Каковы основные особенности усилителя Only Music 2.7. Какие изменения внесены по сравнению с предыдущими версиями. Как собрать и настроить этот усилитель. Каковы его технические характеристики.
История создания усилителя «Оплеуха микрухам»
Усилитель мощности «Оплеуха микрухам» имеет интересную историю создания. Его первая версия была разработана в 2008 году белорусским радиолюбителем Ильей Стельмахом (известным под ником Nemo). По словам автора, идея схемы пришла к нему внезапно, и за 20 минут он набросал принципиальную схему. Еще примерно час ушел на разработку печатной платы.
Изначально целью было создать простой, но качественный усилитель из доступных деталей, который мог бы стать заменой интегральным УНЧ. Схема получилась классической — дифференциальный каскад на входе, каскад усиления напряжения и двухтактный выходной каскад. При этом дифференциальный каскад был нагружен на токовое зеркало для повышения линейности.
Первый прототип заработал сразу после сборки, что было хорошим знаком. Усилитель получил название «Оплеуха микрухам», намекая на то, что он может конкурировать с интегральными УНЧ по качеству звучания.
Эволюция схемотехники «Оплеухи микрухам»
За прошедшие годы схема усилителя претерпела ряд изменений и улучшений:
- В 2011 году вышла обновленная версия OM mark 2, в которой были оптимизированы режимы работы каскадов и улучшена частотная коррекция. Это позволило снизить искажения и расширить полосу пропускания.
- В 2012 году появилась версия «Оплеуха микрухам 2.0» с дальнейшими улучшениями. Были применены более современные транзисторы, еще раз пересмотрены режимы работы.
- В 2018 году усилитель получил название Only Music 2.7 и претерпел очередные изменения, направленные на повышение качества звучания.
Таким образом, схема постепенно эволюционировала, сохраняя при этом базовую топологию. Каждая новая версия приносила улучшение характеристик.
Особенности схемотехники Only Music 2.7
Рассмотрим основные особенности схемотехники усилителя Only Music 2.7:
- Классическая топология с дифференциальным каскадом на входе, каскадом усиления напряжения и двухтактным выходным каскадом
- Дифференциальный каскад нагружен на токовое зеркало для повышения линейности
- Применены современные высокочастотные транзисторы в предварительных каскадах
- Выходной каскад на комплементарных транзисторах 2SC5200/2SA1943
- Тщательно подобранные режимы работы всех каскадов
- Оптимизированная частотная коррекция для обеспечения стабильности
Такая схемотехника позволяет получить низкий уровень искажений при высокой выходной мощности.
Технические характеристики усилителя Only Music 2.7
Усилитель Only Music 2.7 обладает следующими основными техническими характеристиками:
- Выходная мощность: 100 Вт на нагрузке 8 Ом
- Коэффициент нелинейных искажений: менее 0.003% на 1 кГц при номинальной мощности
- Диапазон воспроизводимых частот: 10 Гц — 100 кГц (-1 дБ)
- Скорость нарастания выходного напряжения: более 150 В/мкс
- Отношение сигнал/шум: более 100 дБ
- Диапазон питающих напряжений: ±25…±60 В
Как видим, характеристики находятся на уровне хороших Hi-Fi усилителей. При этом схема остается достаточно простой и доступной для повторения.
Особенности сборки усилителя Only Music 2.7
При сборке усилителя Only Music 2.7 необходимо учитывать следующие важные моменты:
- Используйте качественные компоненты, особенно в цепях прохождения сигнала
- Тщательно промойте плату от остатков флюса после пайки
- Обеспечьте хороший теплоотвод для выходных транзисторов
- Используйте толстые провода для силовых цепей
- Разделяйте «земли» входных и выходных цепей
- Используйте отдельные обмотки трансформатора для каналов усилителя
При соблюдении этих правил усилитель должен заработать с первого включения и обеспечить отличное качество звучания.
Настройка усилителя Only Music 2.7
Настройка усилителя Only Music 2.7 включает в себя следующие основные этапы:
- Установка тока покоя выходного каскада. Рекомендуемое значение 50-80 мА.
- Балансировка дифференциального каскада для минимизации постоянной составляющей на выходе.
- Проверка стабильности работы на разных частотах и нагрузках.
- Измерение основных параметров — выходной мощности, искажений, АЧХ.
Настройку следует проводить после 15-20 минут прогрева усилителя. Важно обеспечить хорошее охлаждение во время настройки, так как выходные транзисторы могут сильно греться.
Отзывы и мнения о звучании Only Music 2.7
Усилитель Only Music 2.7 получил множество положительных отзывов от радиолюбителей, собравших его. Отмечаются следующие особенности звучания:
- Детальное, прозрачное звучание с хорошей проработкой нюансов
- Широкая звуковая сцена с точным позиционированием инструментов
- Отличная динамика, способность передавать резкие атаки
- Нейтральный тональный баланс без подчеркивания каких-либо частот
- Высокая детальность на высоких частотах без резкости
Многие сравнивают звучание Only Music 2.7 с гораздо более дорогими коммерческими усилителями. Это говорит о том, что разработчику удалось достичь поставленной цели — создать качественный усилитель из доступных компонентов.
Заключение
Усилитель Only Music 2.7 является отличным примером эволюции любительской разработки. За годы существования схема была значительно улучшена, но сохранила свою простоту и доступность для повторения. При этом характеристики усилителя находятся на уровне хороших коммерческих образцов.
Этот проект показывает, что при вдумчивом подходе даже из простой схемы можно получить отличный результат. Only Music 2.7 остается популярным выбором для радиолюбителей, желающих собрать качественный усилитель своими руками.
УНЧ ОМ mark 2 [2011], оплеуха микрухам, усилитель ОМ 2
УНЧ ОМ mark 2 [2011]
Автор схемы Илья Стельмах (ник Nemo) г. Молодчено Республика Белорусь.
История началась 2008 году. Видимо в порыве вдохновения (если кто-то такого никогда не испытывал, то много потерял ) за 20 минут набросал схему
УНЧ ОМ mark 2 [2008] схема
с час на разработку ПП (печатной платы), дальше ЛУТ, травление, монтаж, пайка,попытка запуска
УНЧ ОМ mark2 [2008]
и … усилитель заработал сразу. Схему для реализации своего проекта выбрал стандартную ДК+ИТ,КУН,2кВК, ДК нагружен на ТЗ, т.е. можно сказать, что схема из учебника. Собственно изначально не было цели поразить мир чем-то супер новым, а из минимума доступных всем деталей собрать достаточно простой и мощный, качественный в звуке при минимальной настройке и с высокой повторяемостью усилитель. Одним словом замена интегральных УНЧ. В общем цель была достигнута, получилась Оплеуха Микрухам. Потом это название так и закрепилось за усилителем.
Для любителей экзотики можно предложить схему с не симметричным выходом на NPN биполярных транзисторах. Впрочем, забегая вперед, можно отметить, что широкого распространения эта схема не получила
УНЧ ОМ mark 2 [2008] ВК на NPN биполярах
А также схема с использованием в качестве выходных полевые транзисторы (MOSFET(metal-oxide-semiconductor field effect transistor)).
УНЧ ОМ mark 2 [2008] MOSFET
Более подробное описание УНЧ OM mark 2.5 с полевыми транзисторами в выходном каскаде находится здесь.
На этом все не закончилось. Не стану заниматься перечисление и описанием всех споров и страстей вокруг этого усилителя — это просто не возможно, за годы обсуждение тем по ОМ mark 2 перевалило за 500 форумских страниц, каждый желающий может ознакомиться с материалом на сайте «Паяльник» в соответствующей теме Усилитель мощности «Оплеуха Микрухам» Mark 2.
Следующим схемным обновлением «Оплеухи» была версия ОМ mark 2 [2011], как догадались из названия это произошло в 2011 году. Цель была на основе предыдущей схемы, повысить качество и надежность, поэтому основное внимание было уделено оптимизации режимом работы каскадов и правильной коррекции. Коротко о характеристиках:
Р мах. (R нагр.= 8 Ом, 1 кГц) = 100 Вт Р мах. (R нагр.= 8 Ом, 20 кГц)= 96,7 Вт
КНИ (при P вых<=60Вт, 20кГц) <= 0,0009% КНИ (при Р макх, 1кГц) = 0,003% КНИ (при Р макх, 20кГц)= 0,008%
Максимальная скорость нарастания выходного напряжения (для диф.каскада) = 225 В/мкс Максимальная скорость нарастания выходного напряжения (для КУНа) = 187 В/мкс
Диапазон питающих напряжений = +/- 20В … +/- 60В U п (100Вт, 4 Ом) = +/- 36В U п (100Вт, 8 Ом) = +/- 48В
УНЧ ОМ mark 2 [2011] схема
Авторская реализация УНЧ на односторонней плате:
УНЧ ОМ mark 2 [2011]
Подробно на FAQ (руководстве по сборке и настройке) останавливаться не буду, скачать и ознакомиться можно здесь в первом посту внизу. При отсутствии ошибок в монтаже, УНЧ ОМ mark 2 [2011] начинает работать сразу. Остается выставить ток покоя в пределах 60-100 мА после прогрева УНЧ в течении 10-20 мин.. При первом включении сопротивление R16 должно быть максимальным. Выставление «нуля» на выходе усилителя происходит с помощью R3 номинал 200-200 Ом. Закорачиваем вход усилителя, к выходу подключаем милливольтметр, вращением движка R3 добиваемся минимального значения. Небольшое гуляние +/- 3 мВ — это норма. При первом включении движок подстроечного резистора R3 должен находится примерно в среднем положении. Небольшие возбуды устраняются увеличение емкости конденсаторов С5 до 33-47 пФ, С4 до 330 пф, а также некоторым увеличение номинала R9 и С3 до 510-680 пФ. Совокупности всех этих манипуляций хватает для устранения возбудов в 99,9% при условии правильности монтажа, промывки плат от флюса и т. д..
Вариант плат под «тоннель» (способ крепления плат параллельно радиатору с возможностью организации принудительного продува с помощью вентилятора) был разработан Владимиром Лепёхиным, имеющим свой фирменный, узнаваемый стиль в разводке признанным мастером трассировки ПП, участника большого количества популярных проектов на разных аудиофорумах. ПП разведенные под «тоннельный» продув имеют такие плюсы в разводке — возможность организации широких и не длинных полигонов питания и выхода УНЧ, а так же максимальное разнесение входной малоточной и выходной сильноточной частей. К минусам можно отнести сверление большего количества отверстий в радиаторе, нарезки резьбы и больше манипуляций в монтаже/демонтаже ПП и выходных транзисторов в период настройки, т.к. УНЧ все таки штучный продукт, то можно с неудобствами смириться.
УНЧ ОМ mark 2 [2011] тоннель
УНЧ ОМ mark 2 [2011] монтаж
Разводка плат в формате Lay под 1 и 2 пары в выходном каскаде:
OM mk.II плата Лепёхина ВК2
Мое скромное участие в дизайне платы, разведенной В. Лёпехиным, это «прикручивание» блока питания (БП) прямо к выходному каскаду. В общем получилось нормально, проводники в БП стали минимальной длины. В каждое плечо канала можно поставить электролитические конденсаторы суммарной емкостью 2 Х 4700 мкФ диаметром до 22 мм + 10000-15000 мкФ диаметром до 35 мм на напряжение исходя из посадочных мест электролитов.
УНЧ ОМ mark 2 [2011] тоннель_БП монтаж
УНЧ ОМ mark 2 [2011] тоннель_БП монтаж
УНЧ ОМ mark 2 [2011] тоннель_БП
Продолжение следует)
Популярные вопросы и ответы
Какие транзисторы лучше в усилителях звука?
Важнее в этом вопросе схемотехника. Прекрасные усилители можно построить и на полевых, и на биполярных транзисторах. Неудачные модели встречаются и на тех и на других транзисторах.
Усилитель звука или активные колонки — что выбрать?
Принципиальной разницы нет, важнее параметры усилителя, внешнего или встроенного. Пассивная колонка — эта та, у которой нет внутреннего усилителя мощности. Для таких колонок как раз и существуют внешние усилители.
Какая мощность усилителя оптимальна для дома?
Смотря, какой дом. Для озвучивания зоны прослушивания необходимо создать определенное звуковое давление. Для этого нужно знать номинальное давление акустической системы, мощность усилителя, расстояние от АС до слушателя и площадь зоны прослушивания. Стоит также рассматривать усилитель как часть звукоусилительной системы, в которую входит еще и комната. Необходимо учесть архитектуру помещения, его акустическое оформление (наличие звукопоглощающих и звукоотражающих поверхностей) и привычки слушателя. Важно учесть, что усилитель должен работать с запасом по мощности.
Почему усилитель звука гудит?
Большие усилители могут «гудеть» вентиляторами охлаждающей системы. Могут быть и следующие причины: • повреждены фильтрующие цепи; • некорректная коммутация; • отсутствует или неправильно выполнено заземление компонентов; • нарушено экранирование.
Какие усилители звука выбрал бы Сергей Фролов?
«Все перечисленные усилители достойны внимания. Звучат по-разному, и это хорошо. Я бы исключил усилители класса D и подобные. Лично у меня возникает впечатление, что они неточно воспроизводят тихие составляющие звукового сигнала. Но и эти усилители среди моих друзей музыкантов, звукорежиссеров и просто любителей нашли своих приверженцев. На сегодняшний день уровень техники таков, что для неспециалиста все звучит хорошо. Например, ламповые усилители могут вносить больше искажений, но кому-то это нравится.
Хочу обратить внимание, что важна не цена, а схемотехника. Да, вы можете услышать отличие в качестве звучания между разными ценовыми категориями, но некоторые продавцы грешат тем, что пытаются предложить покупателю то, что подороже.
Соотношение «наименьшая цена при лучшем качестве» вполне реально. Зачастую не цена определяет качество. Чтобы действительно оценивать, что лучше: ламповый или транзисторный усилитель, нужен достаточный опыт прослушивания и на том, и на другом оборудовании.
Еще следует учитывать, что Вы будете слушать: классику, джаз или рок-музыку. При выборе усилителя человек обычно ориентируется на рекомендации других людей. Увлеченные люди меняют аппаратуру по мере развития своего слухового опыта. Некоторые имеют в своем арсенале даже несколько разнохарактерных усилителей и слушают музыку на той или иной аппаратуре в зависимости от настроения.
Нашим читателям трудно советовать определенный тип усилителя. Не бывает универсального костюма на все случаи жизни.»
ТУТ ВИДЕО
Совсем не дурно, почти hi-end! На самом деле если ориентироваться только по КНИ, то этот усилитель полноценный HI-END, но для хай-энда этого не достаточно, поэтому его отнесли к старому и доброму разряду hi-fi. Несмотря на то, что усилитель развивает всего 100 ватт, он на порядок сложнее аналогичных схем, но сама сборка не составит труда при наличии всех компонентов. Отклонять номиналы схемы не советую — мой опыт это подтверждает.
Маломощные транзисторы в ходе работы могут перегреваться, но волноваться не стоит — это их нормальный режим работы. Выходной каскад, как уже сказал, работает в классе АВ, следовательно, выделятся огромное количество тепла, которое нужно отводить. В моем случае они укреплены на общий теплоотвод, которого более, чем достаточно, но на всякий случай, имеется также и активное охлаждение.
После сборки нас ждет первый запуск схемы. Для этого советую еще раз прочитать запуск и настройку Ланзара — тут все делается точно таким же образом. Первый запуск делаем с закороченной на землю входом, если все ОК, то размыкаем вход и подаем звуковой сигнал. К тому времени все силовые компоненты должны быть укреплены на теплоотвод, а то восхищаясь музыкой можете не заметить, как дымят ключи выходного каскада — каждый из них стоит очень и очень.
Мы наконец заставили достойно звучать наш усилитель домашней аудиосистемы, проверили его работоспособность, оценили качество звука основного канала. Самое время добавить в него модуль защиты от случайных замыканий, чтоб вся работа не пошла лесом, из-за неизбежных случайностей в процессе его эксплуатации. Также соберём остальные маломощные каналы УНЧ, для подключения тыловых колоночек.
ПЕРВОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ
Первый запуск инвертора стоит сделать от лабораторного БП с защитой от КЗ, при этом в момент запуска защита может ошибочно сработать, если блок маломощный, в моем случае использовался переделанный БП с током 3,5 А. Холостой ток инвертора 170-280 мА, зависит от правильного расчета трансформатора, рабочей частоты генератора и типа полевых ключей, немалую роль играет резистор снаббера, в моем случае с ним пришлось чуток поиграться, чтобы снизить потребление схемы.
Во время холостого хода, на ключах не должно наблюдаться тепловыделения, если оно есть, то имеется проблема с монтажом или нерабочий компонент. Перед запуском промойте плату от флюсов, для этого можно использовать ацетон или растворитель. А теперь приступаем собственно к самому блоку УМЗЧ…
После успешного запуска блока питания, переходим к самой интересной части конструкции — блок усилителей мощности звука. В том числе фильтр низких частот для сабвуфера и модуль стабилизации.
ЗАВЕРШЕНИЕ
Да, этот проект отнял у меня много времени и финансов, но знаете что? Ничуть не жалею, в конце концов был собран действительно очень крутой усилитель, который можно использовать и в машине, и дома, а качество звучания на все 200% лучше любого промышленного аудиоцентра аналогичного класса, не зря в комплексе использовал высококачественные схемы УМЗЧ.
Изначально, затял проект и не знал сколько времени он у меня отнимет, но благодаря конкурсу довел его до конца и успел буквально на последний день приема заявок, хотя очень сомневался, что успею в срок.
Усилитель вполне подходит для дискотек в малых залах — колоссальная мощность не подведет даже на свадьбах, осталось сделать блок питания и предварительные усилители со всеми удобствами, которые планирую на следующее лето. На сборку было потрачено 4 месяца, были трудности с компонентами и временем, которого так не хватает, но при наличии всех компонентов и комплектующих частей, можно уложится в гораздо короткий срок.
На счет качества звучания — не могу передать это словами, нужно лишь раз послушать и все станет ясно! Основные проблемы заключались в том, что нужно было все приспособить, резать, травить и смонтировать все это в общий блок. Над видом передней панели думали всей семьей, в конце концов победила версия матери — именно она предложила этот вариант, за это и многое другое — низкий ей поклон — основные идеи подавала она, ну и разумеется жена тоже не оставалась в стороне — помогала и работала почти наравне со мной.
В процессе сборки были некоторые этапы, когда проект забросил, но находил силы и довел до конца, а сегодня с гордостью представляю его вашему суду — здоровья вам, любви и терпения, всегда ваш КАСЬЯН АКА.
МАЛОМОЩНЫЕ УСИЛИТЕЛИ
Долго решал какой усилитель использовать для маломощных акустических систем. Как дешевый вариант вначале решил использовать микросхемы TDA2030, потом подумал, что 18-ти ватт на канал маловато и перешел к TDA2050 — умощненный аналог на 32 ватта. Затем сравнив звучание основных вариантов выбор впал на любимую микросхему — LM1875, 24 ватта и качество звучания на 2-3 порядка лучше, чем у первых двух микросхем.
Долго копался в сети, но печатную плату под свои нужды так и не нашел. Сидя за компом несколько часов была создана своя версия для пятиканальноо усилителя на микросхемах LM1875, плата получилась довольно компактной, на плате также предусмотрен блок выпрямителей и фильтров. Этот блок был полностью собран за 2 часа — все компоненты к тому времени имелись в наличии.
ЗАЩИТА АС УМЗЧ
Изначально задумал использовать схему защиты от БРИГ, но затем читая отзывы о симисторной защите захотел попробовать ее. Блоки защиты были сделаны в самом конце, тогда было туго с финансами, а симисторы и прочие компоненты схемы у нас оказались довольно дороги, поэтому вернулся к релейной защите.
В итоге были собраны три блока защиты, один из них для сабвуферного усилителя, а два остальных для каналов ОМ.
В сети можно найти большое количество схем блоков защиты, но эта схема перепробована мной неоднократно. При наличии постоянного напряжения на выходе (выше допустимого) защита мгновенно срабатывает спасая динамическую головку. После подачи питания реле замыкается, а при срабатывания схемы оно должно размыкаться. Защита включает головку с небольшой задержкой — это тоже в свою очередь, является дополнительной страховкой и щелчок после включения, почти не слышен.
Компоненты блока защиты могут отклоняться от указанного, Основной транзистор можно заменить на наш КТ815Г, использовал высоковольтные транзисторы MJE13003 — их у меня навалом, кроме того, они довольно мощные и не перегреваются в ходе работы, поэтому в теплоотводе не нуждаются. Маломощные транзисторы можно заменить на S9014, 9018, 9012, даже на КТ315, оптимальный вариант — 2N5551. Реле на 7-10 Ампер, подобрать можно любое реле на 12 или 24 Вольта, в моем случае на 12 Вольт.
Блоки защиты для каналов ОМ установлены возле трансформатора второго инвертора, работает все это дело довольно четко, при максимальной громкости защита может сработать (ложно) крайне редко.
ВИДЕО УСИЛИТЕЛЯ
Качество звучания этих микросхем на очень высоком уровне, в конце концов разряд Hi-Fi, отдаваемая мощность приличная — 24 ватта синуса, но в моем случае мощность повышена путем повышения питающего напряжения до 24-х вольт, в таком случае можно получить порядка 30 ватт выходной мощности. На основной плате усилителя у меня было предусмотрено место для 4-х канального усилителя на TDA2030, но чем-то оно мне не понравилось…
Плата для LM крепится на основную плату УНЧ через стойки в виде трубок и болтов. Питание для этого блока берется со второго инвертора, предусмотрена отдельная обмотка. Выпрямитель и фильтрующие конденсаторы расположены непосредственно на плате усилителя. В качестве выпрямительных диодов уже традиционные КД213А. Дросселей для сглаживания ВЧ помех не использовал, да и нет нужды их применять, поскольку даже в довольно брендовых автомобильных усилителях их часто не ставят. В качестве теплоотвода использовал набор дюралюминиевых болванок 200х40х10 мм.
На плату также укреплен кулер, который одновременно отводит теплый воздух с этого блока и отдувает теплоотводы инверторов. С электроникой аудиокомплекса полностью разобрались — переходим к механике и слесарным работам…
Основа любой радиолюбительской конструкции — красивый удобный корпус, тем более он должен прилично смотреться у аппарата, который занимает достойное место в гостинной или вашем рабочем кабинете.
Усилитель мощности Only Music 3 или ОМ3 (ex “оплеуха микрухам”) 2022
Усилитель мощности — «Оплеуха Микрухам 2.0» [2012]
Предыстория. Почему я решил сделать новую ОМ? А потому-то захотелось сделать усилитель для себя, хороший, но не хотелось «городить огород» и изобретать что-то сложное, монстроподобное, поэтому я начал экспериментировать со старой схемой оплеухи с целью получения максимального качества, при минимуме деталей. Наверное, многие помнят мой симметричный усилитель — большой и сложный… Так вот, новая оплеуха, при всей простоте схемы ни на грамм не уступает тому симметричному усилителю.
Сделать сложную схему – просто, а вот сделать качественную схему и при этом отказаться от ведра транзисторов и печатной платы размеров метр на метр — куда сложней. Поэтому основная цель разработки усилителя была — получить максимальные параметры, при максимальной простоте схемы и это было достигнуто оптимизацией режимов работы каскадов, применением других полупроводников и некоторыми изменениями в схеме.Схема усилителя. Схема представляется собой типичного Линна известного еще нашим предкам. Особенность схемы не в новизне, которой тут нет, а в современной элементарной базе, правильно подобранных режимах работы и правильной коррекции. Все это позволило получить от вполне стандартной схемы очень хорошие характеристики. А вот и сама схема:
Технические характеристики усилителя (частично получены путем моделирование в Multisim):
Частотный диапазон относительно 10 кГц (-0,1 дБ) = 25 — 40 000 Гц Частотный диапазон относительно 10 кГц (-1 дБ) = 8 — 125 000 Гц Частотный диапазон относительно 10 кГц (-3 дБ) = 4 — 250 000 Гц Максимальная выходная мощность (Нагрузка 8 Ом, 1 кГц) = 97,4 Вт Максимальная выходная мощность (Нагрузка 8 Ом, 20 кГц) = 96,7 Вт THD+N (при Pвых <= 60 Вт, 20 кГц) <= 0,0009% THD+N (при максимальной выходной мощности, 1 кГц) = 0,003% THD+N (при максимальной выходной мощности, 20 кГц) = 0,008% Максимальная скорость нарастания выходного напряжения (для диф. каскада) = 225 В/мкс Максимальная скорость нарастания выходного напряжения (для КУНа) = 187 В/мкс Диапазон питающих напряжений = +/- 25 … +/- 60 В Номинальное напряжение питания (100 Вт, 4 Ом) = +/- 36 В Номинальное напряжение питания (100 Вт, 8 Ом) = +/- 48 В
Измерения RMAA:
Элементная база или «из чего собирать?». При сборке любого УМЗЧ следует помнить, что каждый компонент усилителя, каждый конденсатор, транзистор и даже резистор, в какой-то степени влияет на его технические характеристики, поэтому при сборке усилителя желательно выбирать наиболее качественные компоненты из доступных.
Резисторы. Все резисторы, кроме дополнительно указанных на схеме, устанавливаются рассчитанные на мощность рассеивания 0,25 Вт. Лучше применять металлопленочные резисторы из-за их меньшего собственного шума. Можно применять как советские МЛТ, так и любые их китайские аналоги. Не желательно в качестве R26-R29 применять проволочные резисторы из-за их относительно высокой паразитной индуктивности. Стремиться применять высокоточные резисторы (с допуском менее 1%) — не нужно. Допустимо применять резисторы с допуском 5%. Подстроечные резисторы (R3 и R16) следует брать импортные, многооборотные (это облегчит настройку усилителя).
Конденсаторы. Основное внимание необходимо уделить качеству конденсаторов, которые стоят на пути прохождения сигнала (С1 и С2). В роли этих конденсаторов лучше выбрать наиболее качественное из возможных. Лучше не применять керамические конденсаторы в качестве С1. В качестве С2 лучше применить не полярный электролит, но в случае чего, можно и полярный. Ни в коем случае нельзя применять электролиты производства СССР, поскольку они скорее всего уже давно высохли и поэтому не смогут обеспечить должных качественных параметров. В качестве С7 и С8 лучше всего использовать пленочные конденсаторы, но допускается применять и керамические конденсаторы. Конденсаторы C3,C4,C5 и C6 — керамические. Конденсаторы С9, С10, С12, С13, С15, С16, С21, С22 – электролиты, фильтра питания. Их качество решающей роли не играет, но лучше избегать левых китайских контор, а так же высохших советских электролитов. Напряжения конденсаторов по шинам питания, необходимо выбирать исходя из напряжением питания. Конденсаторы С11, С14, С17, С18, С19, С20 – пленочные. Напряжение их так же следует выбирать исходя из напряжения питания. Их качество так же сильного значения не имеет, но лучше выбрать что-нибудь по лучше.
Транзисторы. Самое главное правило – применять то, что указано на схеме и сюрпризов не будет. Не рекомендуется применять транзисторы-аналоги, особенно — производства СССР, а также категорически не рекомендуется применять транзисторы KSE340/350 (MJE340/350) – это почти со стопроцентной гарантией приведет к самовозбуждению усилителя. При покупке транзисторов следует опасаться поддельных транзисторов. Фотографии оригинальных транзисторов привожу ниже:
2SC5200/2SA1943
2SC4793/2SA1837
2SD669/2SB649
BC546B/BC556B
BC337
Некоторые важные моменты по сборке усилителя. Теперь когда с элементной базой разобрались и определились из чего будем строить усилитель, необходимо разобраться с другими не менее важными моментами.
Радиатор. Усилитель работает в классе AB и поэтому нуждается в очень серьезном охлаждении. Пожалуй основной для нас качественной характеристикой радиатора является площадь его поверхностей. Для отвода 1 Вт тепла необходимо приблизительно 15 см2 площади радиатора (для алюминия и его сплавов). Необходимую площадь радиатора можно рассчитать по формуле: S=Pвых*(1-КПД)*15. Где, Pвых — выходная мощность усилителя. Для 100 Вт’ного усилителя площадь радиатора должна быть не менее: S=100*(1-0,55)*15=675 см2.
Некоторые важные моменты. Далее просто перечислю что необходимо учитывать при сборке:
- Допускается нагрев транзисторов VT7 и VT10 до 70 градусов – это их нормальный режим работы.
- Транзисторы VT11, VT12, VT13, VT14, VT9 должны быть установлены на ОДНОМ радиаторе.
- Желательно хорошо пролудить силовые дорожки на плате усилителя (земляную, выходную, дорожки питания и эмитерные дорожки выходников).
- Усилитель необходимо настраивать с закороченным входом и только после 10 минутного прогрева.
- Ток покоя может плавать в пределах +/- 10-20% — это нормально.
- Усилитель не имеет защиты от КЗ, перегрева и от постоянного напряжения на выходе, поэтому не допускается использование усилителя без дополнительных средств защиты..
- При эксплуатации усилителя без схемы задержки подключения АС возможен небольшой хлопок при включении и/или выключении питания.
- Усилитель собранный на исправных деталях запускается сразу без всяких проблем.
Настройка тока покоя. Между эмитерами VT13 и VT14 включаем милливольтметр. Подаем напряжение на усилитель. Вход усилителя должен быть замкнут на землю. При первом пуске вольтметр может показать что-то от 0 до 15 мВ. С помощь R16 выставляем необходимый ток покоя. Значение тока покоя вычисляем по формуле: Iпок=U/R. Где, U – показание вольтметра (в вольтах, 1 В = 1000 мВ), R – сопротивление между эмитерами выходников (по схеме = 0. 47 Ома). Рекомендую выставлять ток покоя 40 – 80 мА, что соответствует показаниям милливольтметра 19-38 мВ. При первом включении сопротивление R16 должно быть максимальным.
Выставление «нуля» на выходе усилителя. Подключаем между выходом и землей милливольтметра постоянного тока и вращая движок подстроечного резистор R3 добиваемся нулевого значения постоянного напряжения на выходе. Регулировку так же проводим при закороченном на землю входе. При первом включении движок подстроечного резистора R3 должен находится в среднем положении.
Печатные платы. Существует несколько вариантов печатных плат. Первый — авторский:
Именно с усилителя построенного на авторской печатной плате снимались технические характеристики. Этот вариант печатной платы присутствует во вложении к статье.
Второй вариант был разработан товарищем с ником «Лепёхин». Этот вариант разводки так же присутствует в архиве со статьей. Позже этот вариант ПП был изменен товарищем под ником «Gora» и теперь этот окончательный вариант ПП производится в заводских условиях и все желающие могут приобрести заводскую плату для постройки усилителя «Оплеуха Микрухам 2.0». Фотография заводской платы ниже:
Фотографии готового усилителя:
Благодарю всех кто принимал участие в обсуждении усилителя на форуме сайта «Паяльник».
Особую благодарность хочу выразить Лепёхину за разработку правильной разводки для усилителя, а так же Gora за то, что он взял на себя заводское производство плат для данного усилителя.
Так же хотелось бы поблагодарить всех кто собрал мой усилитель, всех кому не равнодушно мое творчество, спасибо всем!
Ниже вы можете скачать печатные платы в формате LAY
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
VT1, VT4, VT8 | Биполярный транзистор | BC556B | 3 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT2, VT5 | Биполярный транзистор | BC546B | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT3, VT6 | Биполярный транзистор | BC337-40 | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT7 | Биполярный транзистор | 2SB649A | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT9 | Биполярный транзистор | BD139 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT10 | Биполярный транзистор | 2SD669A | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT11 | Биполярный транзистор | 2SC4793 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT12 | Биполярный транзистор | 2SA1837 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT13 | Биполярный транзистор | 2SC5200 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT14 | Биполярный транзистор | 2SA1943 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C1, С7, С18, С20 | Конденсатор | 1 мкФ | 4 | C1 — Epcos | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
C2 | Конденсатор | 47 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C3 | Конденсатор | 470 пФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C4 | Конденсатор | 220 пФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С5, С6 | Конденсатор | 22 пФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С8, С17, С19 | Конденсатор | 100 нФ | 3 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С9, С10, С12, С13, С15, С16, С21, С22 | Электролитический конденсатор | 470 мкФ | 8 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С11, С14 | Конденсатор | 22 нФ | 2 | Пленочные, не полярные | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R1, R24 | Резистор | 47 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2, R5 | 1. 5K | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
R3 | Резистор | 220 Ом | 1 | Подстроечный | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R4, R10-R12 | Резистор | 100 Ом | 4 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R6 | Резистор | 4.7 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R7 | Резистор | 22 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R8 | Резистор | 120 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R9, R14 | Резистор | 1 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R13 | Резистор | 10 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R15 | Резистор | 2.2 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R16 | Резистор | 1 кОм | 1 | Подстроечный | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R17, R22 | Резистор | 47 Ом | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R18, R19 | Резистор | 22 Ом | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R20, R25 | Резистор | 100 Ом | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R21, R23 | Резистор | 3. 3 Ом | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R26-29 | Резистор | 0.47 Ом | 4 | 2 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R30 | 10 Ом | 1 | 2 Вт | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Добавить все |
Прикрепленные файлы:
- mark2_2012.rar (138 Кб)
Теги:
- Sprint-Layout
- УНЧ
ЗАПУСК ПЕРВОГО ИНВЕРТОРА БП
Перед запуском инвертора тщательно проверяем правильность монтажа. Маломощные транзисторы BC556/557 можно заменить на отечественный аналог КТ3107, ВС546 на КТ3102 или любые другие с близкими параметрами. Полевые ключи в ходе работы без выходной нагрузки не должны нагреваться, а с нагрузкой нагрев плеч должен быть равномерным. Последний этап — теплоотвод. Полевые транзисторы в моем случае укреплены на теплоотвод от компьютерного блока питания, через слюдяные прокладки и изолирующие шайбы.
В схеме реализован ремоут контроль (REM), т.е. основной, силовой плюс и минус всегда подключены к усилителю, а для того, чтобы схема завелась, подается плюс на точку REM, открывается транзистор BC546 и подается питание на генератор и начинается рабочий цикл инвертора. Плюс на ремоут можно подавать от автомагнитолы, или же можно приспособить в машине маленький тумблер, которым можно включить и выключить усилитель.
Если возникли проблемы…
Проблема. Бывает так, что при первом же включении выходят из строя полевики.
Причина и устранение. Неправильно сфазирована первичная обмотка или бракованные транзисторы. Если уверены в правильности монтажа и в исправности всех компонентов, то скорее всего первичная обмотка трансформатора неправильно сфазирована. Для этого отключаем вторичную цепь, то есть нагрузку, которая подключена ко вторичной обмотке и снова запускаем трансформатор (часто, проблемы могут возникнуть на вторичных цепях), если все также, то проверяем транзисторы на исправность, они скорее всего будут «убитыми», заменяем и фазируем трансформатор правильно.
Проблема. При включении одна из пар транзисторов перегревается, вторая пара холодная.
Причина и устранение. Вначале проверяем наличие прямоугольных импульсов на 9 и 10 выводах микросхемы, если все ок, то проверяем подключение диодов и маломощных транзисторов, такая проблема возникает по двум причинам — неправильное подключение маломощных транзисторов драйвера или же неравноценные плечи первичной обмотки.
ИНВЕРТОР 2
Схема и печатная плата второго инвертора полностью схожа с первым. Выходное напряжение для питания каналов ОМ составляет 2х55 Вольт (+/-55В). Вторичная обмотка на сей раз намотана 6-ю жилами провода 0,8 мм и состоит из 2х28 Витков, мотается по той же технологии, что и в случае первого инвертора.
Обратите внимание на то, чтобы первичные и вторичные обмотки были обязательно намотаны В ОДИНАКОВОМ НАПРАВЛЕНИИ!
Другая вторичка предназначена для запитки блока усилителей на микросхемах LM1875. Обмотка состоит из 2х8 Витков, намотана 4-мя жилами провода 0,8 мм. После сборки инвертора тщательно проверяем монтаж на ошибки, если таковых нет, то беремся за мультиметр и проверяем вторичные цепи на замыкания.
Приготовьтесь к «Пощечине»
Встроить Поделиться
Приготовьтесь к «Пощечине»
от VOA
В настоящее время нет доступных медиа-источников
0:00 0:06:06 0:00
Теперь пришло время для программы «Слова и их истории» от VOA Learning English.
Каждую неделю мы рассказываем историю слов и выражений, часто используемых в американском английском. Некоторые из них старые. Другие новые. Вместе они образуют живой язык.
В сегодняшнем шоу мы будем говорить о том, как ударить кого-то ладонью. Мы называем это пощечиной!
В детстве вы могли получить пощечину или две. Вы помните, как это было? Наверное, не хорошо.
А когда пощечина в лицо, ощущение еще хуже! Вы часто не замечаете его приближения, пока открытая ладонь не коснется вашей щеки. Укус на вашем лице может вызвать слезы и на ваших глазах. Это вредит. И вы можете почувствовать себя оскорбленным и обиженным.
И это подводит нас к сегодняшнему выражению: пощечина .
Выражение «пощечина» не является физическим действием. Это неожиданное действие или комментарий, который кого-то оскорбляет. Пощечина унизительна
и может также вызвать разочарование.Эксперты Word говорят, что это выражение восходит к концу 1800-х годов.
Это могло произойти из-за идеи защитить себя от нежелательного сексуального внимания. Когда это произойдет, вы можете дать этому человеку пощечину. Вообще говоря, в 1800-х годах женщины, вероятно, давали пощечины мужчинам в таких ситуациях.
Но выражение «пощечина» могло произойти и от старинной традиции между мужчинами — дуэли. Дуэль — это состязание со смертоносным оружием, устроенное между двумя людьми для решения вопроса чести.
В прошлом человек мог вызвать другого на дуэль, ударив его по лицу пустой перчаткой. Чтобы защитить свою честь или , чтобы сохранить лицо , человек, получивший пощечину, должен согласиться на дуэль.
Сегодня выражение «пощечина» означает оскорбление. Чаще всего «пощечина» делается намеренно. это
Теперь давайте послушаем, как использовать «пощечину» в повседневной жизни.
Представьте себе актеров, готовящихся к большому шоу.
На этом фото 2018 года актеры репетируют в студии. (Любезно предоставлено фото: Харис Тжио)Кэтрин в студии репетирует свою песню. И вдруг в комнату врывается Оскар. Он так зол, что едва может говорить. Кэтрин перестает петь и останавливает музыку.
Кэтрин: Оскар, я прямо посреди своей большой песни. В чем дело?
Оскар: Извини, Кэт. Но я только что получил очень плохие новости.
Кэтрин: Меня зовут Кэтрин. Не Кот.
Оскар: Можем мы на минутку перестать говорить о тебе? Режиссер отдает мою роль в спектакле Мануэлю!
Кэтрин: Что? Почему?
Оскар: Она сказала, что Мануэль действительно талантлив и заслуживает того, чтобы сыграть главную роль .
Кэтрин: Вау. Какая пощечина! Твое лицо, я имею в виду.
Оскар: Я знаю, как работает эта идиома , Кэтрин. Спасибо.
Кэтрин: Так что еще она сказала?
Оскар: Она сказала, что в последнее время я был очень «непрофессиональным».
Оскар: Возможно.
Кэтрин: Но выставка открывается через неделю. Что вы собираетесь рассказать своим друзьям и семье?
Оскар: Понятия не имею. Они запланировали большую вечеринку в честь открытия и все такое. Это так унизительно. Как я могу столкнуться с ними?
Кэтрин: Это будет огромная потеря лица … опять я говорю о твоем лице.
Оскар: Можешь прекратить все эти идиомы унижения?? Они не помогают!
Кэтрин: Извините. Но ничего себе, , какой удар
Оскар: Кот!
Какой удар! Решение режиссера, безусловно, является большой пощечиной. Как мы слышали в диалоге , можно также сказать, что новость стала ударом по Оскару. Другими словами, решение директора было неожиданным, нежелательным и обидным. Это нанесло ущерб, как удар.
И Кэтрин действительно усиливала напряжение всеми своими идиомами унижения.
И это все, что у нас есть для вас на сегодняшнем шоу. До следующего раза… Я Анна Маттео.
Ибрагим Онафеко написал эту историю с дополнениями от Келли Джин Келли и Анны Маттео. Келли Джин Келли также редактировала эту историю и читала диалог с Брайаном Линном. В конце программы рок-группа Kiss поет свою песню 1989 года «Love’s a Slap in the Face».
_____________________________________________________________
жало – v. воздействовать резкой быстрой болью или остроумием
хорошо вверх – фразовое глагол всплывать в сильном смысле (о чувствах и мыслях или слезах)
унизительно – прил.