Какие советские динамики были наиболее популярны. Каковы их основные технические характеристики. Как использовать советские динамики в современных акустических системах. Какие преимущества и недостатки у советских динамиков по сравнению с современными моделями.
История развития советской акустики
Производство акустических систем и динамиков в СССР началось в 1930-х годах. Первые модели копировали зарубежные образцы, но постепенно стали появляться оригинальные разработки советских инженеров. Массовое производство динамиков для радиоприемников, телевизоров и акустических систем было налажено в 1950-60-е годы.
Основными производителями динамиков в СССР были:
- Московский электроламповый завод (МЭЛЗ)
- Рижский радиозавод им. А.С. Попова
- Саратовский электроагрегатный завод
- Псковский завод радиодеталей
К 1980-м годам в СССР выпускалось более 100 различных моделей динамических головок. Они широко применялись в бытовой радиоаппаратуре, профессиональном звуковом оборудовании, автомобильных аудиосистемах.

Наиболее популярные модели советских динамиков
Среди множества советских динамиков можно выделить несколько наиболее массовых и популярных серий:
Низкочастотные динамики
- 4ГД-35 — 4-дюймовый НЧ-динамик для малогабаритных колонок
- 6ГД-2 — 6-дюймовый НЧ-динамик для домашних акустических систем
- 10ГД-34 — 10-дюймовый мощный НЧ-динамик для концертной аппаратуры
- 25ГДН — 25-сантиметровый НЧ-динамик для студийных мониторов
Среднечастотные динамики
- 4ГД-8 — 4-дюймовый СЧ-динамик для малогабаритных колонок
- 10ГД-30 — 10-дюймовый среднечастотник для концертных систем
- 15ГД-11 — 15-сантиметровый СЧ-динамик для домашних колонок
Высокочастотные динамики
- 1ГД-3 — 1-дюймовый твиттер для бытовых колонок
- 2ГД-36 — 2-дюймовый ВЧ-динамик для домашних АС
- 10ГД-35 — мощный рупорный ВЧ-динамик для концертной аппаратуры
Технические характеристики советских динамиков
Рассмотрим основные параметры наиболее распространенных моделей советских динамических головок:
Модель | Диаметр диффузора | Сопротивление | Чувствительность | Диапазон частот |
---|---|---|---|---|
4ГД-35 | 100 мм | 4 Ом | 86 дБ | 63-12500 Гц |
6ГД-2 | 160 мм | 8 Ом | 89 дБ | 40-5000 Гц |
10ГД-34 | 250 мм | 8 Ом | 93 дБ | 40-4000 Гц |
2ГД-36 | 50 мм | 8 Ом | 92 дБ | 2000-20000 Гц |
Как видно из таблицы, советские динамики имели достаточно высокую чувствительность и широкий частотный диапазон. Это позволяло создавать на их основе качественные акустические системы.

Особенности конструкции советских динамиков
Советские динамики имели ряд конструктивных особенностей:
- Использование ферритовых магнитов вместо более дорогих алнико
- Применение штампованных диффузородержателей вместо литых
- Использование бумажных и тканевых подвесов диффузора
- Катушки с намоткой алюминиевым проводом
- Упрощенная конструкция корзины для удешевления производства
При этом качество изготовления динамиков было на высоком уровне. Использовались специальные сорта бумаги для диффузоров, применялась пропитка подвесов и центрирующих шайб. Это обеспечивало хорошие акустические характеристики и долговечность динамиков.
Применение советских динамиков в современных АС
Несмотря на прошедшие годы, советские динамики до сих пор пользуются популярностью у любителей винтажного звука и самодельщиков. Их применяют для создания акустических систем в следующих случаях:
- Реставрация старой советской аппаратуры
- Сборка винтажных акустических систем
- Создание бюджетных АС для дома
- Эксперименты по улучшению звучания динамиков
При использовании советских динамиков в современных колонках следует учитывать их особенности:

- Подбирать корпус с учетом параметров Тиля-Смолла динамика
- Применять современные акустические материалы для демпфирования
- Использовать качественные фильтры для разделения полос
- При необходимости проводить доработку и модернизацию динамиков
При грамотном подходе на основе советских динамиков можно создать весьма достойно звучащие акустические системы.
Преимущества и недостатки советских динамиков
К основным плюсам советских динамических головок можно отнести:
- Высокая чувствительность и КПД
- Хорошая перегрузочная способность
- Долговечность и надежность
- Низкая стоимость
- «Теплое» аналоговое звучание
Среди недостатков стоит отметить:
- Ограниченный частотный диапазон
- Повышенные искажения на высоких частотах
- Недостаточная детальность звучания
- Устаревшие технологии и материалы
Тем не менее, многие аудиофилы ценят «ламповый» характер звучания советских динамиков и успешно применяют их в своих системах.
Модернизация и доработка советских динамиков
Для улучшения характеристик советских динамиков применяются различные методы доработки:

- Замена подвесов диффузора на современные материалы
- Пропитка диффузоров специальными составами
- Замена центрирующих шайб
- Установка новых звуковых катушек
- Доработка магнитной системы
Такая модернизация позволяет значительно улучшить звучание динамиков, устранив многие недостатки. При этом сохраняются фирменные особенности звучания советской акустики.
Заключение
Советские динамики, несмотря на почтенный возраст, остаются востребованными у определенной категории любителей качественного звука. Они обладают своим уникальным характером звучания, высокой надежностью и доступной ценой. При грамотном применении такие динамики позволяют создавать интересные акустические системы, способные конкурировать с современными образцами. Поэтому интерес к советской акустике сохраняется и по сей день.
Подбор динамиков
Достаточно часто нам задают вопрос о том, что делать в случае выхода из строя по той или иной причине одного из динамиков акустической системы. Либо просят совета по замене одних динамиков на другие с целью улучшения качества звука.
Прежде всего, нужно знать, что у каждого динамика есть ряд электрических параметров — так называемых параметров ТС (Тиля-Смола), по которым осуществляется расчёт акустического оформления и кроссовера (фильтра). ТС параметры уникальны для каждого динамика, они не повторяются в разных сериях, а тем более — у разных производителей.
Первая и основная проблема подбора в том, что почти ни один производитель не предоставляет информацию о том, что за динамики устанавливаются в громкоговорители — неизвестна даже марка динамика, поскольку на нём обычно нет никаких опознавательных знаков, и выяснить хоть что-то не представляется возможным. В лучшем случае это будет внутренняя марка или обозначение — ни о чем не говорящий набор букв и цифр.
А вторая, не менее важная проблема в том, что при изготовлении акустики не динамик подбирают под имеющийся корпус и кроссовер, а наоборот — берут динамик и изготавливают под него корпус и кроссовер.
Все это означает, что подобрать аналогичный динамик для серийно производимых колонок либо совсем невозможно, либо такая попытка будет сопряжена с рядом неоправданных усилий и материальных затрат, которые будут практически сопоставимы со стоимостью самой акустической системы.
Однако случается, что производитель акустики использует серийно производимые и поставляемые отдельно динамики таких производителей, как Seas, Morel, Scanspeak, Vifa, Wavecor, Peerless. В этом случае, если такие модели ещё поставляются, можно заменить динамик на точно такой же. Либо, что еще лучше, заменить пару динамиков, чтобы исключить различия параметров разных партий.
Замена же индивидуально производимых динамиков для конкретной акустической системы на другую модель, пусть даже самого именитого производителя, приводит лишь к одному: неизбежному снижению качества звучания, ведь все компоненты конкретной колонки подбираются исключительно для слаженной совместной работы, и замена даже «одного звена» может оказаться для вашей акустики роковой.
Варианты решения проблемы таковы.
Первый — это отправиться в сервис-центр производителя ваших громкоговорителей. Минуса лишь два: срок выполнения ремонта может быть достаточно отдалённым (особенно, если придётся ждать поставку нужного динамика из-за границы), а стоимость работ и материалов окажется весьма ощутимой.
Если же это российский/советский производитель, то, возможно, данные динамики или АС целиком можно купить с рук на радиорынках или по объявлению.
Часто оказывается более оправданным, простым и выгодным другой вариант: все проблемы решит приобретение новых акустических систем. В этом случае вам не придётся сталкиваться с тем рядом сложностей, который описан нами выше.
Исключения возможны только для высокочастотных динамиков. Для их подбора необходимо знать сопротивление и посадочные размеры твитера. Вы можете воспользоваться нашим сервисом подбора ВЧ динамиков. Важно помнить, что результат такой замены не гарантирует качества звучания, а возврату опробованные динамики не подлежат. То есть вы будете проводить данный эксперимент на собственный страх и риск (и за собственный счет), а мы ни коим образом не сможем заранее гарантировать вам результат.
Если же вы точно знаете, что за динамики были установлены в вашей акустической системе, и они входят в наш ассортимент, то вы вполне можете их приобрести и осуществить замену. В этом случае вы получите такой же звук, как и был до поломки.
Самодельные трёхполосные колонки 15МАС-1 на советских динамиках » Страница 2 » Журнал практической электроники Датагор
Имея на руках некоторое число старых и самых обыкновенных советских динамиков, мне захотелось собрать на них колонки (МАС — малогабаритная АС) и посмотреть, что можно получить из этой затеи.Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной.

Есть динамики 6ГД-2 и некоторые другие, но они дефицитны и малогабаритные АС на них точно не сделать, 6ГД-2 требуют ящиков размером с небольшой холодильник.
Чтобы получить более-менее низкую частоту на щите, он должен быть очень большим, это тоже не МАС. Для МАС остается только ФИ т. к. на мой взгляд, нет советских динамиков способных обеспечить бас в небольшом ЗЯ.
Все известные мне НЧ динамики имеют резиновый подвес (были с поролоном, но в данное время им требуется обязательная замена подвесов, да и объем ящика будет великоват для МАС) и плохо звучат на СЧ, а эти частоты для меня очень важны т. к. считаю, что именно они определяют общее качество звука.
Все советские МАС сделаны по двухполосной схеме, имеют высокую частоту раздела, примерно 5 кГц, поэтому звучат невыразительно из-за того, что «резиновый» НЧ динамик звучит выше 1…2 кГц далеко не лучшим образом.
Большинство промышленных АС, даже собранных по трехполосной схеме, тоже звучат на СЧ мутно т.к. в них обычно установлен «резиновый» 15ГД-11. Этим обстоятельством и вызвано огромное число статей по переделке 25АС, 35АС и их клонов. Поэтому для проекта был выбран трехполосный вариант с бумажным СЧ динамиком.
Кроме того, я считаю, что для СЧ динамика лучшее оформление — щит или неглубокий ОЯ. Щит предпочтительнее по звуку, но неудобен по конструктиву.
Поэтому выбор типа колонок такой: трехполоска, НЧ динамик в небольшом ящике с ФИ, СЧ динамик в небольшом неглубоком ОЯ, ВЧ динамик на крохотном щите.
Выбор динамиков был вызван несколькими обстоятельствами.Имея по нескольку штук каждого типа динамиков, я мог сравнивать их характеристики и выбрать лучшие, оценить разницу между однотипными динамиками.
Динамики хотя и очень старые, но до сих пор доступные и весьма дешевые. Некоторые выпускаются и сегодня, но по поводу новодела ничего сказать не могу. У меня есть немало разных СЧ-ШП динамиков, но по разным причинам я отклонил их, выбрал 3 ГДШ2-8 (2ГД-40).
Выбор ВЧ динамиков был сильно ограничен. Самый доступный – 2ГД-36, он стоял в каждом телевизоре. Динамики 10ГД-35 и аналогичные в данном случае ставить нецелесообразно, кроме того, слишком большое число клонов ухудшает возможность повторения т. к. они несколько отличаются друг от друга. 3ГД-31 требует кардинальной доработки.
НЧ динамик 25ГДН3-4 (15ГД-14) для МАС — почти единственный. Лучшим выбором был бы 15ГД-17, но они весьма дефицитны, а 25ГДН3-4 стоят в 15АС-109 и множестве их клонов, поэтому доступны. Выбор НЧ динамика обусловлен и тем, что в 15АС-109 он звучит неплохо.
Наверное, можно поставить 10ГД-34, но он имеет более слабый магнит и заметно худшие характеристики. Остальные широко распространенные советские динамики для МАС, такие как 10ГД-30, не годятся т. к. требуют намного большего ящика. Можно поставить другой НЧ динамик, если ему достаточен ящик до 20 литров.
К сожалению, со временем, параметры динамиков ухудшаются, в первую очередь это касается НЧ динамиков из-за того, что их диффузор имеет наибольшую амплитуду колебаний.
Резиновый подвес дубеет, токосъемные провода разрушаются.
При необходимости, для восстановления качества, надо отремонтировать динамики, особое внимание уделить подвесу. Вариант доработки я предлагал в статье «Доработка малогабаритных колонок 15АС-109 и им подобных».
Необходима также доработка СЧ динамиков. Гофр (весь диффузор пропитывать нельзя) пропитать жидким раствором герлена. Процесс подробно описан Шоровым и его последователями.
Попытки доработать 2ГД-36 по методике улучшения 3ГД-31, положительного результата не дали.
Мне было интересно попробовать модные последовательные фильтры, получить опыт работы с ними. Впечатления оказались неоднозначными.Могу точно заявить, что это не панацея. Для этих фильтров нужны динамики с ровными АЧХ в рабочей области и без значительных выбросов даже вне рабочего диапазона.

Мне не удалось ровно свести СЧ-ВЧ динамики на частоте около 5 кГц, вынуждено получилось только на частоте 8…9 кГц, что имеет свои недостатки. Раздел НЧ-СЧ на 500 Гц.
В отличие от параллельных фильтров, где фильтр для каждого динамика можно настраивать отдельно и независимо, здесь есть нежелательная взаимозависимость, что усложняет настройку.
В итоге получился вот такой фильтр.

Лицевая панель АС съемная.
СЧ динамик в ОЯ, желательно его делать минимально глубоким. ПАС выпилена из отрезка ламината, большое отверстие – под магнитную систему динамика, малые диаметром 10 мм для ПАС. Число отверстий некритично, можно сделать около 20.
ВЧ динамик установлен на маленьком прямоугольном кусочке ламината.
Поскольку сделано три независимых корпуса, появилась возможность сдвига динамиков внутрь. СЧ сдвинут примерно на 4 см, ВЧ тоже на 4 см относительно СЧ. И если сдвиг СЧ динамика относительно НЧ мало влияет на форму измерительного импульса, то сдвиг ВЧ динамика достаточно заметен, величина сдвига выбрана оптимальной для прослушивания колонок с расстояния 2…2,5 метра.
Хочу отметить, что если все динамики разместить традиционно в одном корпусе, выполнить это смещение будет очень затруднительно. Представьте себе углубление в 8 см…
Можно спорить по поводу пользы такого решения, но оно примерялось в некоторых колонках очень давно и думаю, что от него отказались из-за нетехнологичности.
Впрочем, такое решение применяется и сегодня, но не в деревянных, а литых корпусах – пластмассовых или металлических. Для этого углубление делается пологим, некоторые считают, что это рупор, но это не так – это способ сдвинуть динамики внутрь.
Думаю, меломаны разницу услышат, я не проводил специальных испытаний на музыке, а настраивал с помощью компьютерных программ и микрофона.
Высота колонки 73 см, если слушать сидя в кресле, подставка под колонку не нужна. Направление осей СЧ и ВЧ динамиков выбрано сознательно.
Если найдутся желающие повторить мои «15МАС-1», можно купить пару 15АС-109 в хорошем состоянии (клоны не годятся) под НЧ-боксы.
Потребуется удалить ВЧ динамик и заглушить отверстие, можно использовать штатную трубу ФИ.
Думаю, лучше любой советской малогабаритной АС, что не удивительно т.к. они двухполосные.
Что касается промышленных трехполосок, то здесь ситуация неоднозначная. Ясно, что по мощности (уровню громкости), мои колонки не могут тягаться с сериями клонов 25АС и 35АС.
Не могут тягаться и по количеству баса, несмотря на то, что мои колонки работают примерно от 34 Гц по уровню -3 дБ, динамик такого малого диаметра, заметно уступает по мощи НЧ динамикам серии 25ГД, 30ГД.
Но 2ГД-36 звучит мягче, чем 10ГД-35. А главное преимущество — на СЧ. Резиновые 15ГД-11 звучат явно хуже, хотя и громче. Думаю, суммарный баланс в пользу этих МАС, но не для любителей убойного баса.
Для домашнего применения громкости данных колонок вполне достаточно, несмотря на низкую чувствительность 25ГДН3-4. А для дискотеки – нет. Но для дискотеки качество не нужно.
Целью моих опытов было опробовать некоторые приёмы и методы настройки, посмотреть, что можно сделать из дешевых и доступных динамиков, и при положительном результате предложить читателям «Датагора» новую статью.
Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной.
Частотный диапазон АС – минимально 40…20000 Гц, фактически, по стандартной методике, даже шире.
Колонки хорошо работают с усилителем В. Мосягина (MVV) на LM1875 по «помповой» схеме.
Графиков измерений не даю, кто пожелает — измеряйте сами, например, по описанным мной на Датагоре методикам.
Спасибо за внимание!
Топ твиттеров постсоветского мира – новости | Россия
Будь то последние события в Украине, анализ политических махинаций России или новейшая кампания Femen, Твиттер бесценен для отслеживания новостей из постсоветского региона.
Почти невозможно собрать лучших твиттеров из 15 стран в краткий список, но мы начали с нашего выбора региональных экспертов, которые публикуют в Твиттере последние новости, в основном на английском языке.
Это первая из серии статей из сети «Новый Восток» о социальных сетях на постсоветском пространстве и о том, за кем следить, которая также доступна в виде списка в Твиттере.
Кого мы пропустили? Расскажите нам в комментариях ниже, и мы добавим лучшие предложения в список. Если у вас возникли проблемы с публикацией или вы предпочитаете делать это анонимно, напишите по адресу [email protected].
Редактор Eurasia Outlook, блога, который ведет @CarnegieRussia, один из наших партнеров в сети New East.
Журналист, освещающий события в Центральной Азии, проживающий в Алматы, Казахстан.
Критически больной правозащитник освобожден в #Узбекистане после 8 лет в тюрьме «сущий ад» v @hrw @steveswerdlow http://t.co/zvflmo6Ari
— Джоанна Лиллис (@joannalillis) 6 июня 2014 г.
Central Редактор Азии для @EurasiaNet, одного из наших партнеров в сети New East.
Пишет о международных новостях, внешней политике, геополитике, вооруженных силах, уделяя особое внимание постсоветским государствам. Ведет блог @TheBugPit, посвященный вооруженным силам и безопасности Центральной Азии и Кавказа.
Репортер из России, корреспондент The Guardian.
Редактор ведущей англоязычной газеты Украины @KyivPost и корреспондент @Mashable. Также подписывайтесь на @KyivPost_Photo.
Московский корреспондент BBC News. Также подпишитесь на @BBCRussian и Рафаэля Саакова, @RSaantiBBC для твитов на русском языке
, корреспондент @BuzzFeed по иностранным делам, базирующийся в Киеве, Украина.
Цифровой редактор Радио Свободная Европа/Радио Свобода @RFERL. Охватывает Россию, Украину, Восточную Европу, Балканы и Кавказ. Также подписывайтесь на @Deana_Kjuka.
Независимая газета, освещающая последние политические, экономические, деловые и культурные новости Эстонии, Латвии и Литвы.
Официальный твиттер АКИпресс, входящей в состав Центральноазиатской службы новостей. Обновления в Твиттере из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
И команда Guardian
Начиная с нашего московского корреспондента, Шона Уокера @shaunwalker7:
Другие сотрудники Guardian, сообщающие из региона, включают: Люка Хардинга (@lukeharding1968), бывший московский корреспондент Guardian, недавно вернувшийся из Украины. Марк-Райс Оксли (@markriceoxley69), который только что вернулся из недавней поездки в Беларусь, чтобы рассказать о жизни после 20 лет правления Александра Лукашенко. Алек Лун (@ASLuhn), ранее работавший в The Moscow Times, и Харриет Салем (@HarrietSalem), специализирующаяся на России, Украине и Балканах.
И не забудьте подписаться на @GuardianNewEast в Твиттере и на команду разработчиков — Джудит Соал (@judithsoal), Энджоли Листон (@enjoli) и Мейв Ширлоу (@maeveshearlaw).
Подпишитесь на @EurasiaNet наших партнеров по телефону
, чтобы быть в курсе новостей и аналитики из России, Центральной Азии и Кавказа; @CarnegieRussia для экспертных исследований и беспристрастного анализа России и региона – также подписывайтесь на @CarnegieEndow и @CarnegieRu для твитов на русском языке; @PaulGoble1, американский аналитик и бывший политический советник, автор книги «Окно в Евразию»; @CaucasianKnotEn для новостей и анализа с Кавказа.
@TransitionsMag (Transitions Online), некоммерческая организация, созданная для укрепления независимых средств массовой информации в посткоммунистических странах Европы и бывшего Советского Союза; @Interpreter_Mag, специальный проект @InModernRussia, посвященный российским новостям, переведенным на английский язык, и текущим событиям; @calvertjournal предлагает «Путеводитель по творческой России» и журнал @russiamagazine, посвященный современному российскому искусству и культуре.
Чтобы быть в курсе новостей Латвии, Литвы и Эстонии, подписывайтесь на @BNNNEWSCOM (Baltic News Network).
@charter97org — прооппозиционный новостной веб-сайт, посвященный Беларуси, @BelarusDigest предлагает беспристрастный анализ политики и прав человека, а «Беларусь в фокусе» — твит @solidarityBY.
Советские колонки — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 175 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.