Радиотехника у 101 стерео характеристики. Стереомикрофоны и техники стереозаписи: полное руководство

Что такое стереомикрофон и как он работает. Какие бывают техники стереозаписи. Как правильно расположить микрофоны для стереозаписи. Чем отличаются методы совпадающих и разнесенных пар.

Что такое стереозапись и зачем она нужна

Стереозапись — это метод звукозаписи, при котором используются два или более микрофонов для создания объемного звучания. В отличие от монофонической записи, стереозапись позволяет передать пространственное расположение источников звука и создать эффект присутствия.

Основные преимущества стереозаписи:

  • Передача акустики помещения (естественная реверберация, эхо)
  • Ощущение расположения инструментов относительно друг друга
  • Передача расстояния от слушателя до исполнителей
  • Создание эффекта присутствия на живом выступлении

Для чего нужна стереозапись? Она позволяет добиться более реалистичного и объемного звучания, близкого к тому, что мы слышим в реальной жизни. Это особенно важно при записи живых выступлений, оркестров, хоров и других ансамблей.


Типы микрофонов для стереозаписи

Для стереозаписи обычно используются конденсаторные микрофоны с большой или малой диафрагмой. Выбор типа микрофона зависит от задач записи:

Микрофоны с большой диафрагмой

  • Идеально подходят для записи вокала
  • Обеспечивают теплое звучание и усиление низких частот
  • Пример: Neumann U-87 — классический студийный микрофон

Микрофоны с малой диафрагмой

  • Отлично подходят для записи акустических инструментов
  • Обеспечивают равномерный захват всего звукового спектра
  • Имеют более быструю переходную характеристику
  • Хорошо передают атаку звука (тарелки, малый барабан, струнные)

Как выбрать подходящий микрофон для стереозаписи? Ориентируйтесь на тип записываемого материала и акустические особенности помещения. Для вокала и теплого звучания выбирайте микрофоны с большой диафрагмой, для точной передачи инструментов — с малой.

Основные техники стереозаписи

Существует две основные категории техник стереозаписи:

  1. Совпадающая пара (Coincident pair)
  2. Разнесенная пара (Spaced pair)

Каждый метод имеет свои преимущества и особенности применения. Рассмотрим их подробнее.


Метод совпадающих пар (Coincident pair)

При этом методе диафрагмы двух микрофонов располагаются максимально близко друг к другу под определенным углом. Основные преимущества:

  • Превосходное стереоизображение
  • Отсутствие заметных фазовых проблем
  • Хорошая моносовместимость

Наиболее распространенная техника совпадающих пар — это X/Y. При ней угол между капсюлями микрофонов составляет 90-120 градусов. Для X/Y лучше всего подходят кардиоидные микрофоны, так как они обеспечивают более выраженное и сфокусированное стереоизображение.

Метод разнесенных пар (Spaced pair)

В этом случае микрофоны располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Особенности метода:

  • Более широкое стереоизображение
  • Лучшая передача глубины звуковой сцены
  • Возможны фазовые проблемы при сведении в моно

Расстояние между микрофонами обычно составляет от 40 см до нескольких метров. Чем больше расстояние, тем шире стереобаза, но выше риск фазовых искажений.

Популярные варианты техник стереозаписи

Помимо базовых методов X/Y и AB существует множество других техник стереозаписи. Рассмотрим некоторые популярные варианты:


Техника ORTF

ORTF (Office de Radio-Television Diffusion Française) — метод, разработанный французской телерадиокомпанией. Особенности:

  • Два кардиоидных микрофона под углом 110 градусов
  • Расстояние между капсюлями 17 см
  • Имитирует расположение человеческих ушей

Техника NOS

NOS (Nederlandse Omroep Stichting) — метод голландской телерадиокомпании:

  • Два кардиоидных микрофона под углом 90 градусов
  • Расстояние между капсюлями 30 см
  • Обеспечивает широкое стереоизображение

Техника Фолкнера

Разработана звукорежиссером Тони Фолкнером в 1970-х:

  • Два микрофона в виде восьмерки
  • Расположены параллельно на расстоянии 20 см
  • Хорошо передает акустику помещения

Какую технику стереозаписи выбрать? Это зависит от записываемого материала, акустики помещения и желаемого результата. Экспериментируйте с разными методами, чтобы найти оптимальный для вашей ситуации.

Практические советы по стереозаписи

Чтобы добиться качественной стереозаписи, следуйте этим рекомендациям:

  1. Используйте идентичные микрофоны для получения согласованного стереоизображения
  2. Соблюдайте точность в расположении микрофонов согласно выбранной технике
  3. Экспериментируйте с расстоянием от источника звука для достижения нужного баланса прямого и отраженного сигнала
  4. Учитывайте акустику помещения и при необходимости используйте акустическую обработку
  5. Проверяйте монокомпатибильность записи
  6. Используйте качественные микрофонные предусилители и АЦП для минимизации шумов

Помните, что правильное расположение микрофонов — это ключ к качественной стереозаписи. Уделите этому особое внимание.


Обработка и сведение стереозаписей

После записи стереоматериала важно правильно его обработать. Основные этапы:

  1. Проверка фазовой согласованности каналов
  2. Настройка панорамы для создания реалистичной стереокартины
  3. Эквализация для устранения нежелательных резонансов
  4. Компрессия для выравнивания динамики (при необходимости)
  5. Добавление пространственных эффектов (реверберация, задержки)

Как добиться хорошего стереобаланса при сведении? Начните с центрирования основных элементов (вокал, бас, бочка), а затем распределяйте остальные инструменты по панораме. Старайтесь создать естественное и сбалансированное звучание.

Современные тенденции в стереозаписи

Технологии стереозаписи продолжают развиваться. Некоторые современные тенденции:

  • Использование многоканальных микрофонных массивов для создания объемного звука
  • Применение цифровых алгоритмов для улучшения стереоизображения
  • Интеграция бинауральных техник записи для создания иммерсивного аудио
  • Использование плагинов для эмуляции различных техник стереозаписи в процессе сведения

Что ждет стереозапись в будущем? Вероятно, мы увидим еще большую интеграцию с технологиями виртуальной и дополненной реальности, а также развитие методов записи и воспроизведения объемного звука.


Заключение: выбор оптимальной техники стереозаписи

Выбор техники стереозаписи зависит от многих факторов: типа записываемого материала, акустики помещения, доступного оборудования и желаемого результата. Не существует универсального метода, подходящего для всех ситуаций.

Ключевые моменты при выборе техники стереозаписи:

  • Определите цель записи и желаемое звучание
  • Учитывайте особенности помещения и источников звука
  • Экспериментируйте с разными методами
  • Доверяйте своим ушам и выбирайте то, что звучит лучше

Помните, что стереозапись — это не только техника, но и искусство. Развивайте свой слух, изучайте различные методы и не бойтесь экспериментировать. Только так можно добиться по-настоящему впечатляющих результатов в создании объемного и реалистичного звучания.


Общие данные Производство: …

D.I.Y. — Do It Yourself — Сделай Сам

Аудио Портал © 2004-2020

Стереозаписывающий микрофон Техника | Сешнвилл

Готовитесь к этой уникальной живой записи? Убедитесь, что вы получаете хороший звук. Расположение микрофона имеет значение, и у вас есть куча вариантов.

Стереообраз создается двумя динамиками, воспроизводящими звук. Наиболее заметным аспектом стереозвука является баланс звука между каждым динамиком, который создает эффект, известный как фантомное изображение, или появление звука, исходящего из воображаемых точек между двумя мониторами.

Этот акустически приятный метод мониторинга имеет не менее интересные приложения для стереозаписи, которые, при некоторой практике и экспериментировании, могут добавить новое измерение к любому аудиопроизведению.

Запись в стерео дает слушателю лучшее ощущение:

  • Помещение для записи (естественная реверберация, эхо).
  • Относительное расположение каждого инструмента относительно друг друга.
  • Расстояние от зрителей до исполнителей.
  • Каково это быть в комнате с живыми исполнителями.

Производители микрофонов выпускают множество конденсаторных микрофонов с большой и малой диафрагмой, идеально подходящих для стереозаписи. Имейте в виду, что микрофоны имеют множество различных звуковых характеристик, поэтому вашим ушам в конечном итоге придется определить, какой из них подходит именно вам.

Мембраны для микрофона

Микрофоны с большой диафрагмой идеально подходят для вокала или любого приложения, где желательна теплота и усиление низких частот.

Neumann U-87 — это микрофон с большой диафрагмой, обычно используемый профессиональными звукоинженерами.

Микрофоны с малой диафрагмой отлично подходят для использования в помещении, так как они, как правило, озвучены для равномерного захвата всего звукового спектра. Меньшим диафрагмам может не хватать теплоты их коллег с большими диафрагмами, но они имеют более быструю переходную характеристику. Следовательно, они могут более точно улавливать звуки тарелок, малого барабана, струнных и других «быстрых атак».

Техника записи

Попробуйте поэкспериментировать с различным расположением микрофонов в вашем проекте записи, чтобы понять, что вам больше нравится.

Стереозапись обычно характеризуется использованием двух микрофонов и часто делится на две конкретные категории: совпадающая пара и разнесенная пара. В мире звукозаписи ведутся споры о том, какая техника лучше, но даже после научных исследований лучшим судьей остается человек.

Между ними есть несколько основных различий. Используйте следующие пункты, чтобы помочь вам принять обоснованное решение о том, какую технику использовать для вашего проекта.

Также имейте в виду, что хотя эти два метода являются наиболее распространенными, они ни в коем случае не являются единственными способами записи в стереофоническом режиме. Попробуйте поэкспериментировать с различным расположением микрофонов в вашем проекте записи, чтобы понять, что вам больше нравится.

Методы совпадающих пар

Преимущества совпадающих пар:

  • Превосходное стереоизображение
  • Нет заметных фазовых проблем
  • Гусеницы моносовместимы

В совпадающей паре диафрагмы двух микрофонов расположены как можно ближе друг к другу и расположены под разными углами для захвата стереоизображения.

Пара совпадений является более точным из двух методов. Поскольку микрофоны улавливают звук в одном и том же месте, фазовая точность выше, чем при разнесенной конфигурации, хотя записывается меньшая объемность. Поскольку микрофоны расположены в одной плоскости, изображение более направлено, что облегчает обнаружение фантомных изображений в стереополе при воспроизведении. Конечно, убедитесь, что вы панорамируете каждый трек соответствующим образом воспроизводится, поэтому вы слышите стереоизображение!

X/Y

Наиболее распространенной формой метода совпадающих пар является комбинация X/Y. Угол между решетками микрофонов может варьироваться от 90 до 120 градусов по направлению к источнику звука.

Кардиоидные микрофоны — лучший выбор для этой установки, так как стереоизображения будут казаться более драматичными и сфокусированными. Обязательно панорамируйте каждую дорожку, чтобы вы могли слышать изображение. Массив X/Y всегда использует два микрофона одного и того же производителя и модели, чтобы обеспечить согласованное стереоизображение.

Фото: Iainf 23:51 через Wikimedia Commons

Вариации на тему.

Все эти установки являются вариациями разнесенной и почти совпадающей пары. Их конструкции очень похожи, но основные различия связаны с расстоянием между микрофонами и относительными углами их положения.

ОРТФ

ORTF, или «Office de Radio-Television Diffusion Française» (разработанный Французской радиовещательной организацией), использует два кардиоидных микрофона, расположенных под углом 55 градусов от центра и расположенных на расстоянии 17 сантиметров. Эта установка предназначена для аппроксимации человеческой головы и эффекта удара звука во внешнее ухо.

Фото: Wikimedia Commons

NOS

Массив NOS (Nederlandse Omroep Stichting, разработка голландской радиовещательной компании) использует две кардиоиды, развернутые под углом 45 градусов к центру с интервалом 30 сантиметров между ними.

Фото: Wikimedia Commons

Фолкнер

Массив Фолкнера, разработанный Тони Фолкнером в конце 1970-х годов, использует два микрофона в форме восьмерки, направленные параллельно источнику звука и разнесенные на 20 сантиметров.

Фото: Викисклад

И в заключение…

Даже после всех методов стереозаписи, описанных в этой статье, существует гораздо больше! Они варьируются от микрофонов внутри ушей фиктивных голов (также называемых бинауральной записью) до микрофонов, разделенных жесткими перегородками.

Огромное разнообразие доступных методов свидетельствует о том, что запись не является точной наукой. Каждая сессия имеет свои уникальные потребности, и знания инженера наиболее важны для определения окончательного звучания записи.

Стереомикрофон — это всего лишь один из методов, который можно использовать для улучшения записи. Для достижения наилучших результатов при использовании каждой техники обращайте внимание на детали, будьте точны в размещении микрофонов и помните, что наилучшая окончательная запись получается при наилучшем начальном микрофонировании. Экспериментируйте с типами микрофонов, их количеством и размещением, пока не получите звук, который вам нравится.

Звуковое распространение

Компания Sonic, расположенная недалеко от Бостона, штат Массачусетс, является разработчиком и дистрибьютором качественных компонентов и аксессуаров для музыкальных инструментов.

Автопроизводители начинают устанавливать AM-радио в новые автомобили. Вот почему

Легко принять как должное такие удобства в наших автомобилях, как кондиционер и радио, которые являются стандартным оборудованием дольше, чем многие из нас живут. Но появление электромобилей дает автомобильной промышленности возможность переосмыслить нормы и отказаться от идей, которые принадлежат прошлому. Одной из таких идей может быть AM-радио, которое некоторые автопроизводители заявляют, что не будут включать в будущие электромобили, и которые уже недоступны для некоторых. Автомобильные компании винят в этом помехи со стороны трансмиссии электромобилей, но ответ не так прост — далеко не всегда.

AM, или амплитудная модуляция, является популярным средством радиовещания в Соединенных Штатах, часто для региональных интересов, таких как новости, погода и спорт. Согласно исследованию Edison Research, проведенному в 2018 году, большинство радиослушателей настраиваются, находясь в своих автомобилях, поэтому радиовещатели в значительной степени полагаются на пассажиров и путешественников. Вероятно, вещатели будут обеспокоены, узнав, что многие новые автомобили не имеют AM-радио и что они в основном являются электромобилями и гибридами. Вы знаете, виды автомобилей, которые все чаще выглядят как наши единственные варианты в будущем.

Электрический Cadillac Lyriq 2023 года | Джеймс Гилбой

Электромобили Audi, BMW, Porsche, Tesla и Volvo уже продаются без AM-радио, и так было годами. BMW выпустила свои первые электромобили i3 и i8 без AM-приемников. Первоначально Tesla включала AM-радио в Model S, но в 2018 году отказалась от этой функции во всей своей линейке, согласно Руководству для потребителей . Даже некоторые гибриды также отказываются от этой технологии, как в случае Volvo T8 PHEV, хотя это не изменение, которое отрасль внесла в одностороннем порядке. Например, гибриды BMW не отказываются от AM-приемника.

Так что, очень сложные электромобили несовместимы с одной из самых старых и простых электронных устройств? BMW и Volvo сказали мне, что это связано с проблемами качества звука, вызванными электромагнитными помехами, значительную часть которых создают трансмиссии электромобилей. Двигатели автомобилей и другая сложная электроника всегда создавали электромагнитные помехи, но маломощные статические заряды относительно легко защитить. Это не так просто с электромобилями, которые могут потреблять сотни киловатт от своих батарей, создавая гораздо больше помех, снижая качество звука до уровня, который, как мне сказали BMW и Volvo, они считают недостаточным.

2022 Информационно-развлекательная система BMW i4 | BMW

Но трудно поверить им на слово, когда электромобили построены с AM-радио и в немалом количестве. Детройтская тройка — Ford, General Motors и Stellantis — произвела или в настоящее время производит электромобили с AM-радио даже на флагманских моделях. Это касается Ford F-150 Lightning и Mustang Mach-E, электромобилей GM от Cadillac Lyriq до Chevy Bolt EUV и GMC Hummer EV, и даже почти забытого Fiat 500e Stellantis. Очевидно, что некоторые автопроизводители не считают электромагнитные помехи проблемой, и некоторые владельцы электромобилей с этим согласны. Один пользователь форума EV сказал, что AM-радио «отлично работает» в их Chevy Bolt 500e и старше.

Мы связались со всеми тремя детройтскими гигантами, чтобы выяснить, почему они продолжают использовать AM-радиоприемники, когда некоторые европейские производители прекратили их использование, но ответ заключается в том же самом. AM-радио потеряло популярность в Европе: в 2015 году Radio Info сообщило, что станции массово закрываются от Франции до Нидерландов и России. Частота была в значительной степени заменена форматом DAB, который представляет собой более продвинутую форму радиовещания с лучшим качеством звука и выбором станций. AM-радиостанции и их слушатели почти исчезли в Европе, поэтому европейским автопроизводителям, возможно, не нужно включать технологии, которые многие из их клиентов не могут использовать.

БМВ iX | BMW

С другой стороны, в США радио остается обязательным для покупателей автомобилей: 89 процентов респондентов в опросе 2021 года заявили, что радио должно быть стандартным в новых автомобилях. Это делает радио даже более важным для покупателей автомобилей в США, чем USB-порты, необходимость в которых заявили только 84% опрошенных. Согласно отчету Inside Radio за 2017 год, аудитория AM быстро сокращалась, но не до такой степени, чтобы американские автопроизводители исключили AM-радио из своей продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *