Можно ли собрать регулятор тембра на 6э5п – Ламповый темброблок-предусилитель на двойном триоде 6Н2П-ЕВ (набор для сборки) Матюшина и его переделка в темброблок-предусилитель Манакова.

Можно ли собрать регулятор тембра на 6э5п – Ламповый темброблок-предусилитель на двойном триоде 6Н2П-ЕВ (набор для сборки) Матюшина и его переделка в темброблок-предусилитель Манакова.

Ламповый темброблок — Страница 17 — Техподдержка для начинающих

 

 

Вот, примерно такой пассивный трёхполосный темброблок можно с уверенностью применить на любой ламповый усилитель.

 

Примерные пределы регулировки

 

+ — (18 дб) на частоту 30 Гц.

— + (18 дб) на частоте 12 кГц

+ ( 4 -7 дб) на частоте 800 — 1200 ГЦ

Входное сопротивление следующего каскада за темброблоком — желательно — от 500 кОм и более.

Входное сопротивление ( по входу самого темброблока), как можно меньше.

Частота перегиба регулировок — 800 — 1100 Гц

Номиналы резисторов и конденсаторов можно применять близкие по значению.

Пределы регулировки СЧ — можно изменить подбирая R-5, R-7.

Превратить резистор R-6, из группы ( А ), почти — в группу Б — не сложно, подключить любой постоянный резистор, примерно на 1 мОм, на средний и нижний вывод переменного резистора R — 6 ( CЧ ), и подобрать его величину (уложить диапазон регулирования), и регулировка будет более плавной. Номинал который получиться — это примерно 500 кОм вполне достаточно.( экспериментируйте !! )

Переменные резисторы линейные — ( А ), лучше ( Б ), группа ( В ) не очень подходит.

Общий провод темброблока — подключается — строго — в общую точку ( выводов) — лампы,на которую

подаётся сигнал с темброблока ( следующую за ТБ ), и имеет только одну эту «общую» точку.

На «вход» темброблока можно подавать сигнал прямо с предварительной ЛАМПЫ, без разделительного конденсатора, его роль выполняет С-1. Конденсаторы — на рабочее напряжение не менее, чем в схеме питания лампы

Вариант ТБ — моделировался программой Tone Stack Calculator.

 

Превратить резистор R-6, из группы ( А ), почти — в группу Б — не сложно, подключить любой постоянный резистор, примерно на 1 мОм, на средний и ВЕРХНИЙ вывод переменного резистора R — 6 ( CЧ ), и подобрать его величину (уложить диапазон регулирования), и регулировка будет более плавной. Номинал который получиться — это примерно 500 кОм вполне достаточно.

Изменено
Какие преимущества имеет ламповый темброблок-предусилитель. Как собрать регулятор тембра на лампе 6Э5П своими руками. Какие схемы и модификации существуют для лампового темброблока.

Принцип работы лампового регулятора тембра

Ламповый регулятор тембра представляет собой электронное устройство, позволяющее изменять амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала. Его основой является электронная лампа, чаще всего двойной триод, такой как 6Н2П-ЕВ или 6Э5П.

Принцип работы лампового темброблока заключается в следующем:

  • Входной звуковой сигнал подается на сетку лампы
  • С помощью RC-цепей реализуется частотно-зависимое усиление
  • Регулировочные потенциометры позволяют изменять уровень усиления на разных частотах
  • Выходной сигнал снимается с анода лампы

Благодаря нелинейности ламповых каскадов, такой темброблок придает звуку особую «теплоту» и «музыкальность», высоко ценимую аудиофилами.

Преимущества лампового темброблока перед транзисторным

Ламповые регуляторы тембра имеют ряд преимуществ по сравнению с транзисторными аналогами:


  • Мягкое, музыкальное звучание без резкости
  • Широкий динамический диапазон
  • Низкий уровень шумов и искажений
  • Возможность работы с высоковольтными сигналами
  • Высокая перегрузочная способность
  • Простота схемотехники

Главный недостаток — необходимость высоковольтного питания для ламп. Однако для многих аудиофилов характерное ламповое звучание перевешивает этот минус.

Схема лампового темброблока на 6Э5П

Рассмотрим базовую схему лампового темброблока на лампе 6Э5П:

  • Входной сигнал подается через разделительный конденсатор на сетку первого триода
  • Регулировка низких и высоких частот осуществляется потенциометрами в цепи обратной связи
  • Второй триод используется как катодный повторитель для согласования выходного сопротивления
  • Питание анодов — около 250В, накал — 6.3В

Такая схема обеспечивает регулировку тембра в пределах ±15-20 дБ на низких и высоких частотах. Для расширения диапазона регулировки можно добавить дополнительные каскады усиления.

Особенности сборки лампового темброблока

При самостоятельной сборке лампового темброблока следует учитывать несколько важных моментов:


  • Использовать качественные радиодетали с допуском не более 5%
  • Обеспечить надежную экранировку входных цепей для снижения наводок
  • Применять короткие проводники в сигнальных цепях
  • Использовать отдельный источник накала ламп
  • Тщательно развязывать по питанию каскады усиления

Особое внимание нужно уделить монтажу высоковольтных цепей, обеспечив надежную изоляцию. Рекомендуется использовать макетную плату для отработки схемы перед окончательной сборкой.

Модификации схемы темброблока Матюшина

Популярная схема лампового темброблока Матюшина допускает различные модификации для улучшения характеристик:

  • Добавление регулировки средних частот
  • Применение отдельных каскадов для НЧ и ВЧ
  • Использование параллельного включения триодов для снижения выходного сопротивления
  • Введение дополнительной обратной связи для линеаризации АЧХ

Одна из интересных модификаций — темброблок Манакова, где применена более сложная схема коррекции АЧХ. Это позволяет получить более точную регулировку тембра.

Настройка и регулировка лампового темброблока

После сборки лампового темброблока необходимо провести его настройку:


  1. Проверить режимы работы ламп по постоянному току
  2. Измерить коэффициент усиления в среднем положении регуляторов
  3. Снять АЧХ в крайних положениях регуляторов тембра
  4. При необходимости подобрать номиналы корректирующих цепей
  5. Проверить уровень шумов и искажений на выходе

Для точной настройки потребуется измерительная аппаратура — осциллограф, генератор НЧ, измеритель нелинейных искажений. Однако, базовую настройку можно выполнить и на слух, используя музыкальный материал.

Применение лампового темброблока в аудиосистемах

Ламповый темброблок может использоваться в различных аудиоустройствах:

  • Предварительные усилители Hi-Fi систем
  • Микшерные пульты
  • Гитарные усилители
  • Студийное оборудование
  • Фонокорректоры для проигрывателей виниловых пластинок

Особенно эффективно применение лампового темброблока в чисто ламповых трактах, где он органично дополняет звучание лампового усилителя мощности. Однако, его можно использовать и в гибридных системах для придания звуку «лампового шарма».

Сравнение различных схем ламповых темброблоков

Существует множество вариантов схем ламповых темброблоков. Рассмотрим основные типы:


  • Пассивные RC-цепи с ламповым буфером
  • Активные схемы с регулировкой в цепи ООС
  • Параметрические эквалайзеры на лампах
  • Многополосные темброблоки

Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки. Пассивные схемы проще, но имеют большие потери сигнала. Активные обеспечивают усиление, но более сложны. Параметрические дают точную настройку, но требуют большего количества органов управления.

Выбор конкретной схемы зависит от требований к качеству звучания, сложности реализации и доступности компонентов. Для начинающих радиолюбителей оптимальным вариантом будет классическая двухполосная схема на одном двойном триоде.

Ключевые параметры ламповых темброблоков

При сравнении различных схем ламповых темброблоков следует обращать внимание на следующие ключевые параметры:

  • Диапазон регулировки тембра (обычно ±15-20 дБ)
  • Количество регулируемых полос (от 2 до 5-7)
  • Коэффициент гармоник (менее 0,1% для Hi-Fi)
  • Уровень шумов и помех (не более -80 дБ)
  • Максимальное входное напряжение (1-2 В для линейного входа)
  • Выходное сопротивление (желательно менее 600 Ом)

Важно также учитывать субъективное качество звучания, которое не всегда коррелирует с измеренными параметрами. Многие аудиофилы предпочитают темброблоки с мягким, музыкальным звучанием, даже если они имеют несколько худшие измеренные характеристики.


Выбор ламп для темброблока

Выбор электронных ламп играет важную роль в качестве звучания темброблока. Наиболее распространенные варианты:

  • 6Н2П / ECC83 / 12AX7 — высокий коэффициент усиления, низкий уровень шумов
  • 6Н1П / ECC88 / 6DJ8 — низкие искажения, хорошая линейность
  • 6Н23П / E88CC — улучшенная версия 6Н1П с увеличенным сроком службы
  • 6Э5П — отечественный аналог EF86, хорошо подходит для входных каскадов

При выборе ламп следует обращать внимание на их шумовые характеристики, линейность и долговечность. Для получения наилучшего результата рекомендуется экспериментировать с разными типами ламп, подбирая оптимальный вариант на слух.

Особенности конструкции корпуса для лампового темброблока

Правильно спроектированный корпус важен не только для эстетики, но и для функциональности лампового темброблока:

  • Материал корпуса должен обеспечивать хорошее экранирование (сталь, алюминий)
  • Необходимо предусмотреть вентиляционные отверстия для отвода тепла от ламп
  • Высоковольтные цепи должны быть надежно изолированы
  • Органы управления следует располагать эргономично
  • Желательно применение антивибрационных опор для снижения микрофонного эффекта

Многие аудиофилы предпочитают корпуса с открытой верхней частью, позволяющей наблюдать свечение ламп. В этом случае нужно обеспечить защиту от случайного прикосновения к нагретым баллонам ламп.



Ламповый темброблок — Страница 17 — Техподдержка для начинающих

 

 

Вот, примерно такой пассивный трёхполосный темброблок можно с уверенностью применить на любой ламповый усилитель.

 

Примерные пределы регулировки

 

+ — (18 дб) на частоту 30 Гц.

— + (18 дб) на частоте 12 кГц

+ ( 4 -7 дб) на частоте 800 — 1200 ГЦ

Входное сопротивление следующего каскада за темброблоком — желательно — от 500 кОм и более.

Входное сопротивление ( по входу самого темброблока), как можно меньше.

Частота перегиба регулировок — 800 — 1100 Гц

Номиналы резисторов и конденсаторов можно применять близкие по значению.

Пределы регулировки СЧ — можно изменить подбирая R-5, R-7.

Превратить резистор R-6, из группы ( А ), почти — в группу Б — не сложно, подключить любой постоянный резистор, примерно на 1 мОм, на средний и нижний вывод переменного резистора R — 6 ( CЧ ), и подобрать его величину (уложить диапазон регулирования), и регулировка будет более плавной. Номинал который получиться — это примерно 500 кОм вполне достаточно.( экспериментируйте !! )

Переменные резисторы линейные — ( А ), лучше ( Б ), группа ( В ) не очень подходит.

Общий провод темброблока — подключается — строго — в общую точку ( выводов) — лампы,на которую

подаётся сигнал с темброблока ( следующую за ТБ ), и имеет только одну эту «общую» точку.

На «вход» темброблока можно подавать сигнал прямо с предварительной ЛАМПЫ, без разделительного конденсатора, его роль выполняет С-1. Конденсаторы — на рабочее напряжение не менее, чем в схеме питания лампы

Вариант ТБ — моделировался программой Tone Stack Calculator.

 

Превратить резистор R-6, из группы ( А ), почти — в группу Б — не сложно, подключить любой постоянный резистор, примерно на 1 мОм, на средний и ВЕРХНИЙ вывод переменного резистора R — 6 ( CЧ ), и подобрать его величину (уложить диапазон регулирования), и регулировка будет более плавной. Номинал который получиться — это примерно 500 кОм вполне достаточно.

Изменено пользователем Гэгэн

www.hi-fi.ru

Делаем ламповый усилитель Fender deluxe 5e3 своими руками (6н2п и 6п6с)

И так после долгих мучений с JCM 800 я принял решение что мне нужен хороший и качественный усилитель. Суть в том что нужен та усилитель с чистым звуком а все джжжжиии джжжжи накручивается до него в процессорах и примочках. Так что собираем Fender deluxe модель 5e3.

Это усилитель хорошо себы зарекомендовал срежи джазовых и рон&рольных музыкантов он имеет хитрое строение входных гнезд об их применении мы ещеузнаете.

Привожу пример ролика как собирают Fender delux 5e3 из конструктора.

Схема Fender deluxe 5e3  примитивна проста.

«fender deluxe 5e3 schem» на Яндекс.Фотках

Также прикладываю layout Fender deluxe 5e3 


«Fender deluxe 5E3 layout» на Яндекс.Фотках

Весь монтаж выполнент на печатной плате, прилагаю файл с готовой печаткой взять можно программу и саму плату тут.

 

Посмотреть на Яндекс.Фотках

 Как делать печатную плету смотрим тут.

Все детали на плате 1 ват в принцепе этого достаточно. Конденсаторы на 400 вольт.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

 Возникла еще одна проблемка. Я купил новый анодный трансформатор ТА7 — собрал на нем. Вроде все работает, но гудит! Ну гудит и гудит и не че поделать не могу. В итоге поставил ТАН 10 тишина. Так что на будущее в мошьные усилители ставьте большие трансформаторы по 153 вата! И по возможности чтобы там были большие обмотки 6,3 вольта чтобы из всех в одну цепь обьединить поралельно.

 И так, работа над усилителям продолжается.

Мне приехали трансформаторы.

Поставил новые трансформаторы на шасси. Первый запуск прошол успешно. Правдо было несколько но с подключением ТАН 107



«TAN107 подключение» на Яндекс.Фотках

Так как эти трансформаторы имеют 2 комплекса обмоток, и они намотаны в противоположные стороны.

 



Посмотреть на Яндекс.Фотках

При подключении надо учитывать тот факт что в рамках одной половины мы обьединяем обмотки последовательно — начало к концу, а когда нам надо обьединить обмотки из разных половин надо обединать начало к началу (начало обмотки на принципиальной схеме трансформатора обозначается точной). Что получилось в моей ситуации, мы объединили на одной половине 80+24 (начало к концу) и на другой половине также. И поставили перемычку медже началами обмоток с обоих половин (7 и 16) и на выходе получили чуть больше чем 200 вольт. Ели перепутать фазность обмоток то могут быть неприятности, трансформатор начинает гудеть и греться.

Выходной трансформатор PP я заказывал, под характеристики лампы 6п6с (Ra-a — 5000 Ом), нагрузка 8 Ом расчитывали на давпазон 50 Гц., мастер матал на таройде, все просто прекрасно!



Посмотреть на Яндекс.Фотках

При первом запуске все отлично, собираем в оригенальной схеме.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

И тут вынужден конcтатировать факт! Мне не понравилось!



«Fender 5e3 shivelier mod» на Яндекс.Фотках

Вносим свои изменения и вот что получается. Мы делим усилок на 2 разних приампа с чистым звуком и немного драйвику с хай. гейном.



«Fender 5e3 shivelier mod» на Яндекс.Фотках

И фот после того как мы изменили оригинальную схема fender 5e3 то результат меня гораздо больше устроил!

Итак, в итоге мы оставляем только 3 лампы! между каскадом пред усилителя и фазонвертером мы ставим темброблок.

 



«Темброблок» на Яндекс.Фотках

И оставляем крутилку громкости — мастер.

На главной понели у нас будут примерно такиедырки (ой простите — технические отверстия).

 



Посмотреть на Яндекс.Фотках

И того от схемыосталосьследуюшее… 

shivelier.livejournal.com

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ С ТЕМБРОБЛОКОМ

Добрый вечер уважаемые радиолюбители! Представляю вашему вниманию схему темброблока который я собрал и успешно испытал. Схема этого предварительного усилителя с регулятором НЧ-ВЧ довольно проста и не содержит дефицитных радиоэлементов, что делает её не намного сложнее пассивного. Ниже представлен их список и краткие технические характеристики темброблока.

Схема включения ТА7630

Технические характеристики

  • Напряжение питания 8-14 В;
  • Выходное напряжения 0,05-1 В
  • Коэффициент гармоники 0,1 %
  • Уровень шума 70 dB.
  • Пределы регулировки: 
  • Громкости -80/10 dB
  • Тембр низких частот -15/14 dB  
  • Тембр высоких частот -20/14 dB
  • Баланса -20/20 dB
  • Fработы – 20-20000 Гц.

Список радиоэлементов

  • R1-R4 – 33 kOm (R1 — регулятор громкости, R2 — регулятор баланса, R3 — регулятор тембра высоких частот, R4 — регулятор тембра низких частот)
  • R5, R6 – 47 kOm
  • R7, R8 – 100 kOm
  • R9–R11 – 1.5 kOm
  • R12, R13 – 10 kOm
  • C1-C4 – 4.7 uFx10V
  • C5,C6 – 100 nF
  • C7,C8 – 10 nF
  • C9-C11 – 47 mFx16V
  • DA1 – TA7630P

Назначение выводов микросхемы ТА7630

  1. Общий
  2. Вход 1
  3. Конденсатор фильтра
  4. Конденсатор фильтра
  5. Напряжение вспомогательное
  6. Выход 2
  7. Регулировка баланса
  8. Регулировка громкости
  9. Регулировка тембра НЧ
  10. Регулировка тембра ВЧ
  11. Выход 1
  12. Питание
  13. Конденсатор фильтра
  14. Конденсатор фильтра
  15. Вход 2
  16. Выход обратной связи

После пайки желательно поверить плату на отсутствия короткого замыкания и соплей между дорожками если такого не замечено, выставляем ограничительные резисторы R5, R6 (эти сопротивления которые ограничивают максимальный ток на входе микросхемы (выводы 2,15) в средние положения и производим первый пуск схемы. Сопротивления R1-R4 тоже желательно поставить в средние положение. Правильно собранная схема работает сразу и никакие настройки не нужны. Автор материала — Владислав Ярский.

   Форум по аудио

   Обсудить статью ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ С ТЕМБРОБЛОКОМ




radioskot.ru