Амфитон 50у 202с схема. Усилитель Амфитон 50У-202С: схема, доработка и модернизация легендарной модели

Как улучшить звучание усилителя Амфитон 50У-202С. Какие компоненты нужно заменить для модернизации. Каких результатов можно добиться после доработки схемы. Стоит ли браться за апгрейд старого советского усилителя.

История создания и особенности конструкции усилителя Амфитон 50У-202С

Усилитель Амфитон 50У-202С был разработан в конце 1980-х годов на Львовском заводе кинескопов и выпускался до середины 1990-х. Это был один из самых массовых и популярных усилителей советского производства.

Основные характеристики модели:

  • Выходная мощность: 2 x 50 Вт
  • Диапазон воспроизводимых частот: 20-20000 Гц
  • Коэффициент гармоник: не более 0,2%
  • Отношение сигнал/шум: не менее 80 дБ
  • Габариты: 420 x 130 x 340 мм
  • Масса: 11 кг

Усилитель имел классическую схемотехнику на дискретных элементах. Выходной каскад был выполнен на транзисторах КТ819 и КТ818. В схеме применялись операционные усилители К140УД7.

Схема усилителя Амфитон 50У-202С и ее основные узлы

Принципиальная схема усилителя Амфитон 50У-202С состоит из нескольких основных функциональных узлов:


  • Блок питания с мощным тороидальным трансформатором
  • Предварительный усилитель с регуляторами тембра
  • Усилитель мощности на дискретных элементах
  • Схема защиты акустических систем
  • Коммутатор входов и выходов

Какие особенности схемы стоит отметить? Во-первых, применение глубокой общей отрицательной обратной связи для снижения искажений. Во-вторых, использование схемы защиты от перегрузки и короткого замыкания на выходе. В-третьих, наличие тонкомпенсации для качественного звучания на малой громкости.

Основные проблемы усилителя Амфитон 50У-202С в стоковом варианте

Несмотря на неплохие паспортные характеристики, в стандартном исполнении усилитель Амфитон 50У-202С имел ряд недостатков:

  • Недостаточная детальность и прозрачность звучания
  • Ограниченный динамический диапазон
  • Повышенный уровень шумов и фона
  • Искажения на высоких уровнях громкости
  • Недостаточная мощность блока питания
  • Низкое качество примененных комплектующих

Чем обусловлены эти проблемы? В первую очередь применением дешевых электролитических конденсаторов в цепях питания и прохождения сигнала. Также сказывалось использование недорогих резисторов и транзисторов. Наконец, свою роль играла не самая удачная компоновка элементов на печатной плате.


Этапы доработки и модернизации усилителя Амфитон 50У-202С

Для улучшения звучания усилителя Амфитон 50У-202С рекомендуется выполнить следующие доработки:

  1. Замена всех электролитических конденсаторов в цепях питания на современные низкоимпедансные модели
  2. Установка пленочных конденсаторов в цепях прохождения сигнала
  3. Замена резисторов на прецизионные металлопленочные
  4. Модернизация блока питания с увеличением емкости фильтров
  5. Замена выходных транзисторов на более мощные и линейные
  6. Оптимизация печатной платы для уменьшения наводок
  7. Экранирование чувствительных цепей

Какие результаты дает такая модернизация? Значительно улучшается детальность и прозрачность звучания. Расширяется динамический диапазон. Снижается уровень шумов и искажений. Повышается стабильность работы на сложной нагрузке.

Замена конденсаторов — ключевой этап модернизации Амфитон 50У-202С

Замена электролитических конденсаторов является одним из важнейших этапов доработки усилителя Амфитон 50У-202С. Какие конденсаторы рекомендуется использовать?


  • В цепях питания: Nichicon KG, Panasonic FC
  • В цепях связи: Wima MKP, Mundorf MCap
  • В цепях коррекции: Vishay MKP1837

При замене важно не только подобрать качественные конденсаторы, но и правильно их установить. Необходимо использовать короткие выводы, располагать конденсаторы перпендикулярно печатной плате. Особое внимание нужно уделить конденсаторам в цепи обратной связи усилителя мощности.

Модернизация блока питания усилителя Амфитон 50У-202С

Блок питания играет ключевую роль в работе усилителя. Какие изменения рекомендуется внести в схему питания Амфитон 50У-202С?

  • Увеличение емкости фильтрующих конденсаторов до 20000-30000 мкФ на канал
  • Замена диодного моста на быстродействующий
  • Установка дополнительных LC-фильтров в цепи питания предусилителя
  • Применение стабилизатора напряжения для питания предварительных каскадов

Такая модернизация позволит повысить стабильность питающих напряжений, снизить пульсации и улучшить динамические характеристики усилителя. Особенно заметен эффект при воспроизведении сложного музыкального материала.


Оптимизация схемы защиты и коммутации усилителя Амфитон 50У-202С

Схема защиты акустических систем в стандартном усилителе Амфитон 50У-202С имела ряд недостатков. Как ее можно улучшить?

  • Замена реле на более надежную модель с позолоченными контактами
  • Оптимизация порогов срабатывания защиты
  • Введение задержки включения для устранения щелчков
  • Удаление лишних коммутационных цепей

Также рекомендуется заменить входные разъемы на качественные позолоченные модели. Это позволит снизить переходное сопротивление и улучшить качество контакта. Выходные клеммы лучше заменить на надежные винтовые модели.

Стоит ли браться за модернизацию Амфитон 50У-202С?

Вопрос о целесообразности доработки старого советского усилителя Амфитон 50У-202С остается дискуссионным. С одной стороны, после грамотной модернизации можно получить весьма достойно звучащий аппарат. С другой стороны, затраты времени и средств могут оказаться значительными.

Какие факторы стоит учесть, принимая решение? Во-первых, техническое состояние конкретного экземпляра. Во-вторых, наличие необходимых навыков и оборудования для доработки. В-третьих, стоимость современных усилителей аналогичного класса.


В любом случае, работа по модернизации классического лампового усилителя может стать увлекательным хобби для любителя качественного звука. А полученный в итоге аппарат наверняка порадует своим неповторимым звучанием.


Восставший из ада, или возвращение в строй усилителя Амфитон 50У-202C

Нашёлся у меня в закромах родины усилитель Амфитон 50У-202С 1991 года разлива. Посмотрел я на него, и решил вернуть старичка к жизни с целью устроить ему сравнительное прослушивание на колонках Microlab Solo3C. Так как штатный усилитель на этих колонках хоть и достаточно годен, но неидеален, и постоянно подстёгивает желание что-нибудь добавить либо усовершенствовать. В то же время ещё остались самые неплохие воспоминания о работе этого усилителя на самодельные 3-х полосные колонки в прошлом. О процессе реанимации и результатах оной — в этом посте.

Для начала приведу принципиальные схемы этого аппарата (2 основных страницы из 3-х) (для увеличения — клик на изображении):

Амфитон 50У-202С схема часть1

Амфитон 50У-202С схема часть2

Переключаю колонку Microlab Solo3c (ту что с усилителем) на работу от внешних клемм, подключаю к нашему усилителю и включаю. Звуковая картинка невыразительная, по высоким — каша, регулировка тембра неэффективна, при значительном увеличении громкости периодически случаются сработки системы защиты. И плюс ко всему при выкручивании регулятора громкости где-то через 2/3 диапазона становится слышен пробивающийся фон. Стоит ли возиться с этаким чудом? Может сразу выпотрошить его и использовать как неплохой корпус с готовым трансформатором для усилителя — самоделки? Дальнейший опыт показал — возиться стоит.

Для начала я набросал план боевых действий (на фотографии шасси усилителя цифрами обозначены пункты):

  1. Замена электролитических конденсаторов питания усилителя мощности.
  2. Замена реле схемы защиты и изменение функциональности этой схемы.
  3. Ликвидация коммутатора колонок за ненадобностью.
  4. Замена проводов питания и выходных сигнальных проводов на большее сечение.
  5. Устранение всех ненужных петель сигнала.
  6. Поиск и устранение причины фона (цепь питания предварительного усилителя).
  7. Замена электролитических конденсаторов на входе усилителя мощности на Wima. (А так — же замена всех старых электролитических конденсаторов).
  8. Ещё кое-что.

Пункт первый: вместо подсохших конденсаторов С1-С8 (2200мкф), что составляло 4400 мкф в каждое плечо, устанавливаем в каждое плечо 10000 мкф х 63в. Можно, в крайнем случае, поставить и на 40 вольт (по измерениям напряжение на них 31 вольт). Лучшим вариантом будет установка двух таких конденсаторов в плечо (по 20000мкф), благо место позволяет, но тут я не уверен потянут ли диоды моста КД202 зарядный ток при включении усилителя. Впрочем, если заменить и диодные мосты на более мощные — почему бы и нет.

Пункт второй: по многочисленным отзывам пользователей этого усилителя ( и других «амфитоновской» серии) значительное влияние на звук оказывает низкое качество контактов реле схемы защиты. Многие попросту выбрасывают схему защиты и подключают колонки напрямую к выходу усилителя мощности. Я этого делать не стал (чуть ниже расскажу почему). Вместо этого я заменил старое реле РЭС9 на 2 реле Matsushita (24v) с контактами на 10А. В параллельном включении ток катушек у них почти такой же как у одной РЭС9. Сами реле разместил на задней стенке усилителя.

Кроме того я внёс определенные изменения в схему защиты, а именно убрал защиту по превышению выходной мощности (индикацию превышения не трогал), оставив только защиту аккустических систем от постоянного напряжения на выходе (никому ведь не хочется, чтобы сгоревший транзистор в выходном каскаде утащил за собой в могилу ещё и колонку).

На схеме на контакт платы (3) проводник (15) приходит сигнал от измерителя уровня и через резистор R3 вызывает срабатывание защиты. Эту цепь я и уничтожил. Теперь при превышении сигнала на выходе срабатывает индикация, но нет раздражающего щёлканья реле. Учитывая, что я практически никогда никогда не загоняю усилитель на такую громкость, подобный вид защиты мне не нужен. Так же на этом фрагменте схемы обозначено реле и его контакты.

Пункт третий: на задней панели усилителя установлен тумблер, переключающий на усилителе 2 комплекта акустических систем. Мне такое архитектурное излишество ни к чему, так как кроме ещё одной пары контактов на пути звукового сигнала оно ничем не примечательно.

Поэтому без сожаления выбрасываем этот тумблер, запитывая разъём колонок непосредственно от контактов реле, уютненько разместившихся на освободившемся месте (фото внизу). Обратите внимание на сечение проводов, но об этом чуть позже.

Конечно, в идеале подлежат замене и разъёмы для подключения акустических систем. Но в данном конкретном случае я этого не делал, но вам советую.
Пункт четвёртый: подлежат замене провода:
1 от трансформатора до выпрямительных мостов
2 от выпрямительных мостов к конденсаторам
3 разводка питания от конденсаторов на плату усилителя мощности
4 провода присоединения коллекторов и эмиттеров выходных транзисторов  к плате усилителя мощности
5 провода выхода усилителя мощности (к реле защиты и разъёму подключения акустической системы)

Кто-то посчитает влияние проводов незначительным, и будет неправ. Сам прекрасно помню, как изменилось звучание моих старых 3-х полосных колонок после замены внутренней разводки от «непоймёшь чем» невысокого сечения на обычный медный многожильный провод. В данном конкретном случае все вышеупомянутые провода я заменил медным многожильным проводом диаметром по меди 2мм.

 
Пункт пятый: в оригинале этого усилителя была установлена плата корректора звукоснимателя. Её я ликвидировал за ненадобностью уже давно, пустив сигнал напрямую с гнезда. Теперь осталось ликвидировать следующие безобразия:

  1. в усилителе имеется разъём выхода для записи на магнитофон.
  2. на задней панели есть гнездо с заглушкой для использования усилителя исключительно как усилителя мощности.

Мне эти функции показались без нужды, хотя кто-нибудь вход усилителя мощности может посчитать полезным. У себя я отсоединил и выбросил сигнальные экранированные проводники, ведшие к этим гнёздам, ликвидировав ненужные блуждания сигнала. А выход предусилителя я подключил напрямую ко входу усилителя мощности.

Важно!  При перепайке на входных клеммах усилителя необходимо сохранить на них распайку и места присоединения земли «как есть». Она сделана «как надо» и не стоит её тревожить.

Пункт шестой: при первоначальном включении усилителя мной был замечен небольшой фон, судя по всему лезший со стороны предусилителя. Поэтому сразу же были заменены конденсаторы стабилизатора питания предусилителя (на схеме помечены). Кроме того ёмкости конденсаторов С7 и С8 были удвоены.

Самое интересное, что на наличие фона это никак не повлияло. После этого была сделана следующая замена:

Были заменены конденсаторы фильтра питания предварительного усилителя С9 ( соотв. для каналов С9-1 и С9-2) и С11 ( соотв. для каналов С11-1 и С11-2). Вместо них я поставил конденсаторы номиналом 47мкф. Фона как небывало. После этого судьба всех старых электролитических конденсаторов была решена — меняем все.

Пункт седьмой: мне никогда не нравились электролитические конденсаторы на входе усилителя мощности.

Как С1 в нашем усилителе. Многие отважные парни выбрасывают конденсатор, ставя перемычку, тем самым подвергая транзистор VT2 угрозе воздействия постоянного смещения через вход (сразу оговорюсь — в исключительном случае). Некоторые шунтируют конденсатор С1 пленочным. Я заменил его конденсатором от Wima. Я и раньше использовал подобные конденсаторы, и опыт их применения был скорее положительным. Правда, пришлось собрать небольшую «конденсаторную батарею», чтобы набрать искомые 5мкф. (3.3+1+1). Они отлично разместились с нижней стороны печатной платы усилителя мощности.

 

И наконец: мне никогда не нравились регуляторы тембра этого усилителя, а именно частоты регулировок регуляторов тембра и частота настройки тонкомпенсации. Кроме того хотелось слегка «подогнать» звучание этого усилителя под имеющиеся колонки Microlab Solo 3C. Если вас эти характеристики устраивают, лучше пропустите эту часть. А я же проделал следующее:

При прослушивании на колонки Microlab Solo3C были подобраны следующие номиналы конденсаторов:

С7, отвечающий за область НЧ я увеличил до 0.15 мкф, С5 до 0.22.

За область, с которой начинается подъём ВЧ, отвечает конденсатор С4. Чтобы сместить область регулировки по частоте вверх, и регулятор перестал таскать за собой «верхнюю середину», его значение я уменьшил с 22н до 10н.

Что касается тонкомпенсации:

То тут, чтобы сдвинуть частоту подъёма в сторону низких частот, С1 был мной увеличен с 0,22 до 0,33мкф.

И напоследок. Я намеренно не делал никаких усовершенствований в схемотехнике усилителя мощности. Единственное — увеличил ток покоя выходных транзисторов с родных 30 до 70 милиампер. Для линейности выходного каскада вещь непоследняя.

После всех этих переделок, занявших целый день, усилитель Амфитон 50У-202С нашёл своё место на стойке с аппаратурой.

В качестве источника сигнала был использован медиаплеер DIGMA HDMP302, воспроизводивший Flac и APE loseless форматы (в т.ч. 24bit/96khz и 24bit/192khz), хранящиеся на домашнем медиасервере.

После прослушивания в течение нескольких дней музыки в различных стилях (классика, джаз, рок, электро) могу сделать следующий вывод — к прослушиванию на встроенном усилителе от колонок Microlab Solo я врядли вернусь. Связка «слегка доработанный» Амфитон 50У-202С — колонки Microlab Solo3c, подключенные напрямую, представляют собой весьма пристойное сочетание. Причём лёгкость и прозрачность звучания на акустическом джазе и классике не мешают им достаточно драйвово отрабатывать Metallica и Manowar. Конечно, от усилителя, построенного по схемотехнике и на элементной базе 25-летней давности чего-то исключительного ожидать не стоит. Да и прослушивание я делал при «комфортной» выходной мощности, не сильно загоняя её вверх. Но полученная общая картина от этой связки звучит не хуже, а может и лучше многих более дорогих и современных «конкурентов».

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

 

Усилитель Амфитон 50у-202с, доработка | ЗВУКОМАНИЯ

Левчук Александр Николаевич©

     Добрый день мои дорогие и глубоко уважаемые любители хорошего звука! В этой статье я расскажу о стандартном советском аппарате, а именно: «усилитель Амфитон».

Оглавление:

Может кого то я и обижу словом «стандартный», но именно оно у меня всплывает, когда прослушиваю звук Амфитон 50у-202с.

  Внешний вид. Алюминиевая передняя панель, посередине большая металлическая ручка громкости, слева расположились регуляторы тембра НЧ и ВЧ, а также отключатели частот вч и нч, справа регулятор баланса и селектор. Сзади вполне стандарный набор входов и выходов, кстати, в усилитель Амфитон можно подключать 2 пары акустики, а это огромный плюс, (любители слушать разную акустику меня поймут) также имеется предохранитель, в дальнем правом углу находится заземление.

Одет усилитель Амфитон в железный «макинтош» по бокам находятся радиаторы. Никаких лишних индикаций и прочих «наворотов».

усилитель Амфитон 50у-202с

Внутренний вид. После вскрытия сразу, что бросается в глаза это трансформатор, который находится по середине! Конечно до Брига ему как до луны. Схемотехника усилителя Амфитон 50У-202С довольно простая, на ней мы не будем особо останавливаться, а сразу же перейдем к прослушиванию.

Прослушивание. Звук как и говорил ранее простой и ничем не примечательный. Усилитель Амфитон в стандартном исполнении подойдет неискушенным слушателям: домохозяйкам слушающим «что попало», реперам, пенсионерам слушающим концерты Киркорова и прочую дебильную попсу, да всем тем кому нужен громкий звук по типу «лишь бы играло». Ну хватит нам такой усилитель не нужен, давайте его по-быстрому переделаем, а то мне уже тошнит от этого звука 🙂 !!!

Клон_Dartzeel_NHB_108

Доработка усилителя Амфитон 50у-202с:

1. Замена всех электролитических конденсаторов (на лучшие) в питании усилителя мощности.

2. Замена самого реле схемы защиты и модифицирование функциональности данной схемы.

3. Устранение коммутатора акустики.

4. Замена всех проводов по питанию, а также выходных сигнальных и «проводков» на хороший провод с большим сечением.

Усилитель Амфитон, внутренний вид

5. Ликвидация всех лишних петель сигнала.

6. Разыскиваем и устраняем причины прочего фона (он может быть в цепи питания предусилителя Амфитон).

7. Замена электролитов на входе самого усилителя мощности на, что-то лучшее типа Wima. (А затем меняем все старые конденсаторы).

8. Также подлежат замене всевозможные провода:

Скачать все оригинальные фото и схема усилитель Амфитон 50У-202С, не вошедшие в статью, можно скачать ЗДЕСЬ БЕСПЛАТНО Размер 4.04 MB!!!

Я надеюсь, что это объяснение немного помогло. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам. Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК , Ютуб и Twitter. И если вы хотите узнать больше об этой теме, пожалуйста, подпишитесь на сайт.

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

видео усилитель Амфитон 50У-202С будет позже