Кр1561Тл1: КР1561ТЛ1 микросхема >> 203 шт недорого купить

3 курс Электроника ИУ [препод. Мирина, Михайлов. Много вариантов курсовых, лабы] / Готовое / Md5Checker / information for proekt / м к561тл1 / к561тл1

К561ТЛ1, КР1561ТЛ1 и 564ТЛ1 состояние одного логического элемента И

Вход

Выход АВ

A

B

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

К561ТЛ1 — технические данные

Напряжение питания

3. ..15 В

Ток потребления

20 мА

Выходной ток низкого уровня

0,42 мА

Напряжение срабатывания

2,8 В

Напряжение отпускания

2,2 В

Время задержки распространения

600 нс

Температура окружающей среды

-45…+85оС

Микросхемы К561ТЛ1КР1561ТЛ1 и 564ТЛ1 содержат по четыре двухвходовых базовых элемента И с инверсией выходного сигнала и с порогом Шмитта. Передаточная характеристика каждого элемента имеет два порога: напряжение срабатывания и напряжение отпускания. Разность этих напряжений — есть напряжение гистерезиса, которое для данной микросхемы пропорционально напряжению питания. При напряжении питания равном 5В гистерезис равен 0,6В, а при 1О В гистерезис равен 2 В. Передаточная характеристика этого элемента имеет вид петли, ширина которой и есть запас помехоустойчивости логического элемента.Триггеры Шмитта совершенно необходимы для формирования тактовых последовательности, переключающих состояния триггеров, счетчиков, регистров. Если фронт импульса медленное чем 15 мкс, КМОП-схемы переключаются ненадежно. Фронт и срез импульса на выходе триггера Шмитта не зависят от формы входного сигнала. Перепады получаются калиброванными с длительностью около 100 нс при напряжении источника питания равном 9В. Технические данные можно посмотреть в таблице.

Зарубежным аналогом микросхем К561ТЛ1 и 564ТЛ1 является микросхема CD4093А, а микросхемы КР1561ТЛ1 микросхема CD4093BE.

К561ТЛ1

Это 4 элемента 2И-НЕ с триггерами Шмит-

та на входах. Последнее и отличает работу

этой микрухи от всем известной логики И-НЕ

той же К155ЛА3.

Триггер Шмитта меняет свое состояние

(и, соответственно, сигнал на выходе) рез-

ко — при плавном изменении сигнала на вхо-

де в определенных пределах — у границы пе-

реключения. Таким образом, переключиться в

логический 0 триггер сможет, если входной

сигнал опустится до уровня равного или ни-

же Ul0 — границы переключения низкого уро-

вня,а переключиться в логическую 1 сможет,

если входной сигнал поднимется до уровня

равного или больше Ul1 — границы переклю-

чения высокого уровня.

Уровень Ul1, разумеется, выше уровня

Ul0, и если составить график зависимости

между входным и выходным напряжением триг-

гера Шмитта, получится петля — так назы-

ваемый «гистерезис» (в отличие от простого

элемента с характеристикой в виде линии).

Петлю иногда изображают в логических эле-

ментах с триггером Шмитта. При уровне сиг-

нала больше Ul0, но меньше Ul1 триггер не

переключается, сохраняя прежнее состояние.

Благодаря такой холостой зоне помехи при

плавном изменении сигнала исключены. Т.е.

при том ничтожном уровне помех, которые

обычно воздействуют на любой сигнал (на

уровне десятков мВ), они не могут изменить

состояние триггера (их амплитуда гораздо

меньше ширины холостой зоны). Если только

входной сигнал не находился слишком близко

к границе переключения, и тем самым вероя-

тность полезного переключения была высока.

И в случае переключения под воздействием

помехи оно будет равновероятным (с полез-

ной точки зрения) и однократным, т.к. для

другого переключения сигналу придется пре-

одолеть всю ширину холостой зоны — много

большую уровня помех.

Поскольку диапазон питания микрухи от 3

до 15 В, границы переключения также зави-

сят от питания (почти линейно), и считает-

ся, что Ul0 примерно равна одной трети Ucc

(напряжения питания), т.е.ниже половины, а

Ul1 примерно равна двум третям Ucc — т.е.

больше половины питания. Хотя обычно так

обозначают допустимые пределы уровней КМОП

— технологии,а не границы триггера Шмитта.

Источники информации не вполне коррект-

ны…

Лично меня интересовал потребляемый ток

(когда делал амиговскую мышь для Speccy ).

Понятно, что он зависит от входного напря-

жения, и я провел несколько опытов для

определения максимальной прожорливости

К561ТЛ1. Данные держал в уме, и после сбо-

рки мыши просто забыл. Когда собрался пи-

сать статью — повторил опыт, но уже с им-

портным аналогом MC14093BCP, и заподозрил

разницу (хотя для схемы мыши несуществен-

ную). Когда появилась К561ТЛ1, решил пол-

ностью разобратся с этим вопросом. В итоге

появился скрин и этот текст.

Заодно решил вписать в экран график из

журнала РАДИО 6/90, хотя подозревал, что

он неверен (при низком питании граница Ul1

снижалась ниже половины питания). Еще там

печатали сомнительную информацию об инвер-

тирующем триггере Шмитта. Выходило так,что

это 4 триггера Шмитта с логикой 2И-НЕ, и

можно было предположить его однократное

переключение,если на один вход подали 0 (а

второй уже не прореагирует — согласно ло-

гике элемента). Хотя сам по себе триггер

Шмитта не связан с какой-либо логикой —

это простое устройство, со входом и выхо-

дом.

Цифровые микросхемы транзисторы.

Поиск по сайту

Микросхемы ТТЛ (74.

..).

На рисунке показана схема самого распространенного логического элемента — основы микросхем серии К155 и ее зарубежного аналога — серии 74. Эти серии принято называть стандартными (СТТЛ). Логический элемент микросхем серии К155 имеет среднее быстродействие tзд,р,ср.= 13 нс. и среднее значение тока потребления Iпот = 1,5…2 мА. Таким образом, энергия, затрачиваемая этим элементом на перенос одного бита информации, примерно 100 пДж.

Для обеспечения выходного напряжения высокого уровня U1вых. 2,5 В в схему на рисунке потребовалось добавить диод сдвига уровня VD4, падение напряжения на котором равно 0,7 В. Таким способом была реализована совместимость различных серий ТТЛ по логическим уровням. Микросхемы на основе инвертора, показанного на рисунке (серии К155, К555, К1533, К1531, К134, К131, К531), имеют очень большую номенклатуру и широко применяются.

Динамические параметры микросхем ТТЛ серии

ТТЛ серия Параметр Нагрузка
Российские Зарубежные Pпот.
мВт.
tзд.р. нс Эпот. пДж. Cн. пФ. Rн. кОм.
К155 КМ155 74 10 9 90 15 0,4
К134 74L 1 33 33 50 4
К131 74H 22 6 132 25 0,28
К555 74LS 2 9,5 19 15 2
К531 74S 19 3 57 15 0,28
К1533 74ALS 1,2 4 4,8
15
2
К1531 74F 4 3 12 15 0,28

При совместном использовании микросхем ТТЛ высокоскоростных, стандартных и микромощных следует учитывать, что микросхемы серии К531 дают увеличенный уровень помех по шинам питания из-за больших по силе и коротких по времени импульсов сквозного тока короткого замыкания выходных транзисторов логических элементов. При совместном применении микросхем серий К155 и К555 помехи невелики.

Взаимная нагрузочная способность логических элементов ТТЛ разных серий

Нагружаемый
выход
Число входов-нагрузок из серий
К555 (74LS) К155 (74) К531 (74S)
К155, КM155, (74)
40 10 8
К155, КM155, (74), буферная 60 30 24
К555 (74LS) 20 5 4
К555 (74LS), буферная 60 15 12
К531 (74S) 50 12 10
К531 (74S), буферная 150 37 30

Выходы однокристальных, т. е. расположенных в одном корпусе, логических элементов ТТЛ, можно соединять вместе. При этом надо учитывать, что импульсная помеха от сквозного тока по проводу питания пропорционально возрастет. Реально на печатной плате остаются неиспользованные входы и даже микросхемы (часто их специально «закладывают про запас») Такие входы логического элемента можно соединять вместе, при этом ток Ioвх. не увеличивается. Как правило, микросхемы ТТЛ с логическими функциями И, ИЛИ потребляют от источников питании меньшие токи, если на всех входах присутствуют напряжения низкого уровня. Из-за этого входы таких неиспользуемых элементов ТТЛ следует заземлять.

Статические параметры микросхем ТТЛ

Параметр Условия измерения К155 К555 К531 К1531
Мин. Тип. Макс. Мин. Тип. Макс. Мин. Тип. Макс. Мин. Макс.
U1вх, В
схема
U1вх или U0вх Присутствуют на всех входах 2 2 2 2
U0вх, В
схема
0,8 0,8 0,8
U0вых, В
схема
Uи.п.= 4,5 В 0,4 0,35 0,5 0,5 0,5
I0вых= 16 мА I0вых= 8 мА I0вых= 20 мА
U1вых, В
схема
Uи. п.= 4,5 В 2,4 3,5 2,7 3,4 2,7 3,4 2,7
I1вых= -0,8 мА I1вых= -0,4 мА I1вых= -1 мА
I1вых, мкА с ОК
схема
U1и.п.= 4,5 В, U1вых=5,5 В 250 100 250
I1вых, мкА Состояние Z
схема
U1и.п.= 5,5 В, U1вых= 2,4 В на входе разрешения Е1 Uвх= 2 В 40 20 50
I0вых, мкА Состояние Z
схема
U1и. п.= 5,5 В, Uвых= 0,4 В, Uвх= 2 В -40 -20 -50
I1вх, мкА
схема
U1и.п.= 5,5 В, U1вх= 2,7 В 40 20 50 20
I1вх, max, мА U1и.п.= 5,5 В, U1вх= 10 В 1 0,1 1 0,1
I0вх, мА
схема
U1и.п.= 5,5 В, U0вх= 0,4 В -1,6 -0,4 -2,0 -0,6
Iк. з., мАU1и.п.= 5,5 В, U0вых= 0 В -18 -55 -100 -100 -60 -150


Цифровой тахометр

Sinopsis

Pentru magnetofonul Rostov 105 S-1 si ulterior pentru magnetofonul Rostov 105 (Versiunea 2) am pus la punct un tahograf electronic cu 4 digiti. Преобразование является реверсивным с возможностью сброса пульсирующего импульса с помощью приложения HIGH pe pinul 4 al microcontroller-ului. Pulsurile pentru numarare vin dintr-un sistem dioda emisiva IR — фотодиода + транзисторный усилитель, монтируемый в dreptul tamburului rolei acceptoare. Traductorul оптоэлектронная провинция на другой магнитофон Ростов 105 S-1 несуществующий.

Semnalele PLAY си INAPOI se culeg де пе placa де comanda магнитофонулуи. Pentru mai multe detalii, Consultati schema Placii de comanda и magnetofonului. Выведите вывод пользователя или средства ухода за портом NAND типа CD4011 в результате семенного аминтита.

Полная реализация встроенного в микроконтроллер PIC16F84A порта, встроенного в микроконтроллер PIC16F628A. Метод установки 4-х сегментного 7-сегментного программного обеспечения в системе мультиплексирования.

Схема

Inainte de toate, требуй консультата по схеме принципала и тахографуи.

Рис. 1 : Принципиальная электрическая схема и электронная схема

Ядро схемы микроконтроллера-ul PIC16F628. Acesta и ajutat форматора импульса фермы генерировать интегрированный CD4093 Sau KR1561TL1. Tensiunile команды де 5 V TTL на дату транзита KT315B impreuna cu divizorii rezistivi aferenti. S-a recurs la aceasta solutie pentru a form din +9Для подключения к магнитопроводу требуется питание +5 В или совместимый микроконтроллер TTL pentru. Semnalul pentru REWIND este negat deci trebuie sa-l facem activ pe frontul crescator (inversorul este facut cu KT315B). Транзистории КТ315Б с эквивалентами ВС107А.

Рис. 2 : Принципиальная электрическая схема модуля обнаружения пульса0005

Pentru punerea in functiune a tahografului este necesara otensiune de +5 V care nu e disponibila in magnetofonul Rostov 105 S-1 sau Rostov 105 (pentru Versiunea a 2-a a tahografului). O vom genera cu un регулятор liniar 7805 montat pe un miniradiator. De asemenea in figura de mais sus este si schema de conexiune a traductorului optoelectronic ce poate fi executat cu fotodioda si fototranzistor sau se poate utiliza varianta cu traductor optoelectronic de la un alt magnetofon аналогичный — раствор для ухода за ам адоптат-о ЕС.

Программное обеспечение

Pun la dispozitie soft-ul pe care l-am dezvoltat специальная схема pentru aceasta . El nu va functiona cu alte variante ale Schemei din acest articol. Мягкий микроконтроллер на основе микроконтроллера PIC16F628(A). Pentru a descarca soft-ul, efectuati click pe numele fisierului . HEX care este o arhiva .ZIP. Softul se poate programa cu orice programator предназначенный для PIC-urilor и серийный аминтит.

Щелкните по номеру fisierului dorit pentru a-l descarca.

  • tahograf_v1.zip (программный .HEX архив)

Фотографии

В aceasta sectiune gasiti fotografii ale proiectului.

Cei 4 элемента Hewlett Packard с ярко-розовым светодиодом. Elementii sunt cu catodul comun.

Detaliu de positionare a pieselor pe cablaje.

База Деталиу, фата 2.

База Деталиу, фата 1.

Detaliu placa de baza a tahografului electronic. Soclurile urmeaza в fi inlocuite cu variantele augat, dupa cum se vede in urmatoare fotografia.

Detaliu modul afisor si placa de baza a tahografului electronic.

Процедура монтажа и тахографа электронная в магнитофоне Ростов 105 С-1.

Подробная схема монтажа в магнитофоне.

Тест, тест . .. тест си deparazitarea software-ului inscris in ROM-ul microcontroller-ului.

Детали магнитофона Ростов 105 С-1 с тахографическим электронным монтажом, гата де лукру.

Деталиу магнитофон Ростов 105 С-1 cu тахограф электронный пе тимп де ноапте.

Tahograful functioneaza pe magnetofonul meu fara Probleme din momentul in care l-am montat.

Continuare

Dupa prima versiune a tahografului electronic, a urmat, invariabil, versiunea doua destinata a fi montata pe cel de-al doilea magnetofon Ростов 105 pe care-l detin. Принципиальная схема включает в себя электрический уровень микроконтроллера и программный микроконтроллер, который быстро реабилитирует пентру и соединяет команду с мультиплексором.

Схема

Inainte de toate, требуй консультата по схеме принципала и тахографуи.

Рис. 1 : Принципиальная электрическая схема и электронная схема

In continuare, принципиальная схема и определенная.

Рис. 2 : Принципиальная электрическая схема модуля обнаружения пульса0005

Dintre Scheme de principiu ale utilitarelor aferente punerii in functiune a tahografului, se va utiliza doar sectiunea dedicata traductorului optic, cealalta parte a Scheme fiind inclusa in schema de baza a tahografului V2.

Программное обеспечение

Pun la dispozitie soft-ul pe care l-am dezvoltat специальная схема pentru aceasta . El nu va functiona cu alte variante ale Schemei din acest articol. Мягкий микроконтроллер на основе микроконтроллера PIC16F628(A). Pentru a descarca soft-ul, efectuati click pe numele fisierului .HEX care este o arhiva .ZIP. Softul se poate programa cu orice programator предназначенный для PIC-urilor и серийный аминтит.

Нажмите pe numele fisierului dorit pentru a-l descarca.

  • tahograf_v2.zip (программный .HEX архив)

Фотографии

В aceasta sectiune gasiti fotografii ale proiectului.

Cablajul partii de afisare impreuna cu cei 4 elementi 7-Segment verzi.

Detaliu al procesului de lipire a pieselor pe cablajul de la afisor.

Детали: элементы 7-Segment si cei 4 transzistori driver montati. Fiindca elementii verzi, nu sunt cu consum redus, am utilizat tranzistori drept driveri.

Детали: toate piesele montate pe placa de afisare.

Placa de afisare cablata.

Детали: Placa de afisare cablata.

Detaliu: Placa de afisare cablata si cusuta .

Командная площадь Каблая.

Детали: placa de comanda cu piesele plantate dar cu soclurile augat nepopulate.

Detaliu: cablaj placa de comanda, verso (fata lipiturilor).

Детали: Каблаж Пласа де Команда, Интеграл населения.

Detaliu: punctele de pe placa de comanda a magnetofonului, unde trebuie lipite firele de comanda. росу = ПЕРЕМОТКА; маро = ИГРА).

Тахограф в функционале по магнитофону Ростов 105.

Амбеле магнитофоан Ростов 105 cu тахометр в функционале.

Personal nu sunt multumit de calitatea cablajelor realizate prin noua metoda pe care am utilizat-o (transfer toner cu fierul de calcat) deci va urma o a treia varianta a tahografului, complet regandita si perfectionata din punct de vedere al cablajelor si final a Schelor электрические принципы. Am Ales varianta Constructioni Cablajelor Prin Methoda Transferului Termic Datorita Complexitatii Si Densitatii Mari a Cablajelor — Nu se putau realiza manual ca in cazul primei variante de tahograf. De remarcat, totusi, faptul ca aceste cablaje pe care le-am executat cu noua technologie de factory sunt net superioare celor executate manual.

Va multumesc pentru interesul acordat acestui site.


Copyright © 2004-

2005 Alexandru Groza
Все права защищены.
ВЕР. 1.0 | РЕВ. А

Как подключить тахометр к дизелю.

Самодельный тахометр на автомобиль Тахометр автомобильный общий вид чертеж

Автомобильный рынок сегодня предоставляет выбор, как бюджетных иномарок хорошего качества, так и более дорогих автомобилей премиум-класса. Доступно на рынке электронных тахометров предназначен для автомобилей отечественного производства с четырехцилиндровыми рядными двигателями. Электронный тахометр можно легко подключить к любой модели автомобиля ВАЗ. Концепция четырехцилиндрового двигателя в настоящее время наиболее распространена на рынке, но существуют также 3-цилиндровые или 6-8-12-цилиндровые двигатели. В этом случае качественно подключить электронный тахометр к автомобилю невозможно, показания прибора не будут точно отражать реальные параметры.

На рис. 2 показана электрическая схема квазианалогового электронного тахометра. Принцип работы этого устройства следующий. Частота вращения коленчатого вала двигателя соответствует линейной шкале светодиодов, которые расположены на панели тахометра. Конечно, цифровые тахометры, которые выпускались на заводе, более точны в своих показаниях, но они стоят денег. Предлагаем создать такое устройство своими руками, причем с небольшим набором базовых компонентов.

Электронная шкала тахометра состоит из 9 светодиодов. Каждый горящий светодиод должен соответствовать 600 об/мин двигателя. При работе двигателя на холостом ходу должен гореть только один светодиод. Тахометр настраивается подбором номинала резистора R6. В зависимости от сопротивления резистора можно установить показатели на необходимое количество цилиндров. Вы также можете изменить цену раздела.

Источником импульсов для полноценной работы электротахометра в зависимости от комплектации автомобиля может быть датчик Холла, входящий в состав электронной системы зажигания, датчик положения вала и другие исполнения. Работа этих устройств посылает в нашу электрическую цепь импульсы, которые изменяют сопротивления R1.

Индикатор тахометра работает как упрощенный частотомер. Импульсы, которые постоянно поступают с датчика двигателя автомобиля, поступают на счетный вход десятичного счетчика. Импульсы от тактового генератора поступают на «обнуляющий» вход. Состояние счетчика зависит от частоты входных импульсов. Чем выше частота, тем большее число изменит состояние счетчика.

Светодиоды загораются в зависимости от входной частоты индикатора. На выходе счетчика подключен десятичный дешифратор. В процессе подсчета входных импульсов ни один из светодиодов не загорится. Инерция человеческого зрения создает как бы впечатление одновременного свечения светодиодов.

Питание для работы схемы устройства можно подключить от любого источника, минуя зажигание. Точкой подключения может служить прикуриватель или разъем автомагнитолы.

В некоторых случаях цепь может питаться от замка зажигания. Большой разницы нет, когда мотор не работает, электрическая цепь разомкнута, и соответственно ток на светодиоды не подается, они перестают светиться после прекращения работы двигателя.

Диод VD1 предназначен для защиты электрической цепи от неправильной полярности источника питания, подаваемого на вход схемы. Поскольку стабилизатор напряжения отсутствует, микросхема К561 работает при стандартном напряжении до 15 В. Все автоэлектрики и автовладельцы знают, что в электросеть автомобиля не следует подавать напряжение более 14 вольт, так как это плохо влияет на работу бортовые электрические устройства.

Датчик частоты вращения коленчатого вала в режиме реального времени посылает импульсы на базу транзистора VT1. Транзистор КТ3102 можно заменить аналогом КТ315. На входе используется транзистор для защиты входа КМОП-микросхемы от различных скачков напряжения, возникающих в электросети автомобиля. Также транзистор VT1 работает как преобразователь.

Величина резистора R1 выбирается в зависимости от источника импульсов. На диаграмме показано сопротивление, соответствующее ширине импульса с выхода датчика положения коленчатого вала в инжекторном двигателе или датчика Холла в цепи бесконтактного зажигания карбюраторного двигателя.

Импульсы, уже согласованные друг с другом по уровню, снимаются с коллектора VT1 и подаются на триггер Шмитта, построенный на элементах D1.1-D1.2. Триггер отвечает за преобразование импульсов в форму, необходимую для работы счетчика. Конденсатор С2 подавляет помехи, которые могут вызвать сбои в работе счетчика. В паре с резистором R4 конденсатор С2 образует своеобразный фильтр, не пропускающий импульсы относительно высокой частоты.

Выход D1.2 посылает импульсы на вход счетчика D2. Мультивибратор собран на двух других элементах микросхемы D1. Мультивибратор вырабатывает тактовые импульсы определенной частоты. Тактовая частота, в свою очередь, зависит от выбранного сопротивления R6. Эти импульсы поступают на часть электрической цепи С3-R7, что способствует формированию импульса сброса счетчика D2.

Светодиоды индикации HL1-HL9 подключены к выходам счетчика D2. Микросхема К561ИЕ8 имеет относительно слабый ток на своих выходах, поэтому в качестве индикаторов рекомендуется использовать сверхъяркие светодиоды (при малом входящем токе они светятся как обычные индикаторные). Заменяем микросхему К561ЛЕ5 при необходимости на аналог К561ЛА7 или СD4001, CD4011. Микросхему К561ИЕ8 можно заменить на CD4017. В схеме есть регулятор яркости R9, с помощью которого мы можем регулировать входящий ток, а соответственно и яркость индикации. Это позволяет затемнять светодиоды ночью, чтобы они не слепили глаза водителю.

На рис. 2 изображена простая печатная плата, на которой собран индикатор. Чтобы не усложнять проводку дороже платы, было решено подключить светодиоды HL1-HL4 к выходам счетчика через перемычки из монтажного провода. Светодиоды подключены к печатной плате в одну линию.

В том случае, если конструкция приборной панели автомобиля не позволяет компактно разместить весь модуль со схемой и диодами, то светодиоды можно вынести за пределы платы, установив их на отдельный участок приборной панели.

Есть еще вариант установки тахометра на приборную панель. Это для сборки индикатора в отдельно стоящий пластиковый корпус. Используйте двухсторонний скотч, чтобы приклеить его в удобное место.

Светодиоды лучше купить суперяркие. Желательно прямоугольный.

После установки всего прибора на место необходимо отрегулировать правильную работу устройств. Настройку следует начинать с расчета сопротивления R1 исходя из того, что сопротивление, указанное на схеме, соответствует амплитуде поступающих импульсов. Затем нужно заменить резистор R6 последовательно соединенными переменными резисторами номиналом 1 Ом и постоянным номиналом 10 кОм. Далее настраиваем переменный резистор на максимальное сопротивление. Его нужно отрегулировать так, чтобы при работе двигателя на холостом ходу горели только два светодиода. Обратите внимание на это положение резистора. Тогда нужно еще уменьшить сопротивление, чтобы горел только один светодиод. Теперь, когда вилка сопротивления установлена, вам нужно установить резистор в среднее положение. Далее измеряем полученное сопротивление и выясняем необходимое сопротивление R8.

С помощью специального прибора на СТО можно измерить частоту коленчатого вала автомобиля. Таким образом, имея необходимые данные о числе оборотов коленчатого вала, можно более точно настроить показатели, с показаниями образцового прибора. Этот прибор является всего лишь индикатором, его не нужно рассматривать как измерительный прибор.

Добрый день уважаемые радиолюбители! Как известно, тахометр – это измерительный прибор, измеряющий скорость вращения валов механизмов. В автомобилях для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя ранее устанавливались механические тахометры, современные автомобили оснащаются электрическими или электронными. Недавно нашел в своей папке со схемами простенький тахометр прямиком из 90 с. Сам не собирал, а дядя делал, говорит, работает хорошо. К сожалению фото не осталось. Принцип работы основан на преобразовании переменного напряжения, снимаемого с обмоток автомобильного генератора, в постоянное напряжение, пропорциональное частоте вращения коленчатого вала и изменении длины светящейся полосы в индикаторной газоразрядной лампе ИН-13. Вот схема этого устройства:

Трансформатор на 6,3 вольта, в качестве первичной обмотки использовалась обмотка на 6,3 вольта, а в качестве вторичной обмотка на 220 вольт. Диодный мост рассчитан на 400-500 вольт, сила тока не важна. Резисторы R1-R2 по 2 ватта (можно и 5 ватт). Конденсаторы С1-С2 должны быть неполярными.

Настройка тахометра

Устройство настраивается следующим образом: подбором конденсаторов С1, С2 и резистора R4 добиться, чтобы длина светящейся полосы контрольной лампы на холостом ходу составляла около 10 мм (для меньшей длины увеличьте емкость конденсаторов С1, С2 или уменьшить сопротивление R4). Затем добиваются равномерного изменения длины светящейся полосы при увеличении частоты вращения коленчатого вала (подбором резисторов R4, R5, конденсаторов С1, С2, С3) и калибруют шкалу по эталонному тахометру. Схема отправлена ​​ Василий Р .

Большинство современных автомобилей оснащены тахометрами , облегчающими правильный выбор коробки передач, что продлевает срок службы двигателя. Если в вашем автомобиле такого устройства нет, то его можно изготовить по предложенному описанию.

Схема тахометра представлена ​​на рис. 1. Его основной особенностью является использование микросхемы К1003ПП1, предназначенной для управления линейной шкалой из 12 светодиодов. В стандартной версии версии, описанной в , микросхема обеспечивает формирование столбца светящихся светодиодов, длина которого пропорциональна входному напряжению.

Сигнал, частота которого пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя, снимается с контактов прерывателя или с усилителя-формирователя датчика Холла и подается через делитель напряжения R1R2 на вход триггера Шмитта ДД1.1. Назначение триггера и конденсатора СЗ — подавить импульсы дребезга на выходе прерывателя, высоковольтные выбросы на обмотке катушки зажигания и довести сигнал до стандартных уровней КМОП-логики с нормальной крутизной фронтов.


нажмите на схему, чтобы увеличить
Рис. 1 Схема тахометра

Выход триггера Шмитта запускает ждущий мультивибратор на микросхеме DD2. В основном положении переключателя SA1 «6000» длительность импульсов, генерируемых ждущим мультивибратором, составляет 2,5 мс. При частоте вращения 6000 об/мин частота импульсов для четырехцилиндрового двигателя 200 Гц, период следования 5 мс, скважность 2. Интегрирующая цепь R12C6 усредняет эти импульсы, а среднее напряжение на конденсаторе С6 составляет около 3 В. Это напряжение поступает на вывод …17 (UBX) DD2. При подаче напряжения 3 В на выв. 3 (УБ) этой микросхемы и определяя масштаб индикации, включаются все 12 светодиодов HL1…HL12, образуя светящийся столб.

При меньших оборотах двигателя скважность импульсов на выходе DD1 увеличивается, среднее напряжение на конденсаторе С6 уменьшается пропорционально оборотам, высота столбца становится меньше. Когда двигатель остановлен, ни один из светодиодов не горит. «Деление» светодиодной шкалы составляет 500 об/мин.

Желательно установить светодиоды разного цвета свечения. Например, если оптимальная работа двигателя соответствует 2000…4000 об/мин, то светодиоды HL1…HL3 могут быть желтыми или оранжевыми («понижающая передача»), HL4…HL8 — зелеными («норма»), HL9…HL12 — красный («переключение на более высокую передачу»).

Для регулировки холостого хода переключатель следует установить в положение «1200». При этом длительность формируемых импульсов увеличится в 5 раз и составит 12,5 мс, а «деление шкалы» 100 об/мин.

Микросхемы DD1 и DD2 тахометра питаются через интегральный стабилизатор напряжения DA1. Конденсаторы С1 и С2 обеспечивают стабильность работы стабилизатора.

Ток через светодиоды, подключенные к микросхеме DA2, определяется напряжением на ее выводе. 2. В дневное время, когда лампы подсветки панели приборов выключены, на входах элемента DD1.2 присутствует лог. 0, на выходе — напряжение 6 В, на выв. 2 DA2 — около 0,85 В, что задает ток 25 мА через каждый светодиод. Вечером при включении подсветки напряжение на выв. 2 снижается до 0,4 В, что снижает ток через светодиоды до 8 мА и, соответственно, их яркость.

Чертеж печатной платы тахометра показан на рис. 2. В конструкции использованы постоянные резисторы МЛТ, подстроечный СПЗ-19а. Конденсатор С5 типа К73-17 на напряжение 250 В, С6 — К50-16, остальные — КМ-5 и КМ-6. Микросхема DA1 — любой стабилизатор напряжения на 6 В, например, КР1157ЕН6 с любым буквенным индексом, КР142ЕН5Б(Г), КР1180ЕН6, 78Л06, 7806. Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на КР1561ТЛ1, СD4093, СD4093Б, а К1003ПП1 — на УАА180 или А277.

Оранжевые светодиоды — АЛ307ММ (желтые обычно светят слабее остальных), зеленые с повышенной яркостью — АЛ307НМ6, красные — АЛ307БМ. Штыри светодиода согнуты на 90° с их осями, параллельными печатной плате. Размер светодиодов уменьшен до 5 мм напильником.

Переключатель SA1 — любой небольшой тумблер, его следует устанавливать в непосредственной близости от печатной платы.

Неиспользуемые входы микросхем DD1 и DD2 подключаются либо к общему проводу, либо к цепи +6 В.

Настройка тахометра довольно проста. Сначала переключатель SA1 устанавливают в положение «6000», на вход тахометра подают импульсы положительной полярности амплитудой 12 В с частотой 200 Гц и скважностью, близкой к 2, для имитации подключения к прерывателю. При необходимости подберите сопротивление резистора R8. Затем аналогичная операция выполняется для положения SA1 «1200» при частоте входных импульсов 40 Гц.

Светодиоды можно расположить по дуге окружности. В этом случае более эффективным может быть свечение одного светодиода из цепочки. Для обеспечения такого режима включения светодиодов их аноды должны быть отключены от выводов микросхемы DA2 и подключены к выводу питания (вывод 18).

Тахометр — прибор, который активно используется на бензиновых и дизельных автомобилях. Это устройство используется для измерения скорости вращения (оборотов) коленчатого вала или генератора. Большинство современных автомобилей оснащаются штатным тахометром прямо с завода.

Необходимость самостоятельной установки тахометра на дизельный двигатель может возникнуть по разным причинам. Следует отметить, что схема подключения тахометра на дизельном двигателе несколько отличается от аналогичного решения для бензиновых двигателей внутреннего сгорания. В процессе выбора тахометра для дизеля необходимо учитывать эту особенность, так как на дизеле тахометр для бензиновых двигателей работать не будет.

Читайте в этой статье

Откуда поступает сигнал тахометра на дизель?

Сегодня для дизельных двигателей в продаже имеются электронные, цифровые и аналоговые тахометры, схема подключения которых предполагает ряд особенностей. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев точкой подключения тахометра для дизеля выступает генератор.

Для осуществления подключения к генератору необходимо иметь сам тахометр, изолированный провод и сопроводительную инструкцию по установке и эксплуатации автомобильного тахометра.

Подключение устройства

Принцип работы электронного тахометра основан на считывании электрических импульсов. В бензиновых агрегатах считываются импульсы, которые в определенном количестве подаются на катушку зажигания. Что касается дизеля, то считывание осуществляется со специального терминала, который находится в корпусе генератора.

Читайте также

Почему дизельный двигатель не нужно крутить как бензиновый. Особенности и отличия дизельных двигателей внутреннего сгорания по сравнению с бензиновыми. Оптимальные обороты.

  • Частота вращения двигателя и срок службы. Недостатки езды на низких и высоких оборотах. С каким числом оборотов двигателя лучше ездить. Советы и приемы.


  • Тахометр состоит из 4-разрядного светодиодного индикатора (для точного определения оборотов) и группы светодиодов , расположенных по кругу (для наглядного, точнее, определения оборотов). Индикатор показывает с точностью до 1 об/мин. Светодиодная лента состоит из 32 зеленых светодиодов и 5 красных светодиодов, расположенных в конце шкалы или любого количества красных светодиодов на ваше усмотрение.

    32-й круговой линейки

    точка или непрерывный дисплей

    4-значный дисплей

    Индикатор переключения передач Светодиод

    Ограничитель выходного сигнала

    Измерение 0-9999 или выше 10000 об / мин

    . Опции для 1 об/мин, 10 об/мин или 100 об/мин Разрешение дисплея

    Автоматическое отображение яркости в условиях низкой освещенности

    Регулируется для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12-цилиндровых 4-тактных двигателей и 1, 2, 3, 4, 5 и 6-цилиндровые 2-тактные двигатели

    Выбор красной линии

    Выбор поворотов светового сдвига

    Выбор ограничителя скорости

    Выбор количества светодиодов красной линии

    Выбор периода обновления изображения

    Выбор гистерезиса для светодиодной полосы

    Минимум лимит времени

    Устройство можно разделить на две части:

    1) плата управления

    2) плата дисплея

    Плата управления содержит контроллер pic16F88, блок питания светодиодов и кнопки управления. Пожалуй, самое интересное — это кнопки управления, которыми настраивают тахометр. Кнопок всего три:

    S1 — установка

    При настройке устройства зеленый светодиод 34 (режим) и красный светодиод 35 (настройка) показывают состояние. 4-разрядный индикатор с общим анодом.

    Устройство подключено к низкому уровню или к высокому уровню сигнала. Под низким уровнем понимается подключение к ЭБУ автомобиля, а под высоким — к катушке зажигания.

    Микросхема MC34063 представляет собой DC-DC преобразователь, который работает на частоте 40 кГц, коммутирует транзистор для питания светодиодов стабилизированным током.

    VR1 — позволяет регулировать выходное напряжение MC34063 в пределах 1,25-4В.

    Индуктивность L1 намотана на феритовом кольце диаметром 28 мм проводом 0,5 мм.

    LM2940CT-5 Стабилизатор напряжения на 5В, обеспечивает питание цепи управления. Микросхемы М5451, драйвер светодиода.

    Автоматическая яркость реализована на элементе LDR1 (фоторезистор), который расположен на плате индикации. Чем лучше освещение, тем меньше сопротивление LDR1. Напряжение на LDR1 при высокой освещенности составляет около 1В. В зависимости от сопротивления LDR1 на транзисторы Q2 и Q3 подаются разные напряжения, которые в свою очередь управляют яркостью светодиодов через драйверы. Для коррекции автоматической яркости в схему введен элемент VR6, представляющий собой переменный резистор сопротивлением 50КОм.

    Тахометр имеет электронный ограничитель скорости, огранич.

    Настройки:

    Для перехода в режим настроек нужно зажать кнопку вверх и подать питание, если кнопку вверх не нажимать, то устройство перейдет в нормальный режим работы. Отпустите кнопку вверх, и на дисплее должно загореться устройство, что означает режим 1. Загорится зеленый светодиод «режим». Необходимо выбрать режим с 1 по 13 кнопками вверх и вниз.

    В каждом режиме нужно делать свои настройки.

    Режим Возможные настройки Примечание
    1 Количество цилиндров 1-12 выбор числа цилиндров
    2 красных светодиода 0-10 позволяет изменить длину отображения красной линии
    3 Красная линия 0-30 000 загорается первый красный светодиод
    4 об/мин на светодиод автоматически вычисляется автоматически из режимов 2 и 3
    5 Легкий сдвиг 0-30 000 если не нужно устанавливать дальше красной линии
    6 Ограничитель скорости 0-30 000 установить электронный ограничитель скорости (см. 12)
    7 Гистерезис 0-255 предотвращает мерцание светодиодов, см. режим 4
    8 Обновления дисплея 0–510 мс с шагом 2 мс установлен период обновления дисплея
    9 Формат отображения 0,1,2 установка формата отображения об/мин 0) 9999 1) 9,999-10,00 2) 9,99-10,00
    10 Разрешение 0,1,10 установка разрешения 0) 1 об/мин 1) 10 об/мин 10) 100 об/мин
    11 Визуализация 0 или 1 0) для отображения точки 1) для отображения непрерывного изменения
    12 Чувствительность 0 или 1 0) для низкого уровня «0В» 1) для высокого уровня «+5В»
    13 Часовня периода 0–510 мс с шагом 2 мс установить минимальное время, когда выход отключения активен

    Режим 1 — количество цилиндров: введите точное количество цилиндров для 4-тактного двигателя (1-12 цилиндров). Например, выберите «2» для 1-цилиндрового 2-тактного двигателя, 4 для 2-цилиндрового 2-тактного двигателя и т. д. Для мотоцикла 11 или 7 подходят для 2-цилиндровых асимметричных 4-тактных двигателей. 9для тюнинга асимметричного 3-цилиндрового 4-тактного двигателя.

    Режим 2 — красные светодиоды: отвечает за свечение красной светодиодной ленты, выбираем количество светодиодов которые будут гореть, по умолчанию 5, можно выбрать 0-10.

    Режим 3 — красная линия: этот режим используется для установки максимально рекомендуемых оборотов для вашего двигателя. Значение по умолчанию — 9000. Обратите внимание, что 10 000 оборотов будут отображаться как 10,00.

    Режим 4 — число оборотов на светодиод: в этом режиме отображается прирост числа оборотов для каждого светодиода в полосе, т. е. сколько оборотов приходится на каждый светодиод.

    Режим 5 — Light Shift: Значение по умолчанию 8000 об/мин, в пределах от нуля и выше 30 тысяч об/мин. Параметр имеет формат x1000, например, 8000 отображается как 8,00.

    Режим 6 — Ограничитель оборотов: Этот режим устанавливает ограничение оборотов. Во время работы выходной ограничитель изменяется, когда измеряемая скорость увеличивается, то этот параметр и уровень выходного сигнала зависят от настройки (см. Режим 12). Эту настройку можно изменить за 100 шагов от 9900 об/мин в диапазоне от нуля до более 30 000 об/мин.

    Режим 7 — гистерезис: чтобы избежать порогового значения, можно установить гистерезис, например, последующие светодиоды быстро включаются и гаснут. Значение гистерезиса по умолчанию равно 50 об/мин и может быть изменено в диапазоне 1 от 0 до 255 об/мин. Обратите внимание, что значение гистерезиса должно быть меньше значения (см. режим 4).

    Режим 8 — Обновление дисплея: обновление каждые 1 мс, но это слишком быстро для цифрового дисплея, чтобы прочитать, если есть какие-либо изменения в RPM. В результате обновления цифровая индикация замедлится до более комфортной скорости. Обычно подходит период обновления 200 мс (или пять изменений в секунду). Значение по умолчанию — 250 мс с шагом 2 от 0 до 510 мс.

    Режим 9 — Формат отображения: Эта настройка в основном предназначена для обслуживания двигателей с частотой вращения выше 10 000 об/мин. Начальное значение «0» устанавливает отображение на дисплее от 0 до 9999 об/мин. Над этой цифрой на дисплее отображается «0» при 10 000 об/мин, «1000» при 11 000 и т. д. Используйте эту настройку для двигателей, которые не превышают 10 000 об/мин или которые лишь изредка достигают этого уровня.

    Режим 10 — разрешение: если не нравится как бегут показания при быстром наборе оборотов, можно понизить разрешение, для понижения разрешения поставить «1» и последнее число всегда будет показывать ноль. Если «2», то последние два будут равны нулю.

    Режим 11 — визуализация, точка или линейка: будет ли светодиодная линейка работать в точечном режиме (т.е. светодиод горит в любое время) или как непрерывное изменение. Выберите режим точки «0» или «1» для непрерывного режима.

    Режим 12 — чувствительность: если установлено «0», то идет от 0 до +5В, а если «1» то от +5В до 0.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *