Зарядка аккумулятора компьютерным блоком питания. Зарядка литий-ионных аккумуляторов: особенности процесса и использование лабораторного блока питания

Как правильно заряжать литий-ионные аккумуляторы. Можно ли использовать лабораторный блок питания для зарядки Li-ion батарей. Какие режимы и параметры нужно контролировать при зарядке. Чем отличается специализированное зарядное устройство от лабораторного БП.

Содержание

Основные принципы зарядки литий-ионных аккумуляторов

Литий-ионные аккумуляторы требуют особого подхода к процессу зарядки. Основные принципы включают:

  • Использование метода постоянного тока/постоянного напряжения (CC/CV)
  • Ограничение максимального тока заряда (обычно 0,5-1С от емкости)
  • Ограничение максимального напряжения (3,6-4,2В в зависимости от химии)
  • Прекращение заряда при достижении минимального тока (обычно 0,05-0,1С)
  • Контроль температуры аккумулятора в процессе заряда

Правильное соблюдение этих принципов критически важно для безопасности и долговечности литий-ионных батарей. Специализированные зарядные устройства автоматически обеспечивают нужные режимы.


Возможности использования лабораторного блока питания для зарядки Li-ion

Можно ли использовать обычный лабораторный блок питания (ЛБП) для зарядки литий-ионных аккумуляторов? Этот вопрос часто возникает у радиолюбителей. Давайте разберемся подробнее.

Основные преимущества ЛБП:

  • Возможность точной настройки напряжения и тока
  • Наличие защиты от короткого замыкания и перегрузки
  • Универсальность применения для разных типов нагрузок

Однако у ЛБП есть и существенные ограничения для зарядки Li-ion:

  • Отсутствие автоматического переключения режимов CC и CV
  • Нет контроля температуры аккумулятора
  • Отсутствие автоматического отключения при достижении минимального тока

Поэтому использование ЛБП требует постоянного контроля параметров зарядки со стороны пользователя.

Процесс зарядки Li-ion с помощью лабораторного БП

При использовании ЛБП для зарядки литий-ионных аккумуляторов необходимо вручную контролировать следующие этапы:

  1. Установить ограничение тока на уровне 0,5-1С от емкости аккумулятора
  2. Задать максимальное напряжение 4,2В (или другое в зависимости от типа Li-ion)
  3. Подключить аккумулятор и начать зарядку
  4. Контролировать процесс, наблюдая за током и напряжением
  5. При достижении заданного напряжения ток начнет падать (переход в CV режим)
  6. Дождаться снижения тока до 0,05-0,1С и отключить зарядку

Как видим, процесс требует постоянного внимания пользователя, в отличие от автоматических зарядных устройств.


Преимущества специализированных зарядных устройств

Специально разработанные для литий-ионных аккумуляторов зарядные устройства имеют ряд важных преимуществ:

  • Автоматическое переключение между режимами CC и CV
  • Встроенные датчики температуры и защита от перегрева
  • Автоматическое отключение при достижении порогового тока
  • Балансировка элементов при зарядке сборок из нескольких аккумуляторов
  • Возможность выбора профилей для разных типов Li-ion аккумуляторов

Все это обеспечивает максимальную безопасность и оптимальные режимы заряда без необходимости постоянного контроля со стороны пользователя.

Риски при неправильной зарядке литий-ионных аккумуляторов

Нарушение правил зарядки литий-ионных батарей может привести к серьезным последствиям:

  • Перезаряд и перегрев аккумулятора
  • Вздутие корпуса и разгерметизация
  • Возгорание или взрыв при критическом перегреве
  • Значительное снижение емкости и срока службы

Поэтому крайне важно соблюдать все рекомендации производителя и использовать подходящие зарядные устройства.


Рекомендации по безопасной зарядке Li-ion аккумуляторов

Для обеспечения безопасности при зарядке литий-ионных батарей следует придерживаться следующих правил:

  • Использовать только специализированные зарядные устройства
  • Не превышать максимально допустимый ток заряда
  • Контролировать температуру аккумулятора в процессе зарядки
  • Не оставлять заряжающиеся аккумуляторы без присмотра
  • Прекращать зарядку при появлении любых признаков неисправности
  • Хранить и заряжать аккумуляторы вдали от легковоспламеняющихся предметов

Соблюдение этих простых правил поможет избежать опасных ситуаций и продлить срок службы ваших литий-ионных аккумуляторов.

Заключение: выбор между ЛБП и специализированным зарядным устройством

Подводя итоги, можно сказать, что использование лабораторного блока питания для зарядки литий-ионных аккумуляторов возможно, но требует глубокого понимания процесса и постоянного контроля. Для большинства пользователей оптимальным выбором будет приобретение специализированного зарядного устройства, обеспечивающего автоматическое управление процессом и максимальную безопасность.


При выборе зарядного устройства стоит обратить внимание на следующие характеристики:

  • Поддержка нужных типов литий-ионных аккумуляторов
  • Наличие режима CC/CV и балансировки элементов
  • Возможность настройки параметров зарядки
  • Наличие защитных функций (от перегрева, короткого замыкания и т.д.)
  • Удобство использования и информативность дисплея

Правильный выбор зарядного устройства и соблюдение рекомендаций по эксплуатации позволят максимально эффективно и безопасно использовать литий-ионные аккумуляторы в различных устройствах.


Зарядное устройство из импульсного БП

При использовании кислотных аккумуляторов в автомобиле или системах бесперебойного питания, необходима их зарядка, желательно в автоматическом режиме. Конечно, зарядка должна быть предусмотрена производителем устройства. Полностью обеспечивать необходимые режимы для продолжительной работы и хорошего состояния аккумулятора установленного в нем. Однако, бывают ситуации, когда возникает потребность дополнительного заряда и обслуживания батареи:

1. Такие ситуации возникают, в холодное время года, когда авто продолжительное время стоит в гараже и аккумулятор теряет заряд. Бывает, водитель не отключил потребителей и на следующий день авто не заводится.
2. В системах бесперебойного питания, ситуация значительно лучше. Устройство постоянно следит за зарядом аккумулятора, правильно его заряжает и не позволяет разряжаться больше, чем нужно. Пока в него не влезает пытливый ум, для улучшения характеристик.
У меня дело пошло по второму сценарию.

Как-то раз, зимой, ситуация с энергоснабжением резко ухудшилась. Вскоре стало ясно, что это надолго, и я достал бесперебойник. В нем стоял аккумулятор на 7 А/Ч, чего с трудом хватало на десятиватный светодиод освещения. Свет выключали на 2-4 часа, иногда не было электричества и 6 часов. Несколько раз включали электричество днем на два часа, но он не успевал заряжаться. Да и хотелось телевизор посмотреть, ведь выход 220 В. простаивал без дела.

Позже я купил БУ аккумулятор на 75 А/Ч, и озаботился его зарядкой. Нужно было заряжать его быстро и без присмотра людьми. Причем зарядное должно быть дешевым и хорошим.
Трансформатор отменил сразу, так как сетевое напряжение менялось в широких пределах, временами опускаясь до 140 В. У меня был в наличии недорогой импульсный китайский блок питания 12 В., 60 Вт, под названием «S 60-12». Впрочем, приобрести такой не составит труда в интернет магазине или в местном магазине светотехники.
Блок имеет отличные основные характеристики:

Входное напряжение  85 — 264 В.
(AC)
Выходное напряжение  10,8 — 13,2 В. (DC)
Выходной ток 0 — 5 A

После подключения к аккумулятору, начали возникать неприятности:
1. напряжения 13.2 В недостаточно для заряда
2. очень большой ток, когда на батарее низкое напряжение
3. разряд батареи в блок питания

Рассмотрим выходные цепи нашего блока, и определим что можно сделать для решения проблем:
1. Увеличить выходное напряжение можно зашунтировав резистор с управляющего вывода TL431 на общий провод (R15, SVR1)
2. Ток можно уменьшить, установив мощный токоограничительный резистор на выходе, или уменьшив выходное напряжение
3. Разряд батареи исключим последовательным диодом​


У меня был слабый аккумулятор на 7 а/ч, для него разряд в блок питания (~50 мА) был существенным, и я установил последовательно с выходом ИБП связку диодов. Позже, от диодов отказался, когда перешел на большую батарею.


Для начала нужно увеличить выходное напряжение установкой параллельно R15 (см первый рисунок) резистора номиналом 12 кОм. После этого максимальное напряжение на выходе ИБП станет 16 В., без учета падения на диодах. Ток ограничительный резистор изготовил из толстой нихромовой проволоки. При отсутствии такой, можно купить готовый резистор. Напряжение следует выставить на выходных клеммах после диода, нагруженных на лампу освещения, для учета падения на диодной сборке.  В таблице указано номинальное сопротивление (R) и максимальная рассеиваемая мощность (Pmax) резистора, для напряжения заряда 13,8 В. (Umax), минимального напряжения на аккумуляторе 11 В. (Umin) и максимального тока заряда 20% от ёмкости (с). Это безопасный режим, так как ток будет линейно падать, по мере заряда. Можно самостоятельно рассчитать сопротивление резистора:

R=(Umax-Umin)/0.2*c, 

и максимальную мощность на нем:

Pmax=(Umax-Umin)2/R

Емкость батареи, А/Ч Макс. ток А Резистор Ом/Вт 
 4,5 0,9 3,1/3
 7 1,4 1,8/4
 9 1,8 2/4
 12 2,4 1,16/7
 более 25 5 0,56/14

В целом система получилась надежная, не требующая обслуживания, но и с недостатками. Конечно резистор, который безбожно греется на больших токах. Долгая зарядка и невозможность полной зарядки.
После приобретения аккумулятора на 75 А/Ч и работы его в режиме постоянного просмотра телевизора (плюс усилитель звука 2*5Вт, тюнер Т2, модем с роутером, зарядка телефона/планшета, освещение), резистивная схема перестала успевать восстанавливать растраченный заряд.  

Импульсный блок питания (ИБП) стабилизирует выходное напряжение с помощью управляемого стабилитрона SHR1 TL431, часть схемы выходных цепей показана на первом рисунке. Открытие этого стабилитрона происходит при превышении напряжения на управляющем выводе более 2,5В. Можно сказать, что в нормальном режиме, напряжение в этой точке всегда равно 2,5 В. Наша схема будет воздействовать на этот вывод, для изменения выходного напряжения. Следует учесть, что диапазон выходных напряжений этого ИБП ограничен. Не желательно повышать выходное напряжение более 16 В., а при понижении меньше 10 В. он отключается и предпринимает попытки запуска. Это значит, что аккумулятор, разряженный менее 10 В., это зарядное устройство зарядить не сможет. Так же, как и нельзя это ЗУ использовать в качестве лабораторного БП, по причине невозможности регулировки напряжения на выходе в широких пределах и стабилизации тока при коротком замыкании.

На скорую руку была собрана схема стабилизации тока и исключен диод. Конструкция и схема представлены ниже:

Схема представляет из себя усилитель постоянного тока и работает следующим образом:
Напряжение шунта, пропорциональное выходному току, усиливается дифференциальным усилителем IC1A, для исключения влияния паразитных потенциалов. Далее сигнал дополнительно усиливается вторым ОУ, с регулировкой усиления резистором R7. Когда напряжение на выходе IC1B станет достаточным для открытия диода D1 (~3 В.), через него и резистор R11,  потечет ток. Потенциал в точке REG повысится и ИБП начнет снижать выходное напряжение. Выходной ток понизится, что приведет к снижению напряжения на шунте, на выходе IC1B, закрытию диода D1 и снижению потенциала в точке REG. Диод D1, также необходим для исключения влияния схемы, на режим стабилизации напряжения. Резистор R11 для ограничения тока в цепи, во избежание выхода из строя TL431, установленного в ИБП.
Настройка сводится в установлению выходного напряжения ИБП, подстроечным резистором SVR1 (см. первый рисунок). 13-13,8 В. для систем бесперебойного питания, или 14,4 В. для однократной зарядки автомобильного аккумулятора. Если диапазона регулировки резистора не хватает, следует доработать выходной делитель напряжения ИБП, как описано выше. После этого при подключенном аккумуляторе нужно настроить ток заряда подстроечным резистором R7.

У представленной схемы, отмечено несколько недостатков. 
1. Невозможность оперативной регулировки тока
2. Плохая точность стабилизации тока, зависящая от его уровня и напряжения на выходе
3. Отсутствие индикации окончания процесса, для быстрого заряда автомобильных батарей

Схема отработала 4 месяца без неисправностей. Единственное обслуживание — это постоянно сгнивающие провода на клеммах аккумулятора (не надежно подключал)

Теперь, когда необходимость в аккумуляторном питании отпала и появилось свободное время, я решил усовершенствовать устройство. Была введена регулировка тока внешним переменным резистором. Добавлен усилитель ошибки для повышения точности. Введена светодиодная индикация режима работы.

ВНИМАНИЕ — допайка резистора увеличивающего выходное напряжение ИБП , в этом варианте схемы управления не требуется. Его функцию выполняет R10

В результате принципиальная схема усложнилась незначительно. Второй ОУ IC1B, работает в режиме интегратора/усилителя ошибки, сравнивая напряжение на выходе IC1A, пропорциональное выходному току с опорным напряжением в точке RES. 2, установленным регулятором.  На его выходе (выв. 7 IC1B), напряжение может находится в двух состояниях. Около нуля, когда ток не может достигнуть установленного резистором значения. И, около 3,5 В., когда произведен захват и стабилизация выходного тока, то есть идет заряд. Светодиод «Заряд» подключенный к точке LED индицирует состояние устройства. Параллельный стабилизатор на стабилитроне VR1 TL431 обеспечивает опорное напряжение для резистора регулятора тока. На его катоде напряжение должно составлять 2,5 В.  Два резистора R7, R8 вместо одного, установлены для снижения рассеиваемой мощности на них.
Величина сопротивление шунта (Rsh) совместно с коэффициентом усиления IC1A (k) и напряжением в точке RES.1 (Vref), определяют максимальное значение тока зарядки (Imax) регулятора:

Imax=Vref/(k*Rsh).

Где коэффициент усиления дифференциального усилителя:

k=R5/R1, при R1=R2, R5=R3.

В нашем случае:

Rsh=0.1 Ом/3=0,0333 Ом, 
k=1500 Ом/100 Ом=15,
Imax=2,5 В/(15*0,0333 Ом)=5 А.

После проверки правильности монтажа платы управления, нужно правильно подключить ее к ИБП. Я постарался изобразить наглядно, что бы не возникло проблем в подключении. Провод управления следует подключать к разобранному блоку, предварительно отключив его от сети 220 В.!! Перед включением необходимо установить кожух БП на штатное место и настроить резистор R10 в максимальное большое сопротивление. Включаем. настраиваем выходное напряжение ИБП, для работы в составе устройства бесперебойного питания, при разомкнутых контактах кнопки «Режим» , резистором SVR1 (см. первый рисунок) на уровне 13-13,8 В. При нажатии кнопки «Режим», следует установить выходное напряжение 14,4 В. резистором R10, для однократной зарядки аккумулятора. Проверяем напряжение на крайних выводах резистора регулировки, оно должно составлять 2.5 В. Подключив исправный аккумулятор проверим регулировку выходного тока. Максимальный ток не должен превышать 5 А. для данного ИБП. Если ток не достаточный нужно изменить усиление усилителя на  IC1A. Впрочем после этого усилителя можно поставить подстроечный резистор на общий провод и движок этого резистора подключить к 5 выв. IC1. для подстройки максимума. Минимум будет около нуля ампер и в подстройке не нуждается. Для проверки выходного тока можно использовать мощный резистор или спираль от электроплитки, но стабилизация тока будет происходить только в небольшом диапазоне напряжений от приблизительно 10 В. до 13 или 14.4 В., в зависимости от настроек переключателя. 

Зарядное устройство имеет особенности:
 —  При зарядке до 14.4 В. необходимо наблюдать за состоянием светодиода «Заряд».  По окончании заряда он потухнет, и следует отключить ЗУ от батареи.
 —  В случае неисправности аккумулятора и напряжении на нем менее 10 В., светодиод будет мигать, а заряда не будет.
 —  При коротком замыкании выходных клемм светодиодной индикации не будет, но в ИБП сработает внутренняя защита.
 —  От переполюсовки клемм аккумулятора данное ЗУ защиты не имеет и желательно на выходе установить предохранитель 5 А.

Конструкция блока управления выполнена на макетной печатной плате выводными компонентами. В схеме использованы широко распространенные элементы. Вместо стабилитрона VR1 можно использовать обыкновенный стабилитрон на напряжение 3,3-5,1 В. (Vref), изменив коэфф. усиления дифф. усилителя по вышеприведенной формуле. Светодиод ультраяркий красный в прозрачном корпусе, такие при малом токе хорошо светят. Переменный резистор регулятора любого удобного типа с номиналом 1-10 кОм.
В качестве токового шунта я использовал резисторы 0,1 Ом 1 Вт., они достаточно распространены и не дефицитны. Подключение к шунту производилось, как показано на рисунке и фотографии. Можно использовать готовый шунт или резисторы низкого сопротивления 0,03-0,01 Ом мощностью 3 и более ватт, например MPR-5W, BPR56. В крайнем случае можно использовать моток медного провода низкого сечения, но параметры будут меняться с прогревом.

Литература 
http://at-systems.ru/quest/new-quest/battery-charging. shtml
http://www.kuppol.ru/infozarbat

Список радиоэлементов
ОбозначениеТипНоминалКоличествоПримечаниеМагазинМой блокнот
IC1Операционный усилитель

LM358

1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
D1Выпрямительный диод

1N4148

1КД521, КД522Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VR1ИС источника опорного напряжения

TL431

1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R10Подстроечный резистор50 кОм1многооборотныйПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R1, R2Резистор

100 Ом

2МЛТ-0,125Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R3, R5Резистор1,5 кОм2МЛТ-0,125Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R4Резистор

22 кОм

1МЛТ-0,125Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R6Резистор4к31МЛТ-0,125Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R7-R9резистор

470 Ом

3МЛТ-0,125Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C1, C2Конденсатор1 мкФ2любого типаПоиск в магазине ОтронВ блокнот
шунтРезистор

0. 1 Ом., 1 Вт.

3аналог MPR-5W, BPR56Поиск в магазине ОтронВ блокнот
режимпереключательП2К1кнопка с фиксацией,тумблерПоиск в магазине ОтронВ блокнот
Рег. токаПеременный резистор1k1любого типаПоиск в магазине ОтронВ блокнот
ЗарядСветодиодкрасный1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Импульсный БП12В. 5А.1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Теги:
  • ИБП
  • Зарядное устройство
  • Авто ЗУ
  • Автоматика
  • Блок питания

Лабораторный блок питания как зарядка для Li Ion аккумуляторов

SLY
✩✩✩✩✩✩✩