Определение обмоток трехфазного двигателя. Как правильно проверить обмотки трехфазного электродвигателя: пошаговая инструкция

Как определить начало и конец обмоток трехфазного двигателя. Какие инструменты понадобятся для проверки. На что обратить внимание при тестировании обмоток. Какие измерения провести для выявления неисправностей.

Содержание

Подготовка к проверке обмоток трехфазного двигателя

Перед началом тестирования обмоток трехфазного электродвигателя необходимо провести подготовительные работы:

  • Отключить двигатель от сети питания
  • Подготовить мультиметр, мегаомметр и другие измерительные приборы
  • Очистить клеммную коробку от пыли и грязи
  • Проверить целостность изоляции проводов визуально
  • Промаркировать выводы обмоток, если это не сделано

Важно соблюдать технику безопасности при работе с электрооборудованием. Все измерения проводятся только на обесточенном двигателе.

Определение пар выводов обмоток электродвигателя

Для определения пар выводов, соответствующих началу и концу каждой обмотки, используется следующая методика:

  1. Установите мультиметр в режим прозвонки или измерения сопротивления
  2. Подключите один щуп к любому из выводов
  3. Вторым щупом поочередно касайтесь остальных выводов
  4. При обнаружении целостности цепи (звуковой сигнал или показания прибора) — это пара выводов одной обмотки
  5. Пометьте найденную пару выводов
  6. Повторите процедуру для оставшихся выводов

В результате будут определены 3 пары выводов, соответствующие трем обмоткам статора двигателя. Это важный этап для дальнейшей проверки.


Проверка сопротивления изоляции обмоток

Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса двигателя позволяет выявить повреждения изоляционного слоя. Для этого используется мегаомметр:

  1. Подключите один вывод мегаомметра к корпусу двигателя
  2. Второй вывод поочередно подсоединяйте к каждому из выводов обмоток
  3. Подайте испытательное напряжение (обычно 500-1000 В)
  4. Зафиксируйте показания прибора для каждой обмотки

Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм. Более низкие значения указывают на повреждение изоляции и необходимость ремонта двигателя.

Измерение сопротивления обмоток двигателя

Измерение активного сопротивления обмоток позволяет выявить межвитковые замыкания и обрывы. Процедура выполняется с помощью мультиметра:

  1. Установите мультиметр в режим измерения сопротивления
  2. Измерьте сопротивление между выводами каждой пары обмоток
  3. Сравните полученные значения между собой и с паспортными данными

Разница в сопротивлении обмоток не должна превышать 5%. Значительные отклонения указывают на неисправность — межвитковое замыкание или обрыв.


Проверка симметричности обмоток двигателя

Для выявления несимметричности обмоток проводятся измерения индуктивности:

  1. Установите измеритель индуктивности (RLC-метр) на соответствующий диапазон
  2. Измерьте индуктивность каждой обмотки
  3. Сравните полученные значения между собой

Разница в индуктивности обмоток не должна превышать 5%. Большие отклонения свидетельствуют о повреждении обмоток или неправильной намотке.

Определение начала и конца обмоток трехфазного двигателя

Для правильного подключения двигателя важно определить начало и конец каждой обмотки. Это можно сделать следующим образом:

  1. Соедините произвольно два вывода разных обмоток
  2. Подайте низкое напряжение (12-24 В) на оставшиеся выводы этих обмоток
  3. Измерьте напряжение на свободных выводах третьей обмотки
  4. При наличии напряжения соединенные выводы — начало одной и конец другой обмотки
  5. При отсутствии напряжения — соединены одноименные выводы (начала или концы)
  6. Повторите процедуру для других комбинаций выводов

В результате будут определены начала и концы всех трех обмоток двигателя. Это позволит правильно подключить его по схеме «звезда» или «треугольник».


Проверка правильности соединения обмоток

После определения выводов обмоток необходимо проверить правильность их соединения:

  1. Соедините обмотки по схеме «звезда» или «треугольник» согласно паспортным данным
  2. Подайте на двигатель пониженное напряжение (30-50% от номинального)
  3. Измерьте токи в фазах
  4. Проверьте направление вращения ротора

Токи в фазах должны быть примерно одинаковыми. Направление вращения должно соответствовать указанному на корпусе двигателя. В противном случае необходимо изменить схему соединения обмоток.

Анализ результатов проверки обмоток двигателя

После проведения всех измерений необходимо проанализировать полученные результаты:

  • Сравнить измеренные значения с паспортными данными двигателя
  • Оценить симметричность параметров обмоток
  • Выявить отклонения, превышающие допустимые пределы
  • Определить возможные причины обнаруженных неисправностей
  • Принять решение о необходимости ремонта или замены двигателя

При обнаружении серьезных отклонений рекомендуется обратиться в специализированную организацию для проведения диагностики и ремонта электродвигателя.



Как определить начало и конец обмоток трехфазного электродвигателя

В данной статье мы постарались максимально подробно объяснить, как правильно определить необходимые выводы обмотки асинхронного трехфазного электродвигателя, в частности АИР, для дальнейшего правильного его подключения.

Определение пар выводов с помощью тестера

Пара выводов – это конец и начало одной обмотки трехфазного электродвигателя. Для определения пары начало/конец одной обмотки используют тестер, установленный на предел измерения сопротивления:

  1. Первый щуп тестера подсоединяют к одному из выводов
  2. Вторым поочередно касаются остальных проводов.
  3. Если на какой-то паре покажется целостность цепи – это и будет одна из фазных обмоток
  4. Аналогично выделяются все обмотки
  5. Каждую из обмоток помечают

Определение начала и конца одной обмотки

При  подаче напряжения на любую из обмоток статора, оно индуцируется в оставшиеся 2 обмотки.

Используя эту особенность, тестер и сеть низкого напряжения, можно определить начала и концы обмоток:

  1. Произвольно соединяются 2 вывода разных обмоток
  2. На оставшиеся концы обмоток подается низкое напряжение и проверяется напряжение на соединенных обмотках: (напряжение есть – значит соединенные провода – начало одной и конец другой обмотки. Напряжения нет – значит соединены 2 конца, либо 2 начала)
  3. Концы без напряжения условно помечаются как начала
  4. Повторяется опыт и соединяется уже найденное начало одной из обмоток с любым выводом на которое подавалось напряжение ранее. Теперь напряжение подается на оставшуюся обмотку.
  5. Поочередно, подобным образом, проверяются все обмотки.

Найдя начала и концы обмоток, можно приступать к подключению асинхронного электродвигателя по схемам «звезда» либо «треугольник».

Как видно из таблиц обмоточных данных электродвигателей серии АИР, большинство электродвигателей АИР предполагают подключение к сети 220/380 В. Соединив концы обмоток по схеме “треугольник” двигатель будет работать от питания 220 В, а по схеме “звезда” – от 380 В.

Маркировка концов обмотки

Как правило, выводы обмоток асинхронных электродвигателей АИР маркированы попарно и имеют такие обозначения:

Фаза 1: С1 (начало) С4 (конец)

Фаза 2: С2 (начало) С5 (конец)

Фаза 3: С3 (начало) С6 (конец)

Первоочередно определяют и выделяют каждую из пар обмоток электродвигателя. Но порой, для правильного подключения, необходимо определить концы и начала обмоток самостоятельно.

Для более подробного просмотра электрических параметров – переходите к интересующей Вас модели электродвигателя АИР.

Эта запись была опубликована Полезные статьи и обзоры.

Контакты менеджера

Менеджер Артем

+38 (099) 40-20-100

+38 (098) 40-20-100

г. Харьков, ул. Родниковая 74

Полезное:

  • Новокаховский электромашиностроительный завод НКЕМЗ. Каталог двигателей 4АМУ, 6АМУ, АИММ, АИУ
  • Схема подключения асинхронного двигателя
  • Асинхронні електродвигуни АИР
  • Болгарские электродвигатели M, МО, AD, AT и аналоги

Мы вам рекомендуем:

>

Определение начала и конца обмоток трехфазного электродвигателя

Чаще всего поставляемые в Украину поставляются электромоторы имущие соединение обмоток внутри статора. В таком случае к клеммную колодке выводиться всего три провода, на которые будет подаваться питание. Бывают ситуации, когда электрический двигатель имеет шесть выводов которые необходимо подключить в самой коробке. При покупке стоит учитывать, что подключение трехфазного электродвигателя с 3 выводами и однофазного с 4 выводами имеют ряд отличий в способе присоединения.

В данной статье мы рассмотрим, как проверить и самостоятельно определить начало и конец обмотки АИР асинхронного трехфазного электродвигателя для правильного подключения, если выведенные провода в борне:

  • не промаркированы
  • изоляция провода не имеет внешних отличий по цвету
  • не разделены три вывода

Как вызвонить начало и конец обмотки электродвигателя

Чтобы определить соответствует та или иная пара выводов начала и конца обмоток асинхронного двигателя используют тестер. Но перед тем как преступить к определению начала и конца обмоток электродвигателя стоит подготовить бирки для каждого провода с обозначениями из трубки ПВХ и найти соответствующую пару для каждого вывода обмотки. Тумблер мультиметр необходимо перевести на измерение пределов сопротивления.

Определение пар выводов

1. Одним из щупов подсоединяем к любому из 6 выводов. Вторым, чтобы проверить соответствия обмоток поочередно касаемся остальных проводов.

2. Как только попадаем на нужный провод — пара выводов покажет целостность цепи, тестер издаст отчетливый звук, и прибор измерения покажет значение больше нуля. Это и есть одна из обмоток статора электродвигателя.

3. По аналоги находим остальные обмотки.

4. Найденные пары обмоток помечаем заготовленными ранее бирками в произвольной форме.

Первый этап пройден и мы смогли проверить обмотки двигателя.

Определение где начало и конец обмоток

Завершающим шагом в определение начала и конца обмоток трехфазного электродвигателя будет соединение соответствующих выводов и подача напряжения 220 В.

1. Последовательно соединим обмотки U1 – V2 и U2 – V1 между собой. На вывод U1 — V2 подадим низкое переменное напряжение от понижающего трансформатора 220/12В на две обмотки.

2. К третей обмотки W1 – W2 подключаем тестер и проверяем напряжение. Так как провода размечались произвольно, мультиметр может показать значение ноль или чуть выше (в пределах погрешности) – это встречное включение двух катушек. В таком случае выводы второй обмотки V1 – V2 нужно поменять местами и подать напряжение. На двух фазах двигатель с малой мощностью может запуститься — не пугайтесь, а измерительный прибор покажет нормальное напряжение. Благодаря проделанным манипуляциям Вы поймете, что происходит согласованное включение двух катушек и Вам удалось правильно определить начало и концы на обмотках электродвигателя.

После того как получилось определить начало и конец обмотки асинхронного двигателя, его можно подключить по схемам «звезда» — «треугольник» к сети переменного тока.

Из обзора статьи на обмоточные данные электродвигателей серии АИР Вы уже знаете, что данные электрические машины рассчитаны на подключение к сети 220В – 380 Вольт. При соединении концов обмотки по стандартной схеме «звезда» асинхронный двигатель работает от 380В с максимальным заявленным КПД, а по схеме треугольник мотор запуститься от сети 220 Вольт с просадкой по мощности.

Маркировка концов обмотки двигателя

Для удобства выводы обмоток электродвигателей маркируются попарно и могут иметь следующие обозначения:

 

Для более детального обзора электромеханических и технических параметров заинтересовавшей Вас модели – выберите маркировку двигателя АИР из таблицы.