Что такое ламповый звук и почему он до сих пор популярен. Каковы основные отличия лампового звучания от транзисторного. Какие существуют направления в ламповой аудиотехнике сегодня. Каково будущее лампового звука.
Что такое ламповый звук и его история
Термин «ламповый звук» возник в начале 1970-х годов среди любителей звукозаписи и электромузыкальных инструментов. Он обозначает характерную тембральную окраску звука, воспроизводимого аудиосистемой с усилительным трактом на электронных лампах.
Появление этого термина связано с началом распространения транзисторных усилителей. В чем же заключалось основное отличие?
- Спектр сигнала первых поколений транзисторных усилителей был богат нечетными гармониками
- У ламповых усилителей в спектре сигнала содержалось небольшое количество гармоник (в основном вторая, третья и четвертая)
Из-за этого звук ламповых усилителей воспринимался как более «мягкий» и «теплый». Отсюда и пошло выражение «ламповый звук».
Научное обоснование особенностей лампового звучания
Сторонники «лампового звука» приводят следующие аргументы в пользу превосходства ламповых усилителей:
- Электронные лампы, особенно триоды, имеют очень широкий линейный участок вольт-амперной характеристики (ВАХ). Это позволяет отказаться от отрицательной обратной связи (ООС) по переменному току или существенно снизить ее глубину.
- ВАХ электронных ламп практически не зависит от температуры окружающей среды. Это объясняется тем, что температура накаленного катода значительно выше.
- Отсутствие ООС в ламповых усилителях позволяет избежать искажений динамических характеристик сигналов. Это особенно заметно при воспроизведении ударных и струнных инструментов.
- Электронные лампы, особенно пентоды и лучевые тетроды, имеют очень высокие коэффициенты усиления. Это позволяет строить усилители с малым числом каскадов (2-3), что снижает общий уровень искажений.
Критика лампового звука
Противники лампового звука приводят следующие контраргументы:
- Транзисторы могут работать при меньших амплитудах напряжений, что компенсирует их менее линейную ВАХ
- Температурный режим транзисторов можно стабилизировать с помощью систем охлаждения
- Современные транзисторные усилители без ООС также вполне работоспособны
- Линейность пентодов и лучевых тетродов хуже, чем у транзисторов
Кроме того, отмечаются следующие недостатки ламповых усилителей:
- Высокий уровень дробового шума
- Необходимость подогрева катода, что приводит к дополнительным затратам энергии
- Малый срок службы, особенно у мощных ламп
- Наличие дополнительных контактов из-за использования панелек для ламп
Основные направления в современной ламповой аудиотехнике
Коммерческие реализации
В 1990-х годах во многих странах (Япония, США, Германия, Россия и др.) были созданы компании, специализирующиеся на выпуске ламповой звукотехнической аппаратуры. Диапазон цен на такие изделия очень широк — от бюджетных китайских решений до штучных аппаратов стоимостью в сотни тысяч долларов.
Однако мировой экономический кризис 2008 года сильно ударил по этому сегменту рынка. Многие производители обанкротились или перепрофилировались. Будущее данного направления остается неопределенным.
Hi-End
Представители этого направления рассматривают ламповые усилительные системы как средство достижения наилучшего качества звуковоспроизведения. При этом они руководствуются не только субъективными оценками, но и объективными характеристиками.
Основное внимание здесь уделяется таким параметрам как:
- Приведенная скорость нарастания напряжения выходного сигнала
- Значение низшей граничной частоты
- Выходное сопротивление (демпинг-фактор)
- Гармонический состав выходного сигнала
Важно отметить, что представители Hi-End направления не считают мощность выходного сигнала определяющим фактором.
«Теплый звук»
Последователи этого направления считают, что главная задача аудиоаппаратуры — вовлекать слушателя в музыку. Они подбирают компоненты не только по техническим характеристикам, но и по «звучанию».
Часто представители данного направления используют компоненты (например, радиолампы) в режимах, отличных от рекомендованных производителем. Иногда даже с превышением предельно допустимых параметров.
Радиолюбительские конструкции
Ламповые звукотехнические устройства часто создаются радиолюбителями в целях эксперимента или для получения «лампового звука» за разумные деньги. Это направление популярно во всем мире.
Чем привлекательны ламповые конструкции для радиолюбителей?
- Относительная простота схемотехники по сравнению с полупроводниковыми устройствами
- Возможность создать оригинальную конструкцию
- Ностальгический фактор — «прикосновение к истории»
Однако в последние годы интерес к самодельным ламповым устройствам снизился. Это связано с ростом цен на электронные лампы и сопутствующие компоненты, а также с их дефицитностью.
Винтажная аудиотехника
Некоторые любители лампового звука предпочитают только серийную винтажную аппаратуру, выпущенную в годы расцвета ламповой схемотехники (1930-е — 1960-е годы).
Основной аргумент сторонников этого направления: «музыку 60-х нужно слушать на аппаратуре 60-х». Они обычно не модернизируют аппаратуру, а лишь поддерживают ее в рабочем состоянии.
Будущее лампового звука
Пережив небывалый взлет популярности в 1990-х — 2000-х годах, «ламповый звук» сегодня переживает не лучшие времена. Его будущее остается неопределенным.
Факторы, влияющие на перспективы лампового звука:
- Прекращение массового производства электронных ламп
- Дефицитность винтажных компонентов
- Развитие технологий в области полупроводниковой аудиотехники
- Смена поколений — уход людей, заставших «ламповую эпоху»
Тем не менее, определенная ниша для лампового звука сохраняется. Это связано как с его особыми акустическими характеристиками, так и с эстетической привлекательностью ламповой аппаратуры.
Ламповый звук | это… Что такое Ламповый звук?
Ламповый УНЧ любительской постройки
«Ламповый звук» — термин, возникший в начале 70-х годов в среде любителей звукозаписи и электромузыкальных инструментов, обозначающий характерную тембральную окраску звука, воспроизводимого аудиосистемой, содержащей усилительный тракт, выполненный на электронных лампах.
Появление термина связано с началом распространения транзисторных усилителей. Спектр сигнала транзисторных усилителей первых поколений был богат нечётными гармониками. У ещё распространённых в указанные годы усилителей на радиолампах наблюдался иной эффект — в спектре их сигнала содержится небольшое количество гармоник (доминируют вторая, третья и четвёртая), из-за чего наблюдется более «мягкий» звук, или как его часто называют — «тёплый», «ламповый».[1]
Ряд авторов причиной «транзисторного» звука считают не сам транзистор, а отрицательную обратную связь, которая характерна для схемотехники транзисторных усилителей. Этот аргумент весьма спорный, так как значительная часть ламповых усилителей (а промышленного изготовления — почти все) также имеет ООС.
Строго говоря, приверженцы «лампового звука» придерживаются различных точек зрения на указанную тематику: научной и эзотерической. Сторонники научной точки зрения аргументируют свои доводы физическими особенностями усиления сигналов электровакуумными и полупроводниковыми приборами. Стронники эзотерической точки зрения, как правило, игнорируют физические особенности усилительных приборов, а преимущества «лампового звука» аргументируют, апеллируя к слуховому опыту, музыкальным пристрастиям.
Пережив небывалый взлет популярности в 90-х — 2000-х годах «ламповый звук» сегодня переживает не лучшие времена и его будущее весьма туманно.
Содержание
|
Научное обоснование и критика
Признавая факт устаревания электронных ламп как усилительных приборов, большие массогабаритные характеристики и низкую энергетическую эффективность ламповых устройств, сторонники «лампового звука» обычно высказывают следующие аргументы в пользу превосходства усилителей на электронных лампах:
- Электронные лампы, особенно триоды имеют очень широкий линейный участок ВАХ, что позволяет отказаться от отрицательной обратной связи по переменному току или снизить её глубину. Транзисторы, в особенности биполярные, обладают большей нелинейностью, из-за чего в аудиоаппаратуре применяются чаще всего с отрицательной обратной связью (ООС) либо с местной ООС, охватывающей один каскад, но, как правило, с общей ООС, охватывающей весь усилитель.
- ВАХ электронных ламп практически не зависит от температуры окружающей среды (так как температура накаленного катода существенно выше), следовательно не нуждаются в глубокой ООС по постоянному току для стабилизации режима каскада.
- Наличие ООС в усилителе приводит к искажению динамических характеристик сигналов, что особенно заметно при воспроизведении ударных и струнных инструментов. В этом плане ламповые усилители, которые обычно строятся без ООС, имеют преимущества.
- Электронные лампы, особенно пентоды (лучевые тетроды), характеризуются очень высокими коэффициентами усиления, что позволяет строить усилители с малым числом каскадов (2 — 3), что снижает общий уровень искажений.
- В ламповых усилителях практически всегда используется выходной трансформатор, применение которого позволяет оптимально согласовать оконечный каскад с нагрузкой и тем самым снизить уровень искажений, вносимых оконечным каскадом. Исключение составляют ламповые усилители для наушников со сравнительно высоким сопротивлением, которым выходной трансформатор не требуется.
- Меньший уровень интермодуляционных искажений. С точки зрения сторонников «лампового звука», интермодуляционные искажения являются ключевым недостатком транзисторных усилителей.
Противники лампового звука приводят контраргументы каждому доводу:
- Транзисторы не имеют столь длинного линейного участка ВАХ, но могут работать при меньших амплитудах напряжений, нежели триоды, что нивелирует указанный недостаток транзисторов.
- Температурный режим может быть стабилизирован и для транзисторного каскада с использованием системы охлаждения.
- Принципиальной необходимости в ООС в транзисторных усилителях тоже нет. Просто схемотехника ламповых каскадов была разработана ещё в 20-е — 30-е годы, когда теория ООС была ещё недостаточно разработана. Транзисторная схемотехника возникла позже и в ней уже применялись все знания теории ООС. Однако транзисторные (особенно на полевых транзисторах) каскады без ООС вполне работоспособны.
- Пентоды и лучевые тетроды характеризуются высоким коэффициентом усиления, но их линейность гораздо хуже чем у транзисторов. Поэтому любители «лампового звука» редко применяют многосеточные лампы в своих разработках или используют их в триодном включении. А триоды имеют значительно меньшие коэффициенты усиления чем транзисторы.
- Нет принципиальных ограничений на использования выходного трансформатора в транзисторных усилителях. Более того, транзисторные усилители с выходными трансформаторами изготавливаются любителями и выпускаются серийно.
- Теория интермодуляционных искажений появилась уже после заката эры ламповой звукотехники и в настоящее время активно развивается именно для транзисторных усилителей. Для ламповых усилителей этот вопрос практически не исследован. Поэтому ламповые и транзисторные усилители сравнивать по этому критерию практически невозможно.
Дополнительно указываются следующие недостатки усилителей на электронных лампах:
- Электронные лампы характеризуются дробовым шумом, который очень слабо выражен в полупроводниках.
- Электронные лампы нуждаются в подогреве катода. Помимо дополнительных затрат мощности, цепи накала создаёт паразитные связи между каскадами и является причиной так называемого гудения — возникновения колебаний тока анода под действием переменного магнитного поля, создаваемого нитью накала.
- Электронные лампы, особенно мощные, характеризуются малым сроком службы. С учетом того, что в усилителях класса А лампы работают в режимах, близких к предельно допустимой рассеиваемой мощности, их срок службы ещё сокращается.
- Электронные лампы устанавливаются в панельку, что приводит к возникновению дополнительной пары контактов.
- Критика транзисторных усилителей, приводимая сторонниками «лампового звука» относится, в основном, к первому поколению этих приборов, технические характеристики которых действительно существенно уступали ламповым аппаратам последних поколений. С тех пор характеристики транзисторов кардинально улучшились, в то время как разработка новых поколений электронных ламп вовсе не ведется уже в течение полувека.
- Наличие в ламповом усилителе выходного трасформатора тоже заслуживает критики, так как сам трансформатор вносит в выходной сигнал значительные искажения, как нелинейные, так и частотные.
Основные течения и ответвления
По состоянию на конец первого десятилетия XXI века «ламповый звук» можно рассматривать как широко известное явление. В мире выпускаются ламповые усилители, использующие как классическую, так и новую схемотехнику, издается новая литература по ламповой схемотехнике, существуют интернет-ресурсы, посвящённые этой тематике. Тем не менее, среда поклонников «лампового звука» неоднородна, как и не однородны типы ламповой звукотехники. Поэтому здесь следует выделить ряд основных идейных течений и ответвлений от них.
Коммерческие реализации
В 90-х годах 20-го века в различных странах, прежде всего в Японии, США, Германии и России, а позже в Тайване и Китае был создан ряд компаний, специализирующихся на выпуске ламповой звукотехнической аппаратуты и аккустических систем для нее. Данные изделия выпускаются различными тиражами и имеют широкий диапазон цен, от low-cost решений китайских производителей (в частности под торговой маркой Music Angel) до штучных изделий ценой в сотни тысяч долларов, например Ongaku фирмы AudioNote (Япония). Для комплектации такой продукции электронными лампами были вновь пущены производственные мощности ряда заводов, в том числе ПО «Светлана». Была начата разработка новых типов электровакуумных приборов, например лампа SV572. Мировой экономический кризис 2008-го года сильно снизил спрос на подобные сверхдорогие изделия. К тому же ряд производителей элитной полупроводниковой аппаратуры выпустил на рынок принципиально новые изделия, по качеству звучания значительно превосходящие ламповые, да и сами потребители столкнувшись на деле с «ламповым звуком» и поняв, что по большому счету, ничего выдающегося в нем нет начали терять к нему интерес . В результате многие производители новой ламповой аппаратуры обанкротились или перепрофилировались. Пришло в окончательный упадок и производство электронных ламп. Новые их типы так и не были выпущены серийно. Будущее этой отрасли весьма туманно. Вполне возможно, что через определенный период времени придет очередной всплеск интереса к «ламповому звуку», но наиболее вероятно, что этого уже не произойдет, так как интерес 90-х — 2000-х годов был, по большей части, подогрет поколением людей, которые еще застали «ламповую эпоху». Дефицитность винтажных компонентов также ставит под сомнение возможность коммерческого успеха ламповых проектов в будущем.
Hi-End
Представители данного направления рассматривают ламповые усилительные системы как средство достижения наилучшего качества звуковоспроизведения. Однако данное течение также является неоднородным и в нём можно выделить ряд ответвлений, отличающихся, в основном, критериями качества звуковоспроизведения. Здесь следует понимать не числовые значения показателей качества, а сам набор этих показателей. В частности, ряд конструкторов звукотехники (например, Ю. А. Макаров[2]) во главу угла ставят такой фактор, как приведённая скорость нарастания напряжения выходного сигнала и значение его низшей граничной частоты, а также выходное сопротивление (т. н. dumping factor). Другие авторы (например, японские: Х. Кондо, С. Сакума) большее внимание уделяют гармоническому составу выходного сигнала. При этом, практически все последователи направления Hi-End сходятся в том, что мощность выходного сигнала не является определяющим фактором.
Представители данного направления в основном развивают схемотехнику однотактных выходных каскадов, но встречаются и приверженцы двухтактных. Тем не менее, практически представители данного направления придерживаются презумпции объективных характеристик над субъективными оценками. Это, в частности, определяет выбор ламп и других компонентов не по звуковой сигнатуре, а по данным инструментальных исследований.
Достаточно часто разработки, выполненные представителями данного направления, продаются (в том числе с аукционов) или далаются на заказ. Но, чаще всего, это конструкции, которые их авторы реализуют для себя и не планируют их коммерческий успех. В подавляющем большинстве случаев после запуска в работу устройства непрерывно модернизируются их авторами.
«Тёплый звук»
Представители данного направления априори не отказываются от высокой верности звуковоспроизведения, но при этом считают, что главная задача аппаратуры — вовлекать в музыку. Это определяет основной подход к построению аппаратуры представителями данного направления — компоненты подбираются не только по техническим характеристиками, а по «звучанию». При этом авторы часто используют компоненты, например, радиолампы, в режимах, отличных от рекомендованных, зачастую, с превышением предельно допустимых параметров.
Указанное направление также имеет ряд ответвлений. Часто представители данного направления, неверно понимая физические и пихоакустические особенности «лампового звучания», начинают применять лампы их в тех узлах звукотехнической аппаратуры, где использование ламп либо вообще не оказывает влияние на прохождение сигналов звуковой частоты (например, в стабилизаторах питания накальных цепей других ламп усилителя), либо, где использование ламп нецелесообразно по причине высокого уровня микрофонного эффекта, а их линейность не играет никакой роли (например, во входных каскадах микросигнальных цепей: RIAA-корректорах, усилителях воспроизведения магнитофонов). Встречаются и совершенно абсурдные решения, как использование ламповых генераторов сигналов для тактирования цифровых устройств, например, проигрывателей компакт-дисков[3]. Как правило, такие решения предлагают технически некомпетентные авторы.
Существуют также и радикальные течения, представители которых полностью игнорируют схемотехнические аспекты использования ламп и других компонентов, ставя на первое место субъективные ощущения от прослушивая. Указанные лица оперируют такими лженаучными понятями, как «направленность проводника»[4][5][6]. Среди представителей радикального направления пользуются популярностью винтажные электронные компоненты, выпущенные в 20-е и 30-е годы такими фирмами как «Вестерн Электрик», «Клангфилм», «Telefunken» и др., как, якобы, обладающие «исключительной способностью вовлекать в музыку» и «передачей эмоций без потерь и искажений»[7]. Свою техническую некомпетентность указанные авторы и их поклонники пытаются маскировать своим «тонким музыкальным слухом», «посвящённостью» и другими субъективистскими аргументами.
Радиолюбительские конструкции
Радиолюбительские ламповые звукотехнические устройства обычно создаются в целях эксперимента — «прикосновение к истории» или получения лампового звука — «за разумные деньги». Это направление популярно во всем мире. Важно и то, что любительская постройка лампового усилителя значительно проще с позиций схемотехники по сравнению с полупроводниковыми устройствами, требующими гораздо большего числа элементов и точного расчета всех цепей, что часто является определяющим фактором для радиолюбителя. Зачастую характеристики самодельных устройств весьма скромные по сравнению не только с заводскими ламповыми усилителями класса Hi-End, но и с аналогичными самодельными усилителями на полупроводниковых приборах. Часто радиолюбители ставят своей задачей создать схемотехнически оригинальную конструкцию, без особой оглядки на качество звучания: например, с управлением пентодом не по первой, а по второй сетке[8] или, например, цирклотрон[9] или использование электронно-светового индикатора («магического глаза») в качестве усилительной лампы.
С середины 1990-х годов российский радиолюбитель А. И. Манаков (известный в радиолюбительском интернет-сообществе как Гэгэн) опубликовал описание ряда любительских усилителей на электронных лампах, построенных по схемам, сильно отличающимся от классических и обладающих достаточно высокими характеристиками. Вне интернет-сообщества эти конструкции были популяризированы в книге М. В. Торопкина «Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками».
В 2005 году интерес к несложным любительским ламповым конструкциям был подогрет публикацией в журнале «Радио» цикла статей С. Н. Комарова, посвящённым схемотехнике двухтактных усилителей[10]. После данного цикла статей, публикации в журнале «Радио», посвящённые ламповой звукотехнике стали регулярными.
Следует отметить, что интерес к самодельным ламповым устройствам в середине 2000-х годов вызвал бурный рост цен на электронные лампы, транформаторы, обмоточный провод, винтажные динамики и другую сопутствующую продукцию. В результате этого, а также по причине того, что все данные изделия уже давно не выпускаются серийно и стали дефицитными, в начале 2010-х годов интерес к ламповой схемотехнике в среде радиолюбителей вновь упал. Падению интереса также способствовал и тот факт, что создать приниципально новые схемотехнические решения на электронных лампах уже практические невозможно. Поэтому многие технические форумы по «ламповому звуку», популярные в середине 2000-х годов либо уже покинуты пользователями, либо перепрофилировались на эстетико-эзотерическую и коммерческо-потребительскую тематику или превратились в доски объявлений.
Винтажная аудиотехника
Ряд любителей лампового звука отдают предпочтение только серийной винтажной аппаратуре, выпущенной в годы расцвета ламповой схемотехники. Обычно к этой категории относятся любители музыкальных произведений прошлых лет (30-е — 60-е годы ХХ века). Их основная аргументация в общих чертах такова: «музыку 60-х нужно слушать на аппаратуре 60-х». Представители данного направления, обычно, не производят модернизацию аппаратуры и ограничиваются лишь её ремонтом.
См. также
- Виниловая пластинка
Ссылки
- Аудиопортал — один из крупнейших многопрофильных ресурсов указанной тематики
- Любимые лампы — домашний сайт радиолюбителя Сергея Комарова, целиком посвящённый ламповой звуко- и радиотехнике, как исторической, так и современной. В основном — радиолюбительские конструкции.
- Hi End — по русски! — домашний сайт Сергея Сергеева.
- Винтажная электроника своими руками — самостоятельное создание hi-end ламповых усилителей радиолюбителями.
- Наш аудиопортал — украинский ресурс по ламповому звуку
- HiFi&HiEnd своими руками — домашний сайт Михаила Торопкина — один из старейших в Рунете по данной тематике
- Welcome to ALTOR — домашний сайт Александра Торреса — ламповая и полупроводниковая звукотехника.
- КлассикАудио — в основном обсуждается винтажная аппаратура и любительские конструкции на винтажных компонентах
- Сквозь асфальт — сайт Анатолия Марковича Лихницкого. Авторские статьи в области звукотехники. Ранние — научно-технические, поздние — эстетико-эзотерические.
- Форум АМЛ — форум А. М. Лихницкого. В основном эзотерической направленности.
Примечания
- ↑ Арзуманов С. В. — Секреты гитарного звука — Москва: Издатель Смолин К. О., 2003 г., стр. 127—128
- ↑ Маэстро Гроссо Ю. Макарова — Форумы АУДИО ПОРТАЛ
- ↑ Ламповый клок с выходным трансформатором, на 6Ж9П(E180F) — Ламповые клоки — Abbas audio
- ↑ naumov-audio О направленности проводников
- ↑ В гостях у Александра Клячина :: Направление проводов
- ↑ Построение усилителя с учетом направлений электрических компонентов
- ↑ Выходные трансформаторы для 6С4С — Форум А. Лихницкого
- ↑ http://audioportal.su/showthread.php/8644-Раскачка-по-второй-сетке-что-зачем-как?s=0d6de9e900fb313ae85d2b03a64aedda
- ↑ Circlotron 6П14П
- ↑ Новые разработки на радиолампах
Ламповый звук | это… Что такое Ламповый звук?
Ламповый УНЧ любительской постройки
«Ламповый звук» — термин, возникший в начале 70-х годов в среде любителей звукозаписи и электромузыкальных инструментов, обозначающий характерную тембральную окраску звука, воспроизводимого аудиосистемой, содержащей усилительный тракт, выполненный на электронных лампах.
Появление термина связано с началом распространения транзисторных усилителей. Спектр сигнала транзисторных усилителей первых поколений был богат нечётными гармониками. У ещё распространённых в указанные годы усилителей на радиолампах наблюдался иной эффект — в спектре их сигнала содержится небольшое количество гармоник (доминируют вторая, третья и четвёртая), из-за чего наблюдется более «мягкий» звук, или как его часто называют — «тёплый», «ламповый».[1]
Ряд авторов причиной «транзисторного» звука считают не сам транзистор, а отрицательную обратную связь, которая характерна для схемотехники транзисторных усилителей. Этот аргумент весьма спорный, так как значительная часть ламповых усилителей (а промышленного изготовления — почти все) также имеет ООС.
Строго говоря, приверженцы «лампового звука» придерживаются различных точек зрения на указанную тематику: научной и эзотерической. Сторонники научной точки зрения аргументируют свои доводы физическими особенностями усиления сигналов электровакуумными и полупроводниковыми приборами. Стронники эзотерической точки зрения, как правило, игнорируют физические особенности усилительных приборов, а преимущества «лампового звука» аргументируют, апеллируя к слуховому опыту, музыкальным пристрастиям.
Пережив небывалый взлет популярности в 90-х — 2000-х годах «ламповый звук» сегодня переживает не лучшие времена и его будущее весьма туманно.
Содержание
|
Научное обоснование и критика
Признавая факт устаревания электронных ламп как усилительных приборов, большие массогабаритные характеристики и низкую энергетическую эффективность ламповых устройств, сторонники «лампового звука» обычно высказывают следующие аргументы в пользу превосходства усилителей на электронных лампах:
- Электронные лампы, особенно триоды имеют очень широкий линейный участок ВАХ, что позволяет отказаться от отрицательной обратной связи по переменному току или снизить её глубину. Транзисторы, в особенности биполярные, обладают большей нелинейностью, из-за чего в аудиоаппаратуре применяются чаще всего с отрицательной обратной связью (ООС) либо с местной ООС, охватывающей один каскад, но, как правило, с общей ООС, охватывающей весь усилитель.
- ВАХ электронных ламп практически не зависит от температуры окружающей среды (так как температура накаленного катода существенно выше), следовательно не нуждаются в глубокой ООС по постоянному току для стабилизации режима каскада.
- Наличие ООС в усилителе приводит к искажению динамических характеристик сигналов, что особенно заметно при воспроизведении ударных и струнных инструментов. В этом плане ламповые усилители, которые обычно строятся без ООС, имеют преимущества.
- Электронные лампы, особенно пентоды (лучевые тетроды), характеризуются очень высокими коэффициентами усиления, что позволяет строить усилители с малым числом каскадов (2 — 3), что снижает общий уровень искажений.
- В ламповых усилителях практически всегда используется выходной трансформатор, применение которого позволяет оптимально согласовать оконечный каскад с нагрузкой и тем самым снизить уровень искажений, вносимых оконечным каскадом. Исключение составляют ламповые усилители для наушников со сравнительно высоким сопротивлением, которым выходной трансформатор не требуется.
- Меньший уровень интермодуляционных искажений. С точки зрения сторонников «лампового звука», интермодуляционные искажения являются ключевым недостатком транзисторных усилителей.
Противники лампового звука приводят контраргументы каждому доводу:
- Транзисторы не имеют столь длинного линейного участка ВАХ, но могут работать при меньших амплитудах напряжений, нежели триоды, что нивелирует указанный недостаток транзисторов.
- Температурный режим может быть стабилизирован и для транзисторного каскада с использованием системы охлаждения.
- Принципиальной необходимости в ООС в транзисторных усилителях тоже нет. Просто схемотехника ламповых каскадов была разработана ещё в 20-е — 30-е годы, когда теория ООС была ещё недостаточно разработана. Транзисторная схемотехника возникла позже и в ней уже применялись все знания теории ООС. Однако транзисторные (особенно на полевых транзисторах) каскады без ООС вполне работоспособны.
- Пентоды и лучевые тетроды характеризуются высоким коэффициентом усиления, но их линейность гораздо хуже чем у транзисторов. Поэтому любители «лампового звука» редко применяют многосеточные лампы в своих разработках или используют их в триодном включении. А триоды имеют значительно меньшие коэффициенты усиления чем транзисторы.
- Нет принципиальных ограничений на использования выходного трансформатора в транзисторных усилителях. Более того, транзисторные усилители с выходными трансформаторами изготавливаются любителями и выпускаются серийно.
- Теория интермодуляционных искажений появилась уже после заката эры ламповой звукотехники и в настоящее время активно развивается именно для транзисторных усилителей. Для ламповых усилителей этот вопрос практически не исследован. Поэтому ламповые и транзисторные усилители сравнивать по этому критерию практически невозможно.
Дополнительно указываются следующие недостатки усилителей на электронных лампах:
- Электронные лампы характеризуются дробовым шумом, который очень слабо выражен в полупроводниках.
- Электронные лампы нуждаются в подогреве катода. Помимо дополнительных затрат мощности, цепи накала создаёт паразитные связи между каскадами и является причиной так называемого гудения — возникновения колебаний тока анода под действием переменного магнитного поля, создаваемого нитью накала.
- Электронные лампы, особенно мощные, характеризуются малым сроком службы. С учетом того, что в усилителях класса А лампы работают в режимах, близких к предельно допустимой рассеиваемой мощности, их срок службы ещё сокращается.
- Электронные лампы устанавливаются в панельку, что приводит к возникновению дополнительной пары контактов.
- Критика транзисторных усилителей, приводимая сторонниками «лампового звука» относится, в основном, к первому поколению этих приборов, технические характеристики которых действительно существенно уступали ламповым аппаратам последних поколений. С тех пор характеристики транзисторов кардинально улучшились, в то время как разработка новых поколений электронных ламп вовсе не ведется уже в течение полувека.
- Наличие в ламповом усилителе выходного трасформатора тоже заслуживает критики, так как сам трансформатор вносит в выходной сигнал значительные искажения, как нелинейные, так и частотные.
Основные течения и ответвления
По состоянию на конец первого десятилетия XXI века «ламповый звук» можно рассматривать как широко известное явление. В мире выпускаются ламповые усилители, использующие как классическую, так и новую схемотехнику, издается новая литература по ламповой схемотехнике, существуют интернет-ресурсы, посвящённые этой тематике. Тем не менее, среда поклонников «лампового звука» неоднородна, как и не однородны типы ламповой звукотехники. Поэтому здесь следует выделить ряд основных идейных течений и ответвлений от них.
Коммерческие реализации
В 90-х годах 20-го века в различных странах, прежде всего в Японии, США, Германии и России, а позже в Тайване и Китае был создан ряд компаний, специализирующихся на выпуске ламповой звукотехнической аппаратуты и аккустических систем для нее. Данные изделия выпускаются различными тиражами и имеют широкий диапазон цен, от low-cost решений китайских производителей (в частности под торговой маркой Music Angel) до штучных изделий ценой в сотни тысяч долларов, например Ongaku фирмы AudioNote (Япония). Для комплектации такой продукции электронными лампами были вновь пущены производственные мощности ряда заводов, в том числе ПО «Светлана». Была начата разработка новых типов электровакуумных приборов, например лампа SV572. Мировой экономический кризис 2008-го года сильно снизил спрос на подобные сверхдорогие изделия. К тому же ряд производителей элитной полупроводниковой аппаратуры выпустил на рынок принципиально новые изделия, по качеству звучания значительно превосходящие ламповые, да и сами потребители столкнувшись на деле с «ламповым звуком» и поняв, что по большому счету, ничего выдающегося в нем нет начали терять к нему интерес . В результате многие производители новой ламповой аппаратуры обанкротились или перепрофилировались. Пришло в окончательный упадок и производство электронных ламп. Новые их типы так и не были выпущены серийно. Будущее этой отрасли весьма туманно. Вполне возможно, что через определенный период времени придет очередной всплеск интереса к «ламповому звуку», но наиболее вероятно, что этого уже не произойдет, так как интерес 90-х — 2000-х годов был, по большей части, подогрет поколением людей, которые еще застали «ламповую эпоху». Дефицитность винтажных компонентов также ставит под сомнение возможность коммерческого успеха ламповых проектов в будущем.
Hi-End
Представители данного направления рассматривают ламповые усилительные системы как средство достижения наилучшего качества звуковоспроизведения. Однако данное течение также является неоднородным и в нём можно выделить ряд ответвлений, отличающихся, в основном, критериями качества звуковоспроизведения. Здесь следует понимать не числовые значения показателей качества, а сам набор этих показателей. В частности, ряд конструкторов звукотехники (например, Ю. А. Макаров[2]) во главу угла ставят такой фактор, как приведённая скорость нарастания напряжения выходного сигнала и значение его низшей граничной частоты, а также выходное сопротивление (т. н. dumping factor). Другие авторы (например, японские: Х. Кондо, С. Сакума) большее внимание уделяют гармоническому составу выходного сигнала. При этом, практически все последователи направления Hi-End сходятся в том, что мощность выходного сигнала не является определяющим фактором.
Представители данного направления в основном развивают схемотехнику однотактных выходных каскадов, но встречаются и приверженцы двухтактных. Тем не менее, практически представители данного направления придерживаются презумпции объективных характеристик над субъективными оценками. Это, в частности, определяет выбор ламп и других компонентов не по звуковой сигнатуре, а по данным инструментальных исследований.
Достаточно часто разработки, выполненные представителями данного направления, продаются (в том числе с аукционов) или далаются на заказ. Но, чаще всего, это конструкции, которые их авторы реализуют для себя и не планируют их коммерческий успех. В подавляющем большинстве случаев после запуска в работу устройства непрерывно модернизируются их авторами.
«Тёплый звук»
Представители данного направления априори не отказываются от высокой верности звуковоспроизведения, но при этом считают, что главная задача аппаратуры — вовлекать в музыку. Это определяет основной подход к построению аппаратуры представителями данного направления — компоненты подбираются не только по техническим характеристиками, а по «звучанию». При этом авторы часто используют компоненты, например, радиолампы, в режимах, отличных от рекомендованных, зачастую, с превышением предельно допустимых параметров.
Указанное направление также имеет ряд ответвлений. Часто представители данного направления, неверно понимая физические и пихоакустические особенности «лампового звучания», начинают применять лампы их в тех узлах звукотехнической аппаратуры, где использование ламп либо вообще не оказывает влияние на прохождение сигналов звуковой частоты (например, в стабилизаторах питания накальных цепей других ламп усилителя), либо, где использование ламп нецелесообразно по причине высокого уровня микрофонного эффекта, а их линейность не играет никакой роли (например, во входных каскадах микросигнальных цепей: RIAA-корректорах, усилителях воспроизведения магнитофонов). Встречаются и совершенно абсурдные решения, как использование ламповых генераторов сигналов для тактирования цифровых устройств, например, проигрывателей компакт-дисков[3]. Как правило, такие решения предлагают технически некомпетентные авторы.
Существуют также и радикальные течения, представители которых полностью игнорируют схемотехнические аспекты использования ламп и других компонентов, ставя на первое место субъективные ощущения от прослушивая. Указанные лица оперируют такими лженаучными понятями, как «направленность проводника»[4][5][6]. Среди представителей радикального направления пользуются популярностью винтажные электронные компоненты, выпущенные в 20-е и 30-е годы такими фирмами как «Вестерн Электрик», «Клангфилм», «Telefunken» и др., как, якобы, обладающие «исключительной способностью вовлекать в музыку» и «передачей эмоций без потерь и искажений»[7]. Свою техническую некомпетентность указанные авторы и их поклонники пытаются маскировать своим «тонким музыкальным слухом», «посвящённостью» и другими субъективистскими аргументами.
Радиолюбительские конструкции
Радиолюбительские ламповые звукотехнические устройства обычно создаются в целях эксперимента — «прикосновение к истории» или получения лампового звука — «за разумные деньги». Это направление популярно во всем мире. Важно и то, что любительская постройка лампового усилителя значительно проще с позиций схемотехники по сравнению с полупроводниковыми устройствами, требующими гораздо большего числа элементов и точного расчета всех цепей, что часто является определяющим фактором для радиолюбителя. Зачастую характеристики самодельных устройств весьма скромные по сравнению не только с заводскими ламповыми усилителями класса Hi-End, но и с аналогичными самодельными усилителями на полупроводниковых приборах. Часто радиолюбители ставят своей задачей создать схемотехнически оригинальную конструкцию, без особой оглядки на качество звучания: например, с управлением пентодом не по первой, а по второй сетке[8] или, например, цирклотрон[9] или использование электронно-светового индикатора («магического глаза») в качестве усилительной лампы.
С середины 1990-х годов российский радиолюбитель А. И. Манаков (известный в радиолюбительском интернет-сообществе как Гэгэн) опубликовал описание ряда любительских усилителей на электронных лампах, построенных по схемам, сильно отличающимся от классических и обладающих достаточно высокими характеристиками. Вне интернет-сообщества эти конструкции были популяризированы в книге М. В. Торопкина «Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками».
В 2005 году интерес к несложным любительским ламповым конструкциям был подогрет публикацией в журнале «Радио» цикла статей С. Н. Комарова, посвящённым схемотехнике двухтактных усилителей[10]. После данного цикла статей, публикации в журнале «Радио», посвящённые ламповой звукотехнике стали регулярными.
Следует отметить, что интерес к самодельным ламповым устройствам в середине 2000-х годов вызвал бурный рост цен на электронные лампы, транформаторы, обмоточный провод, винтажные динамики и другую сопутствующую продукцию. В результате этого, а также по причине того, что все данные изделия уже давно не выпускаются серийно и стали дефицитными, в начале 2010-х годов интерес к ламповой схемотехнике в среде радиолюбителей вновь упал. Падению интереса также способствовал и тот факт, что создать приниципально новые схемотехнические решения на электронных лампах уже практические невозможно. Поэтому многие технические форумы по «ламповому звуку», популярные в середине 2000-х годов либо уже покинуты пользователями, либо перепрофилировались на эстетико-эзотерическую и коммерческо-потребительскую тематику или превратились в доски объявлений.
Винтажная аудиотехника
Ряд любителей лампового звука отдают предпочтение только серийной винтажной аппаратуре, выпущенной в годы расцвета ламповой схемотехники. Обычно к этой категории относятся любители музыкальных произведений прошлых лет (30-е — 60-е годы ХХ века). Их основная аргументация в общих чертах такова: «музыку 60-х нужно слушать на аппаратуре 60-х». Представители данного направления, обычно, не производят модернизацию аппаратуры и ограничиваются лишь её ремонтом.
См. также
- Виниловая пластинка
Ссылки
- Аудиопортал — один из крупнейших многопрофильных ресурсов указанной тематики
- Любимые лампы — домашний сайт радиолюбителя Сергея Комарова, целиком посвящённый ламповой звуко- и радиотехнике, как исторической, так и современной. В основном — радиолюбительские конструкции.
- Hi End — по русски! — домашний сайт Сергея Сергеева.
- Винтажная электроника своими руками — самостоятельное создание hi-end ламповых усилителей радиолюбителями.
- Наш аудиопортал — украинский ресурс по ламповому звуку
- HiFi&HiEnd своими руками — домашний сайт Михаила Торопкина — один из старейших в Рунете по данной тематике
- Welcome to ALTOR — домашний сайт Александра Торреса — ламповая и полупроводниковая звукотехника.
- КлассикАудио — в основном обсуждается винтажная аппаратура и любительские конструкции на винтажных компонентах
- Сквозь асфальт — сайт Анатолия Марковича Лихницкого. Авторские статьи в области звукотехники. Ранние — научно-технические, поздние — эстетико-эзотерические.
- Форум АМЛ — форум А. М. Лихницкого. В основном эзотерической направленности.
Примечания
- ↑ Арзуманов С. В. — Секреты гитарного звука — Москва: Издатель Смолин К. О., 2003 г., стр. 127—128
- ↑ Маэстро Гроссо Ю. Макарова — Форумы АУДИО ПОРТАЛ
- ↑ Ламповый клок с выходным трансформатором, на 6Ж9П(E180F) — Ламповые клоки — Abbas audio
- ↑ naumov-audio О направленности проводников
- ↑ В гостях у Александра Клячина :: Направление проводов
- ↑ Построение усилителя с учетом направлений электрических компонентов
- ↑ Выходные трансформаторы для 6С4С — Форум А. Лихницкого
- ↑ http://audioportal.su/showthread.php/8644-Раскачка-по-второй-сетке-что-зачем-как?s=0d6de9e900fb313ae85d2b03a64aedda
- ↑ Circlotron 6П14П
- ↑ Новые разработки на радиолампах
Руководства
У нас есть большой выбор руководств, дополнительных таблиц для тестеров трубок и других документов, доступных для продажи. Большинство из этих предметов перечислены в нашем магазине eBay.
ПРЕВОСХОДНОЕ КАЧЕСТВО — Все руководства по обслуживанию и эксплуатации, схемы установки трубок или другие документы, которые мы продаем, являются настоящими документами (без цифровых загрузок), созданными из оригинальных документов нашего собственного завода. Они были отсканированы с высоким разрешением 600 точек на дюйм, каждая страница была очищена вручную с помощью программного обеспечения для редактирования фотографий, все известные нам ошибки в тексте/диаграмме были исправлены, а окончательный документ был напечатан лазером для превосходной читабельности. В моих документах редко можно найти даже случайную отметку или нечеткость. Часто они выглядят лучше оригинала.
Плотный картон используется для передней и задней обложек, чтобы придать изданию профессиональный винтажный вид и повысить его долговечность. Все страницы напечатаны размером 8,5 x 11 дюймов и переплетены гребнем. Все страницы и обложки напечатаны черным шрифтом, без цвета.
Безопасная доставка включает в себя отправку документа(ов) по почте в новом почтовом ящике.
Ниже приведен список доступных руководств и документации. Большинство из них перечислены в нашем ассортименте магазина eBay — просто нажмите на название компании ниже, чтобы перейти непосредственно к нашему магазину для этого бренда. Если вы не нашли товар в нашем магазине eBay, пожалуйста, напишите по электронной почте для цены.
- Точный прибор CO : Tube Tester 151, 157, 257. Тестер коммунального предприятия 161.
- B & K : Tube Tester 500, 550, 600, 607, 650, 700, 707, 747 и 747B (включая современный 1983, 1983. диаграмма!). Анализатор емкости 801 .
- Conar : Signal Tracer 231.
- EICO : Тестер ламп 667. Стерео предусилитель HF-85. FM-тюнер HFT-90. Усилитель ВЧ-35. Мультиплексный автопереходник MX99. Конденсаторный тестер 950А (мост-сопротивление-емкость-компаратор). Осциллограф 460. Трассировщик сигналов 147. Генератор сигналов 324. Генератор синусоидальных и прямоугольных сигналов 377. Высокоточный AM-тюнер модели HFT-94. Двойной 14-ваттный Hi-Fi стереофонический усилитель-предусилитель модели HF-81. Измеритель угла наклона сетки 710. Модель регулируемого источника питания 1030.
- Электромагнитная совместимость : Тестер ламп 213 / 215.
- Fisher : Главный управляющий усилитель X-101.
- Hickok : ВТВМ модель 209B. Модели трубных тестеров: 123 Cardmatic, 510X, 530, 530B, 532, 533, 533A, 534, 600A, 605A, 750, 752, 799 (с данными настройки адаптера CA-99), 800 (с данными настройки адаптера CA-4) , 800А, 800К, 6000.
- Джексон : Тестер ламп 634, 635, 637.
- Knight : Тестер ламп 600, 600A, 600B. Усилитель 83-Y-784
- LaFayette : Тестер ламп TE-15, TE-50, 99-5012.
- Marantz : Консольный предусилитель 7. Усилитель 9.
- McIntosh : Усилитель MC-60. Тюнер МР-55.
- Mercury : тестер ламп 990, 1100, 1100A, 1100C, 1101.
- NRI : тестер ламп, модель 70 Национального института радиосвязи.0003 Olson : Тестер ламп KB-142.
- Precision (PACO) : Tube Tester 10-12, 10-15. Генератор сигналов Г-30, Г-30ПК. Конденсаторный тестер C-25/C-25W.
- Пирамида : Тестер конденсаторов CRA-2.
- Rockola : Jukebox 1422, 1426.
- SECO : Тестер трубки 88.
- Sencore : Tube Tester MU140, MU150 TC28, Mighty MITE TC130, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154, TC154.
- Симпсон : Тестер труб 1000.
- Sprague : Тел-Омайк ТО-3, ТО-4, ТО-5 Теломайк.
- Superior : TV-12, TW-11
- Sylvania : Tube Tester 219 и 220 (включает дополнения к таблицам 1966 и 1967 гг.). Модель 620 (включает инструкции по калибровке и дополнение к таблице данных устаревшей трубки).
- Wurlitzer : Jukebox 1015 OMT CD, Jukebox OMT Vinyl (45 об/мин).
У нас также есть несколько хороших руководств/курсов:
- Ламповые усилители : Урок Школы связи армии США, который учит тому, как усиливать электронные лампы, необходимости и влиянию смещения, а также каскадному соединению. 38 страниц, качественный букварь по теме. 10$ + доставка.
- Научитесь пользоваться тестером ламп TV-7 : Урок Школы связи армии США учит, как правильно использовать тестер ламп TV-7. Обучает функциям управления, объясняет книгу данных и дает подробные примеры тестирования нескольких разных трубок. Включает диаграмму преобразования micromhos. Это урок курса, а не схема установки трубки, таблица роликов или схема. $9.99 + корабль.
- Обучение юстировке ламповых радиоприемников : 2 части – первый урок обучает базовой процедуре АМ юстировки, а второй урок является более сложным, обучая методам юстировки, когда у вас нет данных производителя. 18 страниц. 9$ + корабль.
Tienda de Guitarras On-Line, Магазин гитар в Барселоне
Somos la Tienda de Instrumentos Musicales de Referencia и Barcelona . El Primer Centro Oficial Autorizado en Catalunya que ofrece Gibson , Fender , Taylor , Martin … En un solo espacio, y gestión directa en nuestro Taller de todas las garantías.
Filosofía
En Tube Sound nos dedicamos a la venta de Guitarras y Bajos en Barcelona desde 2003 . Trabajamos tanto para el músico aficionado como para el profesional, siguiendo una filosofía basada en 3 пункта:
El mejor Trato
El trato personalizado con nuestros
clientes, a los que siempre aconsejamos
en función de sus gustos y necesidades.
Compromiso
El compromiso
inquebrantable con la calidad.
Pásate a descubrir nuestra
selección en las marcas
más importantes del mercado.
Категориас Дестакадас
Найдите в фонде семьи
Fender HammerTone
Нос-Акаба-де-Льегар
Aquí puedes visualizar las ultimas novedades que han entrado en la tienda en tiempo real.
В наличии
В наличии
В наличии
В наличии
В наличии
В наличии
В наличии
Грех сток
В наличии
В наличии
ЗАЩИТА ДАННЫХ
Tube Sound cumple con la LOPDGDD, acreditando la calidad de tratamiento de los datos y cumplimiento de lo establecido en la Ley Orgánica de Protección de Datos, 3/2018, 5 декабря
ПОРТЕС БЕСПЛАТНО 300€
Gastos de envío incluidos en pedidos superiores a 300 €, y un suplemento de 12 € for aquellos productos inferiores and 300 € y 20 € for Baleares. TUBE SOUND только реализовать envíos а-ля Península у Балеарских островов.
ПАГО СЕГУРО
TUBE SOUND dispone de un certificado SSL instalado en su servidor, que sirve para brindar seguridad en la página web, una manera de decir a los clientes que el site es auténtico, real y confiable para ingresar datos personales.
Donde Estamos
Nuestra Tienda Está Situada en El Barcelonés Barrio de Gràcia, C/ DE Badia , 12 , CP 08012 , Con Rápido Acceso Desde EL Metro 4. Парковка cercano en la calle Santa Rosa 10 y otro más grande en los cines Bosque , Rambla del Prat 16 .
Нуэво-Орарио
Lunes a Viernes de 10:00-14:00 / 16:00-20:00 Сабадос Серрадо