Многополосный эквалайзер: Схема многополосного графического эквалайзера.

Содержание

Схема многополосного графического эквалайзера.

А почему собственно 10-ти полосный?
Может кому-то надо 6 крутилок, а кому-то и 30-ти мало, тем более, что у нас есть программа для расчёта эквалайзера с любым количеством полосовых фильтров ссылка на страницу.

Схема, которую я приведу, является абсолютно классической, на таком принципе строились эквалайзеры ещё в те стародавние времена, когда фильтры были пассивными.
Однако Hi-End на этой странице мы рассматривать не будем, поэтому катушки мотать нам не доведётся — ограничимся хай-фаем с активными полосовыми фильтрами.


Рис.1

Количество фильтров на приведённой схеме не ограничено ни сверху, ни снизу в пределах разумного, и может быть выбрано индивидуально, в соответствии с личными пристрастиями разработчика.

Подъем или спад усиления в полосе пропускания каждого фильтра определяется сопротивлениями резисторов R4, R5, R6 и составляет от -12дб до +12дб.

Для получения таких пределов перестройки, коэффициент передачи полосовых фильтров (А-К) необходимо выбрать Кпер=2. Делается это соответствующим подбором отношений номиналов резисторов R1 и R3.
Я бы рекомендовал такие значения: R1=30кОм, R3=120кОм .

Схема может запитываться, как от однополярного источника питания — тогда в точку А на схеме нужно подавать напряжение, равное половине напряжения Еп, либо от двухполяного источника — тогда точка А идёт к земле, С1 безжалостно выкусывается, а нижние выводы R5 тоже сажаются на землю.

Регулировка усиления фильтров в пределах -12дб до +12дб является оптимальной для звуковоспроизводящего комплекса, однако при настройке звучания электромузыкальных инструментов, может потребоваться более глубокое подавление нежелательных гармоник. Делается это радикальным уменьшением номиналов резисторов R5 вплоть до 0кОм.

Входное сопротивление приведённого эквалайзера не высоко и составляет R1/N, где N — количество фильтров, поэтому предшествующий каскад должен иметь достаточно низкое выходное сопротивление. Это может быть либо эмиттерный повторитель, либо каскад на ОУ.

Характеристики эквалайзера (коэффициент гармонических и интермодуляционных искажений, уровень шума, неравномерность частотной характеристики) напрямую зависят от параметров применяемых операционных усилителей, поэтому при выборе микросхем надо исходить именно из этих соображений.
В звуковых устройствах, к которым не предъявляется каких-то супер требований, мне нравится, как себя ведёт наша малошумящая микросхемка 1407уд2. При токах потребления 0,1мА она позволяет создавать аппаратуру с приличными характеристиками и батарейным питанием.

Итак, со схемой мы определились, с количеством каналов тоже.
Тогда идём на страницу ссылка на страницу и вводим наши данные.

И вот первая неприятность — нам надо рассчитать 30-ти полосный эквалайзер, а в таблице только 20 фильтров.

Да и не беда.
Вводим 20Гц-20000Гц, количество полос — 30. Нажимаем кнопку «Вычислить» — первые 20 фильтров посчитаны, распечатываем таблицу.
Подставляем полученное значение «F-верхняя 20-го фильтра» в графу «Нижняя частота полосы пропускания Fн (Гц)», в графу «Количество полос» оставшиеся 10 фильтров, нажимаем кнопку «Вычислить» и распечатываем таблицу с остатками нужной нам информации.

Но тут важно не заблуждаться и понимать, что фильтры 2-го порядка приемлемы в эквалайзерах с полосой пропускания фильтров от 0,8 октав и выше. В полуоктавных, а тем более в третьоктавных графических эквалайзерах обойтись одним повышением добротности фильтров могут себе позволить только малоответственные производители бюджетных поделок. Помимо добротности, нужно повышать и порядок фильтров — до 4-го для полуоктавных, до 6-го для третьоктавных. Делается это посредством последовательного соединения двух, либо трёх фильтров 2-го порядка.

Ладно, табличку распечатали, теперь прямая дорога к расчёту номиналов емкотей и оставшихся неохваченными резисторов наших полосовых фильтров ссылка на страницу.

 

Многополосный бесфильтровый эквалайзер

Для регулировки амплитудно-частотной характеристики усилителей обычно используют многополосные активные или пассивные RC- или LC-фильтры. Такие устройства содержат большое количество элементов, требующих индивидуальной регулировки, и не могут быть использованы в компактной аппаратуре.

Схема простого бесфильтрового эквалайзера, имеющего 12 частотных каналов, приведена на рисунке. Формирователь прямоугольных управляющих импульсов выполнен на компараторе DA1. С выхода компаратора сигнал поступает на преобразователь «частота/напряжение», выполненный на основе элементов С3, С4, VD1, VD2, R9. Сигнал, напряжение которого пропорционально частоте входного сигнала, поступает на вход управления линейной светодиодной шкалой (вывод 17) микросхемы DA2. Сигналы, снимаемые с микросхемы DA2, через инверторы DD1, DD2 управляют включением 12 аналоговых ключей, выполненных на микросхемах DA3…DA5. Выходной сигнал эквалайзера формируется суммированием аналоговых сигналов по всем 12 каналам с раздельным регулированием частотных составляющих потенциометрами R23…R34.


Puc.1

Порог срабатывания компаратора DA1 устанавливают потенциометром R4. Максимальная чувствительность включения компаратора может быть установлена на уровне 10 мВ. Для обеспечения плавной установки порога, потенциометр R4 желательно выполнить составным (из двух, включенных последовательно и обеспечивающих грубую и плавную регулировку). Светодиод HL1 индицирует наличие надпорогового сигнала на входе устройства. Линейное преобразование частоты входного сигнала в напряжение происходит в полосе частот от О до 2.5…3 кГц. Крутизна преобразования составляет 930 Гц/В. В полосе частот 2,3…3 кГц и выше крутизна преобразования плавно возрастает до 1,77кГц/В.

Потенциометром R7 устанавливают верхний предел величины управляющего напряжения (от 1 до 6 В), потенциометром R10 — нижний предел (от 0 до 5 В). Стабилитрон VD4 защищает управляющие входы микросхемы DA2 от перенапряжений, одновременно стабилизируя управляющее напряжение. Диоды VD5, VD6 автоматически обеспечивают минимальную разность между верхним и нижним уровнями управляющих напряжений на выводах 3 и 16 микросхемы DA2 в 1 В. Диод VD3 защищает цепь управления светодиодной шкалой от перенапряжения.

Таким образом, если на вход устройства поступает надпороговый аналоговый (или цифровой) сигнал, то по мере увеличения его частоты произойдет плавное поочередное переключение каналов индикации (светодиоды HL2…HL13).

Одновременно управляющие сигналы с выходов микросхемы DA2 через КМОП-инверторы DD1, DD2 поступят на управляющие входы аналоговых «МОП-ключей (микросхемы DA3…DA5). В свою очередь, в зависимости от частоты входного сигнала, эти микросхемы управляют резистивным делителем, формирующим итоговый выходной сигнал.

Полоса пропускания каждого из каналов при установке на управляющих ‘ входах 3 и 16 микросхемы DA2 максимального и минимального уровней 6 и О В соответственно, составят для первых шести каналов 400 Гц, для остальных — 760 Гц. Таким образом, первый канал пропустит сигналы частотой ниже 400 Гц, второй — в полосе 400…800 Гц, а последний, 12-й канал пропускает частоты свыше 6 кГц. Регулировкой потенциометров R7 и R10 можно плавно изменять ширину и границы частотных каналов.

Потенциометры R23…R34, регулирующие весовые значения частотных составляющих на выходе эквалайзера, устанавливают в начальное положение таким образом, чтобы их сопротивление было равно 100 кОм. Таким образом, пределы регулировки подъема/завала уровня сигнала по каждому каналу составят 10 раз (20 дБ). Потенциометры R23…R34 могут быть заменены набором коммутируемых сопротивлений,что позволит линеаризовать шкалу регулировки тембра. Сопротивление открытых ключей DA3…DA5 составляет 50…80 Ом. Для снижения влияния коммутационных переходных процессов на качество выходного сигнала эти ключи можно зашунтировать корректирующими RC-цепочками.

Количество частотных каналов можно удвоить типовым каскадным включением микросхем DA2. Диапазоном преобразования «частота/напряжение» можно управлять путем изменения емкости конденсатора СЗ. Микросхему UAA180 можно заменить полным аналогом — A277D, К1003ПП1 и др. Светодиоды HL2…HL13 динамически индицируют номер задействованного канала управления. Эти элементы, а также светодиод HL1 без ущерба для работы схемы могут быть удалены.

Сигналы с выходов коммутаторов DA3…DA5 могут быть поданы без электрического смешивания их на потенциометре R35 непосредственно на входы индивидуальных маломощных УЗЧ с узкополосными миниатюрными звукоизлучателями. Смешивание сигналов в этом случае будет осуществляться акустически.

Данное устройство можно также использовать в многоканальных цветодинамических установках. В этом случае схему устройства можно существенно упростить, включив вместо светодиодов HL2…HL13 (или последовательно с ними) светодиоды оптронных пар, подключенных к цепи управления тиристоров или симисторов.

Устройство потребляет ток 60 мА при напряжении питания 15 В и одном светящемся светодиоде; при 12В — 50 мА, при 9В — 35 мА. В последнем случае характеристика преобразования «частота/напряжение» заметно изменяется.

Литература

1. Шустов М.А. Применение поликомпараторных микросхем в технике радиосвязи. — Радиолюбитель, 1997, N6, С.13-15.

Обзор принципиальных схем эквалайзеров и регуляторов тембра

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЭКВАЛАЙЗЕРА

ОБЗОР СХЕМ

НАЧАЛО

     Следующий регулятор тембра имеет уже шесть полос регулирования, причем для каждой полосы используется отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта, вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных регулировок.


Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

    На рисунках 23- приведены кривые показывающие измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих резисторов.


Рисунок 23 Регулировка 20 Гц.


Рисунок 24 Регулировка 100 Гц.


Рисунок 25 Регулировка 500 Гц.


Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц.


Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц.


Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.

    Как видно из рисунков кривые изменения АЧХ имеют достаточно симметричную форму как в частотном диапазоне, так и в предела увеличения-уменьшения той или иной полосы, что позволяет использовать данный эквалайзер в аппаратуре среднего и высокого класса.
   


    Использование полосовых фильтров может быть организовано не только так, как в предыдущем варианте, но и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный на рисунке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки индуктивности.


Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

    На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов по «краям» перемеников, но не менее чем 1,5 кОм. Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.


Рисунок 30 Регулировка 30 Гц


Рисунок 31 Регулировка 90 Гц


Рисунок 32 Регулировка 200 Гц


Рисунок 33 Регулировка 700 Гц


Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц


Рисунок 35 Регулировка ВЧ

    Частотный диапазон немного сдвинут в НЧ сторону, поэтому лучше персчитать, если планируется использовать данную конструкцию не в бытовых условиях.
   


    Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой, поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.


Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера на ОУ
УВЕЛИЧИТЬ

    При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно интересная вещь — данный регулятор только усиливает выбранную полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь (рисунок 37).


Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного резистора Х2.

    Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор. Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ. То, что получилось глаз порадовало — измение формы довольно симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).


Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления фильтров

    Далее движки переменных резисторов передвинули на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая — ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).


Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления фильтров

    Чтож в таком случае происходит, если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше?
    Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон регулировки.
    Исходя из всего выше сказанного можно сдеелать вывод, что автор этой публикации ВСЕ расчеты делал собрав всего один-два фильтра и все расчеты и замеры проводились не в полноценном устройстве, а лишь используя его фрагменты, посколькув готовм устройстве не возможно получить пятиполосный эквалайзер с диапазоном регулировки ±12 дБ, особенно -12 дБ.
    Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем подъем-завал будет происходить именно там, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях звукового диапазона (рисунок 40).


Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков перменных резисторов «укороченного» эквалайзера.

    Эти же фильтры можно использовать в устройствах, где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая установка (цветомузыка).
   


    В качестве следующего устройства для корректировки АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная схема этого устройства покзана на рисунке 41.


Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

    От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах). Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего — это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора.
    Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На рисунке 42 показано изменение АЧХ всегоустройства при максимальной и минимально добротности среденчастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).


Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18.


Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

    На рисунке 43 показаны изменения частоты полосового фильтра. На рисунках довольно четко просматривается волнообразность частотной характиристики на краях регулируемой частоты. Появление этого эффекта связано с необоснованным увеличением диапазона регулировки — до уровня ±16 дБ, что само по себе уже слишком большой диапазон. При снижении диапазона регулировки (увеличением номинала резисторов R1-R5) можно добиться довольно существенного уменьшения этой волнообразности и при диапазоне ергулировки ±12 дБ максимальные пики «волн» будут на уровне 1-1,5 дБ, что на слух уже довольно затруднительно различить.
    На рисунке 44 приведена принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера с использованием той же схемотехники. По сути от предыдущей эта схема отличается лишь увеличенным количеством полос, все остальное полностью одинаковое.   


Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

    Примерная чатотная полоса в данном варианте настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей конкретного звукорежисера.


Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

    Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной частоты или диапазона. Например если использовать только самый низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно интересный фильтр для сабвуфера.
   
    Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов тембра со всеми плюсами и минусами.



    Частоты, которые полезно помнить

    Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.

    Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для баобарабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добится хорошего, густого звука.

    Нижняя частота электрогитары — 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука — ослабить в районе 1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц — 10 кГц). Чтобы «добавить яду», сделать «жалящим» звучание рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.

    Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения — или просто из-за того, что инструмент плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать sweep equaliser: область «вредной» частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

    Вокал также занимает большую часть частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.   

   

    Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:

   


Адрес администрации сайта: [email protected]
   

 

Что такое эквалайзер и как им пользоваться | Другая аудиотехника | Блог

Эквалайзеры сегодня повсюду — в смартфонах, медиаплеерах, телевизорах, бытовой аудиотехнике, автомагнитолах и т.д. Однако мало какой производитель техники или софта поясняет, как ими пользоваться. А ведь это очень важный момент, от которого зависит, насладитесь вы звуком или нет.

В современной бытовой аудиотехнике и цифровых проигрывателях эквалайзеры позволяют:

  • Поправить звучание акустической системы или наушников.
  • Скорректировать недостатки комнаты, в которой расположена акустика.
  • Сделать более ясным звук старых или некачественных записей.
  • Подчеркнуть или затенить некоторые частоты по своему вкусу.

Чаще всего с помощью эквалайзера прибавляют или убирают бас, делают вокал менее резким или более четким, убирают неприятные призвуки в верхнем диапазоне: например, цоканье тарелок, либо, наоборот, добавляют записи воздуха аккуратным прибавлением высоких частот.

История эквалайзеров

Первый эквалайзер появился, как это ни странно, не в музыкальной, а в киноиндустрии. В 30-х годах прошлого века, на заре звуковых фильмов, был создан прибор с двумя ползунками и выбором частот — Langevin 251A. Он позволял поправить звучание аудиосистемы кинотеатра, чтобы голоса актеров и музыка не резали слух, а также звучали более естественно. Так был создан первый параметрический эквалайзер.

Почти одновременно с ним компания Cinema Engineering разработала первый шестиполосный графический эквалайзер (7080). Именно такой тип эквалайзеров чаще всего встречается в бытовой аудиотехнике и аудиософте.

Во время Второй мировой войны было не до эквалайзеров, зато в 60-х, с появлением транзисторов и развитием микроэлектроники, случился настоящий бум, породивший бесчисленное количество приборов и подтолкнувший развитие звукоинженерии.

Настоящей находкой для меломанов эквалайзер стал в 70-е и 80-е годы, с появлением катушечных магнитофонов и аудиокассет. Многие любители музыки переписывали понравившиеся альбомы у знакомых или с радио, качество звучания при этом страдало. Вот тут-то и приходила на помощь эквализация: при грамотном подходе можно было настроить баланс звука не хуже, чем в оригинале! Не удивительно, что именно тогда в каждый музыкальный центр и кассетный проигрыватель производители старались вмонтировать эквалайзер.

Виды эквалайзеров

Графический эквалайзер повсеместно встречается в любительской технике и бытовых аудиоприборах. Принцип его работы прост: он делит частотный диапазон на полосы, каждую из которых можно поднять или опустить на определенное значение — как правило, до 12 Дб. Чаще всего крайняя левая и крайняя правая полосы — это фильтры низких и высоких частот, то есть они убавляют все, что перед или после них соответственно.

Такой эквалайзер очень нагляден, любой человек сможет им пользоваться. Но у него есть и недостатки. Между полосами, на которые эквалайзер делит диапазон, есть пересечения — кроссфейды. Если опустить несколько полос, то между ними образуются пики. В итоге получается довольно неприятный эффект: некоторые узкие частоты начинают выпирать, и с этим ничего нельзя поделать. Чем больше в приборе полос — тем меньше этот эффект выражен. В бытовых эквалайзерах их обычно 7–18 штук, в профессиональных — 25–31.

Параметрические эквалайзеры более точные и деликатные. Они чаще всего используются в профессиональной аудиотехнике и позволяют:

  1. Очень точно найти нужную частоту (параметр Frequency, измеряется в Герцах).
  2. Настроить ширину полосы (безразмерный параметр Q).
  3. Прибавить или убавить определенное количество децибел (параметр Gain).

Параметрические эквалайзеры позволяют работать с нужной частотой, не затронув ничего лишнего. Причем, если аналоговые приборы имеют всего 3–5 регулируемых полос, то в современных цифровых плагинах количество полос зачастую вообще не ограничено.

Эквалайзеры в музыке и звукорежиссуре

Музыкантами и звукоинженерами эквалайзеры используются повсеместно. К примеру, гитаристы и басисты используют их в усилителях и педалях эффектов для создания уникального звучания. Эквализация помогает занять инструменту свое место в миксе, поэтому без нее невозможно себе представить современную музыку, будь это рок или электронные жанры.

Наверняка на живом концерте любимой группы вы сталкивались с оглушительным свистом или гудением. Это, так называемая, обратая связь — к ней приводит одновременная работа микрофонов и колонок. Тогда звукорежиссер ищет с помощью эквалайзера частоты, на которых возникают неприятные призвуки, и подавляет их. В некоторые микрофоны или микшеры подавители обратной связи уже встроены и работают автоматически. То же самое происходит в студии — инструмент или сама комната, в которой он записан, может прибавлять к сигналу неприятные резонансы, которые специалист ищет и вырезает. Это позволяет лучше «уложить» сигнал в общий микс.

Звукорежиссеры с помощью эквалайзера находят зашкаливающие частоты и убирают их.

В студийной работе эквализация позволяет очень тонко настроить частотный баланс инструментов: убрать лишний саббас или «коробочную» середину в барабанах, осветлить вокал добавлением высоких частот, устранить частотные конфликты инструментов, подчеркнуть приятные гармоники и т.д.

Сегодня выпущено огромное количество VST-плагинов для эквализации — от эмуляторов аналоговых приборов до динамических эквалайзеров с тонкими настройками и дополнительными функциями. Последние позволяют, например, видеть амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) до и после вмешательства, обработать по-разному левый и правый либо центр и края стереосигнала, ослабить его только тогда, когда он звучит слишком громко и т.п. Это дает возможность работать с хирургической точностью, оставляя звучание обработанного сигнала максимально натуральным.

Советы по настройке эквалайзера

Вкус к музыке и приятным звукам весьма субъективен, поэтому лучше всего настраивать эквалайзер, ориентируясь на свой слух и не обращая внимания на визуализацию АЧХ. При этом всегда стоит помнить: если запись выполнялась в студии, то звукорежиссеры и мастеринг-инженеры уже прослушали трек на всех возможных акустических системах, включая дешевые наушники и компьютерные колонки. После чего они обработали его таким образом, чтобы получить оптимальное звучание на бытовой акустике. Поэтому нередко лучшей настройкой эквалайзера будет кнопка “Выключить”.

Иногда, лучшая настройка эквалайзера — это его отключение.

Эквалайзеры в бытовых приборах не самые качественные, поэтому радикальное прибавление гармоник может привести к искажению сигнала: бас будет гудеть, на вокале и тарелках появляется неприятный скрежет, у барабанов исчезнет атака и панч. Так что лучше всего сначала работать эквалайзером на понижение — убирать то, чего слишком много. Это справедливо даже для дорогих студийных приборов — все звукоинженеры советуют сначала вырезать неприятные частоты и только потом аккуратно добавлять то, чего не хватает. Например, если не хватает баса, приглушите высокие и немного средних частот, а потом просто прибавьте громкость.

В целом, алгоритм работы с эквалайзером довольно прост:

  1. Внимательно прослушать трек и выделить в нем звучание каждого инструмента.
  2. Поочередно поднять, опустить, а затем вернуть на ноль каждый ползунок в эквалайзере, поняв, как он воздействует на звук каждого из инструментов в треке. Это позволит выявить неприятные частоты и резонансы.
  3. Убрать частоты, которые «режут» слух и кажутся избыточными. Чаще всего это цоканье тарелок, свист шипящих согласных в вокале, бубнение баса, неприятная «коробочная» середина в гитарах и синтезаторах.
  4. Добавить частоты, которых не хватает, по своему вкусу, компенсировав тем самым образовавшиеся провалы.

Основные частоты инструментов и вокала

16–60 Гц — область саб-баса, который больше ощущается телом, чем улавливается слухом. Здесь находится «пинок» бочки и нижние обертоны баса в роке и электронной музыке. Чрезмерное усиление сделает звук мутным, а чрезмерное ослабление приведет к потере «кача». При этом большинство аудиосистем не в состоянии воспроизвести этот диапазон частот без сабвуфера.

60–250 Гц — область основных гармоник баса и барабанов. Их усиление придаст треку больше энергетики, однако может задавить инструменты из области средних частот. Излишнее ослабление приведет сделает звук куцым.

250–500 Гц — область нижних гармоник рабочего барабана, мужского вокала и гитар. Именно их можно задавить чрезмерным усилением баса. Однако слишком большое усиление этих частот сделает звук «коробочным», будто акустическую систему поместили в большой ящик.

500–800 Гц — в этом диапазоне могут лежать низкие гармоники женского вокала, часть тела мужского вокала и некоторых инструментов. Но, в целом, чаще всего именно эту область можно немного убавить, чтобы сделать звук более четким и собранным: бас станет плотнее, верха — ярче.

800 Гц — 3 кГц — это область гармоник вокала, гитары, фортепиано, синтезаторов и многих других инструментов. Поднятие ползунка в этом диапазоне прибавит им тела и насыщенности.

3–6 кГц — здесь лежит презенс гитар, вокала, синтезаторов, рабочего барабана, томов, а также тело скрипок и высоких духовых. Прибавлением этих частот можно добавить присутствия этих инструментов в миксе — они как бы становятся ближе к слушателю за счет увеличения их яркости. Убавление, наоброт, затенит их.

6–10 кГц — здесь находится тело тарелок и скрипок, верхние обертоны гитар и синтезаторов, а также шипящие согласные вокала: звуки «с», «ц», «ш» и «щ». Прибавление таких частот сделает звучание более прозрачным и воздушным, но можно легко перестараться и сделать верха слишком резкими, вплоть до неприятного свиста и скрежета. Чрезмерное убавление сделает звук глухим и ватным.

10–16 кГц — в этом диапазоне лежат верхние обертона тарелок и некоторых высоких инструментов, например, флейт пикколо. Подъем этих частот позволит добавить треку еще больше воздуха, но, в то же время, может появиться шум, свист и шипение — опускание ползунков даст возможность от них избавится.

16 кГц и выше — это верхняя граница слуха большинства людей. Бытовые эквалайзеры редко имеют полосы дальше этого значения, и не каждая акустическая система сможет их воспроизвести.

Эквалайзеры. Полное руководство — Блог — Kombik.com

19 сентября 2010 | Максим Иванов

Что такое эквалайзер? 

Эквалайзер или EQ — это фильтр, который позволяет вам регулировать уровень громкости отдельных частот или диапазона частот аудио сигнала. Простыми словами, EQ позволит вам поднять или прибрать верха и бас, благодаря чему вы получите нужный вам окрас звучания, например, в вашей аудиосистеме в автомобиле или в вашем iPod. В звукозаписи эквализация — это целое искусство, сложное и требующее большого практического опыта.

Хорошая эквализация — это критичный момент в записи сведении любой записи. При правильном использовании, эквалайзер может создать у слушателя впечатления близости или дальности отдельного инструмента в миксе, сделать звук более жирным или более тонким, а также может помочь правильно смешать разные звуки или разделить похожие звуки в рамках трека, так, что их услышат и оценят профессиональные слушатели. 

Параметрический эквалайзер 

Параметрический EQ и полу-параметрический EQ — самые популярные и широко распространенные эквалайзеры как в звукозаписи, так и в живом звуке. Они обеспечивают быстрый и удобный контроль над всеми необходимыми параметрами звучания. Параметрический EQ позволяет постоянно контролировать содержимое аудио сигнала, разделяя его на несколько частотных полос (как правило, от трёх до семи).

Полностью параметрический EQ позволяет контролировать определенный назначенный диапазон частот, центральную частоту диапазона, и уровень громкости (boost/cut) этой частоты. Также возможно отдельное управление параметром Q, который представляет из себя соотношение центральной частоты с ширине частотного диапазона. 

Что такое Q? 

Q — отношение центральной частоты выбранного нами диапазона к его ширине. Если центральная частота — фиксированная величина, то ширина диапазона обратно пропорциональна значению параметра Q. Это означает, что увеличивая значение параметра Q вы уменьшаете ширину диапазона, на который воздействует эквалайзер. Q — это один из самых мощных инструментов, которые нам предлагают параметрические эквалайзеры.

Полностью параметрические эквалайзеры позволяют работать как с очень узким частотным диапазоном, так и с очень широким, решая любые задачи при сведении. Узкий диапазон (большие значения Q) даёт возможность устранять разные неприятные свойства у аудиосигнала.

Допустим, вы записали малый барабан и на сведении выяснилось, что он неприятно звенит. Или просто сам барабан звенит и вы ничего не можете с этим поделать, а записывать надо. Тут нам на помощь приходит эквалайзер. С его помощью мы можем изолировать эту неприятную частоту (обычно в районе 1кГц) и просто убрать её. В данном случае мы используем эквалайзер как узкополосный обрезной фильтр (notch filter).

Убирая только одну раздражающую нас частоту, мы не трогаем всё остальное и инструмент остаётся в миксе на прежнем месте. Точно также эквалайзер позволяет нам усилить положительные свойства звучания инструмента, к примеру, атаку. В случае с бас-барабаном его диапазон — примерно от 60 до 125 Гц, но атака, щелчок — звук более высокочастотный, в районе 2 — 5 кГц.

Назначив узкий диапазон для настройки и подняв конкретную частоту, отвечающую за атаку, мы можем сделать бочку более пробивной и при этом не испортить микс. В случае работы с широким диапазоном мы приглушаем или подчеркиваем более широкий набор частот. Обычно для полноценной обработки трека приходится использовать и широкий и узкий диапазоны на эквалайзере (соответственно — высокие и низкие значения Q).

Вернёмся к нашей бочке ещё раз. У нас есть бас-барабан с классным низом, мощным, объёмным, центральная частота его примерно равна 100 Гц, а атака — в районе 4 кГц. Чтобы подчеркнуть лучшие стороны звучания нашей бас-бочки, мы используем широкополосную обработку с центром на 100 Гц, и узкополосную — на 4 кГц. Таким образом, акцентируя внимание на плюсах, мы нивелируем минусы конкретно нашего бас-барабана. 

Полочный эквалайзер (shelving EQ) 

Полочный эквалайзер (shelving EQ) гасит или усиливает частоты выше или ниже указанных точек обреза. Бывает 2 вида полочных эквалайзеров — высокочастотные и низкочастотные. В некоторых полностью параметрических эквалайзерах есть функция, позволяющая переключать регуляторы ВЧ и НЧ в режим обрезных фильтров.

НЧ обрезной пропускает все частоты ниже выбранной нами, приглушая всё, что выше. ВЧ фильтр поступает обратным образом — пропускает всё, что выше указанной частоты, приглушая всё, что ниже. 

Что делать? 

Далее в статье указаны основные принципы управления частотами. Это начальная точка вашего путешествия по удивительному миру эквалайзеров, но, само собой, это не догмы. Эти рекомендации сэкономят ваше время в поисках нужных вам частот для подчеркивания положительных свойств различных музыкальных инструментов.

Алгоритм работы такой. Для начала включите режим «solo» на треке, с которым вы работаете. Большинство звукорежиссёров начинают строить свой микс на основе ударных и постепенно идут снизу вверх по частотному диапазону (бочка, малый, томы, хай-хэт, оверхэды). Каждый инструмент имеет какую-то характерную для него полосу частот, на которой он звучит и резонирует, так что если вы работаете с микрофоном бас-бочки, начните с самого низа.

Настройте оптимальный низ и переходите к атаке. Очень часто после настройки звучания бочки выползают какие-то паразитные призвуки типа звона или гула, даже несмотря на то что низ у вас отличный и атака — шикарная. Ваш следующий шаг — вырезать паразитов узкочастотным фильтром. Как только вы понимаете, что звук бас-бочки вас устраивает, глушите этот трек и переходите к следующему инструменту.

Не торопитесь с эквализацией. Кропотливая работа даст свои плоды, звучание станет более разборчивым и более ясным. Каждый инструмент займёт своё место и засияет в миксе. Вот еще несколько полезных советов:

  • Помните, что общая картина важнее отдельных инструментов. Ваша цель — не заставить каждый трек звучать как можно лучше, а сделать общее звучание максимально убедительным. Не каждому инструменту нужна яркая атака и объёмный низ. Если вы будете бомбить все треки с одними и теми же настройками, инструменты только потеряют в звуке. Стремитесь к совершенству общего звучания
  • Отдохните от сведения. Ваши уши устают точно так же как и все тело. Если вы долгое время работаете с одним и тем же инструментом, ваши уши постепенно становятся неразборчивыми и практически невосприимчивыми к конкретному диапазону частот. Отдыхайте!
  • Всегда сравнивайте. Не надейтесь на вашу память. Часто бывает так, что вы потратили 15 минут на настройки эквалайзера а звук в итоге стал хуже чем до обработки. Будьте честны сами с собой, отказывайтесь от неверных решений быстро и без раздумий и начинайте снова.
  • Не бойтесь рисковать. Самые лучшие трюки с эквалайзером придумали те, кто не боялся сумасшедших экспериментов. Поиграйте с частотами, ведь вы такой же музыкант как и те, с чьими партиями вы работаете на сведении.

Буст или не буст… 

У каждого инструмента есть частоты, которые можно усилить, чтобы добавить ясности и чёткости или объёма в общем миксе. И, конечно же, есть «плохие» частоты, которые делают инструмент мутным, резким или просто раздражающим. Вот небольшая табличка, которая даст вам понятие, в каком направлении стоит работать дальше. Помните, что это всего лишь рекомендации. Частоты варьируются в зависимости от инструмента, помещения, в котором он записан и микрофона, который был использован при записи.

Голос человека

Что вырезать

Зачем вырезать

Что усилить

Зачем усилить

7 кГц

Свист и шипение

8 кГц

Объём

2 кГц

Резкость, пронзительность

3 кГц и выше

Чёткость, ясность

1 кГц

Нос

200-400 Гц

Глубина

80 Гц и ниже

Согласные Б и П

Фортепиано

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1-2 кГц

Металлический призвук

5 кГц

Больше презенса

300 Гц

Гулкость

100 Гц

 

Низ

Электрогитара

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1-2 кГц Пронзительность 3 кГц Чёткость, ясность
80 Гц и ниже Мутность 125 Гц Низ

Акустическая гитара

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
2-3 кГц Металлический призвук 5  кГц и выше Искристость
200 Гц Гулкость 125 кГц Объём

Электро бас-гитара

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1 кГц Тонкость 600 Гц Рычание
125 Гц Гулкость 80  Гц и ниже Низ

Акустический бас

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
600 Гц Пустота 2-5 кГц Яркая атака
200 Гц Гулкость 125 Гц и ниже Низ

Малый барабан

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1 кГц Раздражает слух 2 кГц Чёткость
150-200 Гц

Объём

80 Гц Глубина

Бас-барабан

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
400 Гц Мутность 2-5 кГц Яркая атака
80 Гц и ниже Гулкость 60-125 Hz Низ

Томы

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
300 Гц Гулкость 2-5 кГц Яркая атака
80-200 Hz Низ

Железо

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1 кГц Раздражает слух 7-8 кГц Шипение
8-12 кГц Блеск
15 кГц Воздух

Духовые

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
1 кГц Нос 8-12 кГц Объём
120 Гц и ниже Мутность 2 кГц Чёткость, ясность

Струнные

Что вырезать Зачем вырезать Что усилить Зачем усилить
3 кГц Резкость, пронзительность 2 кГц Чёткость, ясность
120 Гц и ниже Мутность

400-600 Гц

Сочность и глубина

Общие рекомендации по эквализации 

Ниже по ссылке приведены рекомендуемые настройки эквалайзера для различных инструментов. Это точка отсчёта, с которой стоит начать. Естественно, правильные настройки EQ для каждого отдельного инструмента будут зависеть от общего микса и звучания конкретного инструмент. Эти настройки для 4-полосного полу-параметрического эквалайзера цифрового микшерного пульта PreSonus StudioLive 16.4.2, но вы, само собой, можете применять их и на других многополосных полу-параметрических эквалайзерах.

Как настроить параметрический эквалайзер

Параметрический эквалайзерПараметрический эквалайзер

Параметрический эквалайзер

Параметрический эквалайзер в состоянии скорректировать большинство «ляпов» акустических систем, устанавливаемых в автомобиле. Это идеальное решение для меломана, не имеющего специального измерительного оборудования, которое в автомобиль и не поставишь.
Параметрические эквалайзеры очень удобны, когда настройка требуется в 3-4 полосах.

Немного полезной информации

Эквалайзер параметрический лорта э 005сЭквалайзер параметрический лорта э 005с

Эквалайзер параметрический лорта э 005с

Особенности таких регуляторов в следующем:

  • Параметрическим данный регулятор назван отчасти из-за того что для каждой из частот осуществляется отдельная настройка. Так, центральная частота или Frec корректируется отдельно. То же самое можно сказать и про две другие полосы: Q и Gain (величину подъема).

Примечание. Существуют такие модели параметрических регуляторов, в которых есть возможность даже выставлять на каждую полосу определенный тип кроссовера.

  • Одним словом, эти регуляторы имеют по три органа управления. Что касается диапазонов изменения значений, то они могут достигать очень больших величин.
    К примеру, если глубина корректировки тембра составляет порядка 15-20 дБ, то частота настройки способна изменяться в 100 и более раз. А добротность и того больше. В отдельных моделях изменения возможны и до 1000 раз;
  • Получается, что при использовании такого регулятора пользователю дается возможность точно подбирать нужную частоту, а также эффективно ее регулировать;
  • Отметим сразу, что аналоговые параметрические регуляторы сегодня встречаются крайне редко. Зато, после достижений в области цифровой обработки стали выпускаться цифровые параметрические регуляторы с большим количеством настраиваемых частот (практически неограниченным), чем у аналоговых.
Музыкальный эквалайзерМузыкальный эквалайзер

Музыкальный эквалайзер

Примечание. Скажем больше. В цифровых регуляторах часто имеются еще и дополнительные параметры полос. К примеру, такие как тип кроссовера, характер кривой и прочее.

  • Нередко параметрические регуляторы служат, как один из составных обработки АС процессоров;
  • Случается и такое, что в некоторые бюджетные автомагнитолы устанавливаются регуляторы с ограниченными возможностями. Этот вариант называется полупараметрическим.

Фильтры

Эквалайзер музыкальныйЭквалайзер музыкальный

Эквалайзер музыкальный

В параметрических эквалайзерах используются следующие типы фильтров:

  • Лоу пасс – отвечающий за НЧ;
  • Хай пасс – отвечающий за ВЧ;
  • Пекинг – полосовой фильтр;
  • Лоу шелф – низкочастотная полка или шельф;
  • Хай шелф – ВЧ полка.

Эквалайзеры с различным количеством полос

30-полосный профессиональный эквалайзер30-полосный профессиональный эквалайзер

30-полосный профессиональный эквалайзер

Итак, в тех случаях, когда нужна бывает коррекция 3-4 полос, то подбирается соответствующий эквалайзер (см.Как настроить правильно эквалайзер). Он позволяет провести регулировку только в требуемых частотных полосах, не затрагивая другие участки. В результате этого значительно снижаются искажения сигнала.

Примечание. Существует даже такое высказывание, что автомобильные регуляторы звучания с настраиваемой добротностью, с точки зрения минимального вмешательства в сигнал, вне конкуренции.

Амфитон э 005сАмфитон э 005с

Амфитон э 005с

Поговорим теперь о профессиональных автомобильных эквалайзерах. Они уже корректируют большее количество локальных дефектов. В некоторых случаях используется 15-полосный вариант, порою даже 30-полосный с фиксированной добротностью.

Примечание. Такие профессиональные модели требуют постоянного контроля акустической системы, так как получение гарантированного результата, в противном случае, просто невозможно. Считается, что именно по этой причине многополосные эквалайзеры не получили широкого распространения.

Принципиальная схема эквалайзераПринципиальная схема эквалайзера

Принципиальная схема эквалайзера

Большая часть параметрических эквалайзеров, встроенные в автомагнитолы и отдельные спроектированы с учетом именно этих особенностей. Соответствие с ними в большинстве случаев и определяют цену.
Настройка параметрического эквалайзера может быть спокойно осуществлена своими руками. Достаточно будет иметь под рукой инструкцию и фото – материалы. Не помешает и подробный видео обзор.

Григорий РоманчукГригорий РоманчукГригорий с детства обожал машины, а в подростковом возрасте, когда самостоятельно подключил автомагнитолу в отцовской девятке, понял, что машины будут его работой, хобби, призванием. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Принципиальная Схема Эквалайзера — tokzamer.ru

На частотах, близких к частоте режекции, коэффициент передачи фильтра Z1 мал, и сигнал на движок переменного резистора регулировки глубины коррекции Rp1 и далее на сумматоры спада и подъема АЧХ поступает только через резистор 1R1. Они способны в большей степени, чем обычные регуляторы тембра, корректировать несовершенство акустических свойств помещений прослушивания или аппаратуры подбором наиболее приемлемого звучания музыкальных и речевых программ.


Параметрический эквалайзер содержит в своем составе фильтры, резонансную частоту и добротность которых можно регулировать независимо друг от друга.

На слое K1 синий показаны места установки перемычек, которые можно сделать тонким проводом в изоляции. Собираем эквалайзер 10 полос на TL
sxematube — схема простого транзисторного пятиполостного эквалайзера, простой эквалайзер

Ниже представлено описание восьмиполосного эквалайзера.

Это также приводит к необходимости тщательного подбора элементов частотоза-дающих цепей фильтров либо требует дополнительного усложнения самого устройства. Повторяют описанную операцию настройки и для остальных фильтров.

Усилители активных фильтров 1V1 — 5V1, 1V2 — 5V2 одинаковы по схеме и отличаются один от другого только номиналами конденсаторов 1C1 — 5C1, 1С2 — 5С2 частотозадающих цепей. Движки резисторов регулировки глубины коррекции R7 — R11 отключают от элементов схемы эквалайзера.

Включают питание эквалайзера и на его вход подают сигнал с генератора звуковой частоты амплитудой — мВ.

Графический эквалайзер.

Собираем блок потенциометров для регулировки усилителя звука

Паяем — Все о электронике

Можно также поэкспериментировать с bell equaliser 6 кГц — 10 кГц. Тембр регулируют переменными резисторами 1R2—5R2. Параметрический эквалайзер содержит в своем составе фильтры, резонансную частоту и добротность которых можно регулировать независимо друг от друга. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.


Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, режекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2.

Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.

Собираем эквалайзер 10 полос на TL На одном из чешских сайтов язык статьи определил GOOGLE переводчик был найден проект ти полосного эквалайзера, реализованного на счетверенных операционных усилителях TL Благодаря этому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается требуемый диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой полосе.

На ОУ DA1 собраны входной и выходной буферные усилители. Не забудьте расчитать резистор, который будет стоять последовательно со светодиодом.

Настройку эквалайзера проводят в следующей последовательности.

Графический эквалайзер. Переменные резисторы Rp1 — RpN, с помощью которых осуществляется регулировка глубины коррекции, включены между инвертирующими входами ОУ, благодаря чему исключено взаимное влияние между регулировками в различных частотных каналах.
Эквалайзер LA3607 замеры и тесты

Понравилась схема? Жми палец вверх!

Поэтому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается нужный диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой из полос.


При перемещении движка переменного резистора Rp1 в крайнее левое по схеме положение сигнал, прошедший частотную обработку, поступает на ОУ DA1, увеличивая глубину отрицательной обратной связи, в результате чего на выходе устройства происходит ослабление сигнала с частотой, близкой к резонансной частоте фильтра Z1. Принципиальная схема высококачественного пятиполосного эквалайзера на транзисторах.

Рабочая полоса частот — от 10 Гц до 25 кГц 5. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Чтобы придать этим звукам мощь атаку , регулируйте частоту 80 Гц.

Если применить переключатель на три группы, то на третью можно прицепить светодиод, загорающийся при включении эквалайзера. При перемещении движка переменного резистора Rp1 в крайнее левое по схеме положение сигнал, прошедший частотную обработку, поступает на ОУ DA1, увеличивая глубину отрицательной обратной связи, в результате чего на выходе устройства происходит ослабление сигнала с частотой, близкой к резонансной частоте фильтра Z1.

Сигналы с выходов активных фильтров поступают на вход двухкаскадного усилителя через резисторы 1R9—5R9, сопротивления которых определяют и режим работы транзисторов V2, VЗ по постоянному току. Питание схемы двухполярное.

Принципиальная схема


Частоты, которые полезно помнить Сеть питание шумит на частоте 50 Гц и умножается. Если применить переключатель на три группы, то на третью можно прицепить светодиод, загорающийся при включении эквалайзера. Конструкция: Далее приведена односторонняя печатная плата рис. В качестве питания эквалайзера нужен двухполярный стабилизированный блок питания напряжением 12 — 15 Вольт и током до 50 мА.

Аналогично происходит регулировка коэффициента передачи эквалайзера на частотах настройки фильтров Z2 — ZN. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке

Переменные- резисторы 1R2 — 5R2 должны быть группы А. Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке Интервалы между частотами настройки активных фильтров выбраны равными двум октавам. Поэтому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается нужный диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой из полос.
Пассивный регулятор тембра. Преимущества и …

Принципиальная схема

Источник: Борноволоков Э. Переменные- резисторы 1R2 — 5R2 должны быть группы А.

Сигналы на резисторах 1R1 и 1R2 примерно равны по амплитуде, но противоположны по фазе, и после суммирования компенсируют друг друга при равенстве сопротивлений резисторов 1R1 и 1R2.

Заслуженной популярностью у любителей звукотехники пользуются многополосные регуляторы тембра эквалайзеры. Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.

Переменные резисторы регулировки резонансной частоты фильтров NR6. Параллельно фильтрам подключен резистор R4. Ниже приводится описание восьми полосного эквалайзера. Обратите внимание, что на рис.

Детали для эквалайзера

После этого восстанавливают соединение движка резистора регулировки глубины коррекции и проверяют отсутствие самовозбуждения при перестройке частоты фильтра. Рисунок 23 Регулировка 20 Гц. Подпишись на Twitter! Аналогично происходит регулировка коэффициента передачи эквалайзера на частотах настройки фильтров Z2 — ZN.

Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, режекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2. Поскольку все фильтры инвертирующие, а через резистор R4 сигналы проходят без инверсии, то в выходном усилителе сигналы вычитаются.

Если применить движковые резисторы СПЗ — 23А можете изготовить графический эквалайзер. Примером могут служить параметрические эквалайзеры, схемы которых приведены в [2, 3]. На частотах, близких к частоте режекции, коэффициент передачи фильтра Z1 мал, и сигнал на движок переменного резистора регулировки глубины коррекции Rp1 и далее на сумматоры спада и подъема АЧХ поступает только через резистор 1R1. Вне полосы режекции коэффициент передачи фильтра близок к единице. Таким образом, операционных усилителей А2 в схеме 10 штук, соответственно, по 10 штук резисторов R4.

Принципиальная схема пятиполосного параметрического эквалайзера приведена на рис. Детали В регуляторе можно использовать любые кремниевые высокочастотные транзисторы соответствующей структуры с допустимым напряжением между эмиттером и коллектором не менее 15 В и статическим коэффициентом передачи тока h31э не менее 1V1 — 5V1 и 70 остальные.
Простой графический эквалайзер на микросхеме …

Audio Phaser с использованием многополосного параметрического эквалайзера — MATLAB и Simulink

Этот пример показывает, как реализовать эффект «фазера» звука в реальном времени, который может быть настроен с помощью пользовательского интерфейса (UI). В нем также показано, как создать плагин VST для фазера, который можно импортировать в цифровую звуковую рабочую станцию ​​(DAW).

Введение

Фейзер — это звуковой эффект, создаваемый, когда звуковой сигнал проходит через один или несколько режекторных фильтров. Центральные частоты режекторных фильтров обычно модулируются с некоторой постоянной скоростью для создания эффекта «закрутки» звука.Источником модуляции обычно является низкочастотный генератор, такой как синусоидальная волна. Разные формы сигналов создают разные эффекты фазера.

В этом примере вы можете использовать любой аудиофайл. Однако эффект фазировки более слышен с некоторыми аудиофайлами, чем с другими. Для этого примера предлагается файл RockGuitar-16-44p1-stereo-72secs.wav . Другой вариант — использовать источник розового шума вместо файла.

В этом примере используется аудиоразъем .Аудио плагин Phaser , класс. Плагин реализует многопозиционный фильтр с частотами режекции, модулируемыми с помощью audioOscillator . Многоточечный фильтр реализуется через системный объект multibandParametricEQ . Полосы эквалайзера можно сделать так, чтобы они действовали как отдельные режекторные фильтры, установив для них усиление -inf .

Тестирование Phaser

Вы можете протестировать фазер, реализованный в примере аудиоразъема . Phaser , используя Audio Test Bench.Стенд для тестирования звука устанавливает объекты чтения аудиофайлов и записи аудиоустройств и передает звук через фазер в цикле обработки.

Инициализируйте фазер и визуализируйте его амплитудную характеристику.

 phaser = audiopluginexample.Phaser;
visualize (phaser) 

Запустите Audio Test Bench .

Тестовый стенд Audio Test Bench позволяет настраивать звуковой фазер с помощью ползунков и раскрывающихся меню. Изменение значений ползунка или раскрывающегося списка обновляет график амплитудно-частотной характеристики фазера в реальном времени.

Четыре ползунка:

  • Скорость — Управляет скоростью, с которой центральная частота режекторных фильтров перемещается вверх и вниз по звуковому спектру.

  • Центральная частота — Управляет центральной частотой самой нижней метки. Центральная частота других меток вычисляется относительно этого значения и источника модуляции.

  • Глубина — управляет тем, насколько далеко частоты режекции модулируют вокруг центральной частоты.

  • Qualify Factor — Устанавливает коэффициент качества (или «Q») для каждой метки. Более высокое значение Q создает более узкую полосу пропускания.

Также есть два раскрывающихся меню:

  • Notches — Устанавливает количество режекторных фильтров. Можно использовать больше выемок для создания более драматического эффекта.

  • Источник модуляции — Форма волны, которая управляет центральными частотами режекторных фильтров.Различные формы волны создают разные звуки развертки.

Стенд для тестирования звука по умолчанию передает звук из файла на диске. Вы можете изменить его на микрофонный / линейный вход звуковой карты или на розовый шум (полезно для тестирования).

Нажмите кнопку «Выполнить» в пользовательском интерфейсе, чтобы начать потоковую передачу и услышать эффект фазера.

Запуск от имени подключаемого модуля VST

Вы можете обнаружить, что пропадание звука происходит при использовании большего количества меток или высоких настроек скорости. Один из способов обойти это — создать подключаемый модуль VST, который заменит часть кода, которая выполняет фактическую обработку звука.Переключите выпадающее меню Run As на VST Plugin . При запуске моделирования сейчас будет сгенерирован плагин VST и загружен обратно в MATLAB для использования в моделировании.

Generate Audio Plugin

Чтобы сгенерировать и перенести VST-плагин на цифровую звуковую рабочую станцию, нажмите кнопку Generate VST 2 Audio Plugin на панели инструментов звукового тестового стенда или выполните команду generateAudioPlugin .

 generateAudioPlugin audiopluginexample.Phaser
 
.

Сравнение динамического эквалайзера, многополосного компрессора, адаптивного эквалайзера?

Одна из самых больших проблем для звукорежиссеров — как в студии, так и вживую — это аудиосигналы, спектральное распределение которых сильно меняется со временем или в зависимости от уровня громкости. Такие устройства, как многополосный компрессор, динамический эквалайзер и, совсем недавно, адаптивный эквалайзер smart: EQ live являются мощными инструментами для обработки таких особых случаев.

Но как в деталях работают эти разные формы плагинов? Какой из них лучше всего подходит для таких разных источников звука, как человеческий голос, суммы, сигналы автобуса или электрогитары и басы? Какие возможности предлагает новая технология адаптивных эквалайзеров? Вот несколько ответов.

Содержимое

  • Многополосный компрессор
  • Динамический эквалайзер
  • Адаптивный эквалайзер

Многополосный компрессор

Как это работает

Компрессоры

обрабатывают динамику сигнала, уменьшая громкость громких звуков или усиливая тихие звуки, уменьшая или сжимая динамический диапазон аудиосигнала. В частном случае многополосных компрессоров , набор фильтров разделяет входящий сигнал на разные частотные полосы, прежде чем он попадет в на несколько индивидуально управляемых компрессоров .Их пропускная способность определяет, как эти отдельные компрессоры распределяются по всему звуковому спектру.

signal flow chart compressor

Для каждой полосы частот многополосный компрессор обычно работает так же, как и обычный компрессор. Его временным поведением можно управлять с помощью параметров атаки, освобождения, удержания и упреждения, в то время как передаточная функция регулируется параметрами порога, излома, отношения и компенсации.

signal flow chart multiband compressor

Многополосный компрессор

— преимущества

Многополосные компрессоры особенно подходят для изолированной обработки определенных частотных диапазонов в переменных сигналах.Это полезно для всех суммарных сигналов, таких как мастер-шина, мастеринг и группы инструментов. Возможно, низкие частоты могут быть сжаты таким образом, что средние и высокие частоты вместо того, чтобы восприниматься пропорционально друг другу, звучали тише; из-за этого весь микс теряет свой блеск. В этом случае многополосный компрессор позволяет детально взвешивать отдельные частотные диапазоны, а затем объединяет отдельные части вместе.

Динамический эквалайзер

Как это работает

signal flow chart equalizer

Dynamic EQ — это, по сути, обычный параметрический эквалайзер, который является «динамическим», потому что статическое усиление фильтра заменяется динамическим контуром управления.Такие параметры, как частота и качество (Q), остаются прежними. В зависимости от конструкции контура управления динамический эквалайзер может иметь параметры, зависящие от уровня (выше / ниже, порог и диапазон), а также временные параметры, такие как атака, отпускание и удержание.

signal flow chart equalizer

Dynamic EQ — Преимущества

Dynamic EQ идеально подходит для компенсации динамических изменений звука. Например, голоса могут быть чрезмерно подчеркнутыми и звучать резко на верхних частотах во время громких пассажей.Когда определенный уровень звука превышен, срабатывает динамический эквалайзер и регулирует его.

В более тихих пассажах эквалайзер оставляет ту же полосу частот нетронутой, так что голос не теряет никакого дополнительного присутствия. И наоборот, он может увеличить полосу частот в тихих пассажах, чтобы голос не звучал слишком глухо. Это означает, что голос звучит комфортно на всех уровнях громкости без потери давления.

Адаптивный эквалайзер

Как умно: EQ live работает

В качестве динамических инструментов и многополосный компрессор, и динамический эквалайзер реагируют на изменения звукового спектра сигнала.К сожалению, эти изменения и критические диапазоны частот, в которых они происходят, не всегда можно точно предсказать. Особенно при сведении вживую. Два описанных выше инструмента значительно повышают гибкость звукорежиссера, но непредвиденные вещи все еще могут происходить на сцене. Чтобы лучше справляться с этими непредсказуемыми ситуациями, компания sonible разработала умный эквалайзер EQ live. Этот адаптивный эквалайзер основан не на классических электронных схемах, а на алгоритме анализа музыки, который «понимает», что происходит в данный момент.

«Алгоритм анализа музыки« понимает », что происходит в данный момент».

smart: EQ live — это адаптивный программный эквалайзер, который компенсирует недостатки частотного спектра в реальном времени. Он использует определенные модули обработки, которые могут работать только в цифровой области. В отличие от предыдущих примеров, которые в основном состоят из фильтров и регулятора громкости, этот класс адаптивных эквалайзеров открывает новые горизонты. Они интерпретируют аудиосигнал музыкально, а затем предлагают применить постоянно адаптирующуюся кривую фильтра.Пользователь может индивидуально взвесить эти кривые фильтра в пределах частотного спектра сигнала.

signal flow chart equalizer

Во-первых, профили информируют плагин о природе источника звука. Соответственно, плагин затем начинает независимо и непрерывно настраивать частотный спектр. Благодаря обширной параметризации алгоритма пользователь всегда сохраняет контроль над процессом.

Среди прочего, можно задать определенное поведение системы во времени с помощью времени адаптации.Пользователь также указывает полосы пропускания и то, как они должны реагировать на кривую фильтра. Эти отдельные полосы не пропускают сигнал через фиксированные фильтры. Вместо этого кривая фильтра плавно проходит по всему спектру и реагирует только там, где это необходимо.

Попробуйте smart: EQ live бесплатно

Adaptive EQ — Преимущества

Основное различие между многополосным компрессором и динамическим эквалайзером от smart: EQ live заключается в том, что с последним пользователь «просто» задает определенное направление — музыкальную основу для работы smart: EQ.С этого момента плагин автоматически адаптируется к сигналу. Подробная и сложная кривая фильтра постоянно настраивается и обеспечивает сбалансированный звук в любой ситуации. Вы могли бы назвать это «установил и забыл». Таким образом, плагин покрывает практически все возможные звуковые ситуации, потому что он не фокусируется на параметрах, а вместо этого работает, учитывая общий аудиоконтент.

“smart: EQ live работает с учетом содержимого, а не фокусируется на параметрах, и поэтому покрывает практически любую звуковую ситуацию.”

Например, если вы хотите скорректировать только «гнусавый» тембр певческого голоса в громких отрывках, достаточно разрешить быструю адаптацию только в среднем диапазоне, поскольку не ожидается быстрых спектральных изменений в диапазонах низких и высоких частот. Более медленное время адаптации обеспечит более стабильный общий звук. Более длительное время адаптации подходит для управления электрическими басами, которые довольно статичны, но могут издавать мгновенные щелкающие или скользящие шумы.

smart: EQ live не только подготовлен к любой ситуации, но и всегда обеспечивает музыкальный результат.Плагин добавляет блеска вокалу и может одновременно работать как де-эссер. Он обрабатывает электрогитары, которые переключаются между чистым и искаженным звуком, или балансирует мастер-шину.

.

Как установить инструмент для звуковых эффектов PulseEffects в Ubuntu 18.04

В этом кратком руководстве показано, как установить PulseEffects, программное обеспечение звуковых эффектов (например, лимитер, компрессор, эквалайзер) в Ubuntu 18.04 , Ubuntu 18.10 , Ubuntu 19.04 и Ubuntu 19.10 .

Ubuntu использует как ALSA , так и Pulseaudio для управления вводом и выводом звука. ALSA — это звуковой микшер уровня ядра, который напрямую управляет вашей звуковой картой. Pulseaudio — это программный микшер, который предоставляет дополнительные инструменты поверх базы ALSA.

PulseEffects — это программное обеспечение для создания звуковых эффектов с открытым исходным кодом для приложений PulseAudio, поддерживающих:

  • Вывод приложений: лимитер, автоматическое усиление, расширитель, компрессор, многополосный компрессор, эквалайзер, усилитель низких частот, эксайтер, кристаллизатор, реверберация, перекрестная подача, фильтр (режимы низких частот, высоких частот, полосы пропускания и подавления полосы), Стерео инструменты, Loudness, Maximizer, Pitch, Gate, Multiband Gate, De-esser, Convolver
  • Ввод приложений: гейт, многополосный гейт, WebRTC, лимитер, компрессор, многополосный компрессор, эквалайзер, реверберация, высота тона, фильтр (режимы низких частот, высоких частот, полосы пропускания и подавления полосы), деэссе

Как установить PulseEffects в Ubuntu / Linux Mint:

Следующие шаги покажут вам, как установить PulseEffects через Ubuntu PPA, хотя он также доступен как flatpak (контейнерный программный пакет).

1. Откройте терминал либо с помощью сочетания клавиш Ctrl + Alt + T , либо выполнив поиск «терминала» в меню приложения. Когда он откроется, запустите команду для добавления PPA:

 sudo add-apt-repository ppa: mikhailnov / pulseeffects 

Введите пароль пользователя (без звездочки) при появлении запроса и нажмите Enter, чтобы продолжить.

2. Для Linux Mint 19.x и других производных может потребоваться обновление кеша пакетов:

 sudo apt update 

3. Наконец, установите программное обеспечение с помощью команды:

 sudo apt install pulseaudio pulseeffects --install-рекомендует 

После успешной установки. Перезапустите Ubuntu и, наконец, запустите его из меню приложения:

Удалить:

Чтобы удалить программное обеспечение, просто откройте терминал и выполните команду:

 sudo apt удалить импульсные эффекты 

Откройте Software & Updates и перейдите на вкладку Other Softwar , чтобы удалить PPA.

.

подключаемых модулей Lindell — ощущение аналогового в цифровом мире

  • Многодиапазонный компрессор с диодным мостом

    • Звук компрессора диодного моста
    • 3-полосный плавный кроссовер
    • Niveau: собственная частотная характеристика
    • Функция творческого сжатия Nuke

    Подробнее>

  • Трубный эквалайзер

    • Классический эквалайзер 60-х годов
    • Конструкция всех ламповых активных фильтров

    Подробнее>

  • Классический компрессор / лимитер

    • Звук компрессора диодного моста
    • Теплый и насыщенный аналоговый звук

    Подробнее>

  • Компрессор на полевом транзисторе

    • Классический 1176 тембр компрессора на полевых транзисторах
    • Теплый и насыщенный аналоговый звук

    Подробнее>

  • Пассивный эквалайзер

    • Классические схемы выравнивания Pultec
    • Режим обработки среднего / бокового стерео

    Подробнее>

  • Дискретный предусилитель класса А.

    • Регулятор насыщенности усиления Unity
    • Низкие и высокие бустеры Pultec style
    • Precision low cut и high cut

    Подробнее>

канал X

Полная линейка каналов в одном окне плагина.

  • 6X-500 предусилитель / фильтры
  • Компрессор 7X-500 FET
  • PEX-500 пассивный эквалайзер

Подробнее>

Партнерство

Все наши плагины теперь распространяются Plugin Alliance.

Владельцы лицензий имеют доступ к своим обновленным надстройкам на веб-сайте Plugin Alliance.

Неактивированные серийные номера подключаемых модулей Lindell можно активировать прямо здесь.

Информационный бюллетень

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе обновлений и новых продуктов.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *