Самодельный магнитофон катушечный. Самодельный катушечный магнитофон: особенности конструкции и сборки

Как самостоятельно собрать катушечный магнитофон. Какие основные узлы и компоненты необходимы для создания магнитофона своими руками. На что обратить внимание при проектировании и сборке самодельного катушечного магнитофона. Каковы основные этапы создания катушечного магнитофона с нуля.

Содержание

Основные компоненты самодельного катушечного магнитофона

Для создания катушечного магнитофона своими руками потребуются следующие основные компоненты:

  • Лентопротяжный механизм — самая сложная и ответственная часть. Включает в себя приводные двигатели, систему натяжения ленты, тонвал и прижимной ролик.
  • Магнитные головки — стирающая, записывающая и воспроизводящая. От их качества во многом зависит звучание магнитофона.
  • Электронные схемы — усилители записи и воспроизведения, генератор стирания и подмагничивания, блок питания и др.
  • Корпус — обеспечивает жесткость конструкции и защиту от помех.
  • Органы управления — кнопки, переключатели, регуляторы.
  • Индикаторы — стрелочные или светодиодные измерители уровня.

Особенности конструкции лентопротяжного механизма

Лентопротяжный механизм (ЛПМ) — это сердце любого катушечного магнитофона. От его качества зависит равномерность движения ленты, а значит и качество записи/воспроизведения. При самостоятельном изготовлении ЛПМ нужно обеспечить:


  • Точность изготовления и сборки деталей с допусками не более 0,01-0,02 мм.
  • Жесткость конструкции для минимизации вибраций.
  • Плавность хода подвижных частей.
  • Стабильность скорости движения ленты.
  • Оптимальное натяжение ленты.

Наиболее сложно изготовить тонвал и прижимной ролик — их поверхность должна быть идеально ровной и соосной. Приводной двигатель лучше использовать готовый прецизионный.

Выбор и изготовление магнитных головок

Магнитные головки во многом определяют качество звучания магнитофона. При самостоятельном изготовлении добиться высокого качества очень сложно, поэтому рекомендуется использовать готовые головки от профессиональных магнитофонов. Важные параметры при выборе головок:

  • Ширина рабочего зазора — влияет на частотный диапазон.
  • Материал сердечника — определяет чувствительность.
  • Индуктивность — влияет на АЧХ.
  • Сопротивление — должно соответствовать схеме усилителя.

Головки должны быть точно отъюстированы относительно ленты по азимуту, тангажу и зениту. Для этого потребуются прецизионные механизмы регулировки.


Проектирование электронных схем

При разработке электронной части самодельного магнитофона нужно спроектировать следующие основные узлы:

  • Усилитель воспроизведения с коррекцией АЧХ.
  • Усилитель записи с генератором стирания и подмагничивания.
  • Стабилизированные источники питания.
  • Индикаторы уровня записи/воспроизведения.
  • Логику управления режимами работы.

Особое внимание нужно уделить минимизации шумов и искажений, стабильности работы, защите от наводок. Рекомендуется использовать качественные операционные усилители и прецизионные пассивные компоненты.

Этапы сборки самодельного катушечного магнитофона

Процесс создания катушечного магнитофона своими руками можно разбить на следующие основные этапы:

  1. Проектирование конструкции и электрических схем.
  2. Изготовление деталей лентопротяжного механизма.
  3. Сборка и настройка ЛПМ.
  4. Монтаж и настройка электронных узлов.
  5. Изготовление корпуса.
  6. Установка органов управления и индикации.
  7. Окончательная сборка и комплексная настройка.

На каждом этапе необходимо проводить тщательный контроль качества. Общее время работы над проектом может составить несколько месяцев.


Преимущества и недостатки самодельного магнитофона

Создание катушечного магнитофона своими руками имеет ряд плюсов и минусов:

Преимущества:

  • Глубокое понимание принципов работы устройства.
  • Возможность реализовать уникальные технические решения.
  • Удовлетворение от создания сложного устройства своими руками.
  • Потенциально более низкая стоимость по сравнению с готовыми аппаратами.

Недостатки:

  • Сложность изготовления прецизионных деталей.
  • Большие временные затраты.
  • Сложность достижения высокого качества без специального оборудования.
  • Отсутствие гарантии и сервисной поддержки.

Альтернативы самостоятельной сборке

Учитывая сложность создания качественного катушечного магнитофона с нуля, можно рассмотреть альтернативные варианты:

  • Восстановление и модернизация старых магнитофонов известных марок.
  • Сборка из готовых узлов и модулей.
  • Доработка бытовых магнитофонов до полупрофессионального уровня.
  • Создание гибридных конструкций на основе современных цифровых компонентов.

Эти подходы позволяют получить хороший результат с меньшими затратами времени и средств по сравнению с полностью самодельной конструкцией.


Заключение

Создание катушечного магнитофона своими руками — сложный, но очень интересный проект для увлеченных аудиофилов. Он требует обширных знаний в области механики, электроники и акустики. При грамотном подходе можно создать уникальный аппарат с отличным звучанием. Однако нужно быть готовым к большим временным затратам и возможным неудачам на пути к конечной цели.


Что дальше? — The virtual drink — LiveJournal

Когда-то давно, в самом конце 80-х, я проектировал маленькую переносную кассетную магнитолу с самодельным ЛПМ. Проект так и остался лишь на бумаге, а сегодня у меня есть аналог того, о чем тогда мечтал – это Sharp QT-70. Хоть он и несравненно проще того, что было задумано. В то время микроконтроллерная техника у нас только начинала свое распространение, поэтому выбор между управлением ЛПМ на микроконтроллере и жесткой логике был совершенно не очевиден. Тогда я параллельно проектировал два варианта. Позже микроконтроллеры получили развитие и широкое распространение, выбор отпал сам собой. Стало очевидным, что управление ЛПМ надо строить на микроконтроллере. В следующих своих проектах кассетных дек я так и поступил. Одна из этих дек работает по сей день. Управление там сделано на микроконтроллере, его разработка не вызвала особых трудностей, в правильности выбора не было никаких сомнений. Кто бы мог подумать, что спустя 30 лет снова придется задуматься о таком же выборе.

На форумах по катушечным магнитофонам давно обсуждалась тема блока управления (БУ). Было много предложений по доработке штатного БУ, который выполнен на логике. Но наиболее прогрессивные участники всегда высказывались в пользу полной переделки БУ на микроконтроллере. Заменить полтора десятка логических микросхем не виделось сколько-нибудь серьезной проблемой. Поэтому в таких обсуждениях я тоже всегда принимал сторону микроконтроллерной реализации.

САР натяжения ленты тоже предлагалось реализовать программно. Современные контроллеры имеют высокую производительность, имеют встроенные АЦП и ЦАП (или ШИМ). Полоса сигналов здесь узкая, менее 100 Гц, поэтому никаких трудностей сделать это не виделось. Но почему-то дальше многолетних разговоров на форумах дело не шло.

Катушечный магнитофон – моя давняя мечта. В конце 80-х хотел его сделать с нуля, до сих пор хранится целая папка эскизов, по сегодняшним меркам довольно смешных. Но осуществить проект не позволяла техническая база, в основном с точки зрения механики. Надо было или самому работать на каком-нибудь заводе с широким станочным парком, или иметь там знакомых и деньги. Ничего этого у меня не было. Поэтому вынужденно переключился на гораздо менее любимый кассетный формат, сделать кассетный ЛПМ можно было на коленке в обычной квартире.

Сейчас возможности гораздо шире, и то я не решился делать ЛПМ с нуля. К счастью, в отличие от 80-х годов, сейчас вполне подъемно купить аппарат с хорошим ЛПМ и взять его за основу. Лучший ЛПМ среди бытовых аппаратов, безусловно, был у магнитофонов «Электроника» и «Олимп». Я выбрал самый лучший с моей точки зрения аппарат – «Электроника-004» и занялся его доработкой.

Настало время форумные разговоры воплотить в реальное железо. Наученный многочисленными неудачами в своих электронных проектах, решил не начинать грандиозную работу по переделке всего сразу (хотя такой альтернативный план есть), а двигаться как можно более мелкими шагами, чтобы свести риск неудач к минимуму.

Первое, чем я решил заняться – это счетчик ленты. Штатно был установлен механический счетчик, приводимый пассиком, что не лезло ни в какие ворота. Изучив имеющиеся аналоги (например, счетчик авторства Макса Крюкова или Fagear), пришел к приемлемой конструкции – все размещается на одной плате. Как мне кажется, получилось достаточно хорошо. Программирование этой платы было долгим и очень сложным. Поскольку счетчик многоскоростной, с индикацией реального времени и метража, а также с калибровкой диаметра обводного ролика, там порядочно математики. Возник сложный вопрос с переполнением. Между всеми режимами должна быть однозначная связь – мы можем их переключать, счет не должен нарушаться. Но в разных режимах разная информационная емкость дисплея и разный темп счета. Поэтому переполнение в разных режимах будет наступать не одновременно, что разрушит всякое соответствие. Пытался найти какое-то логичное решение проблемы, долго находился в полном тупике. Но надо было что-то делать, реализовал нелогичное решение, когда счетчик переполняется в самом неожиданном месте, достигая каких-то магических цифр. Причем в разных режимах – разных. До сих пор не знаю, как эту проблему надо решать правильно, осталась некоторая неудовлетворенность. Одно успокаивает – переполнение счетчика наступает редко. Ну и традиционно получилось дико неудобное управление из-за только одной кнопки. В остальном проект нормальный, провальным я его не считаю.

Второй блок, который я решил переделать – это блок управления. Значительная часть БУ отвечает за управление боковыми двигателями. С ними связан самый главный недостаток этого магнитофона – гудение. На исследование боковых двигателей было потрачено примерно полгода, проверялись различные способы питания, вплоть до частотного преобразователя. В результате пришел к тому, с чего начинал – штатной схеме управления. Единственное, что на практике помогает справиться с гудением – это механическая обработка статоров двигателей.

Кроме самой схемы питания двигателей БУ содержит САР натяжения ленты. Это главная функция БУ, которая работает постоянно. САР натяжения посвящены все последние посты в журнале, где описываются непреодолимые на сегодняшний день проблемы. Как один из вариантов, рассматриваю гибридный БУ с аналоговой САР натяжения. С одной стороны, эта полная глупость, все это в теории может делать микроконтроллер. Но от неумения его правильно запрограммировать можно смириться с лишней схемой. Вообще, в поздних магнитофонах Studer эта система была реализована именно так – микроконтроллер лишь управлял, а сам регулятор был аналоговый. Схемная реализация регулятора там была очень сложная. Но в то время производительность микроконтроллеров была значительно ниже, чем сегодня. Любительские проекты с программной стабилизацией натяжения встречал (например, БУ от того же Fagear), но ни один из них, вроде, не доведен до конца.

Но не только САР натяжения отталкивает меня от нового БУ. В аппаратном плане особых претензий к этому блоку нет, а вот программная часть получилась страшно сложной и запутанной. Никогда не мог подумать, что так сложно будет заменить микроконтроллером полтора десятка микросхем простой логики. Но логика – это параллельно работающая система, а тут это все надо запихнуть в одну исполняющуюся последовательно программу. С реализацией многозадачности я знаком, тут параллельно крутится несколько процессов, используя кооперативную многозадачность. Но прозрачности коду это не добавляет. Программа имеет такой вид, что туда страшно влезать. Она основана на каких-то бесконечных заплаточках, где тронув одно, рушится другое. Бывает, когда некоторая программа так и просит рефакторинга кода, когда очевидно, как должно быть, и вопрос только в силах и времени, чтобы привести ее к такому виду. Тут же ситуация иная. Если бы я сегодня сел за рефакторинг, то не знал бы, что делать. Не удается построить красивую структуру программы, с которой было бы приятно иметь дело.

Широкие возможности микроконтроллерной реализации позволяют сделать новые функции. Но с добавлением каждой функции приходится делать выбор, как именно ее реализовывать. Иногда выбор настолько сложный, что проще его отложить и сделать в программе опцию. Сейчас флаги опций уже занимают два байта, а вся программа заполнена бесконечными проверками условий, что делает ее крайне запутанной.

Новые функции требуют новых кнопок и новых светодиодов, которых нет. Приходится вешать по несколько функций на одну кнопку. Порой думаешь, что лучше бы этих новых функций не было вовсе. Вечное подвешенное состояние – что делать, а что нет.

В результате проект нового БУ превратился в нечто отталкивающее и неприятное. Кроме красивой платы больше ничего хорошего в нем нет. Спустя 30 лет я снова всерьез задумываюсь, какой БУ мне оставить в магнитофоне – микроконтроллерный или на жесткой логике. Как тогда, взвешиваю все «за» и «против».

1. САР натяжения. В штатном БУ устойчиво работает, в новом находится на грани устойчивости. Любое изменение (например, новые датчики) приводит к заметному ухудшению качества работы. Переходные процессы в новом БУ красивей, зато есть вечная боязнь поймать генерацию и есть дерганье боковых двигателей шумоподобным сигналом.

2. Резкое включение перемоток. Это главный минус штатного БУ. Порой приводит даже к деформации ленты. В новом БУ есть режим архивной (щадящей) перемотки, когда отношение к ленте бережное. Но получается довольно неудобно – есть два разных режима перемотки на каждой кнопке. Такой режим реализовать в старом БУ довольно сложно. А плавный старт настоящей перемотки возможен только в случае переделки блока питания магнитофона. Это потребует изменений в программе БУ. Для старого БУ такое тоже можно сделать, но только с добавлением новых схем.

3. Преднатяжение ленты. Оно появилось в новом БУ и используется для выбора петли и проверки наличия ленты. В эксплуатации это удобно, но выгладит некрасиво – при переключениях режимов есть подергивания ленты. Даже не знаю, плюс это, или минус. Порой хочется, чтобы было как в старом БУ.

4. Автостоп. Логика автостопа в новом БУ более интеллектуальная, датчик окончания ленты позволяет производить старт на ракорде, срабатывает по перепаду, есть защита от коротких повреждений рабочего слоя ленты. Задействованы датчики натяжения, что ускоряет срабатывание автостопа. Все это удобно на практике. Такое можно реализовать и в БУ на логике, но ценой дополнительных схем. Но и со штатным автостопом вполне можно жить.

5. Торможение двигателями. Оно реализовано в новом БУ. Особых преимуществ не дает и может быть легко реализовано на старом БУ простой доработкой.

6. Управление электромагнитами. В новом БУ каждый электромагнит имеет стартовый импульс и пониженный ток удержания. Который к тому же стабилизируется, в результате уменьшается поле рассеяния и уровень помех. В старом БУ ступенчатое управление есть только для электромагнита ролика. В принципе, особого улучшения это не дает.

7. Дистанционное управление. В новом БУ есть поддержка ИК ДУ. В штатном БУ оно проводное. Но с помощью дополнительной платки я добавил ИК ДУ. Конечно, количество кнопок ограничено на уровне штатных кнопок управления. Хотя в принципе можно сформировать какие-то дополнительные сигналы и управлять логикой где-то внутри. А может они и не нужны.

8. Программные режимы – Auto Reverse, Auto Play, Auto Rewind. Ничего этого в старом БУ нет, в новом – есть. Но насколько это надо? Из-за отсутствия органов управления доступ к этим режимам затруднен, а логика БУ стала более сложной и менее дружественной.
9. Поиск по счетчику. В новом БУ планировалась интеграция с электронным счетчиком – поиск нуля, поиск точки в памяти, поиск по времени. Пока это не реализовано. Для старого БУ такое невозможно. Максимум, можно сделать поиск нуля счетчика, и то без предварительного торможения, т.е. неточно.

10. Потребление. С переводом штатного БУ на КМОП-серию 74НС потребление стало ниже, чем у нового, так как тут нет переключающихся схем. Хотя и у нового оно невелико.

11. Уровень помех. У штатной платы на логике нет никаких работающих генераторов, поэтому она не генерирует помех. Микроконтроллер шумит, хотя практически в звуковом тракте магнитофона помех от него не слышно.

12. Помехоустойчивость. Есть нарекания по поводу плохой помехоустойчивости штатного БУ. Там могут самопроизвольно включаться или выключаться режимы. Этому способствует статическое электричество, которое может накапливаться на катушках с лентой. Такие сбои я несколько раз наблюдал. Но с переводом БУ на серию 74HC они, вроде, прекратились. С новым БУ случайных сбоев не наблюдал.

Как видно, радикальных преимуществ БУ на микроконтроллере не дает. Со старым БУ вполне можно жить, единственный серьезный минус – это резкое включение перемотки. Но какой-то доработкой его можно победить. Какие возможны варианты дальнейших действий?

1. Поставить предсказуемый и приятный в общении штатный БУ. Некоторые доработки в нем я уже сделал, можно будет сделать что-то еще. Но в этом случае пойдет в корзину вся работа над новым БУ, которая отняла полтора года жизни. Жалко, однако…

2. Допилить прошивку нового БУ. На данный момент этот пункт является невыполнимым. В первую очередь, в связи с тупиком в САР натяжения. Ну и со структурой программы надо что-то делать.

3. Сделать новый БУ на STM32. Чисто в теории, с САР натяжения тогда должно полегчать, ведь можно поднять частоту дискретизации до невиданных высот. Но на разработку уйдет еще как минимум год, причем результат под вопросом.

4. Сделать гибрид цифрового и аналогового БУ: процессором заменить только логику управления, а САР натяжения оставить аналоговой. Вроде, особых подводных камней не видно, жалко только готовую плату, которая пойдет в корзину.

Update: часто звучит совет взять мощный процессор, большой графический дисплей и т.д. Это имеет смысл, но только при полной переделке аппарата. Такой вариант у меня тоже продумывается, но это для другого аппарата. На этом я тренируюсь реализовывать отдельные функции. Если научусь — тогда можно браться за большую переделку.

Пока рассматривается только БУ, совместимый со штатным. Никаких других функций он нести не должен. Вопрос в том, по какому пути дальше двигаться при создании такого БУ.

Конечно, самым желательным является вариант 2, тогда не пропадет зря проделанная работа, да и ответственность есть перед людьми, которые повторили печальную плату этого варианта БУ.

современный Ballfinger M063 H5 против восстановленного Studer A807 • Stereo.ru

Сравнительные тесты, на мой взгляд, — дело хорошее, особенно в тех случаях, когда речь идет об актуальной группе устройств или, скажем, о сравнении двух технологий. Именно сравнение дает возможность приблизиться к пониманию реального положения дел, заменив имеющиеся предположения и умозаключения объективными результатами. Эта мысль и заставила меня, ценителя практичных современных технологий, отправиться на сравнительное прослушивание двух катушечных магнитофонов.

Во-первых, речь шла о сравнении современного магнитофона с восстановленным аппаратом времен повсеместного использования пленки в студийной работе, что само по себе является крайне любопытным экспериментом. Во-вторых, это была отличная возможность послушать катушки в спокойной обстановке и в по-настоящему взрослой High End-системе.

Битва веков

Начну с необходимой вводной технической информации. В левом углу ринга, на верхней полке стоял магнитофон Ballfinger M063 H5, который настолько похож на катушечники 60–70-х годов, что язык не поворачивается назвать его «новоделом», хотя именно этим он по сути своей и является.

Невероятно, но факт: в начале XXI века, когда подавляющее большинство музыкальных записей воспроизводится либо с флешки, либо из интернета, а виниловый ренессанс, триумфально шагающий по планете, не смог остановить падение продаж музыки на физических носителях, в Германии собралась группа инженеров, которые решили открыть производство катушечных магнитофонов.

Учитывая, что создание лентопротяжного механизма, работающего с высокой точностью — задача куда более затейливая, нежели проектирование очередного усилителя, ЦАПа и даже проигрывателя винила, не могу не снять свою виртуальную шляпу перед смелостью инженеров Ballfinger. Тем более, что их затея увенчалась успехом и уже продемонстрировала свою жизнеспособность.

Ходят слухи, что им даже поступали предложения продать бизнес или поработать в качестве ODM-производителя, но немцы оказались верны своим убеждением и ранее выбранному курсу. Либо владельцы Ballfinger просто поняли, что реальных конкурентов у них нет, и на собственном бренде они смогут заработать гораздо больше.

Ballfinger M063 H5 — старшая модель в линейке компании, оснащенная электромотором с прямым приводом. Она имеет как балансные, так и небалансные выходы, что сравняло возможности данного магнитофона с его сегодняшним конкурентом — студийным и, как следствие, по умолчанию балансным Studer A807.

Studer A807 — представитель старой школы, прошедший процедуру глубокого апгрейда/реставрации у Андрея Шишло, интервью с которым было опубликовано на наших страницах некоторое время назад. Процесс обновления «Штудера» включал в себя полную профилактику механики и электроники с заменой выработавших ресурс компонентов, исключение схем, связанных с записью и способных негативно влиять на качество звучания, а также некоторые авторские доработки блока питания и выходных схем, подробности которых автор предпочитает не раскрывать.

Катушки крутятся, лампочки светятся

Переходя к практической части, хочется обратить внимание на эстетическую составляющую, ведь катушечники сегодня претендуют на роль High End-источника, а значит, выглядеть должны соответственно. Создатели Ballfinger M063 H5 об этом явно не забыли. Это видно уже по удивительной симметрии расположения натяжных роликов и ручек регулировки. Плюс к этому — присутствует возможность выбора расцветки алюминиевой передней панели и деревянных боковин. По-моему, вполне соответствует ожиданиям от настоящего High End.

Studer A807 в этом плане оказался менее подготовленным, ведь его изначально проектировали для студийной работы, а не для комплектации High End-системы. Однако и тут определенная эстетика наблюдается, к тому же процесс реставрации затронул и экстерьер, в результате чего аппарат получил новые деревянные боковины, окрашенные в черный цвет.

Система для тестирования обоих магнитофонов, собранная в шоуруме компании New Ambience, полностью состояла из продукции компании Tidal, начиная с предварительного усилителя и заканчивая гигантскими лакированными колонками Agoria Platinum Edition, подключенными к двум парам усилителей мощности: Impulse и Assoluta.

Единственное, чего лично мне не хватило в тестовом тракте — цифрового проигрывателя, с которого можно было бы воспроизводить CD- или Hi-Res-запись в качестве референса для сравниваемых катушечников. И хоть часть задуманного эксперимента стала умозрительной, но ситуацию отчасти спас тот факт, что в качестве тестового контента использовались катушки с альбомом «Cafe Blue» Патрисии Барбер, переслушанный в многочисленных версиях не один десяток раз.

В нашем распоряжении было две копии альбома «Cafe Blue», что позволило зарядить одновременно оба магнитофона. Однако в тот день не только лично мои планы были нарушены, и задуманный изначально трюк с переключением записей «на лету» оказался провальным.

Путаницу внес владелец «Штудера», Алексей Слонов, который подключил свой аппарат кабелями собственного производства, и те несомненные отличия, которые участники прослушивания заметили в начале, оказались обусловлены еще и разницей в характере звучания кабелей. В итоге пришлось начинать заново и в другом режиме с перекоммутацией источников одним комплектом межкомпонентных кабелей.

Нюансы решают все

Теперь характеры магнитофонов стали более ясны. При одинаково высоком классе качества, который демонстрировали оба аппарата, Studer A807 был более аналитичен и сдержан, а Ballfinger M063 H5 давал выразительный саунд с чуть приподнятыми краями диапазона — с ним все звучало интереснее, живее и эффектнее.

И пока мы знакомились с творчеством Патрисии Барбер, Ballfinger M063 H5 был очевидным лидером, но сохранял он это лидерство ровно до того момента, пока на магнитофоны не встала следующая катушка «Ao Amigo Guinga» — Gabriele Mirabassi/Roberto Taufic. Это в одно мгновение развернуло ситуацию на 180 градусов.

Лучше сбалансированный и ровный по звучанию Studer A807 дал более выигрышную звуковую картину с точки зрения полноты восприятия музыки, все ноты и звуки были на своих местах, сцена вырисовывалась наиболее реалистично и создавался эффект присутствия.

В свою очередь, Ballfinger M063 H5 чуть приукрасил звуковую картину, дав больше насыщенности и плотности в НЧ-диапазоне и сделав легковесными верхние частоты, что несколько изменило пропорции звуковых образов и затруднило восприятие тонких нюансов записи, сместив внимание на основную мелодическую структуру композиций.

Одним словом, как часто бывает в битвах двух High End-устройств равного класса качества, разница крылась в нюансах и оттенках, которые подчас сильно меняются при смене других составляющих тракта: кабелей, компонентов системы или акустики. Смените что-либо в системе — и все зазвучит иначе, поэтому однозначного победителя и проигравшего в таких битвах выявить почти никогда не удается.

Но задача теста, тем не менее, была выполнена на 100%.

Сравнение двух магнитофонов, разработанных и произведенных в разные эпохи, состоялось и показало, что, какой бы путь ни был выбран, оба позволяют добраться до верхней планки качества, на уровне которой уже встает вопрос личного вкуса — выбор варианта более предпочтительного по характеру, стилю и иным предпочтениям.

P.S. Не имея возможности провести прямое сравнение катушек с «цифрой» в любом ее виде, я все же сделал для себя вывод, что в ближайшее время не планирую вступать в клуб любителей аналога в целом и катушек в частности. Лучшие представители данного типа источника сигнала однозначно не хуже, но и не лучше представителей любых других идеологий.

А в том, что касается эстетической и культурной составляющей, катушечники по своей привлекательности сравнимы разве что с проигрывателями винила. Катушки крутятся, лампочки светятся, стрелки качаются в такт, и нет возможности слушать музыку иначе, как альбомами целиком — все это настраивает на вдумчивое и серьезное прослушивание.

Сделай сам катушечный ? | diyAudio

Spikeymikey
Участник

#1