Как связаны мощность в ваттах и громкость в децибелах. Почему 100 Вт звучат не в 2 раза громче 50 Вт. Что такое чувствительность динамиков и как она влияет на громкость. Особенности ламповых и транзисторных усилителей.
Связь между мощностью и громкостью: мифы и реальность
Многие ошибочно полагают, что увеличение мощности усилителя в 2 раза приводит к удвоению громкости звука. Однако это не так. Давайте разберемся, как на самом деле связаны мощность и громкость.
Что такое мощность звука?
Мощность звука измеряется в ваттах (Вт) и характеризует энергию, передаваемую звуковой волной в единицу времени. Чем больше мощность, тем больше энергии содержится в звуке. Однако наше восприятие громкости нелинейно и не прямо пропорционально мощности.
Громкость и децибелы
Громкость — это субъективное восприятие интенсивности звука человеком. Она измеряется в децибелах (дБ) по логарифмической шкале. Увеличение громкости на 10 дБ воспринимается человеком как примерно двукратное усиление звука.
Как соотносятся ватты и децибелы?
Увеличение мощности в 2 раза приводит к повышению уровня звука всего на 3 дБ. То есть:
- 50 Вт -> 100 Вт: +3 дБ
- 100 Вт -> 200 Вт: еще +3 дБ
- 200 Вт -> 400 Вт: еще +3 дБ
Для увеличения громкости на 10 дБ (воспринимаемого как удвоение) требуется десятикратное увеличение мощности!
Роль чувствительности динамиков в громкости звука
Чувствительность динамика — это важнейший параметр, влияющий на итоговую громкость. Она показывает, какое звуковое давление создает динамик при подаче на него 1 Вт мощности, измеренное на расстоянии 1 м.
Как измеряется чувствительность?
Чувствительность измеряется в дБ/Вт/м (децибелы на ватт на метр). Типичные значения для акустических систем:
- 85-88 дБ/Вт/м — низкая чувствительность
- 89-92 дБ/Вт/м — средняя чувствительность
- 93 дБ/Вт/м и выше — высокая чувствительность
Влияние чувствительности на громкость
Разница в чувствительности в 3 дБ эквивалентна двукратному изменению мощности. То есть:
- Динамик 90 дБ/Вт/м при 100 Вт звучит так же громко, как динамик 93 дБ/Вт/м при 50 Вт
- Для одинаковой громкости динамику 87 дБ/Вт/м нужно в 4 раза больше мощности, чем динамику 93 дБ/Вт/м
Таким образом, при выборе акустики чувствительность не менее важна, чем максимальная мощность.
Особенности ламповых и транзисторных усилителей
Многие аудиофилы утверждают, что ламповые усилители звучат громче транзисторных той же мощности. В чем причина?
Ламповые усилители
Особенности ламповых усилителей:
- Мягкое ограничение сигнала при перегрузке
- Компрессия динамического диапазона
- Обогащение звука четными гармониками
Это создает ощущение большей громкости и «плотности» звука даже при меньшей измеренной мощности.
Транзисторные усилители
Характеристики транзисторных усилителей:
- Более линейная характеристика
- Жесткое ограничение при перегрузке
- Появление нечетных гармоник при искажениях
Поэтому транзисторные усилители часто проектируют с большим запасом по мощности, чтобы избежать слышимых искажений.
Практические рекомендации по выбору акустики
При выборе акустической системы учитывайте следующие факторы:
- Чувствительность динамиков — разница в 3 дБ эквивалентна двукратному изменению мощности
- Мощность усилителя — запас по мощности позволяет избежать искажений на пиках
- Размер помещения — для больших комнат может потребоваться более мощная акустика
- Личные предпочтения — ламповый или транзисторный звук
Помните, что указанная производителем максимальная мощность часто не отражает реальную громкость акустики. Ориентируйтесь на чувствительность и качество звучания при выборе.
Мифы о громкости и мощности акустических систем
Существует немало заблуждений о связи мощности и громкости. Рассмотрим некоторые из них:
Миф 1: Увеличение мощности в 2 раза удваивает громкость
Реальность: Увеличение мощности вдвое повышает уровень звука всего на 3 дБ, что едва заметно на слух. Для ощутимого удвоения громкости требуется десятикратное увеличение мощности.
Миф 2: Чем больше ватт, тем лучше звучание
Реальность: Качество звука зависит от многих факторов, включая конструкцию динамиков, качество компонентов и акустику помещения. Высокая мощность не гарантирует хорошего звучания.
Миф 3: Маломощные колонки не могут играть громко
Реальность: Колонки с высокой чувствительностью могут обеспечить высокую громкость даже при небольшой мощности усилителя. Например, колонки с чувствительностью 95 дБ/Вт/м могут звучать громче 100-ваттных колонок с чувствительностью 88 дБ/Вт/м.
Измерение громкости: децибелы и фоны
Для точного измерения громкости используются различные шкалы. Разберемся в основных единицах измерения:
Децибелы (дБ)
Децибел — это логарифмическая единица, отражающая отношение двух величин. В акустике обычно используется шкала дБ SPL (Sound Pressure Level), где за точку отсчета (0 дБ) принят порог слышимости.
Фоны
Фон — это единица измерения уровня громкости, учитывающая особенности восприятия звука человеческим ухом на разных частотах. На частоте 1000 Гц шкала фонов совпадает со шкалой децибел.
Сона
Сона — это линейная единица измерения субъективной громкости. 1 сона соответствует громкости чистого тона частотой 1000 Гц и уровнем 40 фонов.
На практике чаще всего используется шкала децибел, так как она проще в измерениях и расчетах.
Влияние акустики помещения на воспринимаемую громкость
Важно понимать, что итоговая громкость звука зависит не только от характеристик аппаратуры, но и от акустических свойств помещения.
Факторы, влияющие на звучание в помещении:
- Размер и форма комнаты
- Материалы отделки (степень поглощения звука)
- Наличие крупных предметов мебели
- Расположение акустических систем
В небольших помещениях с жесткими отражающими поверхностями даже маломощная акустика может создавать высокий уровень громкости. В то же время в больших помещениях с мягкой отделкой может потребоваться значительно более мощная система для достижения того же уровня громкости.
Техника безопасности при работе с мощными акустическими системами
Высокая громкость звука может быть опасна для здоровья. Рассмотрим основные меры предосторожности:
Безопасные уровни громкости
- До 85 дБ — безопасно при длительном воздействии
- 85-90 дБ — допустимо не более 8 часов в день
- 100-110 дБ — не более 1-2 часов
- Свыше 120 дБ — риск мгновенного повреждения слуха
Рекомендации по безопасному использованию
- Делайте перерывы при длительном прослушивании громкой музыки
- Используйте средства защиты слуха при работе с мощными системами
- Старайтесь не превышать уровень 85 дБ при длительном прослушивании
- Следите за симптомами — звон в ушах может быть признаком чрезмерной нагрузки на слух
Помните, что даже кратковременное воздействие очень громкого звука может привести к необратимым повреждениям слуха. Берегите свой слух!
Russian Hamradio — Отношение Ватт и дБВт.
Очень часто приходится сталкиваться с различными значениями мощностей, которые приводят заводы изготовители так попробуем разобраться в этом вопросе, почему — это происходит, зачем так делается. Использование единиц измерений мощностей в ваттах для многих давно стала привычным. Почему же для указания мощности излучения возникла необходимость применять шкалу размерности в дБВт? Дело в том, что несмотря на определенный консерватизм по отношению к нововведению имеются некоторые преимущества в использовании «децибельной шкалы” например, в ситуации передачи энергии по различным волноводам к другим устройствам.
Любознательному радиолюбителю нетрудно было заметить, что в литературе и технической документами потери в волноводах и кабеля и, в также коэффициенты усилении антенный устройств выражают в относительных величинах — дБ. В рассматриваемой ситуации децибельное оперирование мощностями будет более удобным. В этом случае при осуществлении различных преобразований в передаче энергии сигнала математические операции сводятся к алгебраическому суммированию (сложению и вычитанию), что существенно проще операций умножения и деления.
К примеру, мы имеем передатчик с выходной мощностью 20 дБВт (в абсолютной значении — это соответствует 100 Вт) и передаем энергию в антенну по фидеру, обладающему потерями 1,8 дБ, — энергия в антенне составит 18,2 дБВт. Как видите, — это несложная операция вычитания. Если бы всю эту операцию выражать в единицах ватт, тогда пришлось бы децибельное затухание фидера антилогарифмированием переводить в коэффициент ослабления (затуханию 1,8 дБ по логарифмической шкале соответствует ослаблению в 1,51 раза).
Теперь мощность передатчика 100 Вт делим на коэффициент ослабления и получаем мощность в антенне 66,23 Вт (в децибельной шкале это соответствует 18,2 дБВт). Результат тот же, но обратите внимание, насколько вычисления в первом случае проще.
Таблица 1.
Ватт | дБВт |
1 | 0 |
1,25 | 0,97 |
2 | 3.01 |
3 | 4,77 |
4 | 6,02 |
5 | 6,99 |
6 | 7,78 |
8 | 9,03 |
10 | 10 |
15 | 11,76 |
20 | 13,01 |
25 | 13,98 |
30 | 14,77 |
35 | 15,44 |
40 | 16,02 |
50 | 16,99 |
60 | 17,78 |
80 | 19,03 |
100 | 20 |
В приводимой таблице 1 для удобства использовании показаны соответствий абсолютной значений мощностей и их децибельное выражение. Очень полезно запомнить некоторые характерные позиции:
- 0 дБВт соответствует мощности 1 Вт (единица отсчета)
- 3 дБ соответствует удвоению мощности,
- 10 дБ отображает изменение мощности на порядок (т. е. в 10 раз).
Материал подготовил Ю. Погребан, (UA9XEX)
Литература:
1. Радио — №1/1997, с. 39
Как устроена громкость и звук? Разбор
Если вы когда-нибудь подбирали себе музыкальную колонку, то сталкивались с тем, что сделать это не так-то просто, особенно если вы не специалист в звуковой аппаратуре. И еще ладно, если вы можете послушать акустику в магазине, но если такой возможности нет, то как понять?
Чем больше Ватт, тем громче, так? Но ведь громкость в децибелах…
Громкость в децибелах или ваттах, частотный диапазон — что это все означает? А если спросить про соотношение сигнал/шум? И это не говоря о том, что звучание — это дело вкуса.
Насколько качественный у музыкальных колонок звук? Насколько мощный бас? Сможет ли колонка раскачать комнату, дачу или целый район? Почему и как мы слышим, и как производители это учитывают и превращают в лайфхаки. Сегодня разберемся в том, как подобрать себе оптимальную акустикуи.
А поможет нам в этом небольшая портативная Bluetooth-колоночка JBL Partybox 310.
Что такое звук?
Для начала давайте ненадолго вернемся на урок физики и вспомним, что вообще такое звук. Это механические колебания, распространяющиеся по воздуху, жидкости или даже по твердому телу в виде волн. Но для нас звук, это в большинстве случаев — просто колебание давления в воздухе.
Давление меняется, наши барабанные перепонки улавливают эти изменения и мы слышим звук!
Соответственно, чем сильнее перепады давления? тем звук громче. Казалось бы, все просто. Но здесь физика начинает смешиваться с человеческими ощущениями и все становится сложнее.
Восприятие громкости
Сперва о том, что такое децибелы. Все думают, что это что-то там про громкость. На самом деле дБ — это универсальная штука для обозначения величин в очень широких диапазонах. Потому что децибелы отображаются в логарифмической шкале, и формула у них соответствующая: логарифм отношения двух значений. То есть логарифм показывает не насколько громкий звук, а на сколько порядков этот звук мощнее базового уровня.
Например, утверждение «громкость звука составляет 30 дБ» означает, что интенсивность звука в 1000 раз превышает порог слышимости звука человеком. Но и в данном случае не все так просто. Изменения давления в воздухе измеряется в децибелах, но вот наше восприятие громкости в другой величине — фонах!
Начнем с того, что все частоты мы слышим по-разному. Дело в том, чувствительность нашего уха к разным частотам сильно разная. Поэтому, громкость, это скорее про наши ощущения, чем про давление.
Что это такое?
Фон (др.-греч. φωνή звук)
Фоны — это такие кривые громкости которые были построены по усредненным ощущениям людей с нормальным слухом в возрасте от 18 до 25 лет включительно. На этот счет даже есть ГОСТ, стандарт ISO 226. Поэтому не переживайте — все официально. Люди были проверены с вымытыми ушами.
Шкала фонов отличается от шкалы децибелов тем, что в ней значения громкости коррелируют с чувствительностью человеческого слуха на разных частотах.
Например, тон с частотой 1000 Гц мы начинаем слышать при значении 0 децибел, то есть прямо на пороге слышимости. А тон с частотой 20 Гц мы начнем слышать только в районе 80 децибел.
Поэтому в басовитых колонках нужны большие и мощные динамики для низких частот. В JBL Partybox 310 таких динамиков целых два, по 176 мм каждый. Но и за высокие частоты тут отвечают два динамика, естественно, диаметром поменьше — 65 мм.
Кстати, с этими кривыми есть интересный момент. Если нанести на график звуки разных языков, то окажется, что наша речь попадает как раз в провал на графике — примерно от 250 до 5000 герц. То есть у нас от природы есть своеобразный аппаратный усилитель речи. А свистящие призвуки мы слышим громче всего. Именно поэтому они нас так бесят.
Во-вторых, мы воспринимаем громкость нелинейно. Тихие звуки мы различаем между собой гораздо лучше, чем громкие.
Именно поэтому и шкала громкости в фонах, которые мы привыкли называть децибелами тоже не линейная, а логарифмическая. Это значит, что при увеличении громкости в 10 раз мы получим +10 дБ, а в 100 раз +20 дБ. Это объясняет, почему разница между громкой музыкой 110 децибел и шумовым оружием (200 Дб) не выглядит такой уж большой в децибелах. Хотя мы же знаем, что и при 100 децибелах можно стать шумным оружием, всё зависит от выбора композиции.
Ватты
Окей, с тем, что такое громкость и её восприятием мы разобрались. Но как понять, с какой громкостью будут звучать акустика и хватит ли нам этой громкости, чтобы раскачать нужное помещение?
Этот вопрос не менее каверзный. Громкость в децибелах на колонках никогда не указывается. Зато указывается мощность в Ваттах. Например, в характеристиках JBL Partybox 310 можно найти значение полной выходной мощности — 240 Вт RMS.
Что это значит? Оказывается, мощность тоже бывает разная.
Тут важно обратить на буковки RMS — это значит предельная синусоидальная мощность или Rated Maximum Sinusoidal. Если по-простому, колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. То есть реально на пределе сил. В основном именно такой показатель указывают все приличные производители.
Но нам нужно чтобы музыкальная колонка могла работать более одного часа, поэтому вычислим другой показатель, который называется просто синусоидальная мощность. Это уже такая мощность, при которой колонка сможет бесконечно долго работать без повреждений. Она обычно процентов на 25 меньше RMS.
Итого получается, что наш монстр может выдавать примерно 180 Вт! Кстати, важный момент, часто на дешевых колонках указывают всякие запредельныей мощности типа 1000 Вт, но не RMS а PMPO — не путать с PIMP.
PMPO — Peak Music Power Output. Это еще один способ указания мощности. Но проблема в том, что это такая мощность, которую динамик сможет выдержать в течение 1-2 секунд. Поэтому внимательно изучайте какого типа Ватты вам продают.
В JBL Partybox 310 — 240 RMS или примерно 180 Вт чистой мощности. Но много это или мало?
Смотрите, например, у маленькой, но громкой JBL Charge мощность: 30 Вт RMS. Такой колонки хватит, чтобы раскачать небольшое помещение до 20 квадратных метров.
240 Вт RMS хватит на целый спорт зал, а с учетом что тут Тут Bluetooth 5.1 и можно подрубить вторую вторую колонку, чтобы они работали в паре, то можно и концерт устроить.
Вообще эта колонка много чего умеет. Звук можно передать не только по Bluetooth, но и через AUX-вход, а также можно воткнуть USB-флешку и переключать треки прямо с колонки или через специальное приложение Partybox App.
Через это же приложение, можно стримить музыку и управлять светом: тут куча вариантов подсветки. Или даже можно настроить караоке — для этого есть микрофонные входы. Микрофон у JBL тоже есть — PBM100. Он довольно простой, зато его специально создавали под линейку Partybox. У него кардиоидная диаграмма направленности, поэтому слышно только голос, никаких посторонних шумов.
Также прямо в колонке есть целая панель звуковых эффектов. Получается настоящий передвижной караоке. Колонка тяжелая, конечно, но тут есть ручка, как в чемодане, и колесики — очень удобно придумали. Что важно, есть защита от брызг IPX4. А значит и на природе можно устроить движ.
Кстати, ёмкость аккумулятора 72 Вт*ч. Его хватит на 5 часа работы, если врубать музыку на полную, в экстренных условиях, например, на улице с низкой температурой можно рассчитывать на 2-3 часа работы. А в негромком чилл-режиме колонка может проработать до 18 часов.
АЧХ
Ладно, с громкостью и мощностью понятно, а как же с качеством звука?
Тут есть два способа. Первый — просто послушать разные колонки и подобрать себе по вкусу, потому что у каждого свои предпочтения, свои любимые жанры и в конце концов, свой слух.
Второй способ — посмотреть на амплитудно-частотную характеристику звука колонки. Она показывает то, как громко динамики воспроизводят звуки разных частот, а если точнее, то насколько равномерно громкость распределена по частотам. Самому провести замер АЧХ не очень просто, но в интернете обычно можно найти тесты АЧХ на популярные гаджеты.
В идеальном случае АЧХ должна быть почти П-образной с резким возрастанием на самых низких частотах, горизонтальной линией к высоким частотам и падением где-нибудь в районе 20 килогерц. В реальности даже очень дорогие студийные или сценические акустические системы дают не идеальную АЧХ, а в доступных обычному покупателю устройствах она будет сильно отличаться от идеала. Здесь нужно смотреть на то, чтобы на графике не было сильных проседаний, чаще всего это заметно в басах, то есть самых низких частотах, которые расположены слева на графике.
Чтоб вы понимали масштаб явления. Если сравнить АЧХ этой колонки и iPhone 12 Pro, то будет наглядно видно, почему смартфоном комнату не раскачать и он будет звучать пискляво, хоть и громко. Но точных студийных замеров АЧХ для нашей колонки в интернетах, к сожалению, нет.
Соотношение сигнал/шум
Наконец, качество звука показывает соотношение сигнала к шуму. Это говорит нам о том, насколько полезный сигнал, то есть звуки песни или кино, превосходит шум, который неминуемо есть в любой акустике. Его можно заметить самому, если не подавать на колонку или усилитель никакой звук и выкрутить громкость на максимум. Соотношение сигнала к шуму измеряют в децибелах и чем оно больше, тем лучше. Условно можно сказать, что 80 децибел — хороший уровень, 100 — High End. В этой колонке соотношение — 90 децибел, что очень даже хорошо.
Итоги
Сегодня мы узнали гораздо больше о звуке и о том, на что стоит обратить внимание при выборе музыкальных колонок в комнату, на дачу или для выездов на природу. В то же время мы узнали о JBL Partybox 310, которая является представителем мощных и универсальных колонок, которые подойдут для тусовки дома или на природе. Это своеобразный чемоданчик звука с подветкой, встроенным аккумулятором, высокой громкостью и неплохим качеством. В общем, и для дома, и для пикника.
Post Views: 5 338
Зависимость громкости от мощности: Вся правда о ламповых ваттах / workshop / Jablog.Ru
Доброго всем времени суток! Сегодня хотел бы коснуться темы зависимости громкости усилителя и его мощности.Кто знает, в чем там фишка, и как одно от другого зависит, тот может, в принципе, дальше не читать. =) Остальным, надеюсь, будет пользительно.
Итак, думаю, надо разбить вопрос на два.
Сначала мы разберемся, так сказать, с азами, а именно зависимостью мощности усилителя, чувствительности динамика и, естественно, громкости.
А вторым номером,, для любознательных пацанов, посмотрим почему «ламповые ватты» звучат громче «транзисторных ватт». Т.е. почему при прочих равных характеристиках ламповый усилитель звучит громче транзисторного.
Мощность + чувствительность = громкость
Да, формула видится именно такой.
Для начала давайте разберемся с понятиями. Что же такое мощность?
Формально, как известно тем, у кого образование несколько выше трех классов и коридора церковно приходской школы, мощность – это мера работы в единицу времени. И зовется сия физическая величина – Ватт. В честь авторитетного товарища Джеймса Ватта (Уатт), жившего в 19-м веке в Шотландии. А авторитет и признание пришли к любознательному пареньку Ватту после того, как он изобрел (а точнее усовершенствовал) паровую машину.
Теперь разберемся с громкостью.
Громкость – это субъективное (sic!) восприятие силы звука, которое, в основном, зависит от звукового давления и частоты звука, а так же от многих и многих параметров, вплоть до того с какой ноги встал субъект воспринимающий звук.
А вот уровень громкости – это относительная величина, численно равная звуковому давлению, создаваемому синусоидой с частотой 1кГц, такой же громкости, как и измеряемый звук.
Уровень громкости измеряется в фонах, а звуковое давление — в децибелах.
Последние нас и будут интересовать.
Строго говоря, децибел – величина безразмерная и относительная, предназначенная для измерения отношения всяких «энергетических» величин (мощности, энергии, плотности потока мощности и т. п.). Т.е. дБ предназначены для измерения «соотношения уровней» величин. А величина в дБ — это 10 десятичных логарифмов отношения двух одноименных энергетических величин.
Само название величины децибел восходит к еще одному авторитетному товарищу – Грэму Беллу, изобретателю телефона. А деци – это приставка, означающая 1/10.
В общем, огрубив и приблизив (физики это любят ;)), можно сказать, что громкость характеризуется децибелами по мощности (дБ).
После вышесказанного, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что если у нас есть два усилителя: 50 Ватт и 100 Ватт, то по громкости они отличаются не в два раза.
Отношения мощностей в 2 раза, говорит нам о том, что по громкости усилители отличаются всего на 3 Дб (хотя, опять-таки не совсем так, см. «огрубим и приблизим»). Как переводить разы в децибелы смотрим в Wiki или учебнике по физике.
Кто не хочет париться и понимать, просто запоминаем: громкость и мощность связаны не линейно.
Теперь немного усложним. Добавим второе слагаемое из формулы – чувствительность динамика.
Чувствительность громкоговорителя – это звуковое давление, которое создает громкоговоритель при подаче на него сигнала с определенной энергетической мощностью.
Именно от чувствительности динамика к подводимой к нему мощности зависит звуковое давление, которое мы ощущаем своими барабанными перепонками. Ну, и становится понятно, как же мы «огрубив и приблизив» связали мощность с громкостью.
Простой пример. У первого динамика чувствительность 90 Дб, а у второго 93 Дб. Если вспомнить наши рассуждения про мощность, то легко понять, что первый будет звучать так же громко, как второй, если подвести к нему в 2 раза большую мощность, чем ко второму.
Иными словами, при 100 ваттном усилителе 90 Дб динамик будет звучать так же громко, как второй 93 Дб динамик при подключении к нему 50 Ватт.
Еще не отпала охота гоняться за ваттами? 😉
Конечно, мощность усилителя или комбика позволяет нам косвенно (sic!) судить о громкости, но и только.
Теперь усложним задачку и поговорим, почему же ламповый комбик звучит субъективно громче, чем транзисторный?
Вся правда о «ламповых ваттах»!
А дело тут вот в чем. Ламповый усилитель компрессует сигнал, отчего он кажется громче. Плюс ко всему, если ламповому усилителю не хватает мощности для передачи пика сигнала (атака, обычно это фронт), то он искажает его, компрессуя по амплитуде. Причем искажает не абы как, а красиво. И слушать эти искажения приятно. Так же, при компрессии и усилении лампа обогащает частотный спектр сигнала четными гармониками, которые приятны на слух.
А транзистор?
Он не имеет обыкновения компрессовать сигнал. От того, кстати, большие амплитуды (пики сигнала) при атаке им жестко обрезаются и искажаются. Мало того, что обрезаются (а в лампе компрессуются и весь сигнал проходит), так еще и искажаются! Но, в отличие, от лампы совсем некрасиво и неприятно звучащее, т.к. насыщает звук диссонирующими нечетными гармониками.
Такая вот, эквилибристика.
Именно поэтому транзисторные аппараты стараются сделать с большим запасом по мощности, для того, чтобы не происходило перегрузок. Т.е. если на комбике написано 50 Ватт, то в обычном режиме он играет дай Бог на 25, и использует свой полный потенциал только при перегрузках.
В ламповых же аппаратах такой запас мощности ни к чему, т.к. именно перегруз и компрессия лампового усилителя – это именно тот «труЪ-ламповый» звук. Потому-то 25 ваттный ламповый аппарат может звучать громче 50 ваттного транзисторного комбика.
Такая вот суровая правда…
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что при определении громкости звучания комбика нужно руководствоваться основными тремя факторами:
1. Лампа или транзистор;
2. Чувствительность динамика;
3. Мощность.
Как-то так… Есть вопросы – пишите, что-то непонятно написано – обратно в камменты. Цель сей статьи, чтобы всем было понятно. =) Если что-то где-то непонятно, пишите, поправим.
SPL WARS
Есть мнение, что чем выше мощность акустических систем, тем они громче. На самом деле это не совсем так. Мощность всего лишь характеризует «запас прочности» динамиков. Может оказаться, что при подключении к одному и тому же усилителю более «мощные» динамики будут играть тише, чем менее «мощные». Почему так?
На вопрос отвечают специалисты Pioneer Russia.
Всё дело в таком параметре, как чувствительность. Именно она показывает, будет ли динамик играть тише или громче при прочих равных. Чувствительность измеряется следующим образом: на динамик подается сигнал (чаще всего синусоидальный) мощностью строго 1 Вт и на расстоянии 1 м по его оси измеряется создаваемое звуковое давление. Полученное значение и есть чувствительность динамика. Измеряется она в децибелах. Чтобы подчеркнуть условия измерения, часто единицы пишут полностью – дБ/Вт/м.
Шкала измерений имеет логарифмический масштаб и увеличение амплитуды колебаний вдвое – это прибавка звукового давления на 3 дБ. То есть если мы возьмем динамик с чувствительностью, скажем, 90 дБ/1 Вт/1 м и подведем к нему не 1, а 2 Вт, то получим уже не 90, а, 93 дБ. Повысив мощность еще в два раза (4 Вт), получим 96 дБ. Иными словами, чтобы динамики с чувствительностью 86 и 89 дБ заиграли одинаково громко, на первый придётся подать сигнал вдвое большей мощности!
Но есть в определении чувствительности одна хитрость, на которую идут некоторые производители. Традиционно для домашних акустических систем номинальное сопротивление чаще всего составляет 8 Ом. При этом на динамик подается напряжение 2,83 В – на 8 Ом это как раз и будет 1 Вт. Соответственно величину чувствительности могут указывать как в дБ/Вт/м (звуковое давление в децибелах на расстоянии 1 м от динамика при подаче на него сигнала мощностью 1 Вт), так и в дБ/2,83В/м (давление в децибелах на расстоянии 1 м от динамика при подаче на него сигнала с напряжением 2,83 В). Для домашней акустики с 8-омными динамиками это будет одно и то же.
В автомобильной акустике чаще применяются не 8-, а 4-омные динамики. При этом если подать на такой динамик те же 2,83 В, то на него пойдет мощность уже не 1 Вт, а целых 2 Вт и значение получится на 3 дБ больше. То есть если для автомобильных 4-омных динамиков указано, например, что чувствительность составляет 89 дБ/2,83В/м, то это будет то же самое, что и 86 дБ/Вт/м, а для 2-омных динамиков эта разница будет уже 6 дБ.
Специалисты рекомендуют, при выборе акустических систем обращайте внимание не только на значение чувствительности, но и на то, при каких условиях она измерена. Правда, далеко не все производители это указывают. В таком случае сама величина чувствительности, к сожалению, теряет свой смысл.
Информация подготовлена агентством автомобильных новостей «Автолайн»
http://avtoline.biz
дБВт — это… Что такое дБВт?
дБВт — Абсолютный уровень мощности по отношению к 1 ватту, выраженный в децибелах (МСЭ R V.574 4, ОСТ 45.159 2000.1 Термины и определения (Минсвязи России)). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные… … Справочник технического переводчика
Децибел — Эту страницу предлагается объединить с Бел. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/4 декабря 2011. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата начала обсуждения 2011 12 0 … Википедия
ГОСТ Р 50788-95: Установки непосредственного приема программ спутникового телевизионного вещания. Классификация. Основные параметры. Технические требования. Методы измерений — Терминология ГОСТ Р 50788 95: Установки непосредственного приема программ спутникового телевизионного вещания. Классификация. Основные параметры. Технические требования. Методы измерений оригинал документа: 3.1.4 Антенна устройство для приема… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
SES 4 — NSS 14 … Википедия
методика — 3.8 методика: Последовательность операций (действий), выполняемых с использованием инструмента и оборудования для осуществления метода. Примечание Совокупность последовательности реализации операций и правил конкретной деятельности с указанием… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Астра 5A — У этого термина существуют и другие значения, см. Сириус (значения). «Astra 5A» «Sirius 2» «Астра 5А» и «Сириус 2» Заказчик … Википедия
Ямал-402 — Заказчик ОАО «Газпром космические системы» Производитель … Википедия
Методика измерения энергетического потенциала приемной установки.1) — 8.9 Методика измерения энергетического потенциала приемной установки.1) 1) На основании полученных результатов могут быть рассчитаны зоны приема различных спутниковых систем. Эти зоны должны быть приведены в нормативной документации, желательно… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Интелсат-22 — Intelsat 22 IS 22 … Википедия
Ямал-300К — Заказчик ОАО «Газпром космические системы» … Википедия
дБ в ватт> Fleeman Anderson Bird Corp
дБм в ватт Таблица преобразования