Какова история создания акустической системы 35АС-1. Каковы ее технические характеристики. Кто был настоящим разработчиком этой легендарной колонки. Почему 35АС-1 до сих пор популярна среди аудиофилов.
История создания акустической системы 35АС-1
Акустическая система 35АС-1, также известная как S-90, была разработана в 1970-х годах на рижском заводе «Радиотехника» (VEF Radiotehnika RRR). Это была одна из самых популярных и высококачественных акустических систем, производившихся в СССР.
Разработка 35АС-1 велась под руководством главного инженера завода Роланда Керно. 15 января 1978 года КБ «Орбита» получило патент № 00588661 на данную акустическую систему. В патенте указаны два автора — Роланд Паулович Керно и Дзинтарс Артурович Ласис.
Технические характеристики 35АС-1
35АС-1 представляла собой трехполосную акустическую систему закрытого типа. Основные характеристики:
- Номинальная мощность: 35 Вт
- Диапазон воспроизводимых частот: 40-20000 Гц
- Чувствительность: 89 дБ
- Сопротивление: 4 Ом
- Размеры: 580 x 325 x 250 мм
- Вес: 16 кг
В конструкции использовались три динамика: 25ГДН-1-4 (НЧ), 15ГД-11А (СЧ) и 1ГД-3 (ВЧ). Корпус изготавливался из ДСП и облицовывался шпоном ценных пород дерева.
Роланд Керно — создатель легенды советского Hi-Fi
Главным разработчиком 35АС-1 был Роланд Паулович Керно — выдающийся советский инженер-акустик. Он внес огромный вклад в развитие акустических систем в СССР.
Керно разработал около 30% всех моделей акустических систем, выпускавшихся в Советском Союзе после 1940 года. На его счету более 10 запатентованных изобретений. Коллеги отзывались о нем как об уникальном специалисте, сочетавшем инженерный расчет и творческий подход.
Мифы о создании 35АС-1
Вокруг истории создания 35АС-1 существует немало мифов. Один из них связан с Александром Ян-Беляевским, который утверждает, что разработал эту акустическую систему в возрасте 14 лет.
Однако документально подтвержденные факты опровергают эту версию:
- Патент на 35АС-1 получен в 1978 году
- В патенте указаны авторы Керно и Ласис
- Ян-Беляевский родился в 1965 году, то есть в 1978 ему было 13 лет
Таким образом, история о юном гении, создавшем легендарную акустику, не соответствует действительности. Настоящим автором 35АС-1 является опытный инженер Роланд Керно.
Популярность 35АС-1 среди аудиофилов
Несмотря на то, что с момента создания 35АС-1 прошло более 40 лет, эта акустическая система до сих пор пользуется популярностью среди любителей качественного звука. Чем обусловлена такая «живучесть» советской разработки?
- Высокое качество звучания, сравнимое с более современными системами
- Надежность и долговечность конструкции
- Возможность модернизации и тюнинга
- Ностальгия по «золотой эпохе» советского Hi-Fi
Многие аудиофилы отмечают, что при правильной настройке и подборе компонентов 35АС-1 способна обеспечить очень качественное и детальное звучание, не уступающее современным акустическим системам в своей ценовой категории.
Модернизация и тюнинг 35АС-1
Одним из факторов популярности 35АС-1 является возможность ее доработки и модернизации. Энтузиасты предлагают различные варианты улучшения звучания легендарной акустики:
- Замена динамиков на более современные модели
- Доработка корпуса для улучшения акустических характеристик
- Модернизация кроссовера (разделительного фильтра)
- Установка качественных клемм для подключения акустического кабеля
При грамотном подходе такой тюнинг позволяет существенно улучшить качество звучания 35АС-1, приближая его к уровню современных Hi-Fi систем.
Коллекционная ценность 35АС-1
Помимо использования по прямому назначению, акустические системы 35АС-1 представляют интерес для коллекционеров винтажной аудиотехники. Стоимость хорошо сохранившихся экземпляров на вторичном рынке может достигать нескольких десятков тысяч рублей.
Особенно ценятся ранние выпуски 35АС-1 в оригинальном состоянии, с сохранившейся заводской упаковкой и документацией. Такие экземпляры могут стоить в несколько раз дороже обычных.
Коллекционеры отмечают следующие факторы, влияющие на стоимость винтажных 35АС-1:
- Год выпуска (более ранние ценятся выше)
- Сохранность корпуса и динамиков
- Наличие оригинальной упаковки и документации
- Работоспособность всех компонентов
- Отсутствие следов ремонта и модернизации
Таким образом, хорошо сохранившиеся 35АС-1 могут стать не только источником качественного звука, но и выгодным объектом для инвестиций.
Современные клоны 35АС-1
Популярность и легендарный статус 35АС-1 привели к появлению современных акустических систем, созданных по мотивам советской классики. Российские производители предлагают «реинкарнации» знаменитых колонок с использованием современных технологий и материалов.
Среди компаний, выпускающих подобные системы, можно отметить:
- Aleks Audio
- Arslab
- Radiotehnika
Эти производители стремятся сохранить узнаваемый дизайн и характер звучания 35АС-1, используя при этом современные динамики, материалы корпуса и технологии акустического оформления. Такой подход позволяет получить акустические системы, сочетающие ностальгический шарм и современное качество звучания.
Стоит отметить, что подобные «реинкарнации» вызывают неоднозначную реакцию у аудиофилов. Одни приветствуют появление современных версий легендарной акустики, другие считают, что новые модели не способны передать истинный характер оригинальных 35АС-1.
Почему 35АС-1 остается популярной спустя десятилетия?
Феномен популярности акустической системы 35АС-1 спустя более чем 40 лет после ее создания обусловлен несколькими факторами:- Качество звучания. Несмотря на возраст, 35АС-1 способна обеспечить детальное и сбалансированное звучание, особенно после грамотной настройки и подбора компонентов.
- Надежность. Благодаря качественным материалам и сборке, многие экземпляры 35АС-1 сохранили работоспособность до наших дней.
- Возможность модернизации. Простая конструкция позволяет энтузиастам экспериментировать с улучшением звучания, заменяя компоненты на более современные.
- Ностальгия. Для многих аудиофилов старшего поколения 35АС-1 ассоциируется с «золотым веком» советской Hi-Fi техники.
- Доступность. На вторичном рынке можно найти 35АС-1 по относительно невысокой цене, что делает их привлекательными для начинающих аудиофилов.
Все эти факторы в совокупности обеспечивают стабильный интерес к 35АС-1 как среди энтузиастов винтажной техники, так и среди тех, кто ищет качественный звук за разумные деньги.
Как выбрать 35АС-1 на вторичном рынке?
Если вы решили приобрести 35АС-1, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- Состояние корпуса. Отсутствие серьезных повреждений и следов ремонта.
- Работоспособность динамиков. Все драйверы должны быть исправны, без повреждений диффузоров и подвесов.
- Состояние кроссовера. Отсутствие следов перегрева и замены компонентов.
- Комплектность. Наличие оригинальных грилей, клемм для подключения.
- История эксплуатации. Желательно приобретать системы у первых владельцев, знающих историю колонок.
Перед покупкой обязательно прослушайте акустику, обращая внимание на равномерность звучания во всем диапазоне частот и отсутствие посторонних призвуков.
Заключение
Акустическая система 35АС-1 (S-90) по праву считается одним из символов советской Hi-Fi индустрии. Созданная талантливым инженером Роландом Керно, она на долгие годы стала эталоном качественного звучания для многих меломанов.
Несмотря на почтенный возраст, 35АС-1 до сих пор способна обеспечить достойное качество звука, особенно после грамотной настройки и подбора компонентов. Возможность модернизации и тюнинга делает эту акустику привлекательной для энтузиастов, желающих получить максимум от легендарной системы.
Популярность 35АС-1 среди коллекционеров и появление современных версий от российских производителей свидетельствуют о том, что интерес к этой легендарной акустике не угасает. Для многих она остается не просто источником качественного звука, но и своеобразным артефактом эпохи, олицетворяющим достижения советской аудиоиндустрии.
Советский HI-FI и его создатели: 35АС-1,S-90, Керно и первый
Сведений о том, что он действительно там работал в сети нет. Кроме вот этого рассказа самого Ян-Беляевского, привожу цитату, где он упоминает о том, что именно он разработал фильтр для S-90:
«В далеком и безоблачном 1975 году в СССР повсеместно продавалась акустика 35АС — 35 Вт. (по международным стандартам 70 Вт.), которую производили все заводы и Рижский завод имени Попова не был исключением…
Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90
Мне на тот момент было 14 лет, я занимался в кружке радиотехники в Кожухово, метро Автозаводская, под руководством Павла Иконникова. Мои родители были знакомы с главным инженером Рижского завода — Цудечкисом — „Он все мудрил“, „Инициативный человек — все новое-новое внедрял, на нем весь завод и держался!“.
Для себя, для дома, я сделал акустическую систему, взяв за основу рижские динамики — „Ее у меня дома увидел Цудечкис!“, первое, что он сказал: „Вот-вот-вот то, что мне нужно — у меня целое КБ (Конструкторское бюро) в подчинении, а все бестолку!“
«Во всем мире — я считаюсь основателем прототипа колонки S-90, который был создан в 1979 году, в 1980 его запустили в серию».
Мы поехали в Ригу на завод, зашли во все отделы: инженеры, конструктора, техники. Цудечкис дал распоряжение: „Вот этот парень, что будет говорить то и делайте!“. И все получилось, представляете — мне было 14 лет, они чертили, писали, рассчитывали, фильтры „мои“ сделали… Опытный образец был готов! Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90-Поначалу все собиралось от „балды“ — я собирал фильтры, не ориентируясь на измерения и вот долгожданный момент — S-90 поставили в звуковую камеру и расчеты Цудечкиса полностью оправдались — Практически идеальный график, „Вы все его знаете“, все были в шоке! Я понял одно: „Акустику можно сделать и на слух!“. Помимо S-90 я разработал колонки S-30, и все новые модели сразу запустили в серию. Мне подарили пару S-30, и я поехал обратно в Москву.»
Подписывается Ян-Беляевский тоже достаточно пафосно:
С Уважением, Член Российской Академии Естественных Наук
Генеральный директор Компании „ALEKS“
Ян-Беляевский Александр Владимирович
Что интересно, сам Ян-Беляевский 1965-го года рождения. Т.е. 35АС-1 он якобы разработал в 11 лет. К слову, в 1978-м (15.01.1978 г.) году КБ “Орбита” был получен патент № 00588661 на разработку акустической системы 35АС-1 (S-90). Авторы, указанные в патенте — Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович, что полностью исключает возможность какого-либо отношения Ян-Беляевского к этой разработке в 80-е годы.
Итог
По сей день многие искушенные и не слишком искушенные меломаны используют C-90 в качестве домашней акустики. Существуют также коллекционеры, для которых эти советские АС разных серий представляют коллекционную ценность. Российские производители акустических систем, в том числе Aleks Audio и Arslab изготавливают ностальгические клоны S-90. Энтузиасты с руками из правильного места и знаниями в акустике регулярно выкладывают варианты переделок знаменитой легенды советского колонкостроения.
Создатель этой АС, Роланд Керно, из всех инженеров послевоенного времени, сделал, пожалуй, самый внушительный вклад в советскую электроакустику. Он запатентовал более 10 изобретений, разработал практически все акустические системы, выпускавшиеся заводом «VEF Radiotehnika RRR» c 1940-х годов, а это около 30 % всех моделей акустических систем, производившихся в СССР после 40-го года.
Современники инженера говорили о нем следующее:
»Это человек уникальный, все «акустики», что с конца 40-х годов производила «Радиотехника», разрабатывал он. Одним из первых он придумал сам принцип: брать несколько динамиков, отвечающих за узкую полосу частот, и разделять их специальными фильтрами. Но Роланд Паулович считал, что невозможно собрать настолько исчерпывающую информацию, чтобы сделать все предсказуемо на бумаге.
Всегда какой-то момент творчества останется в этой работе…»
Автор: PULT.ru
Источник: PULT.ru
рейтинг топ-10 по версии КП
Люди старшего поколения хорошо помнят времена, когда наличие домашней акустической системы было признаком роскоши. Владельцам «35 АС-1», «Симфонии 003» и «Радиотехники S90» завидовали, такую технику нельзя было купить – ее доставали. Счастливые собственники по факту наличия зачислялись в разряд меломанов. Сейчас эти системы являются раритетами (хотя многие экземпляры сохранили работоспособность), им на смену пришли разнокалиберные колонки для разных сфер применения.
С точки зрения маркетинга лучшие акустические системы 2023 г. делятся на домашние (напольные, полочные, настенные и др.), портативные и автомобильные. Есть еще специальные группы техники для компьютеров, обеспечения конференц-связи, концертные, студийные и стереотелефоны.
В техническом плане выделяют одно- и многополосные акустические системы. Формально число колонок соответствует количеству полос. Также в категоризации участвует тип: активный (усилитель встроен в колонки) и пассивный (потребуется тюнинг динамиков и усилителя).
С этими вводными данными попробуем разобраться с актуальным рыночным ассортиментом.
Рейтинг топ-10 акустических систем по версии КП
1. YAMAHA HS5
YAMAHA HS5. Фото: ru.yamaha. com2-полосная акустическая система для дома, активного типа, номинальная мощность – 70 Вт. Диапазон частот – 54-30 000 Гц, то есть доступны как басы, так и верхи (включая ультразвук). Колонки достаточно компактны, размер динамиков небольшой, но на качестве звука это не сказывается. Доказательством качества служит объем продаж за прошлый год: именно эту систему приобретали чаще всего. У пользователей также нет нареканий относительно качества сборки и надежности. Аудиосистема подойдет для прослушивания и для несложного сведения треков. У аудиофилов могут возникнуть претензии к басам, но в рассматриваемом сегменте этим недостатком можно пренебречь.
Плюсы и минусы
Качество звука во всех диапазонах, подходит для прослушивания и начальной звукорежиссуры, компактность
Требуется тюнинг
2. Sony SS-CS3
Sony SS-CS3. Фото: sony.ruНапольная 2-полосная акустическая система, пассивного типа, с фронтальным громкоговорителем. Обеспечивает максимальную мощность 50 Вт и работает в диапазонах 45-50 000 Гц. К усилителю могут подключаться и другие колонки для обеспечения объемности звуковой картины.
Плюсы и минусы
Расширяемость системы, стильный дизайн, цена
Недостаточный стереоэффект
3. Harman Kardon Citation ONE Black
Harman Kardon Citation ONE Black. Фото: ru.harmankardon.comНеплохая модель акустической системы для компьютеров, может использоваться как портативная (есть поддержка WiFi). По техническим характеристикам мало чем уступает системам домашнего применения, в качестве приятных дополнений – поддержка потоковых аудиосервисов, 2 микрофона и голосовой помощник. Поддерживает подключение дополнительных динамиков по технологии Connect+ и способна работать 12 часов от аккумулятора.
Плюсы и минусы
Компактность, без потери качества звучания, возможность автономной работы
Требуется специализированное программное обеспечение
4. DALI SPEKTOR 2
DALI SPEKTOR 2. Фото: daliaudio.ruКлассическая 2-полосная модель пассивного типа. Качественное звучание – к этой характеристике добавить нечего.
Плюсы и минусы
Качественная сборка и хороший звук
Проблемы со звуковоспроизведением басов
5. Elac Debut Reference DCR52
Elac Debut Reference DCR52. Фото: elac.ruОтносительно новая модель на российском рынке, предназначенная для организации домашнего кинотеатра. 2 полосы с суммарной мощностью 120 Вт способны обеспечить полный эффект погружения.
Плюсы и минусы
Хорошая звуковая стереокартина
Высокая цена
6. KEF Q150
KEF Q150. Фото: kefrussia.ruЕсли усилить аудиосистему качественным савбуфером, модель вполне может конкурировать с лидерами продаж. Пользователи отмечают хороший динамический диапазон, к качеству звука нареканий нет. Аудиофилам могут не понравиться средние частоты, но на специализированных форумах эту проблему рекомендуют лечить заменой усилителя.
Плюсы и минусы
Широкий диапазон и высокая чувствительность
Требуется тюнинг средних частот
7. Ruark Audio R1 Mk3 Wild Plum
Ruark Audio R1 Mk3 Wild Plum. Фото: market.yandex.ruНовинкой модель вряд ли назовешь, но в качестве английского бренда сомневаться не приходится. Может работать от стационарной электросети или аккумулятора. Нареканий по звуку нет.
Плюсы и минусы
Возможность автономной работы, надежность в эксплуатации, интересный дизайн в стиле ретро
Относительно высокая цена
8. Pioneer SPH-10BT
Pioneer SPH-10BT. Фото: pioneer-rus.ruДостаточно простая модель, комбинирующая функционал аудиоплеера и радио. Есть усилитель и эквалайзер. Штатных колонок вполне хватает для комфорта в дороге. Предусмотрена поддержка iPhone, это удобно для голосовой связи.
Плюсы и минусы
На высокое качество звучания рассчитывать не следует
9. SoundMAX SM-CF402
SoundMAX SM-CF402. Фото: soundmax.ruВыбор для непритязательных водителей: 2 интегрируемые колонки. Проигрыватель и усилитель нужно приобретать дополнительно. Решают проблему звукового сопровождения в дороге, ни на что большее не претендуют.
Плюсы и минусы
Работает только на средних частотах
10. EDGE EDPRO6B-E6
EDGE EDPRO6B-E6. Фото: market.yandex.ruОднополосник, рассчитанный на средние частоты, савбуфер нужно покупать отдельно.
Плюсы и минусы
Минимальный функционал
Как выбрать акустическую систему
О значении модной аббревиатуры Hi-Fi и критериях выбора акустических систем мы спросили консультанта-продавца «М.Видео» Сергея Гревнева.
– Я до сих пор не научился правильно отвечать на вопросы пользователей о принципиальных отличиях акустических систем мифического класса Hi-Fi и бюджетных домашних колонок. Это похоже на сравнение «Лады» с «Мерседесом»: иначе и не объяснишь. Если различия технических параметров ни о чем не говорят, ориентируйтесь на собственные ощущения – других советов нет. Профессиональные аудиосистемы и топовые модели премиум-сегмента стоят дорого, но и в среднем, и в бюджетных секторах достойные варианты есть.
Любым колонкам нужен прогрев: в среднем, он занимает от нескольких минут до нескольких часов. Если вы выбираете систему, которой планируете пользоваться ежедневно и подолгу, в торговом зале придется провести достаточно много времени. Тестировать звучание лучше на тех записях, с которыми вы знакомы – но не все торговые залы и консультанты в них готовы к вашему тестированию: отнеситесь к этому философски.
Я могу посоветовать покупателю какие-то модели, подходящие по заданным параметрам или относящиеся к определенному ценовому диапазону, но не готов разделить с клиентом ответственность за окончательный выбор. Доступной информации по аудиосистемам более чем достаточно, но не всегда она оказывается достоверной. Если нужна акустическая система для дома – уверен в брендах Elac и DALI: вне зависимости от модели качество неизменно высокое.
Hi-Fi Box S-70/35AS-213 {35AC-213} Speaker-P Radiotehnika RT
Радиотехника (РТ) — после 1951 г. РРР Рижское Радио Рупница; Рига
Данные
Форум
Фотографии
Коллекции
- Страна
- Латвия (Латвия, Рига)
- Производитель/торговая марка
- Radiotehnika (RT) — после 1951 г. РРР Rigas Radio Rupnica; Рига
- Год
- 1985
- Категория
- Громкоговоритель, наушники или головной телефон
- Radiomuseum.org ID
- 217202
- альтернативное наименование: A. Ss. Попов, Рига || Кандавский радиозавод || Рижский завод радиотехники им. Попова
- Изображение
- Схемы
Технические характеристики
- Количество транзисторов
- Полупроводники присутствуют.
- Полупроводники
- Основной принцип
- Аудио усилитель
- Волновые полосы
- — без
- Детали
- Громкоговоритель + встроенный усилитель
- Тип питания и напряжение
- Источник переменного тока (AC) / 220 В
- Громкоговоритель
- 2 громкоговорителя
- Материал
- Деревянный ящик
- с Radiomuseum. org
- Модель: Hi-Fi Box S-70/35AS-213 {35AC-213} — Radiotehnika RT — после 1951 г.
- Форма
- Настольная модель, высокий профиль (вертикальный — НЕ соборный и не декоративный).
- Размеры (ШВГ)
- 325 х 580 х 250 мм / 12,8 х 22,8 х 90,8 дюйма
- Примечания
- 30-20000 Гц. 70 Вт
- Масса нетто (2,2 фунта = 1 кг)
- 25 кг / 55 фунтов 1,1 унции (55,066 фунтов)
- Цена в первый год продажи
- 250,00 руб.
- Литература/Схемы (1)
- Радио 1981/ 5-6
- Автор Страница модели
- , созданная Шандором Селием-Тотом. См. «Изменение данных» для дальнейших участников.
- Другие модели
Здесь вы найдете 98 моделей, 96 с изображениями и 61 со схемами для беспроводных устройств и т. д. На французском языке: TSF для Télégraphie sans fil.
Все перечисленные радиоприемники и т. д. от Radiotehnika (RT) — после 1951 г. RRR Rigas Radio Rupnica; Рига
Коллекции | Музеи | Литература
Forum
Преобразователь переменного/постоянного тока на 35 Вт — решение для источника питания
Преобразователь переменного/постоянного тока на 35 Вт
Обзор
Система преобразователя постоянного тока!
Особенности
- Прочный корпус XENOY™ и прочные ремни обеспечивают долговечность
- Низкопрофильное крепление для легкой установки
- Идеально подходит для горнодобывающей промышленности, локомотивов и промышленности
- Входной и выходной жгуты продаются отдельно
- Также доступны модели мощностью 150 Вт и 240 Вт (модель 6406)
Комплектация устройства
Для комплектного преобразователя переменного тока в постоянный необходимо заказать все 3 детали:
- ✔ Блок преобразователя
- ✔ Жгут проводов переменного тока
- ✔ Выходной жгут постоянного тока
Найдите все ремни безопасности в разделе Аксессуары. Щелкните здесь для получения полного руководства по оформлению заказа.
Резюме
Эта система настраиваема, что позволяет вам выбрать необходимый блок преобразователя переменного тока в постоянный, входной и выходной жгуты в соответствии с вашими потребностями. Коробки преобразователей разработаны с прочными корпусами Zenoy и имеют разъемы ICONN для простой сборки по принципу «подключи и работай».
Применение
- Сельское хозяйство
- Строительство
- Промышленность
- Судостроение
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Горнодобывающая промышленность 9004×4 Внедорожник0018
- Powersports
- Железная дорога
- Специальные автомобили
Поделитесь этим продуктом
СпецификацииПоиск дилера
Для жителей Калифорнии:
⚠️ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рак и репродуктивный вред — www. P65Warnings.ca.gov.
⚠️ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ: Cancer et effet nocif sur la воспроизводство — www.P65Warnings.ca.gov.
Список номеров деталей
Номер детали | Описание | Цена (только для США) | Спецификация | ||||||
0842291 | Деталь 0842291 Преобразователь переменного/постоянного тока 24 В 35 Вт | Скачать PDF | |||||||
В соответствии: МЭК IP69K, одобрено UL |
Информация для заказа
Вам нужно будет заказать 3 детали: блок преобразователя, входной жгут переменного тока и выходной жгут постоянного тока.