Позывные которые были в советское время одессы – Позывные которые были в советское время одессы – Одесса советская, 1975 год — Производство и поставка электростанций, Бензиновые и дизельные генераторы от 1 до 100 кВт. Мини ТЭЦ на базе двигателя Стирлинга.

Путешествия по СССР: «Как меня брали в Одессе». Воспоминания старого фотографа. — СТРАНЫ — ГОРОДА

В моем ПЕРВОМ РАССКАЗЕ о путешествиях по СССР, запечатленных на слайдах, речь шла о празднике в карпатском селе Криворивня. Продолжая этот цикл рассказов, я предоставляю слово автору хранящихся в нашей семье слайдов, фотографу с более чем пятидесятилетним стажем, моему отцу Анатолию Моисеевичу Сироте (turnepsik).


Дерибасовская улица в Одессе.  Слайд (диапозитив), 1963 год
Все слайды сделаны на цветной обратимой пленке AGFA COLOR

Для того, чтобы стало понятно, почему меня «взяли» в Одессе, нужно немого углубиться в историю фотографии, которая быстро забывается в нашу цифровую эпоху.
Определение экспозиции было в свое время сложнейшей проблемой при фотографировании. Особенно, если речь шла не о том, чтобы сделать в студии чей-то портрет, когда фотограф уже знал, какие у него стоят лампы, а когда мы фотографировали во время путешествий, при изменчивой погоде. Сначала — это время я не застал — экспозицию определяли по правилам, которые можно было прочитать в книжках. Там давались советы,  но в конкретной ситуации руководствоваться ими было довольно трудно. Опытные фотографы опирались  на  свой многолетний опыт.


Фотосумка для фотоаппарата, экспонометра, съемных объективов, съемного видоискателя, запасной пленки и прочих принадлежностей. Вес сумки достигал пяти килограммов, остроумные фотографы называли ее «фотовериги». ))

Когда я пятьдесят с лишним лет назад начал фотографировать на цветную обратимую пленку, появились экспонометры – приборы, которые позволяли определить экспозицию, — и это было колоссальным техническим достижением. Но дело в том, что экспонометр мог определить экспозицию только для того объекта, на который он был направлен. А объекты имели разную освещенность, некоторые были на солнце, некоторые в тени, они были по-разному окрашены, и, как нам объясняли книги, имели разную цветовую температуру.  От экспонометра, от того, как его применить, во многом зависел успех — ведь фотошопа еще не существовало и поправить слайд после съемки никто не мог.


Экспонометры «Свердловск» и «Ленинград» с футлярами


Экспонометры «Свердловск» и «Ленинград»

В конце концов, появился экспонометр «Свердловск» с батарейками, которые всегда надо было иметь при себе, потому что они быстро выходили из строя, и этот экспонометр показывал точные результаты для того объекта, на который он был направлен. А на что именно он должен быть направлен – вот это надо было знать. Сейчас можно сделать несколько одинаковых снимков с разной экспозицией, но в то время это было транжирством импортной пленки AGFA. Этого мы себе не позволяли. Было правило: даже самый ценный сюжет снимался один раз. Ну, в крайнем случае, повторялся с некоторыми изменениями композиции. При этом я снимал довольно много, и получалось почти всегда прилично, потому что, в конце концов, с экспозицией мы научились справляться и правильно использовали экспонометр.


Таблица на задней стенке экспонометра «Свердловск»


Фотоаппарат «Киев» со съемным видоискателем

Мой фотоаппарат «Киев» был целиком скопирован с немецкого аппарата » Contax». Его делали на заводе «Арсенал», который был в качестве репарации вывезен из Германии в Киев, поэтому аппарат так назывался. Помню, в самом начале 90-х годов в Париже я что-то долго пытался сфотографировать в Латинском квартале, на одной из улиц, сплошь заполненных столиками кафе. Я там бродил со своим фотоаппаратом, и вдруг ко мне подошел молодой человек и воскликнул на английском: «Боже мой! Это же «Контакс!» И он еще работает!»


Сменные объективы  для фотоаппарата «Киев»


Объектив с блендой для защиты от солнечных лучей

Для широкоугольника и телевика я пользовался сменными объективами, что само по себе вызывало оторопь у окружающих, потому что в то время этим мало кто пользовался в России. Хотя «фотоохотники», которые фотографировали птичек и насекомых, пользовались уже тогда огромными телевиками, но обычный российский турист на сменную оптику смотрел с удивлением. А кончилось тем, что в 80-е годы на меня с удивлением смотрели за рубежом, даже в Болгарии, туристы из других стран Европы, глядя, как я тычу своим экспонометром в какую-нибудь стенку, потому что у них уже все было автоматически. Они фыркали, глядя, что такое я делаю, как это я снимаю такой огромной камерой и еще предварительно куда-то тыкаюсь. А в Союзе никакой автоматики тогда еще не было, мы сильно отстали, а потом очень быстро все наверстывали.


Съемный видоискатель для фотоаппарата» Киев»

Встроенный видоискатель у Киева» был только для обычного объектива, а съемный видоискатель для всех трех объективов прилагался к фотоаппарату и был необычной штукой: им можно было пользоваться для поиска сюжетов, независимо  от фотоаппарата. В фотоаппаратах других типов таких съемных видоискателей не было, поэтому он был чем-то странным и с ним связаны разные забавные истории. Одна из них — «Как меня брали в Одессе».


Улица Розы Люксембург, бывшая Полицейская, вид на мост Коцебу. Слайд (диапозитив), 1963 год
Одесситы называли эту улицу «улицей розы Люксембурга»))


Вид из Пале-Рояля на Ришельевскую. Слайд (диапозитив), 1963 год

Я поехал в Одессу в 1963 году, в те времена, когда специальной туристической литературы еще не было, но я обнаружил в Москве магазин провинциальных издательств. Туда поступали книги из местных издательств, и среди них были такие, в которых рассказывалось об истории города или республики, и иногда какой-нибудь кусочек был посвящен архитектуре. Только так удавалось найти какие-то сведения о памятниках архитектуры, других источников не было. Не было же никаких интернетов, не было никаких путеводителей, и вообще самодеятельные путешествия не поощрялись. Туристических схем никаких не полагалось, карты городов были военной тайной, и на первых туристических схемах, которые начали издавать, как говорили, специально делались ошибки, чтобы враг в случае чего не мог ими воспользоваться. Позднее появились туристические схемы без указания расстояний, но когда я отправлялся в эти первые поездки, не было совсем ничего.
Я помню, что первую карту Вильнюса составлял мой друг Захар Шраго таким образом: я раздобыл альбом фотографий Вильнюса, и он, судя по тому, как на одной фотографии видны какие-то здания, изображённые вместе, и как потом они отдельно сняты, по этому альбому создал карту города. И я сначала ходил по Вильнюсу с этой картой.


Сабанеев мост (улица Менделеева).  Слайд (диапозитив), 1963 год

Ну так вот, в этом магазине, который был расположен рядом с нынешним книжным магазином «Библиоглобус» на бывшей улице Кирова, я приобрел книжку «Красавица Одесса» или что-то в этом духе. Там сообщалось о революционных традициях, о героическом прошлом, и была пара страничек об архитектуре Одессы и о нескольких зданиях, построенных в стиле ампир.


Пионеры у памятника герцогу де Ришелье. Слайд (диапозитив), 1963 год

Я родился в Одессе и, как полагается истинному одесситу, проживал » на углу» – Ришельевская, угол Успенской. Но было это в далеком детстве и, не имея карты, мне пришлось спрашивать дорогу у одесситов, в те годы еще не переселившихся в Америку. Объясняли дорогу они, порой, забавно. «Вы дойдете до конца улицы и повернете направо», — сказал мне один одессит, вытянул левую руку и посмотрел на меня испытующим взглядом. «Простите, вы сказали направо, почему же вы вытянули левую руку?» — «Молодой человек! Когда вы дойдете до конца улицы, вы увидите наше Черное море. Вы же захотите на него посмотреть и повернетесь. И тогда там где у вас сейчас левое, станет правое».


Знаменитая потемкинская лестница. Слайд (диапозитив), 1963 год

С помощью одесситов я понял, где находится одно из отмеченных в книжке зданий, пришел туда, вытащил книжку, посмотрел на картинку, убедился, что это то самое здание. Достал свой фотоаппарат, свой экспонометр, ткнул экспонометром по направлению к зданию, и тут ко мне подбежали с двух сторон сразу два молодых человека. Один молодой человек был приятной внешности, хорошо одет, а другой изображал из себя босяка. У него были какие-то рваные сандалии на босу ногу, рубашка сомнительного свойства, одетая поверх еще более сомнительных брюк, непричесанная шевелюра, и физиономия очень простецкая, и он меня тоже стал дергать с другой стороны. Я попытался освободиться, но они держали меня крепко и ссорились между собой. Приятный молодой человек говорил «Я за ним давно слежу», а тот, который был, как босяк, отвечал: «А я за ним иду еще из парка Шевченко. Он там порт фотографировал, а теперь вот военную школу».


Приморский бульвар. Дворец культуры моряков (Дворец студентов). Слайд (диапозитив), 1963 год

Я говорю: «Пустите, что вы ко мне пристали?» В конце концов, «босяк» пересилил и отбросил приятного молодого человека в сторону. Я по их репликам, наконец, понял, что молодой человек – это КГБ, и он меня заподозрил, очевидно, потому, что на мне была нейлоновая рубашка светло-коричневого цвета, которую жена привезла мне из командировки в Чехословакию. Тогда в СССР таких рубашек не было, и они воспринимались как чудо – их не надо было гладить и они моментально сохли после стирки. Эти ребята решили, что раз на мне такая заграничная рубашка, то я иностранец, который фотографирует это здание. А в этом здании, как у меня в книжке было написано, раньше помещались полицейские казармы, и оказалось, что там и в это время находилась какая-то военная школа. То есть иностранец фотографирует военную школу. То, что я говорил по-русски, их не убедило, а показалось тем более подозрительно. Такой булгаковский «консультант».)))


Вид на порт с конца Дерибасовской улицы. Слайд (диапозитив), 1963 год

«Босяк» вцепился в меня и потащил куда-то. При этом по дороге он со мной очень мило беседовал. Он оказался сотрудником контрразведки. Одесса же пограничный город, море… почему он так был одет – не знаю. Может, это такой образ, чтобы не выделяться из народа, а может, это действительно был его стиль. Держал он меня крепко, просил ли я у него удостоверение – не помню. Начал приставать – что у тебя в сумке, покажи! Я показываю – вот фотоаппарат. Видоискатель его сразу же заинтересовал. Долго он меня тащил, по дороге мило рассказывал про какие-то свои приключения. Спрашивал: «а вот ты когда через парк шел, ты видел там на скамейке старик со старухой сидели?» Я говорю: «а что мне на них смотреть?» Оно отвечает: «так это наши были! Я когда за кем-нибудь иду, меня никто не замечает». Я отвечаю: «а какое мне дело, идешь ты за мной или не идёшь. Я рядовой гражданин и ничего не делаю такого, чтобы за мной ходить».
— «Ну, вот мы сейчас разберемся».


Вид на одесский порт с улицы Гоголя. Cлайд (диапозитив) 1963 год

Это были времена хрущевские, вегетарианские, как теперь говорят, и он меня привел в контрразведку. Там меня встретил молодой симпатичный офицер, начал задавать вопросы. «Я москвич, ничего не нарушал»… а босяк докладывает: «вот у него дальномер, — и показывает на мой съемный видоискатель, — а вот у него записная книжка, в ней расписание поездов». Я объясняю, что списал на Киевском вокзале расписание поездов, что такого? А «босяк» не унимается – «и рубашка на нем заграничная!» Экспонометр почему-то не привлек его внимания.
Я говорю, что снимал тот же дом, что сфотографирован в книжке, что это архитектура. Ну, говорит офицер, мы сейчас проявим вашу пленку и посмотрим. Я говорю: «Нет! Вы не сумеете проявить, я не дам!»
Даже удивляюсь, какой я тогда был молодой нахал.
-«Как не сумеем?»
-«Вот не сумеете, это специальная цветная обратимая пленка, вы такую не умеете проявлять.
И вообще я москвич, живу у родственников, у них дома мой паспорт».
— «А где вы здесь живете?»
— » Вот на такой-то станции такого-то Фонтана…»
— «Ну ладно, давай поедем, проверим, живут там твои родственники или нет».
И вот мы садимся в джип и едем к дяде Мише. Увидев этот джип, дядя Миша тут же чуть не скончался. Дядя Миша был старый одессит и все прекрасно понимал. И когда они сказали, что мы с такой-то улицы, а дядя Миша отлично знал, что на этой лице находится, это был кошмар! Тут я им показал паспорт. Они посмотрели и сказали: «ну ладно, прощаем!»
Приезжаю я в Москву, открываю газету и вижу: на всю половину страницы прекрасная фотография одесского порта из парка Шевченко. То самое, в чем меня «босяк» обвинял — что я из парка фотографировал порт!


Одесский порт. Слайд, (диапозитив) 1963 год

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА. ЧАСТЬ 2 

Жительница Одессы kiczune прошлась с фотоаппаратом по тем местам, которые запечатлены на наших слайдах и опубликовала свои  фотографии современной Одессы в комментариях к этому посту (конец первой — начало второй страницы комментариев). Большое спасибо!!!

marinagra.livejournal.com

Главные часы Одессы

    В 1828 году архитекторами Франц Боффо и Грегорио Торричелли был разработан проект биржевого дома (ныне здание горисполкома). Постройку здания на Приморском бульваре начали в 1829 году, однако в связи с изменениями размеров биржевого зала, которые произвели по требованию генерал-губернатора, строительство затянулось и было окончено только в 1834 году.

В связи с тем, что проектная документация по этому сооружению была утеряна, долгие годы авторство приписывалось замечательному петербургскому архитектору Дж. Кваренги. На самом же деле речь может идти лишь о несомненном влиянии на Боффо такого шедевра архитектурного гения Кваренги, как Александровский дворец в городе Пушкине (бывшем Царском селе).

Здание старой биржи в архитектурной обработке просто и строго. Вначале оно имело в плане характерную для построек классицизма форму несколько растянутой буквы «П» с резко выступающими вперед боковыми крыльями. Окрашенные в мягкие желто-белые тона фасады биржи почти на всем протяжении были лишены каких бы то ни было украшений, а на их строгом фоне особенно торжественной выглядела двойная коринфская колоннада, соединявшая крылья здания и образовывавшая внутренний дворик.

В 1871-1873 годах по воле одесского купечества это классическое здание было перестроено (под руководством местного архитектора Ф.О. Моранди). О былом облике здания напоминает сохранившийся ряд колоннады, за которым при перестройке возведена каменная стена с парадным входом. Открытый дворик биржи, когда-то видневшийся с бульвара через колоннаду, был застроен служебными помещениями и парадным двухэтажным вестибюлем. В здании сохранился биржевый зал с характерной для классики ротондой. Боковые выступы главного фасада, имевшие первоначально большие арочные окна, получили полукруглые ниши. В одной из них помещена статуя Меркурия, в другой – статуя Цереры. Не сохранились мраморные скульптуры льва и львицы, стоявшие на цоколях у входа в здание. Над балюстрадой появились часы и скульптура из двух фигур работы одесского скульптора Луиджи Иорини, символизирующая День и Ночь, а над нишами боковых выступов – гирляндовые орнаменты... Позднее к здании было пристроено трехэтажное крыло, ориентированное фасадом в сторону моря.
    В старину существовало поверье — город жив до тех пор, пока идут его башенные часы. Получается, что в этом плане Одесса гораздо живее многих! Наши главные часы, установленные на здании мэрии, из года в год обнадеживают нас мелодией «Ты всюду со мной, ты в сердце моем…» из оперетты «Белая акация» Исаака Дунаевского.  Мелодия из «Белой акации» стала позывным города в 1950-е годы благодаря настойчивости тогдашнего председателя горисполкома Григория Ладвищенко, который очень любил эту оперетту. С тех пор музыка и не менялась — разве что качество звучания стало намного лучше, потому что ныне механизм компьютеризирован, и даже не верится, что еще несколько лет назад, вместо того чтобы одним нажатием кнопки задать нужную программу, прокручивалась закольцованная и достаточно «потертая» от многократного использования магнитофонная лента.

    Не каждый город может похвастать и подобной теплотой, и подобной реликвией, которую постоянно совершенствуют, меняя механику на электронику, и не дают замолчать самым родным на свете позывным одесских «курантов». Даже в тяжелейшие времена Великой Отечественной войны часы не умолкали — значит, город жил, что отражено в стихах Виктора Бершадского:

Грохот бомб и воздушной тревоги басы,
И шаги оккупации — все тут знакомо…
Вновь советская власть городские часы
Завела над колоннами зданья обкома…

  Установленные над колоннадой самые старые городские часы запечатлены ещё в поэме Эдуарда Багрицкого «Февраль»:

Вот снова я на бульваре…

Закурю, наблюдая, как вьется плавный
Лист над скамейками, как летают
Листочки мимо часов управы…

  Военные годы, что пролетели над старым зданием, «спрессованы» в одной строфе стихотворения Виктора Бершадского «Приморский бульвар»:

Грохот бомб и воздушной тревоги басы,
И шаги оккупации – все тут знакомо…
Вновь Советская власть городские часы
Завела над колоннами зданья обкома…

Часы – своеобразная мандола (элемент ее построения – круг), символ отмеренного времени и вечного движения. Часы репрезентируют мировые силы, воплощают идеи длительности, неотвратимости, неумолимости. В Греции они считались дочерьми Зевса и Темис и составляли свиту бога Солнца Гелиоса. Часы песочные, солнечные, механические, электронные и т. п. олицетворяет скоротечность времени и мировой порядок. Часы – это сдержанность, спокойствие. В искусстве атрибут аллегорической формы воздержания. Напоминание о течении времени, но некоторые портреты включают часы в качестве символа уравновешенного характера изображенного человека. Часы без циферблата или без стрелок говорят о «пустом» времени, о безвременьи.

Должность главного часовщика сохранилась в Одессе по сей день, хотя, конечно, прежнего веса в обществе своему обладателю она не дает. Да и немцев в роли хранителей времени давным-давно не наблюдается. Последние 35 лет за главным часами города — теми самыми, что на здании Старой Биржи, — следит Леонид Калабин. Ветерану часовых дел уже 87-мь. Леонид Тимофеевич и без часов — своеобразная легенда Одессы. Не говоря уже о его золотых руках, о которых когда-то прослышали даже в «больших» кабинетах — в прошлом он чинил наручные часы первому секретарю Компартии Украины Владимиру Щербицкому и председателю исполкома Одесского горсовета Валентину Симоненко.   В советское время он заведовал часовой мастерской «Рембыттехники» на проспекте Шевченко, напротив обкома КПСС. Мастеру — в качестве социальной нагрузки — поручили приглядывать за часами горсовета, изготовленными английской фирмой «Смит и сыновья» специально для одесской мэрии в 1868-м году .

Следить за механизмом, уже 145 лет отсчитывающим одесское время, по словам Леонида Тимофеевича, несложно. Заводятся часы раз в два дня, сделаны на совесть. Практически не отстают — от завода до завода набегает от силы минута.

Ломались они лишь однажды — в 1988-м: зубья анкерного колеса сработались до толщины папиросной бумаги. Пришлось заказывать новое колесо на заводе фрезерных станков имени Кирова. Кстати, мало кто знает, что городские часы заводят раз в два дня, опуская 32-килограммовую гирю на первый этаж Городской думы.

Интересно, что электроника, отвечающая за музыкальное сопровождение, похвастаться такой надежностью не может. Компьютер порой подвисает и выдает «Песню об Одессе» с опозданием на 3-4 минуты.

Сдает потихоньку и сам почтенный часовщик. Десять лет назад Калабин пережил инфаркт, и с тех пор все чаще часы заводит специальной ручкой его жена Евдокия Сидоровна.

Не так давно в муниципалитете задумались о том, чтобы заменить механические куранты на электронные. Дело в том, что завода Кирова уже давно нет, да и во всей Украине сейчас не так много предприятий, способных изготовить детали для подобного механизма. А вдруг часы сломаются, как в 1988-м? Что тогда? Но, к счастью, от этой идеи отказались, хотя никто не даст гарантии, что отцы города не вспомнят о ней во время очередного «модернизаторского» приступа.

Мэр города Геннадий Труханов поручил изучить вопрос восстановления аутентичного механизма, произведенного английской фирмой «Смит и сыновья» в 1868 году. В настоящее время он изношен на 95%, но если его можно отреставрировать, то главные одесские часы снова станут механическими.

27 и 28 августа 2014 года специалистами Киевского часового завода были проведены работы по замене комплектующих часового механизма фасадных часов одесской мэрии на Думской площади. В процессе реставрации был установлен новый часовой механизм МЧП-01ОД и заменены стрелки часов. Интересно, что новые стрелки были изготовлены из специального материала с учетом климатической зоны Одессы, а именно —  повышенной влажности. Кроме того, специалистами часового завода был изготовлен новый корпус и циферблат из современных материалов с подсветкой и произведена замена звукового оборудования.


Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

                                           Городские куранты

Мелодией из оперетты «Белая акация» Одесса встречает и провожает своих гостей и друзей, ею же сообщает и о наступлении каждого нового, одесского часа.

   Городские куранты получили в музыкальное сопровождение мелодию Дунаевского в 50-е годы прошлого века. С тех пор качество звучания существенно улучшилось, да и у желающих подпеть главным часам Одессы, теперь в распоряжении и куплет, и припев.

  Главный часовщик Одессы Леонид Тимофеевич Калабин, руководитель бригады часовых мастеров экстра-класса, когда-то благополучно существовавшей в одесской «Рембыттехнике», впервые на чердак здания горисполкома поднялся в 1976 году. Предложили ему взять на обслуживание, так сказать, «постоянного пациента» — городские куранты, производства известной лондонской фирмы «Смит и сыновья» 1886 года выпуска. За тридцать лет, прошедших с момента получения столь ответственного задания, Леонид Тимофеевич покинул своего подопечного только один раз.

За все это время серьезную реставрацию курантов проводили только раз — в 1988 году. Тогда разбирали и обновляли весь механизм. Самую сложную, по словам мастера, деталь – анкерное колесо, изготавливали в Одессе, на ныне не существующем уже заводе имени Кирова. А обновленный циферблат заказывали тогда в Днепропетровске. После ремонта претензий к работе механизмов у часовщика практически не осталось.

Леонид Калабин, часовщик: «Вы же понимаете, какие тут детали. Это не ручные часы, где все детали – мизерные. Здесь никаких влияний ни зимой, ни летом – они никаких сбоев не дают. Я их довел по советским техническим требованиям для ручных часов, что они полминуты – минуту – больше сбоя не дают. Они отрегулированы так, что уже лет 5 ничего не трогаю. Только периодически меняю полеты».

Что ж до музыкального сопровождения, то оно гораздо моложе 130-летнего часового механизма. Появилось оно в конце 50-х благодаря настойчивости тогдашнего председателя горисполкома Григория Ладвищенко и всегда существовало практически автономно. Теперь на помощь пришел компьютер, а еще совсем недавно было куда сложнее: «крутили» закольцованную магнитофонную ленту.

Как оказалось, знаменитый фрагмент из оперетты Исаака Дунаевского «Белая акация», который, кстати, в последние годы стал значительно длиннее, знают далеко не все, причем касается это даже одесситов. Старожилы, конечно же, не упускают возможности еще и еще раз насладиться любимым отрывком, даже с учетом его механического звучания. А вот те, кто помоложе, и редко может себе позволить прогулки по Приморскому бульвару, начинают забывать, что именно поют нам каждый час главные часы города.


Мария Трембовельская, Вести Плюс.

   Если вам доведется побывать в Одессе, приходите на Приморский бульвар около полудня. Ровно в 12 часов куранты на здании городского совета оживут, и серебряные колокольчики «пропоют» знакомую всем одесситам мелодию «Одесса, мой город родной» из оперетты «Белая акация» Исаака Дунаевского. Вот уже более ста тридцати лет эти часы, установленные над зданием бывшей одесской биржи, показывают точное время, а обрамляющие их скульптуры Дня и Ночи символизируют его вечный бег

Современному человеку, привыкшему к бешеному ритму жизни, трудно представить себе ту далекую эпоху, когда часов не существовало. Время люди определяли тогда приблизительно: по пению птиц и цветам, по звездам и рассвету, по цвету неба.

С древнейших времен человек пытался измерить течение времени, и первым его помощником в этом было солнце. Наблюдая, как движется тень дерева в зависимости от положения солнца, древние придумали солнечные часы. Правда, вместо деревьев, не всегда удобно расположенных, стали использовать шесты, которые затем уступили место каменным иглам или, как их еще называют, обелискам. Немало таких обелисков было вывезено из Египта в Европу. Только в Риме их насчитывается не менее двадцати, а в Лондоне находится знаменитая «Игла Клеопатры» — обелиск, созданный в 1500 году до н. э., его вес — 160 тонн, а высота 23 метра. Кроме неподвижных солнечных часов, существовали и переносные, самых разнообразных форм, например, в виде куба, каждая грань которого служила циферблатом и содержала другую систему определения времени. Солнечные часы долгое время оставались средством проверки и координации для очень ненадежных колесных часов, пока не были окончательно вытеснены спиральной пружиной.

Из Египта происходят и водяные часы, которые оттуда попали в Грецию и получили название «клепсидры». Они были удобнее солнечных, потому что их можно было использовать и ночью, и в пасмурную погоду. Клепсидры представляют собой сосуд с метками, из которого через отверстие вытекает вода. По уровню оставшейся воды и определяли промежутки времени. Именно благодаря этим часам возникла знаменитая фраза: «Сколько воды утекло с тех пор!».

Кроме солнечных и водяных часов, для измерения времени были изобретены и другие инструменты, например, свечные и масляные часы, которые использовались вплоть до XVIII века, а песочные часы не вышли из употребления и до сегодняшнего дня.

Первые механические часы появились в средневековой Европе. И хоть люди в то время жили, «часов не наблюдая», но были среди них те, кому постоянно приходилось помнить о времени. Это монахи, которые должны были собираться на службу в строго определенный час суток. Поэтому именно для них и были созданы первые колесные часы, приводившиеся в движение с помощью гири. Возможно, их изобрел в 996 году монах Герберт для города Магдебурга, но сейчас многие эксперты склоняются к мнению, что в этой области всех опередили англичане.

Механизм первых часов был настолько велик, что размещать их приходилось на самых больших и внушительных зданиях средневековых городов — ратушах, дворцах и церковных башнях, откуда, собственно, и пошло название «башенные часы». Они изготавливались в течение многих лет, все части механизма вытачивались вручную, а затем с особой тщательностью подгонялись.

Поначалу башенные часы не имели ни стрелок, ни циферблатов, и они не отбивали время, а скорее издавали звук, похожий на жужжание. Этот звук будил звонаря, чтобы тот начал бить в колокол. Сохранились летописи, рассказывающие о сонливых или подвыпивших звонарях, не исполнявших своих обязанностей. Поэтому довольно скоро был найден механизм, заменивший звонаря, и это был, несомненно, один из первых известных примеров автоматизации. Зачастую башенные часы снабжались каким-то особым боем, а иногда и незатейливыми мелодиями. Они также били в набат в случае тревоги, а по вечерам звонили, извещая о наступлении времени тушения огней. Приблизительно в середине XV века на часовых башнях появилась вертикальная неподвижная стрелка и вращающийся круг с часовыми делениями. Спустя лет пятьдесят стало яcно, что легче определять время, если циферблат неподвижен, а стрелка вращается. В зависимости от местных обычаев часовой круг могли делить на 6, 12, или на 24 часа.

Постепенно башенные часы становились своеобразным сердцем города и едва ли не главным его символом. А потому их стремились делать как можно более оригинальными и непохожими друг на друга. Они часто имели движущиеся фигуры — жакемары, отбивавшие молоточком часы. Некоторые часы представляли собой настоящий механический театр. Так, на башенных часах в Страсбурге, созданных около 1354 года, каждый раз в полдень трое волхвов склонялись перед Богоматерью, а петух кукарекал и бил крыльями. Специальный механизм приводил в движение маленькие цимбалы, отбивавшие время. К сожалению, эти часы не сохранились, от них уцелел только петух.

А вот часы, сконструированные в конце XIV века во французском Руане и английском Уэльсе, сохранились по сей день. Над циферблатом часов собора в Уэльсе располагаются автоматические фигуры: два рыцаря, которые каждый час начинают турнир, заканчивающийся падением одного из них. В интерьере Уэльского собора имеются еще одни часы с астрономическим циферблатом, указывающим дату и движение луны. Над ним находятся автоматы — четыре всадника, сражающихся на копьях, и самый старинный английский жакемар, прозванный «Jack Blandifer».

Около шестисот лет уже пражским башенным часам, созданным средневековым мастером Ганушем. Легенда гласит, что эти часы были заказаны правителем Праги. Мастеру было приказано сотворить нечто чудесное, и небывалое. Долго трудился над своим детищем великий механик, когда же работа была завершена, перед глазами изумленной публики предстало чудо, которым любуются по сей день. Каждый час окошки в верхней части часов раскрываются, и под мелодичный перезвон появляются то двенадцать апостолов, то фигура Смерти с косой, то богача, звенящего монетами в кошельке, то странника, то звонкого петушка, а то и самого Иисуса Христа. Чтобы Гануш не создал более прекрасных часов, пражский правитель решил его ослепить. Узнав об этом, мастер тайно пробрался на башню и, разрушив часовой механизм, скончался. Только спустя долгие годы часы были вновь восстановлены.

Всемирной славой пользуется и лондонский Биг-Бен — часы, установленные на 97-метровой башне здания парламента. Они считаются главными часами государства, и бой их курантов постоянно передают английские радиостанции. Часы отбивает специально отлитый для башни колокол «Биг Бен» — Большой Бен, весом 13,5 тонны. Свое название куранты получили по имени члена парламента Бенджамина Холла, который следил за их установкой в 1856 году. Часы примечательны еще тем, что, если над ними зажигается свет, это означает, что палата общин заседает ночью.

Несмотря на то, что со временем на смену громоздким конструкциям часов пришли более компактные модели, башенные часы, ставшие классикой, не потеряли своей актуальности. Они по-прежнему украшают собой многие европейские города и о них неустанно заботятся. Недаром существовало поверье, что город живет до тех пор, пока идут его башенные часы.


Татьяна Балановская


Похожие страницы:

Свежие страницы из раздела:

Предыдущие страницы из раздела:

odesskiy.com

5 культовых мест Одессы, которых больше нет


Поколение, которое родилось в 2000-х уже и не знает о существовании многих когда-то культовых мест в городе. А старая Одесса по-тихоньку уходит в прошлое. Vgorode собрал в одном обзоре всю информацию о местах, которые любили наши родители.



Набережная в Аркадии




Старая Аркадия Фото: livejournal.com/stevenxodiak



Фото: Александра Дедюлина


Еще семь лет назад район Аркадии и Гагаринского плато выглядели совсем иначе.  Многие одесситы до сих пор не привыкли к новому урбанистичному облику побережья. Ругают все: цены, фонтаны, отсутствие тени, арт-обекты, МАФы… Старшее поколение возмущается, но факт остается фактом — одесское побережье навсегда изменилось. Теперь тут меньше зелени и больше 21 века.

Конечно нельзя не отметить уничтожение растительности, застроенные склоны и пляжи. Но, с другой стороны, теперь в Аркадии нет той разрухи 90-х, которая портила вид туристического города. 

А 50 лет тут было правда довольно уютно без клубов, шезлонгов или продавцов. Одесситы просто наслаждались  морем и приятной погодой. Повсюду были фонтанчики и много декоративных растений.



Ротонда




Ротонда в Аркадии 80-е годы. Фото — Василий Шимук/Фейсбук



Демонтаж. Фото: Игорь Орлик


Знаменитая Ротонда в Аркадии, которую снесли в феврале 2016 года. Она появлялась во многих советских фильмах: «Дежа вю», «Золотой теленок» и «Приморский бульвар». К слову, в последнем фильме именно в ротонде проходил конкурс красоты.

Достопримечательность была визитной карточкой всей Аркадии, но в современное время ее незаконно разрушили. Виновники обещали восстановить ротонду и даже перестраивали ее, но былого вида уже не вернуть. По последним данным на ее месте должен был появиться очередной ресторан, но проект бросили на середине работы. 



Дюковский парк





Сложно поверить, что этот заброшенный парк когда-то был лучшим в городе. Изначально его разбили по приказу Дюка де Ришелье, как должное обрамление его летней резиденции в 1810 году. После отъезда герцога на родину, во Францию, парк подарили городу.


Расположенный на границе двух Молдаванки и Слободки, парк стал довольно быстро приходить в упадок. Второе рождение Дюковский сад получил в 1949 году, еогда его реконструировали и переименовали в парк «Победа». Кстати, именно в этом парке сняли многие сцены знаменитого фильма «Весна на заречной улице».

В конце 1950-х парк стал спортивно-развлекательным центром с бассейном, лодочной станцией, театром, музеем китобойной флотилии, Ледовым дворцом и даже Планетарием. В советское время вход парк был платный.

Начиная с 90-х в парке сплошная вонь, разруха, мусор и вандалы. Домик герцога практически полностью разрушен, хотя проект по благоустройству уже есть.



Куяльник




Курорт Куяльник — один из старейших грязевых курортов нашей страны. Начиная с 19 века сюда ездили тысячи туристов. Тут лечили грязевыми процедурами, делали рапные и песочные ванны. Также курорт славился своей минеральной водой. Среди старых корпусов санатория был самый настоящий винный погреб. А летом тут играл оркестр.

К слову, архитектура тут также была когда-то очень красива, но 60-х годах прошлого столетия Куяльник вместо изящных форм архитектуры в восточном стиле, залили Куяльник кубическим бетоном. 

Сегодня это крупное объединение санаторно-курортных учреждений, но большая часть из них заброшена или находится в плачевном состоянии. А лиман попостепенно засыхает.



Дворик Дворца моряков




Фото: Сергей Сарафанюк


Само здание построили  в 1829-1830 годах по проекту архитектора Франца Боффо. Только в 1924 году тут открыли Дворец моряков. В 1952 году к зданию пристроили два флигеля, которые создали внутренний дворик, там и открыли летний кинотеатр. Это было действительно популярным местом для туристов и горожан. Некоторые эпизоды любимого многими фильма «Каникулы Петрова и Васечкина…», были сняты именно здесь.

А в 1989 году тут был кумир миллионов Виктор Цой. Тогда в Одессе, на кинофестивале «Золотой Дюк» он получил приз и звание лучшего актера Советского Союза. К сожалению, кинофестиваль стал последним ярким событием, которое успела увидеть летняя киноплощадка, а через год трагически погиб и Цой.

Пару лет назад активисты возродили легендарное место и даже устраивали там бесплатные кинопоказы. Работала также зона фудкорта, которая была одним из любимых мест сбора одесской молодежи. К сожалению, сейчас пристройки к памятнику архитектуры решили снести. Теперь тут построят семиэтажное здание, в котором разместится отель. Разумеется теперь ни о каком летнем кинотеатре не может быть и речи. 


Смотри еще:


Суицид, долги и дача Ковалевского: как в Одессе появился первый водопровод


Что в имени твоем: происхождение названий одесских микрорайонов (часть IV)

Подписывайтесь на нас в Facebook и в Telegram, чтобы быстрее узнавать все новости и читать наши эксклюзивные обзоры

od.vgorode.ua

Прогулка по Одессе. Фотографии. Достопримечательности. Часть 2.

 Значительная часть приморских городов тяготеет к побережью. Не исключение и стоящая на берегу Чёрного моря Одесса. Южная часть её начиналась, как место расположения дач и курортов, одним из самых известных среди которых был Большой Фонтан. (Есть ещё Малый и Средний). Фонтанами местность названа из-за наличия источников воды, которыми пользовались горожане до постройки водопровода. В начале XX века в сторону Большого Фонтана была проложена трамвайная ветка состоящая из 16 станций. Которые называются так и теперь. 1-я станция Большого Фонтана, 2-я станция… 16 станция БФ. В качестве отправной точки для движения на юг города (да и в иных направлениях) удобно выбрать железнодорожный вокзал.
 Недалеко от него в гуще зелени прятался от солнца интересный жилой комплекс с несколькими домами, похожими на старую крепость.

 Небольшой микрорайон напомнил о том, что после войны в восстановлении наших городов принимали участие пленные немцы и их союзники.

 Памятник воинам 69 истребительного авиаполка установлен на месте расположения аэродрома. Они защищали Одессу в 1941 году.

 Несколько зданий какого-то учреждения (не помню) заявляют о своей солидности внушительным фронтоном.

 И иными архитектурными деталями, присущими сооружениям советского периода.

 Новый фонтан «Похищение Европы» (Зевсом, представшим в виде быка) расположен на 9-й станции Большого Фонтана. Он стал популярным у молодожёнов, которые уже до блеска натёрли быку некоторые части тела.

 Начались дачи, которые приобрели современный вид. Надо сказать, что вид на море далеко не у всех. Да и тесно здесь от желающих жить рядом с побережьем.

 Фрагмент Фонтанской дороги. Это фасады домов счастливчиков. С другой стороны, вдали-внизу, видно Чёрное море.

 Которое можно созерцать сколько угодно и совершенно бесплатно. Вспомнилась фотография, на которой эмигранты из СССР, среди которых немало выходцев из Одессы, сидели на скамейках, обращённых лицом к другому, заокеанскому, морю…  Не здесь ли зародилась эта привычка?

 Берег высокий, и внизу, у кромки воды, тоже есть жизнь.

 Как там? Может быть, спросить об этом у бабушки, выгуливающей здесь своих коз?

 С этого участка берега почему-то не хотелось уходить. Бескрайняя водная гладь притягивала взор…  В подтверждение этого стоящий поблизости мужчина достал бинокль.

 Море не обращало на нас никакого внимания…

  Трамвайная линия часто буквально продирается сквозь густую зелень и частную застройку. Тем не менее, находятся участки, на которых можно построить огромный дом.

 Успенский монастырь расположен в районе улицы Дача Ковалевского. Писатель Константин Паустовский так написал об этом месте
 » …В «Старой Одессе» я вычитал, что некий одесский одинокий богач Ковалевский купил кусок сухой прибрежной степи, построил над морем дом и рядом с ним — высокую круглую башню, похожую на маяк. У башни этой не было никакого назначения. Ковалевский построил её, как говорят дети, «просто так», из прихоти. Он несколько раз пил на верхней площадке этой башни чай, а потом наконец бросился с башни и разбился насмерть…»
 Монастырь же выглядит отнюдь не мрачно. Скорее всего, недавно был закончен основной ремонт.
 Надвратная колокольня с храмом Бориса и Глеба.

 Успенский храм.

 Собор Иконы Божьей Матери «Живоносный источник».

 На местном кладбище покоится много известных в православном мире людей.

 Зелёный уголок.

 Свято-Никольская церковь.

 Около этого ящика с надписью остановился шикарный лимузин, из которого вышел священнослужитель. Сразу появилось ощущение некоей дисгармонии… Тётушки определённого возраста, являющиеся основной силой и опорой Православия, пробурчали вслед:
 — Посредник… Между нами и Богом…
 Наверное, представителям Протестантской Церкви, исповедующим аскетизм, легче работать со своей паствой…

 На территории монастыря находится Духовная семинария и продолжается строительство других объектов. Территория его огромна, одной стороной она выходит к берегу моря.

 Мемориал героической обороны Одессы находится дальше на юг. На этом месте, в 1941 году, размещалась 411 береговая батарея. Её боевая деятельность продолжалась до 16 октября 1941 года, когда личный состав взорвал вооружение батареи и морем отправился на защиту Севастополя.
 Стела «Катюша».

 Истребитель И-16 находится сегодня в компании более современных ракет. Если бы так было тогда…

 Подводная лодка «Малютка». Экипаж 35 человек. Глубина погружения 120 метров.

 Корабельные орудия.

 Морской катер-тральшик.

 Созданный на скорую руку танк НИ  (На испуг) представлял из себя трактор, покрытый корабельным железом. Вооружение огнемёт либо два пулемёта. Экипаж 3 — 4 человека. Учитывая то, что среди наступавших на Одессу войск была велика доля румынских частей, этот монстр неплохо себя показал.

 Храм Георгия Победоносца.

 Пришло время искупаться. Для этого проедем в Аркадию (несколько остановок в сторону центра).  Пляж в этом месте находится очень давно, если такое определение применимо к городу возрастом чуть более двух веков. Дело в том, что берега моря в Одессе достаточно круты, а в Аркадии был пологий склон оврага, по которому было проще спуститься вниз. Своё название место получило в честь горного района Греции, который считается обителью покоя и счастья.

 Как я понял, практически вся инфраструктура зоны отдыха появилась уже в постсоветское время. Нельзя сказать, что здесь есть что-то небывалое, но пустынным место не кажется.

 Нашлось место для строительства новых зданий.

 Не забыты любители купаться в бассейне на берегу моря.

 Возможно, кого-то к этой мысли привело созерцание трубы со следами стоков.

 Опять бросилось в глаза, что взоры многих людей направлены в море.

 Не знаю, говорил ли что-нибудь мужчина мальчику, или они стояли молча. Конечно, у каждого из них в голове были свои мысли.  Показавшаяся вдали лодка, предчувствие путешествия…  Воспоминания о дальних странствиях, надежда, что и у мальчугана всё это будет…  И когда-нибудь уже он приведёт сюда другого мальчишку и они вместе будут смотреть в море…

 Пока я находился на пляже, меня не покидало ощущение, что сзади кто-то стоит…

 Надо сказать, что этот район Одессы стал местом притяжения нового строительства. В основном, высотного.

 Монумент в честь города-героя Одессы.

 Рядом расположен огромный парк Победы.

  Хозяйственный суд Одесской области.

 Кирилл и Мефодий. Как повествует надпись на двух языках (по-моему, украинском и болгарском), болгарские просветители, создавшие славянскую азбуку. В России указание на то, что они болгары, обычно опускают. Поэтому иногда непонятно, почему Россия часто оказывала расположение и защищала Болгарию, несмотря на отсутствие какой-либо взаимности.

 Увидев львов, охраняющих ворота, стоит остановиться.

 Это территория Одесской киностудии. В советское время была очень известна. Как обстоят дела сейчас, сказать тяжело.

 Мавританская арка. Когда-то служила въездом на дачу барона Михаила Рено. Согласно легенде именно через неё ходил к морю Александр Пушкин.

За аркой крутой спуск к морю. Но можно воспользоваться канатной дорогой.

 Ещё раз взглянем на море.

 И двинемся дальше в город. Это уже настоящая старая Одесса.

 Но теперь и здесь кругом новые здания.

 На этом наша прогулка заканчивается. В следующий раз пойдём в направлении, указанном этим атлетом.

                                           Перейти к другим рассказам

                                           Поддержать рассказ на внешнем сайте

boris-mavlyutov.livejournal.com

Одесса 1980-х / Назад в СССР / Back in USSR

Известный фотограф агентства Magnum Ян Берри побывал в Одессе в 1982 году. Он создал целую серию интересных фотографий о жизни советских одесситов.


































back-in-ussr.com

Одесса советская, 1975 год / Назад в СССР / Back in USSR

Давайте заглянем на одесские улицы 1975 года
Улица В. И. Ленина

Площадь имени Октябрьской революции

Потемкинская лестница

Институт имени В. П. Филатова

Дизель-теплоход «Тарас Шевченко»

В парке имени В. И. Ленина

Кинотеатр «Москва»

Государственная научная библиотека имени А. М. Горького

Вид с моря на город

Железнодорожный вокзал

Центральный стадион

Пушкинская улица



Новый жилой район в южной части города

Памятник героям-потемкинцам

Маяк

Улица Советской Армии. Памятник дважды Герою Советского Союза, Маршалу Советского Союза Р. Я. Малиновскому

Гостиница «Одесса»

Здание Исполкома городского Совета депутатов трудящихся

Здание Государственного академического театра оперы и балета

В доке

Аэровокзал

Источник: asemen0v.blogspot.ru1 сентября в Одессе

back-in-ussr.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о