Как правильно маркировать выводы трехфазного асинхронного двигателя. Какие существуют стандарты обозначения клемм электродвигателей. Как определить начала и концы обмоток двигателя.
Основные принципы маркировки выводов асинхронных двигателей
Правильная маркировка выводов асинхронного двигателя имеет критическое значение для его корректного подключения и эксплуатации. Основные принципы маркировки включают:
- Обозначение начал и концов каждой фазной обмотки
- Использование стандартизированных буквенно-цифровых обозначений
- Соблюдение принятых схем соединения обмоток (звезда или треугольник)
- Учет требований конкретного производителя двигателей
Рассмотрим подробнее основные стандарты и методы маркировки выводов асинхронных электродвигателей.
Стандарт NEMA для маркировки выводов трехфазных двигателей
Стандарт NEMA (National Electrical Manufacturers Association) является одним из наиболее распространенных для маркировки выводов асинхронных двигателей в США и ряде других стран. Согласно этому стандарту:

- Начала фаз обозначаются T1, T2, T3
- Концы фаз обозначаются T4, T5, T6
- При соединении звездой T4, T5, T6 объединяются
- При соединении треугольником соединяются T1-T6, T2-T4, T3-T5
Такая система позволяет однозначно идентифицировать выводы и правильно подключить двигатель к сети питания.
Система маркировки IEC для трехфазных электродвигателей
Международная электротехническая комиссия (IEC) предлагает альтернативную систему маркировки:
- Начала фаз: U1, V1, W1
- Концы фаз: U2, V2, W2
При соединении звездой объединяются U2, V2, W2. Для треугольника соединяются U1-W2, V1-U2, W1-V2. Данная система широко применяется в Европе и других регионах.
Цветовая маркировка выводов асинхронных двигателей
Помимо буквенно-цифровых обозначений, для идентификации выводов часто используется цветовая маркировка проводов. Типичная схема:
- Фаза A (U): красный
- Фаза B (V): желтый
- Фаза C (W): синий
- Нейтраль: черный
Однако стоит отметить, что цветовая маркировка может отличаться у разных производителей и в разных странах. Всегда сверяйтесь с документацией конкретного двигателя.

Методы определения начал и концов обмоток асинхронного двигателя
Если маркировка выводов двигателя отсутствует или повреждена, существует несколько способов самостоятельно определить начала и концы обмоток:
Метод с использованием аккумулятора и вольтметра
Этот метод позволяет определить полярность выводов:
- Подключите аккумулятор к выводам одной фазы
- Измерьте напряжение на выводах других фаз вольтметром
- При отключении аккумулятора на начале фазы будет «плюс», на конце — «минус»
Метод пробных включений
Позволяет определить правильность соединения обмоток:
- Соедините выводы в звезду произвольным образом
- Подайте пониженное напряжение
- Если двигатель работает неправильно, меняйте местами выводы
- Добейтесь нормальной работы двигателя
Этот метод требует осторожности, чтобы не повредить двигатель.
Особенности маркировки выводов однофазных асинхронных двигателей
Для однофазных двигателей применяется своя система маркировки:
- Начало рабочей обмотки: U1
- Конец рабочей обмотки: U2
- Начало пусковой обмотки: Z1
- Конец пусковой обмотки: Z2
Часто используется цветовая маркировка: черный и красный для рабочей обмотки, желтый и синий для пусковой. При подключении важно правильно соединить обмотки с конденсатором и центробежным выключателем.

Маркировка выводов для двигателей с переключением числа полюсов
Двигатели с возможностью изменения числа полюсов имеют более сложную систему маркировки выводов:
- Для низкой скорости: 1U, 1V, 1W, 1X, 1Y, 1Z
- Для высокой скорости: 2U, 2V, 2W, 2X, 2Y, 2Z
Правильное подключение таких двигателей требует внимательного изучения схемы, предоставленной производителем. Ошибки в соединении могут привести к повреждению обмоток.
Влияние правильной маркировки на эксплуатационные характеристики двигателя
Корректная маркировка и подключение выводов асинхронного двигателя критически важны для его нормальной работы:
- Обеспечивает правильное направление вращения
- Гарантирует номинальные рабочие характеристики
- Предотвращает перегрев и повреждение обмоток
- Позволяет реализовать заданную схему пуска и управления
Ошибки в идентификации и подключении выводов могут привести к серьезным проблемам в работе двигателя и даже к его выходу из строя.
Современные тенденции в маркировке выводов электродвигателей
В последние годы наблюдаются следующие тенденции в области маркировки выводов асинхронных двигателей:

- Унификация стандартов маркировки в глобальном масштабе
- Применение QR-кодов для быстрого доступа к схемам подключения
- Использование радиочастотных меток для идентификации выводов
- Разработка «умных» клеммных коробок с автоматическим распознаванием подключения
Эти инновации направлены на упрощение процесса подключения двигателей и снижение вероятности ошибок при монтаже.
Заключение по маркировке выводов асинхронных двигателей
Правильная маркировка выводов асинхронных двигателей — важнейший аспект их эксплуатации. Соблюдение стандартов маркировки, внимательное изучение документации и применение корректных методов определения выводов позволяют обеспечить надежную и эффективную работу электродвигателей в различных применениях.
Маркировка выводных концов электрических машин переменного тока
Страница 21 из 30
Первый способ. Контрольной лампой, вольтметром или мегомметром определяют принадлежность выгодных концов к отдельным фазам и предварительно маркируют: выводы одной фазы С1—С1 другой С2—С2, последней С3—С3. Выводные концы С1, С2, С3 соединяют между собой в звезду, а к оставшимся концам С1, С2, С3 подводят пониженное напряжение (рис. 71).
Второй способ. Предварительно маркируют концы по аналогии с первым способом. После чего два конца C1 и С2 соединяют между собой, а к оставшимся двум концам C1 и С2 подводят пониженное напряжение (рис.


Рис. 71. Схема опыта для маркировки выводных концов по первому способу:
1 — перевернутая фаза.
Рис. 73. Маркировка выводных концов обмоток электрических машин третьим способом.
Рис. 72. Маркировка выводных концов обмоток электрических машин вторым способом.
Рис. 74. Маркировка выводных концов обмоток электрических машин четвертым способом.
Далее милливольтметр подключают к выводам третьей фазы и аналогично маркируют ее выводные концы
(С3-С6).
Четвертый способ. К двум выводам обмотки машины, соединенной звездой или треугольником, подводят пониженное напряжение (рис. 74). Увеличивают напряжение и следят за тем, чтобы ток был не выше номинального тока обмотки. Измеряют напряжение между выводами, подключенными к источнику питания, и третьим выводом обмотки.
Опыт повторяют трижды, каждый раз заменяя одну из фаз обмотки, подключаемую к источнику питания. Выводные концы обмотки соединены правильно, если напряжения при всех измерениях будут одинаковыми.
Рекомендации по выбору способа маркировки. Выбор способа маркировки зависит от конструктивных особенностей электромашины и от наличия соответствующего оборудования и электроизмерительных приборов. Выводы асинхронных двигателей с коротко- замкнутым ротором, синхронных двигателей с пусковой клеткой и синхронных генераторов с демпферной обмоткой удобно маркировать первым способом. Маркировать выводные концы асинхронных двигателей с фазным ротором и синхронных машин, не имеющих пусковых и демпферных клеток, удобно вторым и третьим способами.
Маркируют выводные концы обмоток, имеющих только три вывода, четвертым способом с последующим применением второго или третьего способа.
При всех способах напряжение нужно увеличивать осторожно и доводить его до такой величины, чтобы удобно было наблюдать за показаниями электроизмерительных приборов.
- Назад
- Вперёд
Маркировка выводов трёхфазного электродвигателя самостоятельно
Главная » Двигатели
Двигатели
Просмотров 597 Опубликовано Обновлено
Бывают случаи, когда купив или получив в наследство электродвигатель, вы обнаруживаете, что у него имеются шесть выводов обмоток и они не промаркированы. Говоря проще, из статора электромотора выходят шесть проводов и на них нет никаких обозначений. Вам, для запуска электродвигателя в трёхфазную сеть, необходимо соединить их попарно, т.е. получить три контакта. Это называется маркировкой выводов. Но как это сделать? Ведь соединять их нужно правильно, начало одной обмотки нужно соединить с концом другой ( соединение «треугольник») или начала (или концы) всех 3-х обмоток соединить вместе (соединение «звезда»).
Виды соединения обмоток:
треугольникзвезда1. Маркировку (узнать, где начало, а где конец обмотки) можно произвести с помощью контрольной лампы (220В) и электротестера. Необходимо разобрать электромотор, нам понадобится только статор.
- С помощью электротестера находим 3 обмотки эл.двигателя. Тестер ставим на Омметр (выбираем мин. значение). Поочерёдно прозваниваем выводы. Зуммер тестера издал звук — это и есть обмотка.
- Произвольно предпологаем, что вывода фаз (обмоток), расположенные у нас вверху рисунка — это «начала» фаз ( буква Н ). А вывода внизу рисунка — это «концы» фаз ( буква К ). Теперь нужно проверить правильность нашего предположения.
- Подсоединяем к одной из фаз (обмоток) контрольную лампу. А «начало» и «конец» двух других фаз соединяем перемычкой (изолированный провод). На оставшиеся «конец» и «начало» подаём напряжение 220В (см.рис.). Если лампочка загорелась, то мы правильно определили «начала» и «концы» двух фаз (между которыми перемычка). Если лампочка не загорелась , то мы определили неправильно и просто меняем местами вывода одной фазы (см.рис.). Осталось определить «начало»и «конец» фазы , к которой была подсоединена контрольная лампа. Делается это аналогично. Смотри рисунок.
- Теперь мы знаем , где «начала» и «концы» всех трёх фаз (обмоток) электродвигателя. Мы можем соединить обмотки в «звезду» или «треугольник» и наш электромотор будет работать.
2. Так же при шести выводах обмотки применяют метод пробных включений (см.рис.). (Двигатель собран).
Сначала при помощи электротестера определяют выводы отдельных фаз и разделяют их попарно. Но при этом неизвестно, какой вывод в каждой паре является началом и концом фазы. Поэтому к ним произвольно привязывают картонные бирки с номерами 1-2 для первой фазы, 3-4 для второй и 5-6 для третьей. Соединяют в общую точку выводы с бирками 2, 4 и 6, а к выводам 1, 3, 5 подводят трёхфазный ток пониженного напряжения (рис. а). Если двигатель работает плохо, сильно гудит, токи фаз неодинаковы и превышают номинальное значение, то меняют местами выводы 1 и 2, т.е. соединяют в общую точку выводы 1, 4 и 6 (рис. б). Если при таком соединении неисправность двигателя не устраняется, то выводы первой фазы снова соединяют, как в первый раз, а меняют местами выводы второй фазы (рис. в). Если и при таком соединении двигатель работает плохо, то выводы второй фазы снова соединяют как на рис. б, а меняют местами выводы третьей фазы (рис. г ). Теперь двигатель должен работать нормально.
3. Третий метод маркировки, самый безопасный.
Маркировку выводов можно определить с помощью аккумулятора напряжением 2В и милливольтметром (см . рис.). Аккумулятор подключают к выводам одной из фаз, считая условно, что плюс соединён с началом Н фазы, а минус — с её концом К. К выводам двух других фаз поочерёдно присоединяют милливольтметр. Если теперь разорвать цепь рубильником, то милливольтметр покажет плюс на началах и минус на концах фаз. При включении тока рубильником полярность на двух фазах будет обратная. При использовании этого метода следует иметь в виду, что на зажимах фаз может появиться напряжение выше номинального, поэтому надо взять милливольтметр на повышенное напряжение и принять меры предосторожности против поражения электрическим током.
|
Однофазные соединения:
Двойное напряжение: (только основная обмотка)
Двойное напряжение: (основная и вспомогательная обмотка)
Маркировка однофазных клемм, идентифицированная по цвету: (NEMA
Стандарты) Однофазный
Двигатели | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
{нижний колонтитул} | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дом Книги Программного обеспечения Коэффициент мощности двигателя Управление стартером двигателя Устройства плавного пуска Переменная скорость Рекламировать Экономия энергии © ООО «ЛМ Фотоникс» | ПО Box 13 076, Крайстчерч, Новая Зеландия | телефон: (Новая Зеландия) +64 274 363 067 |
МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ЧАСТЬ ОБМОТКИ НАЧАЛО
1 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ЧАСТЬ ОБМОТКИ НАЧАЛО NEMA НОМЕНКЛАТУРА 6 ВЫВОДОВ Delta Wye OPER. 9 МОДЕЛЬ L L L3 РАЗОМКНУТ 7 ПУСК 3 7,8,9 T T T3 T7 T8 T9 РАБОТА,7,8 3,9 3 8 ВЫВОДЫ ДВИГАТЕЛЯ 3 7 Двойной 8 Треугольник 9 (расширенный треугольник) НОМЕНКЛАТУРА NEMA 9 ВЫВОДЫ ПОДКЛЮЧЕНЫ ЗВЕЗДОЙ (ТОЛЬКО НИЗКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ) T T T3 T7 T8 T9 Вместе ВЫВОДЫ ДВИГАТЕЛЯ &5&6 НОМЕНКЛАТУРА NEMA И IEC ВЫВОДЫ ОДИНАРНОГО ИЛИ НИЗКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДВУХНАПРЯЖЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ NEMA W5 W W6 U U U5 IEC W U6 V6 V5 V V T T T3 T7 T8 T9 NEMA,6, 3,5 7, 8,0 9, МЭК U,W V,U W,V U5,W6 V5,U6 W5,V6
2 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ОДНОСКОРОСТНЫЕ НОМЕНКЛАТУРА NEMA 6 ВЫВОДОВ ОДИНАРНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВНЕШНЕЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗВЕЗДОЙ L L L3 СОЕДИНЕНИЕ 3 &5& ОДНОНАПРЯЖЕННОЕ ВНЕШНЕЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОМ 6 L L L3,6, 3,5 3 ДВОЙНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВНЕШНЕЕ СОЕДИНЕНИЕ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ СОЕДИНЕНИЕ 6 ОДИНАРНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ РЕЖИМ РАБОТЫ СОЕДИНЕНИЕ L L L3 СОЕДИНЕНИЕ НАЧАЛА ЗВЕЗДОЙ 3 &5&6 ПУСК ТРЕУГОЛЬНИК, 6, 3,5 ДВОЙНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ* СОЕДИНЕНИЕ ПО НАПРЯЖЕНИЮ L L L3 СОЕДИНЕНИЕ ВЫСОКАЯ ЗВЕЗДА 3 &5&6 НИЗКАЯ ТРЕУГОЛЬНИК, 6, 3,5 *Отношение напряжений: от . 73 до
3 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ОДНОСКОРОСТНЫЕ НОМЕНКЛАТУРА NEMA 9ВЫВОДЫ ДВОЙНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ЗВЕЗДОЙ 3 НАПРЯЖЕНИЕ L L L3 СОЕДИНЕНИЕ ВЫСОКОЕ 3 &7,5&8,6&9 НИЗКОЕ,7,8 3,9 &5& ДВОЙНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ СОЕДИНЕНИЕ НА ТРЕУГОЛЬНИК НАПРЯЖЕНИЕ L L L3 СОЕДИНЕНИЕ ВЫСОКОЕ 3 &7,5&8,6&9 НИЗКОЕ,6,7, 8 3,5,9 3
4 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ОДНОСКОРОСТНЫЕ НОМЕНКЛАТУРА NEMA ВЫВОДЫ 7 ДВОЙНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВНЕШНЕЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗВЕЗДОЙ НАПРЯЖЕНИЕ L L L3 ВЫСОКАЯ 3 &7,5&8,6&9, 0&& НИЗКАЯ,7,8 3,9 &5&6, 0&& ДВОЙНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗВЕЗДОЙ ПУСК СОЕДИНЕНИЕ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ РАБОЧЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ СОЕДИНЕНИЕ L L L3 ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ВЫСОКОЙ ЗВЕЗДЕ 3 &7,5&8,6&9, 0&& ТРЕУГОЛЬНИК,0 3, &7,5&8,6&9 НИЗКАЯ ЗВЕЗДА,7,8 3,9 &5&6, 0&& ТРЕУГОЛЬНИК,6,7,8, 3,5,9, 0
5 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ТРИ -ФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ОДНОСКОРОСТНЫЕ НОМЕНКЛАТУРА IEC 6 И ВЫВОДЫ ОДИНАРНОЕ И ДВУХ НАПРЯЖЕНИЕ СОЕДИНЕНИЯ ЗВЕЗДА-ТРЕУГОЛЬНИК ОДНОНАПРЯЖЕНИЕ РАБОЧЕЕ. СОЕД. L L L3 РЕЖИМ СОЕДИНЕНИЯ ПУСК ЗВЕЗДОЙ U V W U&V&W ПУСК ТРЕУГОЛЬНИК U,W V,U W,V ДВОЙНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ* НАПР. СОЕД. L L L3 JOIN HIGH WYE U V W U&V&W LOW DELTA U,W V,U W,V *Отношение напряжения: 0,73 к. W6 W W W5 W U U U5 W U6 V6 V5 V V W5 W W V6 ДВОЙНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗВЕЗДОЙ ПУСК СОЕДИНЕНИЕ НА ТРЕУГОЛЬНИК РАБОТА W6 U V5 V U U5 U6 В НАПР. СОЕД. L L L3 СОЕДИНИТЬ ВЫСОКУЮ ЗВЕЗДУ U V W U&U5,V&V5, W&W5,U6&V6&W6 ТРЕУГОЛЬНИК U,W6 V,U6 W,V6 U&U5,V&V5, W&W5 НИЖНЮЮ ЗВЕЗДУ U,U5 V,V5 W,W5 U&V&W, U6&V6&W6 U U V V W ТРЕУГОЛЬНИК U,U5, V, V5, W, W5, W, W6 U, U6 V, V6 В W U U V 5
6 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДВУХСКОРОСТНЫЕ, ОДНА ОБМОТКА NEMA СОЕДИНЕНИЕ С ПОСТОЯННЫМ МОМЕНТОМ 6 ВЫВОДОВ Мощность на низкой скорости составляет половину мощности на высокой скорости. СОЕДИНЕНИЕ С ПЕРЕМЕННЫМ КРУТЯЩИМ МОМЕНТОМ Мощность на низкой скорости составляет одну четвертую от мощности на высокой скорости.* ТИПИЧНАЯ СКОРОСТЬ L L L3 СОЕДИНЕНИЕ ВЫСОКОЕ 6 5 &&3 СОЕДИНЕНИЕ ЗВЕЗДОЙ НИЗКОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗВЕЗДОЙ ОТКРЫТО ПОСТОЯННОЕ МОЩНОСТЬ Мощность одинакова на обеих скоростях. ТИПИЧНАЯ СКОРОСТЬ L L L3 СОЕДИНЕНИЕ ВЫСОКИЙ ОТКРЫТЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК НИЗКИЙ 3 &5&6 СОЕДИНЕНИЕ ЗВЕЗДОЙ 6 * ВНИМАНИЕ: На европейских двигателях зависимость мощности от скорости может отличаться от показанной выше
7 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДВУХСКОРОСТНЫЕ, ОДНА ОБМОТКА НОМЕНКЛАТУРА IEC 6 ВЫВОДОВ U СОЕДИНЕНИЕ С ПОСТОЯННЫМ МОМЕНТОМ V W V U W СТАНДАРТНАЯ СКОРОСТЬ L L L3 ПОДКЛЮЧЕНИЕ. ВЫСОКОЕ W U V U&V&W СОЕДИНЕНИЕ ЗВЕЗДОЙ НИЗКОЕ U V W U-V-W ОТКРЫТЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК СОЕДИНЕНИЕ С ПЕРЕМЕННЫМ МОМЕНТОМ U V W V U W СТАНДАРТНАЯ СКОРОСТЬ L L L3 СОЕД. HIGH W U V U&V&W JOIN WYE LOW U V W U-V-W OPEN WYE 7
8 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ОДНОФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ КОНДЕНСАТОРНЫЙ ЗАПУСК NEMA НОМЕНКЛАТУРА ОДИНАРНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВРАЩЕНИЕ L L CCW,8,5 CW,5,8 P ТЕРМОЗАЩИТА P ВЕТЕР ГЛАВНАЯ (РАБОТА) 8 ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ (СТАРТОВАЯ) ОБМОТКА 5 КОЛПАЧКОВЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ДВОЙНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ТОЛЬКО ОСНОВНАЯ ОБМОТКА) Вспомогательная обмотка всегда находится на низком номинальном напряжении; конденсатор должен быть рассчитан соответственно. ТЕПЛОВАЯ ЗАЩИТА ОСНОВНАЯ (РАБОТАЮЩАЯ) ОБМОТКА P P 3 8 ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ (ПУСКНАЯ) ОБМОТКА 5 КОЛПАЧКОВЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЕ ВРАЩЕНИЕ L L СОЕДИНЕНИЕ ВЫСОКИЙ ПРОТИВ ЧС, 5 &3&8 ПО ЧС, 8 &3&5 НИЗКИЙ ПРОТИВ ЧС, 3,8,5 ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, 3,5,8 8
9 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ОДНОФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ КОНДЕНСАТОР НОМЕНКЛАТУРА NEMA ДВОЙНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ (ГЛАВНАЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ОБМОТКА) Конденсаторы во вспомогательных обмотках рассчитаны на более низкое напряжение. ТЕПЛОВАЯ ЗАЩИТА НАПРЯЖЕНИЕ ВРАЩЕНИЕ L L СОЕДИНЕНИЕ ВЫСОКОЕ ПРОТИВ ЧС, 8,5 &3,6&7 ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, 5,8 &3,6&7 НИЗКОЕ ПРОТИВ ЧС,3,6,8,5,7 ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ,3,5,7,6,8 Переключатель в цепи вспомогательной обмотки на этой схеме не показаны. Соединения с выключателем должны быть выполнены таким образом, чтобы обе вспомогательные обмотки обесточивались при размыкании выключателя. P P ОСНОВНАЯ (РАБОТАЮЩАЯ) ОБМОТКА 3 КОЛПАЧОК КОЛПАЧОК 5 ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ (ПУСКНАЯ) ОБМОТКА ВРАЩЕНИЕ: CCW Против часовой стрелки CW По часовой стрелке Направление вращения вала можно определить, посмотрев на конец двигателя, противоположный приводу. МАРКИРОВКА КЛЕММ, ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПО ЦВЕТУ -Синий 5-Черный P-Цвет не назначен -Белый 6-Цвет не назначен P-Коричневый 3-Оранжевый 7-Цвет не назначен -Желтый 8-Красный NEMA MG -998 (Rev. 3),.. Примечание: Может не применяться для некоторых двигателей определенного назначения. 9
10 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА (НОМЕНКЛАТУРА NEMA) ДВИГАТЕЛЬ ШУНТА ШУНТ F + МЕЖПОЛЮСЫ A ЯПОР A — F ЛИНИЯ СОЕДИНЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛИНИЯ ШУНТ F + МЕЖПОЛЮСЫ СЕРИЯ ПОЛЕ АРМАТУРА A A S S — F ЛИНИЯ СЕРИЯ СЕРИЯ F + INTERPOLES АРМАТУРА A S S — LINE LINE Все соединения рассчитаны на вращение против часовой стрелки и обращены к концу, противоположному приводу. Для вращения по часовой стрелке поменяйте местами А и А. Некоторые производители подключают межполюсную обмотку на стороне А якоря. При отдельном возбуждении шунтирующего поля должны соблюдаться те же полярности для данного вращения. 0
11 МАРКИРОВКА КЛЕММ И СОЕДИНЕНИЯ ДЛЯ ГЕНЕРАТОРОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА (НОМЕНКЛАТУРА NEMA) ШУНТОВЫЙ ГЕНЕРАТОР ШУНТНОЕ ПОЛЕ F + МЕЖПОЛЮСЫ A ЯКОРЬ A — F ЛИНИЯ СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ГЕНЕРАТОРНОЕ ШУНТНОЕ ПОЛЕ F + МЕЖПОЛЮСЫ СЕРИЯ ЯКОП ПОЛЕ A A S S — F ЛИНИЯ, направленная против часовой стрелки. конец напротив привода. Для вращения по часовой стрелке поменяйте местами А и А. Некоторые производители подключают межполюсную обмотку на стороне А якоря. Для указанных выше генераторов шунтирующее поле может быть как самовозбуждающимся, так и раздельно возбуждаемым. При самовозбуждении соединения должны быть выполнены, как показано пунктирными линиями. Когда шунтирующее поле возбуждается отдельно, оно обычно изолировано от других обмоток машины, но полярность или напряжение, подаваемое на шунтирующее поле, должны быть такими, как показано для конкретного вращения и полярности якоря. НЕМА МГ-998 (Rev. 3),., Note 5.
12 ТОКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ ПОЛНОЙ НАГРУЗКЕ* (РАБОТАЮЩИЕ НА БАЗОВОЙ СКОРОСТИ) *Только для проводника. ТОК ПОЛНОЙ НАГРУЗКИ В АМПЕРАХ НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ЯКОРЯ л.с. 90В 0В 80В 0В 500В 550В БОЛЕЕ 00 л.с. Ампер/л.с. Это средние величины постоянного тока. Проводники ответвленной цепи, питающие один двигатель, должны иметь допустимую нагрузку не менее 5 % от номинального тока двигателя при полной нагрузке. Ток якоря изменяется обратно пропорционально приложенному напряжению. Пример: двигатель мощностью 0 л.с., якорь 300 вольт 0 Ток якоря =0 x = ампер 300 Приведенная выше таблица основана на таблице 30.7 Национальных электротехнических норм и правил, 00. Национальные электротехнические нормы и правила и NEC являются зарегистрированными товарными знаками Национальной ассоциации противопожарной защиты, Inc. Куинси, Массачусетс,
13 ТОКИ ПРИ ПОЛНОЙ НАГРУЗКЕ ТРЕХФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ С КОРОБКОЙ КОРОБКОЙ И ОБМОТЧИКОМ* *Только для выбора сечения проводника ТОК ПОЛНОЙ НАГРУЗКИ В АМПЕРАХ HP 00V 08V 30V 60V 575V 300V 000V БОЛЕЕ 00 HP Прибл. Ампер/л.с. Проводники ответвленной цепи, питающие один двигатель, должны иметь мощность не менее 5 процентов от номинального тока двигателя при полной нагрузке. На основании таблицы Национального электротехнического кодекса, 00.
14 ТОКИ ПРИ ПОЛНОЙ НАГРУЗКЕ ТРЕХФАЗНЫЕ СИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ (КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ ЕДИНИЦЫ) И ОДНОФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ* *Только для сечения проводника ТОК ПОЛНОЙ НАГРУЗКИ ТРЕХФАЗНЫХ СИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В АМПЕРАХ НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ HP 60V 575V 300V 000V ОДНОФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ТОК ПРИ ПОЛНОЙ НАГРУЗКЕ В АМПЕРАХ НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ HP 5V 00V 08V 30V Проводники ответвленной цепи, питающие один двигатель, должны иметь мощность не менее 5 процентов от номинального тока двигателя при полной нагрузке. На основании таблицы 30.8 Национального электротехнического кодекса, 00. 5
15 МАКСИМАЛЬНЫЕ ТОКИ С БЛОКИРОВКОЙ РОТОРА ТРЕХФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ С КОРОБКОЙ КОРОБКОЙ КОНСТРУКЦИИ NEMA B, C И D ТОК С БЛОКИРОВКОЙ РОТОРА В АМППЕРАХ 6 НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, 60 Гц л. с. 00 В 30 В 60 В 575 В 300 В 000 В и D асинхронных двигателей с постоянной скоростью при измерении при номинальном напряжении и частоте при заблокированном роторе не должны превышать вышеуказанных значений. Ссылка: NEMA MG-998 (Rev. 3),.35.. См. NEMA MG-998 (Rev.3),.35.3 для 50 Гц, 380 вольт.
16 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СКОРОСТИ-МОМЕНТА ТРЕХФАЗНЫЕ АИНХРОНИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИ Скорость (% от синхронной скорости) Конструкция B Конструкция A Конструкция C Конструкция D (скольжение 5 %) Крутящий момент (% от крутящего момента при полной нагрузке) ЗАБЛОКИРОВКА ЗАБЛОКИРОВКА РОТОРА NEMA ОТНОСИТЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ РОТОРА КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ ПО ТОКУ КПД ПРОСКОЛЬЗЕНИЯ B 70-75%* %* % 0,5-5% Средний или высокий Области применения: Вентиляторы, воздуходувки, центробежные насосы и компрессоры, мотор-генераторные установки и т. д., где требования к пусковому моменту относительно невелики. С 00-50%* 90-5%* % -5% Среда Применение: конвейеры, дробилки, мешалки, мешалки, поршневые насосы и компрессоры и т. д., где требуется пуск под нагрузкой. D 75% 75% % 5% Средняя Применение: высокие пиковые нагрузки с маховиками или без них, такие как пробивные прессы, ножницы, подъемники, экстракторы, лебедки, подъемники, насосы для нефтяных скважин и машины для волочения проволоки. На основании NEMA MG 0-00, табл. Конструкция NEMA A представляет собой вариант конструкции B с более высоким током заторможенного ротора. *Более высокие значения относятся к двигателям с меньшей номинальной мощностью. 7
17 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ПОЛНОЙ НАГРУЗКЕ ТРЕХФАЗНЫЕ, ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ОТКРЫТЫЕ ДВИГАТЕЛИ С КОРОБКОЙ Клеткой (NEMA КОНСТРУКЦИИ A И B) ПОЛЮСЫ 6 ПОЛЮСОВ HP НОМИНАЛЬНЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ НОМИНАЛЬНЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ НОМИНАЛЬНЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ КПД Двигатели B с номинальным напряжением 600 вольт или менее при работе при номинальном напряжении и частоте должны иметь не менее минимального КПД, указанного в таблице выше, чтобы двигатель был классифицирован как энергоэффективный. Номинальный КПД представляет собой значение, которое следует использовать для расчета энергопотребления двигателя или группы двигателей. Артикул: NEMA MG-998 (Rev. 3),.60, Таблица -. Закон об энергетической политике 99 г. (США): Номинальная эффективность электродвигателей при полной нагрузке, указанная в Законе об энергетической политике 99 г., такая же, как и указанная в таблице для двигателей мощностью от 0 до 0,0 л.с. 8
18 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ПОЛНОЙ НАГРУЗКЕ ТРЕХФАЗНЫЕ, ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ЗАКРЫТЫЕ ДВИГАТЕЛИ С КОРОБКОЙ Клеткой (NEMA КОНСТРУКЦИИ A И B) ПОЛЮСЫ 6 ПОЛЮСОВ HP НОМИНАЛЬНЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ НОМИНАЛЬНЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ НОМИНАЛЬНЫЙ МИНИМАЛЬНЫЙ КПД и В двигатели с номинальным напряжением 600 вольт или менее, при работе при номинальном напряжении и частоте, должны иметь не менее минимального КПД, указанного в таблице выше, чтобы двигатель классифицировали как энергоэффективный. Номинальный КПД представляет собой значение, которое следует использовать для расчета энергопотребления двигателя или группы двигателей. Артикул: NEMA MG-998 (Rev. 3),.60, Таблица -. Закон об энергетической политике 99 г. (США): Номинальная эффективность электродвигателей при полной нагрузке, указанная в Законе об энергетической политике 99 г. , такая же, как и указанная в таблице для двигателей мощностью от 0 до 0,0 л.с. 9
19 НАЗНАЧЕНИЕ РАМЫ NEMA ТРЕХФАЗНЫЕ ОТКРЫТЫЕ ДВИГАТЕЛИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ NEMA 3600 ОБ/МИН 800 ОБ/МИН 00 ОБ/МИН 900 ОБ/МИН ПРОГРАММА HP ORIG. ПОВТОРИТЬ ПОВТОРИТЬ ОРИГ. ПОВТОРИТЬ ПОВТОРИТЬ ОРИГ. ПОВТОРИТЬ ПОВТОРИТЬ ОРИГ. RERATE RERATE T 0 8 5T 5 3 8T T 0 8 5T 8 8T 5 3 8T 0 8 5T 8 5T 5 3 8T 5 5 3T 3 8 5T 5 3 8T 5 5 3T 8 5U 5T T 5 5 8T 8 5U 5T 3 56U 5T T 8 5U 3T 3 56U 5T 36 8U 56T 0 8 5U 3T 3 56U 5T 36 8U 56T 36 86U 8T U 5T 36 8U 5T 36 3U 8T U 86T U 5T 36 86U 56T U 86T 3 6 36U 3S 8Т 0 36У 3Т У 36Т
20 30 36S 3S 8TS U 86T U 36T 0U 36T 0 365S 36S 86S 0 36U 3T 0U 36T 5 05U 365T 50 0S 36US 3TS 05S 365US 36T 5 05U 365T 50U U 0T 60 05S 365S 36S S 0US 36S 50U U 0T 505 5U 5U 05T 75 S 0US 36TS 5S 05US 365TS 505 5U 05T T 00 5S 05US 365TS 50S US 0TS T 5T 5 50S US 0TS 505S 5US 05TS 5T S 5US 05TS TS 00 TS 5TS 50 5TS При использовании двигателей с клиновыми ремнями или цепью привод, показан правильный размер кадра, но с опущенной буквой S. Соответствующие размеры конца вала см. на стр. 9.0034
21 НАЗНАЧЕНИЕ РАМЫ NEMA ТРЕХФАЗНЫЕ ДВИГАТЕЛИ TEFC ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ NEMA 3600 ОБ/МИН 800 ОБ/МИН 00 ОБ/МИН 900 ОБ/МИН ПРОГРАММА HP ORIG. ПОВТОРИТЬ ПОВТОРИТЬ ОРИГ. ПОВТОРИТЬ ПОВТОРИТЬ ОРИГ. ПОВТОРИТЬ ПОВТОРИТЬ ОРИГ. RERATE RERATE T 0 8 5T 5 3 8T T 0 8 5T 8 8T 5 3 8T 0 8 5T 8 5T 5 3 8T 5 5 3T 3 8 8T 5 3 8T 5 5 3T 8 5U 5T T 5 5 8T 8 5U 5T 3 56U 5T T 8 5U 3T 3 56U 5T 36 8U 56T 0 8 5U 5T 3 56U 5T 36 8U 56T 36 86U 8T U 5T 36 8U 5T 36 3U 8T U 86T U 56T 36 86U 56T U 86T 0 3 36U 3T 8T 0 36U 3T U 36T 6
22 30 0S 36S 86ST 0 36U 86T U 36T 0U 36T 05S 36US 3TS 05 36U 3T 0U 36T 5 05U 365T 50 S 365US 36S S 365US 36T 5 05U 365T 50U U 0T 60 5S 05S 36S 5S 05US 36S 50U U 0T 505 5U 05T 75 50S US 365TS 50S US 365TS 505 5U 05T T S 5US 05TS 505S 5US 05TS T 5T 5 TS TS 5T 50 5TS 5TS Когда двигатели должны использоваться с клиноременной или цепной передачей, правильный размер рамы указан, но с опущенной буквой S. Соответствующие размеры удлинения вала см. на стр.
. AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT
24 РАЗМЕРЫ РАМА NEMA* МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА НА ЛАПАХ ПРОДОЛЖЕНИЕ * Размеры в дюймах РАМА A MAX B MAX D E F BA H 83AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT AT A A A A A A A A A A A A A A Справочные данные и допуски на размеры: NEMA MG -998 (Rev. 3),.5.,.5.,.5.3 и.9. Кадры до 56H включительно Размер H — это ширина слота. Типоразмеры от AT до 688A включительно Размер H — это диаметр отверстия. 5
25 Стартеры размера NEMA для трехфазных двигателей максимальная лошадиная сила Трехфазные двигатели NEMA Полное напряжение автотрансформатор.0034
26 КОРПУСЫ СТАРТЕРА ТИП NEMA КОРПУС Общего назначения В помещении Каплезащитный В помещении 3 Пыленепроницаемый, непроницаемый, устойчивый к мокрому снегу На открытом воздухе 3R Влагозащищенный, устойчивый к мокрому снегу Наружный 3S Пыленепроницаемый, устойчивый к мокрому снегу Наружный Водонепроницаемый, пыленепроницаемый, устойчивый к мокрому снегу Внутри и снаружи X Водонепроницаемый, пыленепроницаемый, устойчивый к коррозии В помещении и на улице 5 Пыленепроницаемый, влагонепроницаемый В помещении 6 Периодически погружаемый в воду, водонепроницаемый, устойчивый к мокрому снегу В помещении и на открытом воздухе 6P Водонепроницаемый, устойчивый к мокрому снегу при длительном погружении в воду В помещении и на открытом воздухе Класс I, группы A, B, C или D Опасные зоны внутри помещений 8 Класс I, группы A, B, C или D Опасные зоны внутри и вне помещений 9Класс II, группа E, F или G Опасные зоны внутри помещений 0 Требования Администрации по безопасности и гигиене труда в шахтах ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НОМЕРОВ ТИПА NEMA В КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ IEC (Не может использоваться для преобразования классификационных обозначений IEC в номера типов NEMA) НОМЕР ТИПА КОРПУСА NEMA 3 3R 3S и X 5 6 и 6P и K 3 КЛАССИФИКАЦИЯ КОРПУСА IEC ОБОЗНАЧЕНИЕ IP0 IP IP5 IP IP5 IP56 IP5 IP67 IP5 IP5 Примечание. Это сравнение основано на тестах, указанных в публикации IEC 6059 (00-0). Справка: информация в приведенных выше таблицах основана на NEMA 9.0034
27 СТАРТЕРЫ ТИПОРАЗМЕРА NEMA ДЛЯ ОДНОФАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НОМИНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА НА КОНТРОЛЛЕРЕ (АМПЕРЫ) 5V 30V 00 9 / P / / 5 Ссылка: NEMA ICS-993, Таблица —. КОЭФФИЦИЕНТЫ СНИЖЕНИЯ РАСЧЕТОВ ДЛЯ ПРОВОДОВ В ПРОВОДЕ (СТРАНИЦЫ 70-7) ПРОЦЕНТ ЗНАЧЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕ ТАБЛИЦ В ОТНОШЕНИИ ТОКА, НЕСУЩЕГО ДЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО ПРОВОДНИКИ И ВЫШЕ 35 Перепечатано с разрешения NFPA 70-00, Национального электротехнического кодекса, авторское право 00, National Fire Ассоциация защиты, Куинси, Массачусетс
28 ОБЫЧНЫЕ ДОЛИ ДЮЙМА ДЕСЯТИЧНЫЕ И МЕТРИЧЕСКИЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ Дробь ДЕСЯТИЧНАЯ мм / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / Дробь ДЕСЯТИЧНАЯ мм 33/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / /
29 ПОЛЕЗНЫЕ ФОРМУЛЫ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ НАПРЯМУЮ ДЛЯ НАЙТИ ТОКА ОДНОФАЗНЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ Мощность по току E x I x EFF E x I x EFF x PF. 73 x E x I x EFF x PF x л.с. 76 x л.с. 76 x л.с. E x EFF E x EFF x PF.73 x E x EFF x PF 76 x л.с. 76 x л.с. 76 x л.с. = Коэффициент мощности (десятичный) л.с. = Мощность в лошадиных силах ФОРМУЛЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПРЯМОЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКА ОДНОФАЗНЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ Ампер Ватт Ватт Ватт Вольт Вольт x Коэффициент мощности.73 x Вольт x Коэффициент мощности Вольт-Ампер Вольт x Ампер.73 x Вольт x Ампер Ватт Вольты x Амперы Вольты x Амперы x Коэффициент мощности.73 x Вольты x Амперы x Коэффициент мощности OH ЗАКОН MS ЕМКОСТЬ В МИКРОФАРАДАХ ПРИ 60 ГЦ Ом = Вольт/Ампер (R = E/I) Ампер = Вольт/Ом (I = E/R) Вольт = Ампер x Ом (E = IR) Емкость = Емкость = 650 x Ампер Вольт 0,65 x кВАр (Вольт) 98
30 ПОЛЕЗНЫЕ ФОРМУЛЫ КОРРЕКЦИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ОБМОТКИ НА ТЕМПЕРАТУРУ R C = R H x (K + T C ) (K + T H ) R H = R C x (K + T H ) (K + T C ) ФОРМУЛА ПРИМЕНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ МОЩНОСТЬ, л.с. = ЗНАЧЕНИЕ K Материал K Алюминий 5 Медь 3,5 R C = Сопротивление при температуре T C (Ом) R H = Сопротивление при температуре T H (Ом) T C = Температура холодной обмотки (C) T H = Температура горячей обмотки (C) Крутящий момент (фунт-фут) x об/мин Киловатт = Крутящий момент (Н·м) x об/мин Крутящий момент (фунт-фут) = мощность x 55 Крутящий момент (Н·м) = об/мин Киловатт x 9550 об/мин. Для приближения используйте: Крутящий момент при полной нагрузке = 0,5 фунт-сила-фут на л.с. на пару полюсов при 60 Гц Крутящий момент при полной нагрузке = 3, Н·м на киловатт на пару полюсов при 50 Гц ВРЕМЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ РАБОЧЕЙ СКОРОСТИ Wk ( lb ft ) Изменение скорости (об/мин) Секунды = 308 Ср. ускоряющий момент (фунт-фут) фунт-фут = 0,0 кг·м Дж (кг·м) Изменение скорости (об/мин) кг·м = 3,73 фунт-фут Секунды = 955. Средн. ускоряющий момент (Н·м) Wk J } Инерция нагрузки Об/мин под нагрузкой = инерция ротора + об/мин двигателя Средний ускоряющий момент = [(FLT + BDT)/] + BDT + LRT 3 Где: BDT = пусковой момент FLT = момент при полной нагрузке LRT = крутящий момент при заблокированном роторе 99
31 ПЕРЕВОДНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ Длина Площадь Объем УМНОЖИТЕ НА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ Сантиметры x.3937 = дюймы футы x.0 = дюймы футы x.308 = метры дюймы x.5 = сантиметры дюймы x 5. = миллиметры километры x.6 = мили метры x 3.8 = футы метры x = дюймы метры x.09 = ярды мили x = футы мили x.