Подключение двигателя. Подключение трехфазного электродвигателя: выбор кабеля и схемы соединения

Как правильно подобрать кабель для трехфазного электродвигателя. Какие марки кабелей лучше использовать в разных условиях. Как рассчитать сечение кабеля по мощности двигателя. Какие схемы подключения двигателя существуют.

Содержание

Выбор кабеля для подключения трехфазного электродвигателя

При подключении трехфазного электродвигателя важно правильно подобрать кабель для его питания. Неверный выбор может привести к серьезным проблемам:

  • Заниженное сечение жил вызывает затрудненный запуск и перегрев кабеля
  • Избыточное сечение приводит к неоправданным затратам

Поэтому подбор кабеля требует учета нескольких факторов:

Условия эксплуатации

В зависимости от условий работы двигателя выбирают различные марки кабелей:

  • Для передвижных установок — гибкие кабели (КГ, КПГС, КПГ1У)
  • Для прокладки в земле — бронированные кабели (ВБШв, АВБШв)
  • Для прокладки в лотках — кабели в ПВХ оболочке

Мощность двигателя

Сечение жил кабеля напрямую зависит от мощности подключаемого электродвигателя. Чем мощнее двигатель, тем больше должно быть сечение.


Материал жил

Кабели с медными жилами имеют меньшее сечение при той же пропускной способности по сравнению с алюминиевыми.

Длина кабельной линии

При большой протяженности (более 70-100 м) необходимо учитывать падение напряжения и выбирать кабель с большим сечением.

Расчет сечения кабеля для трехфазного электродвигателя

Существует несколько способов определения необходимого сечения кабеля:

Точный расчет

Включает вычисление номинального тока двигателя и подбор сечения по таблицам допустимых токовых нагрузок с учетом условий прокладки.

Упрощенный метод

Позволяет быстро оценить требуемое сечение:

  1. Умножить мощность двигателя в кВт на 2 — получится приблизительный рабочий ток в амперах
  2. По таблицам выбрать сечение, соответствующее этому току

Грубая оценка

Для двигателей до 50 кВт можно использовать правило: 1 кВт мощности соответствует 1 мм² сечения жилы кабеля.

Пример расчета сечения кабеля для электродвигателя

Рассмотрим пример подбора кабеля для трехфазного асинхронного двигателя:


  • Мощность: 30 кВт
  • Напряжение: 380 В
  • Коэффициент мощности: 0,86
  • КПД: 0,9
  • Прокладка в траншее

Расчет номинального тока:

I = 30000 / (√3 * 380 * 0,86 * 0,9) = 59 А

По таблицам выбираем сечение:

  • Для алюминиевого кабеля АВВГ: 3х10 мм²
  • Для медного кабеля ВВГ: 3х6 мм²

Таким образом, для данного двигателя подойдет кабель АВВГ 3х10 или ВВГ 3х6.

Схемы подключения трехфазного электродвигателя

Существует несколько вариантов подключения трехфазного двигателя к источнику питания:

Прямое подключение к сети

Самый простой способ — непосредственное соединение обмоток статора с сетью. Однако при этом возникает большой пусковой ток, в 5-7 раз превышающий номинальный.

Подключение через магнитный пускатель

Позволяет осуществлять дистанционное управление двигателем и обеспечивает защиту от перегрузок. Схема включает:

  • Автоматический выключатель
  • Магнитный пускатель
  • Тепловое реле

Подключение через устройство плавного пуска

Обеспечивает постепенное нарастание напряжения при пуске, что снижает пусковые токи и механические нагрузки на двигатель.


Особенности подключения двигателя через частотный преобразователь

Использование частотного преобразователя позволяет регулировать скорость вращения двигателя и оптимизировать его работу. При таком подключении необходимо учитывать:

  • Длину кабеля между преобразователем и двигателем (не более 50-100 м)
  • Необходимость экранирования кабеля для снижения электромагнитных помех
  • Возможность установки дополнительных фильтров на выходе преобразователя

Какие преимущества дает использование частотного преобразователя? Основные из них:

  • Плавный пуск и остановка двигателя
  • Экономия электроэнергии за счет оптимизации режимов работы
  • Увеличение срока службы двигателя и механизмов
  • Возможность точного управления скоростью и моментом

Защита электродвигателя при подключении

Для обеспечения надежной и безопасной работы трехфазного электродвигателя необходимо предусмотреть следующие меры защиты:

Защита от короткого замыкания

Осуществляется с помощью автоматических выключателей или предохранителей, которые отключают питание при превышении допустимого тока.


Защита от перегрузки

Реализуется с помощью тепловых реле или электронных устройств защиты, контролирующих ток двигателя.

Защита от обрыва фазы

Важна для предотвращения работы двигателя на двух фазах, что может привести к его повреждению. Применяются специальные реле контроля фаз.

Защита от повышенного и пониженного напряжения

Используются реле напряжения, отключающие двигатель при выходе напряжения за допустимые пределы.

Какие последствия могут возникнуть при отсутствии надлежащей защиты? Основные риски включают:

  • Перегрев и выход из строя обмоток двигателя
  • Механические повреждения из-за перегрузок
  • Возникновение пожароопасных ситуаций
  • Снижение срока службы оборудования

Заземление и зануление при подключении трехфазного электродвигателя

Правильное заземление и зануление электродвигателя играют ключевую роль в обеспечении электробезопасности. Какие основные требования предъявляются к этим мерам защиты?

Заземление

Корпус двигателя должен быть надежно соединен с заземляющим устройством. Это предотвращает появление опасного напряжения на корпусе при повреждении изоляции.


Зануление

В сетях с глухозаземленной нейтралью применяется зануление — соединение корпуса электродвигателя с нулевым защитным проводником. Это обеспечивает быстрое отключение питания при замыкании на корпус.

Какие параметры нужно контролировать для обеспечения эффективности заземления и зануления?

  • Сопротивление заземляющего устройства
  • Целостность цепи заземления
  • Сопротивление петли «фаза-нуль»

Регулярная проверка этих параметров позволяет своевременно выявлять и устранять возможные проблемы с системой защиты.

Особенности подключения трехфазного электродвигателя к однофазной сети

В некоторых случаях возникает необходимость подключения трехфазного двигателя к однофазной сети. Как это можно реализовать и какие ограничения существуют?

Схема подключения с конденсаторами

Наиболее распространенный способ — использование пусковых и рабочих конденсаторов для создания сдвига фаз. Однако при этом мощность двигателя снижается примерно на 30%.

Использование преобразователей частоты

Современные однофазные преобразователи частоты позволяют питать трехфазный двигатель от однофазной сети без потери мощности. Какие преимущества дает такое решение?


  • Сохранение номинальной мощности двигателя
  • Возможность регулирования скорости
  • Защита двигателя от перегрузок

Однако стоимость такого решения значительно выше, чем при использовании конденсаторной схемы.

Ограничения при работе от однофазной сети

При подключении трехфазного двигателя к однофазной сети следует учитывать ряд ограничений:

  • Снижение КПД и коэффициента мощности
  • Уменьшение пускового момента
  • Повышенный нагрев двигателя
  • Ограничение по максимальной мощности (обычно до 3-5 кВт)

Поэтому такое подключение рекомендуется только для двигателей небольшой мощности и при отсутствии возможности использования трехфазной сети.


Кабель для двигателя – обзор марок, подбор сечения по мощности электродвигателя, пример расчета

При запуске оборудования в эксплуатацию важно правильно подобрать кабель для его электропитания. Заниженное сечение жил приводит к затруднённому запуску электродвигателя и перегреву кабеля, вплоть до его повреждения, избыточное сечение — к лишним затратам.

Какие марки кабеля лучше всего использовать для подключения двигателя?

Подбирая марки кабелей для питания асинхронных электрических двигателей, учитывают условия, в которых они будут работать. Для обеспечения питания передвижных электроустановок, которые часто перемещаются между объектами строительства или других работ, предпочтение следует отдавать гибким маркам кабельной продукции. Существует ряд механизмов, приводимых асинхронными электродвигателями, которые в процессе работы совершают постоянные перемещения. Например, кран-балки, электротали и другая грузоподъёмная техника. Электропривод таких механизмов подключается к электросети только гибкими медными кабелями с резиновой изоляцией.

Токовые жилы гибких кабелей набраны пучками тонкой медной проволоки, поэтому выдерживают многократные изгибы.

Наиболее подходящие  и популярные марки для таких двигателей КГ, КПГС, КПГ1У 

Подробная информация и обзор по маркам, подходящим для подключения кран-балки, в нашей статье «Кабель для кран-балки»

Для прокладки в земле целесообразно выбрать бронированный кабель (например, ВБШв или АВБШв), чтобы исключить возможность его случайного повреждения в твёрдом грунте. Допускается прокладка в траншеях с подушкой из песка кабелей в ПВХ оболочке. Эти типы кабелей могут прокладываться и в лотках. 

Как рассчитать сечение кабеля для электродвигателя?

В общем случае выбор сечения и марки кабеля для подключения двигателя входит в задачи проектирования. Ввод нового объекта, ремонт или реконструкция уже эксплуатирующегося, выполняются в соответствии с проектом. Проектировщики в своей работе учитывают различные факторы, влияющие на результаты выбора:

  • мощность подключаемого электродвигателя;
  • материал токопроводящих жил кабеля;
  • длину питающей кабельной линии;
  • вид кабельной трассы и способ прокладки.

Кроме этого, проверяется термическая стойкость кабеля при протекании ударного тока короткого замыкания в течение времени срабатывания защит.

Упрощенные методы расчета сечения для двигателя

Для самостоятельного подбора кабеля для трёхфазного двигателя можно пользоваться приближёнными методами. Для оценки величины номинального тока трёхфазного электродвигателя напряжением 380 вольт нужно мощность двигателя, выраженную в киловаттах умножить на два. Полученное значение приблизительно соответствует рабочему току в амперах. Как правило, оно несколько больше фактического значения, что создаёт определённый запас. Если есть возможность, то значение тока стоит уточнить на шильдике двигателя.


Шильдик двигателя

По одной из таблиц, приведённых в ГОСТ или Правилах Устройства Электроустановок, подбирается требуемое сечение, соответствующее найденному значению тока. Нужная таблица выбирается с учётом материала жил и метода прокладки проводников. Полученное сечение соответствует условиям нагрева при длительном протекании заданной величины тока. Если кабель предполагается прокладывать во взрывоопасной зоне категории В – 1а, расчётное значение тока умножается на поправочный коэффициент 1,25.

При большой протяжённости питающего кабеля (более 70 – 100 метров) может происходить существенное падение напряжения. Расчёт величины падения напряжения проводится для значения пускового тока.

Для очень грубой оценки при выборе кабеля по мощности двигателя в «полевых условиях» допустимо применять правило: одному киловатту мощности соответствует 1 мм2 сечения кабельной жилы. Во всяком случае, при мощности электродвигателя до 50 кВт включительно, такой способ выбора допустим.

В случае необходимости этот принцип может быть использован при подборе моторного кабеля для питания асинхронного двигателя от частотного преобразователя.

Выбор сечения кабеля по мощности двигателя

В качестве примера выполним расчёт сечения кабеля для подключения асинхронного электродвигателя напряжением 380 вольт.

Пример

Исходные данные: мощность электродвигателя — 30 кВт, коэффициент мощности 0,86, кпд 0,9. Прокладка кабеля предполагается в траншее. Марка кабеля АВВГ.

Рассчитаем величину номинального тока двигателя, который будет принят в качестве длительно допустимого при выборе кабеля:


Отмечаем совпадение с результатами грубой оценки величины тока по методике, приведённой выше (30х2 = 60 А).

Теперь определим требуемое сечение алюминиевой жилы по ГОСТ 31996 – 2012. Интересующие нас данные находятся в таблице 21, в соответствии с которыми сечение многожильного кабеля, обеспечивающего длительное протекание переменного тока 59 ампер должно составлять 10 мм2при подземной прокладке. Данные в этом столбце таблицы относятся к трёхжильным кабелям.

Таким образом, может быть выбран кабель АВВГ 3х10 мм2. В сноске к таблице имеется уточнение, касающееся применения поправочного коэффициента 0,93 для кабелей с четырьмя жилами одинакового сечения с нагрузкой на каждой из них. В случае, когда нагрузкой служит трёхфазный асинхронный двигатель, поправку можно не применять, даже если кабель четырёхжильный, так как нулевой провод не несёт нагрузку. Четвёртая жила кабеля окажется загруженной только при подключении распределённой по трём фазам однофазной нагрузки.

Для дополнительной проверки выбора сечения можно воспользоваться таблицей 1.3.7 из Правил Устройства Электроустановок. Нас интересует последний столбик, где приведены длительно допустимые значения токов для трёхжильных кабелей, проложенных в земле. Ближайшим значением, равным или большим величине тока нагрузки является 70 ампер. Данному значению соответствует сечение 10 мм2. То есть, данные в основном совпадают, хотя таблица из ПУЭ допускает несколько большую загрузку кабеля.

При выборе медного кабеля (например, марки ВВГ) пользуемся данными таблицы 19 ГОСТ и 1.3.6 ПУЭ, из которых находим требуемое сечение 6 мм2.

Таким образом, может быть применён алюминиевый кабель АВВГ 3Х10 мм2, либо медный ВВГ 3х6 мм2.

Нужен кабель для подключения электродвигателя?
Отправьте заявку и мы подберем марку и предложим лучшую цену!

Отправить заявку

3.а. Подключение двигателя и питания

TReX получает питание через клеммы разъема VIN/GND. VIN должен быть в диапазоне от 6 до 16 В, а ваш источник питания должен обеспечивать ток, потребляемый вашими двигателями. TReX может подавать пиковый ток 30 А и постоянный ток до 13 А на каждый из двух двунаправленных двигателей в типичных условиях. Производительность будет зависеть от фактической системы и ее способности рассеивать тепло. Нижняя плата драйвера двигателя TReX предназначена для отвода тепла от микросхем драйвера двигателя VNh3SP30, но добавление радиатора и хороший поток воздуха могут еще больше повысить производительность. TReX может подавать до 15 А (непрерывно) на вспомогательный двигатель.

Существует несколько различных способов подключения двигателей к вашему TREX:

Вариант 1:

Моторные соединения Trex (одиночная батарея)

На рисунке выше показано, как подключить два двунаправленных двигателя и однонаправленный вспомогательный двигатель к вашему TReX, питающимся от одной батареи. Обратите внимание, что вспомогательный двигатель приводится в действие путем постоянного подключения одного провода к источнику питания, в то время как плата ШИМ подключает другой провод между высоким импедансом и землей. Вы должны подключить заземление вашей батареи непосредственно к нижнему порту соединительной колодки вспомогательного двигателя, если вы планируете использовать вспомогательный двигатель. В противном случае вспомогательный двигатель может попытаться протянуть слишком большой ток через сам TReX, тем самым повредив устройство.

Другой провод вспомогательного двигателя подключается к верхнему порту его соединительного блока. Вам нужно будет подключить диод к клеммам вспомогательного двигателя, как показано ниже. Невыполнение этого требования отрицательно скажется на производительности вашего TReX и может привести к необратимому повреждению устройства. Будьте очень осторожны, чтобы не припаять диод наоборот! Вы не должны припаивать диод к вашим двунаправленным двигателям.

Возможно, вам будет удобнее припаять конденсаторы 0,1 мкФ ко всем контактам ваших двигателей. Это уменьшит шум, издаваемый вашими двигателями, и может повысить производительность вашего TReX. Вы можете дополнительно уменьшить шум, издаваемый вашими двигателями, сделав их провода как можно короче и скрутив их друг вокруг друга по спирали.

Опция 2:

2 Вспомогательный двигатель можно питать от второй отдельной батареи 0–24 В, как показано выше. Для этого подключите заземление этой батареи к нижнему из двух портов блока подключения вспомогательного двигателя. Подсоедините один из проводов вашего вспомогательного двигателя к верхнему порту соединительного блока, а другой из проводов вашего двигателя подключите непосредственно к положительной стороне аккумулятора. Вам все равно нужно будет припаять диод к клеммам вспомогательного двигателя.

Опция 3:

Соединения двигателя TReX (отдельная батарея для вспомогательного двигателя)

Соединение двигателя и двигателя TREX

Наконец, вы можете использовать выходы двигателя 1 и 2 для управления одним, более мощным (до 25 А в непрерывном режиме) двунаправленным двигателем, подключив его, как показано выше. Одна из клемм двигателя подключается к обоим выходам двигателя 1, а другая клемма двигателя подключается к обоим выходам двигателя 2. Чтобы использовать ваш TReX таким образом, вы должны использовать последовательный интерфейс, чтобы перевести TReX в «режим совместного движения». В этом режиме один двунаправленный двигатель считается «двигателем 1». В этом режиме не будут работать светодиодные индикаторы скорости/направления двигателя, а также измерение тока или микширование каналов. Хотя это не показано на рисунке выше, вы можете дополнительно управлять вспомогательным двигателем во время работы в «режиме совместного двигателя».

Редукторы с адаптером C для подключения двигателя

  • Выбор языка
    • немецкий
    • французский
    • русский
    • китайский
    • Английский
    • итальянский
  • Контакт

2023 © Альтра Индастриал Моушн Корп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *