Катушка зажигания схема. Катушка зажигания: принцип работы, типы, схемы подключения и неисправности

Как устроена и работает катушка зажигания в автомобиле. Какие бывают типы катушек зажигания. Как правильно подключить катушку зажигания. Какие неисправности могут возникнуть с катушкой зажигания и как их диагностировать.

Содержание

Принцип работы катушки зажигания

Катушка зажигания представляет собой автотрансформатор, преобразующий низкое напряжение бортовой сети автомобиля (12 В) в высокое напряжение (до 30-40 кВ), необходимое для образования искры на свечах зажигания. Принцип работы катушки зажигания основан на явлении электромагнитной индукции.

Основные элементы конструкции катушки зажигания:

  • Первичная обмотка — содержит 100-150 витков толстого медного провода
  • Вторичная обмотка — содержит 15000-30000 витков тонкого медного провода
  • Железный сердечник — усиливает магнитное поле
  • Корпус с изолирующей крышкой
  • Трансформаторное масло — для охлаждения

При подаче тока на первичную обмотку вокруг нее создается магнитное поле. При резком отключении тока это поле исчезает, наводя во вторичной обмотке высокое напряжение. Чем быстрее происходит отключение тока, тем выше генерируемое напряжение.


Типы катушек зажигания

В современных автомобилях используются следующие основные типы катушек зажигания:

1. Общая (распределительная) катушка зажигания

Применяется в системах с механическим или электронным распределителем зажигания. Одна катушка обслуживает все цилиндры двигателя. Высокое напряжение распределяется по свечам через распределитель и высоковольтные провода.

2. Индивидуальная (независимая) катушка зажигания

Устанавливается отдельная катушка на каждую свечу зажигания. Обеспечивает более стабильное искрообразование. Не требует высоковольтных проводов.

3. Сдвоенная (двухвыводная) катушка зажигания

Одна катушка обслуживает две свечи зажигания. Применяется в системах с прямым (независимым) зажиганием. Позволяет уменьшить количество катушек при сохранении преимуществ индивидуальных систем.

Схема подключения катушки зажигания

Схема подключения катушки зажигания зависит от типа системы зажигания автомобиля. Рассмотрим основные варианты:

Подключение общей катушки зажигания:

  • Клемма «+» первичной обмотки — к «+» аккумулятора через замок зажигания
  • Клемма «-» первичной обмотки — к коммутатору или модулю зажигания
  • Центральный высоковольтный вывод — к распределителю зажигания

Подключение индивидуальной катушки зажигания:

  • Клемма «+» — к «+» аккумулятора через замок зажигания
  • Клемма «-» — к блоку управления двигателем
  • Высоковольтный вывод — напрямую к свече зажигания

Подключение сдвоенной катушки зажигания:

  • Питание «+» — к «+» аккумулятора через замок зажигания
  • Управляющий провод — к блоку управления двигателем
  • Два высоковольтных вывода — к двум свечам зажигания

Неисправности катушки зажигания

Основные признаки неисправности катушки зажигания:


  • Затрудненный пуск двигателя
  • Перебои в работе двигателя, нестабильный холостой ход
  • Потеря мощности, особенно при разгоне
  • Повышенный расход топлива
  • Появление дыма из выхлопной трубы

Причины возникновения неисправностей катушки зажигания:

  • Старение и разрушение изоляции обмоток
  • Межвитковое замыкание в обмотках
  • Пробой высоковольтного изолятора
  • Нарушение герметичности корпуса
  • Выход из строя электронных компонентов (для катушек со встроенным коммутатором)

Диагностика катушки зажигания

Для проверки работоспособности катушки зажигания можно использовать следующие методы:

1. Визуальный осмотр

Проверьте катушку на наличие внешних повреждений, следов перегрева, подтеков масла. Осмотрите высоковольтные выводы на предмет нагара и трещин.

2. Проверка сопротивления обмоток

С помощью мультиметра измерьте сопротивление первичной и вторичной обмоток. Сравните полученные значения с данными производителя.

3. Проверка искрообразования

Снимите высоковольтный провод со свечи и поднесите его на расстояние 5-7 мм к массе двигателя. При прокручивании стартером между ними должна проскакивать мощная искра.


4. Диагностика с помощью осциллографа

Позволяет детально оценить форму и параметры выходного сигнала катушки зажигания. Требует специального оборудования и навыков.

При обнаружении неисправности катушку зажигания необходимо заменить. Самостоятельный ремонт в большинстве случаев невозможен из-за особенностей конструкции.


Катушка зажигания: схемы и типы

Главная

»   Информация

»   Статьи

»   ЗАПЧАСТИ

»   Электро оборудование

»   Двигатель электрооборудования

»   Катушка зажигания: схемы и типы

  • 15476 просмотров

Посмотреть катушку зажигания в каталоге «АВТОмаркет Интерком»

Задать вопрос специалисту нашей компании

Катушка зажигания нужна для того, чтобы преобразовывать ток из низкого напряжения в высокий. Ток низкого напряжения через прерыватель переходит в первичную обмотку катушки. Далее появится ток высокого напряжения, который переходит через распределитель зажигания к свечам зажигания, где он создает воздушный зазор между электродами.

 Катушка зажигания является самой главной деталью системы зажигания, потому что в ней создается высокое напряжение. Катушка зажигания применяется во многих системах зажигания автомобиля: контактной, бесконтактной, электронной. Многие водители считают катушку зажигания трансформатором с двумя обмотками.

  Катушки зажигания разделяются на следующие типы:

 •общая катушка зажигания;

 •индивидуальная катушка зажигания; 

 •сдвоенная катушка зажигания.

  Общая катушка зажигания используется в контактной, бесконтактной системах зажигания и электросистеме зажигания с распределителем.

Схема катушки зажигания

 Катушка зажигания устроена следующим образом. Она соединяет две обмотки – первичную и вторичную. В первичной обмотке находится от 100 до 150 витков толстой медной проволоки. Для того, чтобы не было высоких скачков напряжения и неожиданного короткого замыкания проволоку изолируют. У первичной обмотки есть 2 низковольтных вывода на крышке катушки зажигания.

 Вторичная обмотка имеет от 15 000 до 30 000 витков тонкой медной проволоки. Вторичная обмотка располагается внутри первичной обмотки. Одна сторона вторичной обмотки объединена с минусовой клеммой первичной обмотки, другой конец – с центральной клеммой на крышке, которая отпускает высокое напряжение.

 Для того, чтобы усилить магнитное поле, обмотки находятся около железного сердечника. Обмотки вместе с сердечником расположены в корпусе с изолирующей крышкой. Для того, чтобы не было токового нагрева катушка заполнена специальным трансформаторным маслом.

 Главными свойствами катушки зажигания являются сопротивление обмоток, которые являются различными для каждой модели. К примеру, сопротивление первичной обмотки составляет порядка 3-3,5 Ом, вторичной обмотки – 5000-9000 Ом. Значительное отклонение величины сопротивления обмотки от нормативного значения говорит о том, что необходимо провести ее ремонт или замену.

 Основа работы катушки зажигания — это появление во вторичной обмотке высокого напряжения при прохождении по первичной обмотке импульса тока низкого напряжения.

При прохождении через первичную обмотку тока появляется определенное магнитное поле. При отсечке тока магнитное поле создает во вторичной обмотке ток высокого напряжения, который выходит через центральную клемму катушки и через распределитель переходит к свечам зажигания автомобиля.

 Индивидуальная катушка зажигания используется в электронной системе прямого зажигания. Как и общая катушка зажигания, у нее первичная и вторичная обмотки. Здесь, наоборот, первичная обмотка располагается внутри вторичной. В первичной обмотке есть внутренний сердечник, а вокруг вторичной – внешний сердечник.

 В индивидуальной катушке зажигания могут быть электронные компоненты воспламенителя. Высокое напряжение, которое появляется во вторичной обмотке, передается прямо на свечу зажигания автомобиля через наконечник, который включает стержень высокого напряжения, пружину и изолирующую оболочку. Для скорого отсекания тока высокого напряжения во вторичной обмотке применяют диод высокого напряжения.

 Сдвоенная катушка зажигания называют двухвыводной катушкой зажигания, которая применяется во многих конструкциях электронной системы прямого зажигания в автомобиле. Сдвоенная катушка имеет 2 высоковольтных вывода, которые приводит к тому, что цилиндры получают синхронную искру в одно время. При этом только один цилиндр находится в конце такта сжатия. В другом цилиндре искра появляется вхолостую в момент, когда отработавшие газы выпускаются.

 Двухвыводная катушка зажигания имеет разное соединение со свечами зажигания:

• через провода высокого напряжения;

• одна свеча – напрямую через наконечник, другая – через провода высокого напряжения.

 В итоге, две двухвыводные катушки могут объединяться в единый блок, который называют – четырехвыводная катушка зажигания.

 Катушку зажигания на ваз или иномарку можно купить в магазинах «АВТОмаркет Интерком» или заказать через интернет-магазин на нашем сайте.

+7 (351) 240-85-85 Многоканальный

+7 (351) 220-18-88 Интернет-магазин

Катушка зажигания – схема подключения, неисправности и их причины + видео » АвтоНоватор

Когда вы заметили, что сильно греется катушка зажигания, немедленно следует провести диагностику данного элемента. Ведь он играет огромную роль в работе всей системы зажигания, именно про это мы и поговорим чуть ниже, а также научимся устранять неполадки.

Определяем, почему греется катушка зажигания

Основная функция катушки заключается в преобразовании низковольтного напряжения, которое поступает от генератора или же аккумуляторной батареи, в высоковольтное. Происходит же генерация высоковольтных электрических импульсов на свечах. Схема подключения катушки зажигания обеспечивает определенный механизм работы: при включении стартера, благодаря контактному диску, включается добавочное сопротивление, это приводит к возрастанию тока, проходящего через первичную обмотку, и, как следствие, повышается напряжение вторичной обмотки, что способствует надежному воспламенению рабочей смеси.

Неисправности катушки зажигания можно заметить по следующим признакам. Прежде всего, если она имеет высокую температуру при выключенном моторе. Причиной такого симптома может послужить поворот ключа в активное положение на довольно длительный период при выключенном двигателе. Следующим тревожным признаком является короткое замыкание, когда движок не запускается вообще, при этом появляется запах горелой изоляции и сильный нагрев замка, а также стартера. В этом случае необходим ремонт и замена катушки зажигания.

Понять, что срочно необходима диагностика, помогает и нестабильная работа автомобиля. Он начинает дергаться при движении на скоростях, превышающих 60 км/ч, а при длительной остановке, например в пробке, может вообще пропасть искра, тогда проверка катушки зажигания должна следовать как можно скорее.


Чем обусловлены неисправности катушки зажигания?

Если ключ повернут в активное состояние, но пока что при неработающем двигателе, это приводит к чрезмерному нагреву изоляции обмоток бобины, и, как следствие, она пересыхает и осыпается.

Таким образом, провода остаются оголенными, что и способствует возникновению короткого замыкания. Кроме того, подвержен старению и силикон, из которого изготовлены наконечники катушек зажигания, что способствует возникновению утечек, и двигатель «троит».

Как проверить катушку зажигания – основные методы

В принципе определить причину можно и самостоятельно, так как проверить работоспособность катушки зажигания довольно просто. Для этого необходимо снять ее. В зависимости от модели машины, искать ее следует в районе двигателя, а именно, блока цилиндров. Чтобы не навредить электрике, отсоедините минусовой провод с АКБ и разъем на катушке. Далее надо схематически зарисовать на бумаге, как именно она была установлена и, конечно же, подключена. Больше всего интересуют высоковольтные провода, вот их схема крайне важна, зарисовав ее, снимите их клеммы с катушки.

Остается открутить четыре болтика, и деталь снята. Затем осуществите визуальный осмотр на дефекты и сколы, их не должно быть. Также очистите ее корпус от грязи, ведь она способствует возникновению больших утечек напряжения. Для того чтобы проверить бобину на обрывы, необходимо знать, как прозвонить катушку зажигания, для этого вам понадобится только лишь омметр (одна его клемма подключается на вход обмотки, вторая – на выход). Сначала прозвоните первичную, а затем вторичную обмотки. Сопротивление на первой должно быть гораздо ниже, чем на второй.

  • Автор: Егор