Каковы основные технические характеристики усилителя Одиссей-001. Какие недостатки были в оригинальной схеме. Как можно модернизировать и улучшить звучание этого советского усилителя. Какие компоненты стоит заменить для повышения качества звука.
Технические характеристики усилителя Одиссей-001
Усилитель Одиссей-001 был популярным советским Hi-Fi устройством, выпускавшимся в 1980-х годах. Вот его основные технические параметры:
- Номинальная выходная мощность: 50 Вт на канал при нагрузке 8 Ом
- Максимальная выходная мощность: около 70 Вт на канал
- Частотный диапазон: 18-25000 Гц (при неравномерности ±0,7 дБ)
- Коэффициент гармонических искажений: 0,05%
- Коэффициент интермодуляционных искажений: 0,07%
- Отношение сигнал/шум: 83 дБ
Как видим, на бумаге характеристики выглядели весьма неплохо для своего времени. Однако на практике качество звучания оставляло желать лучшего из-за ряда конструктивных недостатков.
Основные недостатки оригинальной схемы Одиссей-001
При детальном анализе схемотехники Одиссей-001 выявляется ряд проблемных мест:
- Неудачная структурная схема, из-за которой шум предварительного усилителя постоянно присутствует в колонках
- Сложная топология общего провода, затрудняющая подавление фоновых помех
- Неоптимальные схемные решения в предварительном усилителе и усилителе мощности
- Избыточное количество компенсирующих конденсаторов в усилителе мощности
- Нерациональные режимы работы некоторых каскадов
Все эти недостатки приводили к повышенным искажениям и шумам, ухудшая субъективное качество звучания усилителя.
Модернизация блока питания Одиссей-001
Блок питания — важнейший узел любого усилителя. Для улучшения его работы в Одиссей-001 рекомендуется:
- Удалить конденсаторы С3 и С4, дублирующие функции С1 и С2
- Выпаять резисторы R2-R5 после завершения всех работ внутри корпуса
- При необходимости скорректировать выходное напряжение стабилизатора резисторами R23 и R26
- Рассмотреть возможность повышения выходного напряжения стабилизатора до ±40В для увеличения импульсной мощности
Эти изменения позволят снизить уровень фоновых помех и повысить динамику звучания усилителя.
Доработка предварительного усилителя Одиссей-001
Предварительный усилитель требует наиболее серьезной переработки:
- Перенести конденсаторы С1 и С2 на плату регулятора громкости для устранения наводок
- Удалить ненужную высокочастотную коррекцию (R1, R2, C3, C4)
- Оптимизировать схему тонкомпенсации, увеличив C7 и C8 до 0,33 мкФ
- Упростить каскад «Баланс АЧХ», удалив лишние элементы
- Доработать темброблок, оптимизировав режимы работы транзисторов
Эти изменения позволят значительно улучшить линейность и снизить уровень искажений в предварительном усилителе.
Модернизация усилителя мощности Одиссей-001
Усилитель мощности также нуждается в серьезной доработке:
- Перейти от инвертирующего включения к традиционному неинвертирующему
- Оптимизировать режим работы входного каскада, добавив резистор в коллекторную цепь
- Упростить раскачивающий каскад, удалив лишние элементы
- Оптимизировать токи покоя в выходном каскаде
- Удалить большинство компенсирующих конденсаторов
- Скорректировать цепи смещения для обеспечения оптимального тока покоя
Такая модернизация позволит значительно улучшить линейность усилителя мощности и снизить уровень искажений.
Настройка и финальные доработки Одиссей-001
После проведения всех модификаций необходимо выполнить точную настройку усилителя:
- Установить ток покоя выходного каскада на уровне около 60 мА
- При необходимости скорректировать коэффициент усиления
- Оптимизировать работу выходного реле для снижения его нагрева
- Доработать схему заземления для минимизации фоновых помех
Правильная настройка критически важна для получения максимального качества звучания после модернизации.
Результаты модернизации усилителя Одиссей-001
После проведения описанных доработок качество звучания Одиссей-001 кардинально улучшается:
- Значительно снижается уровень искажений и шумов
- Улучшается детальность и прозрачность звучания
- Расширяется динамический диапазон
- Звук становится более чистым, мягким и комфортным
- Улучшается стабильность работы усилителя
В результате модернизированный Одиссей-001 по качеству звучания приближается к современным Hi-Fi усилителям среднего класса.
Стоит ли браться за модернизацию Одиссей-001?
Модернизация Одиссей-001 — достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий хороших знаний и навыков в области схемотехники усилителей. Стоит ли за нее браться?
Плюсы модернизации:
- Значительное улучшение качества звучания
- Интересный опыт для радиолюбителя
- Возможность получить хороший усилитель за относительно небольшие деньги
Минусы:
- Большие затраты времени и сил
- Риск повредить устройство при неаккуратной работе
- Необходимость иметь измерительное оборудование для настройки
В целом, модернизация Одиссей-001 может быть интересным проектом для увлеченного радиолюбителя. Однако для большинства пользователей проще и надежнее приобрести современный усилитель.
Усилитель одиссей 001 характеристики — Информационная База
Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?
Поиск данных по Вашему запросу:
Схемы, справочники, даташиты:
Прайс-листы, цены:
Обсуждения, статьи, мануалы:
Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.
Пожалуй, основную роль в решении этого вопроса сыграет выбор усилителя.
Функция
Усилитель отвечает за качество и мощь воспроизведения звука. При этом при покупке стоит обратить внимание на следующие обозначения, знаменующие внедрение высоких технологий в производство аудио — аппаратуры:
- Hi-fi. Обеспечивает максимальную чистоту и точность звука, освобождая его от посторонних шумов и искажений.
- Hi-end. Выбор перфекциониста, готового немало заплатить за удовольствие различать мельчайшие нюансы любимых музыкальных композиций. Нередко к этой категории относят аппаратуру ручной сборки.
Технические характеристики, на которые следует обратить внимание:
- Входная и выходная мощность. Решающее значение имеет номинальный показатель выходной мощности, т.к. краевые значения часто недостоверны.
- Частотный диапазон. Варьируется от 20 до 20000 Гц.
- Коэффициент нелинейных искажений. Здесь все просто — чем меньше, тем лучше. Идеальное значение, согласно мнению экспертов — 0,1%.
Соотношение сигнала и шума. Современная техника предполагает значение этого показателя свыше 100 дБ, что сводит к минимуму посторонние шумы при прослушивании.- Демпинг-фактор. Отражает выходное сопротивление усилителя в его соотношении с номинальным сопротивлением нагрузки. Иными словами, достаточный показатель демпинг-фактора (более 100) уменьшает возникновение ненужных вибраций аппаратуры и т.п.
Следует помнить: изготовление качественных усилителей — трудоемкий и высокотехнологичный процесс, соответственно, слишком низкая цена при достойных характеристиках должна Вас насторожить.
Классификация
Чтобы разобраться во всем многообразии предложений рынка, необходимо различать продукт по различным критериям. Усилители можно классифицировать:
- По мощности. Предварительный — своеобразное промежуточное звено между источником звука и конечным усилителем мощности. Усилитель мощности, в свою очередь, отвечает за силу и громкость сигнала на выходе. Вместе они образуют полный усилитель.
Важно: первичное преобразование и обработка сигнала происходит именно в предварительных усилителях.
- По элементной базе различают ламповые, транзисторные и интегральные УМ. Последние возникли с целью объединить достоинства и минимизировать недостатки первых двух, например, качество звука ламповых усилителей и компактность транзисторных.
- По режиму работы усилители подразделяются на классы. Основные классы — А, В, АВ. Если усилители класса А используют много энергии, но выдают высококачественный звук, класса B с точностью до наоборот, класс AB представляется оптимальным выбором, представляя собой компромиссное соотношение качества сигнала и достаточно высокого КПД. Также различают классы C, D, H и G, возникшие с применением цифровых технологий. Также различают однотактные и двухтактные режимы работы выходного каскада.
- По количеству каналов усилители могут быть одно-, двух- и многоканальными. Последние активно применяются в домашних кинотеатрах для формирования объемности и реалистичности звука. Чаще всего встречаются двухканальные соответственно для правой и левой аудиосистем.
Внимание: изучение технических составляющих покупки, конечно, необходимо, но зачастую решающим фактором является элементарное прослушивание аппаратуры по принципу звучит-не звучит.
Применение
Выбор усилителя в большей степени обоснован целями, для которых он приобретается. Перечислим основные сферы использования усилителей звуковой частоты:
- В составе домашнего аудиокомплекса. Очевидно, что лучшим выбором является ламповый двухканальный однотакт в классе А, также оптимальный выбор может составить трехканальный класса АВ, где один канал определен для сабвуфера, с функцией Hi — fi.
- Для акустической системы в автомобиле. Наиболее популярны четырехканальные усилители АВ или D класса, в соответствии с финансовыми возможностями покупателя. В автомобилях также востребована функция кроссовер для плавной регулировки частот, позволяющей по мере необходимости срезать частоты в высоком или низком диапазоне.
- В концертной аппаратуре. К качеству и возможностям профессиональной аппаратуры обоснованно предъявляются более высокие требования в силу большого пространства распространения звуковых сигналов, а также высокой потребности в интенсивности и длительности использования. Таким образом, рекомендуется приобретение усилителя классом не ниже D, способного работать почти на пределе своей мощности (70-80% от заявленной), желательно в корпусе из высокотехнологичных материалов, защищающем от негативных погодных условий и механических воздействий.
- В студийной аппаратуре. Все вышеизложенное справедливо и для студийной аппаратуры. Можно добавить о наибольшем диапазоне воспроизведения частот — от 10 Гц до 100 кГц в сравнении с таковым от 20 Гц до 20 кГц в бытовом усилителе. Примечательна также возможность раздельной регулировки громкости на различных каналах.
Таким образом, чтобы долгое время наслаждаться чистым и качественным звуком, целесообразно заранее изучить все многообразие предложений и подобрать вариант аудио аппаратуры, максимально отвечающий Вашим запросам.
Модернизация усилителя Одиссей 010
Модернизация усилителя одиссей 010
Начитавшись статей в интернете типа: замени провода и сиди слушай и наслаждайся, или вот ещё перл достойный внимания «недавно поменял в своём Одиссее силовые диоды КД203Д на Шотки 30СPQ100…. Блиннн такой разницы не ожидал НЧ просто преобразились из неуверенных плюхающих низов они стали Собранные, МОЩНЫЕ так что аж грудью их ощущаешь и перегрузка субъективно начинает мигать намного позже чем с советскими диодами. Просто класс». Инженеры просто сломали голову как низкие частоты воспроизвести правильно, а оказывается всё просто поменяй диоды набери пива и пусть в груди долбит пока не продолбит. Мне, например не понятно, откуда появятся низа, если поменять диоды, так как после диодов стоят ещё электролиты 15000 мкФ, стабилизатор, и потом только УНЧ который усиливает эти самые низкие частоты, от которого на 90% зависит количество низких частот, а также их качество.
Знакомый принёс на модернизацию свой усилитель Одиссей ко мне с распечаткой, что нужно сделать.
1.Заменить все электролиты.
2.Поменять выходные разъёмы для подключения АС.
3.Отключить кнопки -10дБ, -20дБ, моно, реверс, Фильтр ИНЧ.
4.Заменить разъём на наушники на джек.
5.Отключить все селектора входов и записи, оставить только один линейный вход.
Включил усилитель в сеть, проверил его, конечно низких частот нет, идут пульсации по питанию, усилитель живёт своей жизнью, хочет работает, хочет возбуждается. Проверять параметры смысла нет.
Выпаял все электролиты, проверил на работоспособность. Из 30 конденсаторов 9 оказались либо высохли либо в обрыве.
Заменил все как и договаривались.
Менять выходные разъёмы для подключения АС хоть не очень красивые но из меди, на модные из аудиофильского железа просто смысла не вижу, а покупать по цене усилителя как-то нецелесообразно. Короче отговорил.
Отключил не нужные кнопки.
Заменил разъём для подключения наушников.
Отключил все селектора входов и записи, линейный вход подключил на плату темброблока.
Включил усилитель прогрел его в течении 20минут, выставил напряжения питания УНЧ +- 37 В, следующая регулировка тока покоя УНЧ в обоих каналах выставил по 20 мА.
Отрегулировал напряжение на выходе УНЧ, в одном канале 10мВ в другом 20мВ норма 50мВ.
Проверил выходную мощность до ограничения на нагрузке 8 Ом в одном канале получил 23,8 В, в другом 23,5 В. Положено 20 В на нагрузке 8 Ом это 50 Вт.
Отрегулировал защиту, и индикаторы перегрузки УНЧ.
Пришлось заменить пару транзисторов из-за которых возбуждался один канал УНЧ.
На этом можно сказать и всё. Усилитель модернизирован незначительно, а скорее приведен в порядок и настроен.
Усилитель показал основные технические характеристики
Номинальная выходная мощность на 8 Ом | 50 Вт на канал |
Максимальная выходная мощность на 8 Ом | 70 и 69 Вт |
Частотный диапазон при неравномерности +- 0,7дБ | 18-25000Гц |
Коэффициент гармоник | 0,05% |
Коэффициент интермодуляционных искажений | 0,07% |
Отношение сигнал/шум без фильтра (реальный) | 83дБ |
Прослушивание показало усилитель звучит неплохо но не дотягивает до высшего класса звучания. Во первых при кажущемся большом количестве высоких и низких частот они не разборчивы и сильно долбят при добавлении их уровня. Бас гитара и бас барабан трудно различимы, я уже не говорю про контрабас который просто гудел на одной ноте. Во вторых высокие частоты сильно ц-ц-цыкали и с-с-сыкали. Многие любят такой звук и считают качественным.
Сравнения проводили так сказать в лоб переключая только усилители, на модернизированных мной 35АС с усилителем Radiotehnika У-101, Одиссей У-010 и источник CD Technics SL-PG 470A.
Измерения основных технических параметров усилителя Одиссей У 010
- < Назад
Комментарии
-1 Павел Рассказов 26.07.2017 16:11 Спасибо,но я похоже уже разобрался,хоть и немного.
Цитировать
0 master 26.07.2017 11:57 Моё почтение. Телефон на сайте в верху странице звони.
Цитировать
0 Павел Рассказов 29.05.2017 15:57 Можно с вами связаться? у меня такой же усилитель1Есть вопросы по смене конденсаторов у меня?????
Цитировать
-4 Алекс 22.05.2014 18:42 из советских полных усилителей нравился бриг-001, а одисей -010 не очень!
Цитировать
Обновить список комментариев RSS лента комментариев этой записи
Добавить комментарий
Доработка усилителя «Одиссей-У-010»
Как-то на форуме прозвучал вопрос: Что лучше: «БРИГ-У-001» или «Одиссей-У-010»? Я влез в дискуссию со своим мнением, что Бриг легко и быстро доводится до ума, а с Одиссеем надо повозиться, да ещё с неопределённым результатом. От дальнейшей дискуссии оппоненты отказались, посчитав моё мнение недостойным обсуждения.»
Про Бриг я написал статейку, которую до сих пор всё читают. И вот с оказией пришёл ко мне и «Одиссей». Появилась возможность сравнить. Два месяца я упорно препарировал это чудо советской техники украинского производства, определяя причины его невнятного звучания. Результаты оказались неутешительными:
- Структурная схема выбрана неудачно. Как следствие шум предварительного усилителя постоянно сидит в колонках, независимо от положения регулятора громкости.
- Топология общего провода исполнена очень витиевато, и подавить ззз-удение в колонках до конца не удаётся.
- Технические, монтажные и схемные решения УП и УМ напичканы «изюминками» разработчиков, целесообразность которых не подтверждена измерениями и практикой.
В итоге доработка усилителя оказалась очень «кровавой», посему этот материал не для слабонервных, привыкших только менять электролиты да утолщать провода.
Все изменения схемы отражены в этом файле [.djvu] на гугл.диске. Удаления в схеме показаны синим цветом, а вновь введенные и изменённые элементы показаны красным цветом.
Попытаюсь объяснить причины проведения предлагаемых изменений.
Блок питания А4 (БП)
Конденсаторы С3 и С4, приляпанные навесным монтажом, призваны подавлять ВЧ помеху из сети. Но одновременно они вмешиваются в переходные процессы диодного моста VD2-VD5, увеличивая уровень ззз-удения в АС при отсутствии сигнала. Поскольку по сети уже стоят С1 и С2, выполняющие те же функции, то указанные С3 и С4 вполне можно удалить. Резисторы R2-R5 – печки, призванные быстро разряжать С5 и С6 при выключении питания. Чистая техника безопасности. После проведения всех работ внутри корпуса, перед установкой кожуха можно их выпаять, чтобы не терять впустую 5 Вт мощности трансформатора. Правда светодиод VD1 индикации сети очень долго гаснет. Если раздражает, то можно его переподключить к выходу стабилизатора. Затем замеряем выходные напряжения мощного стабилизатора и (при необходимости) резисторами R23, R26 выставляем исходные ±37В. После всех доработок я поднял выходное напряжение стабилизатора до ±40В и получил прибавку в импульсной мощности, а также более прохладные радиаторы стабилизатора. Но это по вкусу.
Усилитель предварительный А3 (УП)
Входные цепи. Прямоугольный сигнал, поданный на вход УП, уже на входе в DA1 и DA2 обогатился выбросами фронтов амплитудой больше самого сигнала при небольших углах поворота регулятора громкости (РГ). При увеличении угла поворота РГ амплитуда выбросов уменьшалась. Долго я не мог понять причину этого явления. Наконец дошло: коммутация С1 и С2 осуществляется секцией SA1.1, расположенной на плате УП, и полный сигнал от источника должен бегать по дорожкам печатной платы туда и обратно. А рядом с ними проходят дорожки сигнала с движка РГ с гораздо меньшей амплитудой сигнала и высоким выходным сопротивлением. В итоге имеем условия для емкостной наводки с проводника с полным сигналом на параллельно идущий проводник с движка РГ. Чтобы избавиться от такого соседства, пришлось отказаться от коммутации конденсаторов С1 и С2 и перенести их на плату РГ, а проводники к SA1.1 на плате УП заземлить. Выбросы почти исчезли. А после удаления R4 и R7 они исчезли совсем.
Тонкомпенсация. На современном уровне аудиотехники коррекция по ВЧ не требуется, поэтому R1, R2, C3 иC4 сразу в помойку. А коррекция по НЧ потребовала осмысления. ГОСТ рекомендует делать отводы для тонкомпенсации на уровнях 5-7% (нижний) и 25-40% (верхний) от общего сопротивления РГ. Если используется только один отвод, то рекомендуется использовать верхний. В данном же случае используется один нижний отвод, хотя имелись все возможности для подключения к верхнему. Причём конденсаторы С7 и С8 соответствуют верхнему отводу, а резисторы R5 и R6 – нижнему. Разумного объяснения этой мешанине (кроме незнания предмета) я не нашёл. Чтобы как-то исправить ситуацию, пришлось увеличить ёмкость С7 и С8 до 0,33 мкФ.
Каскад «Баланс АЧХ». В общем-то бесполезный каскад. Хотелось бы его удалить, но регулятор на передней панели не пускает. Пришлось чуть причесать его и сохранить как безобидный. Я подозреваю, что этот каскад был самым крупным «изюмом» всей разработки, и возможно на него даже было получено «Авторское свидетельство». Анализ схемотехники каскада показал, что конденсаторы С21, С22, С27 и С28 ничего не разделяют и могут быть закорочены, а конденсаторы С29 и С30 провоцируют выбросы на фронтах прямоугольного сигнала и могут быть удалены.
Каскад «Темброблок». Это «чудо» схемотехники напрягает своей нетрадиционностью. Пока разобрался в RC-цепочках, определяющих АЧХ блока в крайних положениях регуляторов, все мозги сломал. Но нашёл, что конденсаторы С39, С45 (С40, С46) слишком рано начинают коррекцию по ВЧ и желательно их уменьшить до 0,047 мкФ, а для полной балансировки моста надо R49 и R50 изменить на 390 Ом. Дальнейший анализ схемотехники этого каскада показал, что неоправданно велик ток выходных повторителей (2х15 мА) на VT1-VT4, что ведёт к перегреву резисторов R64 и R65 параметрических стабилизаторов на VD5 и VD6. Пришлось увеличить R52 и R53 до 120 Ом, а R64 и R65 до 820 Ом. Далее, конденсаторы С49 и С50 ничего не разделяют, а режим каскада хорошо держат С37 и С38. Следовательно С49 и С50 вполне можно закоротить. Ну и увеличение С43 и С44 до 12 пФ в цепи компенсации микросхем DA3 и DA4 позволило чуть уменьшить их шумы и повысить устойчивость.
Ну вот, после нескольких косметических операций, предварительный усилитель, так часто поносимый на аудиофорумах, стал легко усиливать и обрабатывать поступающий в него сигнал, не обогащая его продуктами своей жизнедеятельности. И это несмотря на тяжеловесную структуру и множество неоптимальных технических решений. Чего стоит сама согнутая пополам конструкция на 50 с лишним проволочках и вручную собираемые регуляторы все разных номиналов? Это же издевательство над серийным производством и полное пренебрежение ремонтопригодностью. Но к нашему делу это не относится. Просто ворчанье профессионала. Что ж, едем дальше, к новым «чудесам» схемотехники.
Усилитель мощности А5 (УМ)
Обычно УМ проектируют как операционный усилитель (ОУ) в неинвертирующем включении, а инвертирующее включение используют при реализации мостовой схемы на двух УМ. Что заставило разработчиков пойти на нетрадиционное инвертирующее включение УМ? В чём его преимущества в данных условиях? Чёткого ответа сразу я не нашёл. Но когда обнаружил, что сигнал на плату А1 перегрузки снимается с базы входного транзистора УМ (VT1 или VT2), где его величина составляет всего несколько микровольт, затем отчаянно усиливается в тысячи раз каскадами на VT6-VT8 и VT7-VT9 без обратной связи, закралось подозрение в авральном спасении какой-то сложной ситуации. Ведь более неразумное решение трудно себе представить, так как достаточно было сдвинуться на один резистор (R9 или R10) и получить нормальный уровень сигнала для платы перегрузки. Подозрение стало крепнуть при дальнейшем анализе принятых схемотехнических решений в УМ. Стало понятно, что в погоне за предельно малыми цифрами искажений был введён дополнительный усилительный каскад на VT8 (VT11), который поворачивал фазу сигнала на 180º, что превращало традиционную схему усилителя в генератор. Ради сохранения этого каскада и пришлось изменить схему включения усилителя на инвертирующую. А для обеспечения устойчивости получившегося УМ, он был облеплен компенсирующими конденсаторами (8 штук на канал). По-моему – это перебор, а принятое решение ошибочно. В итоге было принято решение вернуть УМ к традиционному неинвертирующему включению и почистить каскады от паразитных элементов.
Переход к неинвертирующему включению:
- Входные цепи. Удаляем С11, С12. Изымаем R11, R12 и подпаиваем их параллельно С5 и С6 со стороны печати. Закорачиваем R9, R10.
- Цепи обратной связи. Удаляем С13, С14, R31, R32, C19, C20. Бросаем перемычки от резисторов R48 и R49 к базам транзисторов VT9 и VT10 соответственно. Заменяем С3 и С4 на неполярные 22 мкФ.
- Дополнительный каскад. Удаляем VT8 и VT11, замыкаем оставшиеся контакты К-Э. Отрезаем связь коллектора VT9 с С52 и коллектора VT10 с С53 соответственно. Бросаем перемычку с базы удалённого VT8 на базу VT15 и соответственно с базы удалённого VT11 на базу VT20.
Всё. Перестроились. Монтаж легко ложится на печатную плату. Сразу же надо уменьшить усиление в каскадах VT6-VT8 и VT7-VT9 на плате А1 перегрузки путём удаления электролитов С8 и С9 и изменения R32 до 82 кОм, а R34 до 100 кОм. Иначе при включении почти сразу загорится перегрузка и аварийно отключится выходное реле.
Ну вот, мы вышли на уровень среднестатистического серийного усилителя 80-х годов. Я бы порекомендовал здесь приостановиться и с недельку послушать его на любимой акустике в спокойной обстановке. Кому-то этого уровня будет достаточно, ведь с помощью ручек «улучшайзеров» на передней панели можно получить вполне комфортное звучание. Но если хочется получить комфортное звучание при линейной АЧХ (как это принято в Hi-End), то надо идти дальше. Каким путём идти – каждый решает сам. Мне нравится мой путь. Если у вас есть свой путь, то идите, идите и идите по нему. Когда дойдёте до намеченной точки, то клавиатуру в руки, и поведайте нам об узловых этапах пройденного пути.
А пока я поведаю об этапах своего пути доработки этого усилителя. Итак, начнём.
Входной каскад. Как и в УНЧ-50-8 усилителя «Радиотехника У-101», для кардинального повышения качества звука необходимо изменить режим работы транзистора VT1 (VT2), для чего в его коллектор врезаем резистор R121 (R122) величиной 18 кОм. Одновременно введение этого резистора значительно повышает устойчивость усилителя и позволяет удалить почти все компенсирующие конденсаторы, которыми облеплен УМ в исходном виде. В УНЧ-50-8 мне удалось удалить все компенсирующие конденсаторы в цепях ООС, что поставило в тупик многих экспертов, и моя статья тогда была обозвана как «малограмотная». Но критерий истины – практика, а она подтвердила корректность предложенного мной решения многократно.
Раскачивающий каскад. Состоит из каскодного усилителя на VT15, VT16 (VT19, VT20) и источника тока на VT17 (VT18). Всё бы ничего. Имеет право на существование. Но на максимальных амплитудах опять вылезли выбросы на фронтах прямоугольного сигнала. Оказалось, что реально на плате вместо VD32+VD33+VD34 (VD39+VD40+VD41) стоят резисторы, зашунтированные электролитами, а вместо R115 (R116) стоят диоды VD7 (VD16). Копнул дальше. В источнике тока вместо VD35+VD36 (VD37+VD38) стоит токовое зеркало на VT13 (VT14), опять же зашунтированное электролитом. Такое скопление электролитов вкупе с несоответствием печати схеме стало сильно меня раздражать, и я разнёс всю эту конструкцию «вдребезги и пополам». Восстановил резисторы R115 (R116), но уже в номинале 33 Ом. Собрался заменить VT15 (VT20) на КТ502Е, но заводские товарищи меня опередили. Выкинул VT16 (VT19), а контакты К-Е в печати закоротил перемычкой. Удалил всю цепь опорного напряжения R34+VD32+VD33+VD34 (R37+VD39+VD40+VD41), вернее всё, что там стояло вместо нарисованного на схеме. Удалил всю цепь опорного напряжения источника тока R35+VD35+VD36 (R36+VD37+VD38), вернее того, что там понаставили, и запитал базу VT17 от базы VT5 через резистор R123 номиналом 200 Ом, а базу VT18 соответственно от базы VT6 через резистор R124. Ну вот, выбросы почти пропали. Окончательно они пропали после удаления всех компенсирующих конденсаторов в выходном каскаде.
Выходной каскад. Обычно это двух или трёхступенчатый каскад с общим коллектором (ОК), собранный по двухтактной схеме. Здесь же мы имеем четыре ступени с переворотом фазы посередине, да ещё и с усилением по напряжению. Круто замешано, но не без пользы, как оказалось. Каскад обладает большой термостабильностью и не требует теплового контакта цепи начального смещения VD8-VD11 (VD12-VD15) с радиатором для выходных транзисторов, тогда как для других схемных решений выходного каскада такой контакт жизненно необходим. Это хорошо конечно, но зачем нужно было усиливать сигнал в 13 раз транзистором VT29 (VT30), затем резистором R71 (R72) ослаблять его, когда достаточно было усилить сигнал в 3 раза и целиком передать дальше? Далее, почему ток через первую ступень VT25-VT26 (VT27-VT28) заложили 3 мА, а через вторую ступень VT29-VT30 (VT31-VT32) – всего 1 мА? По-моему должно быть наоборот, т. е. ток по ступеням должен возрастать. Я так и сделал. Увеличил R53 (R54) до 2,7 кОм, уменьшил R63, R66 (R67, R70) до 330 Ом, закоротил R71, R72 (R73, R74). Соответственно удалил все конденсаторы вокруг этих резисторов С29-С32, С33, С34, С50, С51. Также удалил С21, С22, С24, С27. А вот закоротить R43, R51 (R52, R46) не удалось из-за возрастания искажений. Причину пока найти не смог, отступился. Для запаса по устойчивости увеличил С23 (С28) до 120 пФ.
Настройка. При первом включении обнаружилась нехватка тока холостого хода (ток ХХ) по падению напряжения на R79, R80 (R81, R82). Пришлось ввести дополнительно цепям начального смещения VD8-VD11 (VD12-VD15) ещё германиевые диоды Д18. Лет 50 наверно пролежали в хламе, дождались своего часа. Ток ХХ стал нормально регулироваться резистором R39 (R42). Выставил 60 мВ, что соответствует току около 60 мА. Также понадобилось поднять коэффициент усиления УМ, для чего резисторы R11, R12, R48, R49 были увеличены до 39 кОм.
Ну вот почти всё. При настройке обнаружилось, что сильно греется выходное реле К1 или К2, в зависимости от положения переключателя SA2. Оказалось, что напряжение на обмотку реле подаётся с плавным возрастанием, поэтому обмотка находится постоянно под пусковым током, что и вызывает повышенный нагрев. Нужно было организовать скачок тока, для чего вместо резистора R107 был установлен стабилитрон Д814А, а в проводник, подводящий напряжение +37 В к переключателю SA2 был врезан резистор R6 сопротивлением 470 Ом и мощностью 1-2 Вт. В результате и реле резко срабатывает, и ток через него течёт небольшой, и корпус его не нагревается.
И напоследок про связь общего провода с корпусом. Исходно используются две точки корпусения: на входных разъёмах и в точке связи передней панели с шасси, куда подводится проводник с общего провода на входе в УМ. В итоге ззз-удит левый канал. Попытка убрать одну из точек корпусения приводит к ззз-удению в правом канале. Прыгал, прыгал вокруг, устраивал пляски с бубнами, ничего не помогает. Так и пришлось врезать в упомянутый проводник с общего провода резистор сопротивлением 1 Ом и таким образом снизить добротность петли по земле. После этого ззз-удящая помеха сгладилась в обоих каналах и стала практически незаметной. На этом и успокоился.
Вот теперь кажется всё. Может чего и упустил, так пусть дотошные товарищи дополнят. Не буду утомлять описанием измерений выходной мощности, искажений, АЧХ и т.д. Всё как обычно. Никаких чудес. Можно собирать, и начинать испытания на прочность акустики, стен, пола и нервов соседей. А поскольку звук усилителя значительно очистился и смягчился, стал комфортным при линейной АЧХ, то перечисленные испытания могут затянуться на довольно длительное время.
Подведём итоги. Качество звучания усилителя значительно поднялось. Звук не утомляет. Хочется слушать и слушать. При этом я не менял транзисторы на импортные супер аналоги, не трогал провода в жгутах, не менял все подряд электролиты на современные скоростные, не менял разъёмы. Просто почистил каскады от мусора, исправил монтаж на печатной плате, оптимизировал неудачные схемные решения. По пути удалил из усилителя 12 электролитов (не заменил, а выкинул за ненадобностью), убрал 6 транзисторов, выкинул 20 керамических и 4 плёночных конденсатора, удалил 10 резисторов, изменил номиналы 10 конденсаторов и 12 резисторов, вставил 4 новых резистора и 2 новых диода. Кроваво конечно получилось, но что делать – слишком много неразумных решений оказалось под крышкой этого 10-килограммового монстра.
Сей трактат составлен 26.04.2013
Автор: Николай Васильевич (Nivaga)
Odyssey воплощает науку в жизнь в новых клюшках RSX | Оборудование для гольфа: клюшки, мячи, сумки
Оборудование
21 июня 2016 г.
Легко, особенно когда речь идет о разработке паттеров, иногда более искусством, чем наукой, поверить, что звук — это нечто эфемерное и, за неимением лучшего слова, не- инженерный. Это то, к чему вы можете прийти, но не то, что вы организуете.
Неправильно. Команда Odyssey применила решительный научный подход к достижению правильного звука с помощью своей последней серии фрезерованных клюшек, новой коллекции Milled Collection RSX.
По словам главного дизайнера Odyssey Ости Роллинсон, звук, который они искали, был основан на успешной модели клюшки, первоначально представленной Odyssey в Японии в 2008 году, Tour Authentic Prototype #1. Задача заключалась в том, чтобы уловить немного более высокий звук этой монолитной фрезерованной конструкции с цельной поверхностью в клюшке с фрезерованной вставкой, состоящей из двух частей. Оригинал был фрезерован из цельной заготовки из нержавеющей стали 303, а новый RSX фрезерован из углеродистой стали 1025 с лицевой вставкой из нержавеющей стали 17-4.
«Мы обратились к нашим специалистам по компьютерному моделированию, чтобы провести некоторый анализ методом конечных элементов, взяли эту старую модель и посмотрели, как она вибрирует, какие части этой клюшки двигаются, какие частоты она генерирует», — говорит Роллинсон. «Затем мы создали новый дизайн со вставкой, чтобы попытаться воспроизвести тот же звук».
Ключевым элементом является карман, выфрезерованный за лицевой вставкой клюшки из нержавеющей стали, или то, что компания называет «звуковой камерой». При измерении звук характеризуется двумя способами: амплитудой (в основном громкостью) и частотой (в основном тоном или высотой тона).
«Звуковая камера снимает вес с середины клюшки, и это меняет то, как эта клюшка будет изгибаться, как она будет вибрировать при ударе мячом», — говорит Роллинсон. «Мы настроили его, чтобы получить максимальную громкость на этой пиковой частоте. Пиковая частота — это то, что игроки слышали и что им нравилось.
В дополнение к звуковой инженерии, клюшки Milled Collection RSX имеют фирменный узор Odyssey в виде фрезерованных овалов на лицевой вставке, известный как «Metal-X». Шероховатость поверхности предназначена для улучшения того, как быстро мяч совершает стабильный перекат из стороны в сторону.
«Во многих случаях плоская поверхность из твердого металла, если вы не нанесете на нее какую-либо текстуру, не обеспечит хорошего трения и хорошего качения», — говорит Роллинсон.
Модель Milled Collection RSX будет выпущена ограниченным тиражом всего в трех стилях головы. № 001 — это недавно усовершенствованная версия клюшки Odyssey № 1 с утяжелением на пятке и носке. Также есть модель #7, основанная на очень популярном стиле Odyssey с зазубринами на пятке и носке, и V-Line Fang, который является своего рода закругленной версией #7.
Черная рукоятка с порошковым покрытием и кожаная рукоятка завершают дизайн. Все три модели поступят в продажу 15 июля ($380).
Клюшки для гольфа | Одиссей Гольф
Включите JavaScript, чтобы воспользоваться всеми интерактивными функциями на этой странице.
Купить клюшку №1 в гольфе. Согласно данным Darrell Survey, клюшка №1 на каждом мейджоре 2020 года и клюшка №1 в каждом туре.
Бесплатная доставка
Получите бесплатную доставку и возврат.
30-дневная гарантия производительности
Не устраивает? Верните товар для возврата.
2-летняя гарантия
На продукцию Callaway предоставляется двухлетняя гарантия.
Easy Payments
Совершайте простые платежи в течение 3, 6 или 12 месяцев.
*Бесплатная доставка наземным транспортом для всех заказов
- Промокоды и купоны не требуются
- Действительно только с заземлением ИБП
- Скидки на доставку будут применяться автоматически
- К сожалению, это предложение о бесплатной доставке не действует в сочетании с промо-купонами GMC или любыми типами подарочных карт Shopping Spree. Это предложение не распространяется на заказы с индивидуальным логотипом.
*Бесплатная 2-дневная доставка для заказов на сумму более 200 долларов США
- Бесплатная 2-дневная доставка для заказов на сумму более 200 долларов США
- Промокоды и купоны не требуются
- Скидки на доставку будут применяться автоматически, когда вы достигнете порога в 200 долларов США и выберете доставку UPS в течение 2 рабочих дней
- К сожалению, это предложение о бесплатной доставке не действует в сочетании с промо-купонами GMC или любыми типами подарочных карт Shopping Spree. Это предложение не распространяется на заказы с индивидуальным логотипом и доставку на Гавайи или Аляску.
Бесплатная обратная доставка
Callaway Golf хочет, чтобы вы были полностью удовлетворены каждой покупкой. Если вы не удовлетворены приобретенным товаром, вы можете вернуть его в течение 30 дней с момента отправки для полного возмещения стоимости товара. Если продукт не использовался, возврат будет зачислен на ваш первоначальный способ оплаты. Если продукт был использован, возмещение будет в виде подарочной карты CallawayGolf.com без срока действия.
Для всех возвратов требуется разрешение на возврат товара (RMA). Чтобы получить разрешение на возврат товара (RMA) и БЕСПЛАТНАЯ этикетка для возврата UPS , обратитесь к представителю по продажам и обслуживанию клиентов по бесплатному номеру 1-877-723-5218 или Свяжитесь с нами по электронной почте.
Все еще не являетесь участником программы Callaway Rewards? Присоединяйтесь и начните зарабатывать баллы. Вступайте сегодня
*Код купона не требуется. В некоторых случаях товары доставляются, когда они становятся доступными, не обязательно при размещении заказа. Бесплатная доставка доступна только для адресов в пределах США.
Если вы не удовлетворены, вы можете вернуть свой продукт для возврата денег.
ВОЗВРАТ/ОБМЕН ДЛЯ ПОКУПОК В ИНТЕРНЕТЕ
Callaway Golf хочет, чтобы вы были полностью удовлетворены каждой покупкой. Если вы не удовлетворены приобретенным товаром, вы можете вернуть его в течение 30 дней с момента отправки для полного возмещения стоимости товара. Если продукт не использовался, возврат будет зачислен на ваш первоначальный способ оплаты. Если продукт был использован, возмещение будет в виде подарочной карты CallawayGolf. com без срока действия.
Для всех возвратов требуется разрешение на возврат товара (RMA). Чтобы получить разрешение на возврат товара (RMA) и этикетку для возврата БЕСПЛАТНОЙ UPS , обратитесь к представителю по продажам и обслуживанию клиентов по бесплатному телефону 1-877-723-5218 или напишите нам по электронной почте.
Возврат кредитной карты
Мы зачислим деньги на кредитную карту, использованную для первоначальной покупки. Пожалуйста, подождите 1-2 цикла выставления счетов, чтобы кредит на возмещение появился в вашей выписке.
Возврат подарочной карты
Мы зачислим деньги на подарочную карту, использованную для первоначальной покупки.
Поддержка продуктов Callaway в течение двух лет
Гарантийное покрытие : Если иное не указано на продукте или упаковке, Callaway Компания Golf Company гарантирует, что ее клюшки для гольфа, комплектующие и другие товары, приобретенные у авторизованного Продавец или дистрибьютор Callaway Golf не будет иметь дефектов материалов и изготовления на двоих годы. Callaway Golf бесплатно для потребителя отремонтирует или заменит любой продукт или компонент или его часть, которые неисправны или выходят из строя при нормальном использовании в течение двух лет после даты покупки у авторизованного продавца или дистрибьютора Callaway Golf. По своему выбору, Callaway Golf может заменить продукт новым или восстановленным продуктом. Callaway Golf не гарантирует, что его продукция не будет повреждена третьими лицами. Эта гарантия не распространяется на краску царапины, косметические дефекты или другой естественный износ. Callaway Golf исправит такие недостатки а царапины, правда, платно. Для получения гарантийного обслуживания в США на полную Продукт Callaway Golf, верните продукт авторизованному продавцу Callaway Golf или напрямую Каллавей Гольф. В случае компонента Callaway Golf вы должны получить гарантийное обслуживание через авторизованного продавца Callaway Golf этого компонента. За пределами США вся гарантия обслуживание должно быть получено от дистрибьютора или дочерней компании в стране, в которой находится клуб. купил. Чтобы определить ближайшего авторизованного дилера, дистрибьютора или дочернюю компанию Callaway Golf вас, посетите наш веб-сайт www.callawaygolf.com или свяжитесь с Callaway Golf напрямую. В Калифорнии позвоните по номеру 760-931-1771; за пределами Калифорнии звоните по бесплатному номеру 1-800-588-9836.
Отказ от ответственности: Настоящая гарантия заменяет все другие прямо выраженные гарантии. Каллауэй Гольф отказывается от всех гарантий на продукты, приобретенные у продавцов, не авторизованных розничных продавцов или дистрибьюторов, включая гарантию товарного состояния или гарантию пригодности для конкретная цель. Callaway Golf также отказывается от любых подразумеваемых гарантий, включая гарантию пригодности для продажи или гарантии пригодности для конкретной цели, и не несет никакой ответственности за любые специальные, случайные или косвенные убытки, связанные со всеми продуктами и компонентами. Отозвать Golf также отказывается от каких-либо подразумеваемых или явно выраженных гарантий и не берет на себя никакой ответственности за: дефекты изготовления, возникшие по вине третьих лиц. Эта гарантия дает потребителю конкретные юридические права; потребитель может иметь другие права в зависимости от того, где он или она живет. В некоторых юрисдикциях не допускать исключения или ограничения специальных, случайных или косвенных убытков, или ограничения на срок действия гарантии, поэтому вышеуказанные исключения и ограничения могут не применяться к каждый. За пределами США могут применяться местные налоги, тарифы или стоимость доставки. Этот гарантия не распространяется на клюшки для гольфа Callaway Golf® или Odyssey®, приобретенные в Австралии или Новая Зеландия 1 января 2011 г. или позднее. Информацию о гарантии на покупки, сделанные в Австралии и Новой Зеландии не позднее этой даты, см.