К561Лн2 схема включения: Схема самодельного выключателя освещения для коридора (К561ЛН2)

Схема самодельного выключателя освещения для коридора (К561ЛН2)

Обычная проводка для освещения состоит из выключателя и лампочки,включенных последовательно в электросеть. Сложнее дело, когда нужно организовать управление одной лампочкой из двух мест, например, если это освещение коридора, потому что нужно сделать два выключателя, чтобы входя в коридор свет включать выключателем расположенным в одном конце коридора, а выходя выключать свет выключателем на другом конце коридора. В советское время для этого выпускали так называемые коридорные переключатели.

Принципиальная схема

На рисунке 1 показана схема управления лампой из двух мест с помощью коридорных переключателей.

Рис. 1. Схема управления лампой из двух мест с помощью коридорных переключателей.

К сожалению, сейчас купить коридорные переключатели практически невозможно. Создается впечатление, что их вообще не выпускают. Конечно, при острой необходимости, проблему можно решить, сделав коридорные переключатели самостоятельно, например, из приборных тумблеров, установив их в подходящие корпуса. Проблема будет решена технически, но о какой-либо эстетике говорить не придется.

Рис. 2. Схема выключателя освещения для коридора на микросхеме К561ЛН2.

Есть и второе решение — сделать электронный выключатель, управляемый по квазисенсорному принципу, то есть, кнопками без фиксации. В этом случае каждая кнопка будет находиться в замкнутом положении только в момент выполнения управления. Далее она будет в разомкнутом состоянии.

Это позволит параллельно одной кнопке включить практически неограниченное количество других кнопок, каждой из которых можно будет управлять выключателем. То есть, уже можно сделать не два места управления, а неограниченное количество мест управления, хоть сотню, если это необходимо.

В радиотехнической литературе уже публиковались описания самодельных электронных выключателей с практически неограниченным количеством мест управления. Но практически все они были построены на основе RS-триггеров или D-тигеров, что требует применения определенных микросхем.

Но как быть, если в распоряжении есть только обычный набор инверторов, например, микросхема К561ЛН2? Конечно, сейчас есть уйма интернет-магазинов, где можно найти практически любую микросхему, но это нужно заказывать и ждать. А поскольку «творческое настроение» было только в эти конкретные выходные, было решено делать из того, что есть.

А были звонковые кнопки в неограниченном количестве, микросхема К561ЛН2, «полевик» КП707В2 (аналог «легендарного» IRF840), и кучка других компонентов. То, что получилось, показано на рисунке 2. А именно, вполне работоспособная схема. Без триггера все же обойтись не удалось, но он был собран на инверторах, конкретно на D1.1 и D1.2.

Практически это триггер Шмитта, который, как и любой другой триггер имеет свойство устанавливаться в двух фиксированных состояниях. При нажатии кнопки S1 на вход элемента D1.1 подается логическая единица от источника питания. На выходе D1.1 при этом, ноль, а на выходе D1.2, -единица.

Но единица с выхода D1. 2 через резистор R2 поступает на вход D1.1. Поэтому, когда кнопку S1 отпускаем схема на D1.1-D1.2 остается в положении — единица на выходе D1.2.

Рис. 3. Фрагмент схемы с мостовым выпрямителем.

Если нажать на кнопку S2 на вход элемента D1.1 поступает напряжение логического нуля. На его выходе будет при этом логическая единица, а на выходе D1.2 опять нуль. Этот нуль пойдет через R2 на вход D1.1.

Отпускаем кнопку, и состояние остается в положении — ноль на выходе D1.2.

Таким образом, кнопками S1 и S2 можно менять устойчивые состояния триггера Шмитта на инверторах D1.1 и D1.2. Но, так как кнопки замыкаются только на время нажатия, параллельной каждой из них можно подключить любое п-ное количество кнопок, действие которых будет равноценным.

С выхода триггера Шмитта на D1.1 и D1.2 логический уровень поступает на буферную схему на оставшихся четырех инверторах. Как известно, затвор МДП-ключевого транзистора обладает существенной емкостью, что влечет за собой образование короткого, но значительного по току импульса в момент изменения логического уровня на его затворе.

Это неблагоприятно действует на выходы логических элементов. Поэтому, выход умощнен путем параллельного соединения четырех инверторов D1.3-D1.6 и включением разгрузочного резистора R3, ограничивающего максимальный ток зарядки затвора VT1. Диоды VD2 и VD3 устраняют выбросы напряжения при коммутации и способствуют ускорению разряда емкости затвора VT1.

Таким образом, после нажатия S1 на выходе триггера Шмитта D1.1-D1.2 устанавливается логическая единица, на соединенных вместе выходах D1.3-D1.6 -логический ноль. Транзистор VT1 будет в этом случае закрыт, лампа Н1 не горит. После нажатия S2 — на выходе триггера Шмитта D1.1-D1.2 устанавливается логический ноль, на соединенных вместе выходах D1.3-D1.6 — единица.

Транзистор VT1 открывается, лампа Н1 горит. S1 (и все подключенные параллельно ей S1n) отвечает за выключение, S2 (и все подключенные параллельно ей S2n) отвечает за включение.

Так как транзистор VT1 может работать только на постоянном токе, ток на лампу поступает через выпрямитель на диоде VD4. В результате лампа питается только одним полупериодом сетевого напряжения.

Если по какой-то причине это недопустимо можно сделать мостовой выпрямитель (фрагмент схемы с мостовым выпрямителем показан на рисунке 3). В этом случае будут работать обе полуволны сетевой синусоиды. Выпрямительный мост должен быть рассчитан на напряжение не ниже 400V и ток не ниже 1А.

Можно применить как мост-сборку, так и собрать мост на отдельных диодах, например, на четырех 1N4007. Микросхема D1 и затворная цепь транзитора VT1 питаются от источника тока, состоящего из параметрического стабилизатора на R4 и VD1 и сглаживающей пульсации емкостью С2.

Детали и монтаж

Монтаж варианта по схеме на рис.2. выполнен на печатной плате с односторонним расположением печатных дорожек. Разводка платы и монтажная схема показаны на рисунке 4 в натуральную величину.

Рис. 4. Печатная плата для схемы управления освещением.

Транзистор VT1 работает без радиатора. При мощности лампы до 200W ему радиатор не требуется. Транзистор КП707В2 можно заменить зарубежными аналогами, — IRF840 или BUZ90. Либо подобрать другие аналоги по справочникам.

Диоды КД522 можно заменить любыми импульсными диодами, таким как КД521, 1N4148 или другими. Диод 1N4007 — любой выпрямительный диод на напряжение не ниже 400V и ток не ниже 1А.

Стабилитрон Д814Г можно заменить любым стабилитроном на напряжение 10-12V и мощность не ниже 0,5VV. Есть много подходящих импортных стабилитронов, например, 1N4699, 1N5927, 1N5242 и другие аналогичные.

Схема с одной кнопкой

Рис. 5. Вариант схемы автоматического управления освещением с одной кнопкой.

На рисунке 5 показан вариант схемы, в котором управление осуществляется только одной кнопкой. После её нажатия лампа горит столько времени, сколько нужно на зарядку С1 через R1. Затем гаснет.

Светин О. Д. РК-2015-11.

Схемы на микросхеме к561лн2

Портал QRZ. RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе.


Поиск данных по Вашему запросу:

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.

По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Содержание:

  • Зарядное устройство для гальванических элементов
  • Принципиальные схемы
  • Генераторы импульсов
  • Микросхема К561ЛН2
  • ДВА СИНУСОИДАЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРА НА «ЛОГИКЕ»
  • Пугалка для комаров
  • На сайте радиочипи представлены принципиальные схемы сабвуферов, собранные своими руками
  • Устойство для проверки микросхем и транзисторов, применяемых в телефонных аппаратах
  • Микросхема к561лн2

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Приставка для измерения индуктивности к мультиметру на таймере 555.

Зарядное устройство для гальванических элементов


Магнитная левитация выглядит просто потрясающе. Схему такого устройство можно сделать самому и своими руками. В рамках данной статьи рассмотрим простейший вариант схемы устройства магнитной левитации. На саму сборку конструкции вы потратите не более двух часов. Конечно можно просто завести в качестве домашнего питомца обычного петуха и он вас гарантировано разбудет, а можно собрать эту простую занимательную схему.

Схема рассветного будильника выполнена на трех цифровых микросхемах КЛА7. В качестве фототадчика применен фототранзистор. Фототранзистор и сопротивление R1 являются делителем напряжения. Чувствительность фототранзистора настраивается путем подбора номинала R1, чем он выше, тем лучше чувствительность к утреннему рассвету.

Емкость C1 используется для предотвращения ложного срабатывания схемы от случайных вспышек света.

Чем она больше, тем ниже вероятность срабатывания схемы на случайное освещение.

На логических элементах DD1. Для переключения RS-триггера, собранного из логических «кубиков» DD2. С утренним рассветом световой поток резко возрастает сопротивление фотодатчика тоже, поэтому на десятом выходе DD1. RS-триггер переключится в другое состояние и на выходе DD2.

Для выключения будильника, требуется нажать и удерживать 15 секунд кнопку выключателя. При нажатии звук исчезнет сразу, но если кнопку отпустить раньше он начнется опять. Отключение звука схемотехнически связано с разрядом ранее заряженной емкости С5 через сопротивление R6.

По окончанию процесса разряда конденсатора, RS-триггер опять вернется в исходное состояние, тем самым блокируя дальнейшее звучание звукового генератора. Она несет в себе около 20 транзисторов и используется для работы в двух режимах. В режиме непосредственно таймера и генератора прямоугольных импульсов.

На самом деле все намного проще, внутри брелка смонтировано небольшая электронная схема, реагирующая на любой громкий звук, в том числе и на свист.

Схема подает прерывистый звуковой сигнал в течение нескольких секунд, после того как человек издаст громкий свист с расстояния не выше семи метров. Первые два инвертора микросхемы КЛН2 применяются для обработки электрических импульсов вырабатываемых миниатюрным микрофоном типа Сосна. На элементе DD1.

Фильтр устраняет срабатывание от нежелательных звуковых помех. Далее усиленный и отфильтрованный сигнал идет на вход триггера Шмитта собранного на элементах DD1. Выходной сигнал с триггера управляет звуковым генератором на DD1. Тональность звучания можно регулировать, подбором конденсатора С5. Генератор собран по схеме симметричного мультивибратора, в одну из цепей обратной связи которого включена звуковаякатушка динамической головки прямого излучения BA1.

Работает устройство так. Допустим, в какой-то момент времени на выходе элемента DD1. За счет этого конденсатор С7, подключенный через резистор R4 к общей шине, заряжается. Зарядный ток создает на этом резисторе падение напряжения, воспринимаемое элементом DD1. При этом на его выходе устанавливается уровень 0 и конденсатор С2 разряжается. По мере заряда конденсатора С1 падение напряжения на резисторе R4 уменьшается. Когда эта величина станет меньше определенного значения, элемент DD1.

Падение напряжения на этом резисторе устанавливает на выходе элемента DD1. По мере заряда конденсатора С2 напряжение на резисторе R2 уменьшается до порога переключения элемента DD1. При этом на выходе элемента DD1. Затем цикл повторяется. Наладка генератора сводится к установке необходимого тона звучания подбором сопротивления резисторов R1 и R2.

В устройстве могут быть использованы динамические головки любого типа с сопротивлением звуковой катушки Следующее устройство может быть использовано в качестве аварийного сигнализатора или звукового сигнала для горного велосипеда. Оно представляет собой двухтональную сирену и состоит из тактового генератора на элементах DD1. Генераторы тона, определяющие высоту звука сирены, управляются тактовым генератором следующим образом. Допустим, что в какой-то момент времени на выходе элемента DD1. Тогда на выходе элемента DD1.

Генератор возбуждается, и сигнал с его выхода поступает на вход согласующего каскада на элементе DD1. На второй вход этого элемента. Это происходит потому, что уровень 0 выхода элемента DD1. Поступая на вход согласующего каскада со второго тонального генератора, уровень 1 разрешает прохождение на его выход сигнала с первого тонального генератора, который усиливается транзистором VT1 и преобразуется динамической головкой ВА1 в звуковые волны. При изменении уровней сигналов на выходах элементов DD1.

Таким образом, с частотой работы тактового генератора будет изменяться и частота звука, воспроизводимого динамической головкой BA1. Настройка устройства сводится к установке частот тактовых генераторов резисторами R3, R4 и R5, R6 и регулировке частоты работы тактового генератора резистором R1. Устройство, схема которого приведена ниже будучи установленным на велосипед, повысит безопасность движения.

Оно предназначено для управления указателями поворотов и сигналами аварийной остановки. Схема генератора на элементах DD1. Поэтому рассмотрим работу устройства в целом. Одновременно через соответствующий диод VD1 или VD2 питание поступает на интегральную схему DD1, и генератор начинает работать.

С этой же частотой открывается и тот транзистор, на который поступает напряжение питания. В результате сигнальная лампа указателя поворотов HL1 или HL2 , включенная в коллекторную цепь этого транзистора, вспыхивает с такой же частотой.

Вторая лампа в это время не зажигается, так как соответствующий диод включен в обратном направлении и препятствует прохождению тока на второй каскад усиления мощности. Если нажать на одну из кнопок SB1 или SB2 при замкнутых контактах выключателя SA1, напряжение питания будет подано на оба каскада усиления и начнут вспыхивать обе лампы, сигнализируя об аварийной остановке.

Устройство эксплуатируется в довольно жестких условиях температура, влажность, вибрации и т. Источником питания этого устройства могут служить две батареи А, соединенные последовательно, или штатная велосипедная динамомашина, подключенные к нему через параметрический стабилизатор напряжения с усилителем мощности.

Транзисторы — любые, средней мощности с проводимостью типа п-р-п. Сигнальные лампы работают в импульсном режиме, поэтому их рабочее напряжение 2, На элементах DD1. Помимо того, тактовый генератор управляет периодичностью зажигания светодиодов HL1 и HL2 синхронно с изменением частоты тонального генератора.

Об управлении тональным генератором поговорим подробнее. В данной схеме резисторы R3, R4 подключены к выходу тактового генератора. При изменении уровней напряжения на выходе элемента DD1. Наладка устройства сводится к установке рабочих частот тактового и тонального генераторов резисторами R1, R2 и R3, R4. Что касается элементов схемы, то возможно применение любых логических элементов, с помощью которых можно реализовать функцию отрицания.

Светодиоды могут быть.

При желании можно установить в кассетныймагнитофон или транзисторный приемник несложную цветомузыкальную приставку. Схема ее приведена на рисунке. Сигнал, поступающий с выхода соответствующего аппарата, подается на базу транзистора VT1, выполняющего роль усилителя-согласователя.

При определенных уровнях входных сигналов начинают срабатывать элементы DD1. Налаживание приставки сводится к установке резисторами R2 и R4 таких режимов работы, при которых они находятся на грани загорания. Собрав на одной плате две такие схемы, вы получите цветомузыкальную приставку для стереофонического аппарата.

Кроме того, это устройство может быть использовано в качестве индикаторов пикового уровня. Устройство монтируется внутри вашего аппарата и подключается через параметрический стабилизатор к внутреннему источнику питания. Лампы выносятся на переднюю панель и закрываются светофильтрами, цвет которых выберите по своему вкусу. На основе ее можно создать различные световые указатели, украсить елку, осветить демонстрационные планшеты и т.

Схема представляет собой автогенератор из включенных в кольцо ячеек — инверторов, состоящих из резистора, конденсатора, транзистора и логического элемента. Для увеличения времени переключения в каждую ячейку введена интегрирующая цепь. Транзисторы на входах инверторов имеют относительно большое входное сопротивление, что обеспечивает необходимую величину времени задержки сигнала без увеличения параметров элементов интегрирующей цепи. Работа устройства заключается в следующем.

Допустим, при подаче питания на выходе инвертора DD1. При этом конденсатор С2 начинает заряжаться через сопротивление резистора R3. Время заряда конденсатора зависит от емкости конденсатора и сопротивления указанного резистора. При увеличении напряжения на конденсаторе до уровня 0, При этом начинается заряд конденсатора С3, и процесс повторяется.

Таким образом, через время, равное произведению количества ячеек генератора на время задержки сигнала через одну ячейку, на выходе элемента DD1. Поступив на вход элемента DD1. При этом зажигается светодиод HL1, а конденсатор С2 разряжается через резистор R3, выходное сопротивление элемента DD1.

При разряде конденсатора транзисторVT2 закрывается и на вход элемента DD1.


Принципиальные схемы

Индикатор предназначен для оценки напряжения на автомобильном аккумуляторе в процессе эксплуатации автомобиля. Индикация светодиодная, тремя светодиодами красного, зеленого и желтого цвета. Когда напряжение в норме горит зеленый светодиод, если напряжение завышено горит красный, если занижено — желтый. Одновременно горит только один светодиод. Схема показана на сайте radiochipi. Она состоит из датчика повышенного напряжения на элементах D1.

Защита микросхемы номеронабирателя, Защите импульсного ключа ТА, Питание схемы осуществляется напряжением 5 — 9 В. Резистор R1, использовать микросхемы КПУ1, КПУ2, КПУ-, КПУ4 и КЛН2, как.

Генераторы импульсов

Давние споры о том помогают ли электронные средства от этих мерзких тварей, способных отравить любой летний отдых не утихают. Мы решили внести свои пять копеек в это дело. Все сделано на одной микросхеме КЛН2, содержащей в себе 6 инверторов. На элементах DD1. Частота генератора меняется от 10 до 30 килогерц. В качестве излучателя используется пьезоизлучатель типа ЗП-1 или ЗП-3 или любой другой, который будет под рукой. Питается схема от источника, напряжением 9 вольт. Большая просьба ко всем, кто повторит схему поделиться впечатлениями — таки пугает оно комаров или нет? Ваш e-mail не будет опубликован. Уведомить меня о новых комментариях по email.

Микросхема К561ЛН2

Обычно, генераторы низкочастотных синусоидальных сигналов строят на операционных усилителях. Но логические элементы тоже могут работать в аналоговом режиме -в качестве усилителей. В литературе эта тема затрагивалась неоднократно, но в основном это были схемы усилителей аналоговых сигналов усилители НЧ на КМОП-микросхемах, приёмники прямого усиления и т. Но любой усилитель, даже сделанный из логических элементов, можно превратить в генератор, — все дело в обратной связи

Простое автомобильное охранное устройство выполнено на микросхеме КЛН2 с малым током потребления 80 мкА в режиме охраны и позволяет подключать большое количество датчиков и контролировать момент включения зажигания автомобиля. По своим характеристикам автом.

ДВА СИНУСОИДАЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРА НА «ЛОГИКЕ»

Зарядное устройство с асимметричным током для гальванических элементов питания и батареек. Генератор импульсов собран на микросхеме КЛН2 с шестью буферными инверторами. Зарядное устройство для батареек работает на частоте примерно герц. Весь процесс заряда не должен превышать 6…10 часов. Обсуждайте в социальных сетях и микроблогах.

Пугалка для комаров

Часто возникает необходимость проверить работоспособность микросхемы или транзистора перед установкой в схему, или удостовериться в исправности выпаянных элементов схемы. На рис. Для подключения проверяемой микросхемы предусмотрена панель, в которую вставляется ИС при проверке. Питание схемы осуществляется напряжением 5 — 9 В. Так как функцию «отбой» можно осуществлять кнопкой » » клавиатуры, то вывод 15 подключается к общему проводу. Светодиодный индикатор отображает число принятых импульсов в десятичном виде.

схемы радиолюбительских устройств для начинающих. Инверторы микросхемы КЛН2 служат пороговыми элементами.

На сайте радиочипи представлены принципиальные схемы сабвуферов, собранные своими руками

Регистрация Вход. Ответы Mail. Вопросы — лидеры Задача по физике 1 ставка.

Устойство для проверки микросхем и транзисторов, применяемых в телефонных аппаратах

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Простой звуковой генератор своими руками

Нередко при конструировании радиоэлектронных устройств возникает потребность в регулировке мощности того или иного активного элемента. К примеру, фонарь с функцией плавной регулировки яркости был бы очень полезен, но исходя из соображений экономичности, в качестве регулирующего элемента поставить простой резистор нельзя — неоправданно велика бесполезно рассеиваемая на нем мощность. То же самое случится и с транзистором, используемым как переменное сопротивление. Таким образом, даже уменьшая яркость фонаря мы практически не уменьшим количество расходуемой энергии. Если питать лампу короткими импульсами верхний график , то она будет светиться слабо и наоборот, скважность, изображенная на графике внизу, заставит светиться лампу едва ли не с максимальной яркостью.

Назад 1 2 Вперед.

Микросхема к561лн2

Категория схемы: Разные схемы. Категория схемы: Радиопередатчики, радиостанции. Категория схемы: Шпионские штучки и прослушивающие устройства. Категория схемы: Электропитание. Категория схемы: Авто электроника. Категория схемы: Бытовая электроника.

Магнитная левитация выглядит просто потрясающе. Схему такого устройство можно сделать самому и своими руками. В рамках данной статьи рассмотрим простейший вариант схемы устройства магнитной левитации. На саму сборку конструкции вы потратите не более двух часов.


Установка доводчиков на вазы своими руками.

Доводчик стекла на микроконтроллере Схема установки доводчика стекла

Здравствуйте.

В сегодняшнем обзоре мы поговорим об универсальном блоке доводчика стекол, который я приобрел на eBay, и о том, как его установить на автомобиль. Тойота Камри СВ40.

Не могу сказать, что эта функция очень нужна и я изначально планировал установить такой блок. Но однажды, в погожий летний день, все изменилось. Покопавшись под капотом, я оставил машину с открытыми окнами, чтобы салон не нагревался, так как на улице было жарко. Собирался дождь, но мне казалось, что он начнется не скоро и я успею все закончить. Как оказалось, я ошибался. С первыми каплями начал собирать инструмент и устанавливать снятые детали обратно. К тому времени, когда я закончил с этим, шел довольно приличный дождь. И окна по-прежнему были открыты. Решил заткнуть их. Увидев, что стекло водительской двери начало двигаться и закрылось, я как-то по своей наивности решил, что остальные окна закрыты. В общем, не уделив им должного внимания, углубился в гараж, чтобы разложить ключи и отвертки. Как вы понимаете, после окончания дождя меня ждала удручающая картина. Через оставленные открытыми окна в салон попало много воды. Пришлось потратить довольно много времени, пытаясь все стереть. Так я узнал, что доводчик в Камри есть только на водительской двери и понял, что надо что-то делать. Вариантов возможных было не так уж и много, но самым оптимальным была покупка блока управления стеклоподъемниками.

Такие блоки бывают 2 видов: универсальные и под конкретный автомобиль. Отличаются они только проводкой и стоимостью: последние в 3-4 раза дороже. Так что мой выбор пал на универсальную колодку. Посылка долго шла. Я заказал его в начале августа, и он пришел в середине октября. К сожалению, для него не было полноценного трека, поэтому узнать, куда он пропал, не представляется возможным. Но известно, что он довольно быстро перемещался по территории Китая. Вы можете ознакомиться с этой информацией. Но как бы то ни было, она благополучно дошла до меня.

Блок поставляется в оригинальной заводской упаковке, представляющей собой картонную коробку с красочной полиграфией.


На одной из боковых граней указаны основные характеристики устройства внутри, а также есть отметка на сколько очков оно рассчитано.


Внутри коробки находились: собственно сама колодка, необходимая для подключения провода, кусок двухстороннего скотча и небольшая черно-белая инструкция.


Сам блок выглядит довольно красиво и аккуратно. На одной из его сторон есть даже наклейка с датой изготовления, которая вылеплена для того, чтобы знать, с какого момента отсчитывается гарантийный срок 🙂


Пучок комплектных проводов подключается к разъему, расположенному на задней стороне блока, так что проблем с подключением быть не может 🙂


Половинки корпуса соединяются двумя винтами, чтобы можно было добраться внутри блока без проблем. Хотя ничего особо интересного там нет:


Основным элементом здесь являются 4 реле, отвечающих за подачу импульса на тот или иной провод. Доска с односторонним расположением элементов. С обратной стороны ничего, кроме следов.


Ничего криминального в качестве пайки и используемых элементов не обнаружено. За исключением куска припоя, прилипшего к одному из реле 🙂


Самое интересное в инструкции — схема подключения.


В принципе больше ничего интересного в том, что было в коробке, нет, а значит можно приступать к установке блока в машину.

Не могу сказать за другие автомобили, но в Camry все провода необходимые для подключения находятся под обшивкой водительской двери. Если честно, изначально думал, что придется тянуть туда хотя бы постоянный плюс, но все обошлось. Итак, начнем со снятия обшивки. К счастью, для этого нужно всего лишь открутить два винта и отщелкнуть несколько пластиковых фиксаторов.


Далее нам понадобится жгут проводов идущий к блоку управления стеклоподъемниками. Вот блок:


Как видно на фото, грязи на нем много. Так что сюда стоило залезть хотя бы для того, чтобы навести порядок.

А теперь самое интересное — провода. Из получившегося блока выходит 16 проводов. 8 из них являются «силовыми» и отвечают за подачу питания на сам блок. Еще 8 подключены к поводам, идущим от кнопок штатного блока к моторчикам стеклоподъемников. И все бы ничего, если бы не одна проблема — стеклоподъёмник водительской двери. За счет того, что управление ей отдано через кнопку «Авто», она устроена так же, как и все остальные. Этот мотор оснащен собственными «мозгами» и не управляется через подачу «плюса». В комплекте пара силовых и несколько управляющих проводов. В общем, из-за этого у меня не получилось установить доводчик с первого раза: (При подключении реле оно не работало как надо и периодически перегорал предохранитель, расположенный на постоянном плюсовом проводе.

На фото ниже: толстые провода слева — провода, отвечающие за питание заднего и переднего пассажирского стекол. С ними проблем нет — разрезаем пополам и соединяем по схеме из инструкции. В центре тонкие — провода управления водительским стеклоподъемником, справа толстые — провода питания.


Чтобы доводчик водительской двери работал, пришлось выпаять реле из блока и впаять между контроллером и блоком на двери.

Переустановка блока производилась в условиях близких к спартанским: холод, ветер, дождь. Поэтому фотографировать было некогда, но после завершения работ я смог снять небольшое видео, демонстрирующее работу блока:

Как видите, теперь все работает как надо. Бокалы поднимаются один за другим. У меня сначала перед, потом зад. Но эту последовательность можно изменить без особого труда, подключив провода не так, как показано на схеме.

После того, как я закончил установку и пришел домой, мне пришла в голову еще одна идея. Теоретически можно было не заморачиваться и не впаивать реле. Можно было оставить заводской усилитель водительского стекла, а остальные три заставить работать через заказанный блок. У меня есть друг с таким же автомобилем — весной попробуем реализовать эту схему на его машине, а то на улице уже холодно что-то делать (если присмотреться, то на видео видно, что мы уже есть снежинки)…

В итоге могу сказать, что покупкой остался доволен. Блок отлично выполняет свои функции, стоит недорого и достаточно прост в установке (особенно если на штатном стеклоподъемнике нет кнопки «авто»). А еще он универсален, а значит подходит для любого автомобиля, оснащенного электростеклоподъемниками. Переплачивать $20-30 за точно такой же блок, но с уже распаянной под конкретную марку проводкой не вижу смысла 🙂

Вот и все. Спасибо за ваше внимание и ваше время.

Планирую купить +42 Добавить в избранное Понравился обзор +48 +80

Доводчик предназначен для работы с автосигнализацией или другим устройством, имеющим специальный выход, на котором появляется импульс, отрицательной или положительной полярности, при изменении состояния системы (например, при постановке на охрану).

Для начала установки нужно проверить, открываются и закрываются ли окна автомобиля с кнопок при выключенном зажигании, если нет, то нужно найти в блоке предохранителей реле, отвечающее за открытие и закрытие силового windows, снимите его и установите вместо него перемычку, как показано на фото.
Без этой перемычки доводчики не будут работать.

Рис.1. Монтажный блок предохранителей и реле автомобиля ВАЗ 2114


Рис. 2 Перемычка вместо реле стеклоподъемника — гарантия того, что доводчик стекла у вас сработает.

После подготовительного этапа снимаем обшивку водительской двери (обшивка пассажирской двери остается на месте)



Рис.3. Снимаем обшивку водительской двери для установки доводчика.

И установить доводчик на дверь автомобиля как показано на фото.


Рис.4, Рис.5. Установка модуля доводчика на дверь водителя

Смотрим схему установки доводчиков.

Рис. 6 Схема подключения доводчика


Рис.7. Комментарии к схеме подключения доводчика стекла.

И схема электропроводки вашего автомобиля (как пример доводчик устанавливался на автомобиль ВАЗ 2114, нас интересует только фрагмент с самими стеклоподъёмниками и смотрим.


Рис.8 А фрагмент схемы электрооборудования автомобиля ВАЗ 2114, показана только сторона электрооборудования со стороны двери водителя

Красный провод с предохранителем 25 А подключаем к +12В, для этого подключаем к белый провод с черной полосой на любой из кнопок водительской двери см. фото


Подключаем черный провод к массе автомобиля. Или тупо к черному проводу, т.к. он соединяется с массой.


Белый/желтый провод и желтый провод подключаются к центральному замку вашего автомобиля.

Ищем провод, отвечающий за открывание стеклоподъемников дверей водителя и пассажира, и подключаем к ним в разрыв 4 провода.

«Прорывное соединение» означает, что провод разрезается пополам и соединение осуществляется со стороны кнопки и со стороны двигателя.

Оранжевый провод разрезаем пополам и подключаем к нему провода от доводчиков со стороны кнопки. Со стороны кнопки он зеленый с черной полосой, а со стороны моторчика зеленый провод для доводчика стекла.

Синий с черной полосой разрезаем пополам и подключаем к нему провода от доводчиков со стороны кнопки. Со стороны кнопки она синяя с черной полосой, а со стороны мотора идет синий провод для доводчика стекла.

За что я люблю русский автопром- за то что в наших машинах огромный простор для творчества! Недавно приобрел ВАЗ 2114 и началось…

Сегодня хочу рассказать вам о стекле поближе. Конечно, можно было пойти и купить готовый модуль за 400 рублей, а то и дешевле… но это не про нас! Кроме того, хотелось реализовать автоматическое полное открывание и полное закрывание с помощью штатной кнопки стеклоподъемника.
Алгоритм работы следующий: хотим полностью открыть (закрыть) окно — кратковременно нажимаем кнопку открытия (закрытия). Если нужно установить стекло в среднее положение — держишь кнопку, стекло идет, отпускаешь — останавливается. И конечно подключаем все это дело к сигналке. Ставим на караул — и радуемся.

На рисунке 1 представлена ​​схема штатного подключения стеклоподъемников передних дверей автомобиля ВАЗ 2114.

Рисунок 1.

При нажатии кнопки открывания окна контакты 2 и 7 замыкаются и подают +12В на электродвигатель стеклоподъемника. При этом контакты 1 и 6 кнопки остаются замкнутыми и подключают электродвигатель стеклоподъемника к массе автомобиля. Стекло открывается.
При нажатии кнопки закрытия окна контакты 1 и 2 замыкаются и подают +12 В на электродвигатель стеклоподъемника. При этом контакты 3 и 7 кнопки остаются замкнутыми и подключают электродвигатель стеклоподъемника к массе автомобиля. Стекло закрыто.

На рис. 2 показана схема подключения доводчиков без подключения к охранной сигнализации. Каждая дверь имеет свой модуль.


Рисунок 2.

Теперь при нажатии кнопки открывания окна на модуль доводчика подается +12В и, в зависимости от времени удержания кнопки, модуль доводчика подает +12В на мотор стеклоподъемника для пока кнопка нажата и удерживается или пока окно полностью не откроется. При необходимости полностью открыть окно необходимо кратковременно нажать (длительность импульса +12В на входе модуля до 0,2 сек) кнопку открывания. При нажатии и удержании кнопки стеклоподъемник работает почти нормально — окно открывается до тех пор, пока кнопка нажата. «Почти» потому что движение стекла начинается с задержкой в ​​0,2 секунды после нажатия на кнопку.
То же самое касается закрытия окна.
Когда окно движется в режиме полного открытия или закрытия, кратковременно нажмите кнопку противоположного направления, чтобы остановить движение.
При достижении крайних положений движение стекла возможно только в обратном направлении.

На рис. 3 показана схема подключения модулей доводчика и модуля согласования с противоугонной сигнализацией. Соответствующий модуль находится в двери водителя.


Рисунок 3

На рис. 4 показана принципиальная схема модуля доводчика.


Рисунок 4

Модуль драйвера.

Описание работы.
Основой устройства является микроконтроллер ATTiny13. Порты PCI2 и PCI3 работают в режиме прерывания при любом изменении логического уровня на них. Контроль крайнего положения стекла определяется по току электродвигателя стеклоподъемника герконовым реле К3. Контакты реле подключены к выводу INT0 внешнего прерывания контроллера. Вывод INT0 подтягивается до +5 В внутренним резистором порта. В любом случае движение стекла ограничено временем 4,3 секунды (Если на вашем авто время подъема превышает 4,3 секунды, то я исправлю прошивку). Чтобы исключить влияние пускового тока, внешнее прерывание отключается на период 0,65 секунды после запуска двигателя.

Конструкция и детали.
Схема модуля собрана на односторонней печатной плате, помещенной в пластиковый корпус. Фото 1, 2 и 3.


Фото 1.


Фото 2.


Фото 3.

Предохранители контроллера ATTiny13 по умолчанию. Резисторы, конденсаторы — любые. Транзисторы — любые на ток от 100мА. Стабилитроны, диоды — любые маломощные. Реле на 12В, 10А минимум. Можно использовать автомобильный пятиконтактный. Корпус — любой. Плата выполнена под корпус Г-1015. Геркон — любой. Для КЭМ-2 и стеклоподъемников моей машины обмотка реле оказалась на 3,5 витка. Количество витков выбирается при настройке. Обмотка выполнена медным эмалированным проводом 0,6…0,8 мм.

Настройка.
После сборки необходимо проверить качество пайки, проверить напряжение питания контроллера, прошить контроллер. Далее необходимо установить текущий порог реле. Подключаем все к машине, убеждаемся, что стекло двигается при нажатии кнопок. Если он движется в неправильном направлении, поменяйте местами провода двигателя.
С помощью вольтметра измерьте напряжение на электродвигателе стеклоподъемника. После нажатия на кнопку стекло начнет подниматься (опускаться), вольтметр покажет напряжение. При достижении конечного положения напряжение должно немедленно исчезнуть. Если оно не исчезнет, ​​то реле тока не сработало. Необходимо добавить виток в катушку реле и повторить процедуру.
Также может случиться так, что реле будет иметь ложные срабатывания (в основном при поднятом стекле). Затем необходимо снять катушку с катушки реле и еще раз проверить работу стеклоподъемников. После всех настроек нужно «погонять систему» ​​и убедиться, что она работает корректно.

У кого нет сигнализации, может дальше не читать 🙂

Модуль согласования сигнализации.

Описание работы.
Согласующий модуль, конечно, громкое название для устройства из 3-х частей…
На рис. 5 показана принципиальная схема согласующего модуля.

Рисунок 5

Модуль согласования представляет собой реле, которое переключает свои контакты на время до 0,2 секунды, когда автомобиль поставлен на охрану. Существует два способа подключения модуля:
— Если при постановке на охрану используется положительный сигнал (при постановке на охрану появляется +12В на выходе сигнализации), то вывод 2 согласующего модуля подключается к массе ТС, а вывод 1 к положительный сигнал тревоги. Можно использовать выход сигнализации на электрозамок (если не ЦЗ), на котором появляется +12В при постановке на охрану, выход на реле дополнительных замков и т. д.
— Если использовать отрицательный сигнал при постановке на охрану (при постановке на охрану тревожный выход «притягивается» к массе, выход исправен), то пин 1 интерфейсного модуля подключается к +12В, а пин 2 к минусовой тревоге выход. Обычно это релейные выходы для дополнительных блокировок.
Сигнал может быть как временным — присутствовать какое-то время после постановки на охрану, так и постоянно присутствовать при постановке на охрану.

Конструкция и детали.
Схема модуля собрана на односторонней печатной плате, помещенной в пластиковый корпус. Фото 4 и 5.


Фото 4.


Фото 5.

Настройка.
После сборки необходимо проверить работу доводчиков от модуля интерфейса сигнализации. При необходимости подберите конденсатор.

П.С.
За все последствия, связанные с установкой и использованием данной конструкции, автор ответственности не несет!
Все, кто повторил эту конструкцию, должны понимать, что доверяют свой автомобиль, а также свое имущество, находящееся в салоне, «микромозгу осьминога»…
И кто знает, что ему в килобайтную голову взбредет. .. 🙂

P.P.S. Работу доводчиков зимой еще не проверял…
P.P.P.S Убери от динамиков, а то глюки ловишь…
P.P.P.P.S. Иногда доводчик пассажирского окна подключался из-за помех, создаваемых мотор-редуктором стеклоподъемника. Вылечилось установкой неполярного конденсатора емкостью 1 мкФ на колодку, идущую на мотор-редуктор стеклоподъемника.

Прошивка и печать включены.

Электронный доводчик – это специальный электронный механизм, который автоматически закрывает окна при нажатии кнопок. Использование таких устройств значительно облегчает жизнь автовладельцу. В последнее время он стал очень популярен среди владельцев иномарок и отечественных автомобилей. Объяснить это требование нетрудно. Согласитесь, неприятно возвращаться на стоянку за машиной, когда вдруг вспоминаешь об открытых окнах, которые могут стать приманкой для злоумышленников.

При постановке автомобиля на сигнализацию подъемник самостоятельно определяет их текущее положение и «подвозит» их вверх. Если в машине открыто сразу несколько окон, каждое из них закрывается по очереди — сначала переднее левое, затем правое и так до последнего открытого окна. Кстати, сам автовладелец может регулировать скорость подъема. Но, как правило, стекло закрывается минимум за 3 и максимум за 6 секунд, не больше.

Кто он?

Внешне представляет собой небольшой электронный механизм с черным пластиковым корпусом и несколькими проводами, которые с одной стороны подключаются к механизму регулировки, а с другой к аккумулятору. Внутри корпуса находится небольшой чип, который в нужный момент подает сигнал на электродвигатель подъемника.

Несмотря на то, что стеклянный доводчик имеет небольшие размеры и выполняет примитивные функции, схема его электронного устройства очень сложна. Вот он показан на рисунке.

Что еще может сделать оконный доводчик?

Благодаря этому устройству значительно снижается нагрузка на сам механизм открывания окна. Двери, оснащенные такими доводчиками, закрываются плотнее, что позволяет сохранять постоянную температуру воздуха в салоне. Также стоит отметить, что после установки этих устройств в автомобиль проникает гораздо меньше пыли и грязи.

Многофункциональный стеклоподъемник

Эти устройства являются одними из самых популярных среди российских автомобилистов. В основном такие доводчики устанавливаются на импортные дорогие автомобили, однако они есть в продаже, и установить их можно хоть на 30-летнюю «классику». Это устройство выполняет не одну, а ряд функций, чем и объясняется его популярность. Среди основных стоит выделить следующие:

Доводчик стекла — цена

В среднем такое устройство можно приобрести за 1000-1500 руб. Такая стоимость вполне оправдана, учитывая, насколько доводчик облегчает жизнь водителю.

На рынке автоаксессуаров сейчас можно найти разнообразные импортные устройства. Наиболее популярным среди них стало устройство управления движением автомобильных стекол. . Этот компонент электрической цепи автомобиля является своеобразным автоматическим механизмом подъема лобового стекла, когда автомобиль поставлен на охранную сигнализацию. Цены на эти устройства достаточно высоки.

При желании оборудовать собственный автомобиль таким устройством с дополнительными функциями, такими как блокировка работы устройства при открытых дверях, при подсветке замка зажигания, при наличии препятствия на пути закрывающегося окна. В статье описана схема разработки такого устройства своими руками.

Электрический доводчик, который показан на рис. 1, предназначен для последовательного закрывания всех четырех окон автомобиля, а также люка. Система активируется, когда автомобиль поставлен на охранную сигнализацию.

Принцип работы схемы довольно прост. Короткий электрический импульс длительностью всего одну секунду поступает с выхода блока охранной сигнализации и управляет центральным замком автомобиля. В зависимости от стандартов, по которым изготовлен автомобиль, активный уровень сигнала для управления центральным замком автомобиля может быть использован как положительный импульс с напряжением +12 В, так и отрицательный импульс относительно общего провода. Поэтому в зависимости от полярности управляющего импульса доводчик имеет специальный разъем Х2, через который проходит импульс.

На рисунке представлена ​​схема стекол электродоводчика, построенных на микроконтроллере PIC16F84A:

Сигнальный провод, управляющий центральным замком отпирания дверей, а также сигнализацией, подключается к входу прерывания доводчика. На схеме показаны контакты (5 и 2, разъем X2). Активный сигнал для каждого из этих входов представляет собой положительный или отрицательный импульс.

Для обеспечения возможности аварийного прекращения работы доводчиков необходимо сигнальный провод, используемый для отпирания центрального замка, подключить к соответствующему вводу, отвечающему за прекращение работы силового окна. Отклонением сигнала на подъем стекол могут быть сигналы, поступающие от: замка зажигания (когда ключ находится в первом положении и подключен аккумулятор), а также от выключателей, установленных на дверях (когда дверь открыта , сигнал, поступающий от концевых выключателей, посылает отрицательный сигнал и отменяет действие). Использование этой функции возможно при правильном подключении замка зажигания к соответствующим контактам доводчика. В случае замка зажигания с подсветкой необходимо подключить сигнальный провод от двери к контакту 1 разъема Х2. Дополнительные электрические элементы необходимо подключить к доводчику, как показано на рис. 3.

Электродвигатели модуля, отвечающего за управление подъемом стекол автомобиля, отключаются при наличии электрического импульса, возникающего в результате прекращения коллекторного шума электродвигателя, установленного в каждой двери из машины. Этот шум можно измерить с помощью осциллографа.

На рисунке показан этот шум с входными данными (амплитуда сигнала -10 мкВ/дел и временной интервал -5 мс/дел). Электродвигатель аппарата отключается при непрерывной работе в течение 9с.

Процесс доводчика

Устройство работает следующим образом. При поступлении сигнала от блока управления сигнализацией через контакты К1.1 и реле К1 происходит подача питания на электродвигатель стеклоподъемника на время, равное 0,75 с. Последние 0,25 с микроконтроллер DD2 измеряет уровень частоты сигнала шума коллектора, который усиливается на двигателе с помощью элемента DD1.5.

Транзисторы на линейный участок входной характеристики переводит резистор R2. Элемент DD1.2 создан как буфер для усиления сигнала, поступающего на вход микроконтроллера DD2. Реле, питающее двигатель, остается включенным, когда частота шума превышает 480 Гц. – электродвигатель находится в рабочем состоянии.

Двигатель привода остановлен, то в этом случае при поднятии стекла до упора реле К1 отпускает якорь, прекращается подача питания на электродвигатель. При этом срабатывает реле К2. Описанный алгоритм работы системы повторяется до тех пор, пока микроконтроллер не проверит состояние закрытия окон всех дверей и люка автомобиля. Для того чтобы двигатель стеклоподъемника вышел на устойчивый режим работы после подачи на него напряжения, в схеме предусмотрена задержка 0,5 с перед началом измерения частоты шума. В том случае, если стеклоподъемник поднят до предела, отсутствует шум коллектора из-за работы электродвигателя, то соответствующее реле отключает подведенное к нему напряжение. Данная процедура проводится с каждой дверью автомобиля. В любом случае время работы каждого электродвигателя доводчика не превысит 9с.

При отключении автомобиля от охранной сигнализации на вход прекращения работы доводчика подается сигнал, поступающий от блока управления охранной сигнализацией. Затем микроконтроллер DD2 начинает выполнять процедуру прерывания, которая посылает сигнал на останов моторов стеклоподъемников. После выполнения всех вышеперечисленных действий программа переходит в режим ожидания нового импульса.

Разъем X1 необходим для подключения источника питания, в данном случае аккумулятора. Доводчик должен быть подключен к бортовой сети автомобиля через предохранитель на 20 А. Силовые провода должны быть медными, удельным сечением 1,5 кв.мм. В цепи устройства необходимо использовать предохранитель по той причине, что электродвигатели электростеклоподъемников потребляют значительный ток, до 10 А. В проводке автомобиля происходит резкое изменение тока при включении электродвигателей модуля управления электростеклоподъемниками.

Классическая схема подключения электродвигателей к системе управления модуля доводчика представлена ​​на рис.2. Контакты разъема Х3 необходимо соединить с разрывом проводов питания электродвигателей. Провод подвижного контакта реле подключаем напрямую к электродвигателю, а сам замкнутый контакт к кнопке включения.

На рисунке показана схема подключения модуля доводчика к двигателю стеклоподъемника:

В случае изменения схемы управления стеклоподъемником, чтобы при нажатии штатной кнопки подавался отрицательный сигнал источника питания к электродвигателю, то каждое реле электродвигателя должно быть подключено к бортовой сети автомобиля.

Линия RB1 (вывод 7), которая подключена к микроконтроллеру DD2, управляющему электродвигателем люка. Схема включена в модуль доводчика как опция. Для того, чтобы иметь возможность его использовать, необходимо дополнить схему доводчика дополнительным транзистором и реле. Подключаем реле так же, как и другие исполнительные реле.

Линия RA1 (контакт 18) может использоваться для подсветки замка зажигания при открытых дверях автомобиля, а также в течение 6 секунд после их закрытия. На рис. 3 показана схема дополнительной опции, которая должна быть реализована в существующем модуле стеклоподъемников. Вместо лампы накаливания HL1, пришедшей на смену подсветке, можно установить подходящую по цвету и характеристикам светодиодную. Анод светодиода необходимо подключить к точке подключения базы, катод к точке подключения эмиттера. Для того чтобы получить требуемую яркость светодиода, нужно подобрать номинал резистора R1, как показано на рис. 3.

Схема светодиодной подсветки замка зажигания:

При установке на различные модели автомобилей может потребоваться подбор номинала резистора R2. Тесты модуля управления стеклоподъемниками автомобиля Honda прошли без ложных срабатываний. Элементы схемы C1R1R2 устройства подобраны наилучшим образом.

На приборной панели также необходимо установить тумблер, отключающий весь модуль от питания. Водитель будет использовать его зимой, когда нет необходимости открывать окна. Тумблер отключает функцию подсветки замка зажигания.

Схема устройства на базе микроконтроллера PIC16F84A-04I/P и стабилизатора напряжения 78L05. В схеме возможно использовать любой стабилизатор, рассчитанный на 5 вольт. Реле — БС-115с, отечественный аналог — реле 711.3747-02 с возможностью регулировки размера печатной платы и ее рисунка. Микросхему CD4049 можно заменить на аналог К561ЛН2. Микросхемы способны выдерживать напряжение, превышающее мощность питания микросхемы. Стабилитрон 1N4734A можно заменить на КС156А, а 1N4744А на отечественный аналог КС515А. Стабилитрон VD5 предназначен для снижения уровня скачков напряжения в бортовой сети автомобиля. VD4 защищает элементы схемы от механических или электрических повреждений стабилизатора DA1. При нормальной работе эти стабилитроны находятся в закрытом состоянии.

Печатная плата имеет размер 55 мм x 100 мм. Плата установлена ​​в пластиковую коробку, подходящую по размеру схемы, и приклеена горячим клеем.

ZX-Spectrum_Ленинград-2

Восстановил одного из моих «друзей детства» — Ленинград-2. Когда я впервые включил его, он был белым. После перепайки линии РУ5 ​​и процессора без ПЗУ появился матрас. Я прошил ПЗУ K573RF6 классическим Бейсиком «(c)1982 Sinclair Research Ltd.» Подключил клавиатуру. Работает. Была эпопея при подключении к телеку. Но все закончилось благополучно — подключил к телевизору по схеме из какого-то Ленинграда.
Программы загружаются с магнитофона. Отлично сыграл… Пришлось повозиться с подключением магнитолы — скорее всего накрылся входной драйвер на К561ЛН2. Поэтому была спаяна схема загрузки программ с магнитолы от схемы Балтик

Ленинград-2/верх

плата/низ

Как это выглядело в сборе с расширенной/дублированной клавиатурой

Схема загрузки программ с магнитофона со схемы белорусского клона ZX-Spectrum — «Балтик»

Подключение к телевизору


Этот контроллер был подключен к моему Балтику очень давно. В Минске эти контроллеры и ПЗУ 27256 с ПЗУ-Диском, прошитые под СР/М, продавал кооператив Сонет. Они были тогда за Бангалор-сквер, на какой-то улице, название которой я даже не помню. Я был у них тогда, взял контроллер и ПЗУ. Этот контроллер работал у меня довольно долго, пока я не перешел на TR-DOS. Прошивки ПЗУ для этого контроллера нет, схема подключения давно утеряна, а TR-DOS менее экзотичен, чем CP/M. Маленький зверек остался лежать.

Подключено С-48 — контроллер TR-DOS и плата расширения С-1. У меня давно прошитый РОМ 27512 — буду пользоваться. Так же пришлось спаять схему заблокированных записей на странице «0». В ходе отладки выяснилось, что Ленинград-2 очень чувствителен к микросхемам памяти — 565РУ5, точнее к букве. В детстве паял РУ5Г, но тогда это был стандартный Ленинград-2-48к. Дальше все стабильно работало, не глючило, не глючило. Впаяв еще 565РУ5Г на втором этаже, глюки вылезли отовсюду. Кроме того, мне пришлось буферизовать и при этом несколько задержать сигнал RAS — я установил два логических элемента 1533LL1 один за другим. Покопавшись, заменил все RU5G на RU5B — и о чудо, почти все вылечилось. Нужно было только задержать один сигнал емкостью 12 пиков — 12ДД4 по схеме Ленинград-2. Продолжать идти…

КП/М. Топ

КП/М. Низ

РУ5 замена

Новый РУ5

Новый РУ5

Оперативная память 128к + AY/YM

ТР-ДОС С-48

ТР-ДОС С-48. Нижний

Ленинград-2

Сначала я подключил TEAC 5.25 к контроллеру TR-DOS, но дискеты, которые я записывал в детстве, не читались, ну что-то, конечно, читалось, но не все. После этого подключил 3.5 диск, благо онлайн игр на спеку навалом. По умолчанию почти в 100% случаев диск 3.5 установлен на «В». Чтобы не менять диск каждый раз при входе в TR-DOS, я припаял один провод на плате дисковода, и он стал «А». После этого турбированный 1818ВГ93, т.е. приводные головки всего в 2 раза быстрее перемещаются при позиционировании.

Это устройство позволяет подключить стандартную клавиатуру AT к ZX-Spectrum. Принципиальная схема взята с форума http://zx.pk.ru. Я использовал ATTiny2313 с кварцем на 20МГц. Предохранители ставил так:

—————————————————-
Имя ! По умолчанию ! УСТАНОВЛЕН ! РЕЖИМ
————————————-
CKSEL0! на ! выключенный !\
CKSEL1 ! выключенный ! выключенный ! > — кв. внешний
CKSEL2 ! на ! выключенный ! /
CKSEL3 ! на ! выключенный !/
SUT0    ! на ! выключенный !
SUT1    ! выключенный ! выключенный !
ОТКАЗ ! выключенный ! выключенный !
CKDIV8 ! на ! выключенный !
RSTDISBL ! выключенный ! выключенный !
БОДЛЕВЕЛ0 ! выключенный ! на !\
БОДЛЕВЕЛ1 ! выключенный ! на ! > — 4,3 В
БОДЛЕВЕЛ2 ! выключенный ! выключенный !/
ВДТОН ! выключенный ! выключенный !
ШПИЕН ! на ! на !
ИЗБЕЖАТЬ! выключенный ! выключенный !
ДВЕН ! выключенный ! выключенный !
САМООБРАБОТКА ! выключенный ! выключенный !
——————————————————
Однако мне пришлось буферизовать адресную шину, подключенную к контроллеру. Буфер выполнен на К1533АП5.

Схема контроллера клавиатуры ZX-Spectrum

Плата контроллера, проводка

Плата контроллера, вид снизу

Плата контроллера, вид сверху

Плата контроллера, вид сбоку

Убираем Бейсик и калькулятор с ПЗУ 27512, прошиваем туда Quick Commander и вызываем его одной кнопкой. Правда добавили еще три микросхемы 1533, но это не проблема. Когда вызывается Quick Commander, он загружается и читает дискету, если она там есть. Схема и прошивка от Прусака . После подачи напряжения питания сразу входим в TR-DOS, без меню:

В ПЗУ-диске

используется микросхема ПЗУ АМ27С010 (32 контакта). Вместо второй панели под оригинальную ПЗУ впаяна 32-контактная панель, в которую вставлена ​​ПЗУ 27С010 ПЗУ-Диска. Первые два вывода (1, 2) и два последних (31, 32) отгибаются в стороны, к ним припаивается провод МГТФ. Плата имеет защитную ленту. Сшила 5 игрушек. Вызов меню ROM-Диска — нажатием отдельной кнопки. Схема и прошивка от Prusak.

Меню ROM-диска

2 конфеты

Схема подключения ROM-Диска находится ниже на странице… А также некоторые дополнительные схемы.

Схема подключения телевизора находится вверху страницы. Выходные резисторы (27 Ом) заменены на 300 Ом. Я сделал печатную плату для этого адаптера. На этой же платке красивая схема микширования сигнала BEEP (вывод спектрального звука) в оба канала YM2149F.

Видео

Аудио

Плата видео и аудио

Плата видео и аудио

Плата видео и аудио

Плата контроллера, вид сбоку

Выбор ПЗУ

Буфер RAS

27С512 (ПЗУ1) подключение

IORQ

КР1818ВГ93 турбо режим

Запрет записи в «0» страницу

Буфер А8-А8. Используется при подключении контроллера клавиатуры PS/2

Схема ПЗУ-Диска и теневого ПЗУ. Часть схемы, использованная в «Моддинге ПЗУ» (выше на странице)

Кроме того, необходимо сделать несколько соединений:
1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *