Как правильно разобрать динамик для ремонта. Какие инструменты и материалы потребуются для перемотки катушки. Как рассчитать параметры новой обмотки. Пошаговый процесс намотки катушки динамика в домашних условиях. На что обратить внимание при сборке отремонтированного динамика.
Диагностика неисправности динамика перед ремонтом
Прежде чем приступать к разборке и перемотке катушки динамика, необходимо провести диагностику для определения характера неисправности:
- Проверить сопротивление обмотки мультиметром. Обрыв или короткое замыкание указывают на повреждение катушки.
- Осмотреть диффузор и подвес на наличие механических повреждений.
- Проверить свободный ход диффузора, нет ли посторонних шумов при движении.
- Подключить динамик к источнику звука на небольшой громкости и послушать, есть ли искажения или хрипы.
Если диагностика показала проблемы с катушкой, можно приступать к разборке динамика для ремонта.
Необходимые инструменты и материалы для перемотки катушки
Для выполнения ремонта понадобятся следующие инструменты и расходные материалы:
- Растворитель (ацетон, уайт-спирит) для разборки динамика
- Острый нож или скальпель
- Пинцет
- Паяльник и припой
- Эмалированный провод нужного диаметра
- Термостойкий клей (БФ-2, БФ-6)
- Оправка для намотки катушки
- Штангенциркуль
- Мультиметр
Разборка динамика для доступа к катушке
Процесс разборки динамика включает следующие этапы:
- Отпаять провода, идущие от катушки к клеммам динамика.
- Размягчить клей по периметру диффузора и центрирующей шайбы с помощью растворителя. Для лучшего эффекта поместить динамик в полиэтиленовый пакет на 10-15 минут.
- Аккуратно отделить диффузор от корзины динамика, поддевая его тонким ножом или скальпелем.
- Снять центрирующую шайбу, освободив подвижную систему.
- Извлечь катушку из магнитного зазора.
Все работы с растворителями необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении!
Расчет параметров новой катушки динамика
Для правильной перемотки катушки нужно знать следующие параметры:
- Диаметр и марку провода
- Количество слоев намотки
- Число витков в каждом слое
- Высоту намотки
- Внутренний и внешний диаметр каркаса
- Номинальное сопротивление катушки
Эти данные можно найти в технической документации на динамик или измерить на старой катушке. При отсутствии точных данных можно воспользоваться онлайн-калькуляторами для расчета параметров звуковой катушки.
Пошаговый процесс намотки новой катушки динамика
Намотка катушки выполняется в следующей последовательности:
- Изготовить каркас катушки из плотной бумаги или алюминиевой фольги, намотав ее на оправку нужного диаметра.
- Закрепить начало провода на каркасе термостойким клеем.
- Выполнить намотку первого слоя виток к витку, контролируя натяжение провода.
- Промазать первый слой термостойким клеем и дать высохнуть.
- Намотать второй слой в обратном направлении.
- Снова промазать намотку клеем и высушить.
- Закрепить конец провода, оставив выводы для подключения.
- Проверить сопротивление получившейся катушки мультиметром.
Важно соблюдать равномерность укладки витков и не допускать их пересечения, чтобы избежать межвитковых замыканий.
Особенности перемотки катушек для разных типов динамиков
При ремонте разных типов динамиков нужно учитывать некоторые нюансы:
- НЧ-динамики имеют более толстый провод и меньшее число витков
- ВЧ-динамики (пищалки) требуют очень тонкого провода и большого числа витков
- В некоторых динамиках используется намотка в 4 слоя
- Для мощных сабвуферов может применяться алюминиевый провод
- В высококачественных динамиках катушка может наматываться на каркас из каптона
Всегда старайтесь сохранить оригинальные параметры катушки при перемотке.
Сборка динамика после перемотки катушки
Процесс сборки отремонтированного динамика включает следующие этапы:
- Припаять выводы катушки к гибким проводникам на диффузоре.
- Приклеить каркас катушки к диффузору, соблюдая соосность.
- Установить диффузор с катушкой в корзину динамика.
- Отцентровать катушку в магнитном зазоре с помощью картонных полосок.
- Приклеить края диффузора и центрирующей шайбы к корзине.
- Припаять гибкие проводники к клеммам динамика.
- Установить пылезащитный колпачок.
После сборки необходимо проверить плавность хода диффузора и отсутствие посторонних шумов при работе динамика.
Проверка работоспособности отремонтированного динамика
Для оценки качества ремонта нужно выполнить следующие тесты:
- Измерить сопротивление катушки — оно должно соответствовать номинальному значению.
- Подключить динамик к усилителю и проверить звучание на разных частотах и уровнях громкости.
- Послушать, нет ли посторонних призвуков, дребезжания или хрипов.
- Измерить амплитудно-частотную характеристику динамика, если есть возможность.
При обнаружении дефектов может потребоваться повторная разборка и устранение недочетов. Качественно выполненный ремонт позволит восстановить исходное звучание динамика.
Ремонт динамиков. Советы начинающим » Журнал практической электроники Датагор
Подробное описание диагностики и ремонта динамиков средней и большой мощности. Статья написана для желающих отремонтировать динамики, обладающих навыками намотки и пайки.
Я занимался ремонтом динамиков 15 лет и хочу передать полученные навыки и приёмы работы датагорцам.
Извините за отсутствие подробных фотографий процесса, всё оборудование и работа сейчас остались в прошлом.
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.
Трансформатор R-core 30Ватт 2 x 6V 9V 12V 15V 18V 24V 30V
Паяльная станция 80W SUGON T26, жала и ручки JBC!
Отличная прочная сумочка для инструмента и мелочей
Хороший кабель Display Port для монитора, DP1.4
Конденсаторы WIMA MKP2 полипропиленТрансформатор-тор 30 Ватт, 12V 15V 18V 24V 28V 30V 36V
SN-390 Держатель для удобной пайки печатных плат
Панельки для электронных ламп 8 пин, керамика
Захрипел или перестал звучать динамик и хочешь вернуть его к жизни? Сначала — диагностика. Снимаем динамик, отсоединяем провода от клемм, предварительно пометив полярность. В дальнейшем придерживаемся этого правила: всё, что разбираем, рисуем или фотографируем — очень поможет.
Проверяем прибором сопротивление обмотки. Тут возможны три варианта.
1) Обрыв.
2) Номинальное сопротивление.
3) Уменьшенное сопротивление.
Теперь вторая проверка. Кладём динамик на магнит и аккуратно двигаем диффузор вверх-вниз. Если слышен шорох или скрип, либо нет движения — динамик придётся разбирать.
Если скрежета нет, а обмотка в обрыве — нужно проверить проводимость гибких проводов от клемм до пайки обмотки. Они сделаны из ниток, переплетённых с медными жилками, которые со временем ломаются. Их можно заменить без разборки динамика проводом М.Г. Т.Ф. подходящего сечения или лентой-оплёткой для снимания лишнего припоя.
Припаиваем провода так, чтобы они не натягивались при движении диффузора и не задевали его. Место пайки проклеиваем клеем «Момент».
Если динамик нужно разбирать, отсоединяем провода от клемм, кладём динамик на магнит и тампоном, смоченным в ацетоне, размягчаем клей вокруг защитного колпачка и снимаем его, поддевая не острым скальпелем. Этим же способом отклеиваем наружный край диффузора и наружный край центрирующей шайбы. Осторожно вытаскиваем диффузор вертикально вверх без перекоса.
На Датагоре есть полезный совет помещать динамик в пакет на время расклейки – спасибо автору!
Расклеивать каркас катушки от диффузора и центрирующей шайбы я не советую, чтобы не нарушить центровку динамика.
Для перемотки нужно собрать простое приспособление, устройство которого понятно из рисунка. Самая сложная его часть – оправка для катушки. Для его изготовления нужно обратиться к токарю. Длина оправки 100-150 мм, материал – любой металл.
Измеряем внутренний диаметр катушки (x). Оправка для катушки должна иметь диаметр х+0,5 мм на одном крае и х-0,5 мм на другом крае.
На бОльшем торце сверлим отверстие 3,2 мм и нарезаем резьбу М4 для крепления ручки.
Сверлим сквозное отверстие 6,5 мм для шпильки. Поверхность оправки нужно отшлифовать.
Теперь можно начинать мотать. Нам понадобится клей на спиртовой основе, например, БФ-2 или БФ-6, бумага из конденсатора МБМ, провод и много терпения.
Клей разводим спиртом. Прокалываем иглой центрирующую шайбу, продеваем провод обмотки и припаиваем к гибкому проводу. Фиксируем провод в месте пайки и в начале обмотки, приклеивая кусочки бумаги.
Если каркас катушки из металла – оклеиваем его слоем бумаги из конденсатора без наложения слоёв. Мотаем провод виток к витку, проклеивая до намотки и поверх. Излишки клея снимаем пальцем. Стараемся мотать не туго, но плотно.
На первый слой клеим бумагу из конденсатора без наложения слоёв и выполняем те же действия в обратном порядке. Когда обмотка готова и припаяна к выводам, нужно соединить их к источнику питания 4-5 Вольт с током 1-2 Ампера для просушки. Обмотка нагреется до 50-60 градусов, при этом клей высохнет и отвердеет, катушка немного расширится. Это поможет легко снять её с оправки.
Проверяем свободный ход катушки в зазоре динамика и начинаем сборку.
1) Поставить в зазор прокладку из фотоплёнки или рентгеновской плёнки.
2) Подать на катушку небольшое постоянное напряжение 2-3 Вольта, чтобы она немного втянулась внутрь.
Наносим слой клея «Момент» на наружный край диффузора и наружный край центрирующей шайбы и опускаем диффузор вертикально вниз без перекоса и без радиального смещения, прижимаем. Можно перевернуть динамик на ровный стол, и, пока клей сохнет, припаять провода к клеммам.
После высыхания клея удаляем прокладку и проверяем свободный ход катушки в зазоре динамика.
Если всё в порядке – приклеиваем на место защитный колпачок и наслаждаемся результатом!
Спасибо за внимание!
Перемотка динамиков своими руками. Как наматывать катушки на звуковой динамик
Кроме повреждения подвеса, диффузора и попадания механических частиц в зазор магнитной системы, владельцам акустических систем иногда приходится встречаться с более серьёзным дефектом. Это перемотка динамика своими руками. Точнее его звуковой катушки. В редких случаях перематывать приходится и исправную катушку, если этого требует согласование громкоговорителей с усилителем низкой частоты. Перемотка требует полной разборки, кроме магнитной системы. Основные электродинамические головки, используемые в бытовой технике, имеют не разборную конструкцию. Только головки большой мощности, применяемые для озвучивания больших площадей, допускают многократный демонтаж, с последующей сборкой.
Как перемотать динамик своими руками
Если отказал громкоговоритель акустической системы не следует сразу его извлекать и начинать разбирать. Часто причиной отказа является обычный обрыв соединительных проводов в колонке или проводников, идущих от звуковой обмотки к контактам громкоговорителя. Только после проверки всех цепей с помощью тестера можно приступать к демонтажу. Чтобы извлечь катушку динамика нужно последовательно выполнить ряд операций. Все работы нужно проводить на удобном столе. Сначала нужно вынуть громкоговоритель из акустической системы, отпаяв соединительные провода и отвернув винты крепления. Затем отпаять проводники, идущие от звуковой обмотки на контактную колодку. Это делать нужно очень аккуратно, поскольку соединительные проводники имеют структуру канатика, где тонкие медные жилы перевиты с тонкими хлопковыми нитками.
Как наматываются катушки на динамиках
Замена или перемотка катушки динамика своими руками начинается с отклеивания всех элементов подвижной системы. Сначала нужно демонтировать пылезащитный колпачок или мембрану, которая имеет форму купола и располагается в центральной части диффузора.Для того чтобы отделить его без повреждений следует нанести растворитель на место приклеивания по периметру колпачка. Можно использовать пластиковый шприц, на который надета игла со сточенным кончиком. В шприц заливается растворитель и тонкой полоской наносится на место склейки. Наносить растворитель нужно очень аккуратно, чтобы он не растекался по поверхности диффузора. Использовать для этой цели кисточку не рекомендуется, так как от неё может оторваться волос и попасть в зазор магнитной системы.
Клеевые составы на разных моделях могут отличаться, поэтому начинать лучше всего со спирта и потом переходить на более активные вещества, такие как растворитель 646 или ацетон. Чтобы предотвратить быстрое испарение растворителя, после нанесения, динамическую головку нужно поместить в полиэтиленовый мешок. Через 10 минут мембрана легко отделяется с помощью тонкой пластинки.
Устройство динамика
Любой современный динамик включает в себя каркас [1], который еще называют корзиной или даже пауком. На нем держатся все остальные части конструкции.
В тыльной части корзины крепится магнитная система, которая состоит из кольцевого магнита [2] и магнитного керна [3] — вместе они образуют кольцевой зазор. Этот магнитный зазор, кольцевая щель между двумя магнитами, должна быть минимальной для создания максимально мощного магнитного поля.
В зазоре расположена так называемая голосовая (звуковая) катушка [4], которая может совершать возвратно-поступательные движения под воздействием магнитного поля, поскольку по ней протекает переменный ток, соответствующий по форме воспроизводимым звуковым колебаниям. Она, как правило, состоит из проволоки, покрытой изолирующим лаком и намотанной на тонкостенный цилиндр, который называют каркасом [5] звуковой катушки.
Он крепится к диффузору [6] — тонкостенному элементу конструкции, который, колеблясь, собственно, и воспроизводит звук. Для этой цели диффузор должен иметь возможность двигаться. Для этого установлены так называемые подвесы [7, 8]: верхний (наружный) и нижний. Это шайбы из тонкого и гибкого материала с концентрическими выпуклостями. Благодаря такой форме, подвесы позволяют диффузору двигаться вдоль оси симметрии всей конструкции вперед-назад.
Он делает это потому, что его толкает голосовая катушка, на которую действует электромагнитная сила, пропорциональная силе переменного тока, который подается на катушку по гибким безмоментным проводникам [9]. С другой стороны эти провода заканчиваются клеммами [10], к которым подсоединяется акустический кабель, идущий от усилителя.
Завершает картину пылезащитный колпачок [11], который крепится к диффузору спереди и, что понятно из названия, защищает магнитный зазор от проникновения в него частичек пыли.
Разнообразие динамиков огромно. Они различаются по мощности, рабочему диапазону воспроизводимых частот, сфере применения и по множеству других параметров. Естественно, от этого зависят технологии и материалы, применяемые в производстве каждой из частей. Их мы и рассмотрим по отдельности.
Намотка катушки динамика
Далее нужно таким же способом отклеить диффузор. Периметр акустического отражателя достаточно большой, поэтому отделять его следует постепенно. Сначала обильно пропитывается растворителем небольшой участок. Через некоторое время, когда растворитель впитается, нужно тонкой и острой пластиной отделить край диффузора от металлической корзины. Чтобы он не приклеился обратно, под него подкладывается тонкая пластинка из пластика. Постепенно так обрабатывается весь периметр. Следующий этап разборки это отделение центрального подвеса. Это не всегда удаётся сделать. Этот элемент конструкции может быть приклеен настолько надёжно, что даже продолжительная обработка места склейки растворителем не всегда приводит к нужному результату. В этом случае придётся срезать центральный подвес. Это нужно делать очень острым предметом и как можно ближе к месту склейки. Тогда конструкцию можно восстановить без проблем. После того как диффузор вместе со звуковой обмоткой окажется снят, нужно заклеить скотчем зазор магнитной системы, чтобы избежать попадания туда каких-либо механических частиц.
Ремонт обмотки катушек динамиков своими руками обычно заключается в двух операциях. Это восстановление «слетевших» витков и полная перемотка изделия. Бывает, что измерение сопротивления обмотки показывает, что обмотка цела, но некоторые витки отклеились и создают препятствие нормальному её перемещению в магнитной системе. В этом случае нужно аккуратно пинцетом или другим инструментом уложить витки на место. Работа кропотливая, трудоёмкая и требует времени. Лучше всего укладывать и выравнивать по 1-2 витка фиксируя их с помощью клея. В качестве клея используется БФ-2, БФ-4 или любой клеящий состав на спиртовой основе. В крайнем случае, провод для катушек динамиков можно фиксировать клеем на нитроцеллюлозной основе. Если в процессе работы тонкий провод оборвался, то придётся перематывать катушку динамика, полностью удалив старую намотку.
Как сделать обмотку динамика
Намотка катушек динамиков это тонкая и ответственная работа. От качественного её выполнения зависит, будет ли громкоговоритель работать или его придётся выбросить. Сначала старую обмотку следует смотать, при этом считать число витков. Эти данные пригодятся для намотки нового изделия. Если провод не сгорел и не рассыпался витки можно не подсчитывать, а измерить длину проволоки. Затем её диаметр определяется микрометром и на основании этих данных подбирается проволока для перемотки динамика. Часто бывает, что сильно пострадала бумажная гильза. В этом случае придётся не только менять обмотку, но делать самостоятельно новый каркас. Для того чтобы изготовление гильзы и намотка прошло успешно, обязательно понадобится оправка,на которой эти работы будут производиться. Использование оправки сделает работу более удобной и предотвратит деформацию бумажной гильзы в процессе намотки. Если перемотка динамиков своими руками разовая операция, то оправка нужного диаметра делается из любого материала, который легко обрабатывается. Тем, кто постоянно ремонтирует громкоговорители, потребуется набор металлических разрезных оправок.
Разрез нужен для того, чтобы оправку можно было слегка сжать и снять с неё готовое изделие.
Как отремонтировать ВЧ динамик (пищалку)?
- Вывод катушки.
- Изолирующая прокладка.
- Подвес (эластичное продолжение купола).
- Диффузор купольной конструкции (мембрана, диафрагма).
Ремонт пищалок отличается от ремонта ВЧ и НЧ динамиков хотя бы уже потому, что у пищалок нет центрирующей шайбы. Поэтому разборка пищалок даже с бумажным диффузором отнимает намного меньше времени, чем разборка СЧ и НЧ динамиков.
Часто в высокочастотных динамиках вместо картонного диффузора используется мембрана, изготовленная из синтетических материалов. Мембрана имеет купольную форму и вместе с подвесом представлять собой монолитную конструкцию.
Такая конструкция обеспечивает минимальный вес и максимальную жёсткость подвижной системы, что необходимо для воспроизведения высоких частот.
Из-за очень малого хода подвижной системы, значительно упрощается процесс центровки ВЧ головок. А в большинстве пищалок с мембраной купольной конструкции центровка и вовсе обеспечивается самой конструкцией динамической головки.
В большей части пищалок, роль гибких выводов исполняют выводы катушки, поэтому их укладке следует уделить максимальное внимание. Одним из часто встречающихся дефектов как раз и является обрыв этих выводов. Особенно это касается пищалок большой мощности, у которых, как правило, и ход подвижной системы больше.
Другим частым дефектом является повреждение катушки, что иногда влечёт за собой даже разрушение гильзы. Причиной этого, чаще всего, бывает перегрузка динамика.
Дело в том, что ВЧ головки имеют сравнительно небольшую мощность. Например, в 100-Ваттной трёхполосной АС, ВЧ динамик может быть рассчитан на синусоидальную мощность всего в 6-10 Ватт. Если такая АС подключена к 100-Ваттному усилителю, а пользователь при помощи темброблока или эквалайзера направит в ВЧ головку даже половину всей мощности усилителя, то ВЧ динамику только и останется, что пискнуть в последний раз.
Для написания этого раздела, друг снабдил меня парой неисправных ВЧ динамиков 4ГДВ-1. Динамики эти вышли из строя из-за перегрузки, а в катушках при этом произошло межвитковое замыкание.
Я сделал несколько фотографий во время восстановления этих динамиков и попытался прокомментировать каждую из них.
Разборку я начал с удаления раструба, который крепился на пластмассовых защёлках.
Лучше всего поддаются ремонту пищалки, у которых диффузор крепится к корпусу винтами.
После демонтажа четырёх винтов М3, стало возможным отделить от корпуса центрирующий пластмассовый фланец и освободить подвижную систему динамика.
Но, не всегда это сделать так же просто. Иногда подвес подклеивают к элементам корпуса и тогда отделять подвижную систему нужно с максимальной осторожностью.
В других случаях, подвес смазывают какой-нибудь густой смазкой, чтобы предотвратить возникновение лишних вибраций при недостаточно плотно прижатом подвесе.
В динамике этой конструкции не предусмотрены отдельные гибкие выводы и их функции выполняют выводы катушки.
Для повышения надёжности, выводы катушки закреплены узкой бумажной лентой.
Во фланце имеются углубления, в которые укладываются выводы катушки.
На этой картинке видно, что выводы катушки проходят через пазы.
Перемотка катушки ВЧ динамика производится точно так же, как и динамиков других частотных диапазонов.
Правда в коллекции моих шаблонов не оказалось оправки нужного размера, и я изготовил шаблон из электролитического конденсатора подходящего диаметра. Как это сделать, подробно описано здесь.
Но, если у вас не очень хорошее зрение, то придётся использовать дополнительную оптику. Диаметр провода, используемого для намотки катушек ВЧ динамиков обычно меньше 0,1мм.
В частности, катушка динамика 4ГДВ-1 намотана проводом диаметром всего 0,08мм. Я в таких случаях использую бинокулярные очки с дополнительными насадочными линзами.
Бумажная лента, крепящая выводы катушки, оказалась приклеенной 88-ым клеем. Чтобы не повредить гильзу, я при удалении старой катушки размочил клеевое соединение только в тех местах, где должны были быть проложены выводы катушки.
После укладки выводов, я сомкнул концы ленты и проклеил их клеем БФ.
В некоторых пищалках выводы катушки подклеиваются к подвесу. Это предотвращает возникновения паразитного резонанса, который может ускорить разрушение выводов. При этом нужно использовать наиболее эластичные клеи, такие как «Резиновый», «Эластосил» и подобные.
Сборка динамика производится в обратном порядке и не представляет трудностей, так как центровка подвижной системы обеспечивается самой конструкцией динамика.
Перед окончательной сборкой можно проверить фазировку динамика, так как, при столь малом ходе подвижной системы, сделать это после сборки сложнее.
При правильной фазировке подвижная система должна «выпрыгнуть» из корпуса.
Зачистить от лака выводы катушки можно при помощи теблетки Аспирина. Здесь я уже рассказывал, как это можно сделать, а здесь показывал.
Вернуться наверх к «Навигации».
Перемотка звуковой катушки динамика
При эффективной работе акустических систем на максимальных уровнях громкости редко бывает, когда звуковая система перегорает аккуратно и в одном месте. Обычно после разборки громкоговорителя видно чёрные и обугленные витки. Если каркас сделан из бумаги, то он так же сильно обгорает и его нужно заменить. В качестве материала для гильзы используется специальная бумага. Конкретных рекомендаций здесь быть не может, так как используется тот материал, который имеется под рукой. Для изготовления гильзы звуковой катушки хорошо подойдёт тонкая алюминиевая фольга диаметром 0,05-0,1 мм. Основа получится лёгкой, а тонкий металл лучше отводит тепло.
Самое главное при намотке это применение соответствующего клея. Очень часто после восстановления звуковой катушки, громкоговоритель, через некоторое время, снова выходил из строя.Обмотка не перегорела, но её витки сползали с гильзы из-за того, что при работе использовался клей низкой термостойкости. Многие современные клеящие составы размягчаются при температуре 80-1000С, поэтому от выбора клея зависит результат работы. Отличные результаты даёт клей на спиртовой основе типа БФ-2, БФ-4, БФ-6, но их трудно достать. Для громкоговорителей низкой частоты и большой мощности, в качестве материала для гильзы, хорошо подойдёт алюминиевая фольга от банок с прохладительными напитками.
Замена катушки динамика
Перед тем, как приступать к намотке, нужно сделать расчёт катушки динамика. Обычное сопротивление громкоговорителей составляет 4 или 8 Ом. Если известен размер гильзы, длина провода и его диаметр, то достаточно отмерить нужный кусок медного провода и выполнить намотку. Она обязательно наматывается виток к витку в два или три слоя. Сначала на оправку наворачивается прокладка затем гильза. Витки, в процессе намотки, нужно фиксировать клеем. Как мотать катушку динамика.
Намотка выполняется строго виток к витку, поэтому чтобы намотка аккуратно ложилась на гильзу, по бокам, нужно сделать бортики из плотной бумаги. В этом случае придётся следить только за ровностью намотки. Провод для перемотки динамиков может быть марки ПЭВ-1, ПЭВ-2 или ПЭВТЛ. Последний тип предпочтительнее, так как он обладает более высокой стойкостью к нагреванию. При ремонте громкоговорителя своими руками не рекомендуется менять диаметр провода.
ПЕРЕМОТКА ДИНАМИКА
Наверно в каждого радиолюбителя, да и не только радиолюбителя есть дома сожженные динамики. Случиться такое может с каждым. Пробой выходных транзисторов,перегрузка, или заводской брак и многое другое может привести к выходу из строя катушки внутри динамика. Хочу вам рассказать о своем случае. Динамическая головка 25ГДН-3-4.
Покинула нас, уйдя в мир духов, при прослушивании тяжелого рока:) Уходила красиво. Сперва начала сильно хрипеть, а потом с нее повалил густой и вонючий дым. Оплавился пыле-защитный колпачок. После разборки выяснилось, что еще и сгорело пол катушки.
Перемотать его не тяжело, но работа требует терпения. У меня получилось только со второго раза намотать катушку. Итак, приступим к ремонту динамика.
Этап 1 – сбор информации. В справочниках или интернете. Нужно найти данные о самом динамике, а особенно о катушке. Ее надо будет делать с нуля. Паспортные данные динамической головки:
— Эффективный рабочий диапазон частот — 50 — 5000 Гц — Уровень характеристической чувствительности — 84 Дб/Вт*м — Неравномерность АЧХ — 14 Дб — Полный коэффициент гармонических искажений — 3 — 6 % — Номинальное электрическое сопротивление — 4 Ом — Предельная шумовая (паспортная) мощность — 25 Вт — Предельная долговременная мощность — 30 Вт — Предельная кратковременная мощность — 70 Вт — Частота основного резонанса — 55 ±10 Гц — Эквивалентный обьем — 8 Vas Литр — Полная добротность — 0,5 ±0,5 Qts — Диаметр диффузора — 110 мм — Размеры магнита — d110х16 мм — Общие габаритные размеры — d125x79 мм (мои замеры — d125х73 мм) — Масса — 2000 г — ОСТ 4. 383001-85
И данные о катушке динамика:
— Марка провода — ПЭТВ-1 — Диаметр провода — 0,224 мм — Количество слоев намотки — 2 — Количество витков в 1-ом слое — 47 — Количество витков во 2-ом слое — 46 — Оммическое сопротивление — 3,1 ±0,4 Ом — Высота звуковой катушки — 22,5 мм — Внутренний диаметр — 25,4 мм — Внешний диаметр, вместе с намоткой — 26,6 мм
Информация есть. Подбираем нужный диаметр провода и переходим ко второму этапу.
Этап 2 – разборка динамика. Отпаиваем многожильные проводки идущие от катушки к клеммам динамика. Для разборки нам понадобиться растворитель, кисточка и полиэтиленовый мешок. Растворитель для красок. На банке писало – 647. Купил в магазине, где продают авто-эмали. Нам нужно ним растворить клей, которым склеен динамик. Для этого кисточкой, смоченной в растворителе, обмазываем краи динамика. А также снизу полотняную центрующую шайбу, тоже по краям где проклеена. Пылезащитный колпачок тоже нужно отклеить. Но у меня он не сохранился. После пропитки кладем динамик в полиэтиленовый мешок и завязываем. Это для того чтоб растворитель не и испарялся так быстро. Ждем около десяти минут. Вынимаем и смотрим. Клей должен был растворится. Сверху диффузор можно снять руками, а снизу мембрану нужно поддеть ножом или скальпелем. Если он тяжело отстает, то повторяем процедуру с растворителем и пакетом. Все работы с растворителем и клеем надо проводить на улице. Я делал на балконе. Надеюсь все получилось.
Этап 3 – намотка новой катушки. Для этого нам понадобится тонкая и плотная бумага. Как видно высота катушки составляет 22,5 мм. Я вырезал полоску длинной 300 мм и высотой 22,5 мм. Подобрал трубку нужного диаметра. Диаметр можно подогнать намотав на нее несколько витков изоленты. Мерял штангенциркулем. Обкрутил бумагу кругом трубки, при этом промазывая каждый виток клеем или лаком. Использовал клей под маркой 505. Он быстро сохнет, а после становиться твердым. Вроде выдерживает температуру. Сняв поучившееся кольцо с трубки меряем, как оно входит в керн динамика. Должно легко заходить и выходить с небольшим зазором. Если все хорошо, то снова надеваем на трубку и приступаем к намотке провода. Намотка в два слоя. Первый слой 47, а второй – 46 витков. Витки укладывать один к одному. Первый виток надо закрепить клеем или лаком. После намотки первого слоя пропитать его клеем. Дальше второй слой, и снова клеем. После высыхания снимаем катушку с трубки, и меряем как она входит в керн. Должна легко входить внутрь и вынимаются. Если где то трет, или вовсе не налазит – переделываем наново.
Этап 4 – сборка. Намотанную катушку приклеиваем к диффузору. Нужно стараться как можно ровнее. На сей раз нужно использовать клей, который можно растворить. Вдруг его нужно будет еще раз разбирать. Для этого купил клей для клейки резины. Проводки катушки припаиваем к многожильным на диффузоре.
Дальше, согласно инструкции на тюбике клея, склеиваем весь динамик.
Катушку с керном динамика нужно отцентровать с помощью куска фотопленки, или тонкого пластика. Соединяем. Полотняную мембрану приглажеваем ножом, или каким нибудь плоским предметом. Для надежности скрепления диффузора с каркасом прикручываем динамик к ровной поверхности саморезами.
Припаиваем многожильный провод к клеммам динамика и ждем несколько часов.
Этап 5 – испытания динамика. Отвинчиваем его от доски. Вынимаем фотопленку с керна. Нажатием пальцами на диффузор слушаем нет ли трения катушки. Если она заклинивает, то возвращаемся к этапу 2. Проверяем омметром сопротивление катушки. Все в норме? Тогда подключаем к усилителю и слушаем. Нормально собранный динамик будет звучать как новый. Если есть небольшое трение между бумагой катушки и керном, то оно со временем должно пройти. В случае трения провода катушки с наружной железной шайбой – однозначно этап 2. Если испытания прошли нормально, то приклеиваем пылезащитный колпачок. В своём варианте отклеил растворителем с другого динамика.
Как видно, не чего сложного нет. Думаю что не целесообразно будет перематывать маломощные маленькие динамики. Но это зависит от вашего желания. Возможно можно что то упростить, или сделать лучше. Удачной всем перемотки. Динамик ремонтировал — Бухарь.
Originally posted 2019-05-06 09:32:45. Republished by Blog Post Promoter
Ремонт катушки динамика своими руками
Для получения ровной обмотки на оправке лучше всего использовать намоточный станок. Его можно сделать самостоятельно или использовать готовый инструмент. Подойдёт закреплённая в тисках ручная дрель. После того как катушка готова её следует проклеить термостойким клеем и высушить используя бытовой фен. После тщательной просушки можно приступать к сборке громкоговорителя. Не рекомендуется одновременно приклеивать центрирующую шайбу и подвес диффузора к корзине. Сначала лучше приклеить центральную упругую шайбу. Перед этим звуковую систему нужно отцентрировать на керне магнитной системы, чтобы в процессе работы громкоговорителя не было слышно шороха и скрипа. Для этого из листа бумаги сворачивается трубочка и вводится в зазор магнитной системы между катушкой и керном. Затем приклеивается центрирующая шайба. Если при нажатии рукой диффузор перемещается мягко и без зацепления, то можно клеить подвес диффузора.
Подвес динамика
Внутренний (ближний к магниту) подвес динамика еще называют центрирующей шайбой. Чаще всего эту деталь формуют на прессе с нагреванием из легкой, крепкой на разрыв ткани с эластичной синтетической пропиткой — прочно и подвижно. В некоторых мощных низкочастотных динамиках применяются две центрирующие шайбы, расположенные одна за другой.
С внешним подвесом все немного сложнее. Изначально он делался в виде концентрических волн (гофров) по внешнему краю бумажного диффузора. Так в некоторых случаях поступают и сейчас, добавляя синтетическую пропитку зоны гофров. Для больших амплитуд колебаний внешний подвес делают из резины, чаще всего это — искусственный бутадиеновый каучук. Резиновый подвес в сечении, в большинстве случаев, представляет собой выпуклую дугу. Есть варианты и «многоволновых» резиновых подвесов, либо применения других профилей, в том числе и переменных по углу.
Оба подвеса должны обеспечить строго плоско-параллельное возвратно-поступательное движение всей подвижной системы динамика с минимальными отклонениями в сторону от его оси.
выбор провода для звуковой катушки
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
- Статус
- Эта старая тема закрыта. Если вы хотите повторно открыть эту тему, свяжитесь с модератором, нажав кнопку «Пожаловаться».
Перейти к последнему
#1
- #1
Привет. Итак, у меня есть эти динамики с перегоревшими звуковыми катушками, и я решил, что починить их будет забавно. Это Eminence 10446, и доступный набор для разведки детализирует звуковые катушки следующим образом: внутренний диаметр 1,005 дюйма, длина формы
1,125 дюйма, ширина обмотки
0,437 дюйма (длина катушки)
8 Ом
Я не знал, что калибр провода, в наборе для восстановления калибр не упоминается, но измеряя то, что осталось от оригинала, я насчитал 30 витков на 1/4 дюйма длины катушки, что будет 120 на дюйм. Это дает мне 1/120 = 0,00833 провода. на 32AWG или 0,2 мм
Это настолько точно, насколько я могу получить с помощью правила… не могу найти свой нониус :S
Онлайн-калькулятор дает мне: Для 2 слоев необходимая длина проволоки составляет 8950,425 мм.
Я на правильном пути, потому что, как только я намотаю его, у меня не будет возможности измерить импеданс, у меня есть только сопротивление постоянному току на моем дешевом и, вероятно, неточном измерителе. Будет ли 8,95 м медного провода диаметром 0,2 мм иметь импеданс 8 Ом? Я также понятия не имею о реактивности, чтобы все это решить. Это сделало мою голову, чтобы зайти так далеко, лол … так что любая помощь или совет будут оценены.
#2
- #2
Измерьте сечение проволоки микрометром, затем длину. Приобретите эмалированную медную проволоку подходящего диаметра. Подготовьте эмаль для покраски пустого формирователя и, пока эмаль еще влажная/липкая, намотайте катушку.
Полное сопротивление зависит от материала, из которого изготовлены катушки, поэтому показания магнита будут бессмысленными.
#3
- #3
Если бы у меня был микрофон и полная катушка, мне не нужно было бы спрашивать.
#4
- #4
Вы можете рассчитать сопротивление постоянному току вашего магнитного провода, используя общую формулу. Импеданс обычно на 10-20% больше.
С уважением!
Изменить: я сделал это за вас, вставив ваши значения. Он рассчитан на 5 Ом, что звучит разумно для звуковой катушки на 8 Ом.
Последнее редактирование:
#5
- #5
Спасибо, Кей, хотя сопротивление 5 Ом звучит немного низко для сопротивления 8 Ом. 5+20%=6, что значительно меньше, чем 8.
Я читал на этом сайте, что хорошим приблизительным значением будет умножение на 1,3, что будет +30%. Таким образом, полное сопротивление 8 Ом, деленное на 1,3, дает сопротивление 6,15 Ом.
Я только что нашел видео на ютубе, где парень занимается импедансом, он заявляет в своем описании, здесь: https://www.youtube.com/watch?v=Sf0rx_-MipM, что динамик с импедансом 8 Ом Обычно сопротивление составляет около 6,5 Ом.
Итак, если я стремлюсь к сопротивлению около 6,2 Ом, что-то должно быть не так с моей первоначальной оценкой того небольшого количества катушек, которое у меня осталось на этом первом.
#6
- #6
Можно воспользоваться таблицей данных, взять высоту намотки. Вы знаете, сколько слоев используется, диаметр и какое Re, так что остается единственная проблема — намотать его так же туго, как оригинал.
#7
- #7
Вы собираетесь использовать моталку, да? Невозможно представить, что это можно сделать вручную.
#8
- #8
Алнико2 сказал:
Спасибо, Кей, хотя сопротивление 5 Ом звучит немного низко для сопротивления 8 Ом. 5+20%=6, что значительно меньше 8
Нажмите, чтобы развернуть…
Я сделал математику, используя ваши данные. Так как эмаль имеет некоторую толщину, реальное сечение меди несколько меньше. Так что реальное сопротивление постоянному току несколько выше. Чтобы получить точно, надо соскоблить эмаль — и только эмаль, ничего больше, и измерить толщину самой меди. Я все же думаю, что у вас звуковая катушка на 8 Ом.
С уважением!
#9
- #9
Спасибо, Кей. Думаю, я просто куплю 0,2 мм и намотаю его до размеров, предлагаемых в наборе recone. Я не могу спорить с тем, что я измеряю здесь при 30 витках на 1/4 дюйма, работая на 32awg.
Длина и сопротивление/импеданс должны сами о себе позаботиться, лол.
Магниты довольно маленькие, поэтому я полагаю, что, возможно, с их силой низкое сопротивление может быть приравнено к импедансу, который не совсем соответствует правилу 1,3 или 10-20%, которое, возможно, лучше применимо к динамикам с большими кольцевыми магнитами. я не знаю. Исправьте их или взорвите, в любом случае будет весело. Еще раз спасибо.
#10
- #10
Алнико2 сказал:
Почини их или взорви, в любом случае будет весело. Еще раз спасибо.
Нажмите, чтобы развернуть…
Да, в этом суть. Вы не можете сделать ложь, ваш динамик еще не поврежден. Это все об обучении — и DIY, кстати. .
С уважением!
Показать скрытый контент низкого качества
- Статус
- Эта старая тема закрыта. Если вы хотите повторно открыть эту тему, свяжитесь с модератором, нажав кнопку «Пожаловаться».
Делиться:
Фейсбук Твиттер Реддит Пинтерест Тамблер WhatsApp Электронная почта Делиться Связь
Верх Низ
Ремонт звуковой катушки | diyAudio
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
- Статус
- Эта старая тема закрыта. Если вы хотите повторно открыть эту тему, свяжитесь с модератором, нажав кнопку «Пожаловаться».
Перейти к последнему
#1
- #1
Я был счастливым обладателем пары динамиков Goodmans Axiette 101. Еще пару дней назад я заметил плохой дисбаланс в звуке. Измерил сопротивление звуковой катушки. Левый динамик по-прежнему имел правильное сопротивление чуть менее 3 Ом, но сопротивление правого динамика увеличилось до более чем 300 Ом.
Похоже, повреждена звуковая катушка. Вероятно, он получил слишком большой ток. Я знаю одну ситуацию, не так давно, когда это могло произойти.
Что я могу сделать сейчас? Мне очень нравятся эти динамики, и я хотел бы попробовать восстановить поврежденный. Я не знаю, как разобрать динамик, хотя я думаю, что это должно быть возможно. Если мне удастся разобрать и намотать новую звуковую катушку, как мне вернуть конус и отцентровать его?
#2
- #2
Вы действительно мало что можете сделать. Если провод оборван или в катушке короткое замыкание (из-за расплавления проволоки в витках вместе), катушка становится непригодной для использования. Единственный выход — заменить всю катушку или перемотать ее.
#3
- #3
Ваша самая большая задача — разобрать динамик, не повредив при этом ни один из компонентов, таких как подвеска и крестовина. Также нужно будет снять пылезащитный колпачок. Если вы доберетесь до этого без проблем, перемотка VC, выравнивание и повторная сборка будут относительно простыми.
#4
- #4
Я отправил электронное письмо дизайнеру, который все еще работает. Я просто надеюсь, что он ответит. Я не уверен, осмелюсь ли я попытаться восстановить драйвер без очень хорошей помощи.
Я думаю, что намотать тонкий провод не сложно, потому что у меня есть некоторый опыт в этом. Но большинство других этапов этого процесса для меня в новинку.
#5
- #5
Перед тем, как разобрать Axiette, проверьте гибкие провода (косички) от клемм шасси к соединениям звуковой катушки на узле диффузора. так как тонкий конус хрупок и легко мнётся. Внешняя окантовка из гофрированной бумаги будет вашей самой большой головной болью, и единственная процедура, которую я бы посоветовал, — это использовать ацетон в качестве растворителя и многократно повторять нанесение по мере необходимости, чтобы освободить его от рамы.
#6
- #6
Обязательно делайте это на улице, стоя против ветра. Ацетон — очень опасный растворитель. Убивает клетки мозга и вызывает рак.
#7
- #7
TVRGeek,
Скажите своей жене или подруге, что в следующий раз, когда они будут снимать лак с ногтей, в основном это ацетон. На самом деле не один из действительно плохих растворителей, но, по меньшей мере, легко воспламеняется. Я не думаю, что вы сможете просто намотать звуковую катушку самостоятельно, даже если вы сможете снять весь диффузор без повреждений. Клеи должны быть рассчитаны на очень высокие температуры, иначе динамик будет работать в течение нескольких минут после повторной сборки, а затем вы вернетесь к тому, с чего начали. Кроме того, провод, если он расплавится из-за перенапряжения, обычно повреждает прежний, он также будет сожжен. Я бы просто взял комплект для восстановления, если он доступен, и начал бы с нового. В большинстве проводов катушки используется специальное покрытие, которое запекается после сборки, и именно это запекание прикрепляет катушку к каркасу.