Распиновка прицепа: подробное руководство по подключению розетки фаркопа

Как правильно подключить розетку прицепа к автомобилю. Какие бывают схемы распиновки для 7 и 13 контактных разъемов. Как самостоятельно установить и проверить электрику фаркопа. Какие проблемы могут возникнуть при подключении прицепа.

Что такое распиновка прицепа и зачем она нужна

Распиновка прицепа — это схема подключения электрических контактов в розетке фаркопа автомобиля. Она необходима для правильного соединения электрической системы прицепа с бортовой сетью автомобиля. Грамотная распиновка обеспечивает корректную работу световых приборов прицепа — поворотников, габаритных огней, стоп-сигналов.

Почему важно соблюдать правильную схему подключения? Это гарантирует безопасность движения с прицепом и соответствие требованиям ПДД. Неверное подключение может привести к отказу световых приборов прицепа или их некорректной работе, что чревато аварийными ситуациями на дороге.

Типы разъемов для подключения прицепов

Существует два основных стандарта разъемов для подключения прицепов:


  • 7-контактный разъем — наиболее распространен в России и странах СНГ
  • 13-контактный разъем — используется преимущественно в Европе и на некоторых иномарках

Чем отличаются эти типы разъемов? 7-контактный вариант обеспечивает базовую функциональность — работу габаритных огней, поворотников и стоп-сигналов. 13-контактный разъем имеет расширенные возможности и позволяет подключать дополнительное оборудование прицепа.

Особенности 7-контактного разъема

7-контактный разъем имеет следующую стандартную распиновку:

  1. Левый поворотник
  2. Противотуманный фонарь
  3. Масса
  4. Правый поворотник
  5. Правый габарит
  6. Стоп-сигналы
  7. Левый габарит

Какие преимущества у 7-контактного разъема? Он прост, надежен и подходит для большинства легковых прицепов. Его несложно установить самостоятельно, не прибегая к услугам автоэлектрика.

Особенности 13-контактного разъема

13-контактный разъем имеет более сложную схему распиновки:

  1. Левый поворотник
  2. Задние противотуманные фонари
  3. Масса для контактов 1-8
  4. Правый поворотник
  5. Правый габарит
  6. Стоп-сигналы
  7. Левый габарит
  8. Фонарь заднего хода
  9. Питание +12В
  10. Зажигание
  11. Масса для контакта 10
  12. Идентификатор прицепа
  13. Масса для контакта 9

Какие дополнительные возможности дает 13-контактный разъем? Он позволяет подключать более сложное оборудование, например, холодильник в автодоме или систему помощи при парковке прицепа.


Схема подключения 7-контактной розетки прицепа

Рассмотрим подробно, как правильно подключить 7-контактную розетку прицепа:

  1. Контакт №1 (желтый провод) — подключается к цепи левого поворотника автомобиля
  2. Контакт №2 (голубой провод) — к цепи задних противотуманных фонарей
  3. Контакт №3 (белый провод) — соединяется с массой автомобиля
  4. Контакт №4 (зеленый провод) — к цепи правого поворотника
  5. Контакт №5 (коричневый провод) — к цепи правых габаритных огней
  6. Контакт №6 (красный провод) — к цепи стоп-сигналов
  7. Контакт №7 (черный провод) — к цепи левых габаритных огней

На что важно обратить внимание при подключении? Необходимо использовать провода соответствующего сечения и надежно изолировать все соединения. Рекомендуется применять специальные водонепроницаемые клеммы.

Особенности подключения 13-контактной розетки

Схема подключения 13-контактной розетки несколько сложнее:

  1. Контакты 1-7 подключаются аналогично 7-контактной схеме
  2. Контакт №8 (розовый провод) — к цепи фонаря заднего хода
  3. Контакт №9 (оранжевый провод) — постоянное питание +12В
  4. Контакт №10 (серый провод) — питание от замка зажигания
  5. Контакт №11 (бело-черный провод) — масса для контакта 10
  6. Контакт №12 (фиолетовый провод) — не используется (резерв)
  7. Контакт №13 (желто-белый провод) — масса для контакта 9

Какие сложности могут возникнуть при подключении 13-контактной розетки? Основная проблема — необходимость прокладки дополнительных проводов, если в штатной проводке автомобиля отсутствуют нужные цепи. В этом случае может потребоваться помощь специалиста.


Самостоятельная установка розетки фаркопа

Как установить розетку фаркопа своими руками? Пошаговая инструкция:

  1. Снимите обшивку багажника для доступа к проводке задних фонарей
  2. Определите места подключения согласно схеме распиновки
  3. Проложите провода от мест подключения к месту установки розетки
  4. Подсоедините провода к контактам розетки
  5. Закрепите розетку на кронштейне фаркопа
  6. Проверьте работу всех световых приборов прицепа

Какие инструменты понадобятся для установки? Вам потребуются отвертки, пассатижи, изоляционная лента, мультиметр для проверки цепей. Желательно иметь схему электрооборудования вашего автомобиля.

Диагностика и устранение неисправностей

Какие проблемы чаще всего возникают с электрикой прицепа? Типичные неисправности:

  • Не работают отдельные световые приборы
  • Нестабильная работа сигналов (мигание, затухание)
  • Короткое замыкание в цепи прицепа

Как выявить причину неисправности? Алгоритм диагностики:

  1. Проверьте целостность предохранителей в цепи прицепа
  2. Осмотрите контакты розетки на предмет окисления или загрязнения
  3. Проверьте надежность соединений проводов
  4. Используйте мультиметр для проверки наличия напряжения на контактах

Большинство неисправностей можно устранить самостоятельно путем очистки контактов или замены поврежденных проводов. В сложных случаях рекомендуется обратиться к специалисту.


Особенности подключения прицепа к современным автомобилям

Чем отличается подключение прицепа к современным автомобилям? Основные особенности:

  • Наличие CAN-шины для управления электрооборудованием
  • Использование блоков согласования сигналов
  • Необходимость активации функции прицепа в бортовом компьютере

Как подключить прицеп к автомобилю с CAN-шиной? В этом случае рекомендуется использовать специальные адаптеры, которые преобразуют сигналы CAN-шины в аналоговые сигналы для прицепа. Это позволяет избежать ошибок бортового компьютера и обеспечить корректную работу всех систем.

Какие преимущества дает использование блоков согласования? Они позволяют адаптировать сигналы управления к различным типам прицепов, обеспечивают защиту бортовой сети автомобиля от перегрузок и коротких замыканий в цепи прицепа.


Схема подключения розетки прицепа: распиновка разъема

02.07.2018 01:00

Автомобильный прицеп значительно расширяет возможности машины. При помощи него можно перевозить крупногабаритные грузы, транспортировать снегоход или водный мотоцикл. А иногда и катер.

Для того чтобы сделать использование прицепа безопасным, нужно не только правильно установить фаркоп, но и подключить электрику. Автомобили имеют несколько различных схем подключения розетки прицепа.

Установка фаркопа

Чтобы установить фаркоп, не нужно обладать специальными знаниями по ремонту автомобиля. Любой человек, привыкший самостоятельно менять колеса, сможет поставить прицепное устройство.

Современные машины имеют стандартные места для установки фаркопа. Поэтому, чтобы его смонтировать, нужно:

  1. Установить машину на смотровую яму или подъемник.
  2. Внимательно осмотреть лонжероны. Под слоем заводской антикоррозионной мастики должны быть полоски скотча, закрывающие крепежные гайки. Они жестко приварены к кузову.
  3. Завести фаркоп под пол багажника и совместить проушины прицепного устройства с гайками на кузове.
  4. Болтами, идущими в комплекте, закрепить фаркоп.

При покупке не нужно стараться взять самый дешевый фаркоп. Он может доставить много неудобств при установке. Оригинальные изделия легко отличить по качеству изготовления и окраски. Также приобретаемый фаркоп нужно попробовать пристегнуть к прицепу. Его головка может не подойти к сцепному устройству.

Как подвести электричество к автомобильному прицепу

Бортовое электричество подводится при помощи стандартного подключения розетки прицепа. На автомобилях отечественного производства применяют семиконтактные разъемы. Эта разновидность встречается чаще других.

Американские и некоторые европейские машины используют тринадцатиконтактные разъемы. Это связано с возможностью подключения не только прицепов, но и домов на колесах. Они требуют большой мощности от электрической линии. Кроме этого, при помощи такой розетки дополнительно подсоединяются: задняя видеокамера, парктроники, противотуманные фары.

В России подключение розетки фаркопа отличается от зарубежного. Поэтому импортные прицепы имеют другую распиновку и подключить их к российской розетке без переделки не получится.

Прямое подключение

Схема подключения розетки прицепа имеет 2 разновидности. В зависимости от количества контактов, они подсоединяются по-разному. Здесь указана схема распиновки розетки с 7 контактами.

№ Условное обозначение Подключаемый элемент Сечениепровода Цвет провода 1 L Левый поворотник 1,5 мм Желтый 2 54G Свободный провод 12 В для любой опции 1,5 мм Голубой 3 31 Автомобильная масса 2,5 мм Белый 4 R Правый поворотник 1,5 мм Зеленый 5 85R Правые габаритные огни и подсветка номерного знака 1,5 мм Красный 6 54 Стоп-сигналы 1,5 мм Коричневый 7 58L Левые габаритные огни 1,5 мм Черный

Цвета, указанные в таблице, соответствуют стандартным цветам проводов, подводящих электричество к элементам оптики.

В этой схеме подключения прицепа, в распиновке розетки нет заднего хода. Потому что подавляющее большинство прицепов для легковых автомобилей не оборудовано соответствующей световой сигнализацией.

Подключение розетки с 13 контактами

Схема распиновки на 13 контактов немного сложнее.

№ Условное обозначение Что подключается Цвет провода 1 1L Левый поворотник Желтый 2 2 Задние противотуманные фары Голубой 3 3/31 Масса для контактов с 1 по 8 Белый 4 4R Правый поворотник Зеленый 5 5/58-R Левые габаритные огни и подсветка номерного знака Коричневый 6 6/54 Стоп-сигнал Красный 7 7/58-L Правые габаритные огни Черный 8 8 Сигнализация заднего хода Черно-красный 9 9 Постоянное напряжение силой тока до 35 А Коричнево-белый 10 10 Напряжение, идущее через замок зажигания Красный 11 11 Основная масса Белый 12 12 Резервный провод Красно-голубой 13 13 Масса для контакта 9 Белый

При отсутствии проверки бортовым компьютером задней проводки схема подключения розетки прицепа остается стандартной.

Самостоятельная установка

Смонтировать электрическую систему фаркопа можно самому. Это отнимет около 2 часов. Электрика имеет несложную схему подключения вилки прицепа к розетке. Разъем должен обеспечивать легкое и надежное соединение электрической проводки.

Для того чтобы установить розетку, нужно:

  1. Открыть багажник машины и снять пластиковую или войлочную обшивку. Клипсы крепления лучше демонтировать съемником в форме лопаточки с прорезью. В этом случае клипсы останутся целыми и не нужно будет покупать новые.
  2. Осмотреть заднюю часть багажного отсека. Там, где крепится бампер, должны быть резиновые заглушки, через которые проходит провод, питающий подсветку номера. Через эту резинку необходимо завести в багажник пучок проводов для подключения розетки фаркопа.
  3. Осмотреть шину, идущую на задние фонари. Разделить пучок на отдельные провода.
  4. Зачистить изоляцию не более 1 см на каждом проводе. К оголенным участкам нужно подсоединить провода от розетки. Соединение лучше делать при помощи обжимных замков для быстрого сращивания проводов. Это качественнее, чем делать скрутки.
  5. Закрепить розетку в своем кронштейне при помощи болтов.
  6. Проверить правильность подключения. Для этого нужно подцепить прицеп к фаркопу и проверить работу световой сигнализации.

Если электрика прицепа работает, можно устанавливать обшивку.

Как найти неисправность

В сырую погоду контакты розетки окисляются. Также на нее попадает грязь, которая ухудшает контакт в разъеме. По этой причине освещение прицепа перестает работать. Как выявить причину и устранить неисправность?

Для простой проверки автомобильной электрики существует индикатор, именуемый в народе «контролька». Он представляет собой лампочку с двумя проводами, имеющими на концах зажимы.

По схеме подключения розетки прицепа ясно, какой осветительный прибор соответствует тому или иному разъему. Нужно проверить индикатором разъем, отвечающий за неработающий фонарь.

Для этого один зажим индикатора фиксируют на железной части фаркопа, который будет служить массой, а второй вставляют в тестируемый разъем. Проверяют при включенной электрике. Если соединение имеет плохой контакт, то лампа индикатора гореть не будет.

Чтобы исправить неисправность, нужно разобрать розетку и зачистить контакты наждачной бумагой.

Согласование оптических приборов

В некоторых современных машинах управление световыми сигналами происходит не напрямую, а через бортовой компьютер. Он тестирует переднюю и заднюю оптику на предмет повышенного потребления электричества. Таким образом, система бережет проводку от короткого замыкания и от установки ламп большой мощности.

В этих автомобилях напрямую подключить розетку легкового прицепа не получится. Система будет выдавать ошибку. Чтобы обойти ее, устанавливают блок, согласовывающий мощность задней световой оптики с компьютером автомобиля.

Блок согласования встраивается в электрическую схему и подключается к проводке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *