Кт815 характеристики транзистора. Транзистор КТ815: характеристики, аналоги и применение в регуляторах оборотов двигателей

Каковы основные характеристики транзистора КТ815. Какие существуют аналоги КТ815. Как применяется КТ815 в схемах регуляторов оборотов двигателей. Какие особенности имеет цоколевка КТ815. Какие преимущества дает использование КТ815 в электронных устройствах.

Содержание

Основные характеристики транзистора КТ815

КТ815 — это биполярный транзистор n-p-n структуры большой мощности. Он обладает следующими ключевыми характеристиками:

  • Максимально допустимое напряжение коллектор-эмиттер: 40-80 В (в зависимости от модификации)
  • Максимальный постоянный ток коллектора: 1,5 А
  • Максимальный импульсный ток коллектора: 3 А
  • Максимальная рассеиваемая мощность коллектора: 10 Вт (с теплоотводом)
  • Коэффициент усиления по току: 40-275 (в зависимости от модификации)
  • Граничная частота коэффициента передачи тока: 3 МГц

Эти параметры позволяют эффективно применять КТ815 в силовых каскадах различных электронных устройств, в том числе в регуляторах оборотов двигателей.


Аналоги транзистора КТ815

КТ815 имеет ряд отечественных и зарубежных аналогов с близкими характеристиками:

  • BD135, BD137, BD139 — зарубежные биполярные транзисторы с аналогичными параметрами
  • TIP29, TIP31 — транзисторы в корпусе TO-220 с похожими характеристиками
  • КТ817 — отечественный аналог с немного большим максимальным током
  • КТ818 — мощный аналог КТ815 в металлическом корпусе

При замене КТ815 на аналог следует внимательно сравнивать их параметры и цоколевку, чтобы обеспечить корректную работу устройства.

Применение КТ815 в регуляторах оборотов двигателей

Транзистор КТ815 часто используется в схемах регуляторов оборотов коллекторных двигателей постоянного тока. Рассмотрим основные варианты применения:

Простой регулятор на одном транзисторе

В простейшем случае КТ815 может использоваться как регулирующий элемент, включенный последовательно с двигателем:

  • Коллектор подключается к положительному выводу источника питания
  • Эмиттер — к одному выводу двигателя
  • База управляется через переменный резистор

Изменяя сопротивление резистора, мы регулируем ток базы и, соответственно, ток коллектора транзистора, протекающий через двигатель.


Регулятор с обратной связью по току

Более сложная схема предусматривает обратную связь по току двигателя:

  • КТ815 также включается последовательно с двигателем
  • В цепь эмиттера добавляется резистор малого номинала (0.1-1 Ом)
  • Напряжение с этого резистора подается на вход операционного усилителя
  • Выход ОУ управляет базой КТ815

Такая схема позволяет стабилизировать обороты двигателя при изменении нагрузки.

Особенности цоколевки транзистора КТ815

Правильное подключение выводов КТ815 критично для работы устройства. Рассмотрим особенности цоколевки:

  • КТ815 выпускается в пластиковом корпусе TO-126 (отечественное обозначение КТ-27)
  • При взгляде на плоскую сторону корпуса слева направо выводы расположены в порядке: эмиттер, коллектор, база
  • Коллектор электрически соединен с металлической пластиной корпуса
  • При монтаже на радиатор требуется изолирующая прокладка

Важно отметить, что некоторые аналоги могут иметь другое расположение выводов, что нужно учитывать при замене.

Преимущества использования КТ815 в электронных устройствах

Транзистор КТ815 обладает рядом достоинств, делающих его популярным выбором для разработчиков:


  • Высокая надежность и стабильность параметров
  • Доступность и невысокая стоимость
  • Хорошая теплоотдача благодаря металлической пластине корпуса
  • Возможность работы с токами до 1.5 А без дополнительного радиатора
  • Низкий уровень шумов
  • Широкий выбор модификаций с разными напряжениями и коэффициентами усиления

Эти качества позволяют эффективно применять КТ815 в различных силовых и управляющих каскадах, особенно в любительских конструкциях.

Схема простого регулятора оборотов на КТ815

Рассмотрим пример простой схемы регулятора оборотов коллекторного двигателя постоянного тока с использованием транзистора КТ815:

«` 12V
R1 КТ815 M
«`

В данной схеме:

  • Переменный резистор регулирует ток базы транзистора КТ815
  • Резистор R1 (1-10 кОм) ограничивает максимальный ток базы
  • КТ815 работает в режиме эмиттерного повторителя
  • Двигатель подключен между коллектором КТ815 и положительным полюсом источника питания

Вращая ручку переменного резистора, мы изменяем напряжение на базе транзистора, что приводит к изменению тока через двигатель и, соответственно, его скорости вращения.


Расчет параметров регулятора оборотов на КТ815

При проектировании регулятора оборотов на КТ815 важно правильно рассчитать его параметры. Рассмотрим основные этапы расчета:

  1. Определение максимального тока двигателя (Imax)
  2. Расчет максимального тока базы транзистора: Ib = Imax / h21э
  3. Выбор сопротивления ограничительного резистора R1: R1 = (Uпит — 0.7) / Ib
  4. Расчет мощности, рассеиваемой на транзисторе: P = (Uпит — Uдв) * Imax
  5. Подбор радиатора, если необходимо

При этом следует учитывать, что параметры транзистора могут меняться в зависимости от температуры и конкретного экземпляра.

Особенности применения КТ815 в импульсных регуляторах

КТ815 может использоваться не только в линейных, но и в импульсных регуляторах оборотов. Такие схемы имеют ряд преимуществ:

  • Более высокий КПД за счет работы транзистора в ключевом режиме
  • Меньший нагрев транзистора
  • Возможность регулировки в более широком диапазоне

Однако при разработке импульсных схем с КТ815 следует учитывать его частотные ограничения и использовать частоту ШИМ не более 1-2 кГц для обеспечения надежной работы.



Транзистор КТ815: Характеристики, аналоги и цоколевка

В этой статье рассмотрим транзистор КТ815, его технические характеристики, цоколевку, узнаем какие существуют аналоги, а так же содержится ли в нем золото. Итак, КТ815 — довольно мощный биполярник, технология изготовления эпитаксиально-планарная,  структура перехода n-p-n,  базовый материал кремний . Устройство  используется в разнообразных  усилителях: НЧ, ДИФФ, операционных, или в другом оборудовании в качестве ключей.

Распиновка

Цоколевка КТ815 содержит информацию о том, на каком из трёх выводов находится эмиттер, коллектор и база. Наиболее распространён он в корпусе ТО-126 ( отечественное называние КТ-27). Если взять такой компонент контактами вниз и маркировкой к себе, то ножка слева – это Э, посредине – К, справа – Б.   Кроме этого можно встретить данное устройство в корпусе КТ-89 (согласно международному стандарту DPAK). Расположение выводов показано на рисунке ниже.

На изображении также представлен вариант маркировки. Первая буква указывает на группу, например на КТ815А будет нанесено обозначение 5А. Последующие символы говорят о дате выпуска.

Технические характеристики

Производители, в своей документации, указывают максимально допустимые параметры своего изделия. Характеристики, при которых работает устройство, не должны их превышать, иначе  КТ815 с большой вероятностью выйдет из строя. Также недопустима работа при режимах близких к максимальным.

Параметры, при которых производилось тестирование, указываются в технических характеристиках.

  • максимально допустимое постоянно действующее напряжение при сопротивлении Б-Э меньше 100 Ом Uкэmax = 40 В;
  • постоянное напряжение между Uэбmax (максимально выдерживаемое)  = 5 В;
  • наибольший возможный ток Iкmax = 1,5 А;
  • предельно возможный импульсный ток, на протяжении промежутка времени меньше 10 мс Iкиmax = 3 А;
  • наибольший возможный ток Iбmax = 0,5 А;
  • максимальная мощность, которая может рассеиваться на коллекторе в течении длительного времени (при температуре корпуса от -40
    О
    С до + 25 ОС) с теплоотводом – 10 Вт, без теплоотвода – 1 Вт;
  • максимальная температура перехода 150 ОС.

Далее в технических характеристиках идут электрические параметры. Их измерение также производится при температуре + 25 ОС, если другое не оговорено специально для конкретного значения. Остальные условия приведены в таблице.

Характеристики электрические транзистора КТ815:

Название параметраОбознРежимы измеренияMINMAXЕд. измер.
Граничное напряжение между коллектором и эмиттеромUкэо гpIэ=50mA

tи=0,3 — 1 мс

25
В
Обратный ток  коллектораIкбоUКБ = 40 В

Тк=-40…+25ОС

50мкА
Обратный ток  коллектораIкбоUКБ = 40 В

Тк=+100ОС

1000мкА
Напряжение насыщения перехода К-ЭUкэ насIк=0,5 A

Iб=50 мA

0,6В
 Коэффициент передачи тока в схеме с общим Э (стат)h21эUкб=2 B

Iэ=0,15A

40275
Граничная частота к-та передачи в схеме с общим эмиттеромfгр3МГц
Входное сопротивление измеренное для режима малого сигналаh11эUкэ = 5 В

Iк=5 мА

f=800 Гц

800Ом
Емкость на коллекторном переходескUкэ = 5 В

f=465 Гц

60пФ
Емкость на переходе ЭсэUэб =0,5 В75пФ

Помимо этого в Datasheet также приводятся сведения о безопасности при монтаже. Не допускается пайка на расстоянии ближе 5 мм от корпуса. Температура припоя должна быть ниже +250 ОС. Тепловое воздействие не должно длиться более 2 с.

Содержание драгметаллов

Извлечением драгоценных металлов из радиокомпонентов занимаются скупщики и специализированные компании. Для того чтобы это дело приносило прибыль необходимы огромные объёмы перерабатываемого материала, иначе затраты на переработку будут больше, чем стоимость металла на выходе. Что касается героя данной статьи, то в нем содержится некоторое количество золота (0,1819г. в 1000шт) и серебра (2,1877г. на 1000шт.). Ознакомиться с этой информацией можно из этикетки, которая представлена ниже.

Аналоги

Среди идентичных аналогов кт815 можно назвать следующие транзисторы: BD813, TIP29, TIP61, BD165.

Для КТ815 существует также комплиментарная пара. Это отечественный (назовём его триод) КТ814. Он  имеет структуру обратную рассматриваемому, а именно p-n-p, ведь транзисторы в паре должны иметь взаимно обратную структуру.

Производители

Производством транзистора занимаются два российских предприятия. Это АО «НПП Завод Искра» г. Ульяновск (скачать Datasheet), которое входит в холдинг «Концерн ВКО Алмаз – Антей». А также АО «Кремний» г. Брянск. В Белоруссии это изделие выпускают на заводе АО «ИНТЕГРАЛ» г. Минск (Datasheet здесь).

Характеристики и параметры транзистора КТ815, цоколевка и аналоги

Характеристики и параметры транзистора КТ815, цоколевка и аналоги 

| Зарядные устройства | Металлоискатели | Основы электроники | Справка по электронным компонентам | Строительство | Прочее |

КТ815 – биполярные транзисторы n-p-n большой мощности (Pк max > 1,5 Вт) низкой частоты (Fгр ≤ 3 МГц). Предназначены для применения в ключевых и линейных схемах радиоэлектронной аппаратуры широкого применения.

  • Прототип КТ815 Б — BD135
  • Прототип КТ815 В — BD137
  • Прототип КТ815 Г — BD139
  • Максимально допустимая температура корпуса — 100 °C
  • Комплиментарная пара – КТ814
  • пластмассовый корпус КТ-27 (ТО-126)

№1 — Эмиттер

№2 — Коллектор

№3 — База

Максимально допустимый постоянный ток коллектоpа (IK max):

  • КТ815А, Б, В, Г — 1,5 А

Максимально допустимый импульсный ток коллектоpа (IK, и max):

  • КТ815А, Б, В, Г — 3 А

Граничное напряжение (UKЭ0 гр):

  • КТ815А — 25 В
  • КТ815Б — 40 В
  • КТ815В — 60 В
  • КТ815Г — 80 В

Максимально допустимое постоянное напряжение эмиттеp-база при токе коллектоpа, равном нулю (UЭБ0 max):

  • КТ815А, Б, В, Г — 5 В

Максимально допустимая постоянная рассеиваемая мощность коллектоpа (PK max) при температуре корпуса 25° C:

  • КТ815А, Б, В, Г — 10 Вт

Максимально допустимая температура перехода (Тп max):

  • КТ815А, Б, В, Г — 125° C

Статический коэффициент передачи тока (h21Э) при постоянном напряжении коллектор-эмиттеp (UКЭ) 2 В, при постоянном токе коллектоpа (IК) 0,15 А:

  • КТ815А, Б, В — 40
  • КТ815Г — 30

Напряжение насыщения коллектор-эмиттеp (UКЭ нас)

  • КТ815А, Б, В, Г — 0,6 В

Обратный ток коллектоpа (IКБО)

  • КТ815А, Б, В, Г — 0,05 мА

Граничная частота коэффициента передачи тока (fгр)

  • КТ815А, Б, В, Г — 3 МГц

Емкость коллектоpного перехода (CК)

  • КТ815А, Б, В, Г — 60 пф

Емкость эмиттеpного перехода (CЭ)

  • КТ815А, Б, В, Г — 75 пф

Тепловое сопротивление переход-корпус (RТп-к)

  • КТ815А, Б, В, Г — 10° С/Вт

| Микросхемы | Транзисторы | Диоды | Тиристоры |

кт%2b817%2bтранзистор техпаспорт и примечания по применению

Каталог Технический паспорт MFG и тип ПДФ Теги документов
КТ 3127

Реферат: КТ3102 ТМ100 КТ 1117 кт3117 lg схема светодиодов UF 3004 LED Tr 1121 LED LG LED
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
КТ 30

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
МА723

Резюме: ma741 420C 610C HSS102 HSU276 HSU88 MA2S784 MA4S713 MA700
Текст: Нет доступного текста файла


OCR-сканирование
PDF HSS102 HSU88 HSU276 30 МГц) MA2S784 MA4S713 МА743 MA704A MA721В МА744 МА723 ма741 420С 610С МА700
кабель

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
2008 — КТ 6396

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
КТ920Б

Реферат: KT920A KT920 FUNKAMATEUR-Bauelementeinformation Funkamateur kt9205 kt 501 920B4 920a BT320
Текст: Нет доступного текста файла


OCR-сканирование
PDF 175 МГц КТ920Б КТ920А КТ920 FUNKAMATEUR-Информация о доработках Funkamateur кт9205 кт 501 920Б4 920а БТ320
пластик

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
кт21

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
1827

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
1827

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
кт 6306

Реферат: КТ5211 КТ6396 кт 6217 КТ6209
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF
Недоступно

Резюме: нет абстрактного текста
Текст: Нет доступного текста файла


Оригинал
PDF

Предыдущий 1 2 3 . .. 23 24 25 Далее

Цепь автоматического регулирования скорости. Автоматический сверлильный станок с подсветкой. Как сделать самодельный регулятор оборотов двигателя

Аналоговые регуляторы тока удобно устанавливать на простые механизмы. Например, они могут изменять скорость вращения вала двигателя. С технической точки зрения такой регулятор прост в исполнении (потребуется установить один транзистор) Подходит для независимого управления скоростью двигателя в робототехнике и источниках питания. Наиболее распространены регуляторы двух типов: одноканальные и двухканальные.

Видео №1. Одноканальный регулятор в работе. Изменяет скорость вращения вала двигателя вращением ручки переменного резистора.

Видео №2. Увеличение скорости вращения вала двигателя при работе одноканального регулятора. Увеличение числа оборотов от минимального до максимального значения при вращении рукоятки переменного резистора.

Видео №3. Двухканальный регулятор в работе. Независимая установка скорости вращения валов двигателей на основе подстроечных резисторов.

Видео №4. Напряжение на выходе регулятора измеряется цифровым мультиметром. Полученное значение равно напряжению батареи, от которой отняли 0,6 вольта (разница возникает из-за падения напряжения на переходе транзистора). При использовании батареи на 9,55 вольт фиксируется изменение от 0 до 8,9 вольт.

Функции и основные характеристики

Ток нагрузки одноканального (фото. 1) и двухканального (фото. 2) регуляторов не превышает 1,5 А. Поэтому для увеличения нагрузочной способности транзистор КТ815А заменен с КТ972А. Нумерация выводов у этих транзисторов одинаковая (eh-b). А вот модель КТ972А работоспособна при токах до 4А.

Одноканальный контроллер двигателя

Устройство управляет одним двигателем, питание осуществляется от напряжения в диапазоне от 2 до 12 вольт.

  1. Конструкция устройства

Основные конструктивные элементы регулятора показаны на фото. 3. Устройство состоит из пяти компонентов: двух резисторов переменного сопротивления сопротивлением 10 кОм (№1) и 1 кОм (№2), транзистора КТ815А (№3), пары двухсекционных винтовых зажимов колодки выхода для подключения двигателя (№4) и ввода аккумулятора (№5).

Примечание 1. Установка винтовых клеммных колодок не является обязательной. С помощью тонкого многожильного монтажного провода вы можете напрямую подключить двигатель и блок питания.

  1. Принцип работы

Работу регулятора двигателя поясняет электрическая схема (рис. 1). С учетом полярности на разъем ХТ1 подается постоянное напряжение. К разъему XT2 подключается лампочка или двигатель. На вход включен переменный резистор R1, вращение его ручки изменяет потенциал на среднем выходе, в отличие от минуса батареи. Через ограничитель тока R2 средний вывод соединен с базовым выводом транзистора VT1. В этом случае транзистор включается по схеме постоянного тока. Положительный потенциал на выходе базы увеличивается по мере движения среднего вывода вверх от плавного вращения ручки переменного резистора. Происходит увеличение тока, что связано с уменьшением сопротивления перехода коллектор-эмиттер в транзисторе VT1. Потенциал уменьшится, если ситуация изменится на противоположную.


Принципиальная электрическая схема

  1. Материалы и детали

Требуется печатная плата размером 20х30 мм, изготовленная из листа фольги стеклотекстолита с одной стороны (допустимая толщина 1-1,5 мм). В таблице 1 приведен список радиодеталей.

Примечание 2. Необходимый для устройства переменный резистор может быть любого производства, важно соблюдать для него значения сопротивления тока, указанные в таблице 1.

Примечание 3 . Для регулировки токов выше 1,5А транзистор КТ815Г заменен на более мощный КТ972А (с максимальным током 4А). Причем чертеж печатной платы менять не требуется, так как разводка выводов у обоих транзисторов идентична.

  1. Процесс сборки

Для дальнейшей работы необходимо скачать архивный файл, расположенный в конце статьи, разархивировать и распечатать. Чертеж (файл) регулятора распечатывается на глянцевой бумаге, а монтажный чертеж (файл) — на белом офисном листе (формат А4).

Далее чертеж печатной платы (№1 на фото. 4) приклеивается к токоведущим дорожкам с противоположной стороны печатной платы (№2 на фото. 4). Необходимо сделать отверстия (№3 на фото. 14) по сборочному чертежу в посадочных местах. Чертеж проводки прикрепляется к печатной плате сухим клеем, совмещая отверстия. На фото 5 представлена ​​цоколевка транзистора КТ815.

Входы и выходы клеммных колодок отмечены белым цветом. Источник напряжения подключается к клеммной колодке через зажим. Полностью собранный одноканальный регулятор показан на фото. Блок питания (9вольтовая батарея) подключается на завершающем этапе сборки. Теперь можно регулировать скорость вращения вала с помощью мотора, для этого нужно плавно вращать ручку регулировки переменного резистора.

Для тестирования устройства необходимо распечатать чертеж диска из архива. Далее нужно наклеить этот рисунок (№1) на плотную и тонкую картонную бумагу (№2). Затем ножницами вырезается диск (№ 3).

Полученную заготовку переворачивают (№1) и прикрепляют по центру квадрат черной изоленты (№2) для лучшего сцепления поверхности вала двигателя с диском. Вам нужно сделать отверстие (№ 3), как показано на изображении. Затем диск устанавливается на вал двигателя и можно приступать к испытаниям. Одноканальный контроллер мотора готов!

Двухканальный контроллер двигателя

Используется для одновременного независимого управления парой двигателей. Питание осуществляется от напряжения в диапазоне от 2 до 12 вольт. Ток нагрузки рассчитан до 1,5 А на канал.

  1. Конструкция устройства

Основные узлы конструкции показаны на фото 10 и включают в себя: два подстроечных резистора для подстройки 2-го канала (№1) и 1-го канала (№2), три двухсекционных винтовых клеммника для вывода на 2-й мотор (№3), для выхода на 1-й мотор (№4) и для входа (№5).

Примечание 1 Установка винтовых клемм не является обязательной. С помощью тонкого многожильного монтажного провода вы можете напрямую подключить двигатель и блок питания.

  1. Принцип работы

Схема двухканального регулятора идентична схеме подключения одноканального регулятора. Состоит из двух частей (рис. 2). Основное отличие: резистор переменного сопротивления заменен на подстроечный резистор. Скорость вращения валов задана заранее.

Примечание 2. Для быстрой регулировки скорости вращения двигателей подстроечные резисторы заменяют монтажным проводом на резисторы переменного сопротивления с указанными на схеме значениями сопротивлений.

  1. Материалы и детали

Вам понадобится печатная плата размером 30х30 мм, изготовленная из листа фольги стеклотекстолита с одной стороны толщиной 1-1,5 мм. В таблице 2 перечислены радиодетали.

  1. Процесс сборки

После скачивания архивного файла, расположенного в конце статьи, его необходимо разархивировать и распечатать. Чертеж регулятора для термоперевода (файл термо2) распечатывается на глянцевой бумаге, а монтажный чертеж (файл montag2) — на белом офисном листе (формат А4).

Чертеж печатной платы приклеивается к токопроводящим дорожкам на противоположной стороне печатной платы. По монтажному чертежу в посадочных местах формируются отверстия. Чертеж проводки прикрепляется к печатной плате сухим клеем, совмещая отверстия. Выполнена цоколевка транзистора КТ815. Для проверки временно соедините входы 1 и 2 монтажным проводом.

Любой из входов подключен к полюсу источника питания (в примере показана батарея на 9 вольт). При этом минус блока питания крепится к центру клеммной колодки. Важно помнить: черный провод — это «-», а красный провод — «+».

Двигатели должны быть подключены к двум клеммным колодкам и должна быть установлена ​​нужная скорость. После успешных испытаний нужно снять временное подключение входов и установить устройство на модель робота. Двухканальный контроллер мотора готов!

В представлены необходимые схемы и чертежи для работы. Эмиттеры транзисторов отмечены красными стрелками.

Решил как-то сделать для своего мотора автоматический регулятор оборотов, которым делаю дырки в досках, надоело постоянно нажимать на кнопку. Ну а регулировать как надо, думаю, понятно: нет нагрузки — низкая скорость нагрузка растет — скорость растет.
Начал искать схему в сети, нашел несколько. Вижу, люди часто жалуются, что ДПМ не работает с моторами, ну думаю закон подлости никто не отменял — дай посмотреть какой у меня закон. Именно: ДПМ-25. Ладно, раз есть проблемы, нет смысла повторять чужие ошибки. Буду делать «новые», но свои.
Решил начать с получения исходных данных, а именно с замеров тока при различных режимах работы. Оказалось, что мой мотор на ХХ (холостой ход) берет 60мА, а при средней нагрузке — 200мА, а то и больше, но это когда начинаешь его конкретно тормозить. Те. рабочий режим 60-250мА. Еще заметил такую ​​особенность: у этих моторов скорость зависит от напряжения, а ток от нагрузки.
Это значит, что нам нужно следить за потребляемым током и в зависимости от его значения менять напряжение. Я сидел и думал, родился примерно такой проект :

По расчетам схема должна была повысить напряжение на двигателе с 5-6В на ХХ, до 24-27В при увеличении тока до 260мА. И, соответственно, понизить его — с его уменьшением.
Получилось, конечно, не сразу, пришлось повозиться с подбором номиналов интегрирующей цепочки R6, C1. Ввести дополнительные диоды VD1 и VD2 (как оказалось, LM358 плохо выполняет свои функции, когда напряжения на входах приближаются к верхнему пределу его питающего напряжения). Но, к счастью, мои страдания были вознаграждены. Мне очень понравился результат. Мотор спокойно крутился на ХХ и очень активно сопротивлялся попыткам его затормозить.
Попробовал на практике. Выяснилось, что на таких скоростях можно было хорошо целиться и без пробивки, и даже с небольшой задержкой… Причем запас пристрелки был настолько велик, что число оборотов зависело от твердости материала. Пробовал на разных породах дерева, если оно было мягким — не набирала максимальных оборотов, жестким — выкручивалось на полную катушку. В итоге оказалось, что вне зависимости от материала скорость сверления примерно одинаковая. Словом, сверлить стало очень комфортно.
Транзистор VT2 и резистор R3 нагрелись до 70 градусов. Причем первый грелся при ХХ, а второй при нагрузке. Символический радиатор в виде жести (он же корпус) снизил температуру транзистора до 42 градусов. Резистор пока остался в таком режиме, если сгорит, заменю на 2 штуки по 5.1 Ом последовательно.
Вот фото полученного аппарата:




Если кто не догадался по фото, то корпус — жестянка от б/у короны.
Да, и еще, не подавайте на схему более 30В — это максимальное напряжение для LM358. Можно и меньше — сверлил нормально на 24В.
Вот и все. Если у кого-то мотор помощнее, надо уменьшить сопротивление R3 примерно во столько раз — во сколько раз у вас ток холостого хода выше. Если максимальное напряжение ниже 27В, необходимо уменьшить напряжение питания и номинал резистора R2. На практике это не проверялось, других двигателей у меня нет, но по расчетам так и должно быть. Формула указана рядом с диаграммой. Коэффициент 100 верен для значений R1, R2 и R3, указанных на схеме. С другими номиналами будет так: R2*R3/R1.
Соответственно, если параметры вашего двигателя значительно отличаются от моего, возможно, вам придется выбрать R6 и C1. Признаки следующие: если мотор работает рывками (обороты то поднимаются, то падают), номиналы надо увеличить, если схема очень задумчивая (долго разгоняется, долго тормозит при нагрузке изменения), рейтинги должны быть снижены.
Спасибо за внимание, желаю удачи в повторении дизайна.
Печать прилагается.

Качественный и надежный регулятор частоты вращения для однофазных коллекторных двигателей можно изготовить на обычных деталях всего за 1 вечер. Эта схема имеет встроенный модуль обнаружения перегрузки, обеспечивает плавный пуск управляемого двигателя и стабилизатор скорости двигателя. Такой агрегат работает с напряжением как 220, так и 110 вольт.

Технические параметры регулятора

  • Напряжение питания: 230 В переменного тока
  • диапазон регулирования: 5 … 99 %
  • напряжение нагрузки: 230 В / 12 А (2,5 кВт с радиатором)
  • максимальная мощность без радиатора 300 Вт
  • низкий уровень шума
  • стабилизация скорости
  • плавный пуск
  • Размеры платы: 50 × 60 мм

Принципиальная схема подключения


Схема регулятора двигателя на симисторе и U2008

Схема модуля системы управления основана на генераторе импульсов ШИМ и симисторе управления двигателем — классическая схемотехника для подобных устройств. Элементы D1 и R1 обеспечивают ограничение напряжения питания до значения, безопасного для питания микросхемы генератора. Конденсатор С1 отвечает за фильтрацию питающего напряжения. Элементы R3, R5 и P1 представляют собой регулируемый делитель напряжения, служащий для установки величины мощности, подаваемой на нагрузку. Благодаря использованию резистора R2, непосредственно включенного в цепь ввода фазы м/с, внутренние блоки синхронизируются с VT139.триак.


Печатная плата

На следующем рисунке показано расположение компонентов на печатной плате. При монтаже и пуске следует обратить внимание на обеспечение безопасных условий эксплуатации – регулятор питается от сети 220В и его элементы напрямую подключены к фазе.

Увеличение мощности регулятора

В тестовом варианте применен симистор ВТ138/800 с максимальным током 12 А, что позволяет управлять нагрузкой более 2 кВт. Если необходимо контролировать еще более высокие токи нагрузки, рекомендуем установить тиристор вне платы на большом радиаторе. Также следует помнить о правильном выборе предохранителя FUSE в зависимости от нагрузки.

Помимо управления скоростью электродвигателей, вы можете использовать схему для регулировки яркости ламп без каких-либо переделок.

Добрый день. Представляю вашему вниманию регулятор для сборщика печатных плат, схема взята из журнала Радио за 2010 год. Собрал и протестировал — работает отлично. Дефицитных деталей в схеме нет — всего 4 общих транзистора и несколько пассивных радиоэлементов, которые можно снять с любой неработающей аппаратуры. Принципиальная схема регулятора скорости:

Работа цепи регулятора мини-дрель

Элементы vd1, vd2, r2, r3, vt1, r11 в сборе регулятора холостого хода (далее ХО). Диод vd3 представляет собой разветвитель регулятора ХО и триггер по току, собранный на vt2, r4, r7. Диод Vd5 облегчает температурный режим датчика тока r7. Конденсатор С2 и резистор r6 обеспечивают плавный возврат в режим ХО. На vd4, r5, c1 выполнен ограничитель пускового тока (т.е. плавный пуск). Составной транзистор, образованный vt3 и vt4, усиливает токи предыдущих узлов. Параллельно двигателю обязательно включить защитный диод vd6 в обратном направлении, чтобы возникающая в нем ЭДС не прожгла редиоэлементы регулятора.

Все резисторы, кроме R7, применяются на 0,125 Вт, R7 на 0,5 Вт. Сопротивление R7 целесообразно подбирать для каждого двигателя индивидуально, чтобы было четкое срабатывание пускового устройства тока в нужный момент, т.е. сверло не соскальзывало с перфоратора и не клинило.

Прилагаю фото сборки регулятора скорости мини-дрели и выложенный мною макет печатной платы. Транзистор Р213 должен быть включен именно так, как написано на плате под названием «р213» (из-за обратного диода).



При использовании планарных компонентов плата может быть уменьшена в размерах настолько, чтобы она помещалась в корпусе (или снаружи) дрели. Как вариант, этот регулятор скорости можно использовать для управления скоростью любых электродвигателей постоянного тока — в игрушках, вентиляции и т.п. Всем удачи. С уважением, Андрей Жданов (Master665).

Автоматический регулятор скорости для двигателей типа ДПМ.

Решил как-то сделать для своего мотора автоматический регулятор оборотов, которым делаю дырки в досках, надоело постоянно нажимать на кнопку. Ну а регулировать как надо, думаю, понятно: нет нагрузки — низкая скорость нагрузка растет — скорость растет.
Начал искать схему в сети, нашел несколько. Вижу, люди часто жалуются, что ДПМ не работает с моторами, ну я думаю, что закон подлости никто не отменял — дайте посмотреть, что у меня. Именно: ДПМ-25. Ладно, раз есть проблемы, нет смысла повторять чужие ошибки. Буду делать «новые», но свои.
Решил начать с получения исходных данных, а именно с замеров тока при различных режимах работы. Оказалось, что мой мотор на ХХ (холостой ход) берет 60мА, а при средней нагрузке — 200мА, а то и больше, но это когда начинаешь его конкретно тормозить. Те. рабочий режим 60-250мА. Еще заметил такую ​​особенность: у этих моторов количество оборотов сильно зависит от напряжения, а вот ток от нагрузки.
Это значит, что нам нужно следить за потребляемым током и в зависимости от его значения менять напряжение. Я сидел и думал, родился примерно такой проект :

По расчетам схема должна была повысить напряжение на двигателе с 5-6В на ХХ, до 24-27В при увеличении тока до 260мА. И, соответственно, понизить его — с его уменьшением.
Получилось, конечно, не сразу, пришлось повозиться с подбором номиналов интегрирующей цепочки R6, C1. Ввести дополнительные диоды VD1 и VD2 (как оказалось, LM358 плохо выполняет свои функции, когда напряжения на входах приближаются к верхнему пределу его питающего напряжения). Но, к счастью, мои страдания были вознаграждены. Мне очень понравился результат. Мотор спокойно крутился на ХХ и очень активно сопротивлялся попыткам его затормозить.
Попробовал на практике. Выяснилось, что на таких скоростях можно было хорошо целиться и без пробивки, и даже с небольшой задержкой… Причем запас пристрелки был настолько велик, что число оборотов зависело от твердости материала. Пробовал на разных породах дерева, если было мягкое — максимальные обороты не набирал, жесткое — крутил на полную катушку. В итоге оказалось, что вне зависимости от материала скорость сверления примерно одинаковая. Словом, сверлить стало очень комфортно.
Транзистор VT2 и резистор R3 нагрелись до 70 градусов. Причем первый грелся при ХХ, а второй при нагрузке. Символический радиатор в виде жести (он же корпус) снизил температуру транзистора до 42 градусов. Резистор пока остался в таком режиме, если сгорит, заменю на 2 штуки по 5.1 Ом последовательно.
Вот фото полученного девайса:


Если кто не догадался по фото, то корпус — жестянка от б/у короны.
Да, и еще, не подавайте на схему более 30В — это максимальное напряжение для LM358. Можно и меньше — сверлил нормально на 24В.
Вот и все. Если у кого-то мотор помощнее, нужно уменьшить сопротивление R3 примерно во столько раз — во сколько раз у вас ток холостого хода выше. Если максимальное напряжение ниже 27В, необходимо уменьшить напряжение питания и номинал резистора R2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *