Как разрабатывалась Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Какие цели она преследует. Каковы ее ключевые положения и принципы. Как осуществляется мониторинг ее выполнения странами-участницами.
История разработки и принятия Рамочной конвенции
Работа над созданием документа по защите прав национальных меньшинств в Европе велась в Совете Европы на протяжении нескольких десятилетий:
- В 1949 году Парламентская ассамблея Совета Европы впервые подняла вопрос о важности защиты прав национальных меньшинств
- В 1961 году Ассамблея предложила включить статью о правах меньшинств во второй протокол к Европейской конвенции по правам человека
- Решающий шаг был сделан на саммите глав государств и правительств стран Совета Европы в Вене в октябре 1993 года
- 1 февраля 1995 года Рамочная конвенция была открыта для подписания государствами-членами Совета Европы
Таким образом, Рамочная конвенция стала первым юридически обязывающим многосторонним документом, посвященным защите национальных меньшинств в целом.
Основные цели и принципы Конвенции
Ключевыми целями Рамочной конвенции являются:
- Обеспечение эффективной защиты национальных меньшинств и прав лиц, принадлежащих к ним
- Создание условий, необходимых для сохранения и развития культуры и самобытности национальных меньшинств
- Поощрение духа терпимости и межкультурного диалога
Конвенция основана на нескольких важных принципах:
- Принцип недискриминации и равенства перед законом
- Право свободно выбирать принадлежность к национальному меньшинству
- Признание коллективного измерения прав меньшинств
- Поощрение развития культуры и самобытности меньшинств
Ключевые положения Рамочной конвенции
Среди основных прав и свобод, гарантированных Конвенцией, можно выделить:
- Право на равенство перед законом и защиту от дискриминации
- Право сохранять и развивать свою культуру, религию, язык и традиции
- Свобода собраний, объединений, выражения мнений, мысли, совести и религии
- Право пользоваться родным языком в частной жизни и общественных местах
- Право получать образование на родном языке
- Право на участие в культурной, социальной и экономической жизни
Механизм мониторинга выполнения Конвенции
Для контроля за соблюдением Конвенции странами-участницами существует следующий механизм мониторинга:
- Государства обязаны представлять регулярные доклады о выполнении Конвенции
- Консультативный комитет экспертов рассматривает эти доклады и готовит свои заключения
- Комитет министров Совета Европы принимает резолюции с рекомендациями странам
- Проводятся визиты экспертов в страны для мониторинга ситуации на местах
Такой механизм позволяет отслеживать реальное положение дел с защитой прав меньшинств в государствах-участниках Конвенции.
Значение Рамочной конвенции для защиты прав меньшинств
Принятие Рамочной конвенции стало важным шагом в развитии системы защиты прав национальных меньшинств в Европе. Ее значение заключается в следующем:
- Это первый юридически обязывающий многосторонний документ по защите меньшинств
- Конвенция устанавливает общеевропейские стандарты в этой сфере
- Она создает механизм мониторинга выполнения обязательств государствами
- Конвенция способствует сохранению культурного разнообразия в Европе
- Ее положения помогают предотвращать межэтнические конфликты
Проблемы и вызовы в реализации Конвенции
Несмотря на важность Рамочной конвенции, в ее реализации существует ряд проблем:
- Не все страны Совета Европы ратифицировали Конвенцию
- Некоторые государства сделали оговорки, ограничивающие действие отдельных статей
- Нет четкого определения понятия «национальное меньшинство»
- Механизм мониторинга не всегда эффективен из-за его необязательного характера
- В ряде стран сохраняется дискриминация меньшинств, несмотря на ратификацию
Преодоление этих проблем остается актуальной задачей для обеспечения полноценной защиты прав национальных меньшинств в Европе.
Заключение и перспективы развития
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств стала важной вехой в развитии системы защиты прав меньшинств в Европе. Она заложила основы общеевропейских стандартов в этой сфере и создала механизм мониторинга их соблюдения. Вместе с тем, для повышения эффективности Конвенции необходимо:
- Добиваться ее ратификации всеми странами Совета Европы
- Совершенствовать механизм контроля за выполнением обязательств
- Расширять практику применения положений Конвенции на национальном уровне
Это позволит повысить уровень защиты национальных меньшинств и будет способствовать сохранению культурного многообразия Европы.
Рамочная конвенция — это… Что такое Рамочная конвенция?
- Рамочная конвенция
Рамочная конвенция:
Категория:- Многозначные термины
Wikimedia Foundation. 2010.
- Герб Чукотского автономного округа
- Герб Ямало-Ненецкого автономного округа
Смотреть что такое «Рамочная конвенция» в других словарях:
Рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств
— Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств конвенция Совета Европы, подписанная 1 февраля 1995 г. Из стран членов Совета Европы не подписана Францией, Монако, Андоррой и Турцией; подписана, но не ратифицирована Бельгией, Грецией,… … ВикипедияРамочная Конвенция ВОЗ — по Борьбе Против Табака была разработана в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии. РКБТ является международным соглашением, принятым в мае 2003 г. на 56 ой сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения. Это первый юридический… … Википедия
Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря — (англ. Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea) это региональная международная конвенция, подписанная 4 ноября 2003 г. в Тегеране (Иран) представителями пяти прикаспийских стран:… … Википедия
Рамочная конвенция ООН по изменению климата
— РКИК (вступила в силу 21 марта 1994 г.) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы РКИК EN United Nations Framework Convention on Climate ChangeUNFCCCFramework Convention on Climate… … Справочник технического переводчикаРамочная конвенция Организации Объединённых Наций по изменению климата — РКИК (вступила в силу 21 марта 1994 г.) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы РКИК EN Framework Convention on Climate Change … Справочник технического переводчика
рамочная конвенция об изменении климата — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN framework convention on climate change … Справочник технического переводчика
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств — У этого термина существуют и другие значения, см. Рамочная конвенция … Википедия
Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — У этого термина существуют и другие значения, см. Рамочная конвенция. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ) договор, принятый под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в… … Википедия
Рамочная конвенция ООН об изменении климата — У этого термина существуют и другие значения, см. Рамочная конвенция. Эмблема РКИК Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) соглашение, подписанное более чем 180 странами мира, включая… … Википедия
Рамочная конвенция ООН 1992 об изменении климата — Эмблема РКИК Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) соглашение, подписанное более чем 180 странами мира, включая Россию, все страны бывшего СССР и все промышленно развитые страны, об… … Википедия
dic.academic.ru
РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ООН 1992 • Большая российская энциклопедия
РА́МОЧНАЯ КОНВЕ́НЦИЯ ООН 1992 об изменении климата, международное соглашение об общих принципах действия по предотвращению опасных изменений климата. Принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (т. н. Саммит Земли), состоявшейся в Рио-де-Жанейро 3–14.6.1992, вступила в силу 21.3.1994. К нач. 2014 ратифицирована 195 странами, в т. ч. РФ (1994).
Принятию Р. к. ООН предшествовали проведение в 1979 1-й Всемирной климатич. конференции и учреждение в 1988 Межправительств. группы экспертов по изменению климата, выпустившей в 1990 доклад об угрозе изменения климата в связи с деятельностью человека (см. Глобальное изменение климата).
Р. к. ООН установила общую концепцию реализации мероприятий междунар. сообщества, направленных на решение проблемы изменения климата. Осн. целью является сокращение и стабилизация уровня концентрации парниковых газов в атмосфере до показателя, предотвращающего вредное влияние на климатич. систему. Все страны приняли на себя обязательства: по разработке и предоставлению спец. докладов (т. н. нац. сообщений), содержащих информацию об уровне выбросов парниковых газов, проведённых мероприятиях и планируемых действиях для выполнения конвенции; по выполнению нац. программ по контролю уровня выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата; по развитию и использованию технологий, способствующих сокращению вредных выбросов в атмосферу; проведению науч. исследований и распространению информации в обществе по проблемам изменения климата; содействию рациональному использованию лесов и др. экосистем, поглощающих парниковые газы из атмосферы, и т. д.
Р. к. ООН предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, учитывающего разл. уровень социально-экономич. развития стран. Признаётся, что осн. роль в борьбе с изменением климата и его отрицат. последствиями должны играть развитые страны и страны с переходной экономикой, которые в процессе своего экономич. развития внесли больший вклад в совокупный объём антропогенных выбросов парниковых газов (принцип историч. ответственности). Эти страны, указанные в конвенции как Стороны, включённые в Приложение I, имеют дополнит. обязательства: принимать соответствующие меры по смягчению последствий изменения климата путём ограничения антропогенных выбросов парниковых газов (к 2000 они должны были обеспечить снижение их выбросов до уровня 1990), защиты и повышения качества своих поглотителей парниковых газов; чаще предоставлять нац. сообщения и ежегодные доклады о нац. уровне выбросов парниковых газов. Развитые страны (именуемые Сторонами, включёнными в Приложение II) также должны содействовать обмену передовыми технологиями с развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Они также должны предоставлять финансовые ресурсы, способствующие выполнению обязательств в развивающихся странах через Глобальный экологич. фонд (основан в 1991), который работает в качестве финансового механизма Р. к. ООН, и через двусторонние или многосторонние каналы.
Конвенцией предусматривается проведение ежегодных конференций сторон для дальнейшей разработки правил и обязательств по смягчению последствий климатич. изменений и адаптации к ним, а также для рассмотрения новейших науч. выводов по проблеме изменения климата (последняя конференция состоялась в дек. 2014 в Лиме). На конференции в Берлине (1995) созданы Вспомогат. орган для консультирования по науч. и технич. аспектам (даёт рекомендации по технологич. и методологич. вопросам) и Вспомогат. орган по осуществлению (оценивает ход реализации конвенции, занимается финансовыми и адм. вопросами). Текущую работу выполняет секретариат (штаб-квартира – в г. Бонн) во главе с исполнит. секретарём (с мая 2010 К. Фигерес).
В Р. к. ООН намечены лишь общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата; условия и механизмы сокращения выбросов парниковых газов определяет Киотский протокол 1997. На конференции в Дурбане (нояб. – дек. 2011) достигнута договорённость о подготовке к 2015 нового соглашения по сокращению выбросов и о создании Фонда зелёного климата, который должен оказывать помощь развивающимся странам в реализации экологич. проектов. Ряд участников Киотского протокола приняли решение продлить срок его действия ещё на 5 лет. На конференции 2013 принято решение довести к 2020 объём помощи развивающимся странам в смягчении последствий изменения климата и адаптации к нему до 100 млрд. долл. в год и утверждён механизм по борьбе с вырубкой тропич. лесов. Конференция в Лиме (дек. 2014) подтвердила договорённости, достигнутые в Дурбане, и призвала активизировать усилия по предоставлению финансовой помощи развивающимся странам.
bigenc.ru
Рамочная конвенция по контролю над табаком
|
Рамка 2. Примеры подхода «рамочная конвенция/протокол»
|
Конвенция о широкомасштабном загрязнении воздуха, проникающем через границы (LRTAP) 1979 года, которая была принята под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕСЕ), чтобы разрешить проблему кислотных дождей в Европе и Северной Америке. Стороны LRTAP приняли семь протоколов, где были определены конкретные обязательства относительно различных источников загрязнения воздуха, включая выбросы серы, окись азота, летучие органические соединения, тяжелые металлы, устойчивые органические загрязняющие вещества. | |
Венская конвенция 1985 года по защите озонового слоя, которая была согласована под эгидой UNEP, привела к принятию в 1987 году Монреальского протокола по веществам, которые разрушают озоновый слой. В этом документе были определены конкретные ограничения производства и потребления веществ, разрушающих озоновый слой. | |
Рамочная конвенция ООН 1992 года о проблеме изменения климата (UNFCCC), которая была согласована под эгидой Генеральной ассамблеи ООН, привела к принятию Киотского протокола в 1997 году. |
Некоторые не называющиеся «рамочными» конвенции, такие как Конвенция 1973 года по профилактике загрязнения окружающей среды кораблями (MARPOL), имеют те же характеристики. Как и рамочная конвенция, MARPOL включает в себя только общие положения (например, касающихся юридических и организационных вопросов). Конкретные правила содержатся в «приложениях» к MARPOL, где рассматриваются различные типы источников загрязнения окружающей среды, связанные с судоходством (нефть, транспортировка вредных веществ, сточные воды, мусор и т.д.). И наоборот, некоторые конвенции, которые описываются как рамочные, на самом деле имеют более детальный характер. Например, в Базельской конвенции по контролю над транспортировкой через границы опасных отходов и их захоронению определена детальная схема, согласно которой требуется получение предварительного согласия на международные перевозки опасных отходов.Промежуточный случай — это Конвенция 1992 года о биологическом многообразии, определившая общую схему руководящих принципов в области биологического многообразия, но при этом включающая в себя более конкретные положения, чем обычная рамочная конвенция (например, о внутреннем и внешнем сохранении и доступе к генетическим ресурсам и технологиям).
К содержанию
www.contacttobinfo.narod.ru
рамочная конвенция — это… Что такое рамочная конвенция?
- рамочная конвенция
- framework convention
Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.
- рамочная антенна
- рамочная форма
Смотреть что такое «рамочная конвенция» в других словарях:
Рамочная конвенция — Рамочная конвенция: Рамочная конвенция ООН об изменении климата Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (en) … Википедия
Рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств — Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств конвенция Совета Европы, подписанная 1 февраля 1995 г. Из стран членов Совета Европы не подписана Францией, Монако, Андоррой и Турцией; подписана, но не ратифицирована Бельгией, Грецией,… … Википедия
Рамочная Конвенция ВОЗ — по Борьбе Против Табака была разработана в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии. РКБТ является международным соглашением, принятым в мае 2003 г. на 56 ой сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения. Это первый юридический… … Википедия
Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря — (англ. Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea) это региональная международная конвенция, подписанная 4 ноября 2003 г. в Тегеране (Иран) представителями пяти прикаспийских стран:… … Википедия
Рамочная конвенция ООН по изменению климата — РКИК (вступила в силу 21 марта 1994 г.) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы РКИК EN United Nations Framework Convention on Climate ChangeUNFCCCFramework Convention on Climate… … Справочник технического переводчика
Рамочная конвенция Организации Объединённых Наций по изменению климата — РКИК (вступила в силу 21 марта 1994 г.) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы РКИК EN Framework Convention on Climate Change … Справочник технического переводчика
рамочная конвенция об изменении климата — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN framework convention on climate change … Справочник технического переводчика
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств — У этого термина существуют и другие значения, см. Рамочная конвенция … Википедия
Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — У этого термина существуют и другие значения, см. Рамочная конвенция. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ) договор, принятый под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в… … Википедия
Рамочная конвенция ООН об изменении климата — У этого термина существуют и другие значения, см. Рамочная конвенция. Эмблема РКИК Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) соглашение, подписанное более чем 180 странами мира, включая… … Википедия
Рамочная конвенция ООН 1992 об изменении климата — Эмблема РКИК Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) соглашение, подписанное более чем 180 странами мира, включая Россию, все страны бывшего СССР и все промышленно развитые страны, об… … Википедия
dic.academic.ru
Рамочная конвенция — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Рамочная конвенция
Cтраница 1
Рамочная конвенция по проблеме изменений климата, Конвенция по биоразнообразию, Конвенция по борьбе с опустыниванием и другие. Установленные Декларацией Рио важные принципы, такие, как общая, но дифференцированная ответственность, загрязнитель платит, заблаговременное предотвращение экологических угроз, широко учитывались в законотворчестве многих стран. [1]
Согласно рамочной Конвенции ООН об изменении климата Земли Российская Федерация взяла на себя обязательства до 2008 — 2012 г. не превышать выбросы парниковых газов относительно базового уровня ( 1990 г.) и представлять данные ежегодной инвентаризации выбросов в Секретариат Конвенции. [2]
Согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу доля России в общий выброс парниковых газов ( в эквиваленте СО2) среди развитых стран и стран с переходной экономикой составляет около 17 % и в базовом 1990 г. в абсолютном количестве составляла около 2 1 млрд т / год. [3]
Согласно рамочной Конвенции ООН об изменении климата Земли Российская Федерация взяла на себя обязательства до 2008 — 2012 г. не превышать выбросы парниковых газов относительно базового уровня ( 1990 г.) и представлять данные ежегодной инвентаризации выбросов в Секретариат Конвенции. [4]
Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций по проблеме стабилизации концентрации газов, вызывающих парниковый эффект в атмосфере, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса в мировой климатической системе. Это потребует сокращения выбросов таких газов, как диоксид углерода — побочный продукт использования топлива для производства энергии. [5]
Целью Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата является стабилизация концентраций газов, вызывающих парниковый эффект в атмосфере, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса в мировой климатической системе. Это потребует от нас сокращения выбросов таких газов, как двуокись углерода — побочного продукта использования топлива для производства энергии. [6]
Целью Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата является стабилизация концентраций газов, вызывающих парниковый эффект в атмосфере, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса в мировой климатической системе. Это потребует от нас сокращения выбросов таких газов, как двуокись углерода побочного продукта использования топлива для производства энергии. [7]
Целью принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. [8]
Ход реализации Рамочной Конвенции ООН Об изменении климата обсуждается на ежегодно созываемых международных конференциях. [9]
Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата ( Киото, Япония, декабрь 1997 г.), на которой подписан Протокол к Конвенции или Киотский протокол ( см. разд. [10]
Конвенция ратифицирована Законом о ратификации Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. [11]
Стороны настоящего Протокола, являясь Сторонами Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, далее упоминаемой как Конвенция, в целях достижения окончательной цели Конвенции, как она изложена в ст. 2, ссылаясь на положения Конвенции, руководствуясь ст. 3 Конвенции, во исполнение Берлинского мандата, принятого в решении 1 / СР. [12]
В 1992 г. страны-члены ООН подписали рамочную Конвенцию об изменение климата, которая также подписана и ратифицирована Республикой Беларусь. Конечная цель Конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации выбросов парниковых газов в атмосферу на уровне, не допускающем опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. [13]
Важным этапом в мировой экологической политике явилась Рамочная конвенция ООН об изменении климата ( РКИК ООН), принятая в 1992 г. на Конференции по окружающей среде и развитию ( КОСР-2) в Рио-де — Жанейро. Указанную Конвенцию подписали представители 154 государств. [14]
В 1992 г. в Нью-Йорке была принята Рамочная Конвенция ООН об изменении климата. Целью этой Конвенции является стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению К. [15]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
Рамочная конвенция о защите национальных — КиберПедия
Меньшинств
Разработка Конвенции стала венцом многолетних усилий Совета Европы. Уже в первый год своего существования (1949) Парламентская Ассамблея признала важность проблемы защиты прав национальных меньшинств. В 1961 году Парламентская Ассамблея рекомендовала включить во второй дополнительный протокол к ЕКПЧ отдельную статью с целью гарантировать национальным меньшинствам права, не нашедшие в ней отражения. В рекомендации была предложена редакция проекта статьи о защите национальных меньшинств. Решающий шаг был сделан, когда главы государств и правительств государств-членов Совета Европы провели конференцию на высшем уровне в Вене 8-9 октября 1993 г. На этой встрече они договорились о том, что национальные меньшинства, образовавшиеся в Европе в результате исторических потрясений, должны пользоваться защитой и уважением, что явилось бы вкладом в дело мира и стабильности.
Разработка Конвенции с самого начала преследовала цель превратить политические договоренности, достигнутые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в юридически гарантированные обязательства. В частности, поэтому рамочная Конвенция также открыта для государств, не являющихся членами Совета Европы. Конвенция была принята 1 февраля 1995 г. и вступила в силу три года спустя, 1 февраля 1998 г. Из 45 государств-членов Совета Европы Конвенцию ратифицировали 35. 7 государств-членов Совета Европы пока только подписали ее. (По состоянию на апрель 2003 г.)
Особенности
Рамочная конвенция является первым многосторонним правовым обязательным актом, посвященным защите национальных меньшинств в целом.
В духе традиции защиты права человека Конвенция ориентируется на индивидуальную защиту прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам (ст.1).
Так как Конвенция открыта также для государств, не являющихся членами Совета Европы, и в целях обеспечения более многостороннего подхода было решено включить в нее ряд принципов, из которых вытекают права и свободы, уже гарантированные в ЕКПЧ или в дополнительных протоколах к ней (см. в этой связи статью 23 рамочной Конвенции). Рамочная конвенция включает, в основном, типовые программные положения, излагающие цели, которые преследуют Стороны в соответствии со своими обязательствами. Эти положения, не требующие обязательного применения, предоставляют заинтересованным государствам определенную степень свободы действий, давая им тем самым возможность учитывать особые обстоятельства.
Как свидетельствует само понятие «рамочная конвенция», она не содержит непосредственно сформулированных прав и свобод. Принципы и программные положения не могут быть применены прямо и непосредственно и осуществляются через национальные законодательства и соответствующую политику правительств.
Существенным недостатком документа является отсутствие определения понятия «национальное меньшинство». Причина состоит в том, что к моменту принятия решения по документу было невозможно по политическим причинам получить общее одобрение этого термина всеми государствами-членами Совета Европы. Чтобы не блокировать на годы общее стремление, было решено использовать прагматический подход, основанный на признании того, что на нынешнем этапе не представляется возможным дать такое определение.
Из формулировок Конвенции возможно сделать только косвенный вывод, что под Конвенцию подпадают не только случаи, когда представители национальных меньшинств традиционно или в значительном количестве проживают на определенной территории, но и другие.
О содержании
В первом разделе (статьи 1–3) сформулированы некоторые общие принципы. Каждому лицу, принадлежащему к национальному меньшинству, гарантируется свобода выбора принадлежности или непринадлежности к этому меньшинству без ущерба для этого лица.
Одновременно признается, что защита национальных меньшинств, а также прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой является областью международного сотрудничества.
Второй раздел (статьи 4–23) содержит конкретные принципы защиты меньшинств и тем самым фиксирует сущность
Конвенции. К ним среди прочих относятся:
– право на равенство перед законом и запрет дискриминации;
– обеспечение возможности поддерживать и развивать
свою культуру, а также сохранять основные элементы
самобытности: религию, язык, традиции и культурное наследие;
– право устанавливать и поддерживать контакты через границы с лицами, с которыми они имеют этническую, культурную, языковую и религиозную общность или
общее культурное наследие;
– право на изучение и использование языка меньшинств, а
также использование этого языка в отношениях с административными властями, право пользоваться своей фамилией, именами и отчеством на языке этого меньшинства;
– запрет изменения состава населения в каком-либо регионе, если это повлечет ущемление прав и свобод.
Раздел IV включает положения о контроле за выполнением
рамочной Конвенции, о представлении докладов и оценке.
Комитет Министров Совета Европы уполномочен наблюдать за осуществлением Конвенции. Для этого государства-участники в течение одного года после вступления в силу Конвенции для данного государства передают Генеральному секретарю Совета Европы полную информацию о законодательных и иных мерах, которые были приняты ими для осуществления принципов, изложенных в Конвенции.
Комитет начал свою работу 25 марта 1999 года. Возможности участия и жалобы от НПО
Конвенция не предусматривает ни непосредственной подачи жалоб, ни непосредственных возможностей участия НПО.
Россия – Рамочная конвенция: взаимодействие
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
была подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 28 февраля 1996 года и ратифицирована Федеральным законом от 18 июня 1998 года № 84-ФЗ. Она вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 1998 года. При подписании и ратификации Россия сделала следующее
заявление: «Российская Федерация считает неправомочным включение в оговорки и заявления при подписании или ратификации
Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств в
одностороннем порядке определения термина «национальное меньшинство», которое не содержится в Рамочной конвенции. По мнению Российской Федерации, попытки исключения из
сферы действия Рамочной конвенции постоянно проживающих на территории государств-участников Рамочной конвенции лиц, ранее имевших гражданство, но произвольно лишенных его, противоречат целям Рамочной конвенции о защите
национальных меньшинств». Это заявление России было сделано в связи с заявлением,
которое сделала Эстония при ратификации данной Рамочной
конвенции в январе 1997 г. Эстония дала такое понимание
термина «национальное меньшинство», которое оправдывает
фактически дискриминационные меры в отношении неэстонцев, и в первую очередь русских (около 30% населения Эстонии), ограничивая их в политических и других правах.
В Российской Федерации реализуются Федеральные целевые программы социально-экономического и национально-культурного развития малочисленных народов Севера и ряда субъектов Федерации и их народов: республик Адыгея, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия,
Карачаево-Черкессия, Коми, Мордовия, Северная Осетия –
Алания, Тыва, Удмуртия, Чувашия, Коми-Пермяцкого и Агинского Бурятского автономных округов.
Европейская хартия региональных языков
или языков меньшинств Своей целью Хартия определяет защиту и поддержку исторических региональных языков или языков меньшинств в различных странах и регионах Европы. Хартия должна способствовать тому, чтобы:
– сохранять и развивать культурные традиции и культурное наследие в Европе и
– уважать неотъемлемое и всеми признаваемое право на использование региональных языков или языков меньшинств в устной и письменной речи, в общественной и личной жизни.
Хартия определяет в части I, что «региональные языки или языки меньшинств» означают языки, которые традиционно используются на данной территории государства жителями этого государства, представляющими собой группу, численно меньшую, чем остальное население государства, и которые отличаются от официального языка (языков) этого государства. Диалекты и языки мигрантов категорически не признаются Хартией. Как рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств, так и эта Хартия направлена на то, чтобы превратить достигнутые в рамках СБСЕ политические соглашения в юридически обязательные положения. Поэтому в преамбуле Хартия ссылается на работу, проделанную в рамках СБСЕ и, в частности, на Хельсинкский Заключительный Акт 1975 г. и Документ Копенгагенского Совещания по человеческому измерению СБСЕ
1990 г. К вступившей в силу Хартии может присоединиться любое государство, не являющееся членом Совета Европы. Хартия ограничивается основными положениями, которые следует воплощать через законодательные и другие меры. Государство-участник обязуется применять минимум тридцать пять пунктов или подпунктов, отобранных из положений Хартии.
Основные принципы, закрепленные в статье 1, не допускают никаких оговорок.
Каждое Договаривающееся Государство указывает в своем документе о подписании и ратификации все региональные языки, языки меньшинств либо официальные языки, которые менее широко используются на всей его территории или ее
части и к которым применяются пункты, отобранные в соответствии с условиями Хартии.
Например, Германия указала в качестве регионального языка нижненемецкий, в качестве языков меньшинств датский, верхнелужицкий и нижнелужицкий, северофризский и сатер-фризский, а также языки немецких синти и рома.
Хартия была открыта для подписания государствами – членами Совета Европы 5 ноября 1992 года и вступила в силу 1 марта1998 г. По состоянию на апрель 2003 г. 17 государств-членов Совета Европы ратифицировали Хартию и 12 подписали ее. Из числа государств, не являющихся членами Совета Европы, пока никто не подписал данную Хартию и не присоединился к ней. О содержанииХартия начинается с установления ряда целей и принципов
(Часть II, ст. 7), в соответствии с которыми государства-участники осуществляют свою политику, законодательную и практическую деятельность в отношении региональных языков и языков меньшинств. Среди этих принципов:
– уважение географического района каждого регионального языка или языка меньшинства для обеспечения того, чтобы существующее или новое административное
деление не создавало препятствий развитию данного регионального языка или языка меньшинства;
– содействие и/или поощрение использования региональных языков или языков меньшинств в устной и письменной речи, в общественной и личной жизни;
– развитие связей между группами, пользующимися идентичными языками;
– преподавание и изучение региональных языков или язы-
ков меньшинств;
– изучение и исследование языков в университетах.
В последние годы в лексиконе европейских межгосударственных
структур цыгане именуются рома, немецкие цыгане – синти.
В части III (ст. 8-14) Хартии зафиксированы меры, содействующие использованию региональных языков или языков меньшинств в общественной жизни. Эти меры касаются всех вопросов
образования, судебных властей, административных органов и
государственной службы, средств массовой информации, культурных мероприятий и средств их обеспечения, экономической и общественной жизни, а также межгосударственных обменов.
Россия и Европейская хартия региональных языков
Российская Федерация подписала Хартию 10 мая 2001 г.,
документ пока не ратифицирован.
cyberpedia.su
Рамочная Конвенция ВОЗ — это… Что такое Рамочная Конвенция ВОЗ?
Рамочная Конвенция ВОЗ по Борьбе Против Табака была разработана в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии. РКБТ является международным соглашением, принятым в мае 2003 г. на 56-ой сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения. Это первый юридический документ, целью которого является снижение смертности из-за употребления табака и сокращение использования табака во всем мире. [ Текст Конвенции на русском языке доступен на сайте ВОЗ: www.who.int/fctc/ru/]. Положения Конвенции устанавливают международные стандарты и руководящие принципы борьбы с табаком в следующих областях: повышение цен и налогов на табак, продажа табака несовершеннолетним и несовершеннолетними, реклама и спонсорство, маркировка, незаконная торговля и пассивное курение. 29 ноября 2004 г. Сторонами РКБТ ВОЗ стало 40 стран и 27 февраля 2005 г. Конвенция вступила в силу. С этой даты она стала международным законом, обязательным для ее Сторон, которые обязаны принимать меры по борьбе с табаком в соответствии с положениями РКБТ ВОЗ.
Подписание РКБТ
Согласно 34 статье Рамочной Конвенции по Борьбе Против Табака Конвенция была открыта для подписания всеми государствами-членами ВОЗ или ООН в штаб-квартире Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке с 30 июня 2003 года по 29 июня 2004 года. Подписать Конвенцию можно было только в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Обычно ее подписывает постоянный представитель страны при ООН. Для подписания этот представитель должен был получить письменное распоряжение от Президента или Премьер-министра. На конец второй сессии Межправительственной рабочей группы открытого состава по Рамочной Конвенции ВОЗ по Борьбе Против Табака, то есть на 4 февраля 2005 г., насчитывалось 168 подписавших Сторон и 55 Договаривающихся Сторон Конвенции. На 3 ноября 2005 г., после того как Бразилия передала на хранение документ о ратификации, был пройден рубеж в 100 Договаривающихся Сторон. В результате того, что почти 90% стран государств-членов подписали ее в течение года после открытия для подписания, Рамочная конвенция стала одним из наиболее быстро принятых договоров в системе Организации Объединённых Наций. Подписание свидетельствует о намерении государства быть связанным этой Конвенцией в более позднюю дату. Ратификация, принятие, утверждение или официальное одобрение — это международные действия, посредством которых государства или региональные организации экономической интеграции, уже подписавшие Рамочную конвенцию, официально выражают свое согласие быть связанными ею. Насколько известно, ни в одной из оставшихся стран не было высказано явных возражений против подписания РКБТ со стороны высших руководителей стран. Возражения отдельных министерств также были, в основном, сняты.
Присоединение к РКБТ
Государства, которые не смогли подписать Конвенцию до 29 июня 2004 г., могут все же стать Договаривающимися Сторонами Конвенции посредством присоединения — одноэтапного процесса, эквивалентного ратификации. Согласно статье 35 РКБТ: «Она открывается для присоединения на следующий день после даты, на которую Конвенция закрывается для подписания», то есть с 30 июня 2004 года. Присоединение — это одностадийный процесс, а отличие от двух стадий – подписания и ратификации. Присоединившаяся к РКБТ страна обладает теми же правами и обязанностями, что и ратифицировавшая ее. По состоянию на 9 января 2006 г. к Конвенции присоединились Армения, Азербайджан, Экваториальная Гвинея, Гайана, Науру и Оман.
Курение табака в России
Непрозрачность российской экономики, высокий процент контрафактных табачных изделий и отсутствие надежных исследований затрудняют оценку истинных масштабов потребления табака в России. Имеющиеся данные свидетельствуют, что распространенность курения в нашей стране — одна из самых высоких в мире. Курят около 63% российских мужчин , 30% женщин и 22% подростков в возрасте до 15 лет . В настоящее время в России ежегодно выкуривается около 300 миллиардов сигарет. Это позволяет включить Россию в список пяти стран, занимающих ведущие позиции в мире по потреблению табака .
Эксперты регионального европейского офиса Всемирной организации здравоохранения также полагают, что в России показатель подушевого потребления сигарет — один из самых высоких в Европе. Так, в 2000 году этот показатель в России составил 2411 сигарет на человека в год, в Германии — 1553, в Израиле — 1366, во Франции — 1303, в Финляндии – 920. Такое высокое потребление сигарет курильщиками, вероятно, обеспечено низкой ценой. Цена розничной продажи самой популярной международной марки сигарет в России в 2001 году была только 3 американских доллара (с учетом паритета покупательной силы валют). Это довольно низкая цена для Европы. Для сравнения в Германии этот показатель — $4,2, в Израиле — $4,5, во Франции — $4,6, в Финляндии — $4,8, в Великобритании — $7,6 .
В базе данных по контролю над табаком Европейского регионального бюро ВОЗ приводятся данные на 2000 год о влиянии курения на состояние здоровья российского населения. По оценке экспертов курением обусловлено 301 000 случаев смерти среди мужчин и 29 000 — среди женщин. Общее количество случаев смерти, связанных с курением, – 330 000 . На 2005 год оценки ежегодной дополнительной смертности от курения составили 400 тысяч человек.
Россия и РКБТ
На стадии подготовки этого международного документа российские делегации принимали активное участие в обсуждении Конвенции. Ведущие эксперты, специалисты антитабачной деятельности разных стран приглашались на сессии Межправительственной Рабочей Группы для выработки наиболее эффективных подходов, способных реально ограничить эпидемию табакокурения в разных странах. Участие России в этом процессе было отмечено скандалом. В составе официальной российской делегации, участвовавшей в работе пятой сессии (14-25 октября 2002 года) и шестой сессии (17-28 февраля 2003 г.) Межправительственной Рабочей Группы указан некий Л.Ю.Синельников, представленный как эксперт министерства сельского хозяйства. Но на сайте «БАТ-Ява» дана информация о том, что Леонид Синельников – председатель совета директоров этой табачной компании . Можно было бы предположить, что это просто странное совпадение фамилии и инициалов, а эксперт министерства сельского хозяйства, представляя Россию, активно работал в Женеве на благо мирового движения по контролю над табаком. Но, на сайте Ассоциации дистрибьюторов табака «Грандтабак» имеется сообщение о том, что г-н Синельников выступил на пресс-конференции, проведенной в этой организации 24.06.2003г., где предупредил своих коллег о неблагоприятных последствиях для табачной отрасли, которые наступят в случае подписания Россией Рамочной Конвенции. Ведь тогда России придется в течение короткого времени сильно ужесточить антитабачное законодательство, полностью запретить рекламу табака, резко повысить налоги на табачную продукцию. Россия, под различными надуманными предлогами, откладывала присоединение к РКБТ до апреля 2008 года, когда с опозданием на 5 лет она стала 157 страной — участницей договора.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru