Sound blaster 16: Sound Blaster 16 Drivers, Creative Technology — DOS. Abandonware,

чем хуже, тем лучше или особенности Sound Blaster Pro 2 / Хабр

В предыдущей статье я постарался описать весь спектр звуковых карт эпохи MS-DOS, но не то, чтобы сильно в этом преуспел. С конца восьмидесятых до середины девяностых многие производители экспериментировали с технологиями синтеза звука, воспроизведения цифровых записей, ранними протоколами сжатия и спецэффектами. Для продолжения моего проекта по строительству «прокачанного» 386-го компьютера базовых знаний достаточно. А дальше будем разбираться с конкретными железками.

Я остановился на трех звуковых картах для шины ISA, и каждая из них имеет свои особенности. Все три ценятся коллекционерами и строителями ретро-ПК, но поводы для этого разные. Sound Blaster 16 точно соответствует выбранному мной периоду: если бы я покупал новый компьютер в конце 1992 года, то это была бы самая современная звуковая карта от Creative. Sound Blaster Pro 2 чуть постарше в смысле технологий, но ее часто называют лучшей картой для DOS-игр.

Sound Blaster AWE64 Gold выпущен позже и просто считается лучшей звуковой картой ISA: за счет качественного аудиотракта и модных разъемов с золочением.

Не буду пытаться устраивать интригу: в 386-й системе на постоянной основе поселится Sound Blaster Pro 2. В этой статье делюсь результатами моих попыток выяснить, почему в отзывах на форуме Vogons, на ютюбе иногда говорят о «более четком звуке» в играх, в то время как поздние звуковые карты, начиная с SB16, оцениваются как звучащие «глухо, нечетко, размыто». Мое небольшое исследование привело к интересному выводу: SB Pro 2 субъективно (не всем) «нравится» больше, потому что система обработки цифрового звука у него более неправильная, чем у последователей.

Все статьи по теме:

0. 1992 год в компьютерной прессе
1. Рассматриваем материнскую плату 386-го компьютера
2. Бенчмарк 386-го процессора и лихие девяностые
3. Трудный выбор звуковой карты для DOS-игр

4. Особенности Sound Blaster Pro 2 < — вы находитесь здесь
5. Roland MT-32, альтернативный звук для DOS-игр

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме. Там потихоньку делюсь результатами нового раунда коллекционирования минидисковой техники.

Давайте ознакомимся с претендентами. Начнем с самой новой (ну как, 23 года) Creative Sound Blaster AWE64 Gold. Это слегка улучшенная версия оригинальной карты AWE64, выпущенной в ноябре 1996 года, которая в свою очередь заменила AWE32. Замена получилась сомнительная. Во-первых, в Sound Blaster AWE32 можно было расширять оперативную память для сэмплов табличного синтеза с помощью обычных модулей SIMM, а они на тот момент стоили дешево. В AWE64 сделали проприетарный разъем. Во-вторых, полноразмерная AWE32 сейчас смотрится куда внушительнее «обычной» AWE64. Обе для моей 386-й системы в любом случае слишком новые. Табличный синтез меня пока не очень интересует, да и в Gold-версии на плате распаяны достаточные четыре мегабайта под банки сэмплов. В подборку AWE64 Gold попала просто: эта карта у меня уже была, а если качество звука у более старых карт оказалось бы совсем уж унылым, то я бы мог выбрать этот качественный вариант.

Creative Sound Blaster 16 — первая настоящая 16-битная звуковая карта Creative. По сравнению с более древними, она позволяет воспроизводить аудио с параметрами CD без ограничений. Sound Blaster Pro 2 цифровые данные в формате 44кгц/16бит воспроизводит только в моно. По меркам 1992 года это слабый аргумент в пользу SB16: никто тогда не хранил на жестком диске цифровую музыку в WAV или сжатом формате, разве что собственные записи с микрофона. В лучшем случае слушали компакт-диски, подключаемые к аналоговому входу звуковой карты. Игры с сэмплами в CD-качестве на моем компьютере скорее всего не заработают. У меня ранняя версия SB16, и это одновременно и хорошо, и плохо.

Хорошо, так как на моем варианте установлен правильный чип FM-синтеза Yamaha OPL3, такой же, как и на SB Pro 2. Позже Creative сделали собственный вариант синтезатора (известный как CQM), который поначалу звучал несколько не так, как надо. Плохо: в этой ревизии платы присутствует несколько серьезных багов. Один из наиболее важных — это так называемый DMA Clicking Bug. Если просто, в некоторых играх для воспроизведения цифровых музыкальных сэмплов используется механизм Single-Cycle DMA. В этом режиме после воспроизведения сэмпла карта SB16 ранних ревизий издает явно слышимый щелчок. Как это звучит на практике? Этот и другие примеры я привожу с помощью своей любимой игры Prince of Persia. В конце каждого уровня вам нужно открыть дверь на следующий. Звук открытия двери — это на самом деле короткий сэмпл, который повторяется несколько раз, создавая эффект поднимающихся ворот. После каждого микросэмпла SB16 издает щелчок, которого на других звуковых картах нет.

Ну и мой фаворит: купленная в последний момент за совсем небольшие деньги Sound Blaster Pro 2. Как и на ранней версии SB16, адрес (обычно 220), номер прерывания (5 или 7) и канал DMA (1) задаются перемычками прямо на плате. При наличии в файле autoexec.bat магической строчки SET BLASTER=A220 I7 D1 (подробнее) в большинстве игр звуковая карта заработает без каких-либо драйверов — они требуются для дополнительных фич и для регулировки громкости и включения-выключения аналоговых входов.

AWE64 Gold поддерживает стандарт Plug and Play, прерывания настраиваются с помощью фирменной утилиты. Впрочем, после настройки они сохраняются, и дальше тоже можно обойтись без драйверов. Одна из причин для постройки «настоящего» ретро-ПК с шиной ISA заключается в том, что DOS-игры обращаются к железу напрямую, ожидая увидеть именно устройство на шине ISA с именно такими параметрами. Более поздние звуковые карты PCI обеспечивают эмуляцию, и как правило работают, но не всегда.

Что еще интересного мы видим на этой плате, кроме перемычек-джамперов и слоя пыли? Три разъема для внешних устройств: для подключения колонок, линейный вход и для микрофона. Отдельные входы для PC Speaker и звука с оптического привода. Колесо регулятора громкости намекает на присутствие на плате усилителя для пассивных колонок. К сожалению, на Sound Blaster Pro 2 этот усилитель неотключаемый, в отличие от SB16. Качества звуку он не добавляет. В свое время дешевые пассивные колонки (АКА пластиковые горшки с динамиками) были распространены, и вот эта регулировка громкости в недрах задней части компьютера была совсем неудобной.

Сейчас колонки у меня хорошие, с усилителем, и дешевая схема на плате только все портит. Проблему можно решить паяльником и удалением пары элементов, но не хочется портить раритет. На всех трех картах присутствует порт для джойстика или для MIDI-устройства (в SB16 и AWE64 поддерживается стандарт MPU-401, в Pro 2 — не поддерживается), но на данном этапе он интереса не представляет.

Hi-Fi курильщика

Как вообще можно сравнивать звуковые карты друг с другом? Так как это устройства, воспроизводящие звук, я решил начать с объективных замеров качества этого самого звука. Получилось вот что:

Здесь меня больше всего интересует динамический диапазон. В этом тесте в программе RMAA воспроизводится сигнал с частотой 1 Кгц, с максимальной амплитудой. Измеряется разница между сигналом и шумом, который появляется как побочный продукт цифро-аналогового преобразования, так и благодаря особенностям аналоговой части. Показатель хорошего CD-проигрывателя — 96 дБ, кассетной деки — 60дБ, минидискового портативного проигрывателя — 87 дБ. Здесь мы видим, что, во-первых, до CD-проигрывателя не дотягивает даже AWE64 Gold. Разница между «премиальной» AWE64G и SB16 — не огромная. SB Pro 2 ожидаемо шумит больше других, на уровне кассетной техники, за счет неотключаемого усилителя. В правой колонке — результаты интегрированного звука у ноутбука ThinkPad 600. Как видите, вот там все гораздо хуже, чем у любого из более старых устройств.

Посмотрим на амплитудно-частотную характеристику. У ThinkPad 600 происходит какая-то несусветная дичь. У SB16 и AWE64 все более-менее ровно. У Sound Blaster Pro 2 наблюдается некоторый подъем на низких частотах и заметный завал на высоких — и к этому факту мы еще вернемся.

Звук в играх

Ох непростая это тема. В рамках данной статьи я сведу ее к одному нюансу в Sound Blaster Pro 2, хотя отличий между древними звуковыми картами на самом деле больше. В каких-то играх одна карта будет глючить, а другая нет. Где-то звук будет «правильный» именно на карте с настоящим чипом Yamaha, а не с репликой от Creative. Вариантов масса, и надо как-то упрощать задачу. Вот я и упростил, сравнив все три звуковые карты на двух играх: Принц Персии (версии 1.3) и Doom. Сравнения при воспроизведении MIDI-треков даже выкладывать не буду — их там нет. Музыкальная тема в Doom и Prince of Persia звучит одинаково на всех трех картах, а также в Dosbox и на ноутбуке ThinkPad 600. Может быть я не улавливаю каких-то нюансов, но скорее всего эти две игры не так требовательны к железу, как другие программы. Вот так начальную тему Prince of Persia играет звуковая карта Sound Blaster Pro 2:

Интро в «Принце» и дало мне повод для дальнейших исследований. Игра начинается с MIDI-трека, но есть одно исключение: в видео выше на 0:58, звук открываемой двери. Это цифровой аудиосэмпл, и вот он на Sound Blaster Pro 2 звучал как-то заметно иначе, чем на SB16 или AWE64 Gold. Я решил удостовериться, записав звук финальной битвы с «супербоссом» Prince of Persia на двенадцатом уровне. Нормального железа для захвата видео с ретроПК у меня пока нет, поэтому на видео ниже только звук.

Вот оно! Вот! Звук с SB Pro 2 заметно четче, там больше высоких частот. Sound Blaster 16 (а также AWE64, Dosbox и прочие более современные звуковые системы) на этом фрагменте звучат как-то более скучно. Как так получилось? Сопоставив информацию на форумах, я пришел к следующему объяснению. Тут я вынужден оставить важную ремарку: я не специалист. Если где-то ошибся в формулировках, буду рад уточнениям.

Так вот, согласно теореме Котельникова можно точно записать аналоговый сигнал в цифровой форме и воссоздать его, если его частота не превышает половину частоты дискретизации. Для CD частота дискретизации составляет 44100 Герц, соответственно аналоговый сигнал с частотой до 22050 Герц можно записать и затем воспроизвести достоверно. В теории, а на практике возникают сложности, и в данном случае нам интересны сложности преобразования цифрового сигнала в аналоговый, для последующего усиления и передачи на колонки или наушники.

Цифро-аналоговые преобразователи не идеальны, и имеют тенденцию, помимо основного сигнала, создавать его фантомную копию с частотами в два раза выше, чем надо. Возникает эффект алиасинга: например, если на входе есть синусоидальный сигнал с частотой 12 килогерц, на выходе мы получаем нужные 12, а также паразитные сигналы с частотой 24, 36 килогерц и так далее. Дальнейшее усиление может привести к неправильной обработке этих высокочастотных сигналов и проникновению артефактов в слышимый диапазон частот. Борются с этим двумя способами: оверсэмплингом (подаем на ЦАП цифровой поток с частотой не 44100, а 88200 Гц или больше) или простым аналоговым фильтром, который после ЦАП срезает все частоты выше 20 килогерц, что считается пределом возможностей человеческого уха.

Оверсемплинг применяется по умолчанию на современных устройствах, но в начале девяностых это была достаточно дорогая технология. И да, если мы строим CD-проигрыватель, то все просто — частота дискретизации у нас одна. Проблема компьютерного звука в том, что эти частоты могут быть разные. В случае Принца Персии мы имеем дело с аудиосэмплами, записанными с частотой дискретизации 11025 Герц. В таком формате мы можем сохранить и передать звук с частотой не более, чем 5,5 килогерц, а это достаточно мало. И вот поставьте себя на место проектировщика звуковой карты: в одной игре используется звук с частотой дискретизации 11025 Гц, в другой — 22050, в третьей — «по стандарту CD». Судя по всему, начиная с Sound Blaster 16 Creative использовала динамический аналоговый фильтр, который «срезал» частоты в соответствии с форматом исходного цифрового сигнала. В Sound Blaster Pro 2 и, возможно, в более ранних звуковых картах, использовался единственный аналоговый фильтр, который плавно отсекал высокие частоты: отсюда в моих замерах падение на 6дБ на частоте 15 килогерц.

Но для сэмплов Prince of Persia это недостаточно. Как это проверить? Давайте сгенерируем в программе Audacity синусоидальный сигнал с частотой 5 килогерц. В идеальных условиях при разложении частот он должен выглядеть так:

Сохраним этот сигнал с частотой дискретизации 11025 Гц, воспроизведем на Sound Blaster 16 и запишем. Получается вот что:

Добавились искажения, но в целом все нормально. А теперь воспроизведем такой же аудиофайл на Sound Blaster Pro 2:

Искажений больше, но главное — появилась ранее отсутствовавшая копия сигнала в районе 15 килогерц. Вот эти искажения на видео с битвой из Prince Of Persia мы и слышим. В оригинальных аудиосэмплах их нет, это звуковая карта добавляет отсебятину. За счет этого и звучит «иначе», по сравнению с Sound Blaster 16 и всеми более современными звуковыми картами. И кому-то (например мне) кажется, что звучит она лучше. Хоть и неправильно. В любой другой аудиосистеме я бы сказал: ну нет, мы будем искать что-то более приличное. Но представьте себе разработчика DOS-версии «Принца» в 1989 году, который тестировал звук на еще более ранних версиях звуковых карт. Он настраивал звучание цифровых сэмплов так, чтобы они нормально звучали на том, технически несовершенном железе. Получается, что такой звук с искажениями — он более правильный?

Судя по голосованию (относительно видео с битвой на мечах) в моем Телеграм-канале, мнения разделились. Повторюсь: в 1992 году важно было, есть у тебя хоть какая-то звуковая карта, или нет. А не такие нюансы. Никто и не задумывался про точность воспроизведения звука, главное чтобы звук не ограничивался PC спикером. Но сейчас мы можем выбирать, и делать этот выбор осознанно. И выходит, что мой выбор — это устройство для воспроизведения звука, оказавшееся объективно худшим из трех кандидатов. Мне нравится, как оно звучит, но далеко не все это мнение разделяют.

Выводы у меня получаются такие. Sound Blaster 16 — не самый оптимальный выбор, не из-за фич, но из-за багов. Creative AWE64 Gold чуть менее шумная карта, она менее подвержена наводкам от другого компьютерного железа. В целом это солидный выбор для ретроПК, но кажется я ее поставлю в 486-й компьютер. В 386-м поселится Sound Blaster Pro 2: как наиболее соответствующая эпохе карта, и благодаря звуку, который отличается от других устройств более позднего периода. Решено! Пора добавить к этому РетроПК оптический привод и посмотреть, что понимали в 1992 году под термином «мультимедиа».

Blaster звуковой карты и сведения о драйверах Windows

Windows Еще…Меньше

Аннотация

Следующий звуковой платы sound Blaster и поддержка Windows была получена информация о драйвере с Creative Labs.

Дополнительная информация

                                   Creative LabsCard                 Model No.       BBS File------------------------------------------------Sound Blaster          1350           SBW31.EXESound Blaster Pro      1330           SBPW31.EXESound Blaster Pro 2    1600           SBP2W31. EXESound Blaster 16       CT2770         SB16UP.EXE(value edition)Sound Blaster 16 ASP   CT2230 (or)    SB16UP.EXE                       CT1740Sound Blaster 16 MCD   CT2230         SB16UP.EXESound Blaster 16 SCSI  CT1770         SB16UP.EXESound Blaster AWE 32   CT3780         SBAWE32.EXE(value edition)Drivers Installed in the Control Panel--------------------------------------The following is a list of the drivers installed in the Driverssection of the Control Panel.Sound Blaster Pro:   Creative Sound Blaster Pro 2 Midi Synthesizer   Creative Sound Blaster Pro Auxiliary Audio   Creative Sound Blaster Pro Wave and MidiSound Blaster 1350:   Sound Blaster 2.0 Auxiliary  Audio   Sound Blaster 2.0 Wave and Midi   Sound Blaster 2.0 SoundSound Blaster Pro 2 and the Sound Blaster 16 ASP:   Sound Blaster 16 Auxiliary Audio   Sound Blaster 16 Wave and Midi   Sound Blaster 16 SoundSound Blaster 16:   Voyetra / Sound Blaster SuperSAPI FM Driver   Creative Sound Blaster 16 Auxiliary Audio   Creative Sound Blaster 16 Wave and MIDIWIN. INI Settings----------------There are no WIN.INI settings.SYSTEM.INI Settings-------------------  [386Enh]  Device=vsbpd.386  [Drivers]  AUX=sbpaux.drv  MIDI=sbpfm.drv    or   MIDI=sbp2fm.drv for Sound Blaster Pro 2  WAVE=sbpsnd.drv  MIDI1=sbpsnd.drv  [Sndblst.drv]  port=             Port, Interrupt, and DMA Channel settings for card  int=  dmachannel=Special Note for Sound Blaster 16 users---------------------------------------The Sound Blaster 16 installation adds these drivers to the  SYSTEM.INI:   [drivers]   Aux=sb16aux.drv   MIDI=sb16fm.drv   MIDI1=sb16snd.drv   Wave=sb16snd.drvSound Blaster 16 adds this section to the SYSTEM.INI   [sndblst.drv]   Port=220   Int=5   DmaChannel=1   MidiPort=330   HDmaChannel=5   SaveOnExit=0   Palette=In some instances, the SNDBLST.DRV section in the SYSTEM.INI may beempty. This is caused by an incomplete or failed installation of theSound Blaster 16 driver software. To reinstall the drivers, exitWindows, run the INSTALL program from the SB16 directory, and select"Setup Windows. "MIDI Mapper Settings--------------------The MIDI Mapper Name field for the Sound Blaster 16 should be set to SB16Ext FM. The other Sound Blaster cards should have All FM or Ext FM for theName field.Special Notes on Driver Filenames---------------------------------For Sound Blaster 1330, there should not be any drivers listed in the[Drivers] section of the SYSTEM.INI file that contain a "2" in thedriver name; for example, "sbp2fm.drv" shouldn't be listed. If thereis no bass line when you play the CANYON.MID file, the SBP2FM.DRV isprobably being used instead of SBPFM.DRV. To play CANYON.MID, do thefollowing:1. Open the Media Player, which is normally located in the Accessories   group.2. Choose MIDI Sequencer from the Device menu.3. Choose the CANYON.MID file located in the Windows directory and   choose OK.4. Choose the Play button.For earlier Sound Blaster 1600 cards, all drivers listed in the [Drivers]section of the SYSTEM.INI file will have a "2" in the driver name. LaterSound Blaster 1600 cards only have one driver file with a "2" in the drivername (sbp2fm. drv).The SET BLASTER Entry---------------------Specifies the base I/O address, Interrupt number (IRQ), DMA and HDMAchannels for hardware configuration.Example:SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 T6   A--Specifies the Sound Blaster 16 base I/O port   I-- Specifies the Interrupt request line   D-- Specifies the DMA channel   H-- Specifies the HDMA channel   P-- Specifies the MPU-401 base I/O port   T-- Specifies the card typeHow to Tell What Type of Card You Have--------------------------------------The "T" entry on the Set Blaster line indicates what type of card youhave.This T Entry       Means you have this card type------------------------------------------------T6                 All 16 bit Sound Blaster cards are type 6.T5                 The 8 bit Pro card is type 5.T4                 (card #1600) The SB PRO is type 4.T3                 (card #1350) A parameter of type 3 indicates an old                               Sound Blaster cardT2                 (card #1330) All 8 bit cards are type 2. Note that the only way to be absolutely sure of your card type is to openyour computer and look at the card.Other Sound Blaster Environment Settings----------------------------------------SET MIDI=SYNTH:<1 or 2> MAP:<G or E or B>In the above setting, <1 or 2> specifies the MIDI file format used (1 is anFM chip, 2 is an MPU-401 port), and <G or E or B> is where the MIDI data issent to (G is General MIDI, E is Extended MIDI, and B is Basic MIDI).SET SOUND=<path>Specifies the directory location of SB16 drivers and software.For additional information, contact Creative Labs: - Technical support (405) 742-6655 - Recorded frequently asked questions (405) 742-6622 - Creative Labs BBS (File Section A): (405) 742-6660The Creative Labs products included here are manufactured by a vendorindependent of Microsoft; we make no warranty, implied or otherwise,regarding these products' performance or reliability. 

retronn.de Руководство по настройке Sound Blaster


Руководство по настройке Sound Blaster

Когда программное обеспечение использует карты Sound Blaster в DOS, оно обычно считывает информацию о ресурсах с карты BLASTER. переменная окружения. Переменная BLASTER хранит информацию в следующей схеме:
BLASTER=Axxx Iy Dz Hv Pwww Ekkk Tq
с

  • xxx — адрес порта ввода-вывода в шестнадцатеричном формате, обычно 220, 240 или 260.
  • y — IRQ обычно 5 или 7.
  • z — DMA для 8-битных передач, обычно 1, 0, 3
  • v — DMA для 16-битных передач, обычно 5, 7
  • www — порт для внешнего MPU-401 и Wavetable на разъеме waveblaster, обычно 330, 300.
  • kkk — порт чипсета EMU8000 при использовании карты SB 32/AWE32/64, обычно 620.
  • q — тип карты Sound Blaster
    • 1 — Sound Blaster 1.x (8 бит моно, 22 кГц) или совместимый
    • 2 — Sound Blaster Pro (8 бит стерео, 22 кГц) или совместимый
    • 3 — Sound Blaster 2.x (8 бит моно, 44,1 кГц) или совместимый
    • 4 — Звуковая плата Sound Blaster Pro 2
    • 5 — Sound Blaster Pro MCA
    • 6 — Sound Blaster 16, а также SB 32, AWE32/64, ViBRA.
    • 10- Sound Blaster MCA

Некоторые приложения считывают только адрес порта из переменной BLASTER и автоматически определяют IRQ и DMA.
На ранних версиях Sound Blasters до Pro 2 все ресурсы устанавливаются перемычками. Типичная установка переменной окружения выглядит так:
SET BLASTER=A220 I5 D1 T3
для Sound Blaster 2.x. Это подразумевает, конечно, что карта фактически подключена к порту 220, IRQ 5 и DMA 1. Для Sound Blaster 1.x значение IRQ по умолчанию равно 7. Для более поздних версий Sound Blasters оно было изменено на IRQ 5, так как 7 также является значением по умолчанию для LPT1. параллельный порт. Таким образом, используя, например. принтер приводил к шуму на выходе.

Для Sound Blaster 16 типичная переменная настройка выглядит следующим образом:
SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 T6
с 16-битным DMA, установленным на 1 (также называемым High DMA), и внешним MIDI-портом на 330. Обратите внимание, что H и P не отображаются для более ранних версий Sound Blasters.

Для Sound Blaster AWE32 строка выглядит следующим образом:
BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 E620 T6
с EMU8000 через порт 620.

Что касается полной конфигурации, необходимо учитывать три типа карт Sound Blaster:

  • ресурсы устанавливаются перемычками
  • Порт
  • устанавливается перемычками, а остальные ресурсы программно, я буду называть это полу-PnP
  • полностью Plug and Play с использованием ISA-PnP

Карты, которые полностью сконфигурированы с помощью перемычек, можно определить по маркировке блока перемычек. Существуют IOS0, IOS1 для установки адреса, а также DASx (DMA low), DBSx (DMA high) и ISx (IRQ). На более ранних версиях Sound Blasters маркировка говорит DRQ (DMA) и IRQ. Например, этот Sound Blaster 16 полностью настраивается с помощью перемычек.
Строки autoexec. bat в этом случае просты:

  • SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 T6 здесь должны быть установлены значения конфигурации перемычек

  • C:\SB16\MIXERSET /P /Q настройка томов карт

Semi-PnP Sound Blasters имеют только перемычки для базового порта с маркировкой IOS0, IOS1. Например, Sound Blaster 16 относится к этому типу. Строки autoexec.bat выглядят так:

  • SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 T6 После A должен следовать адрес с перемычкой.
    Для IRQ, DMA необходимо ввести требуемые ресурсы.

  • C:\SB16\DIAGNOSE /S Диагностика берет желаемую настройку из переменной BLASTER и конфигурирует ресурсы карт

  • C:\SB16\MIXERSET /P /Q настройка томов карт

Полная поддержка ISA-PnP Sound Blasters не имеет перемычек для ресурсов базового порта, таких как Sound Blaster 16. Здесь конфигурация работает немного иначе. При загрузке драйверов DOS для PnP Sound Blasters вы найдете два инструмента: CTCM.EXE и CTCU.EXE. Также имеется текстовый файл с именем CTPNP.CFG, в котором содержатся настройки ресурсов.
Когда запускается CTCM.EXE, он ищет путь, указанный в переменной среды CTCM, после файла CTPNP.CFG. (если CTCM не установлен, то используется C:\) Он считывает профиль конфигурации из CTPNP.CFG и пытается настроить карту на эти ресурсы. Если ресурсы конфликтуют с другими устройствами, CTCM пробует другие настройки. В случае успеха он оставляет карту настроенной, записывает текущую конфигурацию обратно в CTPNP.CFG и устанавливает переменную среды BLASTER.
Прагматичный подход заключается в вызове CTCM.EXE из командной строки. Когда он находит доступные ресурсы, он распечатывает их, и устанавливается переменная BLASTER. Однако, если что-то изменилось в компьютере, может случиться так, что CTCM найдет другие доступные ресурсы и установит конфигурацию, отличную от предыдущей. Для игр с фиксированными значениями конфигурации, введенными в настройках игры, это нецелесообразно. Чтобы убедиться, что CTCM всегда пытается использовать одни и те же параметры ресурсов, требуемую конфигурацию ресурсов можно ввести в CTPNP.CFG. Затем файл можно установить в режим «Только для чтения» с помощью ATTRIB +R CTPNP.CFG. Если у вас Вин9x установленный CTCM всегда считывает CTPNP.CFG из каталога Windows.
Строки в autoexec.bat выглядят следующим образом:

  • SET CTCM=C:\SB16 , где CTPNP.CFG.

  • C:\SB16\CTCM.EXE /T конфигурирует карту и устанавливает BLASTER. /T пропускает проверку версии DOS (*)(**)

  • C:\SB16\MIXERSET /P /Q настройка томов карт

(*) CTCM проверяет текущую версию DOS и выдает ошибку в DOS 7+, поскольку предполагает, что у вас всегда установлена ​​Win9.x работает как ОС с поддержкой PnP. В этом случае он прерывается. Параметр /T пропускает это обнаружение.
(**) Для карт ISA-PnP настоятельно рекомендуется установить в BIOS материнской платы для параметра «PnP OS» значение YES.

Для AWE32/64 в файл autoexec.bat необходимо дополнительно добавить следующие строки:

  • SET MIDI=SYNTH:1 MAP:E MODE:0 Информация о режиме MIDI

  • C:\SB16\AWEUTIL /S активирует выходную маршрутизацию OPL3 через EMU8000

На некоторых картах AWE32 Creative сэкономила на дополнительных ЦАПах для FM-синтеза OPL3. В этой конструкции OPL3 проходит цифровую маршрутизацию через EMU8000, занимая два канала и оставляя 30 для обычного воспроизведения MIDI. AWEUTIL /S включает вывод для этой маршрутизации. Инструмент не останется резидентным в памяти. Поскольку AWEUTIL позволяет также глобально устанавливать эффекты реверберации/хоруса для EMU8000, его можно использовать для добавления этих эффектов в тракт FM-Synth.

Чтобы получить поддержку General Midi через стандартный порт MPU401 в DOS для AWE32, необходимо загрузить эмуляцию TSR:
C:\SB16\AWUTIL/EM:GM
вместо «GM» также можно выбрать «GS» или «MT32» для отображения инструментов Roland MT-32 в зависимости от требований. В этом режиме работы AWEUTIL требует загрузки диспетчера памяти, такого как EMM386 или QEMM386, и 512 КБ ОЗУ на AWE. Также в одном каталоге должны находиться файлы SYNTHGM.SBK, SYNTHGS.SBK и SYNTHMT.SBK. Эмуляция имеет свои ограничения. Виртуальный интерфейс MPU-401 не работает в играх с защищенным режимом (например, в играх, использующих DOS4GW и т. д.). Он не эмулирует интеллектуальный интерфейс MPU-401 и использует набор образцов прибора с ПЗУ объемом 1 МБ. AWEUTIL остается в памяти. Когда эмуляция больше не нужна, ее можно выгрузить с помощью AWEUTIL /U. Интеллектуальный эмулятор SoftMPU MPU-401 не работает в сочетании с AWEUTIL.
В окне DOS в Win9x драйвер Windows AWE обеспечивает эмуляцию виртуального интерфейса MPU-401. Не требуется загружать AWEUTIL. Для игр, работающих в Win9x, это предпочтительнее, так как пользовательский звуковой шрифт можно загрузить в окнах в ОЗУ карты с помощью панели управления AWE.
Недостатком всех SB16/AWE является ограничение монофонического выхода при использовании в режиме Sound Blaster Pro. К сожалению, во многих старых играх используются 8-битные монофонические звуковые эффекты, которые воспроизводятся как простое стереофоническое панорамирование влево/вправо в режиме Sound Blaster Pro. С картой SB16 в таких играх невозможно получить стерео, поэтому рекомендуется использовать другую звуковую карту другого производителя.
Еще одна известная проблема — ошибка воспроизведения MIDI с использованием внешнего MIDI-порта или дочерней платы Waveblaster в сочетании с цифровым выходом. Затронуты карты с версией DSP выше 4.05. Версия DSP карты отображается с помощью DIAGNOSE.EXE. Наиболее примечательным является то, что случайно воспроизводимые ноты больше не выключаются. Дальнейшее описание в Википедии.

Почти все карты Sound Blaster можно идентифицировать по номеру CTxxxx. Более подробный список содержит этот обзор.

Конфигурация по умолчанию из Creatives Installer использует комбинацию всех инструментов для работы с любым Sound Blaster 16 и Windows. В какой-то момент это избыточно:

——> в разработке

Драйвер / программное обеспечение Sound Blaster

Примечательные детали: Для EMU8000 всегда зарезервированы все начальные диапазоны портов 620-, 640-, 660-, 680-.

Ботанические удовольствия: Sound Blaster 16

Ни одна линейка продуктов для старинных ПК не была более сложной, чем Sound Blaster 16. Эти карты были чрезвычайно распространены с 1992 до конца эры DOS (1997). Их основное преимущество над Sound Blaster Pro, 16-битный звук, до сих пор остается основным стандартом. Но карты прошли через множество поколений и множество OEM-моделей. Для сборщика системы крайне сложно найти правильный вариант, не выполнив домашнюю работу. Поскольку существует огромное количество и разнообразие SB16, я не буду пытаться определить особенности каждой модели. Вот некоторые соображения:

Заголовок Waveblaster

Карты Value и OEM обычно не имеют его, хотя для него могут быть точки пайки. Однако пассивные компоненты на материнской плате, помогающие реализовать интерфейс, могут отсутствовать. Дочерние MIDI-платы Waveblaster будут страдать от ошибки зависания нот, как и MIDI-модули, подключенные через игровой порт.

Ошибка зависания MIDI-нот

Важно идентифицировать игры, в которых возникают зависания нот из-за несовместимости с различными версиями DSP 16-битной серии Sound Blaster. : DOOM, DOOM II, Heretic, Hexen, Raptor, Hocus Pocus, Duke Nukem 3D и Blood — все это примеры игр, в которых присутствует эта ошибка. Есть и другие игры, в которых иногда могут появляться заметки независимо от используемого миди-интерфейса. Любая игра, использующая систему LucasArts iMuse, может подпадать под его действие. Сюда входят «Звездные войны» — X-Wing и Tie Fighter (версии на дискетах) — хорошие примеры такой игры. Здесь рассматриваются только первые.

Затронутые DSP версии 4.11, 4.12 и 4.13. DSP версии 4.04, 4.05 и 4.16 не будут страдать от этой ошибки. Ошибка возникает только при воспроизведении цифровых звуков и миди. Лучшее решение проблемы — использовать другую карту для MIDI. Эта ошибка не будет присутствовать ни в одной карте, использующей чип CT-1747.

ISA Plug N Play

SB16 первого поколения с микросхемой интерфейса шины CT1746 строго конфигурировались перемычками. Инициализация программного обеспечения не требуется.

SB16 второго поколения с шинным интерфейсом CT1747 и чипом OPL требуют перемычек для установки диапазона ввода-вывода (IOS0 и IOS1), включения/отключения джойстика (JYEN) и выбора ввода/вывода MIDI 330/300 (MSEL). Однако выбор IRQ и DMA выполнялся программно при запуске. SBCONFIG.EXE или DIAGNOSE.EXE необходимо было загрузить в AUTOEXEC.BAT, чтобы сообщить карте, какие ресурсы использовать при загрузке.

Если у вас есть чип ViBRA, возможно, у вас есть карта ISA Plug N Play. Они инициализируются с помощью программного обеспечения Creative Technology Configuration Manager (CTCM.EXE), а также настраиваются и отключаются с помощью Creative Technology Configuration Utility (CTCU.EXE) или в операционной системе PNP, такой как Windows 9.5. Это позволяет отключить джойстик, MIDI-интерфейс MPU-401, порты Adlib, High DMA или всю карту. К сожалению, если вам приходится загружать CTCM, это заметно увеличивает время загрузки при загрузке в DOS.

SB16 с чипами ViBRA подробно описаны ниже.

CD-интерфейсы

SB16 первого поколения поддерживали интерфейсы компакт-дисков Panasonic, Mitsumi или Sony. Одна плата, Sound Blaster 16 SCSI, имела порт SCSI для SCSI CD-ROM, и его нельзя было отключить. Интерфейс SCSI занимал IRQ и не поддерживал загрузку жестких дисков. Следующее поколение начало добавлять поддержку IDE. На розничных платах порт IDE должен быть отключен. На некоторых OEM-платах порты интерфейса компакт-диска не могут быть отключены по своей конструкции. Интерфейс Panasonic безопасен, потому что он не требует никаких ресурсов за пределами диапазона ввода-вывода, используемого Sound Blaster 16.

QSound Advanced Signal Processor/Creative Signal Processor

Многие платы имеют чип CT-1748 ASP/CSP или разъем для него. ASP/CSP, как правило, был вариантом обновления, который так и не прижился и не использовался на более дешевых платах. За исключением плат CT-2502, вы никогда не увидите чип или разъем для него на плате ViBRA. TFX — единственная известная игра, поддерживающая этот чип.

True Yamaha OPL3 Synthesis

Вы получите настоящий синтез Yamaha OPL3, если ваша доска имеет Yamaha YMF-262 или YMF-289микросхема или микросхема CT-1747. CT-1747 содержит ядро ​​OPL3, лицензированное Yamaha. Если у вас на плате установлен чип CT-1978 или ViBRA CT-2505 или CT-2511, вы получите синтез Creative CQM.

Чипы ViBRA

Серия чипов ViBRA стремилась достичь более высокой степени интеграции между различными компонентами чипов, из которых состоял оригинальный Sound Blaster 16.

CT2501 ViBRA 16
Интегрирует интерфейс контроллера шины, DSP, микшер и кодек.

Перемычка настроена
Нет регуляторов высоких частот, низких частот или усиления во встроенном аналоговом микшере
80 дБ SnR
YMF-262

CT2502
Я никогда не видел этот чип с логотипом ViBRA, и это не доморощенный Creative Чип Labs, так как он содержит технологию, лицензированную Crystal Semiconductor. Я думаю, что это также известно как ViBRA Pro.

ISA PNP
Регуляторы высоких частот, низких частот и усиления во встроенном аналоговом микшере
85 дБ SnR (лучший SnR на любой звуковой карте Creative Labs ISA, даже на AWE64 Gold)
CT-1978 или YMF-289 (менее распространенный, но отличная плата)

CT2504 ViBRA 16S
Чаще всего встречается на платах SB16, встроенных в материнскую плату.

Настройка программного обеспечения IRQ/DMA
YMF-262 или CT-1978
80 SnR
Без регуляторов высоких или низких частот

CT2505 VIBRA 16C материнская плата.

См. выше, кроме:
ISA PNP
Integrated CT-1978
DSP v4.16

CT2511 ViBRA VX
Использовался на последних, самых дешевых SB16, особенно с логотипом WavEffects.

См. выше, за исключением:
Каналы High DMA не поддерживаются, используются два канала Low DMA для 16-битного звука.

Что касается ViBRA, двумя потенциальными проблемами совместимости являются потеря настроек микшера во всех устройствах, кроме CT2502, и каналы DMA в VX. Сомневаюсь, что игры вообще использовали эти настройки. Поскольку микшер принимает аналоговые сигналы, это можно в некоторой степени воспроизвести с помощью внешнего микшера.

Что касается каналов DMA в VX, это не будет проблемой, если вы не выберете Sound Blaster 16 при установке игры для DOS, а для игры требуется канал High DMA. Windows и ее игры будут в порядке, если установлены правильные драйверы.

Какой купить

Меньше всего хлопот среди SB16 представляют CT1740 и CT1750, которые наряду с CT1770 были первыми Sound Blaster 16, выпущенными в продажу. С DSP версии 4.05 или ниже у них не будет миди-ошибки с зависающими нотами, они будут выводить настоящий FM, не требуют инициализации программного обеспечения и не будут занимать дополнительные ресурсы. Тем не менее, у них есть прозвище «Noise Blaster», и оно заслужено. На карте все будет звучать шумнее, чем на ее предшественнице Sound Blaster Pro 2.0. Это влияет на выход Waveblaster, и я обнаружил, что звук от SCB-55 сравнительно приглушен по сравнению с той же дочерней платой на MPU-401AT. Если вы можете смириться с потенциальной ошибкой midi с зависающими нотами, ищите CT2750, на котором нанесена шелкография Sound Blaster 16 EASY, и на нем нет интерфейсов для компакт-дисков.

Если вам нужна свобода выбора IRQ и DMA в программном обеспечении, вы можете попробовать CT2230 с перемычками для отключения проприетарных интерфейсов CD или CT2770, который имеет только интерфейс Panasonic. Остерегайтесь SB16 с портом IDE, так как этот порт нельзя отключить. Некоторые карты одного и того же номера модели имеют порты, в то время как другие имеют шелкографию только для заголовка и логики склеивания.

Если вам нужны наименее шумные карты из всех, ищите CT2940 с чипом Yamaha YMF. Эта карта имеет чип CT2502 (ViBRA), но использует ISA PNP.

Если вы посмотрите на другие карты ViBRA, вы можете попробовать CT2800 или CT2900, которые имеют чипы Yamaha, программно выбираемые IRQ и DMA и отключенную установку перемычки IDE.

Сравнение трех поколений Sound Blaster 16s

Первый: Sound Blaster 16 MCD CT-1750

Кодек: CT1701
FM-синтез: Дискретный Yamaha YMF-262 OPL3
DSP: Дискретный 4. 01-4.12
Микшер: Дискретный CT1745
Интерфейсы дисковода CD-ROM : Панасоник, Сони, Митсуми
Конфигурация: перемычки
ASP/CSP: гнездо или пайка
Разъем Waveblaster: присутствует
Усилитель: перемычки и колесо регулировки громкости заключается в том, что большинство 8-битных оцифрованных звуков имеют слышимый слой шипения, окружающий воспроизведение сэмпла. Это шипение не наблюдается при воспроизведении FM-музыки. Микширование звука с разъема Waveblaster звучит приглушенно. При воспроизведении 8-битных цифровых сэмплов в аудиовыходе часто возникают щелчки и щелчки. Все настраивается перемычками, и лучше всего сделать интерфейс Panasonic активным интерфейсом, потому что он не потребляет больше ресурсов, кроме самого Sound Blaster.

Номер два: Sound Blaster 16 MCD CT-2230

КОДЕК: CT1703 или CT1701
FM-синтез: интегрированный Creative/Yamaha CT-1747 OPL3
DSP: дискретный 4.11–4.13
Микшер: Дискретные интерфейсы привода CD-ROM CT1745
: Panasonic, Sony, Mitsumi
Конфигурация: DIAGNOSE. EXE или SBCONFIG.EXE + перемычки
ASP/CSP: разъемы или контактные площадки для пайки
Разъем Waveblaster: присутствует
Усилитель: отдельные разъемы ROM, PC Speaker In

Это Sound Blaster 16 второго поколения. Шум, треск и щелчки, присущие первому поколению, полностью исчезают при сопряжении с более поздним кодеком. Выбор IRQ и DMA осуществляется программными настройками при запуске. Установки, требующие перемычек, включают выбор адреса ввода/вывода, включение MIDI-интерфейса MPU-401, выбор адреса и включение джойстика. Моя карта не имеет заголовков для любого интерфейса, кроме интерфейса Panasonic.

Номер три: Sound Blaster 16 PnP CT-2940

CODEC: CT1703
FM Synthesis: Дискретный Creative CT-1978 CQM или Дискретный Yamaha YMF-289 OPL3-L
DSP: Встроенный 4.13
Микшер: Встроенный CT1745
Интерфейсы привода CD-ROM: IDE 900 02 Конфигурация: CTCM.EXE + CTCU.EXE
ASP/CSP: нет
Разъем Waveblaster: присутствует
Усилитель: отдельные разъемы
Разъемы для печатных плат: Creative CD-ROM, MPC-2 CD-ROM, вход динамика ПК, AUX 1, AUX 2, TAD, MBPro

Это Sound Blaster 16 третьего поколения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *