Как собрать качественный УНЧ на советских транзисторах своими руками. Какие схемы усилителей мощности подходят для самостоятельной сборки. Где найти детали для винтажных УНЧ и УМЗЧ. Какие преимущества у самодельных усилителей на германиевых транзисторах.
Особенности УНЧ на советских транзисторах
Усилители низкой частоты (УНЧ) на советских транзисторах обладают рядом уникальных особенностей:
- Мягкое и «ламповое» звучание за счет использования германиевых транзисторов
- Высокая надежность благодаря качественным комплектующим военного назначения
- Простота схемотехники, доступность для самостоятельной сборки
- Низкая стоимость деталей по сравнению с современными транзисторами
- Возможность воссоздать легендарное звучание советской аппаратуры
При этом такие усилители имеют свои нюансы — повышенное тепловыделение, необходимость тщательного подбора транзисторов, чувствительность к температуре. Но при грамотном подходе эти особенности можно обратить в достоинства.

Популярные схемы УНЧ на советских транзисторах
Среди радиолюбителей популярны следующие схемы усилителей на советских транзисторах:
Схема Линсли-Худа
Классическая схема британского инженера Джона Линсли-Худа, опубликованная в 1969 году. Отличается простотой (всего 11 деталей) и отличным звучанием. Мощность около 10 Вт, работает в чистом классе А. Можно собрать на транзисторах типа П210, ГТ402, МП42.
Усилитель «Кристалл»
Советская разработка конца 1970-х годов. Мощность до 50 Вт на канал, используются транзисторы КТ819, КТ818. Имеет защиту от перегрузки и короткого замыкания. Качественный звук при простой схеме.
УНЧ по схеме Шварца
Усилитель на 4 транзисторах с симметричным входом. Мощность около 20 Вт. Использует транзисторы МП39, МП41, П213. Отличается низкими искажениями и широкой полосой пропускания.
Где найти детали для советских УНЧ
Собрать усилитель на советских транзисторах в наше время вполне реально. Основные источники комплектующих:
- Радиорынки и барахолки
- Интернет-магазины радиодеталей
- Разборка старой советской техники
- Покупка у радиолюбителей через форумы
- Аукционы коллекционных радиодеталей
Стоит обратить внимание на транзисторы в металлических корпусах — они более надежны и долговечны. При покупке важно проверять параметры транзисторов, так как со временем они могут деградировать.

Преимущества самодельных УНЧ на германии
Сборка усилителя на германиевых транзисторах своими руками имеет ряд плюсов:
- Уникальное «теплое» звучание, недостижимое на современных транзисторах
- Возможность точной настройки звука под свои предпочтения
- Низкая стоимость комплектующих
- Удовольствие от самостоятельной сборки винтажного устройства
- Изучение основ аналоговой схемотехники на практике
При этом важно учитывать, что германиевые усилители требуют более тщательной настройки и ухода по сравнению с современными. Но многие аудиофилы считают, что игра стоит свеч.
Настройка и эксплуатация УНЧ на советских транзисторах
При сборке и эксплуатации УНЧ на советских транзисторах важно учитывать следующие моменты:
- Необходимо тщательно подбирать транзисторы по коэффициенту усиления и обратному току коллектора
- Требуется настройка токов покоя выходных каскадов
- Важно обеспечить хороший теплоотвод, особенно для выходных транзисторов
- Рекомендуется использовать стабилизированное питание
- Необходимо периодически проверять режимы работы транзисторов
При правильной настройке и уходе такой усилитель может прослужить десятки лет, радуя своим уникальным звучанием.

Сравнение УНЧ на советских и современных транзисторах
Несмотря на прогресс в области полупроводников, усилители на советских транзисторах до сих пор находят своих поклонников. Давайте сравним их характеристики с современными решениями:
Параметр | Советские УНЧ | Современные УНЧ |
---|---|---|
Звучание | «Теплое», «ламповое» | Нейтральное, точное |
Мощность | До 100 Вт | До 1000 Вт и более |
Искажения | 0.1-1% | Менее 0.01% |
Надежность | Средняя | Высокая |
Энергоэффективность | Низкая | Высокая |
Как видим, современные усилители превосходят советские по многим параметрам. Однако уникальное звучание германиевых УНЧ до сих пор ценится многими аудиофилами.
Советы по сборке УНЧ на советских транзисторах
Если вы решили собрать винтажный усилитель своими руками, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Начните с простых проверенных схем, например, усилителя Линсли-Худа
- Приобретайте транзисторы с запасом для подбора оптимальных пар
- Используйте качественные пассивные компоненты (резисторы, конденсаторы)
- Обеспечьте хорошее охлаждение, особенно для выходных транзисторов
- Применяйте стабилизированные источники питания
- Тщательно настройте режимы работы всех каскадов
- Используйте качественные измерительные приборы для настройки
При соблюдении этих правил вы сможете собрать отличный винтажный усилитель, который порадует вас своим звучанием.

Классическая схема JLH на германии
Не знаю я, пришла откуда
Молва про сложность Линсли Худа,
Когда буквально в два рывка
Сложилась схемка на века.
Взяться за сочинение подобной схемы меня заставил отлаженный и отслушанный вариант известной схемы Джона-Линсли Худа, для улучшения стабильности выполненный на полевых транзисторах-латералах Renesas 2SK1058 и 2SL162. Схема звучная, широкополосная, в приличной выходной мощностью, сочинилась быстро и без сюрпризов.
Сделать что-то подобное на германиевых транзисторах в свете новых знаний и опыта хотелось давно, и вот подвернулся случай — тема на Яндекс Дзене по УНЧ на германии. Для начала был собран собственно выходной каскад на паре мощных германиевых триодов, чтобы понять их поведение на токе покоя в один ампер. Удивительно, но транзисторы вели себя совершенно предсказуемо, не уходили в разогрев, ток оставался постоянным. Тогда была собрана вся схема, включая входной каскад, цепи ООС и вольтдобавку.
В качестве выходных транзисторов я применил 1Т806А, как самые надежные по характеристикам в справочнике и отзывам коллег.
Драйверным транзистором взят 1Т321В, у него приличное усиление и ток в импульсе, хотя, обратный ток тоже немаленький. Сразу выяснилось, что и ему нужен радиатор — корпус ощутимо нагревается, ток покоя плывет. С охлаждением режим установился.
Схема оказалась очень устойчивой, осталось лишь подобрать пару емкостей коррекции по опережению и запаздыванию — по наилучшей форме прямоугольного импульса и ширине полосы вверх. Форма импульса на 50 кГц приведена на картинке.
Полоса полной мощности получилась примерно 300 — 400 кГц, на средней спад начинается где-то на 1 МГц.
Позже возникла идея перевести схему на двухполярное питание с плавающей землей для защиты динамиков постоянного тока в случае аварии. В результате схема обрела следующий вид:
Средняя точка вторичной обмотки силового трансформатора может соединяться с сигнальной средней точкой, но безопаснее для динамика их не соединять.
Следующим решением был уход от стабилизированного источника питания к простейшему выпрямителю на типовом накальном трансформаторе ТН-46. У него все четыре вторичные обмотки соединены последовательно, на выходе получилось 25 В переменного напряжения, а выпрямленное питающее — 29 — 30 В. Выпрямитель несложный: диодный мост на Д302 — Д305 либо Шоттки, емкость 10 000 мкФ на 35 — 50 В и пара резисторов 1 Ом мощностью 1 Вт в плюсовых и минусовых шинах питания. Последние выполняют несколько функций: контроль тока, защита от аварии, фильтрация, сглаживание броска тока при зарядке конденсаторов.
Фон в динамиках отсутствует. Осциллограф показывает на выходе усилителя остаточные пульсации в пару милливольт.
Звучание этой схемы порадовало прекрасным балансом, ясностью и спокойствием. Полное ощущение лампового звука. Замеры спектра искажений это подтвердили, спектр и в самом деле красиво-однотактный, быстро и правильно спадающий, медленно растущий с ростом выходной мощности.
- Спектр сигнала на 1 кГц 1 Вольт на 8 Ом
- 1,5 Вольта на 8 Ом
- 2,2 Вольта на 8 Ом
- 4,2 Вольта на 8 ом
- 5,3 Вольт на 8 Ом
- 6,0 Вольт на 8 Ом
- 6,6 Вольт на 8 Ом
- Двухтоновый сигнал 11 и 12 кГц
Ограничение сигнала красивое, лишено изломов и выбросов, по поведению схема напоминает ламповый каскад без ООС.
В макете выходные транзисторы устанавливались на радиаторах примерно 500 квадратных см. Нагрев с питанием 1 ампер был около 60 градусов. Для уверенно надежной работы усилителя можно ограничивать напряжение питания 21 — 24 вольтами, особенно в жаркое время года. Со снижением выходной мощности схема работает и чисто звучит от любых напряжений питания, практически от 2 — 3 вольт.
Главные параметры схемы при питании 30 В и токе покоя 0,85 — 1 А
Чувствительность до ограничения выходного сигнала: 1 В. Неискаженная мощность на нагрузке 8 Ом: 5 — 6 Вт. Входное сопротивление 30 кОм. Выходное сопротивление: 0,77 Ом. Полоса усиления: 10 Гц — 300 кГц.
поделиться
Tags: JLHJohn Linsley-HoodГерманий
Схема простого усилителя звука на транзисторах
Содержание
- Схема простого усилителя звука на транзисторах от 100 до 200 Вт
- Конструкция и компоненты усилителя звука
- Перечень электронных компонентов для усилителя
Схема простого усилителя звука на транзисторах, которая реализована на двух мощных составных транзисторах TIP142-TIP147 установленных в выходном каскаде, двух маломощных BC556B в дифференциальном тракте и один BD241C в цепи предварительного усиления сигнала — всего пять транзисторов на всю схему! Такая конструкция УМЗЧ свободно может быть использована например в составе домашнего музыкального центра или для раскачки сабвуфера установленного в автомобиле, на дискотеке.
Главная привлекательность данного усилителя мощности звука заключается в легкости его сборки даже начинающими радиолюбителями, нет необходимости в какой либо специальной его настройке, не возникает проблем в приобретении комплектующих по доступной цене. Представленная здесь схема УМ обладает электрическими характеристиками с высокой линейностью работы в частотном диапазоне от 20Гц до 20000Гц.
Принципиальная схема простого усилителя звука
Показанная ниже схема простого усилителя звука на транзисторах способна обеспечить акустику мощностью примерно 200 Вт, при желании можно увеличить выходную мощность — поднять напряжение питания до ± 48v. Есть и другой вариант получения еще большей мощности на выходе, это например: — включить два таких УМЗЧ по мостовой схеме, то тогда естественно на выходе мы получим более 400 Вт.
Для обеспечения схемы устройства нужным питанием, потребуется собрать не сложный двух-полярный блок питания с выпрямителем переменного напряжения.
Схема простого двух-полярного выпрямителя
Конструкция и компоненты усилителя звука
Для надежности работы устройства, полярные конденсаторы в схемах как усилителя так и блока питания лучше будет установить с номинальным напряжением на 50v-63v.
В случае отсутствия в наличии выходных ключей TIP142-TIP147 можно применить другие комплементарные пары транзисторов с аналогичным коэффициентом передачи тока. Например из советских можно использовать пару КТ825-КТ827, только при этом выходную мощность нельзя повышать более 120 Вт.
Составные транзисторы TIP142, TIP147
Печатная плата с расположением на ней элементов
Чтобы обеспечить комфортные условия для работы мощных транзисторов их обязательно нужно устанавливать на теплоотводы с достаточной площадью рассеивания тепла, а также желательно установить в корпусе аппарата систему принудительного охлаждения с использованием вентилятора.
Компоновка печатных плат на радиаторах
Практическое тестирование данной конструкции выявило некоторый нагрев выпрямительных диодов 1N4001, поэтому их тоже бы желательно разместить на небольшом радиаторе.
При выборе или самостоятельном изготовлении трансформатора для блока питания нужно учитывать такой фактор: — трансформатор должен иметь достаточный запас по мощности, например: 300 Вт из расчета на один канал, в случае двухканального варианта, то естественно и мощность удваивается. Можно применить для каждого свой отдельный трансформатор, а если использовать стерео вариант усилителя, то тогда вообще получится аппарат типа «двойное моно», что естественно повысит эффективность усиления звука.
Действующее напряжение во вторичных обмотках трансформатора должно составлять ~34v переменки, тогда постоянное напряжение после выпрямителя получится в районе 48v — 50v. В каждом плече по питанию необходимо установить плавкий предохранитель рассчитанный на рабочий ток 6А, соответственно для стерео при работе на одном блоке питания — 12А.
Перечень электронных компонентов для усилителя
Мои усилители: от 10 до 25 Вт
Я делаю усилители для гитары или губной гармошки… Маленькие, как мой верстак!
Доступен как отдельная головка… Также можно заказать комбо с динамиком 10 или 12 футов.
Планировка и комплектация должны быть составлены «на заказ» по вашему проекту.
Транзисторные исполнения имеют реальную мощность от 10 до 25 Вт на 8 Ом.
Они используют германиевую технологию 60-х годов, которая отрицает плохую репутацию транзисторов…
Это обеспечивает особенно естественную компрессию и прогрессивный переход к овердрайву, которому мало позавидуют лампы, при этом цена также сжата!
Я также реализую высококачественные модели ламп на заказ мощностью 5, 10 или 15 Вт, с винтажными или высококачественными компонентами, где их слышно.
В обоих случаях моя цель состоит в том, чтобы предложить усилители, предназначенные для домашнего использования или небольших концертных площадок, без технических недостатков и со звуком, который понравится инструментам.
GeAmps,
мои специальные германиевые усилители
Использую проверенную сборку 60-х/70-х годов, признанную отличным сочетанием солидности и качества звука… Она тогда встречалась как в HiFi технике, так и в звуковом оборудовании( звуковая система в Вудстоке…).
Первоначальной технологией производства был германий. Звук был ровным, но требовал тщательной сортировки компонентов. В поисках более простых промышленных решений западные страны отказались от германиевых транзисторов после 1969 года. Наоборот, в СССР их оставили, и до 90-х годов совершенствовали. Отсюда и мои запасы: комплектующие по военным стандартам, такие высоконадежные… И всегда превосходные с точки зрения звука.
Плата усилителя 10Вт на советских транзисторах (личный прототип).
Приветственные свойства в инструментальном усилении …
Германиевые транзисторы обеспечивают компрессию глобального сигнала и в высоких частотах, а также прогрессивный вход в насыщение. Это позволяет сравнить их с работой ламповых схем и отличает от кремниевых транзисторов, которые более точны и постоянны, но в целом довольно тусклые.
Прочтите мою статью «звук германия»…
Звуковая выразительность — мой приоритет
Плохая репутация твердотельных гитарных усилителей связана с тем, что с 70-х годов они были ограничены производством бюджетной аппаратуры со слабыми по мощности схемами (которые не выдерживают) и технологическими (с предусилители проще, чем педали
Вопреки распространенному мнению, в конце 60-х были очень хорошие транзисторные усилители:66-67, первые пластинки Santana, американские комбо, сделанные в 70-х Randall или Kustom (оригинальный бренд, а не его нынешний азиатский призрак)…
И наоборот, некоторые ламповые усилители не обязательно обладают тем качеством, которое они обещают, хотя бы потому, что выходные трансформаторы у них жалкие…
В любой технике нужно то, что нужно!
Усилитель GeAmp10W
Его выходная схема называется «квазикомплементарной» и реализована на российских германиевых транзисторах 70-х и 80-х годов. Эти военные компоненты строго отсортированы, что оптимизирует простейшие схемы, без лишних аксессуаров.
Типичный домашний усилитель. Его можно обновить по запросу до 15 Вт / 8 Ом. Это выгодно для работы с громкоговорителями, мощность которых немного ниже, чем в настоящее время в среднем, например, небольшой 10-дюймовый Greenback от Celestion.
Плата усилителя типа GeAmp15W в работе …
На заднем плане оригинальный ревербератор Accutronics – опция, запрошенная заказчиком.
Комбинированный блок мощностью 15 Вт во время сборки. Голова, показанная выше, имеет формат стойки из 2 единиц.
Он будет оснащен 10-дюймовым двигателем HP Celestion Greenback с оригинальным полотном Fender Oxblood.
GeAmp25W amp
Такая же квазикомплементарная сборка здесь выполнена из гибридного кремния + германия для поддержки более высокого напряжения питания.
Германий по-прежнему используется в каскаде главного усилителя и в силовых транзисторах, что сохраняет эффекты компрессии и зернистости в овердрайве. Кремний
обеспечивает точность входной цепи и управление выходным каскадом.
Finaly : удивительный усилитель мощностью 25 Вт, которому нечего опасаться конкурентов.
GeAmp25W 3/4 реечная головка усилителя (330x88x180 мм)
Совместно с заказчиком был выбран луизианский чертеж фасада.
Предусилитель взят из моей педали SweetGerm с внешней петлей эффектов, запрошенной заказчиком…
Выбор предусилителя…
Выбор зависит от схем моих педалей, которые лучше всего подходят для этой роли…
Первый вариант: предусилитель типа SweetGerm
Подходит для «горячих» гитар с корпусом 1/2 и 3/4, с хамбакерами и P90…
А также для акустических инструментов: гитар, контрабасов и др.
Очень яркий звук со звукоснимателями с одной катушкой, гармонирующий с басовыми струнами Telecaster.
Второй вариант: предусилитель типа CurvyMama
Придает остроту острым инструментам: гитара типа Fender, все звукосниматели одинарные.
Специальная версия для губной гармошки, усиливающая теплоту и зерно инструмента.
Схема овердрайва из германия, с особой зернистостью…
Специальные предусилители по запросу
Классический басовый/средний/высокий гитарный стек, используемый крупными брендами.
Пассивные или активные схемы Baxandall в стиле Ampeg для баса и акустики.
Можно добавить дополнительные функции:
Регулируемое усиление, пользовательские пресеты, соло-бустер…
Интеграция финальной ступени низковольтной лампы, как в моей педали LowVoltTube.
Пружинный ревербератор Accutronics, насыщаемое аналоговое эхо LittleW, петля внешних эффектов…
Мои ламповые усилители
Здесь настоящий индивидуальный подход: модели разрабатываются по индивидуальному заказу клиента.
Всегда по материальным вопросам — размер моего верстака — могу сделать только маленькие головки или комбо, от 5 до 15Вт…
Будут спроектированы и разработаны исходя из пожеланий заказчика, который решит, что можно сэкономить и то, что следует великодушно рассмотреть. Моя роль как дизайнера заключается в том, чтобы предложить ему связное целое, отвечающее его пожеланиям и соблюдая правила искусства.
Пример реализации, произведен весной 2021 года.
Это проект головы мощностью 15 Вт на базе оригинального AC15 Vox из 60-х, но дополненный дополнительными схемами: соло-бустер, петля эффектов с регулировкой тембра, аттенюатор динамика, и линейный выход с имитацией динамика.
Высококачественный выходной трансформатор Mercury Magnetics .
Ламповая головка после AC15 Vox, версия шестидесятых годов, в настоящее время собирается и тестируется …
Плата общего назначения еще не установлена.
Деталь основной карты. Компоненты NOS с 50-х по 70-е годы.
Электрохимические конденсаторы современны, потому что более надежны при той же цене.
Конденсаторы звена в критических точках российские военные бумажные в масле модели.
К вашим услугам! Расскажи мне о своих желаниях…
Гитара Поппа.
Схемы современных усилителей мощности на транзисторах. Две схемы УНЧ на транзисторах. однотактный усилитель на одном транзисторе
Предлагаемый вашему драгоценному вниманию усилитель прост в сборке, до ужаса прост в настройке (на самом деле этого и не требуется), не содержит особо дефицитных компонентов, и при этом имеет очень хорошие характеристики и легко тянет на так- называется hi-fi, так горячо любимый большинством граждан. Усилитель может работать на нагрузку 4 и 8 Ом, может использоваться в мостовом режиме на нагрузку 8 Ом, при этом он будет отдавать в нагрузку 200 Вт.
Основные характеристики:
Напряжение питания, В ………………………………………….. … ……………..±35
Потребляемый ток в тихом режиме, мА ………………….. ………….. 100
Входное сопротивление, кОм . ………………………… ………………… 24
Чувствительность (100 Вт, 8 Ом), В……… ………………………………………………. 1,2
Выходная мощность ( КГ=0,04%), Вт………………………………………………. … 80
Диапазон воспроизводимых частот, Гц……………………………. 10 — 30000
Отношение сигнал/шум (не взвешенное), дБ……………………………….. -73
Усилитель полностью на дискретных элементах, без всяких ОУ и прочих ухищрений. При работе на нагрузку 4 Ом и питание 35 В усилитель развивает мощность до 100 Вт. Если есть необходимость подключить нагрузку 8 Ом, мощность можно увеличить до +/-42 В, в этом случае мы получим те же 100 Вт. Категорически не рекомендуется повышать напряжение питания более 42 В. , иначе можно остаться без выходных транзисторов. При работе в мостовом режиме надо использовать нагрузку 8 Ом, иначе опять же теряем всякую надежду на выживаемость выходных транзисторов. Кстати, надо учитывать, что защиты от короткого замыкания в нагрузке нет, поэтому нужно быть осторожным. Для использования усилителя в мостовом режиме необходимо прикрутить вход МТ к выходу другого усилитель, на вход которого подается сигнал. Оставшийся ввод замыкается на общий провод. Резистор R11 служит для установки тока покоя выходных транзисторов. Конденсатор С4 определяет верхнюю границу усиления и уменьшать его не стоит — получите самовозбуждение на высоких частотах.
Все резисторы 0,25 Вт, кроме R18, R12, R13, R16, R17. Первые три по 0,5 Вт, последние два по 5 Вт. Светодиод HL1 не для красоты, поэтому не нужно втыкать в схему сверхъяркий диод и выводить на переднюю панель. Диод должен быть самого обычного зеленого цвета — это важно, так как светодиоды других цветов имеют разное падение напряжения. Если вдруг кому-то не повезло и он не смог достать выходные транзисторы MJL4281 и MJL4302, их можно заменить на MJL21193 и MJL21194 соответственно. Переменный резистор R11 лучше всего взять многооборотный, хотя подойдет и обычный. Ничего критичного тут нет — просто удобнее выставить ток покоя.
На хабре уже были публикации о ламповых усилителях, сделанных своими руками, было очень интересно почитать. Бесспорно, звучат они замечательно, но для повседневного использования проще использовать транзисторный прибор. Транзисторы удобнее тем, что не требуют прогрева перед работой и более долговечны. Да и начинать ламповую эпопею с анодными потенциалами под 400 В решится далеко не каждый, а транзисторные трансформаторы на пару десятков вольт гораздо надежнее и просто доступнее.
В качестве схемы для воспроизведения я выбрал схему Джона Линсли Худа 1969 года, взяв авторские параметры, исходя из импеданса моих динамиков 8 Ом.
Классическая схема от британского инженера, опубликованная почти 50 лет назад, до сих пор является одной из самых воспроизводимых и собирает о себе исключительно положительные отзывы. Объяснений этому много:
— минимальное количество элементов упрощает монтаж. Также считается, что чем проще конструкция, тем лучше звук;
— несмотря на то, что выходных транзисторов два, их не нужно разбирать на комплементарные пары;
— мощности в 10 ватт с запасом хватает для обычного жилища человека, а входная чувствительность 0,5-1 вольт очень хорошо согласуется с выходной мощностью большинства звуковых карт или плееров;
— класс А — он и в Африке класс А, если мы говорим о хорошем звуке. О сравнении с другими классами будет чуть ниже.
Внутренний дизайн
Усилитель запускается с питанием. Разделение двух каналов для стерео лучше делать от двух разных трансформаторов, но я ограничился одним трансформатором с двумя вторичными обмотками. После этих обмоток каждый канал существует сам по себе, поэтому надо не забыть умножить на два все, что сказано ниже. На макетной плате делаем мосты на диодах Шоттки для выпрямителя. Можно на обычных диодах или даже готовых мостах, но тогда их нужно шунтировать конденсаторами, а падение напряжения на них больше. После мостов идут фильтры CRC из двух конденсаторов по 33000 мкФ и резистора 0,75 Ом между ними. Если взять и емкость и резистор меньше, то CRC-фильтр станет дешевле и меньше будет греться, но возрастут пульсации, что не комильфо. Эти параметры, ИМХО, разумны по соотношению цена-эффект. В фильтре нужен мощный цементный резистор, при токе покоя до 2А он будет рассеивать 3 Вт тепла, поэтому его лучше брать с запасом 5-10 Вт. Для остальных резисторов в цепи питания, 2 Вт будет достаточно.
Далее переходим к самой плате усилителя. В интернет-магазинах продается много готовых комплектов, но не меньше жалоб на качество китайских комплектующих или неграмотную разводку на платах. Поэтому лучше сделать это самостоятельно, под свой «вольный». Оба канала я сделал на одной макетной плате, чтобы потом прикрепить ее к днищу корпуса. Запустите с тестовыми элементами:
Все, кроме выходных транзисторов Tr1/Tr2, находится на самой плате. Выходные транзисторы смонтированы на радиаторах, об этом ниже. К авторской схеме из оригинальной статьи нужно сделать следующие замечания:
Не все нужно паять сразу. Резисторы R1, R2 и R6 лучше поставить сначала с подстроечными резисторами, после всех регулировок выпаять их, измерить их сопротивление и припаять окончательные постоянные резисторы с таким же сопротивлением. Настройка сводится к следующим операциям. Сначала с помощью R6 устанавливается так, чтобы напряжение между X и нулем было ровно в два раза меньше напряжения +V и нуля. В одном из каналов мне не хватило 100кОм, так что эти триммеры лучше брать с запасом. Затем с помощью R1 и R2 (сохраняя их примерное соотношение!) выставляется ток покоя — ставим тестер для измерения постоянного тока и меряем этот самый ток на входе плюса питания. Пришлось значительно уменьшить сопротивление обоих резисторов, чтобы получить нужный ток покоя. Ток покоя усилителя в классе А максимален и фактически при отсутствии входного сигнала все уходит в тепловую энергию. Для 8-омных динамиков этот ток, по рекомендации автора, должен быть 1,2 А при 27 вольтах, что означает 32,4 Вт тепла на канал. Поскольку подача тока может занять несколько минут, выходные транзисторы должны быть уже на охлаждающих радиаторах, иначе они быстро перегреются и умрут. Потому что они чаще всего нагреваются.
Возможно, в качестве эксперимента вы захотите сравнить звучание разных транзисторов, так что для них тоже можно оставить возможность удобной замены. Пробовал на входе 2N3906, КТ361 и BC557C, небольшая разница была в пользу последнего. В предвыходные пробовали КТ630, БД139 и КТ801, остановились на импортных. Хотя все вышеперечисленные транзисторы очень хороши, и разница может быть довольно субъективной. На выходе сразу поставил 2N3055 (ST Microelectronics), благо они многим нравятся.
При регулировке и уменьшении сопротивления усилителя может увеличиться частота среза низких частот, поэтому для конденсатора на входе лучше использовать не 0,5 мкФ, а 1 или даже 2 мкФ в полимерной пленке. В Сети до сих пор гуляет российская картинка-схема «Ультралинейный усилитель класса А», где этот конденсатор вообще предлагается как 0,1 мкФ, что чревато отсечкой всех басов на 90 Гц:
Пишут, что эта схема не склонен к самовозбуждению, но на всякий случай между точкой Х и землей ставится цепь Цобеля: R 10 Ом + С 0,1 мкФ.
— предохранители, их можно и нужно ставить как на трансформатор, так и на силовой ввод схемы.
— очень уместно было бы использовать термопасту для максимального контакта транзистора с радиатором.
Слесарно-плотничное дело
Теперь о традиционно самой сложной части в DIY — корпусе. Размеры корпуса задаются радиаторами, а в классе А они должны быть большими, помните примерно по 30 ватт тепла с каждой стороны. Сначала я недооценил эту мощность и сделал корпус со средними радиаторами 800см² на канал. Однако при заданном токе покоя 1,2А они нагрелись до 100°С всего за 5 минут, и стало понятно, что нужно что-то помощнее. То есть нужно либо ставить радиаторы большего размера, либо использовать кулеры. Делать квадрокоптер не хотелось, поэтому купил гигантских красавцев HS 135-250 с площадью по 2500 см² на каждый транзистор. Как показала практика, такая мера оказалась немного избыточной, зато теперь усилитель можно смело трогать руками — температура всего 40°С даже в режиме покоя. Некоторой проблемой стало сверление отверстий в радиаторах под крепеж и транзисторы — изначально купленные китайские сверла по металлу сверлили крайне медленно, на каждое отверстие уходило не менее получаса.
Сделал корпус из оргстекла. Сразу заказываем вырезанные прямоугольники у стекольщиков, делаем в них необходимые отверстия для креплений и окрашиваем обратную сторону черной краской.
Оргстекло, окрашенное сзади, выглядит очень красиво. Теперь осталось только все собрать и наслаждаться музыкой… ах да, во время финальной сборки важно еще правильно развести землю, чтобы минимизировать фон. Как выяснилось за десятки лет до нас, С3 нужно соединить с сигнальной землей, т.е. с минусом входа-входа, а все остальные минусы можно отправить на «звезду» возле конденсаторов фильтра. Если все сделано правильно, то никакого фона не слышно, даже если поднести ухо к динамику на максимальной громкости. Еще одна особенность «земли», характерная для звуковых карт, не имеющих гальванической развязки с компьютером, — это помехи от материнской платы, которые могут пролезать через USB и RCA. Судя по интернету, проблема распространенная: в динамиках слышны звуки HDD, принтера, мышки и фон питания системного блока. В этом случае проще всего разорвать контур заземления, заклеив изолентой землю на штекере усилителя. Бояться тут нечего, т.к. будет второй контур заземления через компьютер.
Регулятор громкости на усилителе делать не стал, так как качественного ALPS не получилось, да и шуршание китайских потенциометров мне не понравилось. Вместо него между «землей» и «сигналом» входа был установлен обычный резистор на 47 кОм. Тем более что регулятор внешней звуковой карты всегда под рукой, да и ползунок есть в каждой программе. Только у винилового проигрывателя нет регулятора громкости, поэтому для его прослушивания я приделал к соединительному кабелю внешний потенциометр.
Я могу угадать этот контейнер за 5 секунд…
Наконец-то вы можете начать слушать. Источник звука — Foobar2000 → ASIO → внешний Asus Xonar U7. Колонки Микролаб Про3. Главный плюс этих колонок — отдельный блок собственного усилителя на микросхеме LM4766, который можно сразу убрать куда-нибудь подальше.
Материальные затраты
Трансформатор 2200 руб.Выходные транзисторы (6 штук с запасом) 900 руб.
Конденсаторы фильтра (4 шт) 2700 р.
«Роза» (резисторы, малые конденсаторы и транзисторы, диоды) ~ 2000 руб.

Радиаторы 1800 р.
Оргстекло 650 руб.
Краска 250 руб.
Коннекторы 600 руб.
Платы, провода, серебряный припой и др. ~1000 р.
ИТОГО ~12100 руб.
Усилитель способен выдавать 2 кВт пиковой мощности и 1,5 кВт непрерывной мощности, что означает, что этот усилитель сожжет большинство известных вам динамиков. Чтобы представить себе такую мощность в действии, можно подключить (чего делать категорически не советую) два последовательно соединенных 8-омных динамика к сети переменного тока 220В. При этом на один динамик будет 110В действующего напряжения на нагрузке 8 Ом — 1500Вт. Как долго, по-вашему, акустика проработает в таком режиме. Если желание заниматься этим усилителем до сих пор не пропало, идем дальше…
Усилитель Описание
Во-первых, давайте посмотрим на требования для достижения 1,5 кВт на 4 Ом. Нам нужно среднеквадратичное значение 77,5 В, но нам нужен некоторый запас, потому что напряжение питания будет падать под нагрузкой, и всегда будет некоторое падение напряжения на переходах коллектор-эмиттер и эмиттерных резисторах.
Таким образом, напряжение должно быть…
В постоянного тока = VRMS * 1,414
В постоянного тока = 77,5 * 1,414 = ±109,6 В постоянного напряжения
конец усилителя, и дополнительные 10В к падению напряжения питания при полной нагрузке.
Трансформатор 2 x 90В даст напряжение без нагрузки ±130В (260В между концами выпрямителя), поэтому с блоком питания нужно обращаться крайне осторожно
Биполярные транзисторы были выбраны как наиболее подходящие для оконечного усилителя этап. В первую очередь это продиктовано напряжением питания, которое выше напряжения отсечки для большинства полевых МОП-транзисторов. Это тоже немало для биполярных транзисторов, но MJ15004/5, или MJ21193/4 удовлетворяют требованию по максимальному напряжению, а потому, ориентироваться будем на них.
П=В? / Р = 65? /4=1056Вт
То есть он равен среднему электронагревателю …
Помните, что при возбуждении резистивной нагрузки с фазовым сдвигом 45° рассеиваемая мощность почти удваивается. Из этого следует, что для этого усилителя жизненно необходимо хорошее охлаждение, потребуются хорошие радиаторы, вентиляторы принудительного охлаждения (естественная конвекция не поможет).
Транзисторы MJ15024/5 (или MJ21193/4) в корпусе К-3 (железо с двумя выводами типа КТ825/827) и рассчитаны на рассеиваемую мощность 250 Вт при 25°C. Транзисторный корпус К-3 выбран потому, что он имеет самую высокую мощность рассеивания, поскольку тепловое сопротивление ниже, чем у любого другого транзистора в пластиковом корпусе.
MJE340/350 в каскаде усилителя напряжения гарантирует хорошую линейность. Но даже при токе 12 мА через каскад мощность составляет 0,72 Вт, поэтому Q4, Q6, Q9 и Q10 должны иметь радиаторы. Транзистор (Q5), определяющий смещение оконечного каскада, должен быть установлен на общий радиатор с выводом и иметь надежный тепловой контакт.
Схема защиты от короткого замыкания (Q7, Q8) ограничивает ток до 12А и мощность, выделяемую одним транзистором, до примерно 175Вт, при этом усилитель не позволяет работать в таком режиме длительное время.
Схема профессионального усилителя мощностью 1500 Вт.
Дополнительные элементы обратной связи (R6a и C3a, показаны пунктирной линией) не являются обязательными. Они могут быть необходимы, когда происходит самовозбуждение усилителя. Диоды свободного хода (D9 и D10) защищают транзисторы усилителя от обратной ЭДС при работе на резистивную нагрузку. Диоды серии 1N5404 выдерживают пиковый ток до 200А. Номинальное напряжение должно быть не менее 400В.
Резистор VR1 100 Ом используется для балансировки усилителя по постоянному току. При значениях компонентов, показанных на схеме, начальное смещение должно быть в пределах ±25 мВ перед настройкой. Резистор VR2 используется для установки тока покоя конечного каскада. Отрегулируйте ток покоя, измерив напряжение на резисторе R19.или R20, который должен быть в пределах 150 мВ.
Чувствительность входного каскада составляет 1,77 В для 900 Вт на 8 Ом или 1800 Вт на 4 Ом.
Источник питания:
Блок питания, необходимый для усилителя, требует серьезного конструктивного подхода. Во-первых, нужен понижающий трансформатор мощностью не менее 2кВт. Конденсаторы фильтра питания должны быть рассчитаны на 150 В и выдерживать пульсации тока до 10 А. Конденсаторы, не соответствующие этим требованиям, могут просто взорваться при работе усилителя на полную мощность.
Важная деталь — мостовой выпрямитель. Хотя мосты на 35 А кажутся способными справиться с этой задачей, пиковый повторяющийся ток превышает номинальные характеристики моста. Я рекомендую использовать два моста, соединенных параллельно, как показано на схеме. Номинальное напряжение мостового выпрямителя должно быть не менее 400 В, и они должны быть установлены с достаточным для охлаждения радиатором.
Схема блока питания усилителя мощностью 1500 Вт.
На схеме показаны конденсаторы, составленные из четырех низковольтных, так как их легче найти, а выпрямитель также состоит из двух мостов, соединенных параллельно.
Дополнительные источники напряжения в 5В можно исключить, при этом пиковая мощность снизится с 2048Вт до 1920Вт, что несущественно.
Модуль Р39 представляет собой систему плавного пуска и состоит из реле, контакты которого соединены параллельно с резисторами общей мощностью 150Вт и результирующим сопротивлением 33 Ом.
Блок питания должен обеспечивать стабильное или нестабильное биполярное напряжение питания ±45В и силу тока 5А. Схема этого УНЧ на транзисторах очень проста, так как в выходном каскаде используется пара мощных комплиментарных транзисторов Дарлингтона. В соответствии с эталонными характеристиками данные транзисторы могут коммутировать ток до 5А при напряжении перехода эмиттер-коллектор до 100В.
Схема УНЧ представлена на рисунке ниже.
Требующий усиления сигнал через предварительный УНЧ поступает на предварительный дифференциальный усилительный каскад, построенный на составных транзисторах VT1 и VT2. Использование дифференциальной схемы в усилительном каскаде снижает шумовые эффекты и обеспечивает отрицательную обратную связь. Напряжение ОС поступает на базу транзистора VT2 с выхода усилителя мощности. ОС постоянного тока реализована через резистор R6. ОУ для переменной составляющей осуществляется через резистор R6, но его величина зависит от номиналов цепочки R7-C3. Но следует учитывать, что слишком большое увеличение сопротивления R7 приводит к возбуждению.
Режим работы постоянного тока обеспечивается подбором резистора R6. Выходной каскад на транзисторах Дарлингтона VT3 и VT4 работает в классе АВ. Диоды VD1 и VD2 нужны для стабилизации рабочей точки выходного каскада.
Транзистор VT5 предназначен для построения выходного каскада; на его базу подается сигнал с дифференциального выхода. предусилителя, а также постоянное напряжение смещения, определяющее режим работы выходного каскада на постоянном токе.
Все конденсаторы цепи должны быть рассчитаны на максимальное постоянное напряжение не менее 100 В. Транзисторы выходного каскада рекомендуется монтировать на радиаторы площадью не менее 200 см кв.
Рассматриваемая схема простого двухкаскадного усилителя предназначена для работы с наушниками или для использования в простых устройствах с функцией предусилителя.
Первый транзистор усилителя включен по схеме с общим эмиттером, а второй транзистор с общим коллектором. Первый каскад предназначен для основного усиления сигнала по напряжению, а второй каскад уже усиление по мощности.
Низкое выходное сопротивление второго каскада двухкаскадного усилителя, называемого эмиттерным повторителем, позволяет подключать не только высокоомные наушники, но и другие типы преобразователей акустического сигнала.
Это тоже двухкаскадная схема УНЧ, выполненная на двух транзисторах, но уже противоположной проводимости. Главная ее особенность в том, что связь между каскадами прямая. Прикрытое ООС через сопротивление R3, напряжение смещения со второго каскада проходит на базу первого транзистора.
Конденсатор С3, шунтирующий резистор R4, уменьшает ООС по переменному току, тем самым уменьшая коэффициент усиления VT2. Подбором номинала резистора R3 устанавливается режим работы транзисторов.
УМЗЧ на двух транзисторах |
Этот достаточно легкий усилитель мощности звуковой частоты(УМЗЧ) можно спаять всего на двух транзисторах. При напряжении питания 42 В постоянного тока выходная мощность усилителя достигает 0,25 Вт на нагрузке 4 Ом. Потребляемый ток всего 23 мА. Усилитель работает в однотактном режиме «А».
Низкочастотное напряжение от источника сигнала подходит для регулятора громкости R1. Далее через защитный резистор R3 и конденсатор С1 подается сигнал на биполярный транзистор VT1, включенный по схеме с общим эмиттером. Усиленный сигнал поступает через R8 на затвор мощного полевого транзистора VT2, включенного по схеме с общим истоком и его нагрузкой является первичная обмотка понижающего трансформатора. К вторичной обмотке трансформатора можно подключить динамическую головку или акустическую систему.
В обоих транзисторных каскадах имеется локальная отрицательная обратная связь по постоянному и переменному току, а также по общей цепи ООС.
В случае увеличения напряжения на затворе полевого транзистора уменьшается сопротивление сток-исток его канала и уменьшается напряжение на его стоке. Это также влияет на уровень сигнала, подаваемого на биполярный транзистор, что снижает напряжение затвор-исток.
Вместе с локальными цепями отрицательной обратной связи, таким образом, режимы работы обоих транзисторов стабилизируются даже в случае небольшого изменения напряжения питания. Коэффициент усиления зависит от соотношения сопротивлений резисторов R10 и R7. Стабилитрон VD1 предназначен для предотвращения выхода из строя полевого транзистора. Усилительный каскад на VT1 питается через RC-фильтр R12C4. Конденсатор С5 является блокировочным конденсатором в цепи питания.
Усилитель может быть собран на печатной плате размером 80×50 мм, содержит все элементы кроме понижающего трансформатора и динамической головки
Настройка схемы усилителя производится при напряжении питания, при котором он будет работать. Для точной настройки рекомендуется использовать осциллограф, щуп которого подключают к выводу стока полевого транзистора. Подачей на вход усилителя синусоидального сигнала частотой 100. ..4000 Гц регулировкой подстроечного резистора R5 добиваются отсутствия заметных искажений синусоиды при максимально возможной амплитуде амплитуды сигнала при выход стока транзистора.
Выходная мощность усилителя на полевых транзисторах небольшая, всего 0,25Вт, напряжение питания от 42В до 60В. Динамическое сопротивление головки 4 Ом.
Звуковой сигнал через переменное сопротивление R1, затем R3 и разделительную емкость С1 поступает на усилительный каскад на биполярном транзисторе по схеме с общим эмиттером. Далее с этого транзистора усиленный сигнал проходит через сопротивление R10 на полевой транзистор.
Первичная обмотка трансформатора является нагрузкой для полевого транзистора, а к вторичной обмотке подключена четырехомная динамическая головка. Соотношение сопротивлений R10 и R7 задает степень усиления по напряжению. Для защиты однополярного транзистора в схему добавлен стабилитрон VD1.
Все номиналы деталей есть на схеме. Трансформатор можно использовать как ТВК110ЛМ или ТВК110Л2, от кадрового сканера старого телевизора или аналогичный.
УМЗЧ по схеме Агеева |
На эту схему я наткнулся в старом номере радиожурнала, впечатления от нее остались самые приятные, во-первых, схема настолько проста, что ее сможет собрать даже начинающий радиолюбитель, а во-вторых, при условии, что комплектующие работают и установка правильно собрана, она не требуется.
Если вас заинтересовала эта схема, то остальные подробности по ее сборке вы можете найти в радиожурнале №8 за 1982.
Высококачественный транзисторный УНЧ |
Читатели! Запомните ник этого автора и никогда не повторяйте его схемы.
Модераторы! Прежде чем забанить меня за оскорбления, подумай, что ты «подпускаешь к микрофону обыкновенного гопника», которого нельзя даже близко подпускать к радиотехнике и, тем более, к обучению новичков.
Во-первых, при такой схеме включения через транзистор и динамик будет протекать большой постоянный ток, даже если переменный резистор будет в правильном положении, то есть будет слышна музыка. А при большом токе динамик повреждается, то есть рано или поздно сгорит.
Во-вторых, в этой схеме обязательно должен быть ограничитель тока, то есть постоянный резистор, не менее 1 КОм, включенный последовательно с переменным. Любой самодельщик перевернет регулятор переменного резистора до упора, у него будет нулевое сопротивление и на базу транзистора пойдет большой ток. В результате сгорит транзистор или динамик.
Переменный конденсатор на входе нужен для защиты источника звука (это надо пояснить автору, т.к. тут же нашелся читатель, который снял его просто так, считая себя умнее автора). Без него нормально работать будут только те плееры, в которых такая защита уже установлена на выходе. А если его нет, то выход плеера может выйти из строя, особенно, как я уже говорил выше, если переменный резистор выкрутить «в ноль». При этом от источника питания этой копеечной безделушки будет поступать выходное напряжение дорогого ноутбука и он может сгореть. Самодельные очень любят снимать защитные резисторы и конденсаторы, потому что «работает!» В результате схема может работать с одним источником звука, но не с другим, и даже дорогой телефон или ноутбук могут выйти из строя.