Какие основные требования предъявляются к освещению производственных и складских помещений. Какие нормативы регламентируют освещенность рабочих мест. Как правильно организовать искусственное и естественное освещение на производстве.
Основные требования к освещению производственных помещений
Правильная организация освещения на производстве и в складских помещениях играет важнейшую роль для обеспечения безопасности труда и высокой производительности. Основные требования к освещению производственных помещений включают:
- Достаточный уровень освещенности рабочих поверхностей
- Равномерность освещения
- Отсутствие слепящего действия и резких теней
- Постоянство освещенности во времени
- Правильная цветопередача
- Экономичность
Нормирование освещенности производственных помещений осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также отраслевыми стандартами.
Нормативные документы по освещению производственных помещений
Основными нормативными документами, регламентирующими требования к освещению производственных и складских помещений, являются:
- СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение»
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
- ГОСТ Р 55710-2013 «Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений»
В этих документах устанавливаются минимальные нормы освещенности для различных видов производственных помещений и работ, а также методики расчета и измерения освещенности.
Нормы освещенности производственных помещений
Нормы освещенности производственных помещений зависят от характера выполняемых работ, степени их точности и сложности. Чем выше требования к точности работ, тем выше должна быть освещенность. Основные нормативы:
- Для работ наивысшей точности (с объектами наблюдения менее 0,15 мм) — 2000-5000 лк
- Для работ очень высокой точности (0,15-0,3 мм) — 1000-3000 лк
- Для работ высокой точности (0,3-0,5 мм) — 750-2000 лк
- Для работ средней точности (0,5-1 мм) — 300-750 лк
- Для работ малой точности (более 1 мм) — 200-500 лк
Для складских помещений нормы освещенности составляют 75-200 лк в зависимости от характера работ. Освещенность проходов и участков, где работы не производятся, должна составлять не менее 25 лк.
Виды и системы освещения производственных помещений
На производстве применяются следующие виды освещения:
- Естественное — через оконные проемы и световые фонари
- Искусственное — с помощью электрических источников света
- Совмещенное — сочетание естественного и искусственного освещения
По конструктивному исполнению различают системы общего и комбинированного освещения. Система общего освещения предполагает равномерное размещение светильников по всей площади помещения. При комбинированном освещении к общему добавляется местное освещение рабочих мест.
Требования к естественному освещению производственных помещений
Естественное освещение производственных помещений должно соответствовать следующим требованиям:
- Коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен составлять не менее 0,5-2% в зависимости от разряда зрительных работ
- Световые проемы должны обеспечивать равномерное освещение помещения
- Окна должны быть ориентированы преимущественно на север для исключения слепящего действия прямых солнечных лучей
- Остекление окон должно быть чистым и целым
- Не допускается затемнение окон производственным оборудованием, материалами и изделиями
При недостаточности естественного света применяется совмещенное освещение.
Нормативы искусственного освещения на производстве
При организации искусственного освещения производственных помещений необходимо соблюдать следующие нормативы:- Освещенность рабочих поверхностей должна соответствовать нормам для данного разряда зрительных работ
- Показатель ослепленности не должен превышать 20-40 единиц в зависимости от типа помещения
- Коэффициент пульсации освещенности не должен превышать 10-20%
- Индекс цветопередачи источников света должен быть не менее 80-85 единиц
- Соотношение яркостей рабочих поверхностей не должно превышать 3:1 — 5:1
Для общего освещения производственных помещений следует применять энергоэффективные источники света — светодиодные светильники или люминесцентные лампы.
Особенности освещения складских помещений
При организации освещения складских помещений необходимо учитывать следующие особенности:
- Освещенность проходов между стеллажами должна составлять не менее 75 лк
- В зонах приемки и отпуска грузов освещенность должна быть 200-300 лк
- Светильники размещают над проходами между стеллажами
- Применяют пылевлагозащищенные светильники с высокой степенью защиты IP65
- Используют источники света с хорошей цветопередачей для правильного различения маркировки
- Обеспечивают возможность локального увеличения освещенности в зонах работы с документами
Правильная организация освещения склада позволяет повысить производительность труда и снизить риск ошибок при работе с товарами.
Контроль и измерение освещенности на производстве
Для контроля соответствия освещенности нормативным требованиям на предприятиях должны проводиться инструментальные измерения. Основные правила проведения измерений:
- Измерения проводят с помощью люксметра с погрешностью не более ±10%
- Измерения выполняют в контрольных точках на рабочей поверхности
- При комбинированном освещении измеряют отдельно общее и местное освещение
- Измерения проводят в темное время суток или при затемнении окон
- Перед измерением все источники света должны быть включены не менее чем на 20 минут
Результаты измерений заносятся в протокол. При несоответствии освещенности нормативам принимаются меры по улучшению освещения.
6. Освещение производственных помещений и рабочих мест \ КонсультантПлюс
6. Освещение производственных помещений и рабочих мест
6.1. В производственных помещениях, предназначенных для ПП и ИМС, должно предусматриваться естественное и искусственное освещение. Расположение производственных помещений с постоянными рабочими местами в зданиях без естественного света допускается лишь при специальном обосновании технологической необходимости.
6.2. Проектирование естественного и искусственного освещения в помещениях и на рабочих местах в производстве ПП и ИМС должно осуществляться в соответствии с требованиями СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования» II-4-79, отраслевых норм, а также Методическими рекомендациями по установлению уровней освещенности (яркости) для точных зрительных работ с учетом их напряженности N 3863-85.
6.3. Для производственных помещений, где выполняются точные зрительные работы, должны предусматриваться солнцезащитные устройства.
6.4. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен составлять:
— при боковом освещении — не менее 2,5;
— при верхнем или верхнем и боковом — не менее 7.
6.5. В качестве источников света в установках общего и местного освещения должны применяться люминесцентные лампы типа ЛБ, на операциях, требующих цветоразличения, следует использовать лампы типов ЛДЦ, ЛЕ.
6.6. Для общего и местного освещения следует применять светильники с диффузными рассеивателями.
6.7. Размещение светильников общего освещения должно выбираться с учетом расположения рабочих мест с предпочтением локализованного размещения.
6.8. Освещенность от общего освещения в системе комбинированного должна быть не менее 30 лк при коэффициенте запаса не менее 1,3.
6.9. Показатель ослепленности должен быть не более 20, коэффициент пульсации освещенности от установок общего освещения не должен превышать 20%.
6.10. При проектировании общего освещения должны быть предусмотрены эффективные средства доступа к светильникам с целью их чистки, ремонта и замены ламп.
6.11. Для местного освещения при точных зрительных работах должны применяться светильники с диффузными рассеивателями и диффузными отражателями с защитным углом не менее 30°. В светильнике должно быть не менее 2-х ламп, одна из которых включается через индуктивное балластное сопротивление, а другая — через емкостное балластное сопротивление. Коэффициент пульсации освещенности от светильника местного освещения не должен превышать 10%.
6.12. Освещенность на рабочих местах, предназначенных для выполнения точных зрительных работ 1-го вида, т.е. с объектами, размеры которых находятся в пределах разрешающей способности органа зрения, должна выбираться исходя из требований СНиП II-4-79 и отраслевых норм, с учетом психофизиологической сложности зрительной задачи и напряженности данной работы, определяемых в соответствии с Методическими рекомендациями N 3863-85.
6.13. Минимально допустимый уровень освещенности на рабочих местах при выполнении точных зрительных работ должен быть не ниже 1000 лк. Освещенность повышается на одну ступень по шкале СНиП II-4-79 по мере усложнения психофизиологического содержания зрительной работы, а также при увеличении напряженности зрительной работы в пределах каждого класса психофизиологической сложности. Максимальная освещенность на рабочем месте (поверхности) при коэффициенте отражения более 0,5 не должна превышать 3500 лк.
6.14. На рабочих местах, предназначенных для выполнения работ с постоянным использованием микроскопа, освещенность от системы комбинированного освещения должна быть не ниже 2500 лк при К отражения равном 0,5 и не более 3500 лк при К отражения поверхности монтажного стола более 0,5.
6.15. Для местного освещения отдельно расположенных рабочих мест следует применять светильники типа ЛНП 01 2xЗОУ, при компактном расположении рабочих мест — светильники типов ЛСП 02, ЛСП 03, ЛПО 02, ЛПО 03, ЛПО 028 и др., при необходимости различения объектов на вертикальной поверхности — светильники типа ЛСП 02 «Кососвет».
6.16. Для освещения объектов на предметном столике микроскопа следует использовать встроенные в микроскоп осветители, позволяющие изменять освещенность на объектах в поле зрения в зависимости от кратности увеличения. При увеличении кратности в 2 раза освещенность в поле зрения микроскопа должна повышаться не менее чем в 2 раза, но не более 4 раз.
6.17. Яркость рассматриваемых под микроскопом объектов должна находиться в пределах 500 — 1500 кд/кв. м.
6.18. При работе с объектами, цвет которых приближается к спектру излучения лампы накаливания, осветители или объективы микроскопов следует перекрывать светофильтрами типа СЗС-5, СЗС-16.
6.19. При выполнении точных зрительных работ с самосветящимися объектами (средствами отображения информации с самосветящимися символами, знаками и т.п.) освещенность на поверхности устройств отображения информации не должна превышать 300 лк.
6.20. При работах со светочувствительными материалами (фотолитографические процессы) спектральный состав светового потока следует выбирать в желтой области видимого излучения в пределах длин волн 570 — 600 нм.
6.21. Производственные операции, требующие по технологии неактиничного освещения, должны быть изолированы в отдельные помещения.
6.22. В производственных помещениях производства ПП и ИМС следует предусматривать автоматическое управление установками искусственного освещения в светлое время суток с целью компенсации естественного освещения.
6.23. При выполнении точных зрительных работ при искусственном освещении следует предусматривать динамичный (изменяющийся во времени по спектру и интенсивности) режим освещения с применением автоматического управления и регулирования осветительных установок.
6.24. Цветовая отделка производственных помещений должна решаться с учетом «Указаний по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий» СН 181-70.
Искусственное освещение помещений, требования к освещению и к светильникам
(основные критерии качества)
Качество искусственного освещения помещений зависит от многих факторов, главные из которых будут рассмотрены в этой статье. Статья написана не для проектировщиков осветительных установок (они в основном все это знают), а для тех, кто хочет разобраться в сложных вопросах, касающихся освещения помещений. Некоторые вопросы, касающиеся тематики данной статьи уже рассматривались в статьях Проектирование освещения квартир, Светильники для кухни. В статье Основные светотехнические характеристики светильников имеются ссылки на стандарты, в которых установлены правила измерения светотехнических характеристик. В данной статье рассмотрены вопросы:
- Освещенность
- Цилиндрическая освещенность
- Спектр света и индекс цветопередачи
- Цветовая температура
- Пульсации освещенности
- Неравномерность освещенности
- Показатели дискомфорта
- Требования к светильникам
- Магазины светильников
Освещенность
Освещенность помещения является основополагающим фактором, определяющим комфортность окружающей световой среды и соответственно качества искусственного освещения. Вычисляется как величина светового потока Ф, падающего на единицу площади освещаемой поверхности. Освещенность обозначают буквой Е. Имеет размерность люкс (лк), 1лк=1лм/м2. Здесь световой поток, это мощность светового излучения, воспринимаемого человеком как видимый свет, имеет размерность люмен (лм). Именно освещенность определяет, хорошо ли освещены окружающие нас предметы.
Человеческий глаз способен адаптироваться под разные условия освещенности. Мы может читать мелкий текст и при освещенности в 1 Люкс, и при 50000 Люкс. Но комфортной для глаз является освещенность 300 – 500 Лк. В некоторых случаях, когда требуется различать очень мелкие предметы, величина комфортной освещенности может находиться в пределах 1000 – 1500 Лк.
Основные нормы освещенности помещений при искусственном освещении даны в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (Таблицы 1 и 2) и в Своде Правил СП 52.13330.2011 (Таблица 2 и Приложение К). Здесь нормируется горизонтальная (то есть на поверхности стола или на полу) минимальная освещенность на рабочей поверхности. В Европе нормируют среднюю освещенность на рабочей поверхности. Вообще нормируемая в упомянутом СП освещенность, к примеру, в офисном помещении, 400 Лк (минимальная освещенность), это примерно, то же самое, что европейские 500 – 550 Лк (средняя освещенность).
Свод Правил СП 52.13330 входит в перечень нормативных документов обязательного применения. Сейчас принят ГОСТ Р 55710-2013 добровольного применения, в соответствие с которым допускается нормировать среднюю освещенность на рабочей поверхности. При проектировании освещения, как правило, не сложно одновременно выполнить нормы, как по минимальной освещенности, так и по средней освещенности на рабочей поверхности.
Цилиндрическая освещенность
Как правило, при проектировании осветительных установок помещений ограничиваются расчетом горизонтальной освещенности. При таком упрощенном подходе к проектированию осветительной установки помещения трудно говорить о высоком качестве искусственного освещения.
В помещениях, в которых происходит общение людей (выставочные залы, конференц-залы) важным параметром является цилиндрическая освещенность, которую необходимо учитывать при проектировании освещения. При низкой величине этого параметра даже при достаточной горизонтальной освещенности мы можем увидеть лицо человека, на которое падает тень. Это происходит, если ближайший к собеседнику светильник находится за его спиной.
Цилиндрическая освещенность характеризует степень насыщенности помещения светом. Ее определяют как среднюю плотность светового потока, падающего на поверхность цилиндра, расположенного вертикально. При этом геометрические размеры цилиндра стремятся к нулю.
Самый простой способ добиться хороших показателей цилиндрической освещенности – сделать стены и потолок светлыми, хорошо отражающими свет. А часть светового потока светильников направить на потолок. В этом случае помещение насыщается светом. Для жилых помещений конечно лучшим выбором является хорошая люстра. Покупать люстры желательно в специализированных магазинах, где перед покупкой ее можно увидеть включенной и визуально оценить качество.
В небольшом помещении (площадью менее 40 – 50 м2) первостепенную роль играет коэффициент отражения стен. При этом если стены и потолок светлые и хорошо отражают свет, то даже если единственный светильник находится за спиной нашего собеседника, его лицо мы видим освещенным светом, отраженным от стен и потолка.
Для обеспечения комфортной световой среды необходимо обеспечить цилиндрическую освещенность помещения порядка 50 — 150 лк. Но, для достижения хороших показателей цилиндрической освещенности требуется совместная согласованная работа светотехников, отвечающих за выбор и расстановку осветительных приборов и дизайнеров, отвечающих за выбор цвета и способов отделки стен и потолка.
Если совсем не контролировать цилиндрическую освещенность, то в принципе можно создать осветительную установку, которая будет соответствовать всем требованиям по горизонтальной освещенности, но качество осветительной установки окажется недопустимо плохим. Для небольшого помещения, например, размером 5х6 метров можно взять светодиодный прожектор мощностью около 50 Вт с углом рассеивания 120х60 градусов, который прекрасно способен осветить небольшую спортивную площадку во дворе дома, и установить его на потолке комнаты. После чего можно долго ходить с люксметром по комнате и радоваться достигнутым результатам по горизонтальной освещенности на уровне пола. Но, стены и особенно потолок окажутся темными. Кроме того, будет просто невозможно повернуться лицом в сторону прожектора. Здесь, как будет показано ниже, окажутся неприемлемыми еще и показатели дискомфорта.
Спектр света и индекс цветопередачи
Видимый нами свет представляет собой электромагнитную волну (подробнее о волновой природе света можно прочитать в статье Основные понятия о видимом свете). Источники света (лампы) излучают не весь спектр видимого света, а лишь некоторую его часть. Причем в спектре источников электрического освещения могут присутствовать значительные всплески и провалы, и даже отдельные спектральные линии. Это приводит к тому, что в условиях искусственного освещения происходит искажение восприятия цветов и их оттенков. Например, если в спектре излучения лампы отсутствуют световые волны, соответствующие красному цвету, то при рассмотрении предметов красного цвета мы увидим их неестественно темными.
Для количественной оценки источников света по обеспечению естественности и точности восприятия цветов и их оттенков введен показатель индекс цветопередачи Ra, который может принимать значения от 0 до 100. Лучшие по цветопередаче источники света на сегодняшний день – лампы накаливания (включая галогенные лампы — усовершенствованные варианты ламп накаливания). Их показатель Ra принимают равным 100. Индекс цветопередачи лучших светильников с люминесцентными лампами достигает значения 90 (отдельные экземпляры могут иметь Ra=95) .
Сравнительную таблицу с параметрами различных источников света можно посмотреть в статье про выбор источников света.
Индекс цветопередачи в некоторых случаях не играет особой роли, например, если мы читаем книгу. Но, если важным является правильное различение цветов и их оттенков, то индекс цветопередачи выходит на первый план. Для достижения высокого качества искусственного освещения индекс цветопередачи должен быть не менее 90.
Люстры и потолочные светильники на Яндекс.Маркет — цены, отзывы, динамика изменения средней цены:
Цветовая температура
У каждого источника света имеется область спектра, в которой сосредоточена основная доля излучения. Для оценки распределения излучения по спектру введен показатель цветовая температура Тц. Цветовую температуру измеряют в градусах Кельвина (отсчет градусов по Кельвину осуществляют от точки абсолютного нуля, что соответствует температуре минус 273 градуса по Цельсию).
Если нагревать любое тело, то начиная от некоторой температуры, оно начинает излучать видимый свет. Для оценки цветовой температуры источника электрического освещения используют нагрев абсолютно черного тела (некоторой физической модели, имеющей свойство поглощать все падающие на него лучи без отражения). Цветовая температура источника света определяется как температура, до которой необходимо нагреть абсолютно черное тело (АЧТ), что бы спектры излучения АЧТ и исследуемого источника электрического освещения были равны. Это равенство, конечно, является приблизительным.
Лампы накаливания в зависимости от их мощности могут иметь Тц в пределах 2200 – 3000 К (чем мощнее лампа, тем выше цветовая температура. Люминесцентные лампы в зависимости от типа люминофора могут иметь Тц порядка 2700 – 6500 К. Тц светодиодных источников света в зависимости от технологии изготовления светодиода может находиться в пределах 1800 – 10000 К.
Лампы с Тц менее 3000 К часто называют теплыми источниками света; с Тц 3500 -4500 – нейтральными белыми, более 5000 – холодными источниками света. Но это разделение чисто условно и у всех производителей ламп может несколько различаться.
От цветовой температуры используемых источников света во многом зависит работоспособность и здоровье людей. Причем в каждом конкретном случае для искусственного освещения помещений следует выбирать осветительные приборы с требуемыми параметрами: для спальни с Тц не более 3000 К, гостиной в квартире 3500 – 4000 К. Для офисов и производственных помещений, как правило, с Тц=4000 – 5000 К.
Например, если для освещения офиса использовать источники света с Тц=2000 – 2500 К, то у большинства сотрудников в зимнее время при коротком световом дне вместо работы будет борьба со сном. А если спальню осветить световыми приборами с Тц=5000 – 6000 К, то бессонница практически обеспечена.
Чем выше цветовая температура источника света, тем большую освещенность помещения требуется обеспечить. При Тц=2500 К для комфортного освещения достаточно иметь освещенность 200 лк. Но такие параметры световой среды располагают к отдыху. При Тц=5000 К для ощущения светового комфорта потребуется освещенность 400 – 500 лк. Поэтому цветовая температура используемых ламп является важным параметром при оценке качества искусственного освещения конкретного помещения в зависимости от его предназначения.
Основные рекомендации по использованию источников света с различными цветовыми температурами можно посмотреть в статье про требования к спектру ламп.
Влияние цветовой температуры на качество освещения, в зависимости от требуемой освещенности, рассмотрено в статье Зависимость комфортной освещенности от цветности источников света.
Пульсации освещенности
Если величина освещенности меняется во времени с частотой изменения напряжения в электрической сети более чем на 10-15%, то это приводит к быстрой утомляемости глаз. Особую опасность при сильных пульсациях освещенности может представлять стробоскопический эффект, при котором вращающиеся тела (шпиндель станка, лопасти вентилятора) мы вдруг можем увидеть неподвижными. Не стоит говорить о каком либо качестве искусственного освещения при пульсациях освещенности 20 и более процентов.
Для достижения приемлемых величин пульсаций освещенности светильники с люминесцентными лампами следует использовать с электронными пускорегулирующими аппаратами (ЭПРА). В больших производственных помещениях до сих пор часто используют люминесцентные светильники с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами (ПРА). Эти осветительные приборы имеют в своем составе стартеры. При использовании таких светильников их обязательно равномерно распределяют между тремя фазами групповой сети питания светильников. Причем если предусматривается включение осветительных приборов частями, то каждая по отдельности включаемая часть светильников также должна быть равномерно распределена по трем фазам.
Неприемлемые пульсации освещенности (десятки процентов) могут быть у некоторых светодиодных источников света. Всегда следует интересоваться у поставщиков светодиодной продукции величиной данного параметра. У хороших производителей светодиодов пульсации освещенности не превышают 5%.
Если говорить об источнике света (лампе) то правильнее указывать пульсации светового потока. Но, при установке светильников с рассматриваемыми лампами в помещении, как правило, возникают пульсации освещенности, равные пульсациям светового потока ламп (за исключением случая, когда светильники распределены между тремя фазами электрической сети).
Проблема также может возникнуть при медленных изменениях освещенности помещений, вызванных суточными колебаниями напряжения в сети вследствие изменения нагрузок. В некоторых случаях при проектировании искусственного освещения рационально использовать стабилизаторы напряжения, которые не только повысят комфортность световой среды, но и увеличат срок службы светильников, особенно если периодически возникают значительные превышения напряжения в сети сверх установленных норм.
Неравномерность освещенности
При больших неравномерностях освещенности помещения возникают неприятные зрительные ощущения. Когда отдельные части помещения существенно затенены, иногда вследствие установки мебели (шкафов), которыми в некоторых офисах делят помещение на отдельные зоны.
При этом следует различать неравномерность распределения освещенности непосредственно на рабочем месте и в помещении в целом (включая проходы).
При проектировании общего искусственного освещения для уменьшения неравномерности освещенности можно увеличить количество светильников в помещении (используя при этом светильники меньшей мощности), либо осуществить расстановку светильников с учетом мебели. Во втором случае удастся лучше осветить, к примеру, места, где имеется мебель (в том числе различные стеллажи), но расстояние между светильниками в рядах будет непостоянным. Для достижения требуемого качества искусственного освещения всегда исходят их конкретных условий использования помещения.
Показатели дискомфорта
Если в поле зрения одновременно попадают поверхности, имеющие чрезмерно различную яркость, то возникают неприятные зрительные ощущения, которые называют дискомфортной блескостью. Особенно часто подобная ситуация возникает на улице, когда взгляд направлен на какой то удаленный объект, а в поле зрения попадает яркое солнце. Яркие солнечные лучи сужают наши зрачки и не позволяют рассмотреть желаемый объект, имеющий существенно меньшую яркость, чем поверхность солнца. Хотя иногда удается ладонью руки защитить глаза от солнца и все-таки рассмотреть объект нашего интереса.
А теперь представим себе, что в поле зрения попадает ярко светящаяся поверхность светильника (или яркое отражение света на столе или мониторе компьютера), в результате чего зрачки стремятся сузиться. Но поверхность рассматриваемого предмета освещена существенно слабее. И для оптимального ее изучения по условиям освещенности зрачкам необходимо расширяться. Вот мы и получили неприятный зрительный эффект – дискомфортную блескость, вызывающий чрезмерное напряжение глаз. Длительное ежедневное напряжение глаз может даже вызвать их заболевания.
Дискомфортная блескость – самый неприятный недостаток многих осветительных установок. Можно обеспечить хорошую освещенность, в том числе цилиндрическую, индекс цветопередачи источников света Ra=90 и более. Но находясь в помещении, мы будет испытывать дискомфорт.
Для количественной оценки дискомфортной блескости и слепящего воздействия осветительной установки в нормативных документах по проектированию освещения используются: показатель ослепленности Р, показатель дискомфорта М и объединенный показатель дискомфорта UGR.
Показатель дискомфорта М — критерий оценки дискомфортной блескости, используемый в России.
Объединенный показатель дискомфорта UGR является международным критерием оценки дискомфортной блескости. Используется в большинстве стран (кроме США и Канады). В настоящее время показатель введен и в национальные нормативные документы.
Показатель ослепленности Р — критерий оценки слепящего действия осветительной установки. Используется в основном для оценки качества осветительных установок помещений промышленного назначения и различных мастерских по ремонту бытовой техники, обуви и одежды, расположенных в жилых и общественных зданиях.
Основные формулы для расчета данных показателей приведены в третьем издании Справочной книги по светотехнике под редакцией Ю.Б. Айзенберга (издание 2006 года). Требования к методу определения показателя дискомфорта UGR приведены в ГОСТ Р 54943-2012.
Сейчас использование показателя ослепленности Р постепенно снижается, так как оценивать показатели дискомфорта удобнее в величинах UGR или М, расчет которых выполняется на основе одних и тех же данных и соответственно они легко пересчитываются один из другого. Связь между UGR и М приведена в Таблице 1.
Таблица 1
UGR | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
М | 8,4 | 9,7 | 11,2 | 13 | 15 | 17 | 20 | 23 | 26,6 | 31 | 35,5 |
UGR | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
М | 41 | 47 | 55 | 63 | 73 | 84 | 98 | 112 | 129 | 150 |
В настоящее время для расчета объединенного показателя дискомфорта UGR используют программные средства, например программу DIALux. Она вычисляет UGR в пределах от 10 до 30. Этого диапазона вычислений более чем достаточно.
Для вычислений параметров осветительной установки для каждого используемого светильника с официального сайта производителя данного типа осветительного оборудования скачивают специальный IES файл с фотометрическими данными. Сейчас практически все изготовители светильников выкладывают на своих сайтах в свободный доступ соответствующие IES файлы для программы DIALux. Данная программа не является единственной, и некоторые светотехники пользуются другими программными средствами.
Обычно осветительные установки проектируют исходя из параметра UGR от 15 до 25. При величине UGR менее 15 можно говорить о весьма качественной осветительной установке. В помещениях, в которых не предусматривается постоянное присутствие людей, UGR может быть более 25, если это не противоречит нормам для данного типа помещения.
Оценивают величины дискомфортной блескости около торцевых стен помещения на высоте 1,2 метра при направлении взгляда на противоположную стену.
Требования к светильникам
Значение дискомфортной блескости зависит от типа используемых светильников (их мощности, кривой силы света (КСС), защитного угла, площади излучающей свет поверхности), и способа их расстановки в помещении.
Самый простой способ добиться хороших показателей дискомфортной блескости – использовать светильники, излучающие часть светового потока (более 10%) в верхнюю полусферу, то есть на потолок. За счет этого уменьшается разница яркостей светящихся поверхностей осветительных приборов и потолка. Дальнейшего уменьшения яркости излучающей поверхности светильника (при фиксированном световом потоке) можно добиться выбором светильников с большой излучающей поверхностью. То есть уменьшить светимость поверхностей светильника (отношение светового потока к площади излучающей этот поток поверхности).
Защитить глаза от ярких светящихся поверхностей светильника помогают защитные экраны, рассеиватели и плафоны. Защитные экраны действуют подобно ладони руки, когда мы ей защищаем глаза от слепящих солнечных лучей. Привычные нам офисные светильники размером 60х60 см с четырьмя люминесцентными лампами по 18 Вт снабжают сложными призматическими рассеивателями, которые закрывают от глаз источники света – лампы, но позволяют световому потоку практически беспрепятственно проходить через них.
Для дома желательно выбирать светильники, имеющие небольшие значения светимости. С этой точки зрения лучшими являются светильники с лампами накаливания. Значительно сложнее обстоит дело со светодиодными светильниками – в них весьма маленькая поверхность светодиода излучает большой световой поток. Поэтому светодиодный светильник должен содержать экраны, рассеиватели и плафоны, исключающие всякую возможность попадания в поле зрения прямого излучения поверхности светодиода. Светодиодные светильники по сравнению с лампой накаливания потребляют значительно меньшую мощность при одинаковом световом потоке (примерно в 5-8 раз), поэтому если в рассеивателях и плафонах будет потеряно 10-20 % светового потока, то это не стоит рассматривать как недопустимый фактор.
Магазины светильников
Официальные сайты популярных интернет магазинов, в которых можно выбрать и купить светильники для дома или офиса, вы можете посмотреть на странице сайта Магазины светильников.
Также на этой странице рассмотрены некоторые особенности приобретения осветительных приборов в интернет магазинах.
Виктор Чернов
К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта) 04.01.2016
16 лучших идей освещения гостиной
Яркие идеи
Найдите вдохновение для своего дома с помощью этих идей освещения гостиной. От торшеров до люстр — найдите свет, соответствующий вашему стилю
Элизабет Стэмп и Габриэла Уллоа
Какой смысл иметь красиво оформленное пространство, если вы сидите в темноте? Освещение является одним из важнейших элементов комнаты и может влиять на внешний вид всего остального — от цвета стен до картин и ковров. Вот почему важно заранее спланировать дизайн освещения и продумать все источники света, которые вам понадобятся, будь то настенные светильники над диваном для чтения или эффектная люстра, освещающая всю комнату. Если вы готовы поднять свое освещение на новый уровень, откройте для себя эти гениальные идеи освещения гостиной, которые обязательно сделают ваше пространство ярче и красивее.
Сосредоточьтесь на миксе
Удачный дизайн освещения сочетает в себе несколько источников света на разных уровнях помещения. Добавьте слои света от нескольких типов светильников, которые можно использовать вместе или по отдельности для гибкого пространства.
Найдите идеальную пару
Удвойте удовольствие от освещения с двумя подвесными светильниками. Повесьте подходящие подвесные светильники над обеденным столом, чтобы придать пространству ощущение баланса и симметрии.
Этот исторический Pied-a-Terre получает современный вид с помощью веселых пастельных тонов. Фото Ричарда Чиверса.
Попробуйте скульптурные бра
Настенные светильники или бра — отличный способ украсить пустую стену или обрамить диван или произведение искусства. Они также идеально подходят для небольших помещений и помогают освободить место на полу или на столе. Попробуйте пару красочных или скульптурных бра, которые привлекут внимание и осветят пространство, или выберите одиночный свет для минималистского образа.
Добавить центральную часть
Любите ли вы романтическую люстру или современный подвесной светильник, эффектный светильник дополнит гостиную. Используйте этот предмет, чтобы украсить зону отдыха и создать фокус. Установите диммер, чтобы иметь возможность переключать атмосферу и задавать настроение.
Модный инсайдер Марина Ларруд Игривый таунхаус в Нью-Йорке. Фото Брук Холм.
Добавьте ярких красок
Если в вашем пространстве не хватает определенного чего-то , добавьте красочную лампу для создания эклектичной атмосферы.
Make It Art
Зачем довольствоваться формой или функцией ? Получите и то, и другое, выбрав лампу, которая больше похожа на произведение искусства, чем на источник света.
Самые популярные
В бывшем итальянском ресторане Софи Лу Якобсен создала эклектичную квартиру. Фото Уильяма Геддеса.
Не забывайте о верхних источниках света
Если ваша комната большая или в ней недостаточно естественного света, одного потолочного светильника может быть недостаточно. Рассмотрите возможность использования нескольких потолочных светильников, например встроенного освещения в паре с подвесным светильником.
5 дизайнерских идей, которые можно украсть с улицы Руби в Лос-Анджелесе. Фото Кандиды Вольгемут.
Украсьте каминную полку
Если вам посчастливилось иметь камин в гостиной, не оставляйте его в темноте! Подчеркните архитектурную особенность, установив бра или добавив пару небольших ламп или свечей на каминную полку.
Дом Итана Кука такой же яркий, как и его произведение искусства. Фото Макса Беркхальтера
Выберите лампу с широким радиусом действия
Если у вас нет потолочного светильника, рассмотрите торшер, который изгибается по всему пространству. Изделие добавит света сверху без необходимости вызывать электрика.
Самые популярные
Освещение угла
Одинокое кресло мгновенно превращается в уютный уголок для чтения, если добавить торшер. Воспользуйтесь преимуществом пустого угла и создайте спокойное место, которое идеально подходит для того, чтобы свернуться калачиком с бестселлером.
Этот приют на верхушках деревьев — мечта любого любителя современного дизайна. Фото Тима Хиршманна.
Создайте образ большого размера
Убедитесь, что вы получаете максимальную отдачу от затраченных средств, повесив большой подвесной светильник в своем пространстве. Никогда больше не беспокойтесь о том, что вам не хватит света.
Совершите покупки и остановитесь в этой жемчужине XVIII века в Копенгагене. Фото Wichmann + Bendtsen.
Низко висящий светильник
Воспользуйтесь преимуществами высоких (или даже низких) потолков, подвесив низко висящий светильник над обеденным или кухонным столом. Это добавит неожиданный слой в ваше пространство.
Самые популярные
Найдите баланс между старым и новым
Смешайте винтажные находки с современными акцентами, чтобы оживить пространство. Если у вас есть запасная люстра, которая просто висит без дела… даже лучше.
Итальянский дом в Найаке, Нью-Йорк, полный энергии и искусства. Фото Макса Беркхальтера.
Сияние
Мы любим хорошее свечение здесь, в Clever. Знаете, что мы тоже любим? Красочное свечение. Создайте таинственное свечение вокруг своего дома, используя цветные лампочки за любым зеркалом в вашем доме.
Внутри студии в Лос-Анджелесе, отдающей дань уважения 80-м годам. Фото Тима Хиршманна.
Включите светодиод
Помните то свечение, о котором мы говорили? Познакомьтесь с его двоюродным братом, светодиодным светом. Хотя неон, безусловно, является популярной тенденцией светодиодов, это определенно не единственный вариант. Вместо того, чтобы подавлять свое пространство резкими цветами, выберите белый свет, который добавит идеальное количество крутых детских вибраций.
Самые популярные
Не забывайте о своем здоровье
Привет! Здесь, чтобы напомнить вам, что некоторые огни также могут быть исцеляющими. Ищете столь необходимый отдых и отдых? Добавьте лампу из гималайской соли и наслаждайтесь всеми ее (очевидными) очищающими воздух и улучшающими настроение вибрациями.
Молодая семья захватывает очаровательный дом хиппи в Лос-Анджелесе. Фото Микаэля Кеннеди.
Explorelightingrenovation
ПодробнееИдеи по освещению гостиной — Forbes Home
Когда дело доходит до дизайна гостиной, элемент, который чаще всего упускают из виду, также является наиболее важным: освещение. То, как вы освещаете свое жилое пространство, определяет, как и когда вы его используете. Это может показаться сложной задачей, но с несколькими полезными рекомендациями и множеством вдохновляющих идей вы обязательно найдете правильную формулу для своего пространства.
Реклама
ЭТО РЕКЛАМА, А НЕ РЕДАКЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Обратите внимание, что мы получаем компенсацию за любые продукты, которые вы покупаете или подписываетесь через эту рекламу, и эта компенсация влияет на ранжирование и размещение любых предложений, перечисленных здесь. Мы не предоставляем информацию о каждом доступном предложении. Информация и суммы сбережений, изображенные выше, предназначены только для демонстрационных целей, и ваши результаты могут отличаться.
Универсальное индивидуальное решение для любого интерьера
Каждый дом — это уникальное выражение его владельцев. Превратите свое пространство в дом своей мечты с доверенными декораторами интерьера от Angi.
Исследуйте варианты
Так что выходите на свет и читайте о нескольких идеях освещения гостиной, которые подчеркнут ваш уникальный стиль.
1. Наслаивайте источники света
Один из самых важных советов по освещению помещения — это наслоение источников света. Вам понадобится сочетание окружающего и акцентного освещения, чтобы ваше пространство было равномерно освещено, не чувствуя себя слишком больным или слишком тусклым. Стремитесь к равномерному рассеянию окружающего света, используя потолочные светильники и окна. Дополните акцентным освещением, чтобы осветлить темные углы, выделить элементы комнаты или приспособить пространство к своему вкусу и потребностям.
2. Добавьте эффектности
Эффектные осветительные приборы — это стильный и практичный способ привнести в пространство нотку индивидуальности. Предпочитаете ли вы угрюмую люстру или современный мобильный телефон, драматизм добавит как характер, так и окружающий свет. Попробуйте светильник, который освещает ваш потолок, чтобы распространить больше света в пространстве, или выберите драматический фонарь, который будет отбрасывать интересные тени на вашу стену. Установка диммера на светильник также является отличным способом получить нужное количество света, независимо от настроения, которое вы надеетесь создать.
3. Смягчение и рассеивание
Фото: Instagram / @Consideredthings
Если внешний вид люстры кажется вам слишком ярким, вы все равно можете добавить элегантности с помощью большого светящегося кулона, такого как глобус или бумажный фонарик. Бумажные фонари, в частности, легкие, могут быть разных форм и размеров и обеспечивают превосходный рассеянный свет. Вы также можете повесить подвеску на гирлянду, что является элегантным решением для комнат, где настольные или торшеры не подходят.
4.
Moody GlamourТо, что помещение хорошо освещено, не означает, что оно должно быть ярким. Освещение также можно использовать для создания более интимной обстановки. Если вы предпочитаете более уютное пространство, сосредоточьтесь на акцентном освещении, чтобы создать зоны освещения с несколькими более темными карманами. Светильники с тонированными или цветными плафонами и тканевыми плафонами также отлично подходят для создания рассеянного света. Диммеры также являются отличным способом лучше контролировать тон и качество света.
5. Что-то старое, что-то новое
Фото: Дастин Асксленд / Элизабет Робертс Архитекторы
Используйте свое окружение для вдохновения, но не бойтесь идти против течения. Освещение — отличный способ примерить разные стили и добавить визуальный интерес вашему пространству. Сравните лампу с четкими линиями со старинным диваном или деревенским камином. Используйте современную люстру или настенное бра в качестве визуального фона для более традиционно детализированного пространства, чтобы подчеркнуть историческое очарование.
6. Ответвление
Если расположение верхнего освещения не соответствует вашим предпочтениям, попробуйте добавить торшер в виде арки или настенное бра с длинными рожками. Арочные торшеры удобны и могут быть подключены в любом месте, где они вам нужны, а также добавляют визуальный интерес к процессу.
Реклама
ЭТО РЕКЛАМА, А НЕ РЕДАКЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Обратите внимание, что мы получаем компенсацию за любые продукты, которые вы покупаете или подписываетесь через эту рекламу, и эта компенсация влияет на ранжирование и размещение любых предложений, перечисленных здесь. Мы не предоставляем информацию о каждом доступном предложении. Информация и суммы сбережений, изображенные выше, предназначены только для демонстрационных целей, и ваши результаты могут отличаться.
Обзор модных светильников для столовой
7. Закрепите настольные лампы на стене
Дизайн интерьера, дизайн и фото: Студия дизайна Avenue (Holly Marder And Hedda Pier)
Если у вас есть особый уголок для чтения или уютный уголок на диване, где вы хотите рабочее освещение, рассмотрите возможность установки настенного бра. Установите бра на нужной высоте, чтобы светить через плечо, или выберите регулируемую версию. Бра — особенно забавные предметы, потому что они очень разнообразны и могут быть уникальными, искусными и стилизованными.
8. Подсветите свою коллекцию
Являетесь ли вы крупным коллекционером произведений искусства, владеете обширной библиотекой или просто хотите немного больше окружающего света, точечные светильники станут отличным дополнением вашего пространства. Установите несколько, чтобы выделить свои полки или любимое произведение искусства на стене и мгновенно добавить нотку изысканности в свое пространство.
9. Комбинируйте и сочетайте
Не думайте, что все настольные и напольные лампы должны сочетаться друг с другом. Асимметрия — отличный способ сделать пространство интересным и обеспечить разное качество света. Например, настольная лампа на регулируемом кронштейне отлично подходит для места для чтения, а светящийся торшер обеспечивает рассеянный свет. Смешивая тип и высоту светильников, можно сделать освещение в вашем помещении более естественным и уютным. Если вы склонны к эклектичному вкусу, также может быть интересно сочетать светильники разных стилей.
Реклама
ЭТО РЕКЛАМА, А НЕ РЕДАКЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Обратите внимание, что мы получаем компенсацию за любые продукты, которые вы покупаете или подписываетесь через эту рекламу, и эта компенсация влияет на ранжирование и размещение любых предложений, перечисленных здесь. Мы не предоставляем информацию о каждом доступном предложении. Информация и суммы сбережений, изображенные выше, предназначены только для демонстрационных целей, и ваши результаты могут отличаться.
Магазин трендовых светильников для спальни
10. Выставляйте напоказ то, что у вас есть
Фото: Студия дизайна Avenue (Холли Мардер и Хедда Пир)
Жилые помещения бывают разных форм и размеров, и все они имеют свои уникальные особенности. Используйте свое освещение, чтобы подчеркнуть архитектурные элементы вашего пространства. Украсьте свой камин гламурными бра, повесьте люстру на существующий гипсовый медальон на потолке или добавьте немного света в ниши на потолке. Обыгрывание уже имеющихся функций поможет связать пространство воедино.
11. Au Naturale
Тот факт, что он использует электричество, не означает, что он должен быть металлическим и гладким. Ищите лампы с плетеными абажурами, которые придают материалу теплоту и интересное свечение. Если внешний вид дерева и ротанга вам не по вкусу, поищите более органичные или сделанные вручную керамические подвески или скульптурные бра того же качества ручной работы. Если вы сомневаетесь, более традиционный абажур также поможет добавить мягкости пространству и освещению, более равномерно распределяя его по комнате.
12. Торшеры как произведение искусства
Фото предоставлено студией дизайна Avenue (Холли Мардер и Хедда Пьер)
Торшеры — отличная возможность добавить света и немного индивидуальности. Выберите скульптурный предмет с большим телом или разветвленными руками, чтобы поднять вашу мебель. Если вас не привлекают более гладкие современные вещи, поищите интересные винтажные варианты с характером, которые также могут стать отличным поводом для разговора.
Независимо от того, яркое и современное у вас помещение или мрачное и максималистское, правильно подобранные световые решения украсят любую гостиную.
Реклама
ЭТО РЕКЛАМА, А НЕ РЕДАКЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Обратите внимание, что мы получаем компенсацию за любые продукты, которые вы покупаете или подписываетесь через эту рекламу, и эта компенсация влияет на ранжирование и размещение любых предложений, перечисленных здесь. Мы не предоставляем информацию о каждом доступном предложении. Информация и суммы сбережений, изображенные выше, предназначены только для демонстрационных целей, и ваши результаты могут отличаться.
Сравните предложения лучших дизайнеров интерьеров
Бесплатно, оценки без обязательств
Найти декоратора
Ваш дом.