Как устроена электросхема дворников ВАЗ 2107. Какие основные неисправности встречаются у стеклоочистителей на ВАЗ 2107. Как провести диагностику и ремонт дворников ВАЗ 2107 своими руками. Какие компоненты входят в систему стеклоочистителей ВАЗ 2107.
Устройство стеклоочистителей ВАЗ 2107
Система стеклоочистителей ВАЗ 2107 включает в себя следующие основные компоненты:
- Электродвигатель очистителя
- Редуктор
- Трапеция (рычажный механизм)
- Рычаги со щетками
- Переключатель на рулевой колонке
- Реле прерывистого режима
- Предохранитель
- Бачок с насосом омывателя
- Форсунки омывателя
Электродвигатель очистителя — это двухщеточный двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Он имеет встроенный термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок.
Принцип работы дворников ВАЗ 2107
Как работают стеклоочистители на ВАЗ 2107?
При включении переключателя на рулевой колонке напряжение подается на электродвигатель. Он через редуктор приводит в движение трапецию, которая преобразует вращательное движение в возвратно-поступательное движение рычагов со щетками.
Стеклоочиститель имеет два режима работы:
- Непрерывный — щетки постоянно двигаются по стеклу
- Прерывистый — щетки делают несколько взмахов, затем следует пауза
Прерывистый режим обеспечивается реле РС-514, которое периодически включает и выключает электродвигатель.
Основные неисправности дворников ВАЗ 2107
Какие проблемы чаще всего возникают со стеклоочистителями на «семерке»?
- Дворники не работают совсем
- Не работает прерывистый режим
- Щетки двигаются рывками
- Дворники останавливаются в произвольном положении
- Щетки плохо очищают стекло
- Не работает омыватель
Причины этих неисправностей могут быть следующие:
- Перегорел предохранитель
- Неисправен переключатель на руле
- Вышло из строя реле прерывистого режима
- Поломка в редукторе или трапеции
- Износ щеток электродвигателя
- Неисправен электродвигатель
- Обрыв проводки
Диагностика неисправностей дворников ВАЗ 2107
Как определить причину неработающих стеклоочистителей на ВАЗ 2107?
Проверку следует начать с простых вещей:
- Проверить предохранитель F2 (10A) в монтажном блоке
- Убедиться в наличии напряжения на переключателе дворников
- Проверить работу реле прерывистого режима
- Осмотреть механизм на предмет повреждений
- Проверить щетки и коллектор электродвигателя
Если простые проверки не выявили причину, потребуется более детальная диагностика с применением мультиметра для проверки цепей и компонентов электросхемы стеклоочистителей.
Ремонт стеклоочистителей ВАЗ 2107 своими руками
В большинстве случаев ремонт сводится к замене вышедших из строя компонентов:
- Замена предохранителя
- Замена реле прерывистого режима
- Замена переключателя на руле
- Ремонт или замена трапеции
- Замена щеток электродвигателя
- Замена электродвигателя в сборе
Более сложный ремонт, например восстановление редуктора, лучше доверить специалистам.
При самостоятельном ремонте важно соблюдать меры безопасности и отключать аккумулятор перед началом работ с электрикой.
Электросхема подключения дворников ВАЗ 2107
Как подключены стеклоочистители на ВАЗ 2107 согласно электросхеме?
Основные компоненты и их подключение:
- Электродвигатель М2 — питание через предохранитель F2
- Переключатель П2 на руле — управляет режимами работы
- Реле К2 — обеспечивает прерывистый режим
- Насос омывателя M3 — включается переключателем П2
Цвета проводов:
- Черно-желтый — питание «+» после замка зажигания
- Серый — питание электродвигателя
- Красный — питание реле прерывистого режима
- Черно-белый — масса
Подробная электросхема подключения дворников ВАЗ 2107 доступна в сервисной документации и руководствах по ремонту.
Модернизация стеклоочистителей ВАЗ 2107
Как улучшить работу дворников на ВАЗ 2107?
Существует несколько способов модернизации штатной системы стеклоочистителей:
- Установка более мощного электродвигателя
- Замена штатных щеток на бескаркасные
- Доработка реле для изменения частоты прерывистого режима
- Установка датчика дождя
- Монтаж омывателя фар
Любая модернизация должна выполняться с учетом особенностей конструкции автомобиля и не нарушать требований безопасности.
При грамотном подходе улучшение системы стеклоочистителей позволит повысить комфорт и безопасность при эксплуатации ВАЗ 2107 в сложных погодных условиях.
Электродвигатель очистителя ветрового стекла ВАЗ 2107 схема
На автомобиля ВАЗ 2107 устанавливается электродвигатель очистителя ветрового стекла («дворников»), который может чистить его в прерывистом и непрерывном режимах.
Вот схема его подключения с описанием особенностей и порядка работы, которая может помочь в случае возникновения с ним какой-либо неисправности.
Схема подключения электродвигателя ветрового стекла автомобиля ВАЗ 2107
Схема подключения электродвигателя очистителя ветрового стекла («дворников») автомобиля ВАЗ 2107Описание схемы подключения электродвигателя очистителя ветрового стекла ВАЗ 2107
— Напряжение в электрическую цепь включения электродвигателя очистителя ветрового стекла («дворников») подается с плюсового вывода АКБ через вывод «30» генератора и замок зажигания. То есть включить «дворники» можно только после поворота ключа в замке.
— Электрическую цепь защищает предохранитель F2 (10А) в монтажном блоке.
— Включается электродвигатель очистителя рычагом правого подрулевого переключателя: первое положение — прерывистый режим «дворников», второе положение — щетки работают постоянно.
— Когда включен прерывистый режим работы дворников электрический ток протекает через реле-прерыватель РС-514. Туда он попадает с подрулевого переключателя по красному проводу на электромагнит реле и его термобиметаллический прерыватель и далее по серому проводу на электродвигатель очистителя.
При прохождении тока пластина прерывателя реле нагревается, изгибается и размыкает контакты прерывателя. При этом на массу замыкается контакт выключателя электродвигателя (желтый провод с подрулевого переключателя на реле и сине-белый провод с реле на электродвигатель). Электродвигатель останавливается. После чего пластина прерывателя остывает, выпрямляется и снова замыкает контакты внутри реле, напряжение опять подается на электродвигатель. Тот начинает работать. Такие циклы включения и выключения повторяются с частотой 9-17 раз в минуту.
Примечания и дополнения
— На автомобиле ВАЗ 2107 и его модификациях разных годов выпуска, а так же на автомобилях ВАЗ 2104, 2105 цвет проводов в схеме подключения электродвигателя ветрового стекла может отличаться от приведенного выше.
— В дополнение к очистителю ветрового стекла на автомобиле ВАЗ 2107 имеется его омыватель, состоящий из электродвигателя насоса в бачке с омывающей жидкостью, трубок и форсунок распылителей. Он включается тем же правым подрулевым рычагом (перемещаем его на себя в нефиксированное положение). Вот схема его подключения «Схема подключения омывателя ветрового стекла автомобиля ВАЗ 2107».
— На часть автомобилей ВАЗ 2107 штатно устанавливались очистители фар с омывателями. Включить очистители и омыватели можно только при включенном ближнем или дальнем свете фар. Для этого нужно правым рычагом подрулевого переключателя включить омыватель ветрового стекла и очистители с омывателями фар автоматически включатся одновременно с ним.
Еще статьи по электрооборудованию автомобиля ВАЗ 2107
— Прикуриватель автомобиля ВАЗ 2107, схема подключения
— Противотуманные фары (ПТФ) автомобиля ВАЗ 2107 схема подключения
— Электродвигатель «печки» ВАЗ 2107 схема подключения
— Схема подключения ближнего и дальнего света фар автомобиля ВАЗ 2107
— Выключатель наружного освещения ВАЗ 2107
— Схема подключения обогрева заднего стекла автомобиля ВАЗ 2107
Подписывайтесь на нас!
Автор MechanikОпубликовано Рубрики Электрооборудование ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107Метки ваз 2107, ветровое стекло, очиститель, схема, электродвигатель 6 601 viewsНе работают дворники ВАЗ 2107, диагностика и ремонт
Пункт 4.1 ПДД гласит: запрещается эксплуатация транспортного средства если «Не работают в установленном режиме стеклоочистители». Поэтому, когда не работают дворники ВАЗ 2107, это не только неприятно, но и опасно. Нужно найти причину неполадки и устранить её.
Устройство системы дворников
Чтобы выполнить ремонт максимально эффективно, необходимо знать, что включает в себя схема стеклоочистителя ваз 2107. Автолюбителю, который устраняет неисправность связанную с дворниками, стоит знать, что она включает в себя.
Схема стеклоочистителя ВАЗ 2107
Неисправности
Если дворники полностью не работают, то это может быть обусловлено следующими причинами:
- Перегоревший предохранитель.
- Неисправность переключателя, отвечающего за включение и выбор режима.
- Неработающее реле.
- Плохой контакт в электрической цепи.
- Неисправный мотор стеклоочистителя ВАЗ 2107 .
Возможен и такой вариант, когда дворники на ВАЗ 2107 плохо работают. Это может быть связано с:
- повышенным трением осей в кронштейнах;
- неисправностью электродвигателя.
Перечисленные поломки являются наиболее распространёнными. Их устранение не занимает много времени, если заранее знать, где искать проблему. Если определить неисправность сразу не удалось, почему не работают дворники на ваз 2107, то лучше проверять каждый элемент системы по очереди пока поломка не будет найдена.
Устранение часто встречающихся неполадок
В основном все случаи связанные с ремонтом стеклоочистителей несложны и ремонт может быть выполнен самостоятельно, пожалуй кроме замены трапеции, но это обусловлено только неудобством выполняемой работы.
- Первое с чего нужно начать, это проверить исправность предохранителя в монтажном блоке F2. Если он исправен проверить наличие напряжения на нем с помощью контрольной лампочки или мультиметра. Отсутствие напряжения говорит о неисправности монтажного блока.
- Проверить поступающее напряжение на трехпозиционный выключатель дворников можно, сняв декоративные накладки с рулевого управления или на колодке подключения реле. На черно-желтом проводе оно должно присутствовать постоянно, переводя переключатель в различные положения проверяем напряжения на сером и красном проводах. Отсутствие напряжения на любом из них говорит о неисправности выключателя. Присутствие напряжения говорит о неисправности реле или двигателя привода дворников.
- Когда дворники перестают работать в прерывистом режиме, виновником может быть неисправное реле стеклоочистителя ваз 2107. Находится реле дворников на ваз 2107 возле ручки открытия багажника, под панелью. Первым делом, необходимо проверить наличие питания на колодке, для этого демонтируем реле и активируем прерывистый режим. Отсутствие оного говорит о неисправности трехпозиционный переключателя или обрыве в цепи. Если при подаче напряжения проблема остаётся, то стоит приобрести новое реле.
- При остановке дворников посередине стекла проблему нужно искать в приводном редукторе. Подобная неисправность чаще всего возникает в холодное время года, когда автолюбитель пытается включить стеклоочистители, примёрзшие к стеклу. Ремонт заключается в установке нового редуктора.
- Если двигатель дворников не работает при подаче питания, то нужно проверить щётки и обмотку на предмет выхода из строя или износа.
Снятие электродвигателя стеклоочистителя
Чтобы произвести ремонт моторчика стеклоочистителя, необходимо демонтировать его. Для выполнения этой операции потребуются рожковый или торцовый ключ на 10 и на 22. Все действия производятся в следующем алгоритме:
- откручиваются крепёжные гайки дворников при помощи ключа на 10;
- демонтируются стеклоочистители;
- откручиваются крепления кронштейны дворников ключом на 22 и снимаются пластмассовые вставки;
- из подкапотного пространства вынимаются резиновые уплотнители;
- разъединяются клеммы питания;
- из отверстий в кузове извлекаются провода;
- разворачивается кожух на моторчике;
- откручиваются крепёжные гайки при помощи ключа на 10;
- редуктор извлекается вместе с кронштейнами;
- откручиваются крепёжные гайки трапеции;
- извлекается двигатель стеклоочистителей.
По завершению ремонта стеклоочистителя все процедуры производятся в обратном порядке.
Ремонт электродвигателя дворников
Как уже упоминалось выше, затрудненная работа очистителя может быть вызвана неисправностью двигателя. Связано это обычно с тем, что смазка во втулках со временем накапливает продукты трения и становится очень густой. Ротор двигателя начинает крутиться с трудом, что приводит к перегоранию обмотки или выгоранию ламелей коллектора.
Второе, касается, когда дворники полностью не работают при наличии напряжения, это износ щеток электродвигателя. В некоторых случаях, при небольшом ударе по двигателю, он начинал работать.
Ниже посмотрите видео по замене электродвигателя дворников:
В случаях при не работающем омывателе лобового стекла обычно неисправен моторчик. Для его проверки замерьте напряжение на «+» желто-черном проводе, при отсутствии проверьте предохранитель F2. Если напряжение есть, то куском провода соедините «-» черно-белый провод с корпусом автомобиля. Двигатель должен закрутится, в противном случае он неисправен.
В устранении описанных поломок нет ничего сложно. Необходимые операции сможет выполнить любой автолюбитель, который немного разбирается в конструкции.
Схема электродвигателя стеклоочистителя ваз. Стеклоочиститель, омыватель, «дворники»
Чистота лобового стекла очень важна для безопасности водителя и пассажиров. Поэтому, если на автомобиле ВАЗ 2107 не работают дворники, это может привести к неприятной ситуации на дороге. В статье приведена электрическая схема дворников, рассмотрены неисправности и пути их устранения.
[Скрыть]
Устройство стеклоочистителя
Для того, чтобы отремонтировать неработающие дворники ВАЗ 2107, необходимо знать (автор видео — Автоэлектрик КВ).
Схема стеклоомывателя
На семерках устанавливается стеклоочиститель типа СЛ-193. Он расположен в моторном отсеке в воздушной камере отопителя. Схема его подключения аналогична схеме подключения стеклоочистителей на ВАЗ 2106.
- предохранитель;
- блок электродвигателя;
- блок предохранителей;
- выключатель подачи воды на стекло;
- переключатель, с помощью которого изменяется скорость движения;
- реле;
- замок зажигания.
Стеклоочиститель состоит из рычажного механизма, щеток, рычагов и электродвигателя с редуктором. Механизм включается переключателем на рулевой колонке, он же и включается. Благодаря двигателю и редуктору создается вращательное движение, которое приводит в движение трапецию.
Валы соединены с редуктором тягами и передают колебательные движения. В результате щетки перемещаются по поверхности и очищают ее от грязи.
Для удаления грязи установлена шайба. В конструкцию омывателя ВАЗ входят: мотор, насос, форсунки и бачок. Запускается мотор, который нагнетает жидкость в бачок омывателя. Через форсунки он распыляется на стекло.
Распространенные неисправности и способы их устранения
Причины, по которым не работают дворники на автомобилях, вне зависимости от УАЗа или семерки, в основном одни и те же. Ниже приведены неисправности и способы их устранения.
Неисправность | Способ устранения |
Дворники не работают в обоих режимах. | В этом случае проверьте предохранители. Если они перегорели, их необходимо заменить новыми. Если окислились только контакты, нужно несколько раз вытащить предохранители и поставить на место. Возможно потребуется замена трапеций дворников Ваз. |
Щетки не работают только в прерывистом режиме. | В этом случае необходимо сначала проверить блок питания. Если напряжение есть, то причина поломки в реле. |
Неисправный переключатель очистителя | Заменить трехрычажный переключатель |
Дворники работают, но при выключении остаются в произвольном положении. Причиной может быть поломка редуктора, так как в нем есть концевой выключатель. | Необходимо зачистить контакты или согнуть пластину выключателя. При необходимости замените коробку передач. |
Электродвигатель не работает. | В этом случае нужно демонтировать электродвигатель, проверить состояние обмотки и щеток. |
Щетки не двигаются при работающем редукторе. | Сломаны зубья шестерни, требуется замена. Кривошип может быть неплотно прикреплен к шестерне, необходимо затянуть крепежную гайку. |
В основном проблема механическая — ломается трапеция. При ремонте дворников многие меняют стандартные изделия на бескаркасные. Они имеют привлекательный внешний вид, лучше прижимаются к стеклу, не имеют шарнирных соединений, поэтому на них не действует грязь и обледенение.
Конструкция стеклоочистителя представляет собой сложный механизм, состоящий из множества деталей. Любой из них может отказать, что повлечет за собой либо полный выход из строя механизма, либо будет некачественная очистка стекла.
Если вы разбираетесь в схеме подключения стеклоочистителя, то сможете провести техническое обслуживание самостоятельно.
Преодолеть дождь или снег без дворников практически невозможно, так как видимость сведена к минимуму. Вот почему важно, чтобы стеклоочистители (официальное название стеклоочистителей) оставались целыми. В этом материале описана схема работы дворников на автомобиле ВАЗ 2110, основные неисправности, а также ремонт дворника.
Важно! Схема работы омывателя достаточно проста: под капотом устанавливается электродвигатель, к которому крепится трапеция, на нее надеваются два стеклоочистителя – это одна часть узла. Вторая часть представляет собой бачок с технической жидкостью, которая с помощью помпы доходит до стеклоочистителя. Электроника выведена под приборную панель ВАЗ 2110.
Устройство и возможные неисправности
Для понимания работы дворников вам понадобится электрическая схема, которая присутствует в руководстве по эксплуатации и обслуживанию ВАЗ 2110. Также необходимо знать из чего состоит узел:
- Трапеция — основная деталь, через которую мотор передает движение, трапеция чаще всего изнашивается, в результате необходим ремонт.
- Электродвигатель — из-за этого узла дворники двигаются, двигатель может сгореть, что приведет к выходу из строя всего узла.
- Насос — этот элемент нужен для закачки чистящей жидкости в дворники. При поломке помпы можно забыть о чистоте лобового стекла, хотя дворники все равно будут ходить по окну.
- Бак — тут все очевидно, в нем находится жидкость для мытья окон.
- Стеклоочиститель — устанавливается на трапецию, выполняет функцию очистки. В первую очередь нужно обратить внимание на размер дворника.
Ремонт и замена требуются при повреждении двигателя, так как он не подлежит ремонту. Трапеция тоже очень часто ломается, но иногда ее можно восстановить. Схема узла достаточно проста, поэтому владелец ВАЗ 2110 быстро узнает причину неисправности узла.
Схема
Принцип работы насоса и бачка омывателя понять не сложно; могут возникнуть трудности со схемой. Основными элементами на нем являются электродвигатели омывателя и стеклоочистителя – оба узла могут выйти из строя. Под «К2» — узловое реле, под «КБ» — реле дополнительной омывателя.
Ремонт
Для ремонта этого узла необходим минимум инструментов:
- Набор ключей и головок.
- Набор отверток.
- ВД-40.
- Тряпки.
- Запасные части.
Определить, какие части не работают, довольно просто. Например, если дворники не двигаются, то моторчик вышел из строя. Если трапеция ходит, а стекло остается грязным, то насос или бак поврежден. Размер поможет вам понять состояние детали — если размер уменьшился слишком сильно, то элемент необходимо менять. В любом случае нужно убедиться в домысле, для этого следует проанализировать:
- Первым делом демонтируем приборную панель автомобиля;
- Далее вам нужно найти реле, связанное с этим механизмом. Оно прикручено к кузову ВАЗ 2110. Если не работают электрические элементы, то реле нужно менять, ремонт тут не поможет;
- Также в этом отсеке нужно проверить предохранитель стеклоочистителя;
- Разобрав рулевой механизм, можно добраться до переключателя. Замена понадобится, если переключатель сильно поврежден;
- Следующий шаг — разобрать мотор и проверить его. Если он вышел из строя, то рекомендуется менять двигатель вместе с реле. Новые детали работают лучше и изнашиваются равномерно;
- Если насос и бак повреждены, то их тоже надо менять вместе;
- Теперь нужно проверить состояние и размер шайбы — если она сильно отличается от нормы (можно сравнить в мануале), то ее нужно менять. Размер омывателя важен, так как его поверхность должна покрывать всю площадь лобового стекла.
Схема подключения стеклоочистителя и омывателя
Стеклоочиститель состоит из мотор-редуктора, рычагов и щеток («дворников»). Электродвигатель очистителя двухщеточный, с возбуждением от постоянных магнитов, односкоростной. Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель. (неисправность стеклоочистителя)
Щетки стеклоочистителя
Длина щеток («стеклоочистителей») переднего стеклоочистителя (как левого, так и правого) 330 мм
Длина щетки заднего стеклоочистителя (стекло двери багажника) — 305 мм .
()
«Дворники» необходимо периодически мыть теплой водой с мылом, чтобы обеспечить их качественную работу. При ухудшении качества очистки стекла замените щетки.
Для этого поднимите рычаг со щеткой для стекла…
Нажав на защелку, снимите щетку с рычага поводка.
То же самое проделываем с остальными кистями.
Технические характеристики электродвигателя стеклоочистителя
Очиститель имеет два режима работы — непрерывный и прерывистый; они активируются правым подрулевым переключателем. Повторно-кратковременный режим работы обеспечивается реле типа РС-514 , крепящимся двумя гайками к передней левой боковине (замена реле стеклоочистителя) … Реле должно обеспечивать 9–17 пусков двигателя в минуту при температуре от –20 до 50°С и напряжении питания 10 В. (При включении стеклоочистителя в прерывистом режиме щетки могут совершать до четыре непрерывных двойных хода.) Сопротивление обмотки соленоида реле — (66±2) Ом, обмотки прерывателя — (23±1) Ом.
Стеклоомыватель состоит из пластикового бачка с электронасосом, установленного в моторном отсеке, форсунок омывателя, расположенных на капоте, и гибких соединительных шлангов. (неисправность стеклоомывателя)
Омыватель включается потянув на себя правый подрулевой переключатель (нефиксированное положение). Если насос неисправен, его заменяют. Забитые сопла можно продуть назад или прочистить леской или тонкой иглой.
Видео
Шевелев В.
В современных автомобилях стеклоочистители могут работать в двух режимах — непрерывном и пульсирующем, когда между последовательными взмахами щеток следует пауза. Этот второй режим очень полезен при небольшом дожде и мороси. Можно ли оснащать автомобили таким устройством, при котором стеклоочиститель может работать только в одном режиме, а щетки, даже при небольших осадках, двигаясь непрерывно, раздражают водителя и преждевременно изнашивают лобовое стекло автомобиля?
Устройство, схема которого представлена на рис. 1, позволяет сделать пульсирующий режим работы стеклоочистителя, оснащенного электроприводом.
Рис. 1. Принципиальная схема устройства управления стеклоочистителями
Представляет собой несимметричный мультивибратор, собранный на транзисторах Т1 и Т2, и ключевой каскад на транзисторе Т3. Нагрузкой ключевого каскада является электромагнитное реле Р1. Контакты Р1/1 этого реле управляют работой электродвигателя стеклоочистителя.
Одновременно с открытием транзистора Т1 открывается и транзистор Т3. В этом случае срабатывает реле Р1 и включается электродвигатель. Через короткий промежуток времени транзистор Т1, а вслед за ним и транзистор Т3 закрываются, и реле выключается. Однако электродвигатель будет оставаться включенным через свои блок-контакты (на схеме не показаны) до окончания цикла движения щеток. Новый цикл начнется при следующем включении транзистора Т1. Длительность паузы между развертками плавно регулируется переменным резистором R3. Длительность паузы можно изменять в пределах 5-40 с.
Устройство монтируется на печатной плате, показанной на рис. 2.
Рис. 2. Печатная плата прибора
Плата размещена под приборной панелью, а ручка резистора R3 выведена на переднюю панель приборной панели.
В приборе используется реле РЭС-10, паспорт РС4. 524.304. Можно использовать любое подходящее реле с током срабатывания 50-70 мА. Транзисторы Т1-Т3 можно заменить любыми низкочастотными маломощными NPN-транзисторами. Переменный резистор R3, типа СП или СТО.
Переключатель, установленный на автомобиле, можно использовать в качестве переключателя B1, сняв перемычку между клеммами 2 и 3 (см. схему).
В положении 2 переключателя В1 стеклоочиститель работает в непрерывном режиме, а в положении 3 — в пульсирующем режиме.
Модернизация стеклоочистителей. Автоматический стеклоочиститель.
Ломанович В., Кузьминский А.
Стеклоочистители некоторых современных автомобилей работают постоянно. Однако рационально оснастить стеклоочиститель соответствующим автоматическим устройством, позволяющим периодически включать и выключать его по заданной программе. На рис. 1 представлена схема электронного устройства автоматического включения стеклоочистителя с заданной частотой.
Рис. 1. Принципиальная схема устройств автоматического включения стеклоочистителя
Мультивибратор на транзисторах Т1 и Т2 формирует прямоугольные импульсы, которые поступают на базу транзистора Т3, в коллекторную цепь которого включено электромагнитное реле Р1. Длительность импульсов, поступающих на вход транзистора Т3, изменяется от 1 до 30 с в зависимости от положения ползунка переменного резистора R2, при этом соответственно изменяется и период срабатывания реле Р1. Нормально замкнутые контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 соединены параллельно и служат для управления электродвигателем стеклоочистителя.
При подключении электронного автомата к штатному стеклоочистителю необходимо отсоединить клемму «3» от шасси, чтобы в дальнейшем контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 (см. рис. 1) можно было подключить к точке «3» » и шасси (общий минус). При этом возможна работа стеклоочистителя в обычном (неавтоматическом) режиме.
После подачи напряжения на электронное устройство срабатывает реле Р1 и контакты 1Р1 и 2Р1 разрывают цепь питания электродвигателя стеклоочистителя через 0,3-0,5 с после замыкания тумблера V1. Время, в течение которого электродвигатель выключен, зависит от длительности управляющих импульсов, поступающих на базу транзистора Т3 от мультивибратора (см. рис. 1).
После окончания паузы замыкаются контакты реле Р1 и начинает работать дворник. С помощью переменного резистора R2 длительность паузы можно менять. Как и в непрерывном режиме, автостоп выключает электродвигатель только после того, как щетки стеклоочистителя займут исходное положение на лобовом стекле.
Обратите внимание, что электронный автомат позволяет использовать стеклоочиститель в любом из режимов непрерывной работы (с низкой или высокой скоростью движения щеток). В случае выхода из строя электронного блока стеклоочиститель остается работоспособным в штатном режиме.
Вместо переменного резистора R2 можно установить малогабаритный переключатель на 2-5 рабочих положений (например, кулачковый переключатель ПКМ), коммутирующий несколько постоянных резисторов. Их сопротивление подбирается таким образом, чтобы получить нужную продолжительность паузы между включениями моторчика стеклоочистителя.
На рис. 2 представлена схема установки электронного блока на автомобиль «Москвич».
Рис. 2. Схема установки электронного блока на автомобиль «Москвич»
Выбор программы работы стеклоочистителей осуществляется с помощью пятипозиционного многополюсного кулачкового переключателя типа ПКМ9-1 (В1-В9), который устанавливается на приборной доске водителя. Первоначально, как показано на рис. 2, все контакты ПКМ9-1 разомкнуты, его рукоятка находится в первом положении и дворник не работает. Во втором положении переключателя переключатель В1 замкнут и стеклоочиститель начинает работать в непрерывном режиме с медленным движением щеток по лобовому стеклу. На третьей позиции ПКМ9-1, кроме В1, замкнуты выключатели В2 и В3. Дополнительное сопротивление Rд цепи обмотки возбуждения ОВ2 электродвигателя закорачивается, и дворник переводится на второй непрерывный режим с ускоренным движением щеток. В четвертом положении переключателя ПКМ9-1 выключатели В1, В2 и ВЗ разомкнуты, а В4, В6, В8 замкнуты. При этом на электронный блок подается питание и устанавливается первый автоматический режим с паузами в 5 секунд между включениями моторчика стеклоочистителей. На пятой позиции ПКМ9-1 устанавливается второй автоматический режим с паузами 10 с между переключателями стеклоочистителей (В4, В6 и В8 разомкнуты, В5, В7 и В9 замкнуты).
Все постоянные резисторы типа МЛТ-0,5. Переменный резистор R2 может быть типа СП3-6, СП3-13 или СПО-0,5. Электролитические конденсаторы С1 и С2 типа К50-6 или ЭМ, С3 — типа МБМ или БМ. В качестве транзисторов Т1 и Т2 могут быть использованы маломощные низкочастотные транзисторы типа П13-П16, МП39-МП42 и другие, а в качестве Т3 — транзисторы типа МП25-МП26 с любыми буквенными индексами. Перед установкой ПКМ9Выключатель -1 необходимо разобрать и установить кулачки так, чтобы они обеспечивали замыкание и размыкание выключателей В1-В9 в указанной выше последовательности. Реле электромагнитное Р1, тип РЭС-9, паспорт РС4.524.202 или РЭС-6, паспорт РФО.452.106.
Наладка стеклоочистителя в основном сводится к подбору значения сопротивления резистора R3, то есть времени, в течение которого контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 остаются замкнутыми при работе устройства в автоматическом режиме. Это время не должно превышать времени полного хода щеток стеклоочистителя (вперед-назад) на большой скорости, что составляет 0,8-1 с.
Реле времени стеклоочистителя
Коротаев Г.
Многие старые типы автомобилей не оборудованы реле времени прерывистой работы стеклоочистителя, что создает неудобство в их эксплуатации. В современных автомобилях такие устройства уже есть, но они рассчитаны только на одно время паузы и возможности его регулировки в зависимости от дорожных условий не предусмотрено. Ниже представлена простая схема реле времени, сборка которого доступна даже начинающему радиолюбителю. За счет использования однопереходного транзистора время отклика устройства не зависит от изменения напряжения питания и температуры окружающей среды. На рис. 1 представлена схема подключения прерывателя У1 к цепи электродвигателя стеклоочистителя У2 через тумблер с нейтральным средним положением В1.
Рис. 1, Подключение автоматического выключателя к цепи двигателя
Рис. 2. Принципиальная схема реле времени на основе однопереходного транзистора.
Вместо тумблера B1 можно использовать два переключателя отдельно для непрерывного и прерывистого режима работы.
Выключатель работает следующим образом. При установке тумблера V1 в положение «Прерывание» практически все питающее напряжение подается на реле времени. В это время щетки стеклоочистителя находятся в исходном положении, а контакты концевого выключателя В2, управляемого электродвигателем М1, разомкнуты. Конденсатор С1 начинает заряжаться через резисторы R2 и R3 (рис. 2).
Постоянная времени цепи R2 R3 C1 определяет время паузы. Когда напряжение на конденсаторе С1 достигнет рабочего напряжения транзистора Т1 (после паузы), импульс С этого транзистора через резистор R5 пойдет на управляющий электрод тиристора D2 и откроет его. Двигатель М1 начинает вращаться и замыкает контакты концевого выключателя В2. Во время рабочего хода двигателя, пока щетки не вернутся в исходное положение, контакты В2 остаются замкнутыми. В этот период конденсатор С1 разряжается через резистор R1 и диод D1. Когда щетки возвращаются в исходное положение, контакты В2 размыкаются, двигатель М1 останавливается, и весь цикл повторяется снова. Конденсатор С2 служит для повышения помехоустойчивости реле времени.
При указанных на схеме значениях элементов R2, R3 и C1 время паузы может варьироваться от 1-2 до 5-7 с. Для увеличения времени паузы до 10-15 с необходимо увеличить сопротивление резистора К2 до 100 кОм.
На рис. 3 представлена схема реле времени на основе транзисторного аналога однопереходного транзистора.
Рис. 3. Принципиальная схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора
Резисторы любого типа могут быть использованы в схеме, конденсаторы С1, С2 — электролитические, типа К50-6, К52-1, К52-2, К53-1, ЭТО и др., диод Д1 — кремниевый, типа Д219, Д220, Д223, КД503, КД504, КД510 и др. Тиристор Д2 — типа КУ201 или КУ202 с любым буквенным индексом. Однопереходный транзистор Т1 (см. рис. 2) — типа КТ117 с любым буквенным индексом. Транзистор Т1 (см. рис. 3) — типа МП106 или МП116, транзистор Т2 — типа МПИ102. МП103, МП113, КТ315, КТ342, КТ602 или КТ603.
Конструктивно реле времени размещено в небольшой коробочке, устанавливаемой за приборной панелью автомобиля так, чтобы водитель имел доступ к рукоятке переменного резистора R2. Схематический чертеж платы реле показан на рис. 4.9.0004
Рис. 4. Плата реле времени:
а — размещение деталей схемы реле на однопереходном транзисторе; б — размещение деталей релейной схемы на транзисторном аналоге; в-печатная разводка схемы реле на однопереходном транзисторе; г — печатный монтаж схемы реле на транзисторе аналог
Многие сталкивались с таким небольшим неудобством в работе штатного стеклоочистителя ВАЗ 2109: при кратковременном включении омывателя лобового стекла щетки делают 3 взмаха, хотя последний взмах щетки делается уже по сухому стеклу, а два взмаха хватило бы, чтобы удалить всю воду, которая была разбрызгана омывателем.
Это неудобство, как оказалось, легко устраняется. Для этого покупаем новое реле дворников (если что-то не получится, можно будет вставить старое и таким образом не остаться без дворников) типа 526. 3747, или другое подобное — маркировка может отличаться в зависимости от производитель реле. резистор R4. Стандартный имеет номинал 130 кОм, нам нужно ставить меньше, в пределах 40 кОм — 70 кОм. У меня 56 кОм. Найти такой можно в точках продажи радиодеталей, стоит копейки, а можно выпаять из старой техники.
Расположение реле в «Черном ящике»
VAZ 2109 Схема реле Wiper
Внутренняя конструкция такого реле может быть различной:
Вариант 1
Вариант 2
Во всем. случаях нужный нам резистор подключается к 4 ножке микросхемы. На картинках выше он выделен.
Кстати, эта ревизия актуальна и для ВАЗ 2114-2115, ВАЗ 2110, Лада Калина, Лада Гранта — для всех моделей, где используется этот тип реле.
Новые реле могут иметь принципиально другую конструкцию. Например, мне попалось такое реле с маркировкой 723.3777 от завода Энергомаш:
Реле 723.3777 Энергомаш.
Переделать такое реле не можем, поэтому его можно оставить как запасное (оригинальное), а родное, извлеченное из монтажного блока, будем перепаивать:
Внешний вид родное реле
С количеством ударов щеток разобрались. Теперь еще кое-что.
При первом нажатии рычага омывания стекла обычно происходит так: щетки уже запустились, а воды на стекле еще нет. Это связано с тем, что насосу нужно время, чтобы прогнать воду по трубам от бачка до форсунки омывателя. Эту ситуацию можно исправить, установив в трубу обратный клапан, чтобы вода не стекала обратно в бак при неработающем насосе. Лично меня этот момент не сильно смущает, так как щетки сохнут только при первом включении, а установка обратного клапана увеличивает сопротивление потоку воды в трубах к и без того слабому насосу омывателя, так что я не делал такой доработки на своей машине и не планирую.
А для желающих попробовать есть такая информация: можно ставить детали следующих номиналов: R2 — 2,2 кОм, C2 — 47 мкФ, R4 — 22 кОм. Значение С2 влияет на все три параметра реле — задержку между ударами, количество ходов при включении стиралки и задержку запуска щеток, поэтому возможны варианты. Если у кого получится, пишите в комментариях.
Если нет желания что-либо переделывать, можно установить специальное программируемое реле. В этом случае щетки будут запускаться с задержкой около 0,5 секунды, также можно установить паузу между взмахами щеток в прерывистом режиме, манипулируя рычагом включения дворников. Маркируется 723.3777-01 (аналог 411.3777), кому интересно — гугл и яндекс в помощь. Я бы порекомендовал сделать ручную регулировку паузы, как в.
Вместе с впайкой резистора в реле для уменьшения количества взмахов щетки до двух, это, на мой взгляд, необходимое и достаточное количество доработок дворника ВАЗ 2109.
Электросхема автомобиля ВАЗ-2107
(нажмите для увеличения)
1. поворотники боковые
2. фара
3. очистители фар ВАЗ 2107
4. звуковые сигналы
5. мотор вентилятора ВАЗ 2107
6. переключатель, моторчик вентилятора ВАЗ 2107
7. мотор cmyates фары
8. клапан управления воздушным
9. моторчик стеклоочистителя
10. моторчик стеклоомывателя
11. датчик уровня тормозной жидкости
12. катушка зажигания ВАЗ 2107
13. фонарь капота
14. датчик давление масла
15. распределитель зажигания ваз 2107
16. датчик контрольная лампа давления масла
17. свечи зажигания автомобиля ваз 2107
18. датчик температуры охлаждающей жидкости ваз 2107
19. генератор автомобиля ваз 2107
20. Микропереключатель карбюратора ВАЗ 2107
21. АКБ
22. Пневмоклапан карбюратора ВАЗ 2107
23. Реле стартера
24. Стартер ВАЗ 2107
25. Реле стеклоочистителя
26. Реле зажигания ВАЗ 2107
27. Реле-прерыватель сигнализации
28. выключатель стоп-сигнала
29. разъем для переносного фонаря
30. выключатель фонаря заднего хода
31. фонарь бардачка
32. выключатель сигнальной лампы стояночного тормоза
33. блок монтажный ВАЗ 2107
34. выключатель света сигнализации открытия передней двери
35. сигнализация с фонариком, открытая входная дверь
36. Выключатель зажигания ВАЗ 2107
37. Выключатель стеклоочистителя
38. Выключатель омывателя стекол
39. Выключатель звуковых сигналов
40. Выключатель фар ВАЗ 2107
41. Рычаг указателя поворота
42. Выключатель аварийной сигнализации
43. приборы выключателя света ВАЗ 2107
44. прикуриватель
45. часы со световой шкалой
46. выключатели плафона, расположенные в стойках дверей
47. Комби ВАЗ 2107
48. индикатор давления масла с сигнальной лампой недостаточного давления ВАЗ 2107
49. указатель температуры охлаждающей жидкости
50. тахометр ВАЗ 2107
51. реле-выключатель контрольная лампа стояночного тормоза
52. контрольная лампа указателей поворота
53. контрольная лампа уровня тормозной жидкости ВАЗ 2107
54. контрольная лампа заряда аккумулятора
55. контрольная лампа заднего противотуманного фонаря
56. контрольная лампа контрольной лампы ВАЗ 2107
57. контрольная лампа габаритного света
58. контрольная лампа стояночного тормоза
59. лампы освещения в приборе блок ваз 2107
60. Вольтметр ВАЗ 2107
61.