Не работает тахометр на ваз 2109 карбюратор. Неисправности тахометра ВАЗ 2109: причины и способы устранения

Почему не работает тахометр на ВАЗ 2109 с карбюратором. Как диагностировать неисправности тахометра. Какие основные причины поломки тахометра на ВАЗ 2109. Как самостоятельно отремонтировать или заменить тахометр на ВАЗ 2109.

Содержание

Назначение и устройство тахометра ВАЗ 2109

Тахометр на ВАЗ 2109 выполняет важную функцию — показывает текущую частоту вращения коленчатого вала двигателя. Это позволяет водителю:

  • Контролировать обороты двигателя и своевременно переключать передачи
  • Не допускать работы двигателя на критических оборотах
  • Выбирать оптимальный режим работы мотора
  • Экономить топливо за счет езды в экономичном диапазоне оборотов

В конструкцию тахометра ВАЗ 2109 входят следующие основные элементы:

  • Датчик, измеряющий обороты коленвала
  • Электронный блок обработки сигналов
  • Стрелочный или цифровой индикатор
  • Проводка для подключения

Принцип работы заключается в преобразовании импульсов от датчика в показания индикатора. При этом частота импульсов пропорциональна скорости вращения коленвала.


Признаки неисправности тахометра на ВАЗ 2109

О выходе из строя тахометра на ВАЗ 2109 с карбюратором могут свидетельствовать следующие признаки:

  • Стрелка прибора не двигается при запуске и работе двигателя
  • Хаотичные колебания стрелки, не соответствующие оборотам мотора
  • Стрелка застревает в одном положении
  • Значительные погрешности в показаниях
  • Гаснет подсветка шкалы

При обнаружении подобных симптомов рекомендуется провести диагностику и ремонт тахометра, чтобы восстановить его работоспособность.

Основные причины поломки тахометра ВАЗ 2109

Среди наиболее распространенных причин выхода из строя тахометра на ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем можно выделить:

  1. Обрыв или повреждение проводки
  2. Окисление контактов в разъемах
  3. Неисправность электронного блока
  4. Поломка датчика оборотов
  5. Механические повреждения стрелки или шкалы

Реже встречаются неисправности, связанные с катушкой зажигания или системой электропитания автомобиля. Для точного определения причины потребуется проведение диагностики.


Как проверить работоспособность тахометра ВАЗ 2109

Чтобы убедиться в исправности тахометра на ВАЗ 2109, можно выполнить следующие проверки:

  1. Запустите двигатель и проследите за движением стрелки. На холостых оборотах она должна показывать 800-900 об/мин.
  2. Плавно увеличивайте обороты двигателя. Стрелка должна подниматься пропорционально.
  3. Проверьте соответствие показаний тахометра реальным оборотам двигателя с помощью диагностического сканера.
  4. Осмотрите проводку и разъемы на предмет повреждений и окислений.
  5. Проверьте надежность подключения проводов к тахометру и датчику.

Если в ходе проверки выявлены отклонения, потребуется более детальная диагностика и ремонт тахометра.

Ремонт тахометра ВАЗ 2109 своими руками

Во многих случаях неисправность тахометра на ВАЗ 2109 можно устранить самостоятельно. Для этого потребуется:

  1. Снять приборную панель для доступа к тахометру
  2. Отсоединить разъемы и демонтировать прибор
  3. Проверить целостность проводки мультиметром
  4. Зачистить окисленные контакты
  5. При необходимости заменить датчик оборотов
  6. Устранить механические повреждения
  7. Установить и подключить тахометр обратно

Если неисправность связана с электронным блоком, может потребоваться замена всего прибора на новый. В сложных случаях рекомендуется обратиться в автосервис.


Замена тахометра на ВАЗ 2109

Если ремонт невозможен, придется полностью заменить тахометр. Порядок действий при этом следующий:

  1. Отключите аккумулятор
  2. Снимите облицовку приборной панели
  3. Открутите винты крепления тахометра
  4. Отсоедините разъемы проводки
  5. Извлеките старый прибор
  6. Установите новый тахометр
  7. Подключите проводку согласно схеме
  8. Закрепите прибор и установите облицовку
  9. Подключите аккумулятор и проверьте работу

При выборе нового тахометра убедитесь, что он подходит для ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем. Рекомендуется использовать оригинальные запчасти.

Профилактика неисправностей тахометра

Чтобы избежать поломок тахометра на ВАЗ 2109, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • Регулярно проверяйте состояние проводки и разъемов
  • Не допускайте попадания влаги на приборную панель
  • Избегайте механических воздействий на тахометр
  • Своевременно устраняйте неисправности электрооборудования
  • Используйте качественные высоковольтные провода

Соблюдение этих простых рекомендаций поможет продлить срок службы тахометра и избежать его преждевременного выхода из строя.



ВАЗ 21099 — не работает тахометр: что делать, причины неисправности

Показания различных параметров работы двигателя, отображенных на приборной панели ваз 21099, позволяют отслеживать его работу в различных эксплуатационных режимах.

Некорректная работа или выход из строя одного из таких указателей лишает водителя визуального контроля над ключевыми характеристиками мотора. Такая неисправность впоследствии может стать причиной серьезных поломок узлов и деталей двигателя.

Один из таких приборов – тахометр. Он служит для регистрации оборотов вращения коленчатого вала. Что же делать, если не работает тахометр ваз 21099?

Причины сбоя в работе тахометра ваз 21099

Перед тем как приступать к устранению представленной неисправности, важно выявить её причину. Сбои в работе тахометра могут проявляться в скачкообразных перепадах оборотов двигателя или отсутствии показаний, вне зависимости от воздействия на педаль газа при разгоне или при трогании с места. Среди наиболее распространенных причин выделяют:

  • повреждение проводки и слабый контакт в местах соединения подводных клемм;
  • выход из строя датчика скорости вращения коленчатого вала;
  • механические повреждения стрелки указателя оборотов;
  • переход на другой тип зажигания;
  • высоковольтные провода не соответствуют условиям корректной работы тахометра;
  • обрыв или отсутствие контактов предохранителя.

Нарушения в работе указателя оборотов могут быть вызваны плохим контактом токопроводящих соединений. Поэтому, первоначально следует провести визуальный осмотр всей электроцепи тахометра на предмет выявления некачественного контакта.

Практика показывает, что зачастую сбои в работе тахометра возникают по вине датчика оборотов коленчатого вала. Он играет ключевую роль в работе этого прибора, посылая ему импульсный сигнал определенной частоты. Нарушения в работе этого датчика приводят к искажениям в показаниях тахометра.

Нередко случается и так, что причина отказа тахометра кроется в механических повреждениях самого прибора. Например, вследствие заводского дефекта или стороннего механического воздействия, стрелка указателя может попросту подклинивать или задевать за корпус.

Ещё одна причина ­– переход на другой вид зажигания. В силу тех или иных обстоятельств, автовладельцы не придают значения тому, что в данном случае кардинально нарушается функционирование тахометра.

В зависимости от типа устройства, способ его подключения будет отличаться.

При замене высоковольтных проводов, необходимо учитывать значение сопротивления токопроводящей части. Даже его незначительные отклонения не самым лучшим образом скажутся на работе тахометра. Погрешность его показаний в данном случае заметно возрастет.

Чтобы исключить ещё одну причину, следует заглянуть в щиток предохранителей. Есть вероятность того, что соответствующий предохранитель попросту перегорел или же недостаточно закреплен.

Диагностика неисправностей тахометра

Диагностические меры по выявлению причин сбоев в работе тахометра в большей степени ориентированы на электрическое оборудование автомобиля. При этом необходимо учитывать ряд специфических особенностей, обусловленных различными конструктивными характеристиками двигателя.

Карбюраторный двигатель

В том случае, если не работает тахометр ваз 21099 с карбюраторным типом двигателя необходимо предпринять следующие диагностические действия:

  • проверить сопротивление высоковольтных проводов;
  • проверить проводку на наличие обрыва/неплотного соединения;
  • убедиться в наличии требуемого напряжения бортовой сети;
  • убедиться в исправности конденсатора прерывателя-распределителя.

При замене штатных бронепроводов на силиконовые аналоги могут наблюдаться перебои в работе указателя оборотов. Стрелка тахометра на ваз 21099 с карбюраторным типом двигателя в данном случае будет прыгать. Для того чтобы исключить эту версию из перечня возможных причин достаточно произвести замену проводов на ранее используемые. На данном этапе следует проверить цепь к выводу катушки зажигания и коммутатору. При возможности, можно прозвонить каждый провод на обрыв, при помощи мультиметра в режиме омметра. Важно помнить, что прежде чем приступать к вышеобозначенным действиям, машину нужно обесточить.

Источник проблемы отказа работы тахометра может иметь прямое отношение к напряжению бортовой сети автомобиля. Если напряжение не имеет стабильного значения, будут прослеживаться характерные скачки стрелки тахометра.

Такое явление может быть вызвано рядом причин. В первую очередь нужно удостовериться в том, что ремень привода генератора не провисает и не проскальзывает.

Если с ремнём всё в порядке, следует присмотреться к самому генератору. Диагностику, в данном случае, стоит начать с реле-регулятора.

Для выявления нарушений его работы, нужно проверить состояние контактных колец. Если на лицо повышенный износ, вызванный подгаром контактной части, поверхность следует зачистить наждачной бумагой. Если после этой процедуры, тахометр продолжает биться в конвульсиях, стоит проверить работоспособность самого реле. Для этого нужно воспользоваться тем же тестером в режиме вольтметра. При заведенном двигателе на холостом ходу, напряжение на выводах АКБ должно составлять 13,5 –14 В. По мере увеличения оборотов, вплоть до их среднего значения, мультиметр должен регистрировать не менее 14,2 –14,5. В противном случае, стоит вопрос о замере реле-регулятора.

При контактной схеме зажигания, нередко возникают проблемы с работой конденсатора, установленного на корпусе трамблера. Он способствует увеличению напряжения во вторичной цепи катушки зажигания. В том случае, если наблюдаются сбои в его работе, стрелка тахометра будет непрерывно дергаться.

Чтобы в его неисправности не возникало сомнений, достаточно в разрыв цепи между выводом вторичной обмотки КЗ и подводным концом конденсатора подключить лампу на 12 В. Лампа горит – конденсатор пробит. Лампа не светит – конденсатор в порядке. Стоит сказать, что при пробитом конденсаторе, двигатель попросту не заведется по причине недостаточного напряжения, необходимого для воспламенения горючей смеси. Так что представленная причина может быть вызвана лишь кратковременными сбоями в его работе. Тем не менее если они дают о себе знать, его нужно заменить.

Инжекторный двигатель

В случае если не работает тахометр ваз 21099 с инжекторным двигателем нужно, прежде всего, обратить внимание на состояние датчика оборотов коленчатого вала. Среди сопутствующих факторов неисправности ДПКВ выделяют:

  • перебои в работе двигателя на холостом ходу;
  • остановка двигателя при движении;
  • проявление признаков детонации под нагрузкой.

Диагностика датчика производится после его демонтажа. На этом этапе важно запомнить его фиксированное положение.  После визуального осмотра, его нужно очистить от частиц грязи при помощи ветоши, смоченной в бензине. После этого, при помощи омметра производится замер сопротивления, вмонтированной в датчик катушки. Рабочее его значение составляет 560 – 750 Ом. Отклонение от заданного параметра говорит о его неисправности.

Способы диагностики, связанные с выявлением нарушений целостности проводки и сбоев в работе генератора применимы как для инжекторной, так и для карбюраторной версии ваз 21099.

Неисправности в инжекторных двигателях целесообразно отслеживать, руководствуясь кодами ошибок на панели приборов. Такие диагностические указатели помогут обнаружить нарушения в работе конкретного узла, влияющего на показания тахометра.

Устранение неисправностей тахометра

Для того чтобы восстановить работоспособность тахометра ваз 21099 в каждом конкретном случае, вовсе не обязательно обращаться к помощи профессиональных автомехаников. Всё, что от Вас потребуется на данном этапе: минимум инструмента и воля к победе.

Итак, стрелка тахометра ваз 21099 дергается. Диагностика показала – неисправен блок реле регулятора. Его замена производится следующим образом:

  • отключается масса автомобиля;
  • разъединяется колодка проводов в задней крышке генератора;
  • снимается защитный колпачок вместе с питающим выводом;
  • откручивает реле регулятор.

Последовательность монтажа исправного регулятора напряжения производится в обратном порядке.

Как устранить неполадки указателя оборотов, вызванные заменой высоковольтных проводов? Для этого необходимо несколько дополнить схему подключения тахометра. А именно, на плату комбинации приборов нужно подсоединить конденсатор емкостью не более 900 пФ. Он поможет уменьшить номинальное сопротивление внешнего резистора, и существенно улучшит работу тахометра.

Стоит отметить, что такой способ применим, только когда не работает тахометр у инжекторной модели ваз 21099, но никак не у карбюраторной модификации, отличительным признаком которой является высокая приборная панель.

Если же в силу каких-либо обстоятельств тахометр нуждается в замене, при его демонтаже необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

  • обесточить двигатель;
  • снять левый сегмент торпеды;
  • демонтировать защитное стекло, равномерно отжимая его от поверхности щитка;
  • снять декоративную планку;
  • открутить провода от клемм прибора;
  • отвернуть винты крепления тахометра.

Во время демонтажа тахометра, не следует забывать об осторожности. В данном случае важно не нарушить целостность остальных измерительных приборов: спидометра, указателей топлива и температуры.

Бытует мнение, что неисправный тахометр не должен вызывать повода для беспокойства и, такой «пустяк» никаким образом не скажется на эксплуатации автомобиля. Всё же не следует придерживаться такой позиции, ведь некорректные показания этого прибора могут быть следствием поломки куда более значимых узлов Вашего автомобиля.

Почему не работает тахометр на ВАЗ 2109 с высокой панелью (карбюратор), как установить?

02. 03.2023