряженной АКБ – примерно 1.27. Шарик всплыл, а световод отобразил его присутствие на поверхности. Мы увидели зеленый «глазок» – батарея в порядке.
В процессе разряда аккумулятора плотность электролита в нем падает. В определенный момент (для шарика, конечно) она становится критической, и шарик тонет. Конусная линза-световод не видит его, а смотрит на корпус ареометра, который выполнен из черного пластика. Что это означает? В результате мы наблюдаем черный “глазок” – плотность электролита низкая, а значит, батарея разряжена до определенной степени. До какой – зависит от того, при какой плотности тонет шарик.
То есть у нас есть два варианта: батарея в норме или разряжена. Но есть третий вариант: уровень электролита очень низкий. В этом случае независимо от плотности шарик никак не может добраться до своего места у световода, но свет отражается уже не от черного корпуса ареометра, а от пониженного уровня электролита. Мы видим совсем другой цвет. Обычно это белый, но при загрязнении электролита он может меняться от желтого до светло-серого. В любом случае спутать его с любым другим тестовым невозможно.
Есть и еще один вариант ареометра – двухпоплавковый. Здесь в работе участвуют два шарика: зеленый и красный. Основное отличие от однопоплавковой системы – присутствие кольцевой призмы, передающей изображение на световод. Поднимаясь, шарик того или иного цвета оказывается в поле зрения призмы. Если он поднимется еще выше, то из ее поля зрения он уйдет.
Конструкция двухпоплавкового ареометраВ зависимости от плотности электролита в поле зрения световода оказывается тот или иной шарик, при критическом снижении уровня ни один шарик не виден: один располагается слишком низко, другой – чересчур высоко.
Обозначения цветов
А теперь разберемся, какие есть обозначения цвета индикатора на аккумуляторе. Как мы выяснили, цветов в зависимости от конструкции ареометра может быть несколько.
Зеленый
Зеленый цвет индикатора присутствует во всех типах ареометров. Если «глазок» имеет такой цвет, то с батареей все в порядке, она заряжена минимум на 80%. О состоянии АКБ можно не беспокоиться.
Красный
Красный индикатор на аккумуляторе означает, что уровень электролита слишком низкий. Требуется доливка воды и связанное с этим техническое обслуживание: зарядка, проверка плотности и т. п. Такой цвет может появиться только в двухпоплавковых конструкциях. Правда, тут возникает один существенный вопрос – как произвести все эти манипуляции в необслуживаемых батареях. Похоже, производители таких батарей с индикаторами просто издеваются.
Белый
Белый цвет индикатора означает необходимость либо долить воды, либо просто зарядить аккумулятор. Все будет зависеть от типа встроенного ареометра. В однопоплавковой системе это низкий уровень, в двухпоплавковой – низкий заряд.
Черный
В однопоплавковой конструкции черный “глазок” (“лампочка” не горит) означает низкий заряд батареи. Насколько он низкий, сказать сложно. В аккумуляторах российских производителей это порядка 70%. У зарубежных он может оказаться на уровне 40-50%. В двухпоплавковых ареометрах черного цвета нет. За низкий заряд отвечает белый цвет.
Почему на аккумуляторе не горит индикатор заряда?
Вопрос покажется странным – ведь ничто нигде не горит, но, задавая его, люди имеют в виду отсутствие реагирование агрегата на заряд-разряд. Мы уже знаем конструкцию встроенных ареометров и можем ответить на этот вопрос. Тут есть два варианта:
- Уровень электролита в ячейке (банке) слишком низок: заряжай не заряжай – ничего в показаниях прибора не изменится.
- Шарик-поплавок просто «залип». Конструкция и исполнение ареометра не предусматривает какие-либо трения, воздушные пробки и прочее. Все сделано предельно просто обычной штамповкой и отливкой.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Полезно! Если индикатор не реагирует на наши действия с зарядкой/разрядкой, просто пробуем в буквальном смысле встряхнуть аккумуляторную батарею. Поплавки оживут и покажут реальное состояние АКБ.
Как узнать, какой ареометр установлен?
Для того чтобы узнать, какой ареометр установлен в батарее и на какой цвет ориентироваться, конечно, не нужно демонтировать прибор из АКБ. Для этого достаточно просто посмотреть на сопроводительные надписи, нанесенные рядом с индикатором, и сориентироваться в цветах.
Судя по сопроводительным надписям и цветовой индикации, этот ареометр имеет однопоплавковую конструкцию
Насколько точен индикатор?
Начнем с того, что индикатор отображает состояние только одной ячейки (банки). Что творится в остальных пяти, неизвестно. Кроме того, обычно индикатор устанавливают в средние ячейки, а они меньше подвержены износу, чем крайние.
Далее, поскольку ареометр имеет один-два поплавка, то ни о какой точности вообще речи быть не может. У отечественных производителей за низкий заряд принято 70% емкости, у зарубежных – нередко 50%. То есть более-менее точно узнать степень заряда в этих диапазонах просто невозможно.
Ну и, конечно, подобные ареометры имеют простую конструкцию. В них могут создаваться газовые пробки, шарик может «залипать», что приводит не только к большой погрешности, но и к полному отказу индикатора. Таким образом, доверять встроенному в аккумулятор ареометру не стоит. Взглянуть перед поездкой под капот машины можно, но нужно быть готовым, что состояние АКБ совсем не то, какое показывает «глазок».
На этом разговор о встроенных в автомобильные аккумуляторы ареометрах можно закончить. Теперь мы знаем, как он устроен, что показывает и насколько его показаниям можно доверять.
Сейчас читают:
Какой индикатор заряда батареи для iPhone вам больше нравится?
Одной из новых функций, представленных в iOS 16, был новый индикатор заряда батареи с процентным значением прямо в строке состояния, который был первым для iPhone X и более поздних версий. Однако после многочисленных жалоб Apple, похоже, прислушалась к мнению пользователей и в очередной раз изменила принцип работы этого нового индикатора. Теперь мы хотим знать, какое решение является вашим предпочтительным.
Индикатор батареи на iPhone
Раньше значок батареи не соответствовал проценту заряда батареи по мере ее разрядки. Это означает, что независимо от процента заряда батареи значок всегда будет выглядеть одинаково, за исключением случаев, когда заряд батареи ниже 20%. Некоторые пользователи утверждали, что это заставило их с первого взгляда подумать, что батарея полностью заряжена, хотя это не так.
Apple пересмотрела этот аспект и представила переработанную версию индикатора заряда батареи в iOS 16.1 beta 2. Новый индикатор имеет динамический значок, который меняется в зависимости от уровня заряда батареи. Но это было не единственное изменение, которое Apple внесла в индикатор заряда батареи во время бета-тестирования.
В этом новом дизайне используется более жирный шрифт, чем раньше. Когда ваш iPhone заряжается, значок молнии больше не появляется, когда вы достигаете 100% заряда.
Ранее, даже если вы решали не использовать новый индикатор заряда батареи с процентным значением, он автоматически включался, если был включен режим энергосбережения. Это поведение изменилось перед официальным выпуском iOS 16 для широкой публики. В бета-версии iOS 16.1 Apple также включила процент заряда батареи для таких моделей, как iPhone XR и iPhone 12 mini, в которых ранее такой опции не было.
Некоторые пользователи утверждают, что новый динамический значок еще больше усложняет чтение процентного значения, в то время как другие, похоже, предпочитают новый дизайн, представленный в iOS 16.1 beta 2.
Какой из них вы предпочитаете?
Теперь мы хотели бы узнать ваше мнение по этому поводу. Вам нравится оригинальная реализация индикатора батареи с фиксированным значком или новая с динамическим значком, который меняется в зависимости от процента? Дайте нам знать в опросе, а также в разделе комментариев ниже.
FTC: Мы используем автоматические партнерские ссылки, приносящие доход. Подробнее.
Вы читаете 9to5Mac — экспертов, которые день за днем сообщают новости об Apple и окружающей ее экосистеме. Обязательно заходите на нашу домашнюю страницу, чтобы быть в курсе всех последних новостей, и следите за новостями 9to5Mac в Twitter, Facebook и LinkedIn, чтобы оставаться в курсе событий. Не знаете, с чего начать? Ознакомьтесь с нашими эксклюзивными историями, обзорами, практическими рекомендациями и подпишитесь на наш канал YouTube
Посетите 9to5Mac на YouTube, чтобы узнать больше новостей Apple:
Автор
Филипе Эспозито @filipeesposito
Филипе Эспосито — бразильский технический журналист, который начал освещать новости Apple на iHelp BR с эксклюзивными новостями, в том числе о новых моделях Apple Watch Series 5 из титана и керамики. Он присоединился к 9to5Mac, чтобы делиться еще большим количеством технических новостей по всему миру.
3 совета по обращению со световым индикатором аккумулятора
Электроэнергия играет важную роль в функционировании современных автомобилей. Аккумулятор и генератор переменного тока являются двумя основными компонентами, которые работают вместе для выработки электроэнергии. Аккумулятор накапливает электрическую энергию, вырабатываемую генератором, и эта энергия используется при запуске автомобиля или питании аксессуаров при выключенном зажигании.
Если на приборной панели вашего автомобиля горит индикатор аккумулятора, это может означать, что ваш автомобиль работает исключительно за счет электроэнергии, хранящейся в аккумуляторе.
Не игнорируйте индикатор батареи. Если у вас нет опытного механика, который немедленно диагностирует проблему, вы можете оказаться на обочине дороги с автомобилем, который не заводится.
1. Проведите проверку системы зарядки
Первое, что вы должны сделать, когда загорится индикатор заряда батареи, это завершить проверку системы зарядки. Эта проверка позволит вам определить состояние системы зарядки вашего автомобиля.
Каждый раз, когда вы перемещаете ключ между положениями включения, выключения и работы в замке зажигания, система зарядки выполняет самопроверку. Во время самопроверки на несколько секунд загорится индикатор батареи.
Если система зарядки работает правильно, свет автоматически выключится через несколько секунд. Если индикатор продолжает гореть, значит, система зарядки обнаружила проблему, для устранения которой потребуется помощь опытного механика.
2. Экономьте электроэнергию
После того, как вы определили, что индикатор аккумулятора продолжает гореть, вам необходимо немедленно экономить электроэнергию в вашем автомобиле. Это означает отключение всех второстепенных аксессуаров, которые питаются от системы зарядки.
Не используйте кондиционер или обогреватель. Выключите радио и убедитесь, что все внутреннее освещение выключено. Отключите фары, если вы едете днем. Отключите мобильный телефон от зарядного устройства.
Отключив питание этих аксессуаров, вы можете сохранить как можно больше электроэнергии для питания двигателя вашего автомобиля. Это позволит вам безопасно доехать до местной ремонтной мастерской до того, как в вашем автомобиле полностью разрядится электроэнергия и двигатель заглохнет.
3. Проверьте датчик температуры
Возможно, вы не думаете, что ваша система зарядки и температура в моторном отсеке связаны, но проблемы с генератором могут привести к катастрофе для двигателя вашего автомобиля в целом.
Во многих современных автомобилях генератор и водяной насос имеют общий ремень. Если генератор (важнейший компонент вашей системы зарядки) больше не работает, возможно, не работает и ремень на водяном насосе. Это приведет к полному отключению водяного насоса.
Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по всему моторному отсеку для поддержания низких рабочих температур.