Активный темброблок схема. Активный темброблок на операционных усилителях: схема и особенности

Как работает активный темброблок на ОУ. Какие преимущества у активных темброблоков перед пассивными. На что обратить внимание при сборке активного темброблока. Какие операционные усилители лучше использовать в схеме.

Содержание

Принцип работы активного темброблока

Активный темброблок представляет собой устройство для регулировки тембра звука, построенное с использованием активных элементов — операционных усилителей. В отличие от пассивных темброблоков, активные имеют ряд преимуществ:

  • Возможность усиления сигнала, а не только его ослабления
  • Более широкий диапазон регулировки тембра
  • Меньшие искажения сигнала
  • Низкое выходное сопротивление

Принцип работы активного темброблока основан на использовании частотно-зависимых цепей обратной связи операционного усилителя. Это позволяет регулировать усиление в определенных частотных диапазонах, изменяя тем самым тембр звука.

Схема активного темброблока на операционных усилителях

Рассмотрим типовую схему активного трехполосного темброблока на ОУ:


«` Схема активного темброблока на ОУ Вход ОУ1 ОУ2 ОУ3
Выход НЧ СЧ ВЧ «`

Схема содержит три основных блока на операционных усилителях:

  1. ОУ1 — регулятор низких частот (НЧ)
  2. ОУ2 — регулятор средних частот (СЧ)
  3. ОУ3 — регулятор высоких частот (ВЧ)

Каждый блок имеет свою частотно-зависимую цепь обратной связи, что позволяет регулировать усиление в соответствующем диапазоне частот.

Выбор операционных усилителей для темброблока

При сборке активного темброблока важно правильно выбрать операционные усилители. Для получения качественного звучания рекомендуется использовать специализированные аудио ОУ с низким уровнем шума и малыми искажениями. Хорошими вариантами являются:

  • NE5532 — недорогой и достаточно качественный ОУ для аудиоприменений
  • OPA2134 — малошумящий ОУ с очень низкими искажениями
  • AD8599 — прецизионный ОУ для high-end аудиотехники

Какой тип ОУ выбрать? Это зависит от требований к качеству звучания и бюджета. Для большинства любительских конструкций вполне подойдет NE5532.


Особенности сборки активного темброблока

При сборке активного темброблока следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Использование качественных компонентов (резисторов, конденсаторов) с малым разбросом номиналов
  • Правильная разводка печатной платы с учетом требований к высокочастотным схемам
  • Экранирование входных цепей для снижения наводок
  • Качественная фильтрация питания ОУ

Соблюдение этих рекомендаций позволит получить темброблок с хорошими характеристиками и низким уровнем шумов.

Регулировка и настройка активного темброблока

После сборки темброблока может потребоваться его настройка. Основные этапы настройки включают:

  1. Проверку работоспособности всех регуляторов
  2. Измерение АЧХ в различных положениях регуляторов
  3. Подстройку частот среза фильтров при необходимости
  4. Проверку на отсутствие самовозбуждения и паразитных колебаний

Для точной настройки потребуется измерительное оборудование — генератор звуковой частоты и осциллограф. Однако базовую проверку работоспособности можно выполнить и на слух.


Преимущества активного темброблока перед пассивным

Активный темброблок на ОУ имеет ряд преимуществ по сравнению с пассивными схемами:

  • Возможность усиления сигнала в определенных частотных диапазонах
  • Более широкий диапазон регулировки (+/- 15-20 дБ против +/- 6-10 дБ у пассивных схем)
  • Меньшие искажения сигнала
  • Низкое выходное сопротивление, что упрощает согласование с последующими каскадами
  • Возможность реализации многополосной регулировки тембра

Эти преимущества делают активные темброблоки более предпочтительными для построения качественных звуковых трактов.

Применение активного темброблока в аудиосистемах

Активный темброблок может применяться в различных аудиоустройствах:

  • Предварительные усилители для Hi-Fi систем
  • Микшерные пульты
  • Гитарные процессоры эффектов
  • Активные акустические системы
  • Студийное звуковое оборудование

Широкие возможности по настройке тембра делают такие устройства востребованными как в бытовой, так и в профессиональной аудиотехнике.

Заключение

Активный темброблок на операционных усилителях является эффективным инструментом для управления тембром звука. Правильно спроектированная и собранная схема позволяет получить качественное звучание с широкими возможностями настройки. При этом сложность реализации активного темброблока лишь немного выше, чем у пассивных схем, что делает его привлекательным вариантом для самостоятельной сборки радиолюбителями.



Мощный и качественный самодельный усилитель звука. Пассивные регуляторы тембра Активный темброблок на микросхеме схема включения

Темброблок с микрофонным усилителем для стереофонического усилителя мощности

Темброблок может применяться как составной узел стереофонического усилителя или для доработки действующей конструкции усилителя. Кроме линейного входа для подключения внешнего источника сигнала: радиоприёмника, телефона, МР3 плеера, CD и DVD проигрывателей и т.д. на плате темброблока имеется микрофонный усилитель. Для подключения микрофона на плате установлено гнездо для штекеров типа «джек» 6,3 мм. Регулировка уровня входного сигнала от микрофона и линейного входа выполнена раздельно для каждого из входов «УРОВЕНЬ МИКРОФОНА» и «УРОВЕНЬ ЛИН. ВХОДА». На выходе темброблока установлены переменные резисторы «БАЛАНС» и «ГРОМКОСТЬ». Для регулировки уровня высоких, средних и низких частот установлены три переменных резистора «ВЫСОКИЕ», «СРЕДНИЕ» и «НИЗКИЕ», соответственно.

Схема темброблока позволяет одновременно воспроизводить фонограмму с линейного входа и сигнал с микрофонного входа, причём уровень звука для каждого источника сигнала выбирается отдельно и произвольно. Чтобы уменьшить или увеличить сигнал на выходе темброблока, достаточно повернуть один регулятор «ГРОМКОСТЬ». Вход микрофона — монофонический, но сигнал с него поступает на оба канала оконечного каскада усилителя.


Пример работы темброблока можно увидеть и услышать на видео

Подключение питания, линейного входа и выхода осуществляется при помощи винтовых клеммников. Все переменные резисторы снабжены ручками. Питание темброблока от двухполярного источника питания напряжением 9…15В

ВНИМАНИЕ! Оси семи резисторов и микрофонного гнезда находятся на одной линии, и расположены на плате таким образом, что плата может быть закреплена непосредственно на передней панели устройства при помощи гаек самих переменных резисторов и микрофонного гнезда! Расстояние по центрам резисторов 23 мм, от резистора VOLUME MIC до центра микрофонного гнезда 30 мм.

Темброблок предлагается как набор для самостоятельной сборки, как готовое собранное и проверенное изделие, а также предлагается печатная плата с маской и маркировкий.

Краткое описание, комплектация и цена

ВНИМАНИЕ! Соблюдайте полярность при подключении питания! Питание двухполярное!

Стоимость набора для сборки темброблока: 385 грн.

Стоимость собранного и проверенного темброблока: 415 грн.

Стоимость печатной платы с маской и маркировкой: 130 грн.

аказы можно оформлять через форму или по телефону указанному в разделе

Всем мирного неба, удачи, добра, 73!

набор NK022

Любой высококачественный усилитель должен иметь не только возможность регулировки усиления входного сигнала, но и обеспечи­вать коррекцию амплитудно-частотной характеристики для каждого канала, как минимум, в двух частотных областях: верхней и нижней. С такой задачей успешно справляются электронные устройства, называ­емые темброблоками.

Схемотехнические варианты построения темброблоков базируют­ся на применении RC-цепочек. При их включении в цепь прохождения аудиосигнала получается эффект фильтрации отдельно взятой частот­ной области в полосе частот 20…20000 Гц. Это происходит потому, что емкость RC-цепочек зависит от частоты. На RC-цепочках строят фильтры высоких и низких частот, а также широко применяемые в графических эквалайзерах полосовые фильтры.

Некоторые фильтры позволяют изменять амплитудно-частотную характеристику усилителя довольно эффективно. Они способны в процессе корректировки вносить не только затухания, но также и уси­ливать сигнал. Такие фильтры называют активными, поскольку RC-цепочки включаются в цепи обратной связи активных радиоэле­ментов, например, транзисторов или операционных усилителей. К их недостаткам можно отнести искажения входного сигнала вызванные нелинейностью характеристик активных радиоэлементов.

Другой класс фильтров — это пассивные фильтры. Состоят они только из конденсаторов и резисторов. Но пассивные фильтры имеют довольно низкий коэффициент передачи. Например, на средних часто­тах (800… 1200 Гц) они понижают уровень сигнала в 10… 12 раз! Поэто­му при их применении необходимо использовать дополнительные кас­кады усиления сигнала. Кроме того, пределы регулирования низких и высоких частот темброблоком, построенном на пассивных фильтрах, тем шире, чем меньше выходное сопротивление источника сигнала и больше входное сопротивление последующего каскада. Однако в срав­нении с активными фильтрами нелинейные искажения пассивных фильтров минимальны.

Темброблок NK022 построен с использованием пассивных филь­тров низкой (НЧ) и высокой (ВЧ) частоты. Он предназначен для ис­пользования в высококачественных стереофонических усилителях мощности низкой частоты. Темброблок позволяет корректировать ам- плитудно-частотную характеристику усилителя одновременно по двум каналам в соответствии с индивидуальными желаниями слуша­теля, характеристиками акустических систем и особенностей помеще­ния, а также раздельно регулировать тембры ВЧ, НЧ и громкость каж­дого из двух каналов. Напряжение питания устройства 9… 18 В.

Описание электрической схемы темброблока

Внешний вид платы темброблока с установленными на ней элемен­тами и электрическая схема темброблока показаны на Рис. 1 и Рис. 2.

Рис. 1. Внешний вид темброблока

Устройство имеет два отдельных канала корректировки амплитуд- но-частотной характеристики. Рассмотрим работу блока на примере верхнего канала. Входной сигнал поступает на усилитель, выполнен­ный на транзисторе VT1. Усиление необходимо, поскольку пассивные фильтры, как уже говорилось выше, значительно ослабляют входной сигнал. Усиленный сигнал подается на фильтры для регулировки по НЧ (Р1) и по ВЧ (Р2).

Известно, что емкость для переменного тока низкой частоты пред­ставляет собой довольно высокое реактивное сопротивление, а для то­ков высокой частоты — низкое. Поэтому, емкостная цепочка С5-С6 «закорачивает» ВЧ-составляющую входного сигнала на общий провод, а в общей точке соединения резисторов R7 и Р1 присутствует только НЧ-составляющая. В точке соединения резисторов Р1 и R8 НЧ-со-

Рис. 2. Электрическая схема стереофонического темброблока

ставляклцая значительно ослаблена этим резистивным делителем. Значит, перемещение ползунка переменного резистора Р1 от верхнего по схеме положения до нижнего приведет к плавному уменьшению спектра НЧ-составляющей на выходе темброблока.

Похожая ситуация имеет место на перестраиваемом ВЧ-фильтре. В точке соединения С9 и Р2 будет максимум ВЧ-составляющей, а в точ­ке соединения Р2 и СЮ — минимум. Перемешая ползунок резистора Р2 сверху вниз, получим плавное уменьшение уровня ВЧ-составля- ющей в спектре выходного сигнала.

Переменный резистор Р4 образует регулируемый делитель напря­жения относительно общего провода схемы, то есть изменяет выходное напряжение темброблока. Предназначен он для частотнонезависимого изменения громкости звучания одного из каналов усилителя мощности.

Аналогично первому каналу работет второй канал темброблока.

Сборка темброблока

Перед сборкой стереофонического темброблока внимательно озна­комьтесь с приведенными в начале этой книги рекомендациями по монта­жу электронных схем. Это поможет избежать порчи печатной платы и от­дельных элементов схемы. Перечень элементов набора приведен в Табл. 1.

Места расположения элементов на плате темброблока и плата с ус­тановленными элементами показаны на Рис. 3. На Рис. За показаны также линии подключения собранного устройства.

Рис. 3. Расположение элементов на печатной плате темброблока: а — места расположения элементов на плате; б — плата с установленными элементами

Отформуйте выводы элементов, установите элементы на плату и припаяйте их выводы; при этом установите сначала малогабаритные, затем все остальные элементы. После сборки проверьте правильность монтажа, особенно внимательно проверьте правильность установки электролитических конденсаторов. Правильно собранный темброблок в настройке не нуждается.

Таблица 1. Перечень элементов набора NK022

ПозицияХарактеристикаНаименование и/или примечаниеКол-во
R1,R2, R5, R6. R7, RIO, Rll, R1210 кОмКоричневый, черный, оранжевый*8
R3.R4100 кОмКоричневый, черный, желтый*2
R8.R91 кОмКоричневый, черный, красный*2
Р1…Р450 кОмРезистор переменный, сдвоенный4
С1…С42.2 мкФ, 50 В4
С5, С80. 022 мкФКонденсатор, 223 – маркировка2
С6, С70.33 мкФКонденсатор, 334 – маркировка2
С9, С121000 пФКонденсатор, 1п0 – маркировка2
СЮ, СИ0.01 мкФКонденсатор, 10п – маркировка2
С1347 мкФ, 25 ВКонденсатор электролитический1
VT1, VT2ВС238СТранзистор (замена SC238e или EXDC38)2
В110115×38 ммПлата печатная1
* Цветовая маркировка на резисторах.

Если вы, уважаемый читатель, намерены собрать усилитель мощ­ности для домашнего аудиоцентра, все необходимое для этого вы най­дете в каталоге МАСТЕР КИТ, приведенном в приложении к насто­ящей книге. Это и стабилизированный источник питания, и усилитель мощности, и даже подходящий корпус. Собрать высококачественный усилитель низкой частоты — вполне реальная задача!

Набор для стереофонического темброблока, а также и другие набо­ры, которые могут понадобиться при сборке усилителя, можно приоб­рести в магазинах радиодеталей или на радиорынках.

Решил послушать как звучит усилитель класса Д на IRS2092. После недолгих
поисков на Али был сделан заказ. Ради интереса «как оно звучит» для него был так же заказан и темброблок.
Так как усилитель ещё в дороге а темброблок уже пришёл то решил
сделать обзор пока на него. Как придёт усилитель сделаю обзор и на
него с замерами.
Плата пришла в конверте с пупыркой. В комплект входит сама схема и
четыре ручки на резисторы. Флюс везе отмыт пайка более менее
аккуратная. Разводка платы средняя. Регуляторы на фото — с лева на право — ВЧ, СЧ, НЧ, Громкость.


На плате установлены ОУ NE5532P


Так же на плате расположены цепи стабилизации питания (L7812 и L7912) и выпрямитель.
Можно подавать переменное напряжение с трансформатора для питания
платы.
Принципиальная схема регулятора похожа на эту


Отличаются номиналы некоторых резисторов и отсутствие некоторых проходных
конденсаторов.

Теперь самое главное — тесты.
Тестировал на этой карте

Creative Sound Blaster X-Fi Titanium PRO с небольшой доработкой — полностью за экранирована обратная сторона печатной платы, заменён выходной ОУ на OPA2134, все конденсаторы по питанию шунтированы керамикой.
АЧХ (розовым цветом — со входа на выход миную темброблок, синим цветом
— через темброблок — все регуляторы тембра в среднем положении)


Виден небольшой подъём на на низких частотах (ниже 200Гц) и завал на
высоких (выше 6кГц)
Регуляторы НЧ в крайних положениях


Регуляторы СЧ в крайних положениях


Регуляторы ВЧ в крайних положениях

КНИ «THD», правый канал идёт минуя темброблок для сравнения (с выхода карты на
вход), КНИ темброблока 0. 016%, хотелось бы поменьше конечно. Пробовал ставить OPA2134 вместо родных ОУ, искажения немного снизились но незначительно, скорее всего из за не совсем правильной разводки платы.


Зависимость КНИ от частоты (правый канал идёт минуя темброблок,
розовый цвет на графике)


Темброблок не инвертирует фазу сигнала (правый канал идёт минуя темброблок,
розовый цвет на графике)

Довольно средний по качеству блок, для домашних поделок пойдёт если устраивает КНИ.
Ставить в планируемый усилить вряд ли буду из за высоких
гармонических искажений. Буду разводить плату сам, и собирать темброблок.
Надеюсь инфа была полезна.

Планирую купить +16 Добавить в избранное Обзор понравился +36 +60

Здравствуйте уважаемые радиолюбители! Сейчас собираю акустику 4.1 на TDA7650 и TDA1562, микросхемы автомобильные, для дома конечно можно было и лучше выбрать, но речь не о них, а о предусилителе с темброблоком. Мне всегда хотелось настраивать звук «под себя». И вот решил собрать такой темброблок. Выбор пал на микросхему TDA1524A. И сейчас мы оговорим о сборке сего чуда «с нуля», с применением технологии ЛУТ для изготовления печатной платы. Стандартная схема, по которой будем собирать темброблок на TDA1524A, показана на рисунке:

Для начала отрезаем нужный кусок текстолита, шкурим нулёвкой, обезжириваем ацетоном.

Аккуратно завернул, и начал безжалостно жарить краску, что бы она перенеслась с бумаги на текстолит.

После проглажки даем плате время остыть. Далее дело переносится в ванную комнату. Кладем плату в воду, дабы дать бумаге размякнуть. В это время можно попить чая или кофе — кто что предпочитает.

Красивое фото получилось, не правда ли? Поехали дальше, после того как мы подкрепились, можно перейти к самому, на мой взгляд, кропотливому делу – оттирание бумаги с текстолита. Аккуратно сдираем бумагу, дабы не оторвать её вместе с нашими дорожками.

Все что останется, без фанатизма, подушечками пальцев оттираем.

Затем переходим к немаловажному делу – травлению. Травлю обычно в хлорном железе, так как это быстрее, нежели травление в медном купоросе (первое время им травил, но был разочарован, т.к. ожидание доходило до 2-х суток). Аккуратно кладем плату в раствор, чтобы не разбрызгать.

Теперь можно сходить прогуляться, или заняться каким – либо другим делом. Прошел час, можно доставать нашу плату. Обычно травится быстрее, но текстолит нашел в магазине только 2-х сторонний, да и раствор не первой свежести. Достаем плату и видим наши дорожки.

Дорожки находятся сейчас под тонером, его нужно счистить. Многие это делают ацетоном, или другим растворителем. Я это делаю той же самой мелкой шкуркой.

Вот и все, этап приготовления платы для схемы темброблока пройден. Далее будет интереснее — сверлим отверстия для деталей.

Сверлить кроме как дрелью больше нечем, это крайне не удобно, тем более, что у нее патрон шатается. Так что сильно не ругайте за кривые отверстия:)

Производим пайку деталей темброблока. Начинаем это делать с сокета (разъема) для микросхемы TDA1524A.

Теперь паяем все перемычки и мелкие детали. Микросхему вставляем в последнюю очередь, так как во время пайки она может перегреться и выйти из строя, что очень печально.

Ну вот в принципе и все! Ниже смотрите фото моего темброблока.

После пайки проверяем отсутствие короткого замыкания, соплей между дорожками если ничего подобного не замечено, то можно смело включать. Видео демонстрации работы устройства:

Первый запуск всегда провожу с последовательным подключением автомобильной 12-ти вольтовой лампочки (для токоограничения в случае КЗ). Темброблок собрал — все прекрасно работает. Статью написал: Евгений (ZhekaN96).

Недавно обратился некий человек с просьбой собрать ему усилитель достаточной мощности и раздельными каналами усиления по низким, средним и высоким частотам. до этого не раз уже собирал для себя в качестве эксперимента и, надо сказать, эксперименты были весьма удачными. Качество звучания даже недорогих колонок не очень высокого уровня заметно при этом улучшается по сравнению, например, с вариантом применения пассивных фильтров в самих колонках. К тому же появляется возможность довольно легко менять частоты раздела полос и коэффициент усиления каждой отдельно взятой полосы и, таким образом, проще добиться равномерной АЧХ всего звукоусилительного тракта. В усилителе были применены готовые схемы, которые до этого не раз были опробованы в более простых конструкциях.

Структурная схема

На рисунке ниже показана схема 1 канала:

Как видно из схемы, усилитель имеет три входа, один из которых предусматривает простую возможность добавления предусилителя-корректора для проигрывателя винила (при такой необходимости), переключатель входов, предварительный усилитель-тембролок (также трёхполосный, с регулировкой уровней ВЧ/СЧ/НЧ), регулятор громкости, блок фильтров на три полосы с регулировкой уровня усиления каждой полосы с возможностью отключения фильтрации и блок питания для оконечных усилителей большой мощности (нестабилизированный) и стабилизатор для «слаботочной» части (предварительные каскады усиления).

Предварительный усилитель-темброблок

В качестве него была применена схема, не раз проверенная до этого, которая при своей простоте и доступности деталей показывает довольно хорошие характеристики. Схема (как и все последующие) в своё время была опубликована в журнале «Радио» и затем не раз публиковалась на различных сайтах в интернете:

Входной каскад на DA1 содержит переключатель уровня усиления (-10; 0; +10 дБ), что упрощает согласование всего усилителя с различными по уровню источниками сигнала, а на DA2 собран непосредственно регулятор тембров. Схема не капризна к некоторому разбросу номиналов элементов и не требует никакого налаживания. В качестве ОУ можно применить любые микросхемы, применяемые в звуковых трактах усилителей, например здесь (и в последующих схемах) пробовал импортные ВА4558, TL072 и LM2904. Подойдёт любая, но лучше, конечно, выбирать варианты ОУ с возможно меньшим уровнем собственного шума и высоким быстродействием (коэффициентом нарастания входного напряжения). Эти параметры можно посмотреть в справочниках (даташитах). Конечно, здесь вовсе не обязательно применять именно эту схему, вполне можно, например, сделать не трёхполосный, а обычный (стандартный) двухполосный темброблок. Но не «пассивную» схему, а с каскадами усиления-согласования по входу и выходу на транзисторах или ОУ.

Блок фильтров

Схем фильтров, также, при желании можно найти множество, так как публикаций на тему многополосных усилителей сейчас достаточно. Для облегчения этой задачи и просто для примера, я приведу здесь несколько возможных схем, найденных в различных источниках:

— схема, которая была применена мной в этом усилителе, так как частоты раздела полос оказались как раз такие, которые и нужны были «заказчику» — 500 Гц и 5 кГц и ничего пересчитывать не пришлось.

— вторая схема, попроще на ОУ.

И ещё одна возможная схема, на транзисторах:

Как уже писал ваше, выбрал первую схему из-за довольно качественной фильтрации полос и соответствии частот разделения полос заданным. Только на выходах каждого канала (полосы) были добавлены простые регуляторы уровня усиления (как это сделано, например, в третьей схеме, на транзисторах). Регуляторы можно поставить от 30 до 100 кОм. Операционные усилители и транзисторы во всех схемах можно заменить на современные импортные (с учётом цоколёвки!) для получения лучших параметров схем. Никакой настройки все эти схемы не требуют, если не требуется изменить частоты раздела полос. К сожалению, дать информацию по пересчёту этих частот раздела я не имею возможности, так как схемы искались для примера «готовые» и подробных описаний к ним не прилагалось.

В схему блока фильтров (первая схема из трёх) была добавлена возможность отключения фильтрации по каналам СЧ и ВЧ. Для этого были установлены два кнопочных переключателя типа П2К, с помощью которых просто можно замкнуть точки соединения входов фильтров — R10C9 с их соответствующими выходами — «выход ВЧ» и «выход СЧ». В этом случае по этим каналам идёт полный звуковой сигнал.

Усилители мощности

С выхода каждого канала фильтра сигналы ВЧ-СЧ-НЧ подаются на входы усилителй мощности, которые, также, можно собрать по любой из известных схем в зависимости от необходимой мощности всего усилителя. Я делал УМЗЧ по известной давно схеме из журнала «Радио», №3, 1991 г., стр.51. Здесь даю ссылку на «первоисточник», так как по поводу этой схемы существует много мнений и споров по повод её «качественности». Дело в том, что на первый взгляд это схема усилителя класса «B» с неизбежным присутствием искажений типа «ступенька», но это не так. В схеме применено токовое управление транзисторами выходного каскада, что позволяет избавиться от этих недостатков при обычном, стандартном включении. При этом схема очень простая, не критична к применяемым деталям и даже транзисторы не требует особого предварительного подбора по параметрам К тому же схема удобна тем, что мощные выходные транзисторы можно ставить на один теплоотвод попарно без изолирующих прокладок, так как выводы коллекторов соединены в точке «выхода», что очень упрощает монтаж усилителя:

При настройке лишь ВАЖНО подобрать правильные режимы работы транзисторов предоконечного каскада (подбором резисторов R7R8) — на базах этих транзисторов в режиме «покоя» и без нагрузки на выходе (динамика) должно быть напряжение в пределах 0,4-0,6 вольт. Напряжение питания для таких усилителей (их, соответственно, должно быть 6 штук) поднял до 32 вольт с заменой выходных транзисторов на 2SA1943 и 2SC5200, сопротивление резисторов R10R12 при этом следует также увеличить до 1,5 кОм (для «облегчения жизни» стабилитронам в цепи питания входных ОУ). ОУ также были заменены на ВА4558, при этом становится не нужна цепь «установки нуля» (выходы 2 и 6 на схеме) и, соответственно меняется цоколёвка при пайке микросхемы. В результате при проверке каждый усилитель по этой схеме выдавал мощность до 150 ватт (кратковременно) при вполне адекватной степени нагрева радиатора.

Блок питания УНЧ

В качестве блока питания были использованы два трансформатора с блоками выпрямителей и фильтров по обычной, стандартной схеме. Для питания НЧ полосных каналов (левый и правый каналы) — трансформатор мощностью 250 ватт, выпрямитель на диодных сборках типа MBR2560 или аналогичных и конденсаторы 40000 мкф х 50 вольт в каждом плече питания. Для СЧ и ВЧ каналов — трансформатор мощностью 350 ватт (взят из сгоревшего ресивера «Ямаха»), выпрямитель — диодная сборка TS6P06G и фильтр — два конденсатора по 25000 мкф х 63 вольт на каждое плечо питания. Все электролитические конденсаторы фильтров зашунтированы плёночными конденсаторами ёмкостью 1 мкф х 63 вольта.

В общем, блок питания может быть и с одним трансформаторм, конечно, но при его соответствующей мощности. Мощность усилителя в целом в данном случае определяется исключительно возможностями источника питания. Все предварительные усилители (темброблок, фильтры) — запитаны также от одного из этих трансформаторов (можно от любого из них), но через дополнительный блок двуполярного стабилизатора, собранный на МС типа КРЕН (или импортных) или по любой из типовых схем на транзисторах.

Конструкция самодельного усилителя

Это, пожалуй, был самый сложный момент в изготовлении, так как подходящего готового корпуса не нашлось и пришлось выдумывать возможные варианты:-)) Чтобы не лепить кучу отдельных радиаторов, решил использовать корпус-радиатор от автомобильного 4-канального усилителя, довольно больших размеров, примерно такой:

Все «внутренности» были, естественно, извлечены и компоновка получилась примерно такой (к сожалению фотографию соответствующую не сделал):

— как видно, в эту крышку-радиатор установились шесть плат оконечных УМЗЧ и плата предварительного усилителя-темброблока. Плата блока фильтров уже не влезла, поэтому была закреплена на добавленной затем конструкции из алюминиевого уголка (её видно на рисунках). Также, в этом «каркасе» были установлены трансформаторы, выпрямители и фильтры блоков питания.

Вид (спереди) со всеми переключателями и регуляторами получился такой:

Вид сзади, с колодками выходов на динамики и блоком предохранителей (поскольку никакие схемы электронной защиты не делались из-за недостатка места в конструкции и чтобы не усложнять схему):

В последующем каркас из уголка предполагается, конечно, закрыть декоративными панелями для придания изделию более «товарного» вида, но делать это будет уже сам «заказчик», по своему личному вкусу. А в целом, по качеству и мощности звучания, конструкция получилась вполне себе приличная. Автор материала: Андрей Барышев (специально для сайта сайт ).

Тематические материалы:

Создаем учетную запись Microsoft — полная инструкция Фриланс для художников и иллюстраторов: удаленная работа и подработка Как получать деньги от рисования Как удалить приложение с iPhone? Требуется обновление расширения Как записать трансляцию вебинара Как переносить сохраненные пароли Chrome в Firefox Программы для записи вебинаров: что можно использовать? Как Adobe Flash Player обновить в Крыму до последней версии Почему нельзя обновить Adobe Flash Player на территории Крыма

Обновлено: 29. 08.2021

103583

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

ТЕМБРОБЛОК

   Представленное ниже устройство обладает хорошим качеством звучания и низким уровнем шумов, а также имеет функцию обхода темброблока (прямая АЧХ), в тоже время простота схемы не отпугнет начинающих радиолюбителей. В основу пассивной части схемы входит разработка, описанная E.J.James’ом еще в 1948 году, а все устройство вместе смахивает на работу Baxandall’a образца 1952 года 🙂 Смахивает использованием усилительного каскада, в данном случае ОУ, которым можно поднять амплитуду, «съеденную» (у этого регулятора амплитуда падает в пять раз или -13дБ!) темброблоком. Анализируя широко известные любому радиолюбителю источники (в коих наблюдается некоторая историческая неточность), было принято решение поэкспериментировать с этой вещичкой:

   К сожалению, реальные графики АЧХ так и не успел снять, однако приведем результат моделирования в программе Tone Stack Calculator. Данная схема примечательна использованием R5-R6, которые обеспечивают более узкий подъем частот, не затрагивая середину. Этих резисторов нет в разработке E.J.James’a, поэтому симуляция произойдет без них :). Однако на общее впечатление от графика это не скажется, просто полоса подъема высоких частот будет более широкой.

   Но мне хотелось бы большего: ещё больший подъем на НЧ и в особенности ВЧ, так сказать с запасом, хотя в вашем случае все может быть совершенно иначе. Вернее не в вашем случае, а в случае вашей акустики :). К примеру из опыта эксплуатации продукции бердского радиозавода ВЕГА 50АС-106 регулировка низких частот темброблока в RRR УП-001 совсем не подходила, поскольку поднимала лишь область верхнего баса (200-250 Гц, басом это трудно назвать, скорее гул). Однако на акустических системах производства рижского радиозавода Radiotehnika RRR S50b, можно было добиться приемлимого качества звучания. Хотя все это считается баловством, поскольку корректирует лишь впечатление от прослушивания, корректировку АЧХ колонок и, если усилитель ущербен, проводят другими схемотехническими изысканиями, к примеру параметрическими эквалайзерами с регулировками не только по усилению, но и с возможностью перемещения подымаемой частоты и добротности. Но мы же здесь не собрались исправлять огрехи дорогой акустики?

   Итого +6 дБ на основной низкой частоте, и +5 дБ на высокой. Спад -3 дБ в области средних частот решено поднять усилением на ОУ. Признаюсь, стало немного многовато. В схеме поворотом регуляторов трудно добиться ровной АЧХ (вернее совсем не добиться), поэтому решено добавить устройство, отключающее темброблок. Это может оказаться полезным при эксплутации с вашим усилителем более «продвинутого» эквалайзера. Простым замыканием входа и выхода пассивной части или же всего темброблока (в первом случае замыкается конденсатор С3 и как следствие заваливаются верха, во втором – регулировка ВЧ и НЧ сохраняется, правда в небольших пределах) здесь не обойтись. Поэтому можно осуществить элементарную коммутацию на реле с перекидными контактами (типа РЭС-9, РГК-14 и т.д.).

   Стоит отдельно затронуть изъезженную тему конденсаторов в блоке тембров. По своему субъективному опыту эксплуатации известного предусилителя Шмелева [2], в конструкции которого применял незадумываясь керамику импортного производства, широкораспространенную в магазинах, выходной сигнал был насыщен гармониками, что ощущалось на слух. Быть может в слепом тесте этого темброблока с другими конденсаторами я бы этого и не заметил, но тем не менее у меня это глубоко отложилось в памяти. В данной конструкции решил использовать исключительно конденсаторы на бумажной основе. Конечно, здесь я не буду описывать опыт использования импортных конденсаторов за сотни долларов, но как говорится, чем богат :). Из накопленных запасов были вытащены конденсаторы серий БМТ-2, БМ-2 и МБМ.

   Итак, при использовании данных конденсаторов, первое что необходимо сделать, это измерить их емкость и осмотреть на внешние повреждения (в особенности для БМТ-2). Среди десятка образцов конденсаторов серии МБМ, 90% имели превышение номинальной емкости на 40-50%, что в двое больше их допуска. Измерение емкости позволяет подобрать конденсаторы в пары для 2-х каналов для обеспечения симметричной регулировки. Первое включение и вердикт – однозначно предпочтительнее использования китайской керамики. К своему стыду, мне не удалось отыскать бумажный конденсатор в цепи ВЧ, поэтому применил конденсатор серии КТК, широко использовался в ламповых телевизовах и прочей аппаратуре. Кроме всего прочего данный конденсатор обладает хорошей термостабильностью. Обкладки из серебра на звуке никак не сказались 🙂 (хотя после пополнения багажа знаний о данном конденсаторе, звук постепенно стал становиться краше и… 🙂 ). Графики, которые получилось снять:

   Регуляторы повернуты на максимум:

   Регуляторы повернуты на минимум:

   Схема получившегося устройства:

   Характеристики данного темброблока:

  • Коэффициент гармоник, %: не более 0,02.
  • Диапазон регулировки, не менее: НЧ +-16 дБ, ВЧ +-17 дБ.
  • Входной сигнал: ~1V.

   Показатели по КГ, сигнал/шум зависят от примененного ОУ. Выбор пал на TL072, (это сдвоенный ОУ фирмы ST) в силу его дешевизны и распространенности. Отлично сюда впишутся и такие операционники, как NE5532, NJM4558, LM358. Поэкспериментировать можно и с одиночными ОУ (с дальшейшей переделкой ПП) TL071, NE5534, КР544УД1,2, К157УД2 (с цепями коррекции) и так далее. С бумажными конденсаторами и ОУ в золотом корпусе, чем не раритет? Для оперативной замены микросхемы (если отдали предпочтение другому ОУ), рекомендуется предварительно установить на соответствующее место панельку DIP-8.

   Для питания активной части устройства используется параметрический стабилизатор напряжения на два плеча + и – без использования каких-либо усилительных элементов, поскольку в данной схеме общий ток потребления меньше номинального тока стабилитронов. Для сглаживания остатков пульсаций, вызванных пульсациями блока питания УМЗЧ, в схеме присутствуют два электролита. Их емкость невелика для обеспечения низкой инерционности. Такой небольшой набор дает низкий уровень фона при эксплуатации устройства.

   Разумеется, для обеспечения минимального уровня фона этого бывает недостаточно. Снизить фон может помочь заземление корпусов переменных резисторов. У некоторых групп регуляторов для этого есть отдельный вывод (например СП3-33-23). В моем распоряжении оказались широко распространенные резисторы В-группы (для регулировки баланса они не подходят), корпус которых после обработки наждачкой я и заземлил. Земли свел к одной выбранной точке (корпус регулятора низких частот), откуда направил их земле блока питания УМЗЧ. Фотография устройства и печатная плата:

   Размер печатной платы 140х60 мм, здесь можно скачать файлик в формате .lay. Желаю успехов в повторении! Автор: sheriff.

   Форум по аудио

Цепь управления тоном (активная и пассивная)

Инженерные проекты

Одной из самых популярных схем управления в аудиосистеме является регулировка тембра. Регулятор тембра используется для изменения тональной характеристики цепи сигнала, т. е. позволяет слушателю изменять тональное качество воспроизводимого звука. Регулятор тембра влияет на частотную характеристику оборудования, и его цель состоит в том, чтобы помочь исправить недостатки в исходном программном материале, приемнике или преобразователе, или в комбинации громкоговорителя и комнаты для прослушивания.

Они либо пассивного типа, типовая схема схемы которых показана на рис. 1, либо построены как часть контура отрицательной обратной связи вокруг блока усиления с использованием общей конструкции Баксандалла. Типичные схемы активной регулировки тембра показаны на рис. 2-5.

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ РИС. 1 ПАССИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЗВУКА

Резистор (все ¼ Вт, ± 5% углерода)
R 1 = 15 кОм

Ч 2 = 2,2 кОм

R 3 = 22 кОм

VR 1 , VR 2 = 100 кОм

Конденсаторы
C 1 , C 6 = 10 мкФ/12 В (электролитический конденсатор)

С 2 = 0,022 мкФ

С 3 = 0,22 мкФ

С 4 = 0,001 мкФ

С 5 = 0,01 мкФ

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ РИС.

2 АКТИВНАЯ РЕГУЛИРОВКА ТЕМБРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОДНОГО ТРАНЗИСТОРА
Резистор (все ¼ Вт, ± 5% углерода)
R 1 , R 2 , R 4 = 10 кОм

R 3 = 5,6 кОм

R 5 = 220 кОм

R 6 = 33 кОм

R 7 = 4,7 кОм

R 8 = 1 кОм

VR 1 , VR 2 = 100 кОм

Конденсаторы
C 1 , C 5 , C 7 , C 9 = 10 мкФ/12 В (электролитический конденсатор)

C 2 , C 6 = 0,0033 мкФ (керамический диск)

C 3 , C 4 = 0,033 мкФ (керамический диск)

C 8 = 47 мкФ/6 В (электролитический конденсатор)

Полупроводник
Т 1 = БК148

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ РИС.

3 АКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕМНОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ LM387 R 1 – R 4 = 10 кОм

R 5 = 680 Ом

R 6 = 180 кОм

Ч 7 = 1 МОм

VR 1 , VR 2 = 100 кОм

Конденсаторы C 1 , C 7 , C 10 = 10 мкФ/12 В (электролитический конденсатор)

C 2 , C 5 = 0,0033 мкФ (керамический диск)

C 3 , C 4 , C 6 = 0,033 мкФ (керамический диск)

C 8 , C 9 = 0,1 мкФ (керамический диск)

Полупроводник IC 1 = ЛМ 387

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ РИС. 4 ACTIVE TONE CONTROL С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ LM349

R 1 – R 4 = 10 кОм

R 5 = 1 кОм

VR 1 , VR 2 = 100 кОм

Конденсаторы C 1 , C 4 = 0,0033 мкФ (керамический диск)

С 2 , C 3 , C 5 = 0,033 мкФ (керамический диск)

C 6 , C 7 = 0,1 мкФ (керамический диск)

Полупроводник IC 1 = ЛМ 349

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ РИС.

5 ACTIVE TONE CONTROL С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ LM741 ИЛИ LM348 Р 1 , R 3 = 10 кОм

R 2 , R 4 , R 5 = 15 кОм

VR 1 , VR 2 = 100 кОм

Конденсаторы C 1 = 0,047 мкФ (керамический диск)

C 2 = 1 Kpf (керамический диск)

C 3 , C 4 = 0,1 мкФ (керамический диск)

Полупроводник ИС 1 = LM 741 ИЛИ LM 348

Electronics Projects проверенная схема предусилителя

Активный темброблок для самодельного транзисторного усилителя. Простые темброблоки на транзисторе и на ОУ (КТ3102, К140УД8). 2-х полосный регулятор тембра на ОУ

Здравствуйте уважаемые радиолюбители! Сейчас собираю акустику 4.1 на TDA7650 и TDA1562, автомобильные микросхемы, для дома конечно можно было и получше выбрать, но речь не о них, а о предварительном усилителе с темброблоком. Я всегда хотел настроить звук под себя. И вот я решил собрать вот такой тонблок. Выбор пал на микросхему TDA1524A. А теперь поговорим о сборке этого чуда с нуля, по технологии ЛУТ изготовления печатной платы. Стандартная схема, по которой будем собирать темброблок на TDA1524A, представлена ​​на рисунке:

Для начала отрезаем нужный кусок текстолита, шкурим нулем, обезжириваем ацетоном.

Аккуратно завернул, и начал безжалостно жарить краску, чтобы она перешла с бумаги на текстолит.

После глажки дайте доске остыть. Далее дело переносится в ванную комнату. Ставим доску в воду, чтобы бумага размягчилась. В это время можно пить чай или кофе – кто что предпочитает.

Красивая фотография, не правда ли? Идем дальше, после того, как мы подкрепились, можно переходить к самой, на мой взгляд, кропотливой работе — протирке бумаги из текстолита. Аккуратно отрываем бумагу, чтобы не оторвать ее вместе с нашими дорожками.

Все, что осталось, без фанатизма, растереть кончиками пальцев.

Далее переходим к главному — травлению. Я обычно травлю в хлорном железе, так как это быстрее, чем травление в медном купоросе (сначала травила им, но разочаровалась, т.к. ожидание было до 2 дней). Аккуратно поместите плату в раствор, чтобы не забрызгать.

Теперь вы можете пойти погулять или заняться чем-то другим. Прошел час, вы можете получить наш платеж. Обычно он травится быстрее, но я нашел в магазине текстолит только 2-х сторонний, да и раствор не первой свежести. Вынимаем доску и видим наши дорожки.

Дорожки теперь под тонером, его нужно счистить. Многие делают это с помощью ацетона или другого растворителя. Я делаю это с такой же тонкой кожей.

Вот и все, этап подготовки платы к схеме темброблока пройден. Дальше будет интереснее — сверлим отверстия под детали.

Больше чем дрелью сверлить нечем, крайне неудобно, тем более что патрон у нее шатается. Так что сильно не ругайте за кривые отверстия 🙂

Производим напайки частей темброблока. Начинаем это делать с гнезда (разъема) для микросхемы TDA1524A.

Теперь припаиваем все перемычки и мелкие детали. Микросхему вставляем последней, так как при пайке она может перегреться и выйти из строя, что очень печально.

Ну вот и все! Ниже фото моего тонального блока.

После пайки проверяем отсутствие КЗ, соплей между дорожками, если ничего подобного не замечено, то можно смело включать. Видеодемонстрация устройства:

Первый пуск всегда провожу с последовательным подключением автомобильной лампочки на 12 вольт (для ограничения тока в случае короткого замыкания). Темброблок собран — все работает отлично. Статью написал: Евгений (ЖекаN96).

Представленное ниже устройство имеет хорошее качество звука и низкий уровень шума, а также имеет функцию обхода (прямая АЧХ), в то же время простота схемы не отпугнет начинающих радиолюбителей. Пассивная часть схемы основана на разработке, описанной Э.Дж. Джеймса «ещё в 1948 году, а всё устройство вместе выглядит как произведение Баксандалла» образца 1952 года 🙂 Похоже на использование усилительного каскада, в данном случае ОУ, который может поднять амплитуду «съеденного» (с у этого регулятора амплитуда падает в пять раз или -13дБ!) с блоком тона. Анализируя широко известные любому радиолюбителю источники (в которых есть некоторая историческая неточность), было решено поэкспериментировать с этой мелочью:

К сожалению, я не успел снять реальные графики АЧХ, тем не менее, представим результат моделирования в программе Tone Stack Calculator. Эта схема примечательна использованием R5-R6, которые обеспечивают более узкое усиление, не затрагивая средние частоты. Эти резисторы не являются разработкой E.J. James»a, значит симуляция будет происходить без них :). Впрочем, на общее впечатление от графика это не повлияет, просто полоса подъема ВЧ будет шире.

А хотелось бы большего: ещё большего подъёма НЧ и особенно ВЧ, так сказать с запасом, хотя в Вашем случае всё может быть совсем иначе. Вернее, не в вашем случае, а в случае вашей акустики :). Например, по опыту эксплуатации изделий Бердского радиозавода ВЕГА 50АС-106, регулировка низких частот темброблока в РРР УП-001 совершенно не подходила, так как поднимала только верхнюю область баса (200- 250 Гц, это сложно назвать басом, скорее гулом). Однако на акустических системах производства Рижского радиозавода Radiotehnika RRR S50b удалось добиться приемлемого качества звука. Хотя все это считается баловством, так как только исправляется впечатление от прослушивания, корректируется АЧХ динамиков и, если усилитель неисправен, проводятся другие схемотехнические изыскания, например, параметрические эквалайзеры с регулировкой не только для усиления, но и с возможностью перехода на повышенную частоту и добротность. Но мы ведь не собираемся здесь исправлять огрехи дорогой акустики?

Итого +6 дБ на основной НЧ и +5 дБ на ВЧ. Падение -3 дБ в СЧ было решено поднять за счет увеличения коэффициента усиления на ОУ. Я признаю, что это было слишком много. В схеме вращением ручек трудно добиться ровной АЧХ (вернее, не добиться вообще), поэтому было решено добавить устройство, отключающее темброблок. Это может быть полезно при использовании более «продвинутого» эквалайзера с вашим усилителем. Простое короткое замыкание входа и выхода пассивной части или всего темброблока (в первом случае замыкается конденсатор С3 и, как следствие, разрушаются верха, во втором сохраняется регулировка ВЧ и НЧ, пусть и в небольших пределах) недостаточно. Поэтому можно осуществить элементарное включение реле с перекидными контактами (типа РЭС-9, РГК-14 и др.).

Отдельно стоит затронуть избитую тему конденсаторов в темброблоке. По моему субъективному опыту эксплуатации известного предусилителя Шмелева, в конструкции которого он использовал импортную керамику, широко распространенную в магазинах, не задумываясь, выходной сигнал насыщался гармониками, что ощущалось на слух. Возможно, при слепом тесте этого темброблока с другими конденсаторами я бы этого и не заметил, но тем не менее, это глубоко отложилось в моей памяти. В этой конструкции я решил использовать исключительно конденсаторы на бумажной основе. Конечно, здесь я не буду описывать опыт использования импортных конденсаторов за сотни долларов, но, как говорится, чем богат :). Из накопленных запасов были вытащены конденсаторы серий БМТ-2, БМ-2 и МБМ.

Итак, при использовании этих конденсаторов первым делом необходимо измерить их емкость и осмотреть на наличие внешних повреждений (особенно для БМТ-2). Среди десятка образцов конденсаторов серии МБМ 90% имели превышение номинальной емкости на 40-50%, что на два больше их допуска. Измерение емкости позволяет согласовывать конденсаторы попарно для 2 каналов, чтобы обеспечить симметричную регулировку. Первое включение и вердикт — однозначно предпочтительнее использовать китайскую керамику. К своему стыду, я не смог найти бумажный конденсатор в цепи ВЧ, поэтому использовал конденсатор серии КТК, который широко применялся в ламповых телевизорах и другой технике. Кроме всего прочего, этот конденсатор обладает хорошей термической стабильностью. Серебряные пластины никак не повлияли на звук 🙂 (хотя после пополнения багажа знаний об этом конденсаторе звук постепенно стал становиться красивее и… :)). Графиков, которые были захвачены:

Организации обращаются до максимума:


. Управление повернуты к минимуму:


9999997 DIAGRAMINIST данного тонового блока:

  • Коэффициент гармоник, %: не более 0,02.
  • Диапазон регулировки, не менее: НЧ +-16 дБ, ВЧ +-17 дБ.
  • Входной сигнал: ~1В.

Показатели КГ, сигнал/шум зависят от применяемого ОУ. Выбор пал на TL072, (это сдвоенный ОУ от ST) из-за его дешевизны и распространенности. Сюда вполне подойдут такие операционники, как NE5532, NJM4558, LM358. Также можно поэкспериментировать с одиночными ОУ (с дальнейшей доработкой ПО) ТЛ071, NE5534, КР544УД1.2, К157УД2 (со схемами коррекции) и так далее. С бумажными конденсаторами и ОУ в золотом корпусе чем не раритет? Для быстрой замены микросхемы (если вы предпочитаете другой ОУ) рекомендуется предварительно установить панельку DIP-8 в соответствующее место.

Для питания активной части устройства используется параметрический стабилизатор напряжения на двух плечах + и — без применения каких-либо усилительных элементов, так как в этой схеме общий потребляемый ток меньше номинального тока стабилитронов. Для сглаживания остаточных пульсаций, вызванных пульсациями питания УМЗЧ, в схеме присутствуют два электролита. Их емкость мала, чтобы обеспечить низкую инерцию. Такой небольшой набор дает низкий уровень фона при работе устройства.

Конечно, этого недостаточно для обеспечения минимального уровня фона. Заземление корпусов переменных резисторов может помочь уменьшить фон. Некоторые группы регуляторов имеют для этого отдельный выход (например, СП3-33-23). В моем распоряжении оказались широко распространенные резисторы группы В (для регулировки баланса они не годятся), корпус которых после ошкуривания я заземлил. Вывел землю в одну выбранную точку (корпус регулятора низкой частоты), откуда направил их на землю блока питания УМЗЧ. Фото устройства и платы:

Размер печатной платы 140х60 мм, здесь можно скачать файл в формате .lay . Желаю успехов в повторении! .

Обсудить статью ТЕМБРОБЛОК

Ниже представлены схемы и статьи по теме «Темброблок» на сайте радиоэлектроники и сайте радиолюбителей.

Что такое «темброблок» и где он применяется, принципиальные схемы самодельных устройств, относящихся к термину «темброблок».

Предложенная автором конструкция регулятора тембра используется в составе звуковоспроизводящего комплекса совместно с УМЗЧ, описанным в статье «Суперлинейные УМЗЧ класса High End на транзисторах»… и класса high. Назначение выводов микросхемы КА2107… применяется в автомобильной, переносной и стационарной звуковоспроизводящей радио- и телеаппаратуре среднего и высокого класса. Дополнительный управляющий вход обеспечивает простое управление компенсацией громкости. Четыре входа управления… Микросхема LM1040 применяется в автомобильной, переносной и стационарной звуковоспроизводящей радио- и телеаппаратуре среднего и высокого класса. Дополнительный управляющий вход обеспечивает простое управление компенсацией громкости. Четыре регулятора. Используется в стационарной и переносной звуковой аппаратуре среднего и высокого класса. Особенности: 4 высокоомных выхода; тембр для каждого канала задается независимо внешними . Двухканальная схема регулировки громкости, тембра, баланса предназначена для использования в переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре среднего и высокого классов. Назначение выводов микросхемы TDA1524 приведено в таблице, а основные из них… Двухканальная схема управления громкостью, тембром, балансом предназначена для использования в переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре среднего и высокого классов . Назначение выводов микросхемы ТА7630 приведено в таблице, а основные технические… Микросхема КР174ХА53 выполняет функции регулятора громкости, тембра и баланса в стереосистемах. КР174ХА53 предназначена для низковольтной малогабаритной звуковоспроизводящей аппаратуры с кнопочным управлением: радиоприемников; кассетные, CD и проигрыватели MINIDISC. Микросхема КР174ХА54 выполняет функции регулятора громкости, тембра и баланса в стереосистемах. КР1 74ХА54 предназначена для низковольтной малогабаритной звуковоспроизводящей аппаратуры с кнопочным управлением: радиоприемников; кассетные, CD и МИНИДИСКИ проигрыватели… К548УН1 — на основе этой микросхемы собраны два варианта самодельных схем регулировки тембра. В первом из них (рис. а) для изменения АЧХ на более низких и более высоких частотах используется пассивный мостовой регулятор, а микросхема обеспечивает компенсацию вносимого им затухания на средних частотах. Второе устройство (рис. б) . В отличие от традиционных регуляторов, изменяющих АЧХ усилительного тракта на более низких и высоких частотах, параметрический регулятор позволяет сдвигать АЧХ АЧХ в достаточно широких пределах. По функциональным возможностям такой регулятор тембра приближается к многополосному, но… Предварительный усилитель на микросхеме К140УД1Б предназначен для работы в тракте качественного звуковоспроизведения сигналов от различных программных источников. Целесообразно использовать его с усилителем мощности чувствительностью 0,5…1 В с входным сопротивлением не менее 10…20 Ом. Схема предварительного усилителя на микросхеме К284СС2 предназначена для усиления сигналов от различные исходники программ. Отличительной особенностью устройства является возможность частотной коррекции усиливаемого сигнала в отдельных полосах частот. Усилитель собран на гибридной микросхеме… Самодельная схема предварительного усилителя предназначена для работы с качественным стереофоническим усилителем мощности с чувствительностью 0,75…1 В. Каждый из каналов предварительного усилителя состоит истокового повторителя на полевом транзисторе V1 и активных регуляторов громкости и тембра,… Принципиальные схемы простых самодельных регуляторов тембра (темброблоков), которые выполнены на транзисторе КТ3102, Кт315 и на операционном усилителе К140УД8 (К140УД20, К140УД12). Блок-схемы тонов содержат минимум деталей и могут быть собраны начинающими радиолюбителями. Эти темброблоки. Фильтры широко используются в аудиотехнике для разделения всего спектра звукового сигнала, поступающего на вход усилителя, на несколько полос. Это необходимо, если в системе многоканальная, многополосная схема обработки звукового сигнала, например, для выделения общего низкочастотного монофонического… Данная конструкция может быть выполнена как независимый набор активных динамиков для воспроизведения сигнала с выхода персонального компьютера, либо использовать как ремонтную схему для ремонта купленной активной колонки с неисправной схемой усилителя мощности ЗЧ. Микросхема TDA2005 . Рассмотрена принципиальная схема самодельного трехполосного регулятора тембра, который выполнен на ОУ TL082. Этот активный темброблок пригоден для использования в составе УМЗЧ или как отдельный модуль в составе самодельной звуковоспроизводящей аппаратуры. В наличии на рынке… Принципиальная схема самодельного эквалайзера на 10 полос, построенного на основе операционных усилителей. Эквалайзер предназначен для настройки АЧХ УНЧ, в которых он используется, в десяти полосах со средними частотами: 32 Гц, 64 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 2 кГц, 4.. Принципиальная схема качественного 10-ваттного усилителя мощности с темброблоком на микросхемах LM1036N, STK436. Усилитель предназначен для воспроизведения звукового сигнала с выхода различной аппаратуры, от старой вертушки (с пьезоэлектрическим звукоснимателем) до…

Блок тембра используется для выравнивания амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) усилителей низкой частоты. Так как многие УНЧ имеют нелинейную характеристику в разных диапазонах частот: в диапазоне низких и высоких частот коэффициент усиления намного хуже, чем в диапазоне средних частот. Поэтому для качественного воспроизведения звука имеет смысл использовать специальные модули — «темброблоки», с помощью которых можно настроить звуковой сигнал по всему спектру диапазона.

По своей сути это СЧ-фильтры, которые регулируют глубину среза в заданном частотном диапазоне, не касаясь низких и высоких частот, в связи с чем АЧХ усилителя выравнивается, но амплитуда входного сигнала немного уменьшается, и может потребоваться дополнительное усиление. Таким образом, модули регулировки тембра можно разделить на два класса: пассивные (только регулировка АЧХ) и активные (регулировка АЧХ + усилительный каскад для компенсации)


Такая конструкция темброблока ослабляет сигнал на средних частотах примерно в 10 раз, в связи с чем он размещен между двумя усилителями — предварительным и оконечным.


Выбор радиодеталей зависит от сопротивления источника сигнала Rc и нагрузки Rн (входное сопротивление следующего усилительного каскада). Рассчитаем номиналы радиоэлементов: Переменные резисторы всегда берем одинаковые с условием:

Rc

Остальные компоненты рассчитываем по упрощенным формулам:

R1= R4= 0,1R; R3=0,01R; С3=0,1/Р; С1= 22С3; С2=220С3; С4= 15С3


Транзистор в устройстве используется для компенсации потери сигнала. Особых требований к нему нет, можно взять хоть морально устаревший КТ315.

Сразу хочу сказать, что этот регулятор тембра вполне может составить конкуренцию тем, которые используются в современной аудиоаппаратуре, его схема была скопирована из какого-то радиолюбительского журнала, но сейчас уже не вспомню из какого. Одно могу сказать точно, с таким дизайном темброблока доволен как слон

Внешний вид конструкции радиолюбителя и размещение компонентов на печатной плате см. рисунок вверху страницы

Вот диаграммы пассивных тонов всемирно известных брендов гитарной электроники, таких как Fender, Marshall и VOX. От самых простых с одним управлением до более сложных трехходовых.

VOX AC30

Такая простая конструкция допускает только блокировку высоких частот. Он используется в самых простых светильниках.

Фендер Принстон

С помощью схемы темброблока Fender Princeton можно производить как усиление, так и блокировку высоких частот.

Marshall 18 Watt

С помощью этого темброблока можно регулировать подъем низких и высоких частот.

VOX Top Boost

Этот тон управляет как высокими, так и низкими частотами.

Ниже приведены некоторые известные схемы темброблоков — двухполюсные: Fender «BrownFace» Bandmaster 6G7, Ampeg SVT, Marshall JMC800 Mod.2001


Из этой троицы тембров каждый индивидуален и хорош по-своему. На каком из них остановиться и сделать окончательный выбор, однозначного ответа нет. Тут уж поэкспериментируйте сами, схемы не сложные и легко воспроизводятся накладным монтажом или на макетной плате.

Для чистоты статьи также приведу схемы трехполосных темброблоков. ИМХО самый популярный среди всех радиолюбителей.


Эти фирменные модели гитар позволяют регулировать низкие, средние и высокие частоты. Marshall дает более тяжелый звук, чем тон-блок Fender. Ниже приведены рейтинги радиодеталей в различных вариациях этих схем.


Тембровый блок с микрофонным усилителем для стереофонического усилителя мощности

Темброблок можно использовать как компонент стереоусилителя или для улучшения конструкции существующего усилителя. Помимо линейного входа для подключения внешнего источника сигнала: радио, телефона, MP3-плеера, CD- и DVD-плееров и т. д. На плате темброблока имеется микрофонный усилитель. Для подключения микрофона на плате имеется гнездо jack 6,3 мм. Регулировка уровня входного сигнала с микрофонного и линейного входа выполняется отдельно для каждого из входов «УРОВЕНЬ МИКРОФОНА» и «УРОВЕНЬ ЛИН. ВХОДА». На выходе темброблока установлены переменные резисторы «БАЛАНС» и «ГРОМКОСТЬ». Для регулировки уровня высоких, средних и низких частот установлены три переменных резистора «ВЫСОКИЙ», «СРЕДНИЙ» и «НИЗКИЙ» соответственно. Схема темброблока позволяет одновременно воспроизводить фонограмму с линейного входа и сигнал с микрофонного входа, причем уровень звука для каждого источника сигнала выбирается отдельно и произвольно. Для уменьшения или увеличения сигнала на выходе темброблока достаточно повернуть одну ручку «ГРОМКОСТЬ». Микрофонный вход монофонический, но сигнал с него поступает на оба канала оконечного каскада усилителя.


Пример работы темброблока можно увидеть и услышать на видео

Подключение питания, линейного ввода и вывода осуществляется с помощью винтовых клеммных колодок. Все переменные резисторы снабжены ручками. Питание темброблока от двухполярного блока питания напряжением 9…15В

ВНИМАНИЕ! Оси семи резисторов и гнезда микрофона находятся на одной линии, и расположены на плате таким образом, что плату можно закрепить непосредственно на передней панели устройства с помощью гаек самих переменных резисторов и разъем для микрофона! Расстояние между центрами резисторов 23 мм, резистор VOLUME MIC до центра гнезда микрофона 30 мм.

Темброблок предлагается в виде набора для самостоятельной сборки, в виде готового собранного и испытанного изделия, а также предлагается печатная плата с маской и маркировкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *