Какие технические характеристики имеют колонки Radiotehnika S90. Как устроена их конструкция. Какие существуют способы модернизации этой акустической системы. Как правильно подключить и настроить колонки S90.
Технические характеристики колонок Radiotehnika S90
Акустическая система Radiotehnika S90 была разработана в 1970-х годах и выпускалась Рижским радиозаводом. Это трехполосная напольная акустика, обладающая следующими основными характеристиками:
- Мощность: номинальная — 35 Вт, максимальная — 90 Вт
- Диапазон воспроизводимых частот: 31,5-20000 Гц
- Чувствительность: 90 дБ
- Сопротивление: 4 Ом
- Размеры (ВхШхГ): 710x360x285 мм
- Вес: 30 кг
В конструкции использовались динамики:
- НЧ: 30ГД-2 (позже 75ГДН-1-4)
- СЧ: 15ГД-11А
- ВЧ: 10ГД-35
Корпус изготавливался из ДСП толщиной 16-22 мм и облицовывался шпоном ценных пород дерева. Объем корпуса составлял около 70 литров.
Особенности конструкции акустической системы S90
Колонки Radiotehnika S90 имели характерную конструкцию, определявшую их звучание:

- Трехполосная схема с разделительными фильтрами
- Фазоинвертор, настроенный на частоту около 20 Гц
- Регуляторы уровня СЧ и ВЧ на передней панели
- Закрытое акустическое оформление для СЧ-динамика
- Демпфирование внутреннего объема ватой
Такая конструкция обеспечивала неплохое для своего времени звучание, но имела ряд недостатков, которые радиолюбители пытались устранить путем доработок.
Основные недостатки акустической системы S90
Несмотря на популярность, колонки S90 имели ряд конструктивных недостатков:
- Недостаточный объем корпуса для НЧ-динамика, приводивший к «бубнению» баса
- Низкое качество среднечастотного динамика 15ГД-11А
- Высокая частота настройки фазоинвертора (около 20 Гц)
- Недостаточная жесткость корпуса
- Посредственное качество разделительных фильтров
Эти недостатки были хорошо известны радиолюбителям, что породило множество вариантов модернизации S90.
Варианты модернизации акустической системы Radiotehnika S90
Существует три основных подхода к улучшению звучания колонок S90:

1. Легкая модернизация
Включает в себя:
- Доработку среднечастотного динамика путем приклеивания полусферы из теннисного шарика
- Изменение настройки фазоинвертора на 31,5 Гц
- Установку дополнительного фильтра для ВЧ-динамика
- Демпфирование корпуса
Такая модернизация позволяет заметно улучшить звучание при минимальных затратах.
2. Модернизация средней сложности
Предполагает более серьезные изменения:
- Замену динамиков на более качественные модели
- Полную переделку разделительных фильтров
- Усиление жесткости корпуса
- Тщательное демпфирование внутреннего объема
3. Глубокая модернизация
Фактически представляет собой создание новых колонок на базе корпуса S90:
- Увеличение объема корпуса до 100-130 литров
- Полная замена всех динамиков
- Проектирование новых разделительных фильтров
- Тщательный подбор всех компонентов
Такая модернизация позволяет получить акустическую систему высокого уровня, но требует серьезных навыков и затрат.

Правильное подключение и настройка колонок Radiotehnika S90
Для получения оптимального звучания необходимо правильно подключить и настроить акустическую систему S90:
- Использовать усилитель мощностью 20-90 Вт на канал
- Соблюдать полярность при подключении
- Располагать колонки на расстоянии не менее 50 см от стен
- Настроить регуляторы СЧ и ВЧ в соответствии с акустикой помещения
- Использовать качественные межблочные и акустические кабели
Правильная настройка позволит раскрыть потенциал акустической системы S90 даже без серьезной модернизации.
Сравнение Radiotehnika S90 с современными акустическими системами
Как сопоставляются характеристики S90 с современными колонками? Давайте сравним:
- Чувствительность 90 дБ у S90 соответствует уровню многих современных моделей
- Диапазон 31,5-20000 Гц уже по современным меркам, особенно в области НЧ
- Мощность 35/90 Вт сопоставима с бюджетными современными колонками
- Качество изготовления корпуса значительно уступает современным стандартам
- Динамики S90 существенно отстают от современных по характеристикам
В целом, немодернизированные S90 заметно уступают даже недорогим современным акустическим системам по качеству звучания. Однако грамотная модернизация позволяет приблизить их характеристики к более высокому уровню.

Стоит ли покупать Radiotehnika S90 сегодня?
Вопрос о целесообразности приобретения S90 в наши дни неоднозначен. Рассмотрим плюсы и минусы:
Преимущества:
- Низкая цена на вторичном рынке
- Возможность глубокой модернизации
- Прочный корпус большого объема
- Винтажный внешний вид
Недостатки:
- Устаревшие технические решения
- Необходимость ремонта/замены динамиков
- Сложность поиска экземпляров в хорошем состоянии
- Большие габариты и вес
Покупка S90 может быть оправдана в случае желания получить недорогую основу для собственного проекта по созданию акустической системы. Для прослушивания музыки без модернизации лучше выбрать современные модели соответствующей ценовой категории.
описание, технические характеристики, модели, отзывы — ABC IMPORT
25-11-2018 02:15
Содержание статьи:
- Общая информация о «Союзе»
- Внешний вид и дизайн
- Основные технические характеристики колонок
- Качество звука
- Положительные отзывы владельцев
- Отрицательные отзывы владельцев
- Заключение
Современные акустические системы высокого класса стоят очень дорого. Далеко не у всех есть деньги на такие колонки. И тогда есть смысл обратить внимание на Hi-End АС из прошлого. Многие из них даже в современных реалиях могут дать фору большому количеству современных колонок. Именно такими являются «Союз 50АС-012». Отличная акустическая система родом из Советского Союза. Она отличается привлекательным внешним видом и отличными техническими характеристиками. Обо всем этом мы поговорим подробно. Но сначала немного общей информации о данных колонках.
Вам будет интересно:Наушники JBL T100: отзывы, характеристики
Общая информация о «Союзе»
Строго говоря, эти колонки можно отнести к продукции родом из СССР с большой натяжкой. Их выпуск начался в 1991 году. А к этому времени Советский Союз уже благополучно развалился. Тем не менее Брянский электромеханический завод начал производство данной акустической системы. Но выпускалась она недолго. Уже к 1998 году производство было остановлено, а завод тоже успешно развалился. Тем не менее АС «Союз 50АС-012» выглядела и звучала отлично. Она относится к акустическим системам высокого класса и несколько напоминает незабвенные S90 от «Радиотехники». Но это уже совсем другая история. Рассмотрим же дизайн данных колонок.
Вам будет интересно:Автоматический 3-х полюсный выключатель: области применения, особенности монтажа, популярные бренды
Внешний вид и дизайн
Как уже говорилось выше, данные колонки очень напоминают легендарные S90 от «Радиотехники». И это действительно так. Однако цвет корпуса немного другой (стилизованный под светлое дерево) и регуляторы высоких и средних частот выполнены в другом стиле. На передней панели располагается три динамика (НЧ, ВЧ и СЧ), прикрытые декоративной решеткой. Возле днища — отверстие фазоинвертора. На задней панели располагаются клеммы для подключения к усилителю. Акустическая система «Союз 50АС-012» отличается внушительными размерами. Колонки очень большие. И тяжелые. Оно и понятно, ведь эта акустика относится к классу напольной. Выглядят такие колонки вполне симпатично. Проблема заключается только в том, что до нашего времени в приличном виде дошли только единичные экземпляры. Однако продолжим рассматривать эту интересную акустику. На очереди технические характеристики.
Основные технические характеристики колонок
Итак, рассмотрим подробнее колонки «Союз 50АС-012». Характеристики у данной акустической системы отличные. Так и должно быть, поскольку акустика относится к классу Hi-End. В СССР данные устройства назывались «высшей степени сложности». Диапазон воспроизводимых частот довольно внушительный. Нижняя граница диапазона — 40 герц. Предельная граница — 25 000 герц. Неудивительно, что колонки обеспечивают качественное звучание в любых условиях. Чувствительность АС — 85 дБ. Отличный показатель. Краткосрочная номинальная мощность — 50 «честных» ватт. Но лучше использовать колонки в диапазоне от 15 до 40 Ватт. Больше не стоит. Могут сгореть. Номинальное сопротивление — 8 Ом. Раскачать эти колонки сможет любой усилитель. Однако лучше использовать полный, «высокой степени сложности». Именно с таким усилителем можно добиться наиболее качественного звука. Кстати, о последнем.
Качество звука
Каким звучанием могут порадовать пользователей «Союз 50АС-012»? Характеристики не соврали. Качество звука на самом деле весьма впечатляет. Но только если использовать их с такими усилителями, как «Бриг», «Амфитон» или «Корвет». Также стоит позаботиться об источнике звука. Лучше всего воспроизводить все записи через качественный проигрыватель компакт-дисков. Подойдет также компьютер или ноутбук с внешним ЦАПом. Колонкам отлично удаются жанры, которые не требуют особой детализации: рэп, хип-хоп, техно, транс, попса и так далее. Но эта акустическая система превосходно справляется и с инструментальными жанрами. Рок, метал, панк, классика звучат вполне достоверно. Есть полная сцена, частоты не смазаны, треска при воспроизведении низов не слышно. Отличные колонки родом из прошлого. Они порадуют даже взыскательных аудиофилов. Но так ли это на самом деле? Посмотрим, что скажут те, кто уже приобрел себе такие колонки.
Положительные отзывы владельцев
Итак, что говорят владельцы замечательных колонок «Союз 50АС-012»? Отзывы пользователей в этом плане довольно красноречивы: практически все владельцы довольны данной акустической системой. Многие из них отмечают, что колонки обеспечивают высококачественный звук даже с посредственным усилителем. Еще одна особенность — качество исполнения. Пользователи реально удивлены тем, что в такое время российский завод смог выпустить настолько качественные колонки. Также владельцы говорят о том, что данные АС стоят очень недорого. И при этом являются отличной альтернативой современным акустическим системам стандарта Hi-End. И это действительно так. Приобрести данные колонки в приличном состоянии можно за откровенные копейки. В общем, пользователи довольны акустической системой «Союз 50АС-012». Но уточняют, что качественный звук возможен только в сопряжении с другими устройствами соответствующего класса. И это действительно так. Однако нашлись те, кто по какой-то причине разочаровался в этих колонках. С чем это связано? Попробуем разобраться.
Отрицательные отзывы владельцев
Чем же не устроили некоторых меломанов «Союз 50АС-012»? Отзывы негативного характера малочисленны, но правдивы. Потому и нужно обратить на них внимание. Стоит сразу отметить, что с качеством звука или сборки они никак не связаны. Больше всего жалоб на то, что найти такие колонки на вторичном рынке большая проблема. В свое время их было выпущено не особо много. Поэтому далеко не многие успели их приобрести. Потому и найти их очень трудно. Гораздо проще откопать на барахолке их близнецов — «Радиотехнику S90». Также многие жалуются и на то, что очень мало таких акустических систем дошли до наших дней в приличном виде. Большинство колонок настолько убиты, что приобретать их нет никакого смысла. На восстановление уйдет больше сил и денег. Есть и те пользователи, которым не угодил дизайн «Союза». Дескать, они слишком похожи на другие колонки. Но вот это утверждение не имеет права на жизнь. Дизайн отличный. Разработчики выбрали единственно верный путь — скопировали наиболее удачный внешний вид и немного модифицировали его. Такой подход вполне оправдан. Особенно если учесть, в какое время проектировались и создавались данные колонки.
Заключение
Итак, выше мы рассмотрели акустическую систему высокого класса «Союз 50АС-012». Эти колонки были созданы в 1991 году на радиоэлектронном заводе в городе Брянске. С тех пор прошло уже много лет, но эти АС до сих пор актуальны. Если, конечно, получится их найти на вторичном рынке в приличном состоянии. Даже в современных реалиях данные колонки смогут заменить собой акустические системы высокого класса. У Брянского завода получилась довольно удачная модель.
Источник
Автор: Светлана Федорова
Похожие статьи
Настроить пульт «Ростелеком» на телевизор: инструкция. Коды пульта «Ростелеком»
Стиральная машинка «Атлант»: отзывы покупателей
Принцип работы и устройство зеркального фотоаппарата. Профессиональные зеркальные фотоаппараты
Принцип работы и устройство зеркального фотоаппарата. Профессиональные зеркальные фотоаппараты
Рейтинг встраиваемых стиральных машин по качеству и надежности
Аппроксимированная синусоида в источниках бесперебойного электропитания
Пылесос Samsung SC5241: отзывы, характеристики, инструкции
Мультиварка с функцией скороварки Moulinex CE 501132: описание, характеристики, отзывы
Стиральная машинка «Атлант»: отзывы покупателей
Zanussi Aquacycle 800: инструкция, режимы и преимущества стиральной машины
Тюнинг колонок серии S-90.

Вообще-то путей четыре, а не три. Но первый путь — выбросить — мы описывать не будем. У нас на даче и в гараже и так добра полно… Основные недостатки колонок серии S-90. 1. Малый объем корпуса для низкочастотного динамика. Последствие — бубнение низких частот. 2. Фазоинвертор рассчитан на частоту 20 Гц. Последствие — большие искажения НЧ. 3. Никудышный среднечастотный динамик. Последствия — отвратительные СЧ, призвуки. 4. Низкая частота резонанса высокочастотного динамика. Последствия — «кряканье», сипение. 5. Фильтр рассчитан с учетом предыдущих недостатков. Последствие — при доработках любого узла фильтр надо изменять. 6. Корпус недостаточно жесткий и не «заглушен». Последствия — вибрации, призвуки, «бочка». 7. И т.д. и т.п. …
Модели колонок
Самое первое, что стоит упомянуть, это настоящее и полное наименование модели колонок – 35АС-012. Немаловажным фактором является и то, что данная акустика выпускалась в нескольких вариациях. Самые популярные из них – S90 и S90B. Также существовали модели S90i, S90D и S90f, но они не получили большого распространения и в настоящее время почти не встречаются.
Модель с постфиксом «B» отличалась от обычных «девяностых» более широким диапазоном воспроизводимых частот. Также значимым отличием было введение индикатора электрической перегрузки динамиков. Рекомендуемое значение мощности высококачественного усилителя для данных колонок находится в диапазоне от 20 до 90 Ватт. Стоит также о S90, S90B (и другие модификации) были первыми моделями акустических систем, которые удовлетворяли международным требованиям к аппаратуре категории Hi-Fi.
Конструкция
Корпус, в который заключены колонки S90, является, по сути, неразборным прямоугольным ящиком, изготовленным из древесно-стружечных плит. Облицовкой служит фанерованный шпон из ценных пород дерева. Стенки колонок в толщину достигают 16 мм, лицевая панель выполнена из фанеры толщиной 22 мм. Внутренние стыки стенок корпуса соединены специальными элементами, которые увеличивают жесткость и прочность конструкции, но не препятствуют качественному звучанию.
Если взглянуть на устройство спереди, то динамики располагаются в следующем порядке (сверху вниз): ВЧ-динамик, СЧ-динамик и НЧ-динамик. Также на передней панели колонки S90 можно увидеть график АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) и отверстие фазоинвертора. Тогда как АЧХ располагается сверху либо снизу (в зависимости от модели акустики), фазоинвертор всегда находится в нижней части. Сделано это из соображений правильной конструкции для лучшего звучания и придания колонкам хороших басов.
Колонки S90: характеристики
Если брать в пример обычные S90, то в них установлены динамические головки прямого излучения. Точнее, высокочастотная головка 10ГД-35, среднечастотная головка 15ГД-11А и низкочастотная головка 30ГД-2 (в более поздних моделях – 75ГДН-1-4).
Акустическая система оснащена двумя ступенчатыми регуляторами уровня воспроизведения для регулировки СЧ и ВЧ в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 до 20 кГц. Каждый регулятор перемещается в трех фиксированных положениях. В положении «0» для сигнала с разделительного фильтра нет никакого препятствия, и он подается непосредственно на соответствующую головку. При использовании положений «-3 дБ» и «-6 дБ» сигнал ослабляется в 1.4 и 2 раза соответственно по отношению к положению «0». С помощью переключения выбранного регулятора можно произвести изменения в тембральной окраске звучания.
Паспортная мощность колонок S90 – 90 Ватт, тогда как номинальная – 35 Ватт. Показатель номинального электрического сопротивления в данной акустической системе находится на отметке в 4 Ома, а диапазон частот, доступных для воспроизведения, колеблется в промежутке от 31,5 Гц до 20 кГц. Номинальное звуковое давление же у S90 – 1.2 Па. Хочется отметить достаточно внушительные размеры одной колонки – 71,0 х 36,0 х 28,5 см, а суммарная масса всей системы достигает 30 кг.
Внимание! Внимание! Внимание!
- При проведении всех работ следите за правильностью фазировки динамиков. Если вы не сталкивались с этим сами — пригласите специалиста — электроника!
- Переделка динамика 15 ГД — 11А — процесс необратимый.
В случае неаккуратности у динамика одна дорога — в мусорное ведро, а у Вас другая — на рынок.
Путь первый. Легкий и эффективный.
- Средние частоты — главный акцент. Переделкой динамика, добьемся его работы в поршневом режиме, повысим верхнюю граничную частоту, уберем призвуки, повысим чувствительность, улучшим направленность, задемпфрируем.
- Переведем колонку в диапазон от 31.5 Гц, вместо 20 Гц. Меньше будет бубнить.
- Задавим резонанс высокочастотной головки.
- Утихомирим призвуки корпуса
Покупаем в магазине советский теннисный шарик. Китайские и прочие не подходят. У них другой материал. Шарик должен быть именно такой, как в далеком детстве по 8 копеек. В крайнем случае — можно взять у знакомых или в спортивной секции тенниса. Покупаем эпоксидную смолу (немного, можно 1см куб.), клей (Суперцемент, Марс, Арго и т.д. — жесткий после затвердевания), пару простых карандашей, любой медицинский бинт и вату.
Приступаем к творчеству. Шарик пилим по шву пополам. Шов виден на просвет. Он внахлест сделан и шириной 1–2 мм. Пилить надо посредине шва. Я пилил лезвием Нева, предварительно сделав на нем зазубрины точильным бруском. После того как распилили, выравниваете линию распила на наждачной бумаге, и обрабатываете мелкой наждачкой внешнюю поверхность шарика. Если внутри в районе шва есть крупные наплывы, то их тоже надо удалить.
При работе шарик надо закрепить пластилином на батарейке Марс (футляре от фотопленки, баночки от корма для рыбок и т.д., по воображению) в трех точках. Этого достаточно. Пластилин удаляется потом или сухой тряпкой или протиркой бензином. После того как поверхность шарика обработана, к ней нельзя прикасаться руками. Растираете грифели карандашей на наждачной бумаге.
Разводите эпоксидную смолу с двойным количеством отвердителя. Покрываете поверхность шарика тончайшим слоем. При необходимости излишки клея можно удалить газетной бумагой. Обсыпаете графитом, стряхиваете лишний. Надо добиться, чтобы сквозь графит не просвечивал белый пластик шарика. Если просвечивает, значит, слой эпоксидной смолы был мал. Надо добавить. После того как все получилось, оставляем затвердевать.
Собираем фильтр на 3 Кгц. Для этого берем конденсатор 4,7 Мф и дроссель 0,6 мГн. Можно взять конденсатор от 4 до 7 мФ и подогнать под него дроссель. Чтобы не забивать голову лишними формулами, то самое простое — произведение емкости конденсатора в микрофарадах на индуктивность дросселя в мГн должно быть равно 2,82.
Допустим емкость конденсатора фильтра — 6,6 мкФ (МБГО и МБМ с допустимым отклонением от номинального значения ±10%), тогда индуктивность катушки 2,82 : 6,6 = 0.43 мГн, (обмотка содержит 150 витков провода ПЭВ-1 0,8, намотанных на каркасе диаметром 22 и длиной 22 мм с диаметром щечек 44 мм).
По этим данным можно собрать контур без LC-метра, поскольку важен не точный номинал, а «захват» резонансной частоты, имеющей определенный разброс. Конденсатор и дроссель крепим на куске ДВП и один вывод катушки припаиваем к выводу конденсатора. К свободным выводам припаиваем провода длиной 40-50 см.
Разбираем колонку. Снимаем низкочастотный динамик, среднечастотный, достаем стакан от него, снимаем высокочастотный динамик, снимаем декоративную накладку, снимаем фазинвертор (на некоторых колонках придется фильтр открутить).
Берем половинку просохшего шарика, полируем его снаружи замшей или газетной бумагой и приклеиваем поверх пылезащитного колпачка головки среднечастотного динамика жестким клеем. Надо следить за тем, чтобы не было непроклееных щелок между краем шарика и колпачком и, чтобы шарик был приклеен точно по центру. То же самое делаем и со вторым среднечастотником. Оставляем сохнуть.
Прикручиваем самодельный фильтр на заднюю стенку колонки (внутри) напротив высокочастотного динамика. Припаиваем провода от фильтра на вывода высокочастотного динамика. Какой куда — роли не играет. Снимаем разъемы с задней стенки колонок и запаиваем провод идущий от усилителя прямо на фильтр. От трубы фазинвертора отпиливаем ножовкой по металлу 10 см по средней линии. Трубу фазинвертора и стакан среднечастотного динамика оборачиваем слоем марли и бинтуем.
Надо проверять войдут ли они после этой процедуры в свои гнезда. Если не входят, то слой ваты с марлей уменьшить. Проверяем, есть ли вата и марля в стакане. Добавляем если мало до полного. Демпфируем среднечастотные динамики. Для этого их диффузородержатели дополнительно обтягиваем поролоновыми кольцами, изготовленными из заготовок 10х27х355 мм. концы которых склеены клеем «Момент» встык. Дно и потолок колонки изнутри обклеиваем войлоком, (ватином, синтепоном и т.д.). Провода обматываем бинтом.
Бинт повдоль провода располагаем и скручиваем, обхватывая провод. Фиксировать бинт удобно нитками. Собираем колонку. Промазываем пластилином все периметры всех динамиков. Надевать защитные сетки не стоит, но только при условии, что нет маленьких детей, не заедет жена шваброй или пылесосом и что колонки не будут перевозиться. Включаем колонки. Не узнаем право. Обзваниваем знакомых. Просим подъехать с любимыми записями. Слушаем. Успокаиваем знакомых пивом. С издевкой замечаем, как бы пригодились им баксы, затраченные на приобретение зарубежного хлама.
Схема АС и подключение к источнику звука
Для того чтобы понять, стоит ли заниматься доработкой любой акустической системы, нужно изучить все данные и аспекты аппаратуры. Ниже приведена электрическая схема колонок S90. Разобраться в ней сможет каждый даже начинающий радиолюбитель, нужно лишь иметь хотя бы базовые знания.
Еще одним немаловажным моментом является правильное подключение акустической системы. Ведь если что-то пойдет не так, еще при подключении можно, того не желая, вывести аппаратуру из строя. Чтобы понять, как подключить колонки S90, не нужно быть профессионалом. Главное, иметь источник звука с усилителем не менее 20 Ватт (при этом, скорее всего, звук будет недостаточно громким для больших помещений), но и не более 90 Ватт. В случае превышения допустимого значения мощности усилителя пользователь рискует остаться без акустики ввиду ее поломки. Для подключения же потребуются обычные провода для акустики, которые необходимо соединить с клеммами на каждой колонке и на усилителе. Главным условием подключения является соблюдение полярности.
Разбор
В том случае, если акустика была приобретена в б/у состоянии и на данный момент неплохо потрепана жизнью, стоит придать значение внешнему виду. Для этого нужно разобрать колонки S90, предварительно положив их на «спину».
При снятии динамиков нужно учесть, что ВЧ- и СЧ-головки крепятся к корпусу с помощью тех же винтов, что и декоративные сетки, и накладки. НЧ-динамик же крепится отдельно, и нужно быть максимально осторожным, чтобы не повредить его при откручивании.
Далее следует вытащить фазоинвертор, предварительно сняв с него крышку. Так как деталь пластиковая, стоит приложить максимальную аккуратность, чтобы нечаянно не обломить крепления.
Регуляторы ВЧ/СЧ демонтируются намного проще, чем кажется. Всё, что потребуется сделать, — это аккуратно снять декоративные заглушки, которые находятся в центре каждого регулятора. После этого с помощью отвертки необходимо выкрутить винт, открывшийся взору, и снять саму ручку регулятора. Пластиковую облицовку необходимо бережно приподнять с двух сторон с помощью плоских предметов и достать, а оставшиеся под ней четыре винта открутить. После этого аттенюатор можно подтолкнуть внутрь колонки S90, не забыв отпаять его от фильтра.
Мешочки ваты, находящиеся внутри корпуса, нужно достать. Опять же, если прошлый владелец колонок не забыл их вернуть на место в случае разбора.
Следует предварительно отпаять панель с фильтрами от выхода с задней стороны АС, после же ее нужно демонтировать, открутив винты. Теперь можно снять панель с прикрепленными к ней клеммами.
Путь третий. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный.
Неплохо иметь следующие приборы: осциллограф, генератор звуковых частот, цифровой мультиметр, LC-метр. У человека, который не занимается ремонтом и сборкой на дому — этого всего конечно нет, но есть выход — пойти в мастерскую и попросить померить, что надо прихватив с собой фильтра, головки и т.д. Если за такое и попросят плату, то чисто символическую. Можно даже заказать фильтра.
Это, конечно, будет подороже.Начинаем. Берем за основу 35АС-212 с габаритами 710х360х285. Желательно, чтобы корпус был фанерный, низкочастотный динамик с резиновым подвесом, высокочастотный динамик с куполом из стеклоткани. Разбираем все. Среднечастотный динамик нам больше не нужен. Корпус надо нарастить для низкочастотного динамика с резиновым подвесом до 100 литров. Если подвес пенополиуретановый, то до 120–130 литров. Наш же корпус — 70 литров.
Есть два варианта:
- Снять переднюю стенку с корпуса, чтобы потом использовать для матрицы под отверстия для динамиков во вновь изготавливаем корпусе на 100 л. Из остатков корпусов получаются неплохие ящики под картошку и маркошку в погребе.
- Можно попробовать нарастить старый корпус.
В первом случае надо ориентироваться на размеры — 1100х360х350 и изготовление в мебельной мастерской по вашим чертежам, с руганью и придирками к качеству. Мы же рассмотрим второй путь.Итак, можно попробовать обойтись малой кровью. Изготавливаем сами, или заказываем два ящика с плотно пригнанными стенками и крышками из двойной 10-ти слойной фанеры с внешними размерами — 380х360х285. В дне колонки и в крышке ящика вырезаем одинаковые отверстия примерно 270х210. Ящик внутри оклеиваем войлоком.
После сборки сделать это будет нереально. Сверлим в крышке ящика и в дне колонки отверстия, через которые скрепим их между собой болтами. Головки болтов должны утопится в потаи. Засыпать немного — 10 килограмм дроби не помешает, сверху кидаем марлевый мешок с ватой. Предварительно проливаем соединение эпоксидкой с нормальным содержанием отвердителя. Место соединения оклеиваем войлоком. Остальные телодвижения с корпусом, как в пути 1 и 2.
Среднечастотную головку возьмем 30 ГДС-1. Надо только их проверять — много брака. Чисто механического свойства. Далее. Измеряем f резонанса всех динамиков. Можно фломастером подписать прямо на магнитах, чтобы не путаться и не перемерять все снова.
Хорошо бы было, если бы частота резонанса парных динамиков не отличалась сильно. Если динамик издает посторонние звуки на любой из звуковых частот, то его надо либо чистить, либо менять, если чисткой не удалось добиться нормальной работы. Рассчитываем и мастерим фильтры для нашего случая.Чем меньше индуктивностей — тем лучше. Продолжаем заниматься с корпусом. Удаляем излишки смолы в месте соединения. Пришлифовываем его.
Изготавливаем две деревянные коробочки под фильтры. Крепить мы их будем на задней стенке снаружи. Провода от усилителя запаяем сразу на фильтры. А провода к динамикам протащим через крепления разъемов колонок. Все провода фирменные аудиофильские. Ценовую категорию выбирайте сами. Просто очень дорогие брать — смысла нет. Фазоинвертор лучше переделать под частоту 31,5–40 Гц. Если купол высокочастотной головки из лавсана, то, сняв крестовину надо промазать перхлорвинилом подвес и наружную треть купола. Оклеиваем весь корпус самоклеющейся пленкой. Остальное см. путь 1 и путь 2. С обязательной пошаговой проверкой — лучше — хуже. Лучший метод, если явного результата нет — слепое прослушивание.
Внешний вид и корпус
Если решетки и декоративные накладки динамиков «устали», то стоит их выпрямить и покрасить, предварительно зашкурив и обезжирив. Это придаст свежесть виду колонок. Корпус колонки S90 со временем расшатывается, и его можно усилить по желанию. Это приведет к лучшему звучанию НЧ-динамика.
Сделать это можно различными способами, в том числе установкой распорок и дополнительных уголков внутри. Также необходимо обратить внимание на герметизацию всех стыков и швов с помощью обычного сантехнического герметика. Ко всему прочему можно проклеить поролоном внутренние стенки корпуса (кроме передней), что позволит повысить объем последнего.
Изучаем и смекаем
Попивая пиво, доходим до трех истин. Есть три пути:
- Легкий и эффективный.
- Средней сложности. Больше шаманизма и снобизма. Некоторые улучшения звука по сравнению с пунктом 1.
- Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный. Реально Вы пробуете изготовить новые колонки.
Тут все зависит от качества изготовления и музыкального чутья. Если ничего не получится, то Вам никто ничего и не обещал.
Опишу все. Рекомендую для начала 1-й путь. Ценность его в том, что он не занимает много времени, Вы оставляете все компоненты колонок. Минимум дефицитных деталей и затрат.
Клеммы и фильтр
Знающие радиолюбители советуют заменить стандартные клеммы подключения акустики на клеммы универсального типа с позолоченными разъемами. Установочное место необходимо смазать герметиком и поставить панель с клеммами на место.
Немалое внимание стоит уделить и звуковому фильтру. Если он был прикреплен к корпусу металлическими шурупами, то настройка фильтра будет сбиваться. Известны случаи, когда фильтр был собран на металлической пластине. Исправить это следует перенесением всех узлов на панель из фанеры. Схема самого фильтра могла быть изменена на заводе-изготовителе в связи с различными параметрами динамиков, поэтому стоит убедиться, что все собрано по ГОСТу. Если же в фильтре присутствуют перемычки, то их необходимо выпаять и заменить, к примеру, кабелем из бескислородной меди с сечением площадью 4 мм2. Стоит убрать из схемы аттенюатор, так как он попросту искажает звук, и заменить провода, использующиеся для подключения динамиков к фильтру.
Для НЧ-динамиков подойдет провод сечением площадью 4 мм2, для СЧ-динамиков – площадью 2,5 мм2, для ВЧ-динамиков – площадью 2 мм2. После таких нехитрых действий фильтр нужно вернуть на место и закрыть поролоном.
Путь второй. Средней сложности.
Выполняем все, что указано в пути 1, но не собираем колонки.
- Улучшим свойства корпуса и убьем призвуки и «бочку»
- Добьемся лучшего прохождения сигнала
- Герметизация корпуса. Убираем влияние корпуса
Итак, поехали. Заднюю стенку корпуса укрепить, расположив две рейки сечением 3х2см. по вертикали во всю длину на расстоянии 15-20 см. друг от друга симметрично, и прикрепив их шурупами к задней стенке. Предварительно место крепления обработать эпоксидкой. Надо учитывать возможность установки потом фазинвертора. Между задней и передней стенкой устанавливаем рейку распорку на уровне СЧ головки, учитываем возможность установки стакана.
Промазываем все соединения стенок и углы изнутри силиконовым клеем типа «Бизон» или сантехническими силиконовыми же замазками. Оклеиваем весь корпус внутри войлоком (ватином, синтепоном или др.). Толще 1,5 см. не стоит, чтобы не сильно уменьшить внутренний объем корпуса.
Все предложения поменять 15ГД-11А на 6 ГДШ-5 отвергаем. Наш и так уже «крутой», а подобная замена приведет к потере мощности, уменьшению динамического диапазона (очень опасно) и придется сильно изменять фильтр. Так при замене 15ГД-11А на 6 ГДШ-5 для 35АС-212 придется заменить такие детали: L1 — 0,22mH, C2 — 1,0mF, C8 — 0,5mF, L4 — 0,1mH. Указаны новые параметры. При использовании 6 ГДШ-5-4, придется еще поставить дополнительное сопротивление поставить в цепь этой головки на 4Ом. Еще и внешний вид колонки меняется. Ну, если сильно хочется, то можно. Далее. Удаляем переключатели тембров. Удаляем ненужные резисторы R (1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12).
Заменяем провода на монтаже фильтра на медный провод диаметром 1,2 мм. Заменяем провода идущие от динамиков к фильтру, на более путевые. На низкочастотный динамик — многожильный — сечением 2,5–3 мм кв., на среднечастотный Ч 2,5 мм кв. На высокочастотный — 2 мм кв. одножильный. Все провода припаиваются к фильтру напрямую, а не проходом через предыдущие динамики. Фильтр устанавливается на дно колонки. Все провода укладываются под слой войлока. На боковых стенах.
Регуляторы фильтров снимаются. Изготавливаем на их место деревянные (ДСП, фанерные) заглушки по толщине корпуса. Вливаем их на эпоксидку и пришлифовываем. Обтягиваем переднюю панель самоклеящейся пленкой под дерево в тон шпону колонок.
Устанавливаем динамики. Низкочастотный и среднечастотный через резиновые прокладки. Подойдет резина с оконных утеплителей, тонкие резиновые медицинские шланги, силиконовые шланги (хуже). Установленные динамики обрабатываем по периметру пластилином или незастывающей оконной замазкой (она напоминает кусок хозяйственного мыла и стоит дешево). Проверяем звук. Балдеем просто. Отодвигаем всякие «Pioner», «Technics» , JAMO и …
Динамики и прочая «мелочь»
Для динамиков следует вырезать новые уплотнители. Сделать это можно с помощью дешевых или просто изживших свое ковриков для компьютерной мыши. Это самый простой вариант. После этого стоит вернуть их на свои посадочные места и поставить декоративные накладки и сетки.
Перед установкой на место регуляторов, придется выпаять из них все сопротивления. При установке их на место обязательно нужно применять герметик, как и при установке фазоинвертора.
Путем таких нехитрых манипуляций колонки S90 приобретают новую жизнь. Качество звука становится на порядок выше, несмотря на небольшие затраты. В итоге можно сказать, что если нет денег на дорогую акустику формата 2.0, можно воспользоваться подобным вариантом и стать счастливым обладателем проверенной временем АС «Радиотехника» S90. Если случилось так, что в наличии имеется только половина АС, не стоит расстраиваться. Ведь примечательно, что колонка S90, фото которой можно найти практически на любом сайте любителей акустики времен СССР, может работать одна и давать при этом неплохой результат.
. Это действительно работает
#4
- #4
Я думал, что это должно значительно уменьшить шум порта, и вы можете сделать порты короче и шире. Половина длины обычно
#5
- #5
Этот тип порта работает и, кажется, предлагает некоторые улучшения в воздушном шуме, но я никогда не проверял это объективно.
Откровенно говоря, основной аргумент в пользу уменьшения длины вентиляционного отверстия при сохранении желаемой настройки и снижении шума вентиляционного отверстия на самом деле не срабатывает. Порт питания определенно работает и выглядит круто, но как только вы начнете учитывать увеличенный объем, потребляемый внутри корпуса, повышенную сложность сборки и вес, а также дополнительное пространство, необходимое для плинтуса/основания снаружи (если он используется) и небольшая потеря площади вентиляционного отверстия к центральному воздуховоду, вы действительно не выйдете вперед, если уменьшите размер / объем, необходимый для вентиляционного отверстия. Большой радиус на концах расширяет видимую длину вентиляционного отверстия. Это способ сложить вентиляционное отверстие. По моему опыту, основное улучшение, по-видимому, заключалось в поддержании ламинарного потока воздуха. Бесплатных обедов, как обычно, нет.
#6
- #6
Я думаю, у Polk долгая история сомнительного дизайна портов. Я проектировал порты уже несколько месяцев и пытался клонировать их X-порт, так как он должен был гасить резонанс порта. Сначала я оценил дизайн на основе видео, которое они выпустили, но недавно я нашел их патентную заявку, где они очень подробно рассказали, как определить размеры и настроить резонатор. Боже мой, я не могу найти его сейчас, но соответствующие показатели — это площадь резонатора по сравнению с площадью порта, длина каждой половины резонатора, равная 1/4 длины волны желаемой частоты, которую нужно демпфировать, и размер окна в центре резонатора ок. равно диаметру резонатора. Я разработал один, используя эти спецификации, изображенные ниже. Включен ответ по сравнению с основным портом, на котором он основан. Единственным отличием является то, что основной порт типа Roozen постоянного радиуса. Случайно Эрин из Erin’s Audio Corner только что измерила этот динамик Polk своим Klippel и измерила то же самое, что и я: нада. Бумкис.
youtube.com/embed/DzzD6cixTrM?wmode=opaque&start=898″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»true»>
Для сравнения, вот два моих собственных дизайна, которые я буду оптимизировать:
Реакции: 1 пользователь
#7
- #7
Я должен добавить, что пыхтение и гармонические искажения были хуже, чем мои собственные попытки, И намного хуже, чем порт без резонатора.
#8
- #8
Джош Риччи сказал:
Вау, это взрыв из прошлого… Это мой скриншот тысячелетней давности!
Нажмите, чтобы развернуть…
Без шуток. SW2007, который возвращает меня назад.
Джефф
#9
- #9
Ха-ха… Да SW 2007 года. Тогда я едва понимал, что делаю. На тот момент у меня был 1-2 года опыта.
Augerpro спасибо за данные. Я бы сказал, что удивлен отсутствием результатов X-port, но это не так.
#10
- #10
Очень интересный пост про x-port. Надеемся, что порт питания можно проверить таким же образом, чтобы увидеть, можно ли действительно уменьшить шум порта с помощью этого подхода.
Неплохо и то, что кто-то испытывает слезный катарсис, вспоминая свои прошлые усилия и борьбу, читая эту тему.
#11
- #11
X-порты работают, если их достаточно расширить, хотя без перезагрузки LspCAD я больше не могу вспомнить, как это называется, просто IIRC, что до недавнего времени с 3D-моделированием для этого нетерпеливого DIYer было слишком много усилий, чтобы даже приблизиться.
#12
- #12
Помню, когда я был маленьким ребенком, единственными приличными колонками в Советском Союзе были радиотехника С-90. Ходили слухи, что это копии колонок Yamaha ns-1000, но они не подтвердились. Просто слухи, которые вы знаете.
Похоже, порты чем-то напоминают x-порты. Что ты думаешь? Или просто эстетика и защита от крупных грызунов или кошек, которые проникают внутрь колонок или сидят на корточках
Последнее редактирование:
№13
- №13
Понятия не имею, но остановимся на последнем, так как печально, но правда, слишком большая часть так называемого цивилизованного мира все еще борется с этой проблемой, не говоря уже о всех мелких тварях, то есть тараканах, муравьях и т. д., которые могут (иметь еще в юности) сеяли хаос, пока я не поумнел.
№14
- №14
Самая большая выгода — это максимально большой радиус внутри и снаружи, который вы можете сделать или иметь место для него. Внезапное окончание трубы порта является самой большой проблемой турбулентности порта и, следовательно, пыхтящего шума.
Вы можете разогреть график 80 PVC и заставить его делать замечательные вещи, если вы немного креативны. Хитрость заключается в том, чтобы сделать форму, чтобы вытолкнуть его. Bondo (Autobody Filler) и вырез подходящего радиуса в пластиковой раме могут работать как формовочный инструмент для вашего Bondo, и вы золоты.
https://subwoofer-builder. com/porting/
№15
- №15
Я думаю, что пока откажусь от портов. Кажется, у всех есть проблемы, и за всю свою жизнь я не слышал вентилируемых динамиков, которые меня действительно впечатлили. Очень хорошая и познавательная тема для меня. Я ценю
Реакции: 1 пользователь
№16
- №16
Если у моего порта есть проблемы с пыхтением, я бы сказал, что CSA явно слишком мал… Думаю, большинство согласится.
Реакции: 1 пользователь
# 17
- # 17
Привет всем, я модифицирую еще один набор винтажных Polk (RTA 8TL MTM) и буду использовать набор портов питания, потому что я слышу нежелательные средние частоты, исходящие из заводского переднего порта. Я добавил Power Port несколько лет назад в набор SDA CRS+, который я настроил. Я удалил заднюю пассивную часть, потому что басовые ноты задыхались слишком близко к задней стене, но не хватало отдачи, когда они располагались впереди стены. Порты питания решили обе эти проблемы.
Мой вопрос: хочу ли я разместить порт питания на наборе MTM непосредственно за твитером, как у большинства Mfr? или крепление сзади ближе к низу кабины?
Мне понравилось читать эту ветку, и мне нравится сделай сам, который я здесь вижу (изобретательный сделай сам X-port, я одобряю)
Спасибо, Роб.
# 18
- # 18
Polk — одна из тех компаний, которые пытаются найти любую уловку, привлекающую внимание к их продукции. Я не слышал ничего приличного от них, я бы счел более высоким уровнем. Их старая серия мониторов с 6-дюймовой книжной полкой была единственной колонкой, которую я мог терпеть.
# 19
- # 19
профиг сказал:
Polk — одна из тех компаний, которые пытаются найти любую уловку, привлекающую внимание к их продуктам.
Я не слышал ничего приличного от них, я бы счел более высоким уровнем. Их старая серия мониторов с 6-дюймовой книжной полкой была единственной колонкой, которую я мог терпеть.
Нажмите, чтобы развернуть…
Это ты, F1?
Реакции: 1 пользователь
#20
- #20
Кто такая F1? Не уверен, что понимаю.