Распиновка диагностических разъемов всех марок автомобилей. Распиновка диагностических разъемов OBD2: полный гид по подключению

Как устроен диагностический разъем OBD2. Какие бывают типы разъемов OBD2. Где расположен OBD2 разъем в разных марках автомобилей. Как правильно подключить диагностический сканер к OBD2 порту.

Содержание

Что такое OBD2 разъем и для чего он нужен

OBD2 (On-Board Diagnostics второго поколения) — это стандартизированный диагностический разъем, который используется в современных автомобилях для подключения диагностического оборудования. Через этот порт можно получить доступ к различным системам автомобиля и считать диагностическую информацию.

Основные функции OBD2 разъема:

  • Считывание кодов неисправностей
  • Просмотр параметров работы двигателя в реальном времени
  • Сброс индикации «Check Engine»
  • Программирование и настройка различных систем автомобиля
  • Обновление программного обеспечения блоков управления

OBD2 стандарт был введен в США в 1996 году для легковых автомобилей. В Европе он стал обязательным с 2001 года для бензиновых и с 2004 года для дизельных автомобилей.


Типы OBD2 разъемов

Существует два основных типа разъемов OBD2:

16-контактный разъем типа А

Это наиболее распространенный тип, который используется в большинстве современных автомобилей. Имеет трапециевидную форму с 16 контактами, расположенными в два ряда.

16-контактный разъем типа B

Встречается реже, в основном на некоторых азиатских автомобилях. Имеет прямоугольную форму с 16 контактами.

Кроме того, существуют переходники для подключения к нестандартным диагностическим разъемам некоторых марок автомобилей.

Расположение OBD2 разъема в автомобиле

Местоположение диагностического разъема OBD2 может отличаться в зависимости от марки и модели автомобиля. Наиболее распространенные варианты:

  • Под рулевой колонкой
  • В нише для ног водителя
  • Под передней панелью со стороны водителя
  • В центральной консоли
  • В перчаточном ящике

Точное расположение разъема можно узнать в руководстве по эксплуатации автомобиля или специализированных справочниках.

Распиновка 16-контактного разъема OBD2

Стандартная распиновка 16-контактного разъема OBD2 выглядит следующим образом:


  • Контакт 1 — не используется
  • Контакт 2 — J1850 Bus+
  • Контакт 3 — не используется
  • Контакт 4 — «масса» кузова
  • Контакт 5 — сигнальная «масса»
  • Контакт 6 — CAN High (J-2284)
  • Контакт 7 — K-Line (ISO 9141-2)
  • Контакт 8 — не используется
  • Контакт 9 — не используется
  • Контакт 10 — J1850 Bus-
  • Контакт 11 — не используется
  • Контакт 12 — не используется
  • Контакт 13 — не используется
  • Контакт 14 — CAN Low (J-2284)
  • Контакт 15 — L-Line (ISO 9141-2)
  • Контакт 16 — +12В от АКБ

Назначение основных контактов:

  • 4, 5 — «масса»
  • 6, 14 — CAN шина
  • 7, 15 — K-Line и L-Line
  • 16 — питание

Как подключить диагностическое оборудование к OBD2 разъему

Для подключения диагностического сканера к OBD2 порту автомобиля необходимо:

  1. Найти диагностический разъем в автомобиле
  2. Убедиться, что зажигание выключено
  3. Подключить OBD2 адаптер или сканер к разъему
  4. Включить зажигание (не запуская двигатель)
  5. Включить диагностическое устройство
  6. Выбрать марку и модель автомобиля в программе диагностики
  7. Начать считывание данных

При корректном подключении сканер должен установить соединение с электронными блоками управления автомобиля и начать получать диагностическую информацию.


Популярные протоколы диагностики через OBD2

Через OBD2 разъем могут использоваться различные протоколы обмена данными:

  • ISO 9141-2 — один из первых протоколов, использует K-Line и L-Line
  • ISO 14230 (KWP2000) — усовершенствованная версия ISO 9141
  • SAE J1850 PWM — протокол с широтно-импульсной модуляцией
  • SAE J1850 VPW — протокол с переменной шириной импульса
  • ISO 15765 (CAN) — самый современный и быстрый протокол на базе CAN шины

Большинство современных автомобилей использует протокол CAN, обеспечивающий высокую скорость обмена данными.

Какие параметры можно считать через OBD2

Через диагностический разъем OBD2 доступна разнообразная информация о работе автомобиля:

  • Обороты двигателя
  • Скорость автомобиля
  • Температура охлаждающей жидкости
  • Состав топливовоздушной смеси
  • Положение дроссельной заслонки
  • Давление наддува (для турбомоторов)
  • Напряжение бортовой сети
  • Коды неисправностей (DTC)
  • Состояние различных датчиков и исполнительных механизмов

Конкретный набор параметров зависит от марки и модели автомобиля.


Преимущества использования OBD2 диагностики

Диагностика через OBD2 разъем имеет ряд важных преимуществ:

  • Универсальность — единый стандарт для большинства автомобилей
  • Доступность — возможность самостоятельной диагностики
  • Оперативность — быстрое выявление неисправностей
  • Информативность — доступ к большому объему данных
  • Экономия — снижение затрат на диагностику в сервисе

Благодаря этим преимуществам OBD2 диагностика стала незаменимым инструментом как для автовладельцев, так и для профессиональных автомехаников.

Выбор диагностического оборудования для OBD2

Для диагностики через OBD2 разъем можно использовать различное оборудование:

  • Профессиональные мультимарочные сканеры
  • Портативные автосканеры
  • OBD2 адаптеры для смартфонов
  • Диагностические кабели для ноутбука

При выборе следует учитывать:

  • Поддержку марки и модели вашего автомобиля
  • Набор поддерживаемых протоколов
  • Функциональные возможности
  • Удобство использования
  • Стоимость оборудования и обновлений

Для разового использования можно выбрать недорогой OBD2 адаптер. Для постоянной диагностики лучше приобрести профессиональный сканер с широкими возможностями.


Заключение

OBD2 разъем открывает широкие возможности для диагностики и мониторинга технического состояния современного автомобиля. Зная расположение и распиновку разъема, а также выбрав подходящее диагностическое оборудование, можно своевременно выявлять и устранять неисправности, экономя время и средства на обслуживании автомобиля.


Диагностика и коды ошибок по OBD II.


Программы для диагностических сканеров автомобилей

K-Line и L-line в диагностике и протоколы OBD II

1  2  3  4  5  6  7  8  
9  10111213141516
Меньшая сторона трапеции

ЦветНазначение
2 J1850 Шина +
4 Заземление кузова
5 Сигнальное заземление
6 Линия CAN-High, J-2284
7 К-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4)
10 J1850 Шина-
14 Линия CAN-Low, J-2284
15 L-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4)
16 Питание +12В от АКБ