Параметрический эквалайзер м старостенко доработка. Параметрический эквалайзер: принцип работы, настройка и применение в аудиообработке

Что такое параметрический эквалайзер. Как работает параметрический эквалайзер. Какие параметры можно настраивать в параметрическом эквалайзере. Для чего используется параметрический эквалайзер в звукозаписи и живом звуке. Чем отличается параметрический эквалайзер от графического.

Содержание

Что такое параметрический эквалайзер и как он работает

Параметрический эквалайзер — это устройство или программный модуль для обработки звука, позволяющий точно настраивать амплитуду отдельных частотных полос аудиосигнала. В отличие от графического эквалайзера, параметрический дает возможность регулировать не только уровень усиления/ослабления, но и центральную частоту, а также ширину полосы обрабатываемых частот.

Основные параметры, которые можно настраивать в параметрическом эквалайзере:

  • Центральная частота — определяет, на какой частоте будет происходить усиление или ослабление сигнала
  • Усиление/ослабление — насколько сильно будет усилен или ослаблен сигнал на выбранной частоте (измеряется в децибелах)
  • Добротность (Q-фактор) — определяет ширину частотной полосы, на которую воздействует эквалайзер

Благодаря возможности точной настройки этих параметров, параметрический эквалайзер позволяет очень гибко корректировать частотную характеристику звукового сигнала.


Основные типы параметрических эквалайзеров

Существует несколько разновидностей параметрических эквалайзеров:

Полностью параметрический эквалайзер

Позволяет настраивать все основные параметры (частоту, усиление, добротность) для каждой полосы. Обычно имеет от 3 до 7 полос. Дает максимальные возможности для коррекции звука.

Полупараметрический эквалайзер

В нем можно регулировать частоту и усиление, но добротность фиксирована. Такие эквалайзеры проще в использовании, но менее гибкие.

Квазипараметрический эквалайзер

Разновидность полупараметрического эквалайзера. Позволяет настраивать частоту и усиление, а добротность имеет 2-3 фиксированных значения на выбор.

Преимущества параметрического эквалайзера

Основные достоинства параметрического эквалайзера по сравнению с другими типами:

  • Высокая точность настройки частотной характеристики
  • Возможность воздействовать на очень узкие полосы частот
  • Гибкость в выборе обрабатываемых частот
  • Эффективное устранение резонансов и нежелательных частот
  • Возможность усиления нужных частотных компонентов звука

Применение параметрического эквалайзера

Параметрические эквалайзеры широко используются в различных областях обработки звука:


Студийная звукозапись

В студии параметрический эквалайзер применяется для:

  • Точной настройки тембра отдельных инструментов
  • Устранения резонансов и нежелательных призвуков
  • Выделения характерных частот инструментов
  • Создания пространства в миксе за счет частотного разделения инструментов

Концертное звукоусиление

При работе с «живым» звуком параметрический эквалайзер помогает:

  • Бороться с обратной связью на конкретных частотах
  • Компенсировать акустические особенности помещения
  • Улучшать разборчивость вокала и инструментов
  • Формировать общий тональный баланс звучания

Настройка параметрического эквалайзера

Процесс настройки параметрического эквалайзера обычно включает следующие шаги:

  1. Определение проблемной или требующей коррекции частоты на слух
  2. Установка центральной частоты эквалайзера на предполагаемое значение
  3. Увеличение усиления и сужение полосы (увеличение добротности) для точного поиска частоты
  4. После нахождения нужной частоты — установка требуемого уровня усиления/ослабления
  5. Регулировка ширины полосы для достижения желаемого эффекта

Отличия параметрического и графического эквалайзеров

Основные различия между параметрическим и графическим эквалайзерами:


  • Графический имеет фиксированные частоты и ширину полос, параметрический позволяет их настраивать
  • Параметрический обычно имеет меньше полос, но дает больше возможностей точной настройки
  • Графический проще в использовании, параметрический требует больше опыта
  • Параметрический эффективнее для точечной коррекции, графический — для общей коррекции

Когда использовать параметрический эквалайзер

Параметрический эквалайзер лучше всего подходит в следующих ситуациях:

  • Требуется точная коррекция на определенных частотах
  • Нужно устранить узкополосные резонансы или обратную связь
  • Необходимо усилить или ослабить характерные частоты инструмента
  • Важна максимальная гибкость в настройке звука
  • Нужно скомпенсировать акустические проблемы помещения

При этом для быстрой общей коррекции тембра часто удобнее использовать графический эквалайзер.

Советы по работе с параметрическим эквалайзером

Чтобы эффективно использовать параметрический эквалайзер, полезно следовать некоторым рекомендациям:

  • Старайтесь вырезать нежелательные частоты, а не усиливать нужные
  • Используйте узкую полосу (высокую добротность) для устранения резонансов
  • Применяйте широкую полосу (низкую добротность) для общей тональной коррекции
  • Не злоупотребляйте большим усилением — это может привести к искажениям
  • Делайте изменения постепенно, оценивая результат на слух
  • Периодически сравнивайте обработанный сигнал с исходным

Заключение

Параметрический эквалайзер — мощный инструмент для точной частотной коррекции звука. Он дает звукорежиссерам и музыкантам широкие возможности для улучшения качества звучания, устранения проблем и творческого формирования тембра. Освоение работы с параметрическим эквалайзером требует практики, но позволяет достичь профессиональных результатов в обработке звука.



Радиосхемы. — Параметрический эквалайзер на К157УД2

Категория Аудиотехника материалы в категории Подкатегория Схемы приставок аудиоэффектов

М. СТАРОСТЕНКО, г. Миасс Челябинской обл.
Радио, 1998 год, №6

В графических эквалайзерах значительное число полос (их может быть 10 и больше) дает возможность лучше скорректировать заметные неравномерности АЧХ громкоговорителей или акустику помещения. Однако этими качествами обладает и параметрический эквалайзер, что позволяет исключить его влияние на сигналы вне полосы коррекции. Вот такой, не сложнее графического, корректор и предлагается вниманию читателей.

Заслуженной популярностью у любителей звукотехники пользуются многополосные регуляторы тембра (эквалайзеры). Они способны в большей степени, чем обычные регуляторы тембра, корректировать несовершенство акустических свойств помещений прослушивания или аппаратуры подбором наиболее приемлемого звучания музыкальных и речевых программ.

В эквалайзерах возможности коррекции повышаются с увеличением числа полос регулирования, что, в свою очередь, связано с увеличением числа активных и пассивных элементов. Это также приводит к необходимости тщательного подбора элементов частотозадающих цепей фильтров либо требует дополнительного усложнения самого устройства. Например, при построении десятиполосного эквалайзера [1] на основе так называемых «высокодобротных» фильтров легкость настройки параметров фильтров была достигнута ценой удвоения количества используемых операционных усилителей*.

Альтернативой многополосным регуляторам тембра с числом полос регулирования 10 и более являются параметрические эквалайзеры, которые (при примерно одинаковом с многополосными регуляторами тембра числе органов регулировки) менее критичны к выбору элементов фильтров.

Параметрический эквалайзер содержит в своем составе фильтры, резонансную частоту и добротность которых можно регулировать независимо друг от друга. Это требование легко реализуется в «биквадратных» универсальных фильтрах. Примером могут служить параметрические эквалайзеры, схемы которых приведены в [2, 3]. Однако, несмотря на то что упомянутые фильтры практически не нуждаются в настройке и не требуют подбора элементов, их существенным недостатком является относительно высокая сложность и большое число используемых ОУ (по четыре ОУ в каждом фильтре). В то же время одним из основных требований, предъявляемых к радиолюбительским конструкциям, предназначенным для массового повторения, является их максимальная простота и легкость настройки в сочетании с широкими функциональными возможностями и высокими техническими характеристиками.

Основные технические характеристики эквалайзера

Номинальное входное напряжение, мВ…………..220
Коэффициент передачи при среднем положении движков регуляторов глубины коррекции …………1
Глубина регулировки тембра, дБ…………..-15…+15
Кратность перестройки резонансной частоты фильтров…………………10
Пределы изменения добротности фильтров…………..0,5…2,5
Перегрузочная способность при максимальном подъеме АЧХ, дБ, не менее …………20

Функциональная схема устройства представлена на рис. 1.

Основу параметрического эквалайзера составляет усилитель на двух последовательно соединенных ОУ, причем на ОУ DA1 выполнен сумматор спада АЧХ, а на ОУ DA3 — сумматор подъема. Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, режекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2. Переменные резисторы Rp1 — RpN, с помощью которых осуществляется регулировка глубины коррекции, включены между инвертирующими входами ОУ, благодаря чему исключено взаимное влияние между регулировками в различных частотных каналах.

Работу устройства рассмотрим на примере одного частотного канала. На частотах, близких к частоте режекции, коэффициент передачи фильтра Z1 мал, и сигнал на движок переменного резистора регулировки глубины коррекции Rp1 и далее на сумматоры спада и подъема АЧХ поступает только через резистор 1R1. Вне полосы режекции коэффициент передачи фильтра близок к единице. Сигналы на резисторах 1R1 и 1R2 примерно равны по амплитуде, но противоположны по фазе, и после суммирования компенсируют друг друга (при равенстве сопротивлений резисторов 1R1 и 1R2). Таким образом на движке переменного резистора Rp1 присутствуют сигналы только с частотой, близкой к частоте режекции фильтра Z1.

В среднем положении движка переменного резистора Rp1 сигнал с сумматора замыкается на общий провод устройства через отвод регулировочного резистора Rp1, в результате чего на выход эквалайзера сигнал проходит без частотной коррекции.

При перемещении движка переменного резистора Rp1 в крайнее левое (по схеме) положение сигнал, прошедший частотную обработку, поступает на ОУ DA1, увеличивая глубину отрицательной обратной связи, в результате чего на выходе устройства происходит ослабление сигнала с частотой, близкой к резонансной частоте фильтра Z1.

В крайнем правом (по схеме) положении движка переменного резистора сигнал после частотной обработки поступает на вход ОУ DA3, в результате чего на выходе устройства он усилен, так как в этом случае канал частотной обработки образует дополнительную цепь передачи сигнала на ОУ DA3.

Таким образом, изменяя положение движка переменного резистора Rp1, можно регулировать коэффициент передачи устройства в частотном диапазоне, определяемом частотой настройки и добротностью фильтра Z1.

Аналогично происходит регулировка коэффициента передачи эквалайзера на частотах настройки фильтров Z2 — ZN.

Максимальный подъем АЧХ эквалайзера на резонансных частотах фильтров при R1=R2=R5=R6 определяется выражением:

Кмакс = 1 + R1/R0, а максимальный спад — Kмин = R0/(R1+R0), где R0 = NR1 = NR2.

Схема режекторного фильтра представлена на рис. 2. Фильтр состоит из упрощенного двойного Т-моста, образованного конденсаторами С1, С2 и резисторами R1 — R4, суммирующего усилителя на ОУ DA1 и делителя напряжения на резисторах R7 — R9.

Квазирезонансная частота фильтра fp и добротность Q определяются следующими выражениями:

fp = 1/(2πRC),

Q = 1/[3(1 — k)], где C = С1 = С2;

R = R1+R3 = R2+R4;

k = (αR8+R9)/(R7+R8+R9) — коэффициент передачи делителя на резисторах R7 — R9;

α— коэффициент, характеризующий положение движка переменного резистора R8 (α = 0…1).

Выражения справедливы в предположении идеальности ОУ и при выполнении условий:

R6/R5 = 2;

(R7+R8+R9)/4 <<R.

Последнее условие означает, что для исключения взаимного влияния регулировок частоты настройки фильтра и его добротности максимальное значение выходного сопротивления делителя на резисторах R7 — R9 должно быть значительно меньше минимального суммарного сопротивления частотозадающих резисторов.

Из приведенных выражений следует, что резонансную частоту фильтра можно регулировать с помощью резисторов R3, R4, а добротность — изменением глубины положительной обратной связи переменным резистором R8.

Резисторы R1, R2 ограничивают диапазон перестройки резонансной частоты фильтра, резисторы R7, R9 — диапазон изменения добротности.

Принципиальная схема пятиполосного параметрического эквалайзера приведена на рис. 3 (показан только один частотный канал; схема остальных аналогична и отличается только номиналами частотозадающих конденсаторов).

Для получения максимальной равномерности перестройки частоты фильтра полное сопротивление частотозада-ющих резисторов Т-моста должно изменяться в зависимости от положения движка переменного резистора по закону, близкому к экспоненциальному. Выполнить это требование удалось, применив в регуляторах частоты переменные резисторы с нелинейной зависимостью сопротивления от смещения подвижного контакта (группы Б или В), при этом соединены перемычкой выводы более высокоомного участка. Номиналы частотозадающих резисторов Т-моста подобраны таким образом, что при перемещении движка из центрального положения в одно из крайних частота настройки фильтра возрастает приблизительно в 3 раза, при перемещении в другое крайнее положение — уменьшается во столько же раз, а общий диапазон перестройки резонансной частоты каждого фильтра достигает
fмакс/fмин = 10.

Возможности эквалайзера по корректировке АЧХ тракта звуковоспроизведения демонстрируются на рис. 4, где приведены графики частотной зависимости коэффициента передачи устройства при крайних положениях движков переменных резисторов регулировки частоты, добротности и глубины коррекции фильтров низших частот (центральная частота 60 Гц) и высших частот (центральная частота 6000 Гц). Кривые 1 и 2 соответствуют максимальному (Q = 2,5) и минимальному (Q = 0,5) значениям добротности фильтра низших частот при частоте его настройки 19 Гц и максимальном подъеме АЧХ, кривые 3 и 4 — максимальной и минимальной добротности при частоте настройки 185 Гц и максимальном подъеме АЧХ. Кривые 5(6) и 7(8) соответствуют максимальному (минимальному) значению добротности фильтра высших частот при частотах его настройки 1900 и 18500 Гц соответственно и максимальном подъеме АЧХ. Параметры кривых 1 — 8 аналогичны параметрам кривых 1 — 8 и соответствуют случаю установки регуляторов глубины коррекции в положение максимального спада АЧХ.

Настройку эквалайзера проводят в следующей последовательности. Движки резисторов регулировки глубины коррекции R7 — R11 отключают от элементов схемы эквалайзера. Регистрирующий прибор (осциллограф или милливольтметр переменного тока) подключают к выходу ОУ DA2.2, движок резистора настройки частоты фильтра А1 устанавливают в левое (по схеме) положение, соответствующее максимальной резонансной частоте, движок резистора регулировки добротности — в верхнее (по схеме) положение, соответствующее максимальной добротности. Включают питание эквалайзера и на его вход подают сигнал с генератора звуковой частоты амплитудой 500—1000 мВ. Перестраивая генератор, определяют резонансную частоту фильтра А1 по минимуму сигнала на выходе ОУ DA2.2, а затем, зафиксировав частоту генератора в этом положении, подстройкой резистора 1R5 добиваются минимальных показаний регистрирующего прибора. Изменив частоту генератора не менее чем в 10 — 20 раз от резонансной частоты режекторного фильтра, подключают регистрирующий прибор к точке соединения резисторов 1R13, 1R14 и подстройкой резистора 1R7 опять добиваются минимальных показаний прибора. После этого восстанавливают соединение движка резистора регулировки глубины коррекции и проверяют отсутствие самовозбуждения при перестройке частоты фильтра. Повторяют описанную операцию настройки и для остальных фильтров.

В эквалайзере можно применять конденсаторы КМ-5, КМ-6, К10-17 или другие малогабаритные (желательно с небольшим ТКЕ), постоянные резисторы МЛТ-0,125, МЛТ-0,25, подстроенные — СП5-2, СП5-3, СПЗ-1, СПЗ-27.

Переменные резисторы регулировки резонансной частоты фильтров NR6.1 — NR6.2 — сдвоенные, типа СПЗ-23, с функциональной характеристикой Б или В, резисторы регулировки добротности NR11 — любого типа с характеристикой А (линейной), резисторы регулировки глубины коррекции R7 — R11 — одинарные, также с характеристикой А, но с отводом от средней точки. При некотором ухудшении плавности регулировки глубины коррекции номинал резисторов R7 — R11 можно выбрать в пределах 15 — 150 кОм. В частотозадающих цепях фильтров желательно использовать постоянные резисторы с допускаемым отклонением от номинала не более 5% и конденсаторы с допуском не более 10%. Замена ОУ 157УД2 на менее мощные не рекомендуется вследствие высокой нагрузочной способности ОУ данного типа и относительно низких шумов.

Учитывая широкие возможности эквалайзера по корректировке АЧХ звуковоспроизводящего тракта, число каналов частотной обработки может быть уменьшено, например, до трех.

В процессе проектирования работа узлов устройства моделировалась на ПЭВМ с использованием программы «Electronics Workbench».

————————————————————————-
* Нужно иметь в виду, что нынешние цены на микросхемы, содержащие два или четыре ОУ, позволяют часто предпочесть некоторое схемотехническое усложнение в целях улучшения параметров аппаратуры при упрощении ее регулировки и исключении дорогих или прецизионных элементов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова. Графический эквалайзер. — Радио, 1988, № 2, с. 42 — 45.
2. Параметрический эквалайзер. — Радио, 1983, № 11, с. 58.
3. Параметрический эквалайзер. — Радио, 1996, № 12, с.53.

Параметрический эквалайзер «Q» Определения и пропускная способность

Введение

Одним из наиболее полезных типов электрических фильтров для выравнивания звука (EQ) является параметрический эквалайзер (PEQ). Роберт Бристоу-Джонсон («RBJ») написал самое подробное из всех, что я читал, обсуждение математики, связанной с аудио PEQ. Чтобы получить максимальную отдачу от этой статьи, вам нужно прочитать две статьи RBJ. Наиболее важной из них является статья в формате PDF под названием Эквивалентность различных методов вычисления коэффициентов биквадрата для параметрических аудиоэквалайзеров 9.0006 . В этой статье он выводит ряд важных результатов, которые мы вскоре рассмотрим. Однако в этой статье фильтр Q упоминается лишь кратко. На своей веб-странице под названием Формулы кулинарной книги для коэффициентов биквадратичного фильтра звукового эквалайзера он вводит новое определение добротности фильтров PEQ (которые он называет фильтрами «пикового эквалайзера»). Его определение Q отличается от классического определения, которое можно найти в текстах по электротехнике. Мы обсудим различные соглашения для определения Q и их связь друг с другом. Сначала будет рассмотрено классическое определение Q.

Классическое определение Q

Классическое определение Q (которое RBJ называет «EE Q») иногда называют «полюсом Q». Я буду называть его Q p здесь. Мы рассмотрим фильтр PEQ, имеющий центральную частоту f 0 и коэффициент усиления A 0 на центральной частоте. Передаточная функция H(s) этого фильтра PEQ в терминах Q p (полюс Q) может быть записана как:

(1) H&ApplyFunction;(s)=s2+A0ω0Qps+ω02s2+ω0Qps+ω02

где ω 0 = 2πf 0 , а усиление в дБ на центральной частоте равно A 0 (дБ) = 20 * log

10 (A 0 ).

С точки зрения пользователя такого PEQ, желательным свойством было бы наличие двух фильтров, имеющих одинаковую добротность и центральную частоту, но один с усилением «x» дБ, а другой с отсечкой «x» дБ на центральная частота будет идеально плоской. То есть, если бы прежний фильтр имел передаточную функцию H 1 (с), а последняя является передаточной функцией H 2 (с), мы хотим, чтобы H 2 (с) = 1/H 1 (с). Фильтр, определенный выше в уравнении (1), не обладает этим свойством симметрии.

Изменение определения Q для симметрии

Один популярный способ определения Q для получения упомянутой выше симметрии описан в руководстве в формате PDF для усилителя Hypex PSC2. 400 и в техническом документе в формате PDF от THAT Corp. Пересмотренное определение Q дается уравнениями 1 и 2 в последнем документе. В руководстве к усилителю Hypex пересмотренное определение добротности описывается следующим образом.

«Фильтр провалов/пиков. Для пиков Q определяется полюсами. Для провалов Q определяется нулями. Таким образом, один и тот же фильтр с противоположным усилением будет компенсировать».

Это определение Q, используемое программным обеспечением Multi-Sub Optimizer (MSO), поэтому я назову его Q m , «MSO Q». Чтобы увидеть, как он используется, я также представлю Q z , «нулевой Q», как намекается в приведенной выше цитате из руководства Hypex. Используя это обозначение, мы можем записать передаточную функцию H(s) уравнения (1) выше следующим образом.

(2) H&ApplyFunction;(s)=s2+ω0Qzs+ω02s2+ω0Qps+ω02

Проверка (1) и (2) показывает, что:

(3) A0=Qp/Qz

В MSO выбираются значение усиления A 0 и значение Q Q

m , а Q p и Q z вычисляются следующим образом.

(4) Qp={Qm,A0≥1A0Qm,A0<1

и

(5) Qz={Qm/A0,A0≥1Qm,A0<1

Легко видеть, что (4) и (5) удовлетворяют (3) для всех значений A 0 . Этот подход также обеспечивает желаемое свойство симметрии. Однако это не единственный способ добиться свойства симметрии. Посмотрим, как RBJ сделает это дальше.

Определение Q

от RBJ

В его поваренных формулах для коэффициентов биквадратичного фильтра звукового эквалайзера , RBJ выражает передаточную функцию H(s) PEQ в нормализованной форме в секции «пикового эквалайзера». Эту форму можно денормировать до центральной частоты ω 0 в радианах/сек следующим образом.

(6)
H&ApplyFunction;(s)=s2+Abω0Qbs+ω02s2+ω0AbQbs+ω02

Я назвал его определение Q Q b , «Q Бристоу-Джонсона», добавив индекс «b», чтобы отличить его от других определений Q, обсуждаемых здесь. На центральной частоте значение усиления, выраженное здесь как A 0 , легко показать, что это:

(7) А0=Аб2

Из (2) и (6) получаем:

(8) Qp=QbAb=QbA0

и

(9) Qz=Qb/Ab=Qb/A0

Из (4), (5), (8) и (9) получаем:

(10) Qb={Qm/A0,A0≥1QmA0,A0<1

Уравнение (10) выражает Q Бристоу-Джонсона через MSO Q (Q m ) и усиление центральной частоты A 0 . Далее мы рассмотрим пропускную способность.

Что такое параметрический эквалайзер?

Эквалайзер или эквалайзер — это фильтр, который позволяет вам регулировать уровень громкости частоты или диапазона частот в аудиосигнале. В своей простейшей форме эквалайзер позволит вам повышать или понижать высокие и низкие частоты, позволяя регулировать окраску, скажем, вашей автомобильной стереосистемы или телевизора. В профессиональных звуковых кругах эквалайзер — это очень сложное искусство, которое можно использовать для создания тона инструментов в миксе, противодействия аномалиям в комнате или просто для усиления басов.

Независимо от области применения хорошая эквализация имеет решающее значение для хорошего микса. При правильном использовании эквалайзер может создавать впечатление близости или расстояния, «утяжелять» или «разбавлять» звук, а также помогать смешивать или обеспечивать разделение между похожими звуками в миксе, позволяя слышать оба звука так, как задумано. Его также можно использовать для настройки звуковой системы с учетом акустических характеристик помещения или площадки на открытом воздухе.

В этой статье объясняются функции двух наиболее распространенных эквалайзеров, используемых в современной записи и живом звуке: параметрического и полочного.

Параметрический эквалайзер является основой записи и живого звука, поскольку он обеспечивает непрерывный контроль над каждым параметром. Параметрический эквалайзер обеспечивает непрерывный контроль над частотным составом аудиосигнала, который разделен на несколько полос частот (чаще всего от трех до семи полос).

Вы найдете параметрические эквалайзеры в следующих конфигурациях:

  • Полностью параметрический. 4- и 6-полосные эквалайзеры в микшерах StudioLive™ Series III являются хорошими примерами полностью параметрических аппаратных эквалайзеров, обеспечивающих управление усилением (усиление/ослабление) для каждой полосы частот, центральной частотой полос средних частот и частота среза для низких и высоких частот. Полностью параметрический эквалайзер предлагает непрерывный контроль полосы пропускания, который определяет диапазон затрагиваемых частот, или контроль добротности, которая представляет собой отношение центральной частоты к ширине полосы. В большинстве случаев управление добротностью выполняет то же самое, что и управление полосой пропускания, но они не идентичны. Подробнее об этом через минуту.

  • Полупараметрический. В полупараметрическом эквалайзере, подобном 3-полосному эквалайзеру, доступному на стереоканалах микшеров StudioLive серии AR, усиление и частота регулируются, но добротность и полоса пропускания фиксируются на предустановленных значениях.

  • Квазипараметрический. Разновидностью полупараметрического эквалайзера является квазипараметрический эквалайзер, который обычно обеспечивает полную регулировку частоты и усиления, но только две или три настройки добротности. Эквалайзер в канале Fat Channel цифрового микшера StudioLive 16.0.2USB является примером квазипараметрического эквалайзера, предлагающего простой выбор высоких или низких настроек добротности для средней полосы.

Понимание добротности

В эквалайзерах добротность — это отношение центральной частоты к полосе пропускания, и если центральная частота фиксирована, полоса пропускания обратно пропорциональна добротности. Это означает, что чем выше добротность, тем сужается полоса пропускания. Q — безусловно, самый полезный инструмент, предлагаемый параметрическим эквалайзером, позволяющий ослаблять или усиливать очень узкий или широкий диапазон частот в каждой полосе эквалайзера.

Узкая полоса пропускания (высокая добротность) особенно полезна для удаления неприятных тонов. Допустим, малый барабан в вашем миксе раздражает. С очень узкой полосой пропускания вы можете изолировать мешающую частоту (обычно около 1 кГц) и удалить или отклонить ее. Этот тип узкополосного режекторного фильтра также известен как режекторный фильтр. Вырезав оскорбительную частоту, вы можете устранить проблему, не удаляя инструмент из микса.

Узкая полоса также полезна для усиления желаемых компонентов звука инструмента, таких как атака на барабане. Например, бочка резонирует где-то между 60 и 125 Гц, но атака бочки намного выше, от 2 до 5 кГц. Установив узкую полосу пропускания и немного усилив атаку, вы можете добиться более мощной бочки, не подавляя остальную часть микса.

Широкая полоса пропускания усиливает или ослабляет большую полосу частот. Широкая и узкая полосы пропускания (низкая и высокая добротность соответственно) обычно используются в сочетании друг с другом для достижения желаемого эффекта. Давайте снова посмотрим на нашу бочку. У нас есть бас-бочка, у которой отличный, объемный, низкий звук с центром в районе 100 Гц и атака, бьющая почти в упор на частоте 4 кГц. В этом примере вы должны использовать широкую полосу пропускания в низкочастотной полосе с центром на 100 Гц и узкую полосу пропускания с усилением на 4 кГц. Таким образом, вы подчеркиваете лучшее и преуменьшаете все остальное, что может предложить этот конкретный барабан.

Квазипараметрический эквалайзер в моноканале микшеров StudioLive серии AR обеспечивает уникальную «асимметричную» конструкцию добротности, в которой, хотя добротность фиксирована, она сужается, когда сигнал обрезается, чтобы обеспечить режекторный фильтр, но расширяется. когда сигнал усиливается, чтобы обеспечить более музыкальное улучшение для формирования звука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *