Трембита 002. Трембита-002-стерео: мощный усилитель высшего класса для эстрадного звука

Какие уникальные особенности имел усилитель Трембита-002-стерео. Почему он стал первым массовым советским устройством, объединившим микшерный пульт и усилитель. Как его использовали музыкальные коллективы и для озвучивания мероприятий. В чем заключались основные преимущества и недостатки этой модели.

Содержание

История создания и производства усилителя Трембита-002-стерео

Усилитель Трембита-002-стерео начал выпускаться в 1975 году на Львовском производственном объединении имени Ленина. Это было первое массовое серийное устройство в СССР, которое объединило в одном компактном корпусе микшерный пульт и стереофонический усилитель мощности. До середины 1980-х годов аналогов данной модели в Советском Союзе не существовало.

Почему Трембита-002 стала уникальной разработкой для своего времени? Это устройство позволяло подключать и микшировать сигналы от различных источников — микрофонов, звукоснимателей электрогитар, клавишных инструментов, магнитофонов, радиоприемников. При этом усилитель имел мощный стереофонический выход на акустические системы. Такое сочетание функций в одном корпусе открывало новые возможности для музыкантов и звукооператоров.


Технические характеристики и возможности Трембита-002

Рассмотрим основные технические параметры усилителя Трембита-002-стерео:

  • Выходная мощность: номинальная — 40 Вт, максимальная — 60 Вт
  • Диапазон воспроизводимых частот: 20-20000 Гц
  • Коэффициент нелинейных искажений: не более 1%
  • Чувствительность входов:
    • «Микрофон» — 1,2-2,4 мВ
    • «Радиоприемник» — 20-25 мВ
    • «Звукосниматель» — 200-250 мВ
  • Регулировка тембра: ±15 дБ на низких и высоких частотах
  • Регулировка громкости: не менее 70 дБ
  • Габариты усилителя: 420 х 385 х 155 мм
  • Масса: 15 кг

Какие возможности предоставлял Трембита-002 пользователям? Усилитель позволял подключать и микшировать сигналы от нескольких источников одновременно — микрофонов, гитар, клавишных, магнитофонов. Имелась возможность регулировки тембра и громкости по каждому каналу. Предусматривались различные режимы работы — стерео, моно, баланс каналов.

Конструкция и схемотехника усилителя

Как был устроен Трембита-002 внутри? Конструкция усилителя была выполнена по блочному принципу и включала следующие основные узлы:


  • Два предварительных усилителя с регулировкой тембров
  • Стабилизатор напряжения с клавиатурой режимов работы
  • Два усилителя мощности

Входные каскады для микрофонов, гитар и других источников были выполнены на транзисторах по схеме с общим эмиттером. Применялась температурная стабилизация рабочих точек. Регулировка усиления осуществлялась переменными резисторами.

В выходных каскадах усилителей мощности использовались транзисторы КТ808 — по 5 штук на канал. Это обеспечивало хороший запас по мощности. Охлаждение выходных транзисторов осуществлялось с помощью эффективных игольчатых радиаторов.

Комплектация и акустические системы

С чем поставлялся усилитель Трембита-002-стерео? В стандартный комплект входили:

  • Сам усилитель
  • Две акустические системы 20АС-1 (с 1979 года переименованы в 15АС-407)
  • Кейс для транспортировки

Акустические системы 20АС-1 (15АС-407) имели следующую конфигурацию динамиков:

  • 4 низкочастотных динамика 4ГД-43 (или 5ГДШ-5)
  • 2 высокочастотных динамика 3ГД-31

Интересно, что эти же акустические системы применялись в комплекте знаменитого квадрофонического усилителя «Юпитер-квадро». На задней стенке корпуса колонок располагался разъем СГ-5 для подключения к усилителю.


Применение усилителя в музыкальной индустрии

Где использовался Трембита-002 и насколько он был востребован? Этот усилитель нашел широкое применение у многих вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) того времени. Его использовали для:

  • Озвучивания концертов и выступлений музыкальных коллективов
  • Проведения дискотек
  • Озвучивания массовых мероприятий

Почему Трембита-002 был популярен у музыкантов? Он предоставлял возможность подключить все необходимые инструменты и микрофоны, отрегулировать их звучание и получить мощный стереофонический выходной сигнал. При этом все оборудование было объединено в одном корпусе, что упрощало транспортировку и подключение.

Основные достоинства и недостатки модели

Какие сильные и слабые стороны были у усилителя Трембита-002? Рассмотрим основные плюсы и минусы:

Достоинства:

  • Объединение микшерного пульта и усилителя в одном корпусе
  • Возможность подключения различных источников сигнала
  • Наличие регулировок тембра и громкости по каналам
  • Компактность и удобство транспортировки
  • Неплохое качество изготовления

Недостатки:

  • Недостаточная мощность для крупных площадок
  • Использование ползунковых регуляторов, подверженных загрязнению
  • Нехватка низких частот в звучании
  • Слабый силовой трансформатор
  • Перегрев при длительной работе на максимальной мощности

Главной проблемой была недостаточная мощность для эстрадного применения. Это приводило к использованию усилителя на предельных режимах, что вызывало перегрев и выход из строя динамиков и транзисторов.


Сравнение с другими моделями усилителей того времени

Как Трембита-002 соотносился с другими популярными усилителями 1970-80-х годов? Сравним его с несколькими известными моделями:

  • Бриг — имел более высокую мощность (до 100 Вт), лучшее качество звучания, но был чисто усилителем без микшера
  • Корвет — также более мощный (до 90 Вт) и качественный по звуку, но без микшерных функций
  • Одиссей — примерно аналогичная мощность (50 Вт), но лучшее звучание и отсутствие микшера

Почему меломаны предпочитали другие модели? Трембита-002 уступал им по качеству звучания, особенно в области низких частот. Для домашнего использования его мощности было избыточно, а для концертов часто не хватало. Поэтому аудиофилы выбирали более специализированные модели.

Современный взгляд на Трембита-002

Как сегодня оценивается усилитель Трембита-002? С позиций современной техники это довольно примитивное устройство с посредственным звучанием. Однако оно представляет определенный интерес для коллекционеров винтажной аппаратуры как один из первых советских микшерных пультов-усилителей.


Стоит ли сегодня приобретать Трембита-002? Для практического использования эта модель давно устарела. Однако она может представлять ценность как предмет коллекционирования или экспонат музея советской бытовой техники. Некоторые энтузиасты занимаются реставрацией этих усилителей, добиваясь улучшения их характеристик.

Трембита-002 остается интересным образцом советской звуковой аппаратуры, отражающим технический уровень и потребности музыкальной индустрии того времени. Несмотря на недостатки, эта модель внесла свой вклад в развитие отечественной звукоусилительной техники.


Трембита-002-стерео Стереофонический усилитель с микшером высшего класса

Трембита-002-стерео

Производитель — Львовское ПО имени Ленина. Укр. Выпуск с 1975 года.

ТРЕМБИТА-ОО2-СТЕРЕО — стереофонический усилитель высшего класса, предназначенный для усиления сигналов от микрофонов, звукоснимателей, радиоприемников, магнитофонов, электромузыкальных инструментов и других одноканальных и двухканальных датчиков сигнала. В комплект к усилителю прилагаются две акустические системы типа — »20АС-1′ и кейс для транспортировки’.

Трембита-002 первое советское массовое серийное устройство, объединившее в одном компактном корпусе микшерный пульт и стерео-усилитель. Аналоги в СССР отсутствовали до середины 80х годов. Усилитель был востребован многими ВИА а так же для проведения и озвучивания массовы мероприятий, дискотек.
Основными недостатками Трембита-002 является недостаточная по эстрадным меркам мощность, из-за чего для обеспечения необходимого уровня громкости использовалась в предельных режимах «всё регуляторы до упора», что при долговременном использовании приводило к сгоранию динамических головок в акустических системах, а за ними и выходных транзисторов в усилителе.

Осиовные технические Даниые

Чувствительность для входа, не хуже:
«Микрофон» — 1,2.2,4 мВ
«Радиоприемник» — 20. .25 мВ
«3вукосниматель» — 200.. .250 мВ

Входное сопротивление каналов:
«Микрофон» — 15 кОм
«Радиоприемник» — 50 кОм
«Звукосниматель» — 500 кОм
Полоса воспроизводимых звуковых частот — 20…20 000 Гц
Коэффициент нелииейных искажений, не более — 1%
Относительный уровень шумов для входов с чувствительностью, не хуже:
Меньше IОмВ — 50 дБ
больше IОмВ — 60 дБ
Регулировка тембра звуковых частот, не менее — 15 дБ
Регулировка громкости, не менее — 70 дБ
Рассогласование стереоканалов по частотным характеристикам, не более — 3 дБ
Выходная мощность:
номинальная — 40 Вт
максимальная — 60 Вт
Источник питания — Сеть 50-60 Гц 127/220 В
Напряжение питания — 7,6; 22; 40 В
Потребляемая мощность — 200 Вт
Габаритные размеры:
усилителя — 420 Х 385 Х 155 мм
акустической системы — 444 Х 312 Х 285 мм
Масса усилителя — 15 кг.

Принципиальиая схема. Электрическая схема (рис. 65) и конструкция (рис. 66) усилителя выполнены по блочному принципу и состоят из следующих блоков:
двух предварительных усилителей с регулировкой тембров — УI, У2,
стабилизатора напряжения с клавиатурой режима работы — УЗ,
двух усилителей мощности — У4, У5.
Сигнал с входов «Микрофон 1», Микрофон 2, «Гитара» и «Орган» поступает ка предварительные усилители. Микрофонные усилители выполнены по одинаковой схеме на двух транзисторах (VI, VЗ и V2, V4) с непосредственной связью между собой. Стабилизация рабочей точки каскада (VI,VЗ) осуществляется передачей напряжения с резистора R19 на базу первого транзистора VI в зависимости от тока проходящего через резистор R17. С изменением температуры токи транзисторов остаются практически неизмененными и рабочая точка выходного транзистора(VЗ) не сдвиг ется. Благодаря тому, что резистор R8 не зашунтирован конденсатором, в усилителе вознйкает обратная связь по переменному току, резко уменьшающая искажения.
Второй Микрофонный каскад (V2, V4) выполнен аналогично первому. Регулировка усиления каскадов осуществляется резисторам RЗ и R4.
Входной усилитель «Гитары» и «Органа»  выполнен на одном транзисторе (V5, Vб). Усилитель для «Гитары» выполнен по схеме с общим эмиттером, а усилитель «Органа» — эмиттерный повторитель. Регулировка усиления каскадов осуществляется резисторами R5 и R6.
С входных микрофонных усилителей сигнал подается на предварительный усилитель, выполненный на транзисторах V7 и V8. Предварительный усилитель  «Гитары» и «Органа» построен на транзисторах V9 иV10. Схема предварительных усили- телей (V7. . V10) выполнена аналогично схеме микрофонных усилителей (VI… V4).
С предварительного усилителя сигнал подается на кнопочный переключатель (S1.. .S4), который обеспечивает плавную регулировку тембров по низким (R12, RI4) и высоким (RII, RI3) частотам, подключение фильтров низких (S3) и высоких (S2) частот, включение линейной частотной характеристики. С кнопочных переключателей сигнал поступает на регулятор громкости каждого канала (R15, R16). С регуляторов громкости сигнал подается на промежуточные усилители, выполненные на транзисторах VI и V2 (VЗ).
Промежуточный усилитель собран по схеме эмиттерного повторителя. С промежуточного усилителя сигнал подается на переключатели (S1…S6), которые обеспечивают работу в режимах:  «Баланс»,  «Моно-А»,  «МоноБ» и  «Моно-АБ»,  « терео-АБ» .

Фотографии Трембита-002-стерео

Справочное описание и схемы Трембита-002-стерео

ВНИМАНИЕ! для систематизации информации, очень требуются отсканированные изображения или фотографии пасспортов или иной документации от советских гитар, усилителей и эффектов.
Если у вас дома лежит заветная книжечка, большая просьба, сделайте скан или фото из нее с информацией о серийном номере и дате выпуска и пришлите на E-mail dor313@yandex. ru Спасибо!

Трембита 002 ОБЗОР | ЗВУКОМАНИЯ

ТРЕМБИТА-ОО2

Привет всем любителям винтажной советской техники! Когда-то в детстве увидев усилитель Трембита 002, этот аппарат стоял прямо на столе возле телевизора, сверкал серебристой лицевой панелью с черными регуляторами-ползунками.

Оглавление:

Я подумал, что это некая приставка к телевизору, но подойдя ближе увидел надпись «ТРЕМБIТА-002-СТЕРЕО», из-за кучи крутилок, тут же подумал про эквалайзер.

Александр Левчук©

Очень уж похож на экв, но увы, позднее я понял, что этот ТРЕМБИТА-ОО2-СТЕРЕО  просто-напросто стереофонический усилитель, который предназначен для усиления не только акустики, но и микрофонов, звукоснимателей, радиоприемников, магнитофонов, электромузыкальных инструментов и прочих источников сигнала.

ТРЕМБИТА ОО2 стерео

Кстати, был подключён этот советский усилитель к магнитофону Маяк -232 + акустика на 10ГДШ.
А вообще в стандартном комплекте к усилителю Трембита прилагались 2 акустики 20АС-1. С 1979 г акустика 20АС-1 переименовалась в акустику 15АС-407.

20АС-1

В данных колонках установлены 4 динамика головки 4ГД-43 (они же 4ГД-43Е) или же 5ГДШ-5 + 2шт ВЧ 3ГД-31. На задней стенке корпуса акустики 15 АС-407 имеется разъем СГ-5. Акустика 20 АС-1  входила в состав не только стереоусилителя «Трембита-002-стерео», но и знаменитого квадро-усилителя «Юпитер-квадро»!

Немного истории

Изготовливали советский усилитель Трембита на Львовском ПО им. Ленина с 1975 года.
Усилитель Трембита-002 был первым советским массово-серийным устройством, объединившим в одном корпусе микшерный пульт + усилитель. Подобных аналогов не было в СССР до середины 80х годов.

трембита усилитель

У данного СССР усилителя на левом канале свои группы входов, и даже микшер для них есть, и регуляторы тембра на ВЧ и НЧ.

ЧТО ВНУТРИ?

Советский усилитель Трембита-002 довольно неплохо сделан внутри аж 5 штуки кт 808 на канал. Из минусов – использование ползунковых регуляторов, когда в щели регуляторов попадает грязь и пыль – начинаются треск и пропадание звука.

ТРЕМБИТА-ОО2 внутри усилитель

50Вт х 2 канала и запас по мощности большой. В качестве охлаждения радиаторы игольчатые — они самые эффективные. А вот слабое звено -силовой трансформатор. Хоть и тороидальный, но намотан тонкий провод.

Прослушивание-впечатления

Меня даже в детстве он не впечатлил звуком. Не было объема, низкие завалены, в общем звук плоский.

ТРЕМБИТА-ОО2

Усилитель непонятно для кого сделан, (для меломанов не пойдет, и в эстраду никак).

А ведь главными недостатками у Трембита-002 — это малая мощность по эстрадным меркам, из-за этого для обеспечения нужного уровня громкости применяли данный усилитель в самых запредельных режимах, что при долговременном применении громкости приводило к сгоранию динамиках в акустике 15 АС-407, а затем транзисторов в самом усилителе.

Итоги

Хотя СССР усилитель был востребован многими ВИА, а также для озвучки массовых мероприятий и прочих дискотек, но для советских меломанов Трембита 002 не представлял особого интереса. Даже «списанные усилители» лежали на заводах, клубах.

ТРЕМБИТА ОО2

Звук этого аппарата меломанам не нравился. Все гонялись за Бригами, Корветами, Одиссеями и т.п.
В детстве внешний вид с кучей кнопок вызывал у меня любопытные чувства. Но с опытом общения Hi-Fi и HI-End техники понял, что нельзя применять подход к эстрадной техники аналогично бытовой. Я считаю СССР усилитель Трембита 002 довольно неудачным.