Как определить начало и конец обмоток трехфазного двигателя. Какие инструменты понадобятся для проверки. На что обратить внимание при тестировании обмоток. Какие измерения провести для выявления неисправностей.
Подготовка к проверке обмоток трехфазного двигателя
Перед началом тестирования обмоток трехфазного электродвигателя необходимо провести подготовительные работы:
- Отключить двигатель от сети питания
- Подготовить мультиметр, мегаомметр и другие измерительные приборы
- Очистить клеммную коробку от пыли и грязи
- Проверить целостность изоляции проводов визуально
- Промаркировать выводы обмоток, если это не сделано
Важно соблюдать технику безопасности при работе с электрооборудованием. Все измерения проводятся только на обесточенном двигателе.
Определение пар выводов обмоток электродвигателя
Для определения пар выводов, соответствующих началу и концу каждой обмотки, используется следующая методика:
- Установите мультиметр в режим прозвонки или измерения сопротивления
- Подключите один щуп к любому из выводов
- Вторым щупом поочередно касайтесь остальных выводов
- При обнаружении целостности цепи (звуковой сигнал или показания прибора) — это пара выводов одной обмотки
- Пометьте найденную пару выводов
- Повторите процедуру для оставшихся выводов
В результате будут определены 3 пары выводов, соответствующие трем обмоткам статора двигателя. Это важный этап для дальнейшей проверки.
Проверка сопротивления изоляции обмоток
Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса двигателя позволяет выявить повреждения изоляционного слоя. Для этого используется мегаомметр:
- Подключите один вывод мегаомметра к корпусу двигателя
- Второй вывод поочередно подсоединяйте к каждому из выводов обмоток
- Подайте испытательное напряжение (обычно 500-1000 В)
- Зафиксируйте показания прибора для каждой обмотки
Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм. Более низкие значения указывают на повреждение изоляции и необходимость ремонта двигателя.
Измерение сопротивления обмоток двигателя
Измерение активного сопротивления обмоток позволяет выявить межвитковые замыкания и обрывы. Процедура выполняется с помощью мультиметра:
- Установите мультиметр в режим измерения сопротивления
- Измерьте сопротивление между выводами каждой пары обмоток
- Сравните полученные значения между собой и с паспортными данными
Разница в сопротивлении обмоток не должна превышать 5%. Значительные отклонения указывают на неисправность — межвитковое замыкание или обрыв.
Проверка симметричности обмоток двигателя
Для выявления несимметричности обмоток проводятся измерения индуктивности:
- Установите измеритель индуктивности (RLC-метр) на соответствующий диапазон
- Измерьте индуктивность каждой обмотки
- Сравните полученные значения между собой
Разница в индуктивности обмоток не должна превышать 5%. Большие отклонения свидетельствуют о повреждении обмоток или неправильной намотке.
Определение начала и конца обмоток трехфазного двигателя
Для правильного подключения двигателя важно определить начало и конец каждой обмотки. Это можно сделать следующим образом:
- Соедините произвольно два вывода разных обмоток
- Подайте низкое напряжение (12-24 В) на оставшиеся выводы этих обмоток
- Измерьте напряжение на свободных выводах третьей обмотки
- При наличии напряжения соединенные выводы — начало одной и конец другой обмотки
- При отсутствии напряжения — соединены одноименные выводы (начала или концы)
- Повторите процедуру для других комбинаций выводов
В результате будут определены начала и концы всех трех обмоток двигателя. Это позволит правильно подключить его по схеме «звезда» или «треугольник».
Проверка правильности соединения обмоток
После определения выводов обмоток необходимо проверить правильность их соединения:
- Соедините обмотки по схеме «звезда» или «треугольник» согласно паспортным данным
- Подайте на двигатель пониженное напряжение (30-50% от номинального)
- Измерьте токи в фазах
- Проверьте направление вращения ротора
Токи в фазах должны быть примерно одинаковыми. Направление вращения должно соответствовать указанному на корпусе двигателя. В противном случае необходимо изменить схему соединения обмоток.
Анализ результатов проверки обмоток двигателя
После проведения всех измерений необходимо проанализировать полученные результаты:
- Сравнить измеренные значения с паспортными данными двигателя
- Оценить симметричность параметров обмоток
- Выявить отклонения, превышающие допустимые пределы
- Определить возможные причины обнаруженных неисправностей
- Принять решение о необходимости ремонта или замены двигателя
При обнаружении серьезных отклонений рекомендуется обратиться в специализированную организацию для проведения диагностики и ремонта электродвигателя.
Как определить начало и конец обмоток трехфазного электродвигателя
В данной статье мы постарались максимально подробно объяснить, как правильно определить необходимые выводы обмотки асинхронного трехфазного электродвигателя, в частности АИР, для дальнейшего правильного его подключения.
Определение пар выводов с помощью тестера
Пара выводов – это конец и начало одной обмотки трехфазного электродвигателя. Для определения пары начало/конец одной обмотки используют тестер, установленный на предел измерения сопротивления:
- Первый щуп тестера подсоединяют к одному из выводов
- Вторым поочередно касаются остальных проводов.
- Если на какой-то паре покажется целостность цепи – это и будет одна из фазных обмоток
- Аналогично выделяются все обмотки
- Каждую из обмоток помечают
Определение начала и конца одной обмотки
При подаче напряжения на любую из обмоток статора, оно индуцируется в оставшиеся 2 обмотки.
Используя эту особенность, тестер и сеть низкого напряжения, можно определить начала и концы обмоток:
- Произвольно соединяются 2 вывода разных обмоток
- На оставшиеся концы обмоток подается низкое напряжение и проверяется напряжение на соединенных обмотках: (напряжение есть – значит соединенные провода – начало одной и конец другой обмотки. Напряжения нет – значит соединены 2 конца, либо 2 начала)
- Концы без напряжения условно помечаются как начала
- Повторяется опыт и соединяется уже найденное начало одной из обмоток с любым выводом на которое подавалось напряжение ранее. Теперь напряжение подается на оставшуюся обмотку.
- Поочередно, подобным образом, проверяются все обмотки.
Найдя начала и концы обмоток, можно приступать к подключению асинхронного электродвигателя по схемам «звезда» либо «треугольник».
Как видно из таблиц обмоточных данных электродвигателей серии АИР, большинство электродвигателей АИР предполагают подключение к сети 220/380 В. Соединив концы обмоток по схеме “треугольник” двигатель будет работать от питания 220 В, а по схеме “звезда” – от 380 В.
Маркировка концов обмотки
Как правило, выводы обмоток асинхронных электродвигателей АИР маркированы попарно и имеют такие обозначения:
Фаза 1: С1 (начало) С4 (конец)
Фаза 2: С2 (начало) С5 (конец)
Фаза 3: С3 (начало) С6 (конец)
Первоочередно определяют и выделяют каждую из пар обмоток электродвигателя. Но порой, для правильного подключения, необходимо определить концы и начала обмоток самостоятельно.
Для более подробного просмотра электрических параметров – переходите к интересующей Вас модели электродвигателя АИР.
Контакты менеджера
Менеджер Артем
+38 (099) 40-20-100
+38 (098) 40-20-100
г. Харьков, ул. Родниковая 74
Полезное:
- Новокаховский электромашиностроительный завод НКЕМЗ. Каталог двигателей 4АМУ, 6АМУ, АИММ, АИУ
- Схема подключения асинхронного двигателя
- Асинхронні електродвигуни АИР
- Болгарские электродвигатели M, МО, AD, AT и аналоги
Мы вам рекомендуем:
>Определение начала и конца обмоток трехфазного электродвигателя
Чаще всего поставляемые в Украину поставляются электромоторы имущие соединение обмоток внутри статора. В таком случае к клеммную колодке выводиться всего три провода, на которые будет подаваться питание. Бывают ситуации, когда электрический двигатель имеет шесть выводов которые необходимо подключить в самой коробке. При покупке стоит учитывать, что подключение трехфазного электродвигателя с 3 выводами и однофазного с 4 выводами имеют ряд отличий в способе присоединения.
В данной статье мы рассмотрим, как проверить и самостоятельно определить начало и конец обмотки АИР асинхронного трехфазного электродвигателя для правильного подключения, если выведенные провода в борне:
- не промаркированы
- изоляция провода не имеет внешних отличий по цвету
- не разделены три вывода
Как вызвонить начало и конец обмотки электродвигателя
Чтобы определить соответствует та или иная пара выводов начала и конца обмоток асинхронного двигателя используют тестер. Но перед тем как преступить к определению начала и конца обмоток электродвигателя стоит подготовить бирки для каждого провода с обозначениями из трубки ПВХ и найти соответствующую пару для каждого вывода обмотки. Тумблер мультиметр необходимо перевести на измерение пределов сопротивления.
Определение пар выводов
1. Одним из щупов подсоединяем к любому из 6 выводов. Вторым, чтобы проверить соответствия обмоток поочередно касаемся остальных проводов.
2. Как только попадаем на нужный провод — пара выводов покажет целостность цепи, тестер издаст отчетливый звук, и прибор измерения покажет значение больше нуля. Это и есть одна из обмоток статора электродвигателя.
3. По аналоги находим остальные обмотки.
4. Найденные пары обмоток помечаем заготовленными ранее бирками в произвольной форме.
Первый этап пройден и мы смогли проверить обмотки двигателя.
Определение где начало и конец обмоток
Завершающим шагом в определение начала и конца обмоток трехфазного электродвигателя будет соединение соответствующих выводов и подача напряжения 220 В.
1. Последовательно соединим обмотки U1 – V2 и U2 – V1 между собой. На вывод U1 — V2 подадим низкое переменное напряжение от понижающего трансформатора 220/12В на две обмотки.
2. К третей обмотки W1 – W2 подключаем тестер и проверяем напряжение. Так как провода размечались произвольно, мультиметр может показать значение ноль или чуть выше (в пределах погрешности) – это встречное включение двух катушек. В таком случае выводы второй обмотки V1 – V2 нужно поменять местами и подать напряжение. На двух фазах двигатель с малой мощностью может запуститься — не пугайтесь, а измерительный прибор покажет нормальное напряжение. Благодаря проделанным манипуляциям Вы поймете, что происходит согласованное включение двух катушек и Вам удалось правильно определить начало и концы на обмотках электродвигателя.
После того как получилось определить начало и конец обмотки асинхронного двигателя, его можно подключить по схемам «звезда» — «треугольник» к сети переменного тока.
Из обзора статьи на обмоточные данные электродвигателей серии АИР Вы уже знаете, что данные электрические машины рассчитаны на подключение к сети 220В – 380 Вольт. При соединении концов обмотки по стандартной схеме «звезда» асинхронный двигатель работает от 380В с максимальным заявленным КПД, а по схеме треугольник мотор запуститься от сети 220 Вольт с просадкой по мощности.
Маркировка концов обмотки двигателя
Для удобства выводы обмоток электродвигателей маркируются попарно и могут иметь следующие обозначения:
Для более детального обзора электромеханических и технических параметров заинтересовавшей Вас модели – выберите маркировку двигателя АИР из таблицы.
852 31.10.2021
Как проверить обмотку трехфазного двигателя
Как проверить обмотку трехфазного двигателя
Обмотки двигателя представляют собой токопроводящие провода, намотанные на магнитный сердечник; они обеспечивают путь для протекания тока, чтобы затем создать магнитное поле для вращения ротора. Как и любая другая часть двигателя, обмотка может выйти из строя.
Когда обмотки двигателя выходят из строя, очень редко выходят из строя сами проводники, скорее выходит из строя полимерное покрытие (изоляция), окружающее проводники. Полимерный материал является органическим по своему химическому составу и подвержен изменениям в результате старения, карбонизации, нагревания или других неблагоприятных условий, вызывающих изменение химического состава полимерного материала. Эти изменения невозможно обнаружить визуально или даже с помощью традиционных электрических контрольно-измерительных приборов, таких как омметры или мегомметры. Внезапный выход из строя любой части двигателя приведет к потере производительности, увеличению затрат на техническое обслуживание, потерям или повреждению капитала и, возможно, к травмам. Поскольку большинство повреждений изоляции происходит со временем, технология MCA обеспечивает измерения, необходимые для выявления этих небольших изменений, определяющих состояние системы изоляции обмоток. Знание того, как проверить ваши обмотки, позволит вашей команде действовать упреждающе и предпринимать соответствующие действия, чтобы предотвратить нежелательный отказ двигателя
Как проверить изоляцию заземления
Замыкание на землю или короткое замыкание на землю происходит, когда значение сопротивления изоляции заземления уменьшается и позволяет току течь на землю или открытую часть машины. Это создает проблему безопасности, поскольку обеспечивает путь для подачи напряжения питания от обмотки к раме или другим открытым частям машины. Для проверки состояния заземления изоляции стены производят замеры от выводов обмотки Т1, Т2, Т3 до земли.
Наилучшие методы проверки извилистого пути к земле. Этот тест обеспечивает подачу постоянного напряжения на обмотку двигателя и измеряет, какой ток протекает через изоляцию на землю:
1) Проверьте двигатель в обесточенном состоянии с помощью исправно работающего вольтметра.
2) Заземлите оба измерительных провода прибора и убедитесь в надежном соединении провода прибора с землей. Измерьте сопротивление изоляции относительно земли (IRG). Это значение должно быть 0 МОм. Если отображается какое-либо значение, отличное от 0, повторно подключите измерительные провода к земле и повторите проверку, пока не будет получено показание 0.
3) Отсоедините один из тестовых проводов от земли и подключите к каждому из проводов двигателя. Затем измерьте значение сопротивления изоляции каждого провода относительно земли и убедитесь, что значение превышает рекомендуемое минимальное значение для напряжения питания двигателей.
NEMA, IEC, IEEE, NFPA предоставляют различные таблицы и рекомендации по рекомендуемому испытательному напряжению и минимальным значениям изоляции относительно земли в зависимости от напряжения питания двигателей. Этот тест выявляет любые слабые места в системе изоляции грунтовых стен. Коэффициент рассеяния и измерение емкости относительно земли обеспечивают дополнительную индикацию общего состояния изоляции. Процедура тестирования для этих тестов одинакова, но вместо приложения постоянного напряжения подается сигнал переменного тока, чтобы обеспечить лучшую индикацию общего состояния изоляции заземления.
Как проверить обмотки на наличие проблем с подключением, обрыва или короткого замыкания
Проблемы с подключением: Проблемы с подключением создают дисбаланс тока между фазами в трехфазном двигателе, что вызывает чрезмерный нагрев и преждевременный выход из строя изоляции.
Размыкание : Размыкание происходит при обрыве или разделении проводника или проводников. Это может помешать запуску двигателя или заставить его работать в «однофазном» режиме, что приводит к избыточному току, перегреву двигателя и преждевременному выходу из строя.
Короткие замыкания: Короткие замыкания возникают, когда изоляция, окружающая проводники обмотки, выходит из строя между проводниками. Это позволяет току течь между проводниками (короткими), а не через проводники. Это создает нагрев в месте повреждения, что приводит к дальнейшему ухудшению изоляции между проводниками и в конечном итоге приводит к выходу из строя.
Проверка обмоток на наличие неисправностей требует выполнения серии измерений переменного и постоянного тока между выводами двигателя и сравнения измеренных значений, если измерения сбалансированы, обмотка в порядке, если они несимметричны, указываются неисправности.
Рекомендуемые измерения:
1) Сопротивление
2) Индуктивность
3) Импеданс
4) Фазовый угол
5) Частотная характеристика тока
9000 5
Проверьте состояние обмотки, проверив следующие соединения:
- от Т1 до Т3
- от Т2 до Т3
- от Т1 до Т2
Значение должно быть в пределах от 0,3 до 2 Ом. Если это 0, есть короткое замыкание. Если оно больше 2 Ом или бесконечно, есть обрыв. Вы также можете высушить разъем и повторно протестировать его, чтобы получить более точные результаты. Проверьте вставки на следы прогара и тросы на износ.
Несбалансированность сопротивлений указывает на проблемы с подключением. Если эти значения отклоняются от среднего значения более чем на 5 %, это указывает на неплотное соединение, высокое сопротивление, коррозию или другие отложения на клеммах двигателя. Очистите провода двигателя и повторите проверку.
На размыкание указывает бесконечное значение сопротивления или импеданса.
Если фазовый угол или текущие частотные характеристики отличаются от среднего более чем на 2 единицы, это может указывать на короткое замыкание обмотки. На эти значения может повлиять положение ротора с короткозамкнутым ротором во время испытаний. Если импеданс и индуктивность не сбалансированы более чем на 3% от среднего значения, рекомендуется повернуть вал приблизительно на 30 градусов и провести повторную проверку. Если дисбаланс следует за положением ротора, дисбаланс может быть результатом положения ротора. Если дисбаланс остается прежним, это указывает на неисправность статора.
Традиционные приборы для проверки двигателей не могут эффективно проверять обмотки двигателя
Традиционными приборами для проверки двигателей являются мегомметр, омметр или иногда мультиметр. Это связано с наличием этих инструментов на большинстве заводов. Мегаомметр используется для проверки безопасности электрического оборудования или систем, а мультиметр используется для выполнения большинства других электрических измерений. Однако ни один из этих инструментов сам по себе или в сочетании не дает информации, необходимой для правильной оценки состояния системы изоляции двигателя. Мегаомметр может выявить слабые места в изоляции заземления двигателя, но не позволяет определить общее состояние системы изоляции. Он также не дает информации о состоянии системы изоляции обмоток. Мультиметр выявит проблемы с соединением и обрывы в обмотках двигателя, но не предоставит информации об изоляции между обмотками.
Тестирование обмоток с анализом цепи двигателя (MCA™)
Анализ цепи двигателя (MCA™) – это метод обесточивания, позволяющий тщательно оценить состояние двигателя путем проверки обмоток и других деталей. Он прост в использовании и быстро дает точные результаты. ALL-TEST PRO 7™ , ALL-TEST PRO 34™ и другие продукты MCA™ можно использовать на любом двигателе для выявления потенциальных проблем и предотвращения дорогостоящего ремонта. MCA полностью проверяет систему изоляции обмоток двигателей и выявляет преждевременную деградацию системы изоляции обмоток, а также неисправности внутри двигателя, которые приводят к отказу. MCA также диагностирует ослабленные и неисправные соединения, когда тесты выполняются с двигателя.
Советы по трехфазным двигателям: как оценивать температуру обмоток
2015 • Техническое обслуживание • Двигатели и приводыСоветы по трехфазным двигателям: как оценивать температуры обмоток
Редакция EP | 17 декабря 2015 г.
Прежде чем вытаскивать устройство, которое может быть горячим, найдите время, чтобы подтвердить свои подозрения.Майк Хауэлл, Ассоциация обслуживания электрооборудования (EASA)
Подозреваете, что трехфазный двигатель перегрелся? Если вы правы, устройство либо производит больше тепла, чем рассчитано, либо меньше рассеивает. При избыточном нагреве основными проблемами, как правило, являются исправность смазки подшипников и системы изоляции обмотки.
Прежде чем нести расходы по вытягиванию двигателя, оцените температуру его обмотки. Вот как.
После определения температуры обмотки подозрительного двигателя сравните ее с температурой, указанной на паспортной табличке агрегата (допустимой). Часто указывается только класс изоляции. Для электродвигателей обычно используется класс B, F или H. У двигателей, температура которых приближается или превышает пределы своего класса, могут возникнуть проблемы.
Измерьте ток статора всех трех фаз.
Сравните эти показания с номиналами, указанными на паспортной табличке, и, если возможно, с текущими показаниями любых родственных двигателей в том же приложении. Тепло, выделяемое обмоткой статора, пропорционально сопротивлению обмотки и квадрату тока. Дополнительный ток равен дополнительному теплу.
Не делайте вывод, что обмотка слишком горячая, просто прикасаясь к корпусу двигателя.
Температура обмотки не может быть правильно оценена на основе температуры внешней рамы.
Если двигатель оснащен датчиками температуры, способными считывать показания, используйте их.
Контроллер не всегда нужен. Для термисторов может потребоваться контроллер, но термопары и термометры сопротивления (RTD) можно легко считывать с помощью обычных портативных измерительных приборов и справочных таблиц.
Термопару или резистивный датчик температуры можно прикрепить к задней части сердечника статора с соблюдением надлежащих мер электробезопасности.
В таких случаях температура обмотки обычно на 5–10°С выше температуры сердечника. Если датчики температуры не установлены или не работают, температуру обмотки можно экстраполировать, используя временной ряд измерений сопротивления обмотки, выполненных после отключения. (При необходимости обратитесь за помощью в этом в сервисный центр.) Хотя этот подход требует выключения и размыкания клемм двигателя, в зависимости от устройства это может быть оправдано.