Виды шинопроводов: особенности конструкции, преимущества и недостатки различных типов

Что такое шинопровод и какие бывают его разновидности. Для чего используются магистральные, распределительные и осветительные шинопроводы. Каковы преимущества и недостатки шинопроводов по сравнению с кабельными линиями. Какие факторы нужно учитывать при выборе типа шинопровода.

Содержание

Что представляют собой шинопроводы и для чего они используются

Шинопровод — это система для передачи и распределения электроэнергии, основным элементом которой являются жесткие шины, заключенные в защитный корпус. В отличие от кабельных линий, шинопроводы обладают рядом преимуществ:

  • Более эстетичный внешний вид
  • Быстрый и простой монтаж
  • Высокая пожаробезопасность
  • Защита от влаги и пыли (степень защиты IP55 и выше)
  • Экономия электроэнергии за счет снижения потерь
  • Эффективный отвод тепла
  • Длительный срок службы (до 30 лет)
  • Экранирование от электромагнитных излучений

Шинопроводы применяются для организации систем электроснабжения промышленных предприятий, торговых и офисных центров, складских комплексов и других крупных объектов.


Основные виды шинопроводов

В зависимости от назначения и конструктивных особенностей выделяют следующие основные типы шинопроводов:

Магистральные шинопроводы

Магистральные шинопроводы предназначены для передачи больших мощностей на значительные расстояния. Их используют для подключения трансформаторных подстанций к главным распределительным щитам, а также для организации магистральных линий внутри крупных производственных цехов.

Основные характеристики магистральных шинопроводов:

  • Номинальный ток до 6300 А
  • Количество шин — 3 или 4
  • Наличие ответвительных коробок для подключения распределительных шинопроводов
  • Высокая механическая прочность конструкции

Распределительные шинопроводы

Распределительные шинопроводы применяются для распределения электроэнергии непосредственно к потребителям. Они монтируются в производственных помещениях и обеспечивают возможность гибкого подключения оборудования.

Ключевые особенности распределительных шинопроводов:

  • Номинальный ток до 1000 А
  • Большое количество ответвительных коробок для подключения потребителей
  • Возможность быстрого изменения схемы питания оборудования
  • Компактные размеры

Осветительные шинопроводы

Осветительные шинопроводы используются для организации систем освещения в торговых центрах, выставочных залах, складских комплексах. Они позволяют легко менять расположение и количество светильников.


Характерные черты осветительных шинопроводов:

  • Номинальный ток до 63 А
  • Наличие специальных адаптеров для крепления и подключения светильников
  • Возможность быстрого монтажа/демонтажа светильников
  • Эстетичный внешний вид

Преимущества и недостатки шинопроводов

Рассмотрим основные плюсы и минусы применения шинопроводных систем по сравнению с традиционными кабельными линиями.

Преимущества шинопроводов:

  • Высокая надежность и долговечность
  • Пожаробезопасность
  • Защита от внешних воздействий
  • Простота монтажа и обслуживания
  • Возможность быстрого изменения схемы электроснабжения
  • Эстетичный внешний вид
  • Экономия пространства

Недостатки шинопроводов:

  • Более высокая стоимость по сравнению с кабельными линиями
  • Необходимость тщательного проектирования системы
  • Сложность изменения трассы после монтажа
  • Длительные сроки изготовления и поставки

Критерии выбора типа шинопровода

При выборе оптимального типа шинопровода для конкретного объекта необходимо учитывать следующие факторы:

  • Требуемая мощность и номинальный ток системы
  • Планировка помещений и расположение оборудования
  • Необходимость частого изменения схемы электроснабжения
  • Условия эксплуатации (температура, влажность, наличие агрессивных сред)
  • Требования к внешнему виду системы электроснабжения
  • Бюджет проекта

Правильный выбор типа шинопровода позволит создать надежную, безопасную и гибкую систему электроснабжения, отвечающую всем потребностям объекта.


Особенности монтажа шинопроводных систем

Монтаж шинопроводов имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать:

  • Требуется тщательное проектирование трассы с учетом всех поворотов и ответвлений
  • Необходимо использовать специальные монтажные элементы (подвесы, кронштейны)
  • Соединение секций должно выполняться с соблюдением требуемого момента затяжки болтов
  • Важно обеспечить надежное заземление всех элементов системы
  • Монтаж ответвительных коробок требует особой аккуратности

При соблюдении всех правил монтажа шинопроводная система будет надежно служить в течение длительного срока.

Перспективы развития шинопроводных систем

Развитие технологий производства шинопроводов идет по следующим направлениям:

  • Повышение энергоэффективности за счет применения новых материалов
  • Увеличение степени защиты от внешних воздействий
  • Разработка «умных» систем с возможностью удаленного мониторинга
  • Создание компактных решений для малых пространств
  • Повышение пожаробезопасности

Все это позволит сделать шинопроводные системы еще более привлекательными для применения в различных отраслях.



Виды шинопроводов

Шинопровод – это система для передачи электроэнергии, отличительной особенностью которой является то, что каждый проводник выполнен из жесткой шины.  

Конструктивно различают 3 типа шинопроводов 

  • открытый; 
  • защищённый; 
  • пакетный, пофазно изолированный (сэндвич).  

Открытый шинопровод – не изолированные шины, проложенные по изоляторам без защитных коробов. Используются всё реже, так как сложны в монтаже и опасны в эксплуатации.  

Защищенный шинопровод — шины закрываются сеткой или металлическим коробом. Используются всё реже, так как сложны в монтаже и не надежны в эксплуатации. 

Пакетный, пофазно изолированный шинопровод (сэндвич) – относительно новая технология производства шинопроводов.  Имеет множество преимуществ перед открытым и защищенным шинопроводами. Далее речь пойдет о пакетном шинопроводе.  

Типы шинопроводов 

  • Магистральный шинопровод; 
  • Распределительный шинопровод; 
  • Троллейный шинопровод; 
  • Осветительный шинопровод.  

Магистральный шинопровод 

Бывает переменного и постоянного тока, с алюминиевыми или медными шинами. 

Применяется для передачи мощности: 

  • от силовых трансформаторов до ГРЩ, РШНН, КНУ–0,4кВ; 
  • секционирование между НКУ-0,4кВ; 
  • от источника питания (ГРЩ, ТП, БКТП…) до мощного потребителя; 
  • от источника питания (ГРЩ, ТП, БКТП…) до распределительных шинопроводов.  

Распределительный шинопровод 

Бывает переменного и постоянного тока, с алюминиевыми или медными шинами. 

Применяется для передачи мощности: 

  • от магистрального шинопровода до потребителей; 
  • от НКУ-0,4кВ до потребителей; 

Подключения потребителей к распределительному шинопроводу осуществляется при помощи блоков отбора мощности (БОМ). В блоках отбора мощности, могут быть установлены автоматические выключатели или предохранители для защиты потребителей. БОМы бывают стандартного или индивидуального изготовления с одним или несколькими автоматическими выключателями, по желанию заказчика.   

Троллейный шинопровод 

Троллейный шинопровод состоит из корпуса, внутри которого расположены 4 контактные шины. Корпус имеет прорезь в нижней части, по всей длине. Внутри корпуса перемещается токосъёмная каретка, через которую осуществляется питание потребителя, двигающегося вдоль троллейного шинопровода.  

Троллейный шинопровод применяется для электропитания кран-балок, электроталей, подвесных дорог, подъемных механизмов, конвейерных линий, монорельсовых тележек, и т.п. В некоторых случаях их используют для питания устройств стеллажного хранения, передвигающихся по заданным траекториям.  

Осветительный шинопровод 

Осветительный шинопровод значительно упрощает задачу по освещению помещений большой площади. Осветительный шинопровод как конструктор, собирается из отдельных секций. Проектирование и монтаж осветительного шинопровода на порядок быстрее чем кабельных линий. Осветительный шинопровод намного эстетичнее и удобнее в эксплуатации. Светильники подключаются к осветительному шинопроводу быстро и без отключения шинопровода.   

Специалисты ГК «Терра-ток» подскажут Вам наиболее функциональное и выгодное решение с применением шинопроводов различного типа. Также мы выполним проект и монтаж шинопровода на объекте.  

Основные виды шинопроводов — Сам электрик

Шинопровод представляет собой конструкцию, предназначенную для передачи электроэнергии на расстояния к потребителям. Данные изделия являются альтернативным вариантом кабельной продукции. В некоторых случаях их целесообразнее использовать, а иногда все же лучше проложить кабель для питания оборудования. В этой статье мы рассмотрим основные типы шинопроводов, область применения каждой разновидности, а также преимущества и недостатки данных изделий.

  • Кратко о достоинствах и недостатках
  • Существующие разновидности
  • Магистральный
  • Распределительный
  • Осветительный
  • Троллейный

Кратко о достоинствах и недостатках

Из недостатков изделий хотелось бы выделить:

  1. Более длительный срок поставки, если сравнивать с кабелем. Дело в том, что шинопровод изготавливают специально под ваш проект. Редко когда на складе есть уже готовые секции, которые подойдут под ваши условия. В связи с этим придется подождать, пока его изготовят и доставят.
  2. Необходимость проектирования системы специалистом. Существует множество нюансов при составлении проекта, если у вас нет опыта в этом деле, малейшая ошибка может дорого обойтись.
  3. Жесткость конструкции не позволяет изменить трассу прокладки системы. Если вы не учли в проекте пересекающийся в одной плоскости с монтируемой линией вентиляционный канал, обойти его можно будет, только заказав новые части, специальные. Заказ повлечет за собой длительное ожидание поставки и материальные затраты.

Что касается преимуществ шинопровода перед кабелем, они следующие:

  1. Более эстетичный внешний вид смонтированной линии.
  2. Установка производится быстрее, при этом с меньшими усилиями.
  3. Конструкция является пожаробезопасной, к тому же имеет степень защиты IP не менее, чем 55, что позволяет надежно защищать линию питания от влаги и пыли.
  4. Благодаря прямоугольной форме шинопроводы позволяют экономить электроэнергию, т.к. уменьшается сопротивление силы тока и снижается активная энергия, ограничивая при этом реактивную.
  5. Алюминиевый корпус быстро отводит тепло.
  6. Срок службы изделий достигает 30 лет.
  7. Экранирующий кожух обеспечивает защиту от электромагнитных излучений на производстве, что не менее важно.

Некоторые из предоставленных преимуществ относятся только к таким типам, как магистральный, распределительный и троллейный. Иначе говоря, к осветительному типу изделий достоинства относятся не все. Ниже мы как раз и поговорим о том, какие бывают шинопроводы.

Существующие разновидности

Магистральный

Данный тип конструкции предназначен для передачи электроэнергии от подстанции к производственным помещениям. Чаще всего магистральный шинопровод применяют в том случае, если оборудование на производстве расположено рядами по всему цеху и существует вероятность изменения местоположения станков.

Магистральные системы способны выдержать ток до 4000 А и к тому же рассчитаны на достаточно большое количество ответвлений, которые нужны для подключения электрооборудования. Как правило, предусматривается 2 ответвления на 6 метров длины.

Существуют магистральные шинопроводы переменного тока (маркировка ШМА) и постоянного (ШМАД). Конструкция изделий типа ШМА может включать три либо четыре шины. В первом случае каждая фаза представлена двумя прямоугольными изолированными шинами, изготовленными из алюминия. Нулем в этом случае являются два уголка (также алюминиевых), которые располагаются за пределами корпуса и используются для монтажа шинопровода. Что касается системы из 4-х шин, в этом случае все они расположены внутри конструкции.

Магистральные конструкции типа ШМА комплектуются из секций размерами 0,75; 1,5; 3 и 3,5 метра. Секции могут быть прямыми, подгоночными, тройниковыми, угловыми ответвительными или же присоединительными, что видно на схемах ниже.

Помимо этого существует еще 2 вида секций ШМА: фазировочные (позволяют чередовать фазы) и гибкие (для обхода препятствий, возникающих на пути прокладки). Чаще всего применяются прямые трехметровые секции при проектировании шинопровода.

Кстати, соединяются секции между собой с помощью одноболтовых сжимов однако более надежное соединение достигается за счет сварки.

ШМАД рассчитан на постоянный ток до 6300 А. Маркировка ШМАДК означает, что шины защищены крышками.

Распределительный

Назначением распределительного типа изделий (ШРА) является распределение электрической энергии от магистрального шинопровода непосредственно к потребителям. Такие конструкции применяют для подключения однофазных и трехфазный приемников.

Они комплектуются из угловых секций, тройниковых и прямых, длиной 3 метра. На 3-метровую секцию предусмотрено от 3 до 6 мест для подключения приемников. ШРА рассчитаны на ток до 630 А. Все 4 шины также прямоугольные и изготавливаются из алюминия, являются неизолированными. Соединение секций осуществляется за счет болтов.

Обращаем ваше внимание на то, что распределительный тип шинопровода может иметь маркировку ШРМ, что означает – шины медные.

Осветительный

Данная разновидность конструкции может применяться не только на производстве, но и в быту, а также в торговых центрах для подсветки витрин. Секции могут быть прямыми, угловыми, вводными и гибкими. Стандартная длина составляет 1,5 и 3 метра.

Устройство представлено четырьмя изолированными проводниками, сечением 6 мм2. Осветительный шинопровод (ШОС) способен выдержать ток до 25 А. Данный тип конструкции применяется в сетях 220 и 380 Вольт для установки и подключения трековых светильников.

Троллейный

Ну и последний тип шинопровода – троллейный (ШТМ). Область применения – питание подъемных кранов, подвесных дорог, монорельсов и т.д. ШТМ рассчитаны на напряжение 380 и 660 Вольт в сетях с глухозаземленной нейтралью. Номинальный ток составляет 200 или же 400 А.

Данная разновидность конструкций комплектуется прямыми секциями, длиной от 0,75 до 3 метров, а также угловыми на 45 и 90 градусов. Это позволяет осуществлять сборку трассы практически любой схемы.

Для соединения секций используют специальные муфты.

Напоследок рекомендуем просмотреть полезное видео, в котором наглядно показывается процесс установки магистральной системы:

Этапы монтажа

Вот мы и рассмотрели, какие бывают типы шинопроводов, и какими преимуществами и недостатками обладают данные изделия по сравнению с кабелем. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Рекомендуем также прочитать:

  • Причины потерь электроэнергии в электрических сетях
  • Кабель-каналы: типы и размеры
  • Расшифровка маркировки проводов и кабелей

Что такое электрическая шина? Типы, преимущества, недостатки

R Jagan Mohan Rao

Шинопровод представляет собой металлический стержень в щите распределительного устройства, используемый для передачи электроэнергии от входящих фидеров и распределения к отходящим фидерам. Проще говоря, сборная шина представляет собой электрический узел, в котором происходит обмен входящим и исходящим токами.

Электрическая сборная шина состоит из ряда электрических линий, работающих при одинаковом напряжении и частоте. Как правило, в конструкции шинопроводов используется медный или алюминиевый проводящий материал.

Используются в виде труб или тонкостенных трубок.

Содержание

  • Электрическая сборная шина
  • Назначение сборной шины
  • Типы сборных шин
    • Одинарная система сборных шин
      • Преимущества одинарной системы сборных шин
      • 3 Одинарная система сборных шин 2-бар 10 Недостатки системы сборных шин 90
      • Двойная система сборных шин
        • Преимущества двойной системы сборных шин
        • Недостатки двойной системы сборных шин
      • Система кольцевых шин
        • Преимущества системы кольцевых шин
        • Недостатки системы кольцевых шин

    Электрические шины

    Для различных конфигураций любое конкретное расположение шин должно обеспечивать достаточную эксплуатационную гибкость, достаточную надежность и минимальную стоимость.

    Автоматические выключатели устроены таким образом, чтобы обеспечить максимальную доступность для работы установки.

    Типы шин

    В этой статье обсуждаются важные схемы шинопроводов. По конструкции шинопровода они подразделяются следующим образом.

    • Система одинарных шин.
    • Двойная шинная система.
    • Система кольцевых шин.

    Система с одинарной шиной

    Само название указывает на то, что в этой системе используется одна шина. К одной и той же единой шине подключено несколько входящих и исходящих линий.

    Например, две вводные линии 11 кВ подключены через автоматический выключатель и изолятор. Трехфазные, 440 В и однофазные исходящие линии питания 230 В соединяются с помощью изолятора, автоматического выключателя и понижающего трансформатора, как показано на рисунке выше.

    Секционная конструкция с одинарной шиной может быть выполнена путем добавления автоматических выключателей, где это необходимо.

    Преимущества системы с одинарной шиной
    • Преимущество этой системы заключается в том, что неисправность одной части шины не приводит к полному отключению всей системы.
    • Низкая стоимость обслуживания.
    Недостатки системы с одинарной шиной
    • В случае неисправности вся система будет отключена.
    • При любом расширении должно быть выполнено полное отключение.

    Двойная шинная система

    В случае двойной системы сборных шин низковольтные и высоковольтные шины дублируются. Из этих двух по желанию можно использовать любую из секций шинопровода.

    Предусмотрено устройство соединительного выключателя сборных шин для переключения работы с одной сборной шины на другую.

    Секционная конструкция с двойной шиной может быть выполнена в соответствии с требованиями путем добавления автоматических выключателей.

    Преимущества системы с двойной шиной
    • В конструкции с двойной шиной можно иметь одну шину «под напряжением», а ремонт другой шины становится удобным при необходимости.
    • Не трогая основную шину, проверку фидерных автоматических выключателей можно провести, установив их на запасную шину.
    • Всякий раз, когда возникает неисправность на сборной шине, бесперебойное питание цепи может поддерживаться путем переключения на другую сборную шину.
    Недостатки двойной системы сборных шин
    • Высокие эксплуатационные расходы.

    Система кольцевых шин

    В этом типе расположения два автоматических выключателя работают на одной линии. Например CB1 и CB2 на одной линии, где CB3, CB4 на другой линии.

    Преимущество этой кольцевой системы сборных шин состоит в том, что всегда есть два параллельных пути к цепи, и выход из строя одного пути не прерывает работу полностью.

    Преимущества системы кольцевых шин
    • Эта система кольцевых шин имеет резервный путь к цепи, и выход из строя одной секции не прерывает работу полностью.
    • Возможно техническое обслуживание любого автоматического выключателя без отключения питания.
    Недостатки кольцевой системы сборных шин
    • Добавление новой линии цепи может быть затруднено.

    Ссылки

    • Power System Engineering Р.К. Раджпут.
    • Передача и распределение электроэнергии (WBSCTE)

    Если вам понравилась эта статья, подпишитесь на наш канал YouTube для видеоуроков по КИПиА, электрике, ПЛК и SCADA.

    Вы также можете подписаться на нас в Facebook и Twitter, чтобы получать ежедневные обновления.

    Читать дальше:

    Будьте первым, кто получит эксклюзивный контент прямо на вашу электронную почту.

    Обещаем не спамить. Вы можете отписаться в любое время.

    Неверный адрес электронной почты

    Категории Основы электротехники

    2023 © Воспроизведение без явного разрешения запрещено. — Курсы PLC SCADA — Сообщество инженеров

    Электрическая шина — типы, преимущества, недостатки

    Электрическая шина состоит из металлического проводника в форме стержня или полосы, заключенного в распределительное устройство, панельные щиты и кожухи шинопроводов. Электроэнергия собирается от входных фидеров и распределяется на выходные фидеры по проводникам или группам проводников.

    Другими словами, это типовое соединение, которое соединяет все входящие и исходящие электрические токи. Таким образом, электрическая шина собирает электрическую энергию на месте.

    Система сборных шин состоит из изолятора и автоматического выключателя.

    Доступны шины различных форм и размеров. Прямоугольные, трубчатые, круглые и многие другие формы. Прямоугольный в основном используется в энергосистемах.

    Медь, алюминий и латунь используются для изготовления электрических шин.

    Значение сборных шин

    В энергосистемах используется несколько типов сборных шин. При выборе шинопровода необходимо учитывать множество факторов, таких как надежность, гибкость и стоимость. При выборе конкретного расположения шин следует учитывать следующие факторы.

    • Конструкция шин проста и удобна в обслуживании.
    • Обслуживание системы не повлияло на ее непрерывность.
    • Монтаж шин экономичен.

    Одинарная шина используется в случае небольших подстанций, где непрерывность питания не критична. Но на крупных подстанциях в системе используется дополнительная шина, чтобы избежать перебоев в подаче электроэнергии.

    Покрытие на шине

    Прочный защитный слой обеспечивается покрытием на поверхности шины и предотвращает окисление. На шины наносят металлические и неметаллические покрытия. Олово, никель и серебро используются для покрытия шин. Шинопровод имеет покрытие по трем причинам

    • Для предотвращения коррозии
    • Для улучшения проводимости
    • Для улучшения внешнего вида

    Формы шин

    Различные типы расположения электрических шин показаны на рисунках ниже.

    Электрические шины бывают различных форм, размеров и материалов.

    • Прямоугольные шины широко используются в промышленности благодаря своим качествам, включая простоту операций сборки, таких как резка, гибка и соединение. Он справляется с большим током.
    • Квадратные шины формы редко используются из-за плохой вентиляции и более сложной сборки.
    • Трубчатая шина формы используется на электрических подстанциях для очень высокого напряжения. Трубчатые шины обеспечивают хорошую вентиляцию и механическую прочность. Высокая стоимость – самый существенный недостаток. Его установка сложна и требует особого внимания.
    • Проводные шины являются гибкими и используются при соединении клемм оборудования, подверженного вибрации и ударам, например трансформаторов, индукционных регуляторов напряжения, автоматических выключателей и др.
    • Круглая или круглая шина , используемая в ограниченных случаях, когда через них проходит небольшой ток и низкое рабочее напряжение. Примерами являются взаимосвязь инструментов на платах и ​​синхронизаторах.

    Типы шин

    Тип используемой системы шин в энергосистеме зависит от роли и важности подстанции. Уровень напряжения, установленная мощность и ожидаемая надежность работы сети являются параметрами, учитываемыми при выборе шинопровода.

    Система с одной шиной

    Очень простая и легкая в установке система с одной шиной. Вместе с разъединителем в системе имеется только одна шина. Существует только одна шина, соединяющая все оборудование подстанции, такое как трансформаторы, генераторы и фидеры.

    Преимущества  
    • Низкие первоначальные затраты.
    • Требуется меньше обслуживания.
    • Операция проста.

    Недостатки
    • При возникновении неисправности нарушается вся подача.
    • Поскольку схема обеспечивает наименьшую гибкость, она используется на небольших подстанциях, где непрерывность питания не имеет решающего значения.

    Одинарная сборная шина с секционной шиной

    В этом типе схемы используются автоматические выключатели и разъединители. Изолятор предотвращает отключение всей системы, отсоединяя неисправный участок шины. В этой схеме используется дополнительный автоматический выключатель, который не сильно увеличивает стоимость.

    Преимущества
    • Дефектный участок удаляется без нарушения непрерывности питания.
    • Возможно обслуживание отдельных секций без отключения питания системы.
    • Система с токоограничивающим дросселем, уменьшающим количество отказов.

    Недостатки 
    • Дополнительные автоматические выключатели и изоляторы увеличивают стоимость системы.

    Система двойной шины 

    Для увеличения гибкости одиночной шины можно добавить вторую. Основная шина и переключатель для соединения двух шин, образуя конфигурацию, называемую двойной шиной.

    Конфигурация является гибкой, поскольку позволяет разделить цепи на каждой из шин, что позволяет разделить системы.

    Преимущества
    • Он также надежен, но небезопасен при выходе из строя шин и переключателей.
    • Также можно проводить техническое обслуживание сборных шин без приостановки работы, и по этой причине он используется в районах с высоким уровнем загрязнения окружающей среды.
    • Очень хорошо адаптируется к высокоячеистым системам, в которых требуется гибкость.

    В этом типе расположения используются два типа шин, а именно главная шина и вспомогательная шина. Шинный соединитель соединяет разъединители и автоматические выключатели с системой сборных шин. В случае перегрузки шинный соединитель переключает и подключает нагрузку с одной шины на другую.

    Преимущества 
    • Непрерывность питания остается неизменной даже в случае сбоя. Когда сбой происходит на одной из шин, вся нагрузка переносится на другую шину.
    • Ремонт и техническое обслуживание можно легко выполнять на сборной шине без отключения.

    Кольцевая шина

    В этом типе схемы два автоматических выключателя работают на одной линии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *