Что представляли собой суда-ловушки Q-ship. Как они применялись для борьбы с подводными лодками в Первой и Второй мировых войнах. Какова была их эффективность и почему от них в итоге отказались.
Появление судов-ловушек Q-ship в Первой мировой войне
В начале Первой мировой войны подводные лодки стали представлять серьезную угрозу для торгового флота стран Антанты. Для борьбы с ними в британском Адмиралтействе родилась идея создания специальных судов-ловушек, получивших обозначение Q-ship.
Суть идеи заключалась в следующем:
- Обычное торговое судно тайно вооружалось артиллерией, которая тщательно маскировалась
- При появлении подводной лодки экипаж имитировал панику и эвакуацию
- Когда субмарина всплывала для атаки, Q-ship внезапно открывал огонь
Первым Q-ship стал «Викториан», вышедший на охоту в конце 1914 года. Однако первый успех был достигнут только в июне 1915 года, когда совместными усилиями подлодки С-24 и судна-ловушки «Таранаки» была уничтожена немецкая U-40.
Тактика применения судов-ловушек
Ключевыми элементами тактики Q-ship были:
- Тщательная маскировка вооружения. Пушки скрывались за фальшивыми надстройками или в половинках шлюпок
- Имитация паники экипажа при появлении подлодки
- Провоцирование подлодки на всплытие и сближение
- Внезапное открытие огня с близкой дистанции
Для повышения живучести в трюмы Q-ship грузилось легкое дерево или пустые бочки. Это позволяло дольше оставаться на плаву после торпедной атаки.
Эффективность судов-ловушек в Первую мировую войну
По разным оценкам, за время Первой мировой войны Великобритания использовала от 200 до 366 судов-ловушек. Их эффективность оценивается следующим образом:
- Проведено около 150 боев с подводными лодками
- Уничтожено 14-15 немецких субмарин
- Повреждено около 60 подлодок
- Потери самих Q-ship составили 27-61 единицу
Таким образом, на счету судов-ловушек было около 10% от общего числа уничтоженных немецких подлодок. Это было меньше, чем потери субмарин от мин.
Применение судов-ловушек другими странами
Идея использования Q-ship нашла последователей и в других странах:
- Германия использовала 6 судов-ловушек на Балтике против английских подлодок
- Япония оборудовала одно судно-ловушку — теплоход «Дели-мару»
- США переоборудовали 5 торговых судов в ловушки
- Советский Союз также экспериментировал с применением Q-ship
Однако эффективность Q-ship других стран оказалась еще ниже, чем у британцев. Немцам, например, не удалось уничтожить ни одной подлодки противника.
Суда-ловушки во Второй мировой войне
Несмотря на неоднозначные результаты, идея судов-ловушек была реанимирована в начале Второй мировой войны:
- Великобритания подготовила 9 Q-ship, получивших обозначение X-ship
- США оборудовали 5 судов-ловушек
- Япония создала одно судно-ловушку
Однако эффективность Q-ship оказалась еще ниже, чем в Первую мировую. Уже к 1943 году большинство стран отказались от их использования.
Причины отказа от применения судов-ловушек
Основными причинами отказа от использования Q-ship стали:
- Низкая эффективность — не более 10% уничтоженных подлодок
- Высокие потери самих судов-ловушек
- Появление специализированных противолодочных кораблей
- Развитие средств обнаружения подводных лодок (гидролокаторы, радары)
- Совершенствование тактики подводной войны
В итоге суда-ловушки оказались тупиковой ветвью развития противолодочных сил и были окончательно сняты с вооружения к концу Второй мировой войны.
Наследие судов-ловушек Q-ship
Хотя суда-ловушки Q-ship не оправдали возлагавшихся на них надежд, они оставили заметный след в истории морских войн:
- Стали одним из первых примеров асимметричного ответа на новую угрозу
- Способствовали развитию тактики маскировки военных кораблей
- Вошли в историю как пример нестандартного военно-технического решения
- Породили множество легенд и историй о героизме их экипажей
Сегодня суда-ловушки Q-ship остаются интересной, хотя и малоизвестной страницей истории двух мировых войн.
Современные аналоги судов-ловушек
Хотя классические Q-ship ушли в прошлое, сама идея замаскированного боевого корабля нашла продолжение и в наши дни:
- Разведывательные корабли, замаскированные под рыболовецкие суда
- Ракетные катера, внешне неотличимые от гражданских судов
- Десантные корабли с изменяемой архитектурой надстройки
Таким образом, опыт применения судов-ловушек Q-ship не прошел даром и нашел свое отражение в современном военно-морском искусстве.
Новым оружием восхищался весь мир, хотя его эффективность составляла всего 10%
В Первой мировой войне использовались все технические новинки, изобретенные к тому времени. Развитие радиосвязи, появление специализированных самолетов (истребителей, бомбардировщиков, гидросамолетов) и дирижаблей, оснащение боевых кораблей паровыми турбинами – всё это использовалось в военных технологиях.
Некоторым новинкам предстоял долгий путь развития, некоторые просуществовали недолго – пару десятков лет. Правда, после себя они оставили много историй и легенд. Об одной такой тупиковой ветви в способах войны на море – кораблях-ловушках – мы расскажем в этой статье.
Новая главная угроза
Первые подводные лодки появились в 60-х годах XIX века. Первое боевое применение произошло в ходе русско-японской войны в 1904 – 1905 годах. К началу Первой мировой войны подводные лодки стали вполне боеспособными кораблями в составе военных флотов. Их характеристики позволяли вести боевые действия у берегов противника.
В открытый океан подводники еще не заходили – он станет ареной боевых действий во Вторую мировую войну, но при полном отсутствии противолодочных средств, подводные лодки стали представлять существенную угрозу. Надо помнить, что к 1914 году ни гидролокаторов, ни бомбометов, ни глубинных бомб, ни противолодочных торпед не было. Единственное, что могли использовать моряки противолодочных кораблей – это так называемые ныряющие снаряды. Ныряющий снаряд – это снаряд особой формы, который не взрывался сразу при соприкосновении с водой, а благодаря рикошету несколько раз касался воды. Если на его пути попадалась рубка, или перископ погружающейся лодки, то снаряд взрывался. Но применяться они могли только по погружающейся лодке, которая еще не ушла на глубину.Перед кайзеровским флотом стояли, по большому счету, две задачи. Во-первых, с помощью Флота Открытого моря необходимо было сдерживать английский Гранд Флит от блокады и десантных операций на побережье Германии. А, во-вторых, с помощью надводных рейдеров и многочисленных подводных лодок необходимо было парализовать английскую морскую торговлю.
Первоначально расчёт немецких адмиралов оправдывался. Введенная Германией морская блокада Великобритании стала приносить свои плоды. Жертвами немецких подводников были не только обычные грузовые пароходы, но и трансатлантические лайнеры, обладатели «Голубой ленты Атлантики». О гибели флагманского лайнера компании «Кунард Лайн» смотри статьи «Потопление «Лузитании» – вопросы и версии. Начало»
и «Потопление «Лузитании» – вопросы и версии. Итоги».Противопоставить этой угрозе было особо нечего. Входы в гавани защищали противолодочной сетью, но в открытом море вся надежда была на сигнальщиков, которые должны были вовремя обнаружить след торпеды. Тогда еще не были изобретены электрические торпеды, а парогазовые оставляли на воде заметный след. Еще моряки стали применять маневр, названный «противолодочный зигзаг». Его суть сводилась к тому, что судно двигалось не прямолинейно, а постоянно меняло курс с права налево при сохранении генерального курса. Такой маневр не давал возможности командиру подводной лодки прицелиться для торпедного пуска. Самонаводящихся торпед в то время ещё не было.
По теме
1540
Интернет-пользователи заподозрили новую девушку Пике в беременности после его расставания с Шакирой
В сети обсуждают возможную беременность Клары Чиа Марти, новой девушки футболиста Жерара Пике, с которой тот изменял певице Шакире. Пищу для домыслов стали фотографии пары из аптеки.
Особенностью Первой мировой войны было то, что тогда ещё воевали «по правилам». Были официальные и не официальные правила и законы, которых старались придерживаться во всех воюющих странах. Если говорить о подводниках, то командир подводной лодки, выследив гражданское невооруженное судно противника, должен был всплыть и дать возможность экипажу «купца» спустить шлюпки, сесть в них и отойти от обреченного судна. Только после этого разрешалось торпедировать судно. В головах английских адмиралов, проигрывающих подводную войну, родился рискованный план.
Q-ship
Идея была проста. Самое главное – надо было заставить командира подводной лодки всплыть. Повторимся, в подводном положении в Первую мировую войну лодки были неуязвимы. Спровоцировать командира на всплытие мог только вид легкой беззащитной цели. Подводники должны были увидеть не только невооруженное гражданское судно, но и команду, в панике покидающее его. Тогда на подводных лодках устанавливались артиллерийские орудия. Часто для потопления невооруженного торгового судна подводная лодка всплывала и топила пароход с помощью своей артиллерии. Таким образом, экономились дорогостоящие торпеды.
Сохранившийся до наших дней Q-ship HMS President на Темзе (фото: wikipedia/Gary Houston)
Для этих целей выбирались различные суда. Кораблем Q-ship мог быть рыболовецкий траулер, небольшой пароход, паром или даже парусное судно. Все суда были не очень большие, так как на большой транспорт не жалко торпеды, а маленький можно потопить своей артиллерией, но для этого нужно всплыть. На судне устанавливались хорошо замаскированные пушки. Маскировка вооружения была главным условием успешного поединка с подводной лодкой. При малейшей угрозе лодка экстренно погружалась и просто топила торпедой судно-ловушку. Пушки маскировались с фантазией. Иногда делали фальшивую надстройку. При всплытии подводной лодки стенка откидывалась, и орудие начинало вести по субмарине огонь. Иногда делали фальшивые шлюпки. Большую спасательную шлюпку разрезали вдоль по килю и половинку ставили на штатное место. За ней устанавливалось артиллерийской орудие.
Служба на таких судах была очень опасна. Если командир лодки подозревал, что перед ним судно-ловушка, он торпедировал её. Иногда после того, как ловушка скрывалась под водой, лодка всплывала и расстреливала уцелевших людей из пулеметов. Когда подводная лодка всплывала, и на ней открывался верхний рубочный люк (это было очень важно, так как при открытом люке лодка не могла экстренно погрузиться), над ловушкой поднимался военно-морской флаг Великобритании, и судно открывало огонь.
Первые мысли о судах-ловушках были высказаны морскими офицерами в ноябре – декабре 1914 года. Некоторые источники приписывают авторство командиру военно-морской базы в Портсмуте адмиралу Хедуорту Мьё. Чуть позже эту же идею озвучили еще несколько моряков. Первоначально, они назывались Mystery Ships, или «special service vessels», а с 1916 года утвердилось название Q-ship. Охота на охотников началась.
Ловушки в Первой мировой войне
По теме
1950
В Пентагоне заявили о появлении новой триполярной системы в мире
Как заявил глава объединённого комитета начальников штабов США Марк Милли, наша планета стратегически стала менее стабильной, чем была в последние 40-50 лет.
Первым Q-ship стал «Викториан», вышедший на охоту в конце 1914 года. Но только в июне 1915 пришёл первый успех. 23 июня 1915 года в результате совместной атаки английской подводной лодки С-24 и судна-ловушки «Taranaki» была уничтожена немецкая подводная лодка U-40. Иногда происходили невероятные истории. Новозеландец суб-лейтенант Уильям Эдвард Сандерс на корабле-ловушке «Helgoland» Q-17 столкнулся сразу с тремя немецкими подводными лодками. Одна лодка была потоплена. «Helgoland» уклонился от двух выпущенных торпед. Сандерсу присвоили звание капитан-лейтенанта и назначили командиром ловушки «First Prize» Q-21. Это была парусно-моторная шхуна, водоизмещением 200 тонн, которая в мирной жизни носила название «Эльза». На шхуне было два двигателя по 50 л.с. каждый. После мобилизации шхуну вооружили, поставили радиостанцию, и она стала судном-ловушкой «First Prize» Q-21. 30 апреля состоялся бой «First Prize» с немецкой субмариной U-93. Англичане посчитали, что немецкая подводная лодка уничтожена. А в декабре 1917 года ловушка «Prize» была торпедирована подводной лодкой U-43. Оказалось, что в составе экипажа субмарины были подводники, находившиеся на U-93 во время боя с ловушкой. Они опознали в перископ «Prize», и командир U-43 (по другим данным это была UB-48) принял решение об атаке. Сандерс погиб со своим кораблем.
По одним данным, в составе английского флота в Первую мировую войну было 366 судов-ловушек. Из них 61 Q-ship был потоплен в результате поединка с немецкими субмаринами. По другим – судов-ловушек было 200, погибли 27 (или 38) Q-ship. Всего зафиксировано 150 боев между судами-ловушками и немецкими подводными лодками. Было уничтожено 14 (или 15) и повреждено 60 немецких субмарин. Такая разница в данных о количестве Q-ship и их потерях объясняется тем, что начиная с 1916 года многие торговые суда стали вооружаться и их называли судами-ловушками, хотя они не оборудовались, как Q-ship в полной мере, и их экипажи не проходили соответствующею подготовку. Соответственно и потерь среди них было больше. На счету Q-ship было около 10% от числа потопленных немецких подводных лодок, что было меньше потерь немецких субмарин от мин.
Идея судов-ловушек нашла последователей в других странах. В первую очередь, эту идею переняли сами немцы. В составе кайзеровского флота в Балтийском море, где во время Первой мировой войны в российских портах базировались английские подводные лодки, действовали шесть немецких судов-ловушек. Особенностью немецких Q-ship было то, что судно-ловушка обязательно действовала в паре со своей подводной лодкой. Немцы не смогли уничтожить ни одной английской или русской подводной лодки.
Ловушки во Второй мировой войне
Несмотря на неоднозначные успехи Q-ship, идея использования судов-ловушек, что называется, укоренилась в головах военных моряков разных стран. После начала Второй мировой войны в английском Адмиралтействе вспомнили предыдущий опыт. Добро на их применение дал лично Уинстон Черчилль. В сентябре – октябре 1939 года Королевский ВМФ подготовил девять судов-ловушек. Их называли Х-ship. Три судна были относительно небольшими (одно 610 тонн, два 1 030 тонн водоизмещения), а шесть – большие грузовые пароходы от 4 500 до 5 000 тонн водоизмещения. Они, кроме артиллерийских орудий, были оснащены гидролокаторами и бомбометами. Две ловушки были потоплены подводными лодками, остальные переделаны в сухогрузные суда. Последнее десятое судно-ловушка Королевского флота HMS «Fidelity» было прекрасно вооруженным кораблем. Четыре 102-мм орудия, четыре торпедных аппарата, два гидросамолета, торпедный катер (!) на борту. На корабле были смонтированы противоторпедные сети. Но, несмотря на такое оснащение, «Fidelity» Х-105 с французским экипажем был торпедирован немецкой подводной лодкой U-435 во время атаки на конвой ON-154.
Флот США срочно переоборудовал в суда-ловушки пять торговых судов – траулер, два сухогруза, танкер и парусно-моторную шхуну. Успехов они не добились, и в 1943 году американские суда-ловушки прекратили своё существование. Японцы оборудовали одно судно-ловушку – теплоход «Дели-мару». По своему оснащению оно составляла конкуренцию английскому «Fidelity». У японцев было даже специальное оборудование для подрыва магнитных торпед на безопасном от судна расстоянии. Ничего не помогло. Во время первого же похода ловушка была потоплена американской подводной лодкой USS «Swordfish» SS-193. О судьбе советского судна-ловушки смотри статью «Неизвестные бои на Балтике». Там же, на Балтийском море, было зафиксировано применение немцами своеобразного судна-ловушки. 15 августа 1944 года группа советских топмачтовиков – торпедоносцев атаковала одиночный транспорт, идущий без сопровождения. Неожиданно транспорт открыл настолько сильный зенитный огонь, что выйти в атаку смог только один самолет. Он сбросил одну авиационную торпеду с глубиной хода 2 метра. Торпеда прошла под судном, не причинив ему никакого вреда. Позднее анализ боя позволил сделать вывод, что летчики столкнулись с судном противовоздушной обороны.
Заключение
Суда-ловушки были порождением того времени, когда не существовало эффективных средств борьбы против подводных лодок. Но даже тогда их эффективность не превышала 10%. С появлением в составе флотов специализированных противолодочных кораблей необходимость в них окончательно отпала.
«Противолодочный зигзаг» Игоря Коломойского. Как «отец» президента стал его конкурентом
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
https://ukraina.ru/20200422/1027478863.html
«Противолодочный зигзаг» Игоря Коломойского. Как «отец» президента стал его конкурентом
«Противолодочный зигзаг» Игоря Коломойского. Как «отец» президента стал его конкурентом — 02.08.2022 Украина.ру
«Противолодочный зигзаг» Игоря Коломойского. Как «отец» президента стал его конкурентом
Противолодочный зигзаг – манёвр, применяемый капитанами, чтобы уклониться от торпедной атаки. Представляет собой регулярные повороты вправо-влево от основного курса. Политические манёвры Игоря Коломойского во многом напоминают противолодочный зигзаг, за исключением одного момента – основного политического курса у него нет вообще
2020-04-22T08:20
2020-04-22T08:20
2022-08-02T14:10
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1. ukraina.ru/images/sharing/article/1027478863.jpg?10274789381659438600
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2020
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337. jpg
эксклюзив, петр порошенко
Эксклюзив, выборы, Украина, Майдан, политика, Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Владимир Зеленский, Петр Порошенко
Напомним развитие событий.
В 2013 году Коломойский присоединился к «олигархическому консенсусу», который решил «поставить на место» Виктора Януковича. Причина состояла в том, что Янукович, подобно Паниковскому, нарушил конвенцию — условием его президентства было то, что он, подобно Кучме, будет «главноразводящим» и воздержится от создания своей бизнес-империи.
Условия, на которых Коломойский присоединился к этому комплоту, и роль, которую он играл в Евромайдане, останутся навсегда покрытыми мраком неизвестной тайны. Но можно с уверенностью сказать, что его роль была немалой в силу тесных связей с политиками, ставшими лицом Майдана и опытом 2004 года.
4 марта 2020, 15:33
Чужой против хищника. Ахметов и Коломойский в украинской политикеСудя по всему, сегодняшнее голосование в Раде относительно правительства будет бенефисом самого богатого человека Украины Рината Ахметова. Он опять победил Игоря Коломойского. Причём, как водится, чужими руками и не вступая в прямой конфликт. Как минимум, в новом правительстве с Ахметовым связаны премьер, министры энергетики и социальной политики
К концу 2013 года Евромайдан закончился победой — Янукович пошёл на уступки «консенсусу». Но было уже поздно — ситуация вышла из-под контроля, к кампании присоединились американцы (вообще они планировали Майдан на президентские выборы 2015 года, но тут такое дело…).
На этом этапе «олигархический консенсус» распался. Тому же Ахметову, насколько можно понять, руководители Майдана ну вот совершенно не нравились, и он не знал, как и о чём с ними договариваться.
А вот Коломойский с радостью окунулся в этот омут «гидности», ожидая, что после победы Майдана он окажется на особом положении и сможет кое-что «отжать» у своих конкурентов.
Эти надежды заиграли особенно ярко после начала АТО. Ахметов совершил стратегическую ошибку, попытавшись торговаться с Киевом с позиции силы и поддержав создание ДНР. Уже в процессе стало понятно, что он столкнулся с конченными отморозками, договариваться с которыми невозможно в принципе. Тут свежеиспечённый глава днепропетровской администрации и создатель добробатов Коломойский развернулся… И свернулся опять.
Во второй половине 2014 года Игорь Валерьевич внезапно понял, что его план «отжать за 60 секунд» провалился. Коллеги-олигархи объединиться против него не смогли, но он недооценил Петра Порошенко, и, главное, в игру вмешались внешние игроки.
В результате, например, простой отжим активов Ахметова на Донбассе перерос в полномасштабную войну, причем, как оказалось, армия подчиняется вовсе не генералиссимусу Корбану, а каким-то пошлым генералам и верховному кондитеру.
Тогда хитрый Беня решил резко поменять вектор. Ничего ж личного — просто бизнес. Его план включал: 1) прямые переговоры с ЛДНР; 2) прекращение конфликта с Россией; 3) федерализация.
Последний пункт, конечно, в той форме, которая реально мыслима в стране, где федерация никому не нужна, — «Приват» подгребает под себя с десяток самых вкусных областей и выбивает для них какие-то особые права под предлогом «глубокой децентрализации», что бы это ни значило. А остальные пусть сами гребутся — с Киевом или без.
Несмотря на то что резоны Бени были прозрачны и транспарентны, поддержки в Кремле он не получил. Ростислав Ищенко полагает, что российское руководство сочло днепропетровского олигарха недоговороспособным ещё во времена борьбы за Кременчугский НПЗ. Скорее всего он прав.
Чем дело кончилось, мы знаем — бесславной отставкой по звонку из американского посольства и бегством за рубеж. Причём там он тоже проштрафился — во всяком случае давление на Украину в связи с судьбой «Приватбанка» вряд ли связано с тем, что финансовые аппетиты Коломойского могут дестабилизировать финансовую систему Украины. По слухам, к концу 2018 года Игоря Валерьевича даже из Израиля начали просить. Хотя Израиль своих не выдаёт.
Естественным образом Коломойский активно принял участие в избирательной кампании 2019 года. Более того, он был непосредственным творцом её конфигурации (не такой уж частный случай).
По состоянию на начало осени 2018 года ситуация складывалась довольно очевидная — в президентских выборах должны были участвовать Порошенко и Тимошенко, причём соотношение силы было явно в пользу последней (если, конечно, проводить выборы). Но был и фактор неопределённости в лице Святослава Вакарчука, который вклинивался в число лидеров и мог существенно повлиять на исход кампании. Чтобы этот фактор обнулить, Коломойский предложил участие в избирательной кампании Зеленскому — он должен был срезать голоса Вакарчука и расчистить Тимошенко дорогу к победе.
26 февраля 2020, 07:18
Быстряков: Рядом с Соросом Коломойский — чеховский интеллигентКомпозитор и общественный деятель Владимир Быстряков на днях рассказал изданию Украина.ру, с чем связана резкая активизация военных действий на границе Украины с Луганской и Донецкой Народными Республиками
Кстати, на новый 2018 год, принадлежащий Коломойскому канал «1+1» пустил перед выступлением президента шуточный ролик, в котором популярный певец Олег Винник находит в лесу пустующую трибуну и пытается обратиться с неё к нации, но его заметает полиция. Потом эта реприза была использована при выдвижении Зеленского. Только без полиции.
На практике, впрочем, ни Вакарчук, ни Зеленский участвовать в выборах вовсе не стремились. Зеленского удалось уговорить принять в них участие только путём шантажа — в обмен на обещание вернуть долги «1+1» «Кварталу 95» (кстати, судьба этого долга так и неизвестна, но, по слухам, Зеленский окончил кампанию с прибылью). Значительную часть финансирования кампании взял на себя Коломойский.
Чем всё кончилось вы знаете — Зеленский неожиданно для всех одержал сокрушительную победу. Для Порошенко это был «слом шаблона» (он и сейчас не может понять, как нация отдала предпочтение не ему, а другому клоуну), для Тимошенко это была катастрофа.
Самое интересное, что Коломойский от победы Зеленского почти ничего не получил — и новый президент, и глава его офиса по сути были от него независимы, а западные партнёры настаивали на том, чтобы украинская власть поменьше сотрудничала с днепропетровским олигархом. Судя по всему, президента и Коломойского связывают какие-то обязательства, но выполняются они в минимальной конфигурации.
Уже на момент парламентской избирательной кампании стало очевидно, что влияние на власть Коломойского заметно меньше, чем Пинчука (отношения между двумя богатейшими людьми «не первого, но и не второго города Украины» довольно сложные). Коломойский попытался распределить свои силы, вложившись в неудачную кампанию партии «Доверяй делам» (на выборы шла в составе «Оппозиционного блока», представлявшего «ахметовскую» часть пострегиональной оппозиции).
Тесное сотрудничество Коломойского с региональными элитами Юго-Востока означало поворот в сторону программы второй половины 2014 года. Окончательно переход на эту сторону был зафиксирован в ноябре 2019 года, когда Коломойский выступил с инициативой примирения с Россией.
Тут надо отметить, что Зеленский, так или иначе, и в вопросах отношений с Россией, и в вопросах децентрализации следует путём Порошенко. Таким образом, Коломойский сейчас является его «идеологическим оппонентом», а сам он — чуть ли не лидер «пророссийской оппозиции» (правда, не имеющий поддержки Москвы, а потому безблагодатный самозванец).
2 января 2020, 06:05
Журналист Виталий Теплов: В школе Коломойский был обычным еврейским мальчиком, увлекавшимся шахматамиО самых значительных событиях минувшего 2019 года и о том, с чем связывают свои надежды жители Днепра (бывшего Днепропетровска), в интервью изданию Украина.ру рассказал главный редактор газеты «Горожанин» Виталий Теплов. Пикантность беседе придал тот факт, что журналист в свое время учился в одной школе с будущим олигархом Игорем Коломойским
Причины столь сложных политико-идеологических манёвров Игоря Валерьевича в общем-то очевидны. Его политический курс определяется интересами его бизнеса. Если он видит перспективы, он поддерживает власть. Если не видит — поддерживает оппозицию.
Президент Зеленский хочет дружить с Ахметовым, а для Коломойского его постоянно нет дома и в «короновирусное кормление» ему дают только одну, не самую значимую Запорожскую область. Коломойский обижается и говорит президенту гадости идеологического характера.
Перспективы, однако, не слишком убедительны. Стратегия Коломойского и Ахметова в целом аналогична стратегии молодого бычка и старого матёрого быка из известного анекдота. Если Коломойский не может устранить всех конкурентов одним ударом, он проигрывает. А поскольку он не может убить всех конкурентов одним ударом никогда, то он никогда и не выигрывает. Но вот кровь попортить может…
Петр Порошенко
самых важных артефактов, о которых вы никогда не слышали
Перейти к содержимомуИзображение из Королевских музеев Гринвича
В прошлую среду утром ветеран Вьетнама Клем Блейзвик спросил наших ветеранов военно-морского флота, почему корабли во время Второй мировой войны пересекали Атлантику зигзагом. Короткий ответ: «Уклоняться от немецких подводных лодок». «Но, — настаивал Клем, — не могли бы вы зигзагом врезаться в вражеских подводных лодок так же легко, как вдали от них ?» Оказывается, можно, и военно-морские эксперты предупреждали об этом, когда концепция зигзагообразного движения была впервые разработана во время Первой мировой войны. 0003
Зигзагообразные морские пути возникли в 1917 году, когда немецкие подводные лодки бороздили Атлантику и Северное море. Вместо того, чтобы двигаться по предсказуемым прямым линиям, британский Королевский флот приказал группам кораблей — конвоям — двигаться зигзагом к месту назначения. Движение зигзагами мешало противнику отслеживать маршрут, скорость, дальность и положение конвоя. Капитаны подводных лодок не знали, как расположить свои лодки, чтобы эффективно стрелять торпедами. Плавая со своими британскими союзниками, корабли США переняли эту практику, которая продолжалась во время Второй мировой войны.
При нормальных обстоятельствах зигзагом двигать десятки кораблей в унисон было бы достаточно сложно. Торговые и военные корабли имеют разную морскую практику, как и разные национальности. Ограничения связи во время войны еще больше усложнили задачу. Суда, заходившие в опасные зоны, хранили радиомолчание, гасили сигнальные фонари, а иногда даже прекращали подачу флагов. Так как же корабли координировали свои движения, чтобы не столкнуться друг с другом?
Ответ заключался в том, чтобы заранее поставить хореографию всего балета в море. Специалисты по борьбе с подводными лодками составили схему зигзагообразных маршрутов и распределили их по конвоям, причем каждый собранный корабль получил один и тот же подробный маршрут. Следование точным маршрутам требовало отличного морского мастерства и помощи устройства под названием «Зигзагообразные часы».
На каждом корабле конвоя были одинаковые часы, синхронизированные с флагманским кораблем и подключенные к системе сигнализации на мостике. Они выглядят как обычные часы, за исключением маленьких металлических штифтов или зажимов по краю, которые можно перемещать в разные положения. Когда минутная стрелка проходила мимо колышка, раздавался сигнал тревоги, указывающий на изменение скорости и курса. Десять-двадцать минут спустя он снова звучал для очередной коррекции. И так он целыми днями находился в море, мостик каждого корабля гудел или звенел в гармонии, чтобы конвой двигался вместе.
Ключ был в том, чтобы создать как можно более неправильный и непредсказуемый зигзагообразный узор. Корректировки курса устанавливались под углами от двадцати до сорока градусов, временные интервалы от десяти до двадцати минут, и вся схема менялась каждые сорок-восемьдесят минут. Учитывались свет, ветер, погода и состояние моря, и конвои могли вносить изменения в исходный зигзагообразный рисунок, когда позволяли условия маркировки.
Вот красочное описание операции конвоя зигзагом из первых рук во время ВОВ:
Эта могучая коллекция кораблей, занимающая десять или двенадцать квадратных миль в океане, умело поддерживающая свой строй, представляла собой действительно красивое и вдохновляющее зрелище. Когда эсминцы заняли назначенные позиции. . . Великолепная кавалькада смело направилась в район, который был излюбленным местом охоты подводной лодки.
Как только эта опасная зона была достигнута, вся группировка, эсминцы и торговые суда, начали двигаться зигзагом. Коммодор на флагманском корабле поднял сигнал «Зигзаг А», и мгновенно все тридцать два корабля начали разворачиваться на двадцать пять градусов вправо. Большие корабли, обычно громоздкие, совершали этот одновременный поворот со всей ловкостью и даже со всей грацией стаи рыб, в которую внезапно бросили камень. Всю дорогу через Атлантику они практиковали такую эволюцию; большинство из них уже не раз проплывало через опасную зону, так что маневр к этому времени стал уже давней историей. Минут десять-пятнадцать шли они этим курсом, как тотчас же, как одно судно, конвой повернул на двадцать градусов влево и двинулся в новом направлении. И так часами, то несколько минут вправо, то снова прямо. . . Это движение зигзагами осуществлялось в соответствии с комплексными планами, которые позволяли конвою двигаться зигзагами в течение нескольких часов без сигналов, курсы и время на каждом курсе были указаны в конкретном приказанном плане, а все судовые часы были установлены точно. одинаково по сигналу времени.
Действительно ли работали эти великолепные примеры синхронного плавания? Препятствовало ли зигзагообразное движение по океану атакам вражеских подводных лодок? Ответ, кажется, да, даже после того, как немцы разработали торпеды с акустическим наведением, которые могли наводиться на корабельные двигатели, независимо от изменения курса.
Но преимущества зигзагообразного движения, возможно, были незначительными по сравнению с огромными усилиями, которые потребовались для его реализации. Еще в 1918 году, когда военно-морской флот США впервые узнал о британском методе уклонения от моря, военно-морские аналитики подготовили совершенно секретный отчет, ставящий под сомнение эффективность зигзагообразного движения.
Хотя аналитики определили, что в целом движение зигзагом лучше, чем прямолинейное плавание, они также отметили, что оно замедляет движение к месту назначения, из-за чего корабли дольше находятся в опасных зонах. Увеличенное пространство, занимаемое зигзагообразными кораблями, также было опасным, давая вражеским подводным лодкам больше возможностей для атаки. Наконец, как предположил Клем, можно было неосознанно ринуться прямо в «волчью стаю» подводных лодок, намереваясь уйти от нее.
Всевозможные управляемые ракеты и торпеды сделали зигзагообразные конвои кораблей устаревшими. Зигзагообразные часы, когда-то незаменимый инструмент войны, теперь являются малоизвестным пережитком ушедшей эпохи морской мощи.
ПОДПИСАТЬСЯ НА БЮЛЛЕТЕНЬ VBC
VBC2023-02-02T16:22:27-05:00 Ссылка для загрузки страницыПерейти к началу
Тяжелые торпеды подводных лодок (HWT) являются основной торпедной угрозой для военных кораблей. Торпедные катера также несут противокорабельные торпеды против боевых кораблей. В этой статье мы сосредоточимся на торпедах подводных лодок и системах их противодействия.
HWT обычно запускаются с подводных лодок на большое расстояние 10000-15000 м. Они тихие и издают мало шума; поэтому противолодочные силы должны использовать активный гидролокатор для обнаружения торпед. Обнаружение торпед затруднено из-за больших расстояний запуска и неблагоприятных условий распространения звука, особенно в прибрежных водах.
Художественный рендеринг Подводная лодка, стреляющая тяжелыми торпедамиТот факт, что очень немногие страны обладают приличными возможностями для разработки эффективной противоторпедной защиты, и нет единой развернутой эффективной системы (как Hard Kill, так и Soft Kill), которая могла бы претендовать на высокую эффективность против широкого круга диапазон торпед (самонаведение, активное/пассивное самонаведение, прямые бегуны, несколько торпед).
Торпеды с каждым днем становятся все опаснее благодаря новым возможностям. Некоторые из них не взрываются, пока не обнаружат корпус настоящего корабля. Большинство из них имеют возможность повторной атаки. Как и некоторые ракеты, они приближаются к кораблю случайными движениями, такими как зигзаги, в своей конечной фазе, что затрудняет их отслеживание или нацеливание.
Торпеда ВМФ России Тип 53. Он приближается к своей цели зигзагообразным движением в конечной фазе.Одна подводная лодка может также запустить шквал мини-торпед по одной надводной или подводной цели, что поможет подавить ее оборону. Атакующий мог атаковать с помощью меньшего оружия и стандартной тяжелой торпеды.
Чтобы разобраться в системе противодействия торпедам, следует начать с особенностей современных торпед.
Современные торпеды Straight Runners (некоторые военно-морские силы все еще используют их)Эти HWT не имеют датчиков самонаведения. Они запускаются на коротких и средних дистанциях, работают по заранее разработанным шаблонам и не имеют возможности повторной атаки. Что касается акустических характеристик, то они производят высокий уровень излучаемого шума и сравнительно легко обнаруживаются. Противостоять им можно только маневрами или жесткой защитой. У всех наций есть своя тактика маневров.
Mark 23 Straight Runner Torpedo Торпеды с проводным самонаведениемВ типичном бою торпеда выбегает с проводным наведением в непосредственной близости от цели, а затем проводит скрытый пассивный и активный поиск.
Высокопроизводительная система направляющих проводов (в некоторых случаях волоконно-оптический кабель), специально разработанная для согласования маневра и диапазона скоростей торпед, обеспечивает двусторонний обмен данными между торпедой и подводной лодкой-носителем, максимально увеличивая органический датчик подводной лодки и возможности боевого управления. .
Как современные военные корабли защищаются от торпед? 14 Торпеды с акустическим самонаведениемАкустическая торпеда — это торпеда, которая наводится на цель, прислушиваясь к характерным звукам своей цели или ища ее с помощью гидролокатора (акустическое самонаведение). Акустические торпеды обычно предназначены для применения на средних дистанциях.
Простая акустическая торпеда. Два акустических преобразователя будут реагировать на звук, и торпеда обнаружит, что сигнал исходит с одной из сторон. Затем он выдаст команду повернуться к цели. Когда звук «одинаков» с обеих сторон, торпеда будет следовать по прямой траектории, пока не достигнет своей цели.Акустические самонаводящиеся торпеды оснащены набором акустических преобразователей на носовой части оружия. В процессе фазовой задержки сигналов от этих преобразователей (т. е. изменения чувствительности акустического сигнала в зависимости от угла падения энергии шума) он определяет целевой угол. Эти сенсорные системы способны либо обнаруживать звук, исходящий от самой цели, то есть шум двигателя и механизмов, кавитацию винта и т. д., известный как пассивный гидролокатор, либо реагировать на отражения энергии шума в результате «освещения» цели импульсами гидролокатора. , известный как активный сонар.
Китайская торпеда Ю-6 (пассивная/активная акустическая самонаводящаяся + кильватерная самонаводящаяся + проводное наведение) Самонаводящиеся кильватерные торпедыТорпеда запускается, пересекая корму корабля-мишени через кильватер; при этом он использует гидролокатор для поиска изменений в воде, вызванных проходом корабля, таких как маленькие пузырьки воздуха.
Самонаведение по следуКогда они обнаружены, торпеда поворачивается к кораблю, затем следует зигзагообразным курсом, поворачиваясь, когда обнаруживает внешний край следа, чтобы оставаться в следе. Это в конечном итоге приведет его к корме корабля, где его боеголовка может нанести наибольший ущерб двигательной установке и рулевому управлению.
Систему трудно заглушить, хотя ее могут отвлечь другие корабли, пересекающие кильватер. Основным недостатком самонаведения по следу является то, что курс на цель неоптимален. Цель всегда уплывает от оружия, поэтому требуется быстрое оружие с большей дальностью, чем прямое самонаведение.
Торпеда КонтрмерыСамая эффективная тактика — продолжать двигаться. Никогда не останавливайся. Держитесь подальше от глубокой синей океанской воды и, если возможно, на расстоянии многих сотен миль от берега. Авианосец ВМС США на скорости 30 узлов движется всего на 10 узлов медленнее, чем стандартная торпеда, но с полетной палубой, полной самолетов и личного состава, выполнение крутых поворотов для уклонения от приближающейся торпеды само по себе создает проблемы.
USS FordЭффективная противоторпедная защита зависит от раннего обнаружения торпеды. Это определенно требует 360-градусного охвата, чрезвычайно низкого уровня ложных срабатываний, высокоавтоматизированных систем и готовности корабля к очень быстрому ускорению (некоторые конфигурации двигателей имеют ограничения).
После того, как торпеда будет запущена, сонарное сопровождение с кораблей и вертолетов может вовремя обнаружить ее, чтобы уничтожить с помощью противоторпедных торпед или путем маневрирования корабля вдали от любого видимого следа торпеды.
Если торпеда самонаводящаяся, то последняя не сработает, поэтому приходится принимать другие противоторпедные меры, такие как буксировка торпедной ловушки за кораблем, стрельба расходными ловушками, шум которых громче шум корабельного винта, чтобы отвлечь торпеду и направить ее на приманку.
Современные торпеды через некоторое время обнаруживают ложные цели; следовательно, основная цель состоит в том, чтобы держать корабль на расстоянии от торпеды, пока его батарея не разрядится/не закончится топливо. Новые буксируемые ложные цели особенно используются против самонаводящихся торпед, чтобы вызвать срабатывание торпедных орудий до того, как они достигнут корабля.
Последняя линия обороны — совершенно новое оружие — противоторпедная торпеда. По сути, корабль выпускает торпеду, предназначенную для наведения на приближающуюся торпеду и, как мы надеемся, уничтожит ее или, по крайней мере, оглушит искателя.
Варианты мягкого поражения:Буксируемые ложные цели используют как широкополосный маскировщик, генерирующий больше шумовой энергии, чем корабль-цель, так и активный передатчик импульсов, который возвращает активный сигнал гидролокатора торпеды с амплитудой, в два-три раза превышающей принимаемую. Это притягивает торпеду к буксируемой ловушке, где она будет кружить, пока не иссякнет энергия.
Буксируемые и расширяемые ложные цели торпедСуществуют также расширяемые ложные цели, выполняющие ту же работу в течение ограниченного времени. У стран есть национальная тактика для развертывания этих расширяемых ловушек. Преимущество расширяемых ложных целей в том, что они заманивают торпеду на большие расстояния, чем буксируемые ложные цели. Преимущество буксируемых ловушек заключается в том, что если на буксируемую ловушку подается питание, она будет работать непрерывно и использоваться повторно.
В новых системах, таких как US AN/SLQ-25C и Sea Sentor UK Ultra, используются как буксируемые, так и одноразовые ловушки.
Система противодействия торпедам AN/SLQ-25C NixieHard Kill Варианты:
Страны пытаются разработать противоторпедные торпеды. Однако до сих пор нет четкой информации о том, что какой-либо стране удалось добиться успеха.
Испытания системы противоторпедной защиты ВМС США завершились из-за сомнительной надежности. США сняли системы с носителей, на которых они были установлены.
USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) запускает противоторпедную торпеду в Атлантическом океане 11 августа 2019 г. (Изображение: ВМС США)Российская противоторпедная система «Пакет-Э/НК» предназначена для поражения торпед или подводных лодок на расстоянии 800 метров. Это быстродействующее средство противодействия состоит из внешней поворотной пусковой установки из восьми устройств перехвата, системы управления «Пакет-Э» и гидроакустического комплекса «Пакет-АЭ». Система может автоматически оповещать о приближающейся торпеде, рассчитывать ее траекторию и запускать торпеду, выводя из строя противоторпеду. Он обеспечивает корабли уникальными противолодочными и противоторпедными возможностями. Этот подход к точечной защите используется, если традиционное уклонение не увенчалось успехом.
Пакет-Э/НК Противоторпедная торпеда (Изображение: Рособоронэкспорт)Помимо США и России над противоторпедными торпедами работают многие страны.