Колонки ас 90. Колонки S-90: история легендарной акустической системы и способы ее модернизации

Как создавались знаменитые советские колонки S-90. Почему они стали культовыми. Какие недостатки были у S-90. Как можно улучшить звучание S-90 своими руками. Какие есть варианты модернизации этих колонок.

Содержание

История создания легендарных колонок S-90

Акустическая система S-90 (35АС-1) стала настоящей легендой советской Hi-Fi индустрии. Это были первые отечественные колонки, достигшие уровня Hi-Fi и ставшие своеобразным эталоном качественного звука в СССР. Но как появились эти знаменитые колонки?

Разработка S-90 началась в 1975 году на рижском заводе «Радиотехника» (VEF Radiotehnika RRR). Главным конструктором проекта стал инженер Роланд Керно — настоящий патриарх советской электроакустики. К тому времени он уже имел богатый опыт создания акустических систем, полученный еще в годы войны на предприятиях немецкой фирмы Telefunken.

Перед Керно и его командой была поставлена задача создать мощную акустическую систему для новых моделей радиол и электрофонов. При этом она должна была соответствовать стандарту Hi-Fi по техническому заданию. Это был настоящий вызов для советских инженеров.


Технические особенности и новаторские решения S-90

Что же сделало колонки S-90 настолько выдающимися для своего времени? Рассмотрим ключевые технические решения, примененные в их конструкции:

  • Трехполосная схема с разделением частот при помощи пассивного фильтра — одно из первых применений такой схемы в СССР
  • Фазоинверторное акустическое оформление корпуса для обеспечения высокого звукового давления
  • Вынесение отверстия фазоинвертора на переднюю панель — позволило сэкономить место при размещении колонок
  • Применение отдельных закрытых объемов для средне- и высокочастотных динамиков
  • Ступенчатые регуляторы уровня для СЧ и ВЧ-диапазонов

Благодаря этим и другим инженерным находкам, S-90 смогли обеспечить для своего времени выдающиеся акустические характеристики:

  • Номинальная мощность: 35 Вт
  • Паспортная мощность: 90 Вт
  • Диапазон частот: 31,5-20000 Гц (±4 дБ)
  • Чувствительность: 1.2 Па
  • Масса: 30 кг

Почему S-90 стали культовыми колонками в СССР?

Колонки S-90 быстро завоевали огромную популярность среди советских меломанов и аудиофилов. Чем же объясняется их культовый статус?


Во-первых, это было первое массовое изделие отечественной аудиотехники, достигшее уровня Hi-Fi. Для многих S-90 стали эталоном качественного звука, с которым сравнивали другие акустические системы.

Во-вторых, колонки отличались высокой мощностью и широким динамическим диапазоном. Это позволяло получить громкий, насыщенный звук даже на недорогой аппаратуре.

В-третьих, S-90 обладали хорошим потенциалом для доработок. Многие радиолюбители с удовольствием модернизировали эти колонки, добиваясь еще лучшего звучания.

Наконец, S-90 выпускались очень большими тиражами и были доступны по цене. Это сделало их по-настоящему народными колонками.

Основные недостатки колонок S-90

Несмотря на все достоинства, у S-90 были и некоторые недостатки. Какие проблемы отмечали в звучании этих колонок опытные аудиофилы?

  • Недостаточный объем корпуса для низкочастотного динамика, из-за чего бас звучал «бубняще»
  • Фазоинвертор был рассчитан на слишком низкую частоту (20 Гц), что приводило к искажениям на НЧ
  • Посредственное качество среднечастотного динамика, дающего неестественное звучание и призвуки
  • Низкая частота резонанса высокочастотного динамика, вызывающая «кряканье» и сипение
  • Недостаточно жесткий и плохо задемпфированный корпус, создающий вибрации и призвуки
  • Не оптимальная конструкция разделительного фильтра

Впрочем, многие из этих недостатков можно было устранить путем грамотной доработки колонок. Именно поэтому S-90 так любили радиолюбители-самодельщики.


Варианты модернизации колонок S-90 своими руками

Существует несколько подходов к улучшению звучания S-90 — от простых доработок до глубокой модернизации. Рассмотрим основные варианты:

1. Простая доработка

Этот вариант не требует серьезного вмешательства в конструкцию и позволяет заметно улучшить звук с минимальными затратами:

  • Доработка среднечастотного динамика для улучшения его характеристик
  • Изменение настройки фазоинвертора на более высокую частоту
  • Установка дополнительного фильтра для ВЧ-динамика
  • Улучшение демпфирования корпуса

2. Средняя модернизация

Этот подход предполагает более серьезные изменения:

  • Усиление жесткости корпуса
  • Полная замена проводки более качественными проводами
  • Удаление лишних элементов схемы (регуляторов тембра)
  • Доработка разделительного фильтра
  • Улучшение акустического оформления динамиков

3. Глубокая модернизация

Самый сложный, но и самый эффективный вариант:

  • Увеличение объема корпуса до 100-130 литров
  • Замена среднечастотного динамика на более качественный
  • Полное изменение схемы разделительного фильтра
  • Применение современных материалов для демпфирования
  • Возможная замена ВЧ-динамика

Пошаговая инструкция по простой доработке S-90

Рассмотрим подробнее процесс простой доработки колонок S-90, доступной даже начинающим:


  1. Разберите колонку, аккуратно сняв все динамики
  2. Доработайте среднечастотный динамик 15ГД-11А:
    • Приклейте половинку теннисного шарика к пылезащитному колпачку
    • Обработайте поверхность графитом для демпфирования
  3. Изготовьте дополнительный фильтр для ВЧ-динамика на частоту 3 кГц
  4. Укоротите трубу фазоинвертора на 10 см
  5. Обмотайте трубу фазоинвертора и стакан СЧ-динамика тканью для демпфирования
  6. Добавьте дополнительный демпфирующий материал в корпус колонки
  7. Соберите колонку, уплотнив все стыки

Такая несложная доработка позволит заметно улучшить звучание S-90, особенно в средне- и высокочастотном диапазоне.

Современные клоны легендарных S-90

Популярность S-90 не угасла и после прекращения их выпуска в начале 1990-х. Сегодня некоторые производители выпускают современные версии этих легендарных колонок. Среди них:

  • Aleks Audio S-90 — почти точная копия оригинала с некоторыми доработками
  • Arslab Old School 90 — переосмысление классической конструкции на современной элементной базе
  • Audiocore S90 — бюджетная версия, сохраняющая основные черты оригинала

Эти колонки позволяют любителям ретро-звука получить знаменитое звучание S-90 в сочетании с современными технологиями.



35АС-1, S-90, Керно и его создатели

Наверняка многим знаком легендарный продукт советской HI-FI индустрии — акустическая система 35АС-1 (наиболее известная как колонки S-90). Это была первая советская АС, которая достигла планки HI-FI и стала своеобразным символом качественной советской аудиотехники. Более того — это был первый в СССР серийный аудиокомпонент, соответствующий стандарту DIN 45500, следующим стал усилитель «Бриг».


Интересно то, что создателем этой “культовой” системы стал настоящий патриарх советской и латвийской акустики Роланд Керно, который ещё в годы войны получил ценный опыт на предприятиях фирмы Telefunken.

Помимо прочего история создания S-90 связана с современными мифами, которые распространяет один из якобы бывших сотрудников завода ”Radiotehnika”. На этом мифе мы остановимся отдельно, так как стараниями этого человека пол рунета принимает его за создателя.

Наследие военного времени


Как известно из истории компании «Radiotehnika RRR» в 1941-м году она вошла в состав крупного немецкого производственного объединения “Telefunken”. На “Радиотехнике” в то время занимались исключительно военными заказами, производили ремонт радиопередатчиков, радиоприемников, оптического оборудования и громкоговорителей.

В тот тяжелый для Латвии и мира период на предприятии работал молодой инженер Роланд Керно, который в последствие создаст первую в СССР акустическую систему класса HI-FI. Считается, что ценный опыт в одной из лучших технических компаний Европы военного времени существенно отразился на мышлении молодого инженера.

По воспоминаниям Лихницкого, который в одной из публикаций упомянул о разговоре с Керно, известно, что тот имел отношение к созданию 300-миллиметровых громкоговорителей и акустических систем для радиоприёмников. В числе прочего Лихницкий упоминал, что Роланду Пауловичу удалось узнать несколько технологических секретов, связанных с диффузорами немецких динамиков (делать истину в первой инстанции сведения из его статьи я бы не торопился, учитывая любовь Лихницкого к мистификациям).

Немного биографических данных о Роланде керно


После получения аттестата о среднем образовании Роланд поступил на технический факультет Латвийского государственного университета. В годы оккупации выпускник Рижского ВУЗа работает на предприятии «Telefunken Geratewerk Riga», которое тогда приобретает известное ныне имя “Radiotehnika”.


После завершения оккупации и освобождения Латвии Роланд Паулович продолжает работу на том же предприятии уже в качестве советского инженера. В то время будущего создателя S-90 можно без преувеличения назвать человеком своего времени. Его инженерные и конструкторские электроакустические решения часто предвосхищали изобретения западных инженеров. В отличие от многих советских разработчиков, Керно

не повторял уже созданные образцы, а разрабатывал либо принципиально новую технику, либо просто оригинальную и не уступающую зарубежным аналогам.


В начале 60-х Роланд предлагает для достижения высокой верности воспроизведения использовать многополосную конструкцию с частотным разделением при помощи пассивного фильтра. Такие системы практически не выпускались в СССР, да и на западе использовались в основном широкополосные. Это одно из многих новаторских решений, которое найдёт своё применение как в советских, так и в западных массовых продуктах уже в 70-80-е годы.

Фундаментальными знаниями и смелыми техническими решениями Керно заслужил негласный титул патриарха советской электроакустики. Он быстро стал одним из ведущих разработчиков аудиоаппаратуры в

КБ “Орбита”, которое входило в ПО “RRR Radiotehnika VEF”.

Предпосылки к появлению S-90


Как и в случае с первым Hi-Fi усилителем, на голом энтузиазме эта акустическая система появиться не могла. Нужна была воля руководства и так называемая плановая необходимость. Такая необходимость возникла в 1975 году. На выставке “Связь 1975” была представлена радиола “Виктория 003” и электрофон “Аллегро 002”.

«Виктория 003 Стерео»
«Аллегро-002″ стерео»

Представленные образцы готовились к выпуску в течение ближайших 2-х лет. С серийным выпуском возникла проблема: для радиолы и проигрывателя не было достойной акустической системы, которая могла бы раскрыть их возможности. Основным критерием новой акустической системы должна была стать мощность. В техническом задании для разработчиков значился номинал в 35 Вт для каждого канала (т.е. порядка 100 Вт RMS).

Создание такой системы поручили КБ “Орбита”. Керно воспользовался ситуацией и заложил в техническое задание по акустике новые требования HI-FI стандарта. Получивший к тому моменту несколько патентов на электроакустические изобретения, Керно решил применить свои наработки для создания АС с высокой (по советским меркам) верности воспроизведения.

Первые шаги — 35АС-1


В результате напряженного творческого процесса, благодаря интенсивной и слаженной работе коллектива “Орбиты” под руководством Керно, в 1977-м году были созданы 35АС-1. Фактически это те же S-90, только с немного другим дизайном. Именно эта АС стала первой системой, соответствующей Hi-FI стандарту. Авторами проекта стали Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович.

Для обеспечения достаточного звукового давления было выбрано фазоинверторное акустическое оформление корпуса, при этом, чтобы гасить паразитные резонансы от СЧ и ВЧ динамиков, их разместили в отдельных закрытых объемах.

Достаточно современным стало вынесение отверстия фазоинвертора на переднюю панель корпуса, что позволило экономить площадь при размещении АС. В системе были установлены громкоговорители НЧ: 30ГД-1-25, СЧ: 15ГД-11-120 и ВЧ: 10ГД-35-3000.

Одной из интересных и характерных особенностей акустики стали ступенчатые регуляторы уровня воспроизведения для СЧ и ВЧ. Регуляторы позволяли изменять звуковое давление и тембральные особенности в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 000 до 20 000 Гц. 

Каждый блок регулирования имел три фиксированных положения: 0дБ, -3дБ и -6дБ. Так в положении «0 дБ» сигнал с фильтра сразу подавался на динамическую головку, а в остальных положениях проходил через соответствующий резистор, который его ослаблял, таким образом определяя частотные и тембральные особенности звучания.

Лучшая АС в СССР 70-х

Характеристики системы были лучше чем у всех бытовых образцов, выпускавшихся СССР в тот момент. Многие авторы, хорошо знакомые с западными АС того периода, говорят, что эта советская разработка превосходила некоторые образцы аналогичной техники из США и Европы, однозначно уступая только японским разработкам.


  • Паспортная мощность — 90 Вт. 
  • Номинальная мощность — 35 Вт.
  • Номинальное электрическое сопротивление — 4 Ом (8 Ом).
  • Диапазон воспроизводимых частот — 31,5…20000 Гц (+-4 дБ).
  • Номинальное звуковое давление — 1.2 Па.
  • Гармонические искажения АС при уровне звукового давления 90 дБ на частотах:250 – 1000 Гц: 2 %1000 – 2000 Гц: 1,5 %2000 – 6300 Гц: 1 %
  • Габаритные размеры АС — 360x710x285 мм.
  • Масса АС — 30 кг.
Этот пугающе горбатый график АЧХ для советской техники 70-х был недостижимым эталоном


Через два года 35АС-1 с измененным дизайном стали выпускаться заводом “Радиотехника” как самостоятельный продукт под названием S-90. Существенных изменений в акустических характеристиках S-90 не было — это была почти та же АС с новым названием. 
Более поздние версии АС «S-90B» и «S-90D» отличались увеличением частотного диапазона, наличием индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым обновлённым дизайном корпуса.

Колонки S-90F

Радость и проклятье советского меломана

Как и любая другая система 35АС-1 не была лишена недостатков. Придирчивые аудиофилы часто жалуются на бубнящий характер низких, ненатуральную звукопередачу и бесполезность тембральных фильтров при низкой соглаcованности системы с усилителем.

Специалисты отмечают несовершенство конструкции фильтра.


Между тем, высокая мощность АС (что привлекало в многих в этой системе) и присущая советской технике простота конструкции оставили опытным радиолюбителям возможность для доработок и усовершенствований.

Неожиданный “создатель”


Прошли десятилетия, выпуск легендарной системы прекратился в начале девяностых, все основательно забыли о тех, кто её создавал. 

В Латвии, конечно, помнили: Роланд Керно продолжал свой творческий путь инженера почти до момента смерти, стал членом Латвийского акустического общества. Умер инженер в 2003-м году. А вот в России, куда до распада СССР поставлялась львиная доля S-90, о нем забыли.


Так в 2014-м году на канале компании Alex Audio появился ролик, снятый телекомпанией “Эксперт ТВ”, в котором некий член РАЕН Александр Ян-Беляевский (основатель компании “Алекс Аудио”) называется автором акустической системы S-90. Мол, АС была разработана в 80-е годы, когда Ян-Беляевский якобы работал на заводе “Радиотехника”.

Сведений о том, что он действительно там работал в сети нет. Кроме вот этого рассказа самого Ян-Беляевского, приводим цитату, где он упоминает о том, что именно он разработал фильтр для S-90:

«В далеком и безоблачном 1975 году в СССР повсеместно продавалась акустика 35АС — 35 Вт. (по международным стандартам 70 Вт.), которую производили все заводы и Рижский завод имени Попова не был исключением…
Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90
Мне на тот момент было 14 лет, я занимался в кружке радиотехники в Кожухово, метро Автозаводская, под руководством Павла Иконникова. Мои родители были знакомы с главным инженером Рижского завода — Цудечкисом — „Он все мудрил“, „Инициативный человек — все новое-новое внедрял, на нем весь завод и держался!“.Для себя, для дома, я сделал акустическую систему, взяв за основу рижские динамики — „Ее у меня дома увидел Цудечкис!“, первое, что он сказал: „Вот-вот-вот то, что мне нужно — у меня целое КБ (Конструкторское бюро) в подчинении, а все бестолку!“Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90
«Во всем мире — я считаюсь основателем прототипа колонки S-90, который был создан в 1979 году, в 1980 его запустили в серию».Мы поехали в Ригу на завод, зашли во все отделы: инженеры, конструктора, техники. Цудечкис дал распоряжение: „Вот этот парень, что будет говорить то и делайте!“. И все получилось, представляете — мне было 14 лет, они чертили, писали, рассчитывали, фильтры „мои“ сделали… Опытный образец был готов! Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90
-Поначалу все собиралось от „балды“ — я собирал фильтры, не ориентируясь на измерения и вот долгожданный момент — S-90 поставили в звуковую камеру и расчеты Цудечкиса полностью оправдались — Практически идеальный график, „Вы все его знаете“, все были в шоке! Я понял одно: „Акустику можно сделать и на слух!“. Помимо S-90 я разработал колонки S-30, и все новые модели сразу запустили в серию. Мне подарили пару S-30, и я поехал обратно в Москву.»

(авторская типографика сохранена, по материалам nnm2.com/blogs/etam)

Подписывается Ян-Беляевский тоже достаточно пафосно:

Всегда Ваш — Изобретатель S-90. 
С Уважением, Член Российской Академии Естественных Наук
Генеральный директор Компании „ALEKS“
Ян-Беляевский Александр Владимирович

Что интересно, сам Ян-Беляевский 1965-го года рождения. Т.е. 35АС-1 он якобы разработал в 11 лет. К слову, в 1978-м (15.01.1978 г.) году КБ “Орбита” был получен патент № 00588661 на разработку акустической системы 35АС-1 (S-90). Авторы, указанные в патенте — Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович, что полностью исключает возможность какого-либо отношения Ян-Беляевского к этой разработке в 80-е годы.


По сей день многие не слишком искушенные меломаны используют C-90 в качестве домашней акустики. Существуют также коллекционеры, для которых эти советские АС разных серий представляют коллекционную ценность. Российские производители акустических систем, в том числе Aleks Audio и Arslab изготавливают ностальгические клоны S-90. Энтузиасты с руками из правильного места и знаниями в акустике регулярно выкладывают варианты переделок знаменитой легенды советского колонкостроения.


Создатель этой АС, Роланд Керно, из всех инженеров послевоенного времени, сделал, пожалуй, самый внушительный вклад в советскую электроакустику. Он запатентовал более 10 изобретений, разработал практически все акустические системы, выпускавшиеся заводом «VEF Radiotehnika RRR» c 1940-х годов, а это около 30 % всех моделей акустических систем, производившихся в СССР после 40-го года.


Современники инженера говорили о нём следующее:

Это человек уникальный, все «акустики», что с конца 40-х годов производила «Радиотехника», разрабатывал он. Одним из первых он придумал сам принцип: брать несколько динамиков, отвечающих за узкую полосу частот, и разделять их специальными фильтрами. Но Роланд Паулович считал, что невозможно собрать настолько исчерпывающую информацию, чтобы сделать все предсказуемо на бумаге.Всегда какой-то момент творчества останется в этой работе…

За основу был взят текст:

https://m.habr.com/ru/company/pult/blog/409645/

Доработка колонок S-90

Основные недостатки колонок серии S-90.

  1. Малый объем корпуса для низкочастотного динамика. Последствие — бубнение низких частот.
  2. Фазоинвертор рассчитан на частоту 20 Гц. Последствие — большие искажения НЧ.
  3. Никудышный среднечастотный динамик. Последствия — отвратительные СЧ, призвуки.
  4. Низкая частота резонанса высокочастотного динамика. Последствия — «кряканье», сипение.
  5. Фильтр рассчитан с учетом предыдущих недостатков. Последствие — при доработках любого узла фильтр надо изменять.
  6. Корпус недостаточно жесткий и не «заглушен». Последствия — вибрации, призвуки, «бочка».
  7. И т.д. и т.п. …

Изучаем и смекаем

Попивая пиво, доходим до трех истин. Есть три пути:

  1. Легкий и эффективный.
  2. Средней сложности. Больше шаманизма и снобизма. Некоторые улучшения звука по сравнению с пунктом 1.
  3. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный. Реально Вы пробуете изготовить новые колонки. Тут все зависит от качества изготовления и музыкального чутья. Если ничего не получится, то Вам никто ничего и не обещал.

Опишу все. Рекомендую для начала 1-й путь. Ценность его в том, что он не занимает много времени, Вы оставляете все компоненты колонок. Минимум дефицитных деталей и затрат.

Внимание! Внимание! Внимание!

  1. При проведении всех работ следите за правильностью фазировки динамиков. Если вы не сталкивались с этим сами - пригласите специалиста — электроника!
  2. Переделка динамика 15 ГД — 11А — процесс необратимый. В случае неаккуратности у динамика одна дорога — в мусорное ведро, а у Вас другая — на рынок.

Путь первый. Легкий и эффективный.

  1. Средние частоты — главный акцент. Переделкой динамика, добьемся его работы в поршневом режиме, повысим верхнюю граничную частоту, уберем призвуки, повысим чувствительность, улучшим направленность, задемпфрируем.
  2. Переведем колонку в диапазон от 31.5 Гц, вместо 20 Гц. Меньше будет бубнить.
  3. Задавим резонанс высокочастотной головки.
  4. Утихомирим призвуки корпуса

Покупаем в магазине советский теннисный шарик. Китайские и прочие не подходят. У них другой материал. Шарик должен быть именно такой, как в далеком детстве по 8 копеек. В крайнем случае — можно взять у знакомых или в спортивной секции тенниса. Покупаем эпоксидную смолу (немного, можно 1см куб.), клей (Суперцемент, Марс, Арго и т.д. — жесткий после затвердевания), пару простых карандашей, любой медицинский бинт и вату.

Приступаем к творчеству. Шарик пилим по шву пополам. Шов виден на просвет. Он внахлест сделан и шириной 1–2 мм. Пилить надо посредине шва. Я пилил лезвием Нева, предварительно сделав на нем зазубрины точильным бруском. После того как распилили, выравниваете линию распила на наждачной бумаге, и обрабатываете мелкой наждачной бумагой внешнюю поверхность шарика. Если внутри в районе шва есть крупные наплывы, то их тоже надо удалить.

При работе шарик надо закрепить пластилином на батарейке Марс (футляре от фотопленки, баночки от корма для рыбок и т.д., по воображению) в трех точках. Этого достаточно. Пластилин удаляется потом сухой тряпкой или протиркой бензином. После того как поверхность шарика обработана, к ней нельзя прикасаться руками. Растираете грифели карандашей на наждачной бумаге.

Разводите эпоксидную смолу с двойным количеством отвердителя. Покрываете поверхность шарика тончайшим слоем. При необходимости излишки клея можно удалить газетной бумагой. Обсыпаете графитом, стряхиваете лишний. Надо добиться, чтобы сквозь графит не просвечивал белый пластик шарика. Если просвечивает, значит, слой эпоксидной смолы был мал. Надо добавить. После того как все получилось, оставляем затвердевать.

Собираем фильтр на 3 Кгц. Для этого берем конденсатор 4,7 Мф и дроссель 0,6 мГн. Можно взять конденсатор от 4 до 7 мФ и подогнать под него дроссель. Чтобы не забивать голову лишними формулами, то самое простое — произведение емкости конденсатора в микрофарадах на индуктивность дросселя в мГн должно быть равно 2,82.

Допустим емкость конденсатора фильтра — 6,6 мкФ (МБГО и МБМ с допустимым отклонением от номинального значения ±10%), тогда индуктивность катушки 2,82 : 6,6 = 0.43 мГн, (обмотка содержит 150 витков провода ПЭВ-1 0,8, намотанных на каркасе диаметром 22 и длиной 22 мм с диаметром щечек 44 мм).

По этим данным можно собрать контур без LC-метра, поскольку важен не точный номинал, а «захват» резонансной частоты, имеющей определенный разброс. Конденсатор и дроссель крепим на куске ДВП и один вывод катушки припаиваем к выводу конденсатора. К свободным выводам припаиваем провода длиной 40-50 см.

Разбираем колонку. Снимаем низкочастотный динамик, среднечастотный, достаем стакан от него, снимаем высокочастотный динамик, снимаем декоративную накладку, снимаем фазинвертор (на некоторых колонках придется фильтр открутить).

Берем половинку просохшего шарика, полируем его снаружи замшей или газетной бумагой и приклеиваем поверх пылезащитного колпачка головки среднечастотного динамика жестким клеем. Надо следить за тем, чтобы не было непроклееных щелок между краем шарика и колпачком и, чтобы шарик был приклеен точно по центру. То же самое делаем и со вторым среднечастотником. Оставляем сохнуть.

Прикручиваем самодельный фильтр на заднюю стенку колонки (внутри) напротив высокочастотного динамика. Припаиваем провода от фильтра на вывода высокочастотного динамика. Какой куда — роли не играет. Снимаем разъемы с задней стенки колонок и запаиваем провод идущий от усилителя прямо на фильтр. От трубы фазоинвертора отпиливаем ножовкой по металлу 10 см по средней линии. Трубу фазоинвертора и стакан среднечастотного динамика оборачиваем слоем марли и бинтуем.

Надо проверять войдут ли они после этой процедуры в свои гнезда. Если не входят, то слой ваты с марлей уменьшить. Проверяем, есть ли вата и марля в стакане. Добавляем если мало до полного. Демпфируем среднечастотные динамики. Для этого их диффузородержатели дополнительно обтягиваем поролоновыми кольцами, изготовленными из заготовок 10х27х355 мм. концы которых склеены клеем «Момент» встык. Дно и потолок колонки изнутри обклеиваем войлоком, (ватином, синтепоном и т.д.). Провода обматываем бинтом.

Бинт вдоль провода располагаем и скручиваем, обхватывая провод. Фиксировать бинт удобно нитками. Собираем колонку. Промазываем пластилином все периметры всех динамиков. Надевать защитные сетки не стоит, но только при условии, что нет маленьких детей, не заедет жена шваброй или пылесосом и что колонки не будут перевозиться. Включаем колонки. Не узнаем право. Обзваниваем знакомых. Просим подъехать с любимыми записями. Слушаем. Успокаиваем знакомых пивом. С издевкой замечаем, как бы пригодились им баксы, затраченные на приобретение зарубежного хлама.

Путь второй. Средней сложности.

Выполняем все, что указано в пути 1, но не собираем колонки.

  1. Улучшим свойства корпуса и убьем призвуки и «бочку»
  2. Добьемся лучшего прохождения сигнала
  3. Герметизация корпуса. Убираем влияние корпуса
Рис. 1. Схема кроссовера колонок S-90

Итак, поехали. Заднюю стенку корпуса укрепить, расположив две рейки сечением 3х2см. по вертикали во всю длину на расстоянии 15-20 см. друг от друга симметрично, и прикрепив их шурупами к задней стенке. Предварительно место крепления обработать эпоксидкой. Надо учитывать возможность установки потом фазоинвертора. Между задней и передней стенкой устанавливаем рейку распорку на уровне СЧ головки, учитываем возможность установки стакана.

Промазываем все соединения стенок и углы изнутри силиконовым клеем типа «Бизон» или сантехническими силиконовыми же замазками. Оклеиваем весь корпус внутри войлоком (ватином, синтепоном или др.). Толще 1,5 см. не стоит, чтобы не сильно уменьшить внутренний объем корпуса.

Все предложения поменять 15ГД-11А на 6 ГДШ-5 отвергаем. Наш и так уже «крутой», а подобная замена приведет к потере мощности, уменьшению динамического диапазона (очень опасно) и придется сильно изменять фильтр. Так при замене 15ГД-11А на 6 ГДШ-5 для 35АС-212 придется заменить такие детали: L1 — 0,22mH, C2 — 1,0mF, C8 — 0,5mF, L4 — 0,1mH. Указаны новые параметры. При использовании 6 ГДШ-5-4, придется еще поставить дополнительное сопротивление поставить в цепь этой головки на 4Ом. Еще и внешний вид колонки меняется. Ну, если сильно хочется, то можно. Далее. Удаляем переключатели тембров. Удаляем ненужные резисторы R (1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12).

Заменяем провода на монтаже фильтра на медный провод диаметром 1,2 мм. Заменяем провода идущие от динамиков к фильтру, на более путевые. На низкочастотный динамик — многожильный — сечением 2,5–3 мм кв., на среднечастотный Ч 2,5 мм кв. На высокочастотный — 2 мм кв. одножильный. Все провода припаиваются к фильтру напрямую, а не проходом через предыдущие динамики. Фильтр устанавливается на дно колонки. Все провода укладываются под слой войлока.  На боковых стенах.

Регуляторы фильтров снимаются. Изготавливаем на их место деревянные (ДСП, фанерные) заглушки по толщине корпуса. Вливаем их на эпоксидку и пришлифовываем. Обтягиваем переднюю панель самоклеящейся пленкой под дерево в тон шпону колонок.

Устанавливаем динамики. Низкочастотный и среднечастотный через резиновые прокладки. Подойдет резина с оконных утеплителей, тонкие резиновые медицинские шланги, силиконовые шланги (хуже). Установленные динамики обрабатываем по периметру пластилином или не застывающей оконной замазкой (она напоминает кусок хозяйственного мыла и стоит дешево). Проверяем звук. Балдеем просто. Отодвигаем всякие «Pioner», «Technics» , JAMO и …

Путь третий. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный.

Неплохо иметь следующие приборы: осциллограф, генератор звуковых частот, цифровой мультиметр, LC-метр. У человека, который не занимается ремонтом и сборкой на дому — этого всего конечно нет, но есть выход — пойти в мастерскую и попросить померить, что надо прихватив с собой фильтра, головки и т. д. Если за такое и попросят плату, то чисто символическую. Можно даже заказать фильтра.

Это, конечно, будет подороже. Начинаем. Берем за основу 35АС-212 с габаритами 710х360х285. Желательно, чтобы корпус был фанерный, низкочастотный динамик с резиновым подвесом, высокочастотный динамик с куполом из стеклоткани. Разбираем все. Среднечастотный динамик нам больше не нужен. Корпус надо нарастить для низкочастотного динамика с резиновым подвесом до 100 литров. Если подвес пенополиуретановый, то до 120–130 литров. Наш же корпус — 70 литров.

Есть два варианта:

  1. Снять переднюю стенку с корпуса, чтобы потом использовать для матрицы под отверстия для динамиков во вновь изготавливаемом корпусе на 100 л. Из остатков корпусов получаются неплохие ящики под картошку и марковку в погребе.
  2. Можно попробовать нарастить старый корпус.

В первом случае надо ориентироваться на размеры — 1100х360х350 и изготовление в мебельной мастерской по вашим чертежам, с руганью и придирками к качеству. Мы же рассмотрим второй путь. Итак, можно попробовать обойтись малой кровью. Изготавливаем сами, или заказываем два ящика с плотно пригнанными стенками и крышками из двойной 10-ти слойной фанеры с внешними размерами — 380х360х285. В дне колонки и в крышке ящика вырезаем одинаковые отверстия примерно 270х210. Ящик внутри оклеиваем войлоком.

После сборки сделать это будет нереально. Сверлим в крышке ящика и в дне колонки отверстия, через которые скрепим их между собой болтами. Головки болтов должны утопится в потай. Засыпать немного — 10 килограмм дроби не помешает, сверху кидаем марлевый мешок с ватой. Предварительно проливаем соединение эпоксидкой с нормальным содержанием отвердителя. Место соединения оклеиваем войлоком. Остальные телодвижения с корпусом, как в пути 1 и 2.

Среднечастотную головку возьмем 30 ГДС-1. Надо только их проверять — много брака. Чисто механического свойства. Далее. Измеряем f резонанса всех динамиков. Можно фломастером подписать прямо на магнитах, чтобы не путаться и не перемерять все снова.

Хорошо бы было, если бы частота резонанса парных динамиков не отличалась сильно. Если динамик издает посторонние звуки на любой из звуковых частот, то его надо либо чистить, либо менять, если чисткой не удалось добиться нормальной работы. Рассчитываем и мастерим фильтры для нашего случая. Чем меньше индуктивностей — тем лучше. Продолжаем заниматься с корпусом. Удаляем излишки смолы в месте соединения. Пришлифовываем его.

Изготавливаем две деревянные коробочки под фильтры. Крепить мы их будем на задней стенке снаружи. Провода от усилителя запаяем сразу на фильтры. А провода к динамикам протащим через крепления разъемов колонок. Все провода фирменные аудиофильские. Ценовую категорию выбирайте сами. Просто очень дорогие брать — смысла нет. Фазоинвертор лучше переделать под частоту 31,5–40 Гц. Если купол высокочастотной головки из лавсана, то, сняв крестовину надо промазать перхлорвинилом подвес и наружную треть купола. Оклеиваем весь корпус самоклеющейся пленкой. Остальное см. путь 1 и путь 2. С обязательной пошаговой проверкой — лучше — хуже. Лучший метод, если явного результата нет — слепое прослушивание.

Литература

  1. Жагирновский М., Шоров 8. Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций. Радио, 1987, № 8, с. 29–30.
  2. Шоров В. Улучшение головок громкоговорителей. Радио. 1986, № 4, с. 39–41.
  3. Алдошина И., Войшвилло А. Высококачественные акустические системы и излучатели. М., Радио и связь. 1985.
  4. Жбанов В. Механическое демпфирование диффузоров. Радио, 1988, № 5, с. 41–43.
  5. Маслов А. Еще раз о переделке громкоговорителя 35АС-212 (S- 90). Радио, 1985. № 1, С. 59.
  6. Жбанов В. О демпфировании динамических головок. Радио, 1987, № 8, с. 31–34.
  7. Геннадий и Карен Арзумановы. К вопросу о модернизации акустических систем. Вестник А.Р.Ф. №6, 2000

Читайте также

  • колонки s 90

Основы доработка акустики →

← Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций

 

Roland AC-90 Amp Case Продажа, Спокан

Наведите курсор на изображение, чтобы увеличить его

Сэкономьте $-70,40

Roland


Поделитесь этим продуктом

(Артикул: 0954142)
Корпус усилителя Roland AC-90 Черный: Оснащенный высокопроизводительными неодимовыми динамиками и мощностью 90 Вт, усилитель Roland AC-90 обеспечивает насыщенный и мощный звук, оставаясь при этом легким для удобства транспортировки. В AC-90 используется двухполосная стереофоническая акустическая система, которая обеспечивает прозрачные высокие частоты, отлично подходящие для встроенного многополосного стереофонического хоруса, а также обеспечивает невероятно мощное воспроизведение низких частот. Наследие передового опыта АС-90 — это не просто усилитель на блоке ¦ это долгожданное дополнение к ведущему в отрасли семейству усилителей Roland серии AC. Репутация Roland в области звука мирового класса, потрясающих характеристик, портативности и высококачественной конструкции в серии AC подтверждена этим потрясающим усилителем. Силовой исполнитель Обладая стереофонической мощностью 90 Вт (45 Вт + 45 Вт) с высококачественными неодимовыми динамиками, усилитель AC-90 обеспечивает исключительную полнодиапазонную производительность — от мерцающих кристально чистых высоких частот до насыщенных низов. Этот усилитель более чем способен прорезать стену звука. Анти-обратная связь Наслаждайтесь максимальной громкостью без обратной связи. Просто наберите оскорбительную частоту и AC-90 подавляет обратную связь. Это позволяет вам уверенно перемещаться по сцене — даже с мощным звуком мощностью 90 Вт за вашей спиной. Иммерсивные стереоэффекты Встроенные стереоэффекты усилителя AC-90 основаны на десятилетиях ведущих в отрасли исследований и разработок Roland. Испытайте удивительную пространственную глубину и пышное звучание многополосного стереофонического хоруса в сочетании с разработанным режимом WIDE. Задержка и реверберация также предусмотрены, и ими можно управлять с помощью ножного переключателя. Универсальность В дополнение к своим удивительным качествам усиления акустической гитары, Roland AC-90 также может работать как портативная акустическая система благодаря своей двухканальной архитектуре и микрофонному входу с фантомным питанием. Функции Мощность: 90 Вт стерео Два канала: гитарный вход (пьезо/магнитный) и микрофонный/линейный вход с фантомным питанием Динамики: 2×8 дюйма вуфера; два твитера 8 см x 5 см x 2 см (3 дюйма x 2 дюйма) Элементы управления: Гитарный канал: переключатель звукоснимателя (пьезо/магнитный), переключатель формы, громкость, 3-полосный эквалайзер, переключатель хоруса; Микрофонный/линейный канал: фантомный переключатель, переключатель выбора (микрофон/линия), громкость, 3-полосный эквалайзер, переключатель хоруса, ручка хоруса, ручка реверберации (анти-обратная связь), ручка частоты, кнопка запуска, переключатель отключения звука, мастер-ручка, питание выключатель Индикатор: Chorus (гитарный канал, микрофонный/линейный канал), подавление обратной связи, отключение звука, питание Номинальный входной уровень (1 кГц): Гитарный канал: -10dBu Микрофонный/линейный канал: -50/-10dBu Доп. в: -10dBu Номинальный выходной уровень (1 кГц): DI/выход тюнера: +4dBu Линейный выход: +4dBu Выход сабвуфера: +4 dBu Гитарный вход: Канальный входной разъем 1/4 дюйма типа джек Микрофонные/линейные входы: тип XLR, джек-вход 1/4 дюйма Доп. вход: RCA фонотип, 1/4 дюйма телефонный тип DI/Tuner out: 1/4 дюйма, тип TRS Линейный выход: тип XLR, телефонный 1/4 дюйма Выход на сабвуфер: 1/4 дюйма телефонного типа Телефоны: Стерео 1/4 дюйма. Ножной переключатель: 1/4 дюйма, тип телефона TRS Источник питания: 117 В переменного тока, 230 В переменного тока, 240 В переменного тока (50/60 Гц) Потребляемая мощность: 30 Вт В комплекте чехол, инструкция по эксплуатации Дополнительный педальный переключатель: BOSS FS-5L (включение/выключение звука), BOSS FS-5U, BOSS FS-6 Соединительный кабель: PCS-31 Легкий, но мощный с ультрасовременной технологией неодимовых динамиков Стерео 2-полосная акустическая система обеспечивает полнодиапазонную производительность Знаменитый стереофонический многополосный хорус Roland с широким режимом, а также реверберация/задержка Функция контроля обратной связи Удобная бортовая подставка для наклона; доступна дополнительная подставка для динамика Размеры: 18,3 дюйма (464 мм) x 12,9дюймов (326 мм) x 11,9 дюймов (303 мм) Вес: 25,7 фунта (11,7 кг)

American ExpressApple PayDiners ClubDiscoverMeta PayGoogle PayMastercardPayPalShop PayVenmoVisa

Ваша платежная информация надежно обрабатывается. Мы не храним данные кредитной карты и не имеем доступа к информации о вашей кредитной карте.

Страна

США

Почтовый индекс

Возврат
Наш полис действует 30 дней. Если с момента покупки прошло 30 дней, к сожалению, мы не можем предложить вам возврат или обмен.

Чтобы иметь право на возврат, ваш товар должен быть неиспользованным и находиться в том же состоянии, в котором вы его получили. Он также должен быть в оригинальной упаковке.

Некоторые виды товаров не подлежат возврату. Скоропортящиеся товары, такие как продукты питания, цветы, газеты или журналы, возврату не подлежат. Мы также не принимаем товары интимного или санитарного назначения, опасные материалы, легковоспламеняющиеся жидкости или газы.

Дополнительные предметы, не подлежащие возврату:
Подарочные карты
Загружаемые программные продукты
Некоторые товары для здоровья и личной гигиены

Для оформления возврата нам потребуется квитанция или подтверждение покупки.

Пожалуйста, не отправляйте покупку обратно производителю.

В некоторых ситуациях предоставляется только частичное возмещение (если применимо)
Книга с явными следами использования
Компакт-диск, DVD, кассета VHS, программное обеспечение, видеоигра, кассета или виниловая пластинка, которые были открыты
Любой товар не в своем первоначальном состоянии, поврежден или отсутствует по причинам, не связанным с нашей ошибкой.
Любой товар, возвращенный более чем через 30 дней после доставки

Возврат (если применимо)
Как только ваш возврат будет получен и проверен, мы отправим вам электронное письмо, чтобы уведомить вас о том, что мы получили ваш возвращенный товар. Мы также уведомим вас об одобрении или отклонении вашего возмещения.
Если вы одобрены, ваш возврат будет обработан, и кредит будет автоматически применен к вашей кредитной карте или исходному способу оплаты в течение определенного количества дней.

Просроченные или отсутствующие возвраты (если применимо)
Если вы еще не получили возмещение, сначала снова проверьте свой банковский счет.
Затем свяжитесь с компанией, выпустившей вашу кредитную карту, может пройти некоторое время, прежде чем ваш возврат будет официально отправлен.
Далее обратитесь в свой банк. Часто перед отправкой возмещения требуется некоторое время на обработку.
Если вы сделали все это, но до сих пор не получили возмещение, свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Товары для распродажи (если применимо)
Возврат возможен только за товары по обычной цене, к сожалению, за товары со скидкой возврат невозможен.

Обмены (если применимо)
Мы заменяем товары, только если они неисправны или повреждены. Если вам нужно обменять его на такой же товар, отправьте нам электронное письмо по адресу [email protected] и отправьте свой товар по адресу: 1430 N Monroe Street Spokane Washington US 99201.

Подарки
Если товар был помечен как подарок при покупке и доставке непосредственно вам, вы получите подарочный кредит на сумму вашего возврата. После получения возвращенного товара вам будет отправлен подарочный сертификат.

Если товар не был помечен как подарок при покупке, или даритель отправил заказ себе, чтобы передать вам позже, мы отправим возврат дарителю, и он узнает о вашем возврате.

Доставка
Чтобы вернуть товар, отправьте его по почте по адресу: 1430 N Monroe Street Spokane Washington US 99201

Вы будете нести ответственность за оплату транспортных расходов при возврате товара. Стоимость доставки не возвращается. Если вы получите возмещение, стоимость обратной доставки будет вычтена из вашего возмещения.

В зависимости от того, где вы живете, время, которое может потребоваться для доставки товара по обмену, может различаться.

Если вы отправляете товар на сумму более 75 долларов США, вам следует рассмотреть возможность использования отслеживаемой службы доставки или приобретения страховки доставки. Мы не гарантируем, что получим ваш возвращенный товар.

Усилитель для акустической гитары ROLAND AC-90 мощностью 90 Вт

ДОСТУПНОСТЬ:: В НАЛИЧИИ СЕГОДНЯ

  • Описание
  • Отзывы клиентов
  • Также в категории

Долгожданное дополнение к семейству усилителей Roland серии AC! Оснащенный высокопроизводительными динамиками и мощностью 90 Вт, AC-90 обеспечивает насыщенный и мощный звук, оставаясь при этом легким для транспортировки. АС-90 использует стереофоническую двухполосную акустическую систему, которая обеспечивает прозрачные высокие частоты — отлично подходит для встроенного многополосного стереофонического хоруса — а также обеспечивает невероятно мощное воспроизведение низких частот.

Номинальная выходная мощность 45 Вт + 45 Вт. : +4 dBu
LINE OUT: +4 dBu
SUB WOOFER OUT: +4 dBuSpeakersWofer: 20 см (8 дюймов) x 2
ВЧ-динамик: 8 см x 5 см (3 дюйма x 2 дюйма) x 2 Элементы управления [GUITAR Channel]
Переключатель PICKUP (PIEZO, MAGNETIC)
Переключатель SHAPE
Ручка VOLUME
Ручка BASS
Ручка MIDDLE
Ручка TREBLE
Переключатель CHORUS
[MIC/LINE Channel]
Переключатель PHANTOM
Ручка 2 BASS0 VOLUASS9 VOLUASS 90 VOLUASS Ручка
Ручка MIDDLE
Ручка TREBLE
Переключатель CHORUS
[CHORUS]
Ручка CHORUS (SPACE, RICH, WIDE)
[REVERB/DELAY]
Ручка REVERB/DELAY
[ANTI-FEEDBACK]
Переключатель FREQUENCY 1 012 МАСТЕР Регулятор
Индикатор переключателя POWER [Канал GUITAR]
CHORUS
[Канал MIC/LINE]
CHORUS
ANTI-FEEDBACK
MUTE
Разъемы POWER[Канал GUITAR]
Входной разъем (джек 1/4 дюйма)
[Канал MIC/LINE]
Входные разъемы
(XLR, симметричные, фантомное питание: 48 В пост. тока, макс. 10 мА)
(1/4-дюймовый разъем TRS, балансный)
Разъемы AUX IN
L, R (тип RCA)
L (МОНО ), R (джек 1/4 дюйма)
Гнездо DI/TUNER OUT (джек 1/4 дюйма TRS)
Гнезда LINE OUT
L, R (XLR-тип)
MONO (1/4-дюймовый джек)
SUB WOOFER OUT (1/4-дюймовый джек)
PHONES (стерео 1/4-дюймовый джек)
FOOT SW
НАКОНЕЧНИК: MUTE, КОЛЬЦО: АНТИОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (1/4-дюймовый телефон типа TRS)
НАКОНЕЧНИК: CHORUS, КОЛЬЦО: РЕВЕРБ/ЗАДЕРЖКА (1/4-дюймовый тип телефона TRS) Источник питания 117 В переменного тока, 230 В переменного тока, переменный ток 240 В (50/60 Гц)Потребляемая мощность30 ВтАксессуарыФутляр для переноски
Руководство пользователяОпцииНожный переключатель: BOSS FS-5L (включение/выключение звука), BOSS FS-5U, Двойной педальный переключатель: BOSS FS-6, BOSS FS-7
РАЗМЕР И ВЕС Ширина 564 мм
18-5/16 дюймов Глубина 403 мм
11-15/16 дюймов Высота 326 мм
12-7/8 дюймов Вес 13,9 кг
30 фунтов. 11 унций* 0 dBu = 0,775 Vrms*Технические характеристики могут быть изменены без предварительного уведомления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *