Как появился самовар в России. Где был изобретен первый самовар. Какую роль играл самовар в русской культуре. Как менялся дизайн самоваров со временем. Почему самовар стал символом русского гостеприимства.
Происхождение самовара: древние корни и первые прототипы
История самовара уходит корнями в глубокую древность. Археологи обнаружили прототипы самоваров, датируемые еще античными временами:
- В Древнем Риме существовал прибор под названием «аутепса». Это был высокий кувшин с двумя отсеками — для углей и для воды.
- В Китае использовали похожее устройство «хого» — глубокую чашу на поддоне с трубой.
- На территории современного Азербайджана найден древний сосуд для кипячения воды возрастом 3600 лет.
Таким образом, идея самонагревающегося сосуда для воды возникла задолго до появления русского самовара. Но именно в России это устройство обрело свой классический вид и стало неотъемлемой частью культуры.
Появление самовара в России: легенды и факты
Существует несколько версий о том, как самовар появился в России:
- По одной из легенд, самовар привез Петр I из Голландии.
- Другая версия гласит, что первый самовар был создан на Урале тульским мастером Демидовым в начале 18 века.
- Документально подтверждено, что в 1778 году братья Лисицыны открыли в Туле первую самоварную фабрику.
При этом в архивах сохранились более ранние упоминания самоваров. Так, в описи имущества Демидова от 1740 года значится «самовар медный, лужёный». Это говорит о том, что самовары использовались в России как минимум с 1730-х годов.
Развитие самоварного дела в России
В 19 веке производство самоваров активно развивалось:
- К 1850 году в России насчитывалось уже 28 самоварных фабрик.
- Ежегодно выпускалось около 120 тысяч медных самоваров.
- Основными центрами производства были Тула, Москва, Санкт-Петербург.
- Самовары изготавливали также в Вятской, Владимирской, Ярославской губерниях.
Мастера создавали самовары самых разных форм и размеров — от миниатюрных сувенирных до огромных трактирных. Появились самовары в виде вазы, рюмки, бочонка, шара и даже в форме груши.
Роль самовара в русской культуре и быте
Самовар быстро стал неотъемлемой частью русского быта и культуры:
- Он был центром застолья и символом гостеприимства.
- Вокруг самовара собиралась вся семья, велись задушевные беседы.
- Самовар воспевался в народных песнях и пословицах.
- Он изображался на картинах известных художников (Кустодиев, Петров-Водкин).
- О самоваре писали Пушкин, Гоголь, Чехов и другие классики.
Самовар объединял людей разных сословий — он был и в крестьянской избе, и в купеческом доме, и во дворце. Чаепитие из самовара стало важной русской традицией.
Конструкция и принцип работы самовара
Классический русский самовар состоит из следующих основных элементов:
- Тулово — емкость для воды
- Труба-жаровня внутри для закладки топлива
- Кран для наливания воды
- Конфорка сверху для заварочного чайника
- Крышка с клапаном для выхода пара
- Поддон и ножки
Принцип работы самовара заключается в нагревании воды с помощью внутренней трубы, в которую закладываются угли, щепа или шишки. Благодаря этому вода быстро закипает и долго остается горячей.
Эволюция дизайна самоваров
За свою историю внешний вид самоваров претерпел значительные изменения:
- Первые самовары были простой цилиндрической формы из меди.
- В 19 веке появились самовары-вазы с изящными формами.
- Богатые самовары украшались чеканкой, гравировкой, позолотой.
- В начале 20 века стали популярны никелированные самовары.
- В советское время преобладали электрические самовары.
Форма и декор самоваров отражали художественные стили своей эпохи — от классицизма до модерна.
Самовар как символ русского гостеприимства
Почему же самовар стал таким важным символом русской культуры? Этому способствовало несколько факторов:
- Он создавал атмосферу уюта и тепла в доме.
- Объединял людей за общим столом.
- Олицетворял хлебосольство и радушие хозяев.
- Был связан с традицией неспешных бесед за чаем.
- Ассоциировался с семейными ценностями.
Самовар стал настолько привычным атрибутом русского быта, что иностранцы часто воспринимали его как нечто исконно русское, хотя его прообразы существовали и в других культурах.
Самовары в современной России
Сегодня самовары уже не так широко используются в быту, но сохраняют свое культурное значение:
- Они остаются популярным сувениром и предметом коллекционирования.
- Старинные самовары высоко ценятся антикварами.
- Существуют музеи самоваров в Туле, Касимове и других городах.
- Образ самовара используется в рекламе и дизайне.
- Возрождаются традиции чаепития с самоваром.
Таким образом, самовар по-прежнему воспринимается как один из символов России, олицетворяющий гостеприимство и душевное тепло.
История появления и развития самоваров, их классификация, устройство
Самовар не просто часть гастрономических традиций прошлого, он стал культурным феноменом в нашей стране. Воспетый литературными классиками, показанный на лучших картинах художников – он вошел в геном русского человека.
Во многих семьях еще жива память о совместных чаепитиях со старшим поколением и их старинными самоварами. Отдельные счастливцы хранят семейные реликвии до сих пор. Эта часть нашей общей истории согрета теплом живых воспоминаний о близких нам людях и дорогих им предметах.
Значение самого слова «самовар», несмотря на его немалый возраст, до сих пор понятно каждому. В нем отражен функционал изделия – «сам варит».
Он же показан и в диалектных версиях. Ярославцы звали его «самогар» («сам горит»), вятичи «самогрей» («сам греет»), курчане – «самокипец» («сам кипит»). И даже в татарском языке он звался «снабар», то есть «чайник». Кстати, отдельные исследователи считают, что именно от этого слова ведет свою этимологию русский «самовар».
История самоваров
Многие из нас воспринимают этот предмет, как изобретение мастеров нашей страны. Увы, это не так.
Появление устройств для кипячения воды
Документы свидетельствуют, что впервые изделия, объединившие емкости для воды и углей с отводящей трубой, появились в Китае. Названные «хого», они распространились на территорию Японии и современного Ирана. А первый дошедший до археологов реликт имел возраст 3600 лет и был найден в сельской местности Азербайджана.
Древний Рим
Аутепса («само+кипящий», «само+варящий») – так назывался сосуд, в котором древние римляне согревали воду. Как и большая часть вещей того периода, он не был лишен изящества. Высокие витые ножки, пузатая чаша в виде тыквы, богатый декор – им можно было украсить стол именитого горожанина. А вот пользоваться было не так удобно, как русским изобретением – у него не было крана! Внутри размещались два отсека – в один загружали горящие угли, в другой воду. Вычерпывать ее приходилось черпаками. Зато была другая «опция» – летом вместо угля емкость заполняли льдом и пили охлажденные напитки.
Русь и Российская империя
Распространена легенда, что самовар привез в Россию Петр I, но документы говорят, что он появился спустя полвека после смерти последнего русского царя. Производство началось после того, как тульский промышленник Демидов отправился на Урал, где с местными кузнецами выковал первую самогреющуюся конструкцию. Позже ее нашли среди демидовского имущества. Спустя годы здесь появится Суксунский завод самоваров и суксунская форма – в виде античной амфоры.
Через 77 лет после первых опытов Демидова братья Лисицыны открыли в Туле первое потоковое производство, поэтому Тула считается Родиной российских самоваров.
Фабрики известных купцов в Туле
Глядя на их путь, многие туляки повторяют успех Лисицыных. Один за другим кустари вырастают до статуса фабрикантов. Многие оказываются весьма искусными инженерами и предлагают свои ноу-хау. Так, авторскими считаются:
- керосиновые системы Тейле;
- конструкции со съемом кувшином Паричко;
- новинки братьев Черниковых и фабриканта Волошина с выводной жаровней для быстрого нагрева;
- спиртовые модели братьев Шемариных и фабриканта Капырзина.
Изначально для производства применяли тонкие листы красной и зеленой меди, использовали мельхиор. Но это были дорогие материалы, поэтому ремесленники перешли на латунь. Продавали изделия на вес: чем больше, тем дороже. Основным каналом сбыта для тульских мастеровых династий были ярмарки: Нижегородская и Макарьевская.
Появление самоваров на жидком топливе
Становясь центром самоварного ремесла, Тула продолжила ориентир на открытия и усовершенствования. Так, фабричная линия Рейнгольда Тейле в 1807 году выпустила новацию с резервуаром для керосина. Она сразу же попала за рубеж и широко разошлась в российских регионах, где этот вид топлива оставался дешевым, например, на Кавказе.
Советская эпоха
После революции частные фабричные линии были закрыты. Почти 2 года отрасль не развивалась. Лишь в 1919-м новое руководство страны образовало гособъединение самоварных фабрик. Правда, к немедленному прорыву это не привело. Спустя 3 года на национализированном меднообрабатывающем госзаводе в Кольчугино вышел в свет первый советский самовар, но дореволюционного успеха отрасль уже не обрела.
Спустя 15 лет в результате деления производств появился тульский завод «Штамп». В период после ВОВ на нем остается последняя самоварная линия в стране. С 1959 года в его ассортименте появляются электрические модели, а с 1964-го запущена сувенирная серия «Ясная Поляна». Жаровые модели стали уходить с горизонта из-за оснащения новостроек кухонными плитами.
Современность
За последние 20 лет интерес к самоварной тематике начал возрождаться заново. В Туле создан музей истории «Тульский самовар», в Касимове постоянная экспозиция, посвященная русским ремесленным традициям мастеров-самоваров. В Щекинском районе Тульской области и Городце Нижегородской размещены антикварные коллекции частных собирателей старины Михаила Борщева и Николая Полякова.
С 2005 года – уже 13 лет – на тульском патронном заводе действует участок, где снова работает самоварная промышленность. И, конечно, Тула по-прежнему богата частными мастерами-умельцами, которые хранят династические секреты и тонкости старинного русского ремесла.
Особенности производства первых самоваров в России
Судя по документам первые образцы выдалбливались из медного куба. Но довольно быстро эта варварская технология была усовершенствована. Начинали с того, что раскраивали листы меди и из них, как из ткани, собирали конструкцию. Не всякая медь могла идти на кувшин.
У мастеров была хитрость: лист царапали шилом. Желтый цвет и непрерывность царапины говорили, что материал подходит. Прерывистая блеклая линия свидетельствовала о присутствии окиси меди. В этом случае раскрой годился на изготовление жаровни или мелких деталей.
Расчерченные по меркам листы разрезали, сворачивали в цилиндр. По краям делали зубцы, ими скрепляли разные части: проходились молотом, потом паяли в горне. Неровности стачивали, снова ковали, конструкцию прокаливали и охлаждали. В процессе было задействовано 7 узкоспециализированных мастеров.
- Наводильщик отвечал за сгиб и спайку листов.
- Лудильщик наносил тонкий слой олова на самовар изнутри.
- Токарь шлифовал поверхность на специальном станке.
- Вертельщик поворачивал его.
- Слесарь отвечал за мелкие детали: ручки, краны.
- Сборщик собирал «запчасти» воедино и спаивал их.
- Чистильщик придавал им товарный вид.
- Токарь по дереву оттачивал деревянные шишки на крышечках, за которые их снимали, чтобы не обжечься.
Каждый из мастеров работал на дому. В рамках фабричной линии осуществлялись лишь сборные операции. Раз в неделю работник объезжал дворы, собирал изготовленные детали и отвозил сборщику.
Классификация самоваров
Их несколько. Основные из них предполагают следующее деление.
- Жаровые (на угле, дровах). В них топливо закладывается в специальную трубу. Этой конструкции 300 лет.
- Электрические. Приверженцы классической технологии считают, что правильнее назвать их чайниками особой формы, а не самоварами. Подачу тепла обеспечивает нагревательный элемент, проходящий сквозь сосуд.
- Комбинированные. Дают возможность выбрать один из двух предыдущих видов нагрева.
- Антикварные. Это подлинные раритетные модели производства прежних лет. Особенно ценятся отреставрированные экземпляры с клеймом владельца, императорского двора, мастера и др.
- Сувенирные. В точности повторяют все детали настоящих самоваров, но имеют уменьшенные размеры. Их покупают в подарок или как предмет коллекционирования. Бывают и сверхмалые диковинки. Модель в 1,2 мм сделал русский «левша» Николай Алдунин из 12 золотых деталей. А экземпляр, попавший в Книгу Рекордов Гиннеса, выполнил мастер из Москвы. В нем было 4 мм высоты, и он работал! На выходе получалась 1 капля горячей воды.
- Авторской конструкции. Отдельные мастера прошлого преуспели в выдумке новых инженерных решений, внешнего оформления самоваров. Их фантазии воплотились в образцы ручной работы, которые обладают сегодня особой ценностью.
Общее устройство самоваров
Несмотря на разницу описанных типажей, их конструкция состоит примерно из одинаковых элементов.
- «Конфорка». Венчает самый верх самовара. На ней располагают заварник, чтобы чай не кипятился, но настаивался в тепле. Если чайник не ставился, а конфорка закрывалась крышкой («тушилкой»), через нее шел ток воздуха в кувшин через множественные отверстия.
- «Круг» или крышка. Кольцо, которое надевается на самовар в верхней части, закрывая ёмкость с водой.
- «Паровик». Клапан для выхода пара, размещенный на крышке. Иначе называется «душничок».
- «Хватка» – выступающая часть с деревянной шишечкой, за которую снимают круг. Даже гвозди, которыми закреплены шишки, имеют собственное наименование – «подшишки».
- «Стенка». Резервуар для воды. Ее также называют «тулово», «корпус».
- «Кувшин» или труба-жаровня. Внутренний отсек, в который закладывают угли, дрова, щепки, ароматные еловые шишки.
- «Ручки». За них самовар переносят.
- «Крантик». Конусообразный кран, через который наливают кипяток.
- «Ветка». Затейливая, часто с узорами или фигурной резьбой ручка, за которую поворачивают кран, пуская или перекрывая воду.
- «Репеёк». Круглая выступающая накладка-переходник от крана к «тулову».
- «Шейка». Переход от корпуса к нижней части самовара. Делается с отверстиями для схода лишнего жара и циркуляции воздуха. Их называли «поддувалова».
- «Поддон» или основание. Круглая часть, равномерно распределяющая вес самовара на четыре несущих ножки.
- Донышко. Оно находится внутри, между поддоном и шейкой. В этом месте скапливается зола и продукты горения, и его можно очищать.
- Ножки.
- Боковая труба. Она добавилась к конструкции только в 19 веке и давала тягу воздуха. Благодаря этому вода вскипала быстрее.
Самовары в культуре и искусстве
Являясь колоритным элементом городского и деревенского быта 19-20 веков, самовар не раз появлялся в произведениях искусства. Подчас как главный персонаж. Кто не помнит знаменитую кустодиевскую «Купчиху за чаем»?
Этот же образ воплощен в кинокартине «Женитьба Бальзаминова». Сцена чаепития героинь Лидии Смирновой и Нонны Мордюковой словно сошла с серии полотен Бориса Кустодиева. Те же тоненькие блюдца, яркие краски, пузатый самовар, стол, полный вкусностей. На эту тему художник написал не одно, а несколько полотен, настолько она его занимала. И не его одного: Петров-Водкин, Коровин, Маевский живописали сцены из той жизни, где самовар задавал повод к общению.
Уважать эту утварь учили с детства. В книгах Чуковского самовар мудр, добродушен и авторитетен («Федорино горе»), у Хармса берет на себя поучающую роль («Иван Иваныч Самовар»). Не забыт он и в литературе для взрослых. «Старосветские помещики» Гоголя проводят не одну приятную минуту у его кипящих боков. Леонид Андреев в знаменитом очерке «Москва. Мелочи жизни» олицетворяет в образе самовара самобытность России.
Отношение российского человека к самовару образно выражало и устное народное творчество. Например, поговорки – «Где есть чай-самовар, там и под елью рай», «С самоваром-буяном и беседа важнее, и жизнь веселее». Не отличаясь богатством, простой человек находил для себя душевные радости в соседских посиделках с чаем. Тепло общения соединялось с теплом от самовара и создавало ощущение полноты жизни.
***
Самое интересное, что этот образ настолько закрепился в сознании россиян, что и сегодня одни из нас возрождают традиции семейного чаепития с самоваром. А другие создают современные идиоматические выражения с предметом, который уходит из повседневного быта в статус винтажа.
Фразы «У самовара я и моя Маша», «Ставь бабуся самовар, будем слушать Manowar», ушли в народ относительно недавно. И это феномен, не имеющий аналогов в культурной жизни страны. Он говорит о готовности молодого поколения интегрировать общепринятые традиции в современный опыт.
Это свидетельствует о многом – рано списывать самовар со счетов и отправлять в разряд раритетов. Он все еще с нами: и как часть культуры, и как часть быта.
История самовара | происхождение и родина самовара, его роль в русском чаепитии
Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает лёгкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия. Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живёт в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством. Откуда же начинается история самовара?
Однозначно, самовар истинно русское детище, занимающее особое положение в культуре чая в России. Удивительно – насколько он распространён, настолько и загадочен. И правда, далеко не каждый знает, когда и где запыхтел первый водогрейный для чаю сосуд. А ведь история самовара, в самом деле, уникальна и почти не исследована.
Что касается происхождения слова «самовар», – даже здесь мнения историков расходятся. Разные народы на Руси аппарат называли по-разному: в Ярославле это «самогар», в Курске – «самокипец», по-вятски же его величали «самогрей». Прослеживается общая идея предназначения медного друга, «сам варит». Другие же исследователи находят подтверждения татарского происхождения от слова «снабар» (чайник). Но у этой версии меньше приверженцев.
Версии происхождения самовара
Где искать ответы на вопрос о происхождении самовара и его создателе? К сожалению, точных ответов найти не представляется возможным. Историки полагают, что русский самовар, синоним нашего гостеприимства и непременный атрибут русского чаепития, берёт начало из древних цивилизаций. Но это, опять же, версии.
1. Античный самовар Древнего Рима
Древнеримская аутепсаЕсли верить одной из версий, корни самовара уходят куда глубже, чем кажется. Они произрастают из места, куда ведут все дороги на Земле – Древнего Рима. Археологи обнаружили приборы, работающие по принципу русского самовара. Невероятно, но напитки из самоваров пили римляне ещё во времена античности. Аутепса — так назывался античный самовар. Довольно простое, но, тем не менее, оригинальное и крайне полезное изобретение устроено следующим образом: внешне аутепса представляла собой нечто похожее на высокий кувшин, внутри которого находились две емкости, для угля и для жидкости. Раскалённый уголь подавался через отверстие сбоку, а жидкость наливалась с помощью черпака. В этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни, для этого вместо угля использовался лед.
2. Китайский самовар 火锅 «Хо-Го»
中国火锅 - китайский хого
Аналогичное приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша на поддоне, снабжённая поддувалом и трубой – вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Изготавливают «Хо-Го» из металла и фарфора. В них, как правило, подают суп или кипящий бульон. Возможно, происхождение самовара, как и появление чая в России, обязано Китаю, и прообразом русского самовара является китайский «Хо-Го».
Появление на Руси – из истории самовара
Существует легенда, по которой самовар появился в России благодаря Петру I – он привёз его из Голландии, как диковинное и новаторское приспособление.
Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не Тула, а Урал, а создателем его – тульский кузнец Демидов. Отправившись в далеком 1701 году в поездку на Урал, промышленник Демидов вместе с искусными медных дел мастерами положили начало династии самоваров.
История самовара витиевата и неоднозначна. О появлении первого самовара согласно документально подтвержденным данным известно следующее: в 1778 году, в городе Тула, на улице Штыковой, два брата Лисицины начали первое производство самоваров. Поначалу, это было небольшое заведение по изготовлению самоваров. Именно благодаря ему Тулу зачастую считают родиной русского самовара.
Как же тогда быть с другими историческими документами, покоящимися на полках Государственного архива Свердловской области? Дело в том, что один из них, засвидетельствованный таможенной службой Екатеринбурга 7 февраля 1740 года, подтверждает версию о более раннем появлении самовара. Согласно описи конфискованного имущества Демидова, оно включало, кроме шести кадушек мёда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Официально зафиксированное появление самовара в Туле и его распространение на Урале разнятся почти в сорок лет. По сей день остаётся открытым вопрос из истории самовара – Тула или Урал стали родиной русского самовара?
Из истории появления самовара
Получается, что в 1730-1740 годах самоварами пользуются на Урале, и только позже – в Туле, Москве и Петербурге. В XIX веке самоварное дело распространяется за пределы больших городов и наблюдается в Вятской, Владимирской и Ярославской губерниях. К 1850 году во всей России насчитывалось 28 самоварных мастерских. В год производилось около 120 тысяч медных самоваров. Самовары делали на усмотрение и по желанию заказчика: от большого до малого, сувенирные, декорированные, в виде ваз, банок, рюмок, бочонков, шаров, даже дулей. Фантазия ремесленников и кошелёк заказчика не знали пределов. Внешний облик самовара трансформировался в ногу со временем, модой и укладом жизни людей. В следующих выпусках нашего блога обязательно опубликуем историю самовара в картинках.
Чаепитие и самовар – понятия неразделимые!
Пройдя по страницам истории самовара, вглядитесь в себя. Что для нас значит самовар? Как он полюбился и стал синонимом русского гостеприимства и великодушия?
Какое чаепитие без самовара! Пузатый и дымящийся, важный и блестящий, самовар стал центром праздничного застолья и незаменимым атрибутом русского чаепития. Неспешный и гостеприимный самовар создавал дружелюбную атмосферу и располагал к беседе. Этот добрый друг был вне сословий, он был в почёте и у бедняка, и у царя. Под пыхтенье самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Самовар воспевается в русских народных песнях, о нём сложились пословицы: «С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее», «Где есть чай, там под елью рай». Самовар стал незаменимым помощником чаёвника, значительно облегчив процесс заваривания чая. Отпала необходимость топить печь, чтобы накипятить воды, с самоваром это занимало несколько минут и превратилось не в ежедневный труд, а в традицию чаепития. Вода остывает долго, чай в самоваре заваривается лучше, да и получается намного вкуснее!
Владимир Стожаров «У самовара»
Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причём ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придаёт столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах.
Самовар: история и применение
%PDF-1.6 % 225 0 объект > эндообъект 222 0 объект >поток Adobe Acrobat 10.11 Paper Capture Plug-inИстория России, история самовара2013-05-30T18:26:35-07:002011-10-28T13:43:53-07:002013-05-30T18:26:35-07:00application/pdf
Самовар — Российские исследования — Колледж Макалестер
Учитывая суровый климат России, неудивительно, что самовар быстро прижился; большой контейнер, наполненный горячим дымящимся чаем, кажется практически необходимым для выживания в долгие зимы в замерзшей тундре. Самовар начал заменять своего предшественника, медный чайник, где-то в 18 веке, хотя точная дата и происхождение первых моделей неизвестны. Несмотря на крайние классовые противоречия в царской России, самовары были точкой встречи всего общества. Модели, принадлежавшие аристократии, были украшены драгоценными камнями и изготовлены из серебра и золота, в то время как бедняки должны были объединиться, чтобы купить дешевую модель из латуни, но она должна была быть у каждого. Сегодня самовар стал символом русского гостеприимства и общительности как центральная часть чайной церемонии. Хотя они уже не используются так широко, как раньше, самовары остаются квинтэссенцией русской культуры.
В настоящее время в Метрополитен-музее находится редкий и исключительный образец самовара, датированный концом 19 или началом 20 века. Изготовленный полностью из меди, латуни и дерева, самовар благородно и грациозно стоит на своем месте, как теплая и заботливая мать в ее лучших украшениях и платье. Его аксессуары покрыты витиеватыми украшениями: ручки напоминают листья с мягким декоративным завитком; кран и кран скручиваются, как лозы из цветка. На голове у него блестящая величественная корона с маленькими деревянными штифтами с каждой стороны, которые используются для снятия колпачка для наполнения.
Впервые чай попал в Россию, когда царь Михаил I получил его в подарок от правителя Монголии. В те времена знатное сословие пило сбитень — напиток, состоящий из горячей воды, лекарственных трав и меда. Однако со временем чай победил сбитень в популярности и с тех пор стал « де-факто национальным напитком» (Чай в России). Самовар появился спустя столетие как более экономичная версия чайника. Его конструкция была довольно проста: большая труба, проходящая через центр корпуса, нагревала воду внутри, а лишнее тепло из этой трубы отводилось вверх, чтобы согреть чайник, наполненный высококонцентрированным чаем. Самовары традиционно топятся медленно горящим углем или сосновыми шишками, чтобы вода оставалась горячей как можно дольше. При подаче чай-концентрат смешивали в пропорции 1 к 10 (в зависимости от вкуса) с горячей водой, отбираемой из грани, расположенной у дна самовара («Русский самовар»). Способный вместить достаточно чая в течение дня и все время поддерживать его содержимое в тепле, очевидно, что устройство стало важным социальным механизмом для русской чайной культуры, а также основным предметом русского домашнего хозяйства.
После русской революции 1917 года большевики внесли многочисленные коренные изменения в жизнь России, и мало что, в том числе самовар, ускользнуло от их критического взгляда. Многие художники того времени также призывали к реформам, как, например, поэт-футурист Владимир Маяковский, утверждавший, что «революционные силы должны мобилизовать инструменты капитализма против самого капитализма… что буржуазная деятельность в руках разных хозяев [может] служить революционному цели» (Галасси). Революционеры стали рассматривать самовар (среди прочих предметов) как символ буржуазного капитализма и культуры (футуристы еще до революции), и поэтому, как объяснял Маяковский, эти предметы должны были быть преобразованы для новой революционной власти.
Александр Родченко, художник-конструктивист и партнер Маяковского, обыграл эту идею в фотомонтаже, созданном им на одно из стихотворений Маяковского (см. ниже). Родченко использовал изображения самоваров и других буржуазных артефактов для изображения смены власти, произошедшей в ходе революции. Работа пронизана отсылками к чайной культуре, от фотографий и рисунков самоваров до вывески, которая нагло гласит «еще одна чашка чая». Этот знак держат трое мужчин, стоящих над группой коренных жителей, лежащих на земле, по-видимому, подчиненных держателям знаков. С нелепой командой выпить «еще одну чашку чая» ситуация высмеивает тот факт, что чайная культура раньше символизировала господство буржуазии над более бедными классами. Кроме того, показаны двое мужчин — один в кепке, которую носят красногвардейцы, главная ударная сила большевиков, — пьющие чай из кружек. Это особенно хорошо показывает, как большевики превратили чаепитие в свои собственные цели, выпивая «другую» или свою собственную, недавно переосмысленную чашку чая. Кроме того, большевики увеличили производство в геометрической прогрессии, снизив стоимость самоваров и, следовательно, распространив их среди населения («Из России»). Самовар действительно был приспособлен к революционной русской культуре.
Сегодня самовар далеко не так распространен, как в пик большевистской эпохи, когда производство превышало два миллиона в год («Из России»). Тем не менее, его культурное значение остается, и многие люди до сих пор хранят в своих домах самовары на память или в качестве украшения. Во многом современное состояние самовара похоже на состояние граммофонной пластинки. Поскольку самовар уже давно усовершенствовал чайник, пластинка была одним из первых средств записи и воспроизведения звука после фонографического цилиндра. Хотя сегодня существует много более эффективных способов переноса музыки, которые сделали виниловые пластинки устаревшими, пластинки продолжают выпускаться и даже находятся на подъеме с точки зрения продаж. Многие до сих пор любят пластинки за их теплое аналоговое качество звука, а также за их ностальгическую ценность, подобную непреходящей любви к самоварам. Самовар и патефон тоже социальные устройства. Подобно тому, как семьи или друзья когда-то сидели и разговаривали вокруг проигрывателя, слушая альбом, самовары играли важную роль в общественной жизни в России. Через все эти культурные коннотации каждый объект смутно напоминает об ушедшем времени — будь то дореволюционная Россия или прошлое музыкальное поколение — и с теплотой счастливой памяти взывает к тем временам.
– Фредди Кампс, ноябрь 2009 г.
Процитированные работы
Галасси, Питер и Магдалена Домбровски. «Пропаганда вещей». Александр Родченко . Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1998. Печать.
История тульских самоваров – Самовар и Тула неразделимы». Русский Самовар: Изготовление самоваров – Самовары Угольные, Самовары электрические, Самовары эксклюзивные, Самовары антикварные .