Какие преимущества у закрытого ящика для сабвуфера. Почему фазоинвертор обеспечивает более громкий бас. Как правильно выбрать оформление для сабвуфера в автомобиль. Какие факторы нужно учитывать при выборе между закрытым ящиком и фазоинвертором.
При выборе оформления для автомобильного сабвуфера многие сталкиваются с дилеммой — что лучше, закрытый ящик или фазоинвертор? У каждого типа есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать. Давайте разберемся в особенностях этих двух наиболее популярных типов акустических оформлений для сабвуфера.
Преимущества и недостатки закрытого ящика
Закрытый ящик — самый простой тип акустического оформления для сабвуфера. Его конструкция представляет собой полностью закрытый короб, в котором установлен динамик.
Основные преимущества закрытого ящика:
- Простота расчета и изготовления
- Компактные размеры
- Хорошие импульсные характеристики
- Четкое и точное воспроизведение баса
- Минимальные искажения
Главный недостаток закрытого ящика — относительно низкая чувствительность. То есть при одинаковой мощности закрытый ящик будет играть тише, чем фазоинвертор.
Особенности фазоинвертора
Фазоинвертор представляет собой ящик с дополнительным отверстием — портом. За счет резонанса воздуха в порту достигается усиление звукового давления на определенных частотах.
Ключевые преимущества фазоинвертора:
- Более высокая чувствительность
- Более громкий и мощный бас
- Расширение диапазона в область низких частот
- Снижение амплитуды движения диффузора динамика
Недостатки фазоинвертора:
- Более сложный расчет и настройка
- Большие габариты корпуса
- Возможны призвуки из порта на высокой громкости
- Менее точное и четкое воспроизведение баса
Что лучше выбрать для автомобиля?
Выбор между закрытым ящиком и фазоинвертором для автомобильного сабвуфера зависит от нескольких факторов:
Доступное пространство
Если в автомобиле ограничено место для установки сабвуфера, предпочтительнее будет компактный закрытый ящик. Фазоинвертор требует большего объема.
Предпочтения по звучанию
Если вам нужен максимально точный и четкий бас — выбирайте закрытый ящик. Для более мощного и громкого баса лучше подойдет фазоинвертор.
Эффективность
При ограниченной мощности усилителя фазоинвертор позволит получить более высокое звуковое давление. Закрытому ящику потребуется больше мощности для той же громкости.
Музыкальные предпочтения
Для рока, джаза и акустической музыки лучше подойдет закрытый ящик. Для электронной музыки, хип-хопа и других басовитых жанров предпочтительнее фазоинвертор.
Рекомендации по выбору
При выборе между закрытым ящиком и фазоинвертором для автомобильного сабвуфера рекомендуется учитывать следующие моменты:
- Оцените доступное пространство в автомобиле и выберите подходящий по размеру вариант
- Определите свои приоритеты — точность баса или его мощность
- Учитывайте характеристики имеющегося усилителя и динамика
- По возможности послушайте оба варианта перед покупкой
- Проконсультируйтесь со специалистами по автозвуку
Правильный выбор акустического оформления позволит раскрыть потенциал вашего сабвуфера и получить желаемое звучание в автомобиле. Внимательно оцените все факторы и сделайте оптимальный выбор для вашей аудиосистемы.
Расчет и настройка выбранного оформления
После выбора типа акустического оформления очень важно правильно его рассчитать и настроить. Это позволит добиться максимального качества звучания сабвуфера.
Расчет закрытого ящика
Для расчета закрытого ящика необходимо знать следующие параметры динамика:- Vas — эквивалентный объем
- Qts — полная добротность
- Fs — резонансная частота
Оптимальный объем закрытого ящика можно рассчитать по формуле:
V = Vas / (Qts^2 — 1)
Где V — объем ящика в литрах.
Расчет фазоинвертора
Расчет фазоинвертора более сложный и требует использования специальных программ. Основные параметры, которые нужно рассчитать:
- Объем корпуса
- Размеры порта (длина и диаметр)
- Частота настройки фазоинвертора
Важно правильно подобрать эти параметры, чтобы избежать возможных проблем со звучанием фазоинвертора.
Настройка и доводка
После изготовления корпуса необходимо провести его настройку:
- Проверить герметичность конструкции
- Установить демпфирующий материал внутри корпуса
- Настроить фильтр низких частот на усилителе
- Отрегулировать фазу сабвуфера
- Провести акустические измерения и при необходимости скорректировать параметры
Правильная настройка позволит раскрыть потенциал выбранного акустического оформления и получить максимальное качество звучания сабвуфера в вашем автомобиле.
Сабвуфер с фазоинвертором – расчет, настройка и типичные ошибки
Чрезмерно разнесённые резонансы ФИ и динамика. Резонанс динамика – 58 Гц, фазоинвертора – 27 Гц. Всё объяснимо: на более низких частотах тыльная сторона динамика излучает слабее, и слабее раскачивает резонатор. Чем больше разнос частот, тем ниже пик резонанса ФИ по отношению к общей АЧХ (той, что выше резонанса дина).
Обращаю ваше внимание: АЧХ ФИ (резонанс ФИ) как бы скользит вверх-вниз по ниспадающей наклонной АЧХ динамика, как по горке. В этом и состоит суть выбора частоты резонанса ФИ в любом сабвуфере. Когда вы будете изменять длину трубы ФИ (или её диаметр) именно так и будет меняться АЧХ вашего сабвуфера. Какую частоту резонанса ФИ выберете, так и играть будет.
Пример. Китайцы (и не только они) иногда ставят в саб дешёвенький динамик с высокой резонансной частотой (я встречал Fs = 65 Гц). При установке в корпус его резонанс повышается до 85 Гц. Ес-те-сно, баса такой саб не даст. И тогда в саб ставят ФИ, настроенный на частоту, скажем, 30-35 Гц. Реклама-то какая: 30 герц!
Что получается? Ниже резонансной частоты динамик работает как в закрытом ящике, то есть ниже 80 Гц его звуковое давление плавно падает со скоростью 12 дБ/октаву, значит на 40-ка герцах он будет играть в 4 раза тише, чем на 80-ти. Что делает нормальный человек? Правильно, добавляет громкость саба.
И вот тут начинаются фокусы. Я вам расскажу, как это выглядит.
Включает человек музон, оркестр, к примеру, низов ясен пень мало, и он их добавляет до нужного ему уровня. Всё, оркестр зазвучал, человек наслаждается. И вдруг, в какой-то непредсказуемый момент, одна из нот попадает в резонанс фазоинвертора. В натуре это выглядит так: на фоне ровной музыки, неожиданно закладывает уши, начинает дрожать пол и печень: дудочка ФИ запела. При этом звука практически не слышно, только штанины хлопают и посуда дребезжит. Через 1-2 секунды нота заканчивается, дрожь пропадает, и оркестр продолжает играть, как ни в чём не бывало. До следующей такой ноты. Не музыку слушаешь, а сидишь и ждёшь, когда ещё раз Ухнет.
Ребята, никаких бАек, я слышал такое своими ушами, при чём на фирменной акустике. Просто, в отличие от нормальных людей, я знаю в чём дело и почему так. Приведённый пример, конечно, редкость, но это же пример. Гораздо чаще хоть и менее выражено этот эффект можно наблюдать в массовых бюджетных сабвуферах. Когда резонансы динамика и ФИ через чур разнесены, тогда и будет резонанс ФИ выпирать на ровном месте, как член на поляне, в виде гула на одной ноте. Частота резонанса ФИ должна быть не более чем на 33% ниже резонанса динамика в том же корпусе с закрытым ФИ. Это должно быть всего лишь продолжение затухающей АЧХ динамика, НО НИКАК НЕ ОТРЫВ от неё.
Для чего я это карябаю?
Хотя бы на пальцах объяснить нашим “умельцам”, как это всё. Они ведь что делают: совершенно бездумно понижают частоту резонанса ФИ, удлиняя его трубу, и тем самым ещё больше разнося резонансы. Ещё и опытом на форумах хвастаются: делай как я и низа попрут. Попрут, конечно. На одной ноте, хоть и очень низкой. Получается как бы два раздельных сабвуфера в одном корпусе: плохонький ЗЯ, и отдельно, особнячком 2-3 ноты в ФИ.
Более продвинутые “аудиофилы” специализированными программами рассчитывают на компах новые и пересчитывают готовые сабы с ФИ. Но компьютер туп, какие цифры ему подсунешь, те и посчитает. Тут ведь в чём закавыка: ни в какой программе не выскочит окно с надписью – парень, я, конечно, всё посчитаю, как ты хочешь, но ты делаешь дурь, и звук будет понОсный. Нет таких программ.
Зато какие красивые АЧХ рисует компутер! Загляденье. Это напоминает мне 80-е годы: на морде любой совдеповской колонки шильдик с ровной линией.
А всего-то и надо сблизить резонансы динамика и ФИ до необходимого и уравнять по громкости. Либо заменить дерьмовый динамик на хороший, с более низким резонансом, либо увеличить частоту резонанса ФИ, уменьшив длину или, что лучше, увеличив диаметр трубы. Да, увеличение частоты резонанса фазоинвертора повышает нижнюю рабочую частоту сабвуфера, а что вы хотели с говённым динамиком?
Какой должна быть частота резонанса фазоинвертора?
Частота резонанса фазоинвертора (в общем случае) должна быть на 2/3 октавы ниже, чем частота резонанса того же динамика в том же ящике при закрытом отверстии ФИ.
Пример:
Fрез. динамика в ЗЯ = 60 Гц. Октава от 60 Гц = 30 Гц, 2/3 от 30-ти = 20 Гц. 60 – 20 = 40 Гц
Или другими словами частота резонанса фазоинвертора (в общем случае) должна быть на 1/3 (на 33%) ниже, частоты резонанса того же динамика в том же ящике при закрытом отверстии ФИ.
Пример:
Fрез. дина в ЗЯ = 60 Гц. 60 х 0,33 = 20 Гц. 60 – 20 = 40 Гц
Расчётная резонансная частота ФИ в данном примере должна быть 40 Гц.
Для этой частоты, а НЕ ОТ БАЛДЫ и считаются далее диаметр и длина фазоинвертора под объём данного ящика. Если при этом получится небольшой горб на АЧХ (ошибка 1), его всегда можно приглушить синтепоном (или, хотя это сложнее, НЕМНОГО понизить резонанс удлинением ФИ). Если получите “рваный бас” (ошибка 2), придётся укорачивать трубу ФИ.
Я ещё раз повторяю для лихих “умельцев”: произвольный выбор частоты резонанса фазоинвертора “ОТ ФОНАРЯ”, типа, я хочу сделать ФИ на 30 герц и я так сделаю… ну, делайте, но ни к чему хорошему это не приведёт. Во всяком случае в сабе для музыки. Частота резонанса ФИ не может жить сама по себе, она привязана к резонансу дина и объёму ящика, а не к вашему хотению.
Мне по этому поводу старый анекдот вспомнился:
Встречаются два другана, один другому:
– Ты чё запыхался?
– Да, за трамваем бежал, на проезде сэкономил.
– Ну и дурак. Бежал бы за такси, сэкономил бы больше.
Если вам всё равно, на какой частоте ваш ФИ будет плохо работать, делайте его на 15 герц. Всё-таки 15 герц круче 30-ти. Бегайте за такси, хоть будет, чем похвастаться.
Совет: прежде, чем хвататься за пилу, кошелёк или расчёты, попробуйте для начала приглушить фазоинвертор куском синтепона и послушайте, вдруг этого окажется достаточно. На крайняк, ФИ-саб с неплохим динамиком (Fs не выше 35-40 Гц) лехко переделывается в ЗЯ, надо лишь вместо носка вставить в трубу ФИ плотную затычку, и – прощай гул. Для уродских сабов специально поролоновые продаются.
Примечание. Невозможно сделать хороший сабвуфер на дерьмовом или просто некачественном динамике, как собственно и любые колонки. Но попробовать можно. Вольному – воля, пробуйте. Правда, это ещё уметь надо, для того и пишу. Кое-что по доработке сабвуферов изложено мной в соседней статье: http://samlib.ru/m/makeew_l_a/1806.shtml.
Ошибка 3-я
Это даже не ошибка, а какое-то всеобщее поветрие дури.
При самостоятельном конструировании и расчётах ящика сабвуфера с ФИ обычно тщательно подбирается динамик со множеством точно измеренных параметров. Все эти параметры измеряются в открытом пространстве, на воздухе.
Как только вы ставите динамик в ящик, можете смело забыть все ранее измеренные с охрененной точностью параметры дина. Параметры дина в ящике будут о-очень сильно отличаться от его же параметров в открытом пространстве, и чем меньше объём ящика, тем сильнее отличия, аж до 20-40-60 %. После установки дина в ящик все дальнейшие расчёты следует проводить исходя из новых параметров динамика.
Все компьютерные программы расчёта сабвуферов построены по одной схеме: они пересчитывают параметры Тиля-Смола, снятые на открытом воздухе, в параметры динамика для закрытого ящика (или ящика с ФИ) заданного объёма. И делают они это с приличными ошибками. Именно поэтому ни одна компьютерная прога не поможет вам рассчитать сабвуфер с ФИ так, чтобы он сразу запел как следует. Все потом трахаются и доводят саб до ума вручную, индивидуально.
Прежде, чем пользоваться прогой для расчёта сабов, желательно знать, кем и для каких целей она написана. Все эти проги написаны производителями сабов для СЕРИЙНОГО производства. Например, решила фирма выпустить саб в определённой ценовой категории на конкретных динамиках с конкретными параметрами Тиля-Смолла. Саб рассчитывается программой, а затем его параметры отшлифовываются, доводятся до ума в опытном экземпляре. И только потом саб запускается в серию, и только на этих динамиках. Для отладки и доведения до кондиции опытного образца саба в приличных фирмах есть лаборатории, КдП, необходимые измерительные приборы.
У вас такого оборудования никогда не будет, можете даже не дёргаться.Эти программы предназначены для ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО и приблизительного расчета сабвуферов. И у каждой фирмы прога своя, они лучше знают погрешности своих программ. В отличие от вас.
Таким образом, великое множество программ для расчёта сабов с ФИ, валяющиеся в Инете, не предназначены для индивидуального использования аудилофилами на Бог весть каких динамиках. Тем более в окончательном варианте, без отладки и доработок.
Некоторые особенности работы фазоинвертора
ГВЗ – групповое время задержки
Переходные процессы. При первичной подаче сигнала или изменении частоты басового сигнала – это первые несколько периодов, когда резонатор ФИ подстраивается под навязанные ему из вне колебания динамика, отличные от резонансной частоты фазоинвертора (т.н. “навязанные колебания резонатора”), к тому же прошедшие через упруго-вязкую среду воздуха саба. В момент подстройки труба ФИ кроме задержки сигнала даёт большие нелинейные искажения, так называемые “переходные искажения”.
При подаче на динамик постоянного синуса в рабочем диапазоне ФИ, между ними устанавливается равновесие. При изменении частоты сигнала на динамике, это равновесие нарушается и требуется некоторое время (иногда значительное), для установления новой точки равновесия между ФИ и динамиком. Это и есть переходные искажения. На быстрых басовых партиях они весьма значительны.
Поскольку эти искажения носят кратковременный характер их сложно измерять. В статическом режиме работы саба с генератора синуса этих искажений нет.
Таким образом, ГВЗ носит более-менее постоянный характер, а искажения переходных процессов пропорционально возрастают при высоком темпе игры басовых и ударных инструментов.
Кроме того, после окончания басовой ноты и остановки диффузора динамика, воздух в резонаторе некоторое время продолжает колебаться, так называемое “послезвучие”. Но, поскольку динамик молчит, и отсутствуют навязанные резонатору колебания, труба фазоинвертора продолжает издавать затухающий звук с частотой собственного резонанса, типа камертон на 30-40 Гц. На слух это воспринимается как звучание сабвуфера на одной ноте. Всегда на одной и той же. И при любом раскладе басовой музыки ФазоИнвертор ВСЕГДА будет стремиться вернуться к собственному резонансу: бубнению на одной ноте. Свой резонанс для ФИ роднее, чем колебания какого-то там динамика, своя рубашка ближе. Громче или тише, но он всегда будет прослушиваться. Ну, и сами понимаете, поскольку эти колебания возникают в трубе ФИ, а не в проводах и схеме, никакой эквалайзер или процессор их не отфильтрует и не задавит.
Я всё-таки надеюсь, что этот текст читают мало-мальски подготовленные люди, поэтому объясню эффект послезвучия чуть подробней.
В усилителях мощности есть такой параметр: коэффициент демпфирования. Он показывает, как быстро может выходной каскад УМ погасить колебания диффузора динамика на его резонансной частоте. И чем выше этот коэффициент, тем лучше, в дорогих усилках аж до 1 000. Время свободного колебания диффузора после прекращения сигнала очень малО, единицы миллисекунд.
Но никто в мире не выпускает даже дорогие сабвуферы с демпфированной трубой фазоинвертора, так как падает его отдача, уменьшается КПД. Поэтому колебания воздуха с частотой резонанса ФИ после прекращения подачи сигнала продолжаются в его трубе ещё долго, до 60 – 80 миллисекунд. Сигнала давно уже нет, а труба всё гудит и гудит. И весь мир эту бяку слушает. Ещё и нахваливают.
Ещё одна небывальщина, “сказочка про белого бычка”
Сабвуфер с фазоинвертором даёт меньше нелинейных искажений, чем саб ЗЯ. Якобы в резонансе ФИ у динамика очень малый ход диффузора, поэтому и искажений он даёт меньше.
Да кто бы спорил! Вот только в рабочей полосе ФазоИнвертора, динамик практически не издаёт звуков, и, спрашивается, зачем мерить искажения возле диффузора, который молчит? Измерять КНИ динамика и фазоинвертора надо раздельно, в той полосе частот, в которой они активно излучают. Но уж никак не наоборот. В рабочей полосе ФИ, возле его резонанса все звуки излучает труба ФИ, порт, дыра. Вот возле дыры и надо мерить искажения: и переходные и нелинейные и прочие. По некоторым данным, на частотах возле резонанса ФИ, на повышенной громкости в дыре нелинейные искажения достигают 3-5 %. В этом случае ФИ уже не просто акустический излучатель звуковых волн, а воздуховод, труба с большой скоростью воздушного потока. Как в пылесосе. Здесь тупо сказывается нелинейное ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ сопротивление трубы.
И в чём здесь преимущества ФИ над ЗЯ?
Перечисленные процессы происходят в сабе с ФИ не просто сами по себе, но ещё и с наложением друг на друга. Если совместить всё это в одном сабвуфере – вот вам и параша. А если эту парашу усилить высоким КПД (рис. 3), то можно вообще захлебнуться. Все ухищрения по расчётам и отладке саба с ФазоИнвертором не более, чем жалкие попытки уменьшить нежелательные следствия физических явлений, возникших от применения резонатора в сабвуфере. Типа, как ни старайся, а “горбатого ФИ” могила исправит. В сабвуфере типа ЗЯ описанные явления отсутствует в принципе, за отсутствием дыры с трубой.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ самопальщикам
Самый любимый умельцами параметр сабвуфера – АЧХ. Её выравнивают и вылизывают до идеала. Но, идеальная АЧХ не есть гарантия, что басовый инструмент будет похож сам на себя в исполнении сабвуфера с ФазоИнвертором. Гораздо чаще бывает совсем не так, потому, что ФИ даёт много мелких пакостей и ровная АЧХ от них не избавит.
Прежде, чем садиться за расчёты саба, решите, что для вас важнее: громкий звук ФИ, или качественный бас в ЗЯ. Совместить это вам вряд ли удастся, уж больно разные процессы. Мой совет: если решите делать саб с ФИ, просчитайте его так, чтобы заткнув порт ФИ (полностью или частично), можно было получить хотя бы средненький ЗЯ. Глядишь, потом у вас будет выбор.
И не надо тыкать мне Алдошиной. Акустика – маленькая-маленькая часть физики, ПОНЯТИЙНОЙ науки. А какое понятие у баб-с, все знают. Тоже мне, Склодовская-Кюри. Смешно-с.
Любителям высокого КПД рекомендую рупорный громкоговоритель: КПД 15 – 20 %:
Ну, позлобствовал и хватит. Раз уж вам приспичило ФИ, плавно перейдём к делу.
Первичный упрощённый расчёт объёма ящика для комнатного напольного сабвуфера с ФИ. Реально для первичного расчёта внутреннего объёма ящика, с учётом добротности динамика нужны только резонанс дина Fs и его эквивалентный объём Vas. И всё.
Внутренний объём такого ящика должен быть равен эквивалентному объёму динамика Vas. При этом резонансная частота дина Fs (в ящике с закрытым отверстием ФИ) должна повыситься в 1,4 раза. От этого повысившегося резонанса дина и следует рассчитывать резонанс ФИ. То есть, согласно приведённым выше расчётам, в данном случае примерно полУчите частоту резонанса ФИ равную частоте резонанса динамика в открытом пространстве Fs. (Да, и ещё: желательно подбирать динамик с не очень высокой или низкой добротностью, средне так.)
Настройка ФИ описана выше. При необходимости последующая настройка добротности дина производится демпфированием саба звукопоглотителем (см. соседнюю статью: http://samlib.ru/m/makeew_l_a/1806.shtml).
Совет: не стОит увлекаться объёмами саба более 50-60 литров. Если вам неизвестен Vas, поройтесь в Инете, там описаны способы определения эквивалентного объёма динамиков. Есть даже несложные. Мне лень. Если вам тоже лень, делайте саб в том ящике, который имеете. Ставите в него дин, измеряете получившийся резонанс и от этого рассчитываете ФИ. ПолУчите лучшее, что можно выжать из этого ящика. Ну, ладно, так и быть, я поборол лень, держИте:
Рис. 7 – график-шпаргалка, масштаб соблюдён:
Приблизительный график увеличения резонанса НЧ динамика (Fb) в разах, при уменьшении объёма реального ящика (Vb) относительно эквивалентного объёма дина (Vas), тоже в разы. Например: если реальный объём ящика Vb в 3 раза меньше эквивалентного объёма динамика Vas, то рез. частота динамика Fs повысится в 2 раза и будет называться Fb. Добротность динамика так же возрастёт в 2 раза.
Более точно можно посчитать. Формула зависимости резонанса динамика от объёма ящика (метод изменения объёма).
- Fb – резонанс дина в ящике (в боксе)
- Vb – объём ящика (бокса)
- Fs – собственный резонанс дина
- Vas – эквивалентный объём дина
Измеряем Fs и внутренний объём Vb первого попавшегося ящика. Ставим динамик в ящик (можно снаружи), измеряем Fb. Полученные цифры подставляем в формулу и находим Vas. Потом, не хватаясь за пилу и фанеру, а просто играясь цифрами и формулой, можно просчитать резонансную частоту динамика в планируемом объёме сабвуфера. Просто, как репа. Желательно, чтобы объём измерительного ящика Vb был приблизительно похож на объём будущего сабвуфера.
Расчёт размеров ФИ под заданную (рассчитанную) частоту его резонанса.
Классическая формула резонатора Гельмгольца для круглого отверстия ФИ:
Все размерности даны в системе СИ:
- F – заданная резонансная частота фазоинвертора [Гц];
- S – площадь отверстия ФИ [м2];
- V – внутренний объём ящика [м3];
- L – длина трубы фазоинвертора (можно плюс 10-20 % на всякий случай) [м];
- С – скорость звука в воздухе = 344 [м/сек];
- π = 3,14.
Ну, если в лом считать или забыли таблицу умножения можно всё необходимое найти по номограмме М.М. Эфрусси, “Громкоговорители и их применение”.
Рис. 10 – номограмма:
Рассчитав оптимальную частоту резонанса ФИ и зная “чистый” внутренний объём ящика находим по номограмме подходящую длину и площадь ФИ. Полученные результаты почти в точности соответствуют расчётам, предложенным Виноградовой Э.Л. в книге “Конструирование громкоговорителей со сглаженными частотными характеристиками”.
РАСЧЁТ ФАЗОИНВЕРТОРА – электронный калькулятор:
http://www.aie.sp.ru/Calculator_faz.html
В ссылке три калькулятора: по Тилю-Смоллу, по Виноградовой и по Эфрусси. При расчёте по параметрам Тиля – Смола результаты какие-то сомнительные, не внушают. А Виноградова всё списала у Эфрусси, поэтому результаты совпадают. Если ссылка ещё работает, можете сходить, если нет – не расстраивайтесь, выше приведено всё необходимое для расчетов.
Примечание: не желательно делать площадь ФИ менее 25 % площади диффузора – воздух в дыре свистеть будет.
Приведённый расчёт саба с ФИ весьма прост (особенно если понимаешь, что делаешь), но с динамиками 8-12″ вполне работает. И никаких компьютеров. Jни вам не посчитают, а заморочек полУчите выше крыши.
Купайтесь в ХОРОШИХ басах, не надо плескаться в какашках.
Екатеринбург, 03.10.2015 г.
P.S.
Всё написанное выше применимо так же к колонкам с “неправильными” ФИ, что тоже не редкость.
ПРИЛОЖЕНИЕ для апологетов звука, неудержимо, но бестолково снимающих АЧХ сабвуфера. Я познакомлю вас с методом прямого измерения, который в отличие от компьютерного, не требует вычислений и даёт более достоверный результат.
Снятие АЧХ саба проводится в АБСОЛЮТОНО заглушенном помещении, вся внутренняя поверхность которого выложена матрасами, причём в два слоя. Но проще это сделать на открытом пространстве, чтобы до ближайшего гаража с розеткой было не менее 10 метров. Если динамик или ФИ направлены в пол, ставим сабвуфер на землю, на щит, если нет – садим как человека, на табуретку. Измерительный микрофон следует устанавливать сбоку от динамика и от ФИ одновременно, на примерно одинаковом расстоянии, и не ближе 1-1,5 метра от корпуса саба. В этом случае вы будете мерить совокупное звуковое давление динамика и ФИ.
Вот когда на открытом пространстве вы выровняете АЧХ саба, только после этого можно заносить его в комнату и выявлять влияние помещения на результирующую АЧХ. А до этого снятие АЧХ саба в ближнем поле и поднесение микрофона на 1 см к динамику, я считаю преждевременными. Да и вообще не нужными: вы ведь не прикладываете ухо к динамику саба и не слушаете саб “в ближнем поле” лёжа на полу? Это вам не СЧ и не ВЧ, которые измеряются и слушаются в пределах прямой видимости, это – Бас-с. Сильно сомневаюсь, что вы сможете правильно состыковать (срастить) АЧХ динамика и ФИ снятые по отдельности в ближних полях. Не получите вы истинную картину совокупного звукового давления ФИ и дина в окружающем сабвуфер пространстве, двигая графики по экрану компа, а саб по комнате.
Так что ступайте-ка ребята на свежий воздух, на травку. Оно и для музыки и для здоровья полезнее будет, т.к. измерения надо проводить в тёплую погоду, дабы подвес у дина не задубел.
Но и это не финиш. Игра продолжится, когда вы внесёте в дупелину настроенный саб в комнату и начнёте бодаться с комнатными резонансами, модами. Очень увлекательно. 🙂
В этом заключается ещё один недостаток сабвуфера с ФИ: он капризен к месту своего расположения в комнате. Небольшое смещение саба приводит к заметному изменению комнатных резонансов, тогда как сабу типа ЗЯ практически по-фигу где стоять, лишь бы симметрия звука не нарушалась.
Частное мнение
Сабвуферы с фазоинвертором – это какое-то недоразумение, игра фантазии инженеров-акустиков, которую подхватили и развили коммерсанты от музыки. Мода такая аудиофильская: да у меня в сабе трубы ФИ, как выхлопные в крутой тачке! Даже звук похож.
Поясню. Саб с ФИ бессмысленно, а иногда и вредно подключать к ресиверу для просмотра фильмов и некоторых сортов музыки. В DVD-сигнале присутствуют частоты от 5 Гц. Вся мощь ресивера ниже частоты настройки ФИ (от 5-ти до 30-40 Гц) направлена на выблёвывание диффузора динамика на пол. Ни каких звуков в этой полосе саб не издаёт, в добавок можно покалечить динамик. Если же в ресивере или усилке саба стоит фильтр сабсоника, тогда динамик и диффузор останутся целы, но звуков от 5-ти до 30-40 Гц, саб всё равно не издаст.
Вопрос: зачем тогда городить ФИ? Разве что для поп-музыки? Но для музыки гораздо лучше саб ЗЯ, к тому же он воспроизводит частоты ниже чем ФИ и при этом не идёт вразнос. Саб ЗЯ не бубнит, у него меньше ГВЗ, прекрасные переходные характеристики, он проще в расчётах и не требует настройки. А на КПД мне все-равно, я не собираюсь экономить на громкости и качестве музона 30 Вт из розетки. Так что по всем параметрам саб типа ЗЯ лучше, чем ФИ.
НО, только при условии, что в ЗЯ стоИт хороший, качественный динамик с F резонанса 18-25 Гц, желательно с малой массой диффузора (и возможно двукратным запасом мощности для корректора Линквица).
Вот мы и подошли к сути. Китайцы такие дины делать не умеют, а европейские хорошие динамики стОят ох, не дёшево.
Вывод очевиден: в сабвуферах типа ФИ почти наверняка стоИт паршивый динамик и саб имеет все перечисленные выше недостатки. Зато он громко бУхает, дёшев для невзыскательного потребителя (а таких большинство) и на нём можно сделать прибыльный бизнес. Массовый бизнес. Сабвуфер с ФИ – дешёвка, изделие для тугоухих, скаредных или малообеспеченных.
Акустический фазоинвертор был изобретён Альбертом Турасом в 1932 году, во времена, когда не было приличных басовых динамиков, но сейчас-то зачем?
Во времена винила и живых инструментов с нижней частотой 30-40 Гц фазоинвертор был очень кстати. Но в век электронных синтезаторов и DVD-записи, когда диапазон уходит в область инфразвука, фазоинвертор, мягко говоря, устарел и неспособен воспроизводить современный диапазон частот. Сабвуфер с ФИ – это атавизм, пережиток прошлого. Я ещё раз напоминаю: фазоинвертор – это резонатор. Для прослушивания музыки акустические резонансы вещь вредная и неприятная, от них стараются избавиться всяческими способами: и демпфирование, и эквализация, и фильтры, и пр.
Моё личное предпочтение – саб ЗЯ.
Наличие ФИ может быть в некоторой степени оправдано применением в малогабаритной акустике, но это уже не Звук, и тем более не Бас. Единственное применение сабвуфера с фазоинвертором с минимальным ущербом для качества звука, это имитация взрыво- и громоподобных эффектов в кинушках и игрушках. Там высокий КПД себя оправдывает. Для музыки же ФИ неприемлем. ИМХО.
Автор: Макеев Леонид Александрович (samlib.ru)
Another Blog Post
В автозвуке существует множество вариантов акустических коробов. Многие новички не знают, что выбрать лучше всего. Самые лучшие виды коробов для сабвуфера – это закрытый ящик и фазоинвертор.
Самый простой тип оформления. Закрытый ящик для сабвуфера легко рассчитать и собрать.
Его конструкция представляет собой короб из нескольких стенок, чаще всего из 6.
Преимущества закрытого ящика:
- Несложный расчет;
- Несложная сборка;
- Маленький литраж готового короба, а следовательно компактность;
- Хорошие импульсивные характеристики;
Недостаток у закрытого ящика всего один, но он порой является решающим. У данного типа оформления очень низкий уровень КПД относительно других коробов. Закрытый ящик не подойдет для тех, кому хочется высокого звукового давления. Однако он подойдет для любителей рока, клубной музыки, джаза и подобного. Если автовладельцу хочется баса, но необходимо место в багажнике – это идеальный вариант. Закрытый ящик будет плохо играть если выбран неправильный объем. Какой объём короба нужен для данного типа оформления уже давно решили опытные люди в автозвуке путем вычислений и экспериментов. Выбор объема будет зависеть от размера сабвуферного динамика.
Чаще всего встречаются динамики таких размеров: 6, 8, 10, 12, 15, 18 дюймов. В основном люди выбирают динамики диаметром 8-18 дюймов.
Рекомендуемый объём для сабвуфера закрытый ящик:
- для 8-дюймового сабвуфера (20 см) требуется 8-12 литров чистого объема,
- для 10-дюймового (25 см) 13-23 литров чистого объема,
- для 12-дюймового (30 см) 24-37 литров чистого объема,
- для 15-дюймового (38 см) 38-57- литров чистого объема
- а для 18-дюймового (46 см) потребуется 58-80 литров.
Литраж дан приблизительно, так как для каждого динамика нужно выбирать определенный объем, исходя из его характеристик. Настройка закрытого ящика будет зависеть от его объема. Чем больше объем короба, тем меньше будет частота настройки короба, бас получится более мягкий. Чем объем короба меньше, тем частота короба будет выше, бас получится более чёткий и быстрый. При расчёте короба придерживайтесь объёму который был указа выше. Если будет перебор объема, то бас получится расплывчатым, нечетким. Если объема не будет хватать, то бас будет очень быстрым и «долбить» по ушам в худшем смысле этого слова.
Данный тип сложнее рассчитать и построить. Его конструкция отличается от закрытого ящика.
У фазоинвертора есть свои преимущества:
- Высокий уровень КПД. Фазоинвертор будет воспроизводить низкие частоты намного громче, чем закрытый ящик;
- Простой расчет корпуса;
- Перенастройка. Это важно для новичков;
- Отличное охлаждение динамика.
- Но есть и недостатки, которых больше, чем у закрытого ящика.
Минусы:
- ФИ громче, чем ЗЯ, но бас здесь уже не такой четкий и быстрый;
- Размеры ФИ короба гораздо больше;
- Большой литраж. Из-за этого готовый короб будет занимать больше места.
Чаще всего их используют в инсталляциях, где необходим громкий и выраженный бас. Фазоинвертор подойдет для слушателей любого репа, электронной и клубной музыки, а также для тех, кому не нужно свободное место в багажнике, так как короб будет занимать почти все пространство.
ФИ короб поможет получить больше баса, чем в закрытом ящике от динамика маленького диаметра. Однако для этого потребуется гораздо больше места.
Объемы короба для фазоинвертора:
- для сабвуфера диаметром 8 дюймов (20 см) понадобится 20-33 литров чистого объёма;
- для 10-дюймового динамика (25 см) – 34-46 литров,
- для 12-дюймового (30 см) – 47-78 литров,
- для 15-дюймового (38 см) – 79-120 литров
- и для 18-дюймового сабвуфера (46 см) нужно 120-170 литров.
Как и в случае с закрытым ящиком, здесь даны неточные цифры. Однако в ФИ корпусе можно «играть» с объемом и брать значение меньше рекомендуемых, выясняя при каком объеме сабвуфер играет лучше. Но не стоит слишком сильно увеличивать или ужимать объем, это может привести к потере мощности и выходу динамика из строя. Лучше всего опираться на рекомендации производителя сабвуфера.
Калькулятор длины вентиляционного отверстия сабвуфера — диаметр вентиляционного отверстия, количество портов, объем коробки, частота настройки, конечный поправочный коэффициент
Калькулятор длины вентиляционного отверстия сабвуфера — диаметр вентиляционного отверстия, количество портов, объем коробки, частота настройки, конечный поправочный коэффициент
|
Калькулятор линейного массива III | Профессиональные громкоговорители JBL
Увеличенные изображения
Калькулятор линейного массива (LAC) — это программное обеспечение для моделирования, предназначенное для проектирования и прогнозирования систем линейного массива JBL VTX и их акустических характеристик. Кроме того, вы также можете использовать это программное обеспечение с массивами сабвуферов JBL VTX, установленными в воздухе и на земле. Помимо акустического прогноза, вы можете использовать калькулятор линейного массива для механической проверки и расчета всех ограничений по весу и предупреждений о безопасности для систем JBL VTX.
Усовершенствованное акустическое моделирование калькулятора линейного массива включает цветовое отображение SPL, режимы затухания 0 дБ Isobar и SPL с частотной характеристикой и SPL на основе пресетов JBL VTX DSP. С его помощью вы можете разместить в зале до 8 виртуальных микрофонов для точного предсказания отклика в зависимости от положения. Кроме того, встроенный калькулятор теперь поддерживает моделирование сабвуфера, что позволяет вам генерировать значения задержки сабвуфера для электронного управления массивом сабвуферов (EDS).
Механическая проверка одноточечных и двухточечных массивных подвесок теперь может включать расчет ограничения веса в режиме реального времени. Рассчитываются статистические данные массива, включающие размер, глубину и вес массива, а также рассчитываются коэффициенты проектирования массива, которые можно использовать для проектирования массивов, отвечающих местным требованиям безопасности и нормативным требованиям. Предупреждающие сообщения безопасности также могут быть предоставлены, когда выбрана небезопасная конфигурация.
Обновления, найденные в новом калькуляторе линейных массивов 3, включают: полностью переработанный пользовательский интерфейс, который стал более интуитивно понятным и сочетается с неограниченным количеством плоскостей; больше виртуальных измерительных зондов; усреднение АЧХ нескольких виртуальных измерений; и совершенно новый режим предсказания сабвуфера. Теперь в окно дисплея можно ввести несколько кластеров сабвуферов, и программное обеспечение будет прогнозировать широкополосную полярную характеристику всего массива. С Line Array Calculator 3 проектировщики систем теперь могут принимать более обоснованные решения о том, как следует размещать массивы сабвуферов в помещениях, и помогать в оптимизации этих массивов для достижения наилучших возможных характеристик.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
- Акустическое предсказание систем линейного массива JBL VTX, а также массивов сабвуферов, устанавливаемых в потоке и на земле
- Поддержка 8 виртуальных измерительных преобразователей для прогнозирования частотной характеристики массива
- Новый режим предсказания сабвуфера для акустического предсказания наземных массивов с возможностью генерировать значения задержки для электронного управления задержкой (EDS)
- Встроенные средства оптимизации массива, включая новый фильтр JBL Array Size Compensation (ASC)
- Полная интеграция с управляющим ПО JBL Performance Manager
- Механическая проверка массивов в режиме реального времени для режимов одно- и двухточечной подвески
- Статистика массива, включая размер массива, глубину, вес и коэффициент проектирования
- Поддержка экспорта 3D DXF
- Поддержка экспорта конфигурации EASE GLL
ИНТЕГРАЦИЯ JBL ARRAYLINK:
JBL Array Link — это мобильное приложение-компаньон, которое работает в сочетании с новейшим программным обеспечением JBL LAC-III и помогает техническим специалистам развертывать системы линейных массивов серии JBL VTX. Array Link использует систему QR-кода для передачи всей механической информации массива из основного приложения LAC-III на мобильный телефон — эта передача выполняется напрямую и в режиме реального времени без необходимости подключения к Интернету. Вся необходимая информация и варианты оснастки представлены в удобной для понимания форме.
Приложение совместимо с iOS® и Android и может быть получено в соответствующих магазинах приложений.
Адрес электронной почты*
Имя*
Фамилия*
Country*
Select oneAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBolivia, Plurinational State ofBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, the Democratic Republic of theCook IslandsCosta RicaCote d’ivoireCroatiaCubaCuracaoCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl СальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэр nseyGuineaGuinea-bissauGuyanaHaitiHeard Island and Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic ofIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s Republic ofKorea, Republic ofKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacedonia, The Former Yugoslav Republic ofMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States ofMoldova, Republic ofMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Оккупированная территорияПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСент-БартельмиСент-Элена, Вознесение и Тристан-да CunhaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French Part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch Part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And the South Sandwich IslandsSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTajikistanTanzania, United Republic ofThailandTimor- ЛесТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияСоединенные ШтатыОтдаленные малые острова СШАУругвайУзбекистанВануатуВенесуэла, Боливарианская РеспубликаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЗамбияЗамбия
Я хочу подписаться на получение обновлений программного обеспечения JBL Pro по электронной почте
Версия | Язык | Размер | Загружено | |
Программное обеспечение | ||||
Калькулятор линейного массива III версия 3. 8.0.128, обновлено: 14 октября | 3.8.0.128 | 24,2 МБ | 14 октября | |
Ознакомительные сведения | ||||
Файл сведений ArrayLink 1.5.0 версия 1.5.0, обновлено: 20 мая | 1.5.0 | 59,8 КБ | 20 мая | |
Файл ознакомительных сведений LAC-3.7.0 версия 3.7.0, обновлено: 20 мая | 3.7.0 | 1,67 МБ | 20 мая |
Если какая-либо из приведенных выше ссылок приводит к появлению странных символов в вашем браузере, щелкните файл правой кнопкой мыши.